Песнь моря

Юрта

Воевали с эскимосами

Чукчи всегда были умелыми воинами. Представьте себе, сколько храбрости необходимо, чтобы выходить в океан на лодке и нападать на моржей? Впрочем, не только животные становились жертвами представителей этого народа. Они часто совершали грабительские походы на эскимосов, перебираясь в соседнюю Северную Америку через Берингов пролив на своих лодках, сделанных из древесины и моржовых шкур.

Из военных походов умелые воины привозили не только награбленное добро, но и рабов, отдавая предпочтение молодым женщинам.

Интересно, что в 1947 году чукчи в очередной раз решили пойти войной на эскимосов, тогда лишь чудом удалось избежать международного конфликта между СССР и США, ведь представители обоих народов официально являлись гражданами двух супердержав.

Слайд 11 В самую длинную ночь

( 21 – 22 декабря) происходило восхождение ритуальной звезды Пэгытти на небесную сферу. Это звезда Альтаир в созвездии Орла. В это время чукчи собираются на ритуальный праздник, посвященный восхождению звезды Пэгытти. Было поверье: если встретишь Пэгытти с хорошими пожеланиями, то ваша заветная мечта в будущем году обязательно сбудется.Люди с древних времен заметили, что небесные светила оказывают влияние на земную жизнь. Поэтому оленные люди встречали Пэгытти с жертвоприношениями, наполняли маленькую кожаную миску жиром и кровью. Разжигали с помощью священной огнивной доски жертвенный костер. Исполняли песенные речитативы, содержащие наилучшие пожелания. После самой длинной ночи происходило постепенное нарастание дня.

Праздник Пэгытти

Карелы

К западу от лесного и болотистого Заволочья, на берегах Ладоги и Онеги, а также на территориях к северу от них расположена страна мелких озер и порожистых рек, которая сейчас называется Карелия. Когда с XI века новгородцы стали осваивать эти области, они встретили там финские племена карелов и лопарей (саамов).

Когда-то карелы обособились от вепсов и ушли с южного Приладожья на север. Их первые поселения со столицей Корелой в районе нынешнего Приозерска находились на Карельском перешейке. Славянские письменные источники впервые упоминают об этом народе в XII веке. Речь шла о столкновениях карелов с соседними племенами и об их участии в княжеских междоусобицах в составе новгородских войск. В 1143 году карелы воевали вместе с новгородцами против других финских племен под названием емь (хяме). Так что в те времена карелы были такими же союзниками славян, как весь.

В том же XII веке карелы успешно захватывали шведские города, причем в 1187 году им даже удалось разрушить столицу свеев Сигтуну. Однако в XIII веке они уже были не в силах тягаться с окрепшими шведами, которые успели завоевать территорию нынешней Финляндии и вовсю обращали там коренное население в католичество. Новгородцы же, пустив корни на землях карел, активно крестили их в православие. Ведь в то время у колонистов действовал принцип «чья вера, того и власть».

Среди насельников первых скитов и монастырей на этих территориях были и коренные жители. Один из монахов, основавших в XV веке известную Соловецкую обитель на одноименных островах в Белом море, был по национальности карелом. Известен он как Герман Соловецкий.

Соловецкий монастырь: 10 важнейших мгновений из истории великой обители

Лаврентьевская летопись даже указывает год крещения карелов: «В лето 6735 … Того же лета князь Ярослав Всеволодич, послав, крести множество корел, мало не все люди». С тех пор войны за эти территории между нашими предками и шведами не стихали вплоть до XVIII века.

В XIII веке карелы еще сохраняли родоплеменные отношения, проживая небольшими группами, хуторами с четко установленными границами. Как и у всех северных финно-угров, традиционными занятиями карел были охота и рыболовство, и только с приходом в их земли славян они стали использовать земледелие и скотоводство.

Как и на всем Русском Севере, русские миссионеры строили в погостах храмы, в результате чего вместо рода объединяющей силой становился приход, который исполнял функцию центра местного самоуправления. Здесь собиралась дань, устраивались суды, решались спорные вопросы, принимали присягу.

Административная власть Новгорода в Карелии окончательно утвердилась в 1277 году после похода князя Дмитрия Александровича, когда летопись фиксирует термин «Карельская земля». В городе Корела светскую власть представлял князь-наместник, а церковную — епископ.

Ореховецкий мирный договор между Новгородом и Швецией в 1323 году окончательно демаркировал русско-шведские границы. Карелы, оказавшись в составе владений Великого Новгорода, в течение двух следующих столетий приняли православие.

Верность этого народа православию подтвердил так называемый «исход карелов». В 1617 году Столбовский мир заставил их бежать из завоеванных шведами приладожских территорий. Именно тогда Карельский перешеек лишился карельского населения. Дело в том, что шведы, только что обратившиеся в лютеранство, показывали резкую нетерпимость к другим христианским конфессиям, в том числе и к православию.

В середине XVII века остатки карелов покинули Карельский перешеек. В результате территории нынешнего Всеволожского и Приозерского районов Ленинградской области, а также области вокруг Сортавалы и Питкяранты по приказу шведского правительства заселили финны. Карелам же были предоставлены земли для переселения на территории современной Тверской области. Кроме того, значительная их часть осела по пути в новгородских пределах.

В 1937 году постановлением Президиума ВЦИК был образован Карельский национальный округ с центром в Лихославле, который просуществовал всего 20 месяцев. В то время здесь проживали 140 000 карелов. В 1939 году округ был ликвидирован, а его руководителей и представителей национальной интеллигенции репрессировали. С тех пор начался период забвения, в течение которого ускорились процессы ассимиляции и утраты языка.

Согласно переписи 2010 года в России начитывается 60 815 карелов. Наибольшая часть проживает в Карелии (45 570 человек) и в Тверской области (7394 человек). В настоящее время их численность продолжает сокращаться. Если в 1939 году в СССР насчитывалось 252 716 карелов, то сейчас их меньше в четыре раза. В современной Карелии топонимы карельского происхождения составляют 47 % от их общего числа. 

6

Чудь заволоцкая

По участку суши между Онежским озером и Белоозером новгородцы тащили волоком свои суда, поэтому северные территории, располагавшиеся за этой местностью, они называли Заволочьем. Территория Заволочья расширялась по мере продвижения славян на север и северо-восток. Поначалу это были земли за ближайшим волоком озерного бассейна, потом область за рекой Онегой, затем за Двиной, по Вычегде, и, наконец, — бассейн Печоры.

Эти обширные пространства населяли финно-угорские племена, которых наши предки называли «чудь заволоцкая». Одни ученые отождествляют их с этносом емь, другие — с югрой. Старинные летописи и договоры отделяют чудь заволоцкую от ее восточных соседей. В бассейнах рек Вычегды и Печоры жили зыряне (нынешние коми), пермяки, вотяки (нынешние удмурты), а также югры, чьи ближайшие родственники ханты и манси сохранились к востоку от Урала.

Женщины на свадьбе изображают лошадь и всадника. Фото с сайта wikimedioc.com

Преподобный Нестор Летописец в «Повести временных лет» одним из первых перечислил северных соседей: «А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова, ливы, — эти говорят на своих языках, они — от колена Иафета и живут в северных странах».

Интересно, что летописец упоминает чудь отдельно, хотя со временем этот термин в широком понимании стал собирательным и сейчас он часто обозначает все северные финно-угорские племена.

Впрочем, полного единства тут все же нет. Согласно этимологическому словарю Макса Фасмера, «чудь — это название древнего финского населения Псковской, Новгородской. Архангельской, Олонецкой губерний, также в Пермской губернии и Сибири». В то же время другие источники, например толковый словарь Ожегова, определяют «чудь» как «общее название некоторых западно-финских племен». Большой энциклопедический словарь сводит это понятие к древнерусскому названию эстов, а также других финских народностей к востоку от Онежского озера, по рекам Онега и Северная Двина.

Веками значительная часть северных племен вела кочевой образ жизни, постоянно двигаясь по обширным территориям от Кольского полуострова до Западной Сибири. Поэтому в широком понимании под чудью заволоцкой часто подразумеваются все обитатели Заволочья, включая перечисленных восточных соседей, а также самоедов (ненцев), кочевавших вдоль побережья Студеного (то есть Белого) моря от устья Двины до Уральских гор.

В северные края с юга устремились не только мирные переселенцы и христианские миссионеры, но и беглые преступники. У местных жителей был повод ненавидеть всех пришлых гостей прежде всего по одной простой причине: каждый из чужаков, кто пускал корни рядом с ними, кормился в их владениях. Охотился на их зверей, ловил их рыбу, рубил их деревья… К тому же проповедники призывали отречься от идолов и вековых языческих устоев, а многие из ушкуйников не гнушались грабежом и разбоем.

Чудь заволоцкая оказалась на еще более первобытной ступени развития, чем чудь залесская — вепсы, меря, мордва и прочие коренные обитатели низовых земель в междуречье Оки и Волги. Более развитые и сильные славяне заставили платить дань аборигенов. В погосты, построенные на берегах северных рек и озер, стали регулярно наведываться сборщики дани. Поборы стали главной причиной, побудившей коренных жителей Севера поднять топор войны против незваных гостей.

3

Оленные и приморские

Современные ученые считают чукчей древнейшими обитателями континентальных районов Чукотки, поселившимися там около шести тысяч лет назад. С русскими чукчи встретились в XVII в. Попытки подчинить коренной народ и обложить его данью заканчивались неудачно. Общий язык нашли в XIX в. с помощью торговли. На Чукотке появились ярмарки, где оленные и приморские чукчи торговали с русскими.

В Российской Империи чукчи находились на особом положении, закрепленном в «Уставе об управлении инородцев». Они не считались подданными России и не облагались сборами, а дань (ясак) платили добровольно, получая за это подарки.

Морские охотники живут на берегу, а оленеводы кочуют.

В чукотском календаре названия месяцев связаны с жизнью оленей.

Чукчи делятся на тундровых кочевых оленеводов и морских охотников, оседло живущих на побережье. Во второй половине ХХ в. в некоторых районах Чукотки те и другие начали объединяться: заключать между собой браки, селиться вместе. Между их бытом и традициями сейчас много общего. Однако на востоке Чукотки, где морской промысел играет ключевую роль, культура береговых чукчей сохраняет свои уникальные черты.

Ездовые собаки – средство передвижения у береговых чукчей. Для тундровых это олень, однако только в упряжке: чукчи верхом на оленях не ездят.

Экспедиция

Когда меня, географа-специалиста в области изучения почв и ландшафтов, пригласили участвовать в этой экспедиции, сразу стало понятно, что ее цель совершенно фантастическая: за одну навигацию пройти от Питера до Чукотки и обратно, причем не на ледоколе, и при этом изучить экологию тундры в 18 точках на берегу! Я, конечно, тут же согласился, но внутренне не верил, что она состоится, до самого отхода научно-экспедиционного судна «Академик Федоров» от причала в Санкт-Петербурге. Самому мне никогда раньше не приходилось плавать на экспедиционных судах, а неприглашенные и поэтому несколько обиженные экологи «специалисты» по Северному морскому пути, как это часто водится у нас, предрекали: «Не-е, мужики, вам сквозь льды не пройти… А если и доехать, то на берег не попасть из-за припая и туманов… Так что проболтаетесь на этой посудине несколько месяцев зря…». Скептицизму добавляло и то, что разрешение на проведение маршрута должны были давать военные, совсем недавно открывшие Арктику для иностранцев. Да и стоимость экспедиции порядка пяти миллионов долларов впечатляла, и не очень было понятно, как такая небольшая страна, как Швеция, с населением меньше, чем в Москве, получит со своих налогоплательщиков столь большие деньги, ибо в обещанные российским правительством деньги не верилось с самого начала.

Тем не менее, российско-шведская экспедиция «Экология тундры-94» состоялась. Началась она в конце мая 1994 года в Санкт-Петербурге, когда на только что вернувшееся из Антарктиды судно «Академик Федоров» погрузили свой скарб российские ученые из Москвы, Питера, Екатеринбурга, Барнаула и Якутии. Миновав Балтику, судно зашло в шведский порт Гетеборг, где оно заметно увеличило свою осадку из-за появления на борту шведского научного оборудования, топлива и еды

Оттуда «Федоров» пошел в Мурманск, где на вертолетной палубе корабля появились вертолеты МИ-8 самого отважного не только в России, но и в мире Диксонского авиаотряда. Они тотчас приступили к работе, так как первая точка высадки ученых намечена была в восточной части Кольского полуострова

Всего же с начала июня до начала июля были высадки с судна на берег в девяти местах: Кольский, Канин Нос, остров Колгуев, полуостров Русский Заворот в районе дельты Печоры, Западный Ямал, острова Арктического института, Западный Таймыр, мыс Челюскин, Восточный Таймыр. В начале июля самолет ледовый разведчик ИЛ-18 доставил в аэропорт Хатанга на северо-востоке Красноярского края новую группу шведских и российских ученых (в том числе и меня), провел стратегическую ледовую разведку и увез с собой часть специалистов, отработавших в экспедиции в июне. К этому времени «Федоров» с помощью ледоколов оказался в море Лаптевых, и мы, вновь прибывшие, добирались до него на бортовых вертолетах. Попав из 30 градусов жары Хатанги в Северный и очень Ледовитый океан, мы испытали ощущения человека, который в жаркий летний день засунул голову в морозильную камеру. Далее началась борьба замечательных людей капитана корабля С.Масленникова, опытнейшего полярника Н.Корнилова и ледового разведчика А.Масанова со сложной ледовой обстановкой, и они эту битву выиграли судно пробилось восточнее Певека, а оттуда на вертолетах ученые добрались до конечных точек экспедиции: Колючинской губы на Чукотке, где зимовал самый известный шведский полярник Норденшельд, и острова Врангеля. Кроме этих районов, исследователи высаживались на Новосибирских островах Бельковском, Котельном и Фаддеевском, на острове Айоне и на материке недалеко от дельт рек Оленека, Яны, Индигирки и Колымы. В порту Тикси в начале августа произошла опять смена ученых у шведов многих профессоров сменили студенты и аспиранты, и мы отправились в сторону дома, высаживаясь повторно в тех же точках, что и наши коллеги в июне. В начале сентября мы оказались в Гетеборге и, выгрузив шведское оборудование и образцы, вернулись в Санкт-Петербург, пройдя таким образом «от Питера до Питера, не снимая свитера», или «из варяг в чукчи» и обратно.

Еда с трупным ядом

Военный врач Андрей Ломачинский в книге «Вынос мозга. Рассказы судмедэксперта» (М., 2007 г.) описал копальхем – национальное блюдо чукчей, эскимосов и ненцев. По сути, это мертвечина. Готовят его без особых изысков: оленя душат на ближайшем торфянике, затем тушу топят в болоте и оставляют медленно разлагаться, отметив это место каким-нибудь приметным колышком.

Заблудившийся в тундре чукча может найти копальхем и не умереть от голода. Останки оленей «законсервированные» столь необычным способом встречаются практически по всей Чукотке. Но никому кроме коренных жителей Крайнего Севера есть это блюдо ни в коем случае нельзя. Сгнившее мясо содержит в себе трупные яды, способные убить человека.

А вот чукча не отравится, поскольку в его организме имеется необычный фермент – цитохром Р450, он способен сделать пригодным для употребления в пищу не только копальхем, но и сгнившее мясо моржей, и тухлую рыбу.

« Шведские пленные: что Петр I сделал с солдатами Карла XII после битвы под Полтавой

Ненцы

Ненцы это единственный народ Севера, представители которого нам встречались в тундре. Да и то всего три раза. Больше, по крайней мере, наша научная группа вообще никого не встречала это еще раз к вопросу о воздействии человека на российскую тундру.

Ненцы, если говорить о расселении, занимают самые большие площади среди других северных народов в трех национально-территориальных образованиях: Ненецком, Ямало-Ненецком и Таймырском (Долгано-Ненецком) округах. Их общая численность около 30 тысяч человек. Многие из них живут в тундре, кочуя вместе с домашними оленями на сотни километров с севера на юг. Далеко не все кочевые ненцы оленеводы. Многие живут охотой, имея при этом стадо домашних оленей, которые для ненца и транспорт, и источник пищи и одежды.

Не могу сказать, что наши короткие встречи добавили много нового в знания об обычаях и жизни этого славного народа, но кое-что может быть интересным. Мы узнали, что замужнюю женщину только муж может звать по имени, а остальные ненцы называют, например, «мать Игоря» (Игорь тут старший или любимый сын). Чум теперь покрывают не только шкурами, но и брезентом. Ему не страшен шторм, который на наших глазах полностью смял палатки шведского производства. Тяга в чуме устроена так, что для кипячения большого чайника нужна всего лишь небольшая охапка карликовой березки. Трудно представить, что в тундре топлива вполне может хватать даже в мороз при умелом использовании карликовых видов ивы и березы. Все ненцы прекрасно владеют русским, но в семье говорят по-ненецки и читают ненецкие газеты. Дети учатся в интернатах, куда их доставляют на вертолетах, но все каникулы проводят с родителями в тундре. Мальчишки с шести лет арканят оленей и помогают взрослым во всем. Всю одежду изготовляют женщины из оленьих шкур. Для условий Севера она подходит больше, чем шведские куртки из знаменитой непромокаемой и одновременно не отпотевающей ткани «гортекс». Однако не во всем ненцы консервативны они охотно используют легкие надувные лодки для рыбной ловли, возят с собой радиоприемники. Сами делают уколы оленям от заразных болезней.

Вот водка действительно страшный бич для ненцев. Правда, в первую очередь для тех, кто живет в поселках или кочует где-нибудь неподалеку от «точки». На север Ямала ведь много вина не увезешь. Но, по словам встреченных нами ненцев, много людей погибло на Севере из-за водки.

Как обстоит дело с мытьем и умыванием у ненцев, мне так и не удалось разобраться. Могу сказать только, что дурного запаха в чуме не ощущается, да и детские лица, впрочем, как и женские, весьма симпатичны.

Мне было очень интересно, как поведут себя ненцы при встрече со шведами и шведы при встрече с ненцами. Оба этих северных народа повели себя очень достойно. Ненцы первыми предложили отведать вместе пойманную в их сети рыбу, а шведы достали свои сухие пайки. Больше всего меня поразила воспитанность ненецких детей, которые как бы нехотя соглашались попробовать шведский шоколад, хотя по глазам было видно, как им его хотелось. Шведы же ходили вокруг нарт, чумов, фотографировали. Им все было очень интересно. Их развеселило и порадовало, когда один из ненцев стал нюхать табак шведы почувствовали близость северного народа ненцы тоже, не «как все», потребляют никотин. Были и другие курьезные эпизоды. Когда мы первыми с русскими друзьями зашли в чум, я долго рассказывал его обитателям, что это за народ такой шведы, высокий и белокурый. Надо же было так случиться, что по нашим стопам пошли самые невысокие и самые черноволосые шведы из всего состава нашей группы. Как они там общались, не зная русского, непонятно, но потом шведы мне сказали, что обещали ненцам прислать фотографии. Вот возьмут так северные народы и договорятся, оставив нас в стороне. Не дай Бог, конечно. Россия без Севера это не Россия. Мы это особенно ясно осознали, проплыв летом 1994 года тысячи верст «из варяг в чукчи».

Сергей Горячкин, кандидат географических наук | Фото Л. Вейсмана и автора

Культурная история

Ламинарные доспехи из закаленной кожи с наплечниками подкреплены деревом, носили чукчу и сибирский юпик люди

Примерное распределение чукотских родов в конце XIX века.

Большинство чукчей проживает в Чукотском автономном округе , но некоторые также проживают в соседней Республике Саха на западе, Магаданской области на юго-западе и Корякском автономном округе на юге. Некоторые чукчи проживают также в других частях России, а также в Европе и Северной Америке . Общее количество чукчей в мире немногим превышает 16 тысяч.

Чукчи традиционно делятся на приморских чукчей , которые селились дома на побережье и жили в основном за счет охоты на морских млекопитающих , и оленеводческих чукчей , которые жили кочевниками во внутренней тундре , сезонно мигрируя со своими стадами северных оленей . Русское название «чукчи» происходит от чукотского слова Chauchu («богатый оленями»), которое использовалось «оленеводческими чукчами» для отличия от «приморских чукчей», называемых анкаллит («морские люди»). Их имя для представителя чукотской этнической группы в целом — Луораветлан (буквально «настоящий человек»).

В чукотской религии каждому объекту, как одушевленному, так и неодушевленному, приписан дух. Этот дух может быть как вредным, так и доброжелательным. Некоторые чукотские мифы раскрывают дуалистическую космологию .

После распада Советского Союза совхозы были реорганизованы и номинально приватизированы. Этот процесс был в конечном итоге разрушительным для сельской экономики Чукотки. Регион до сих пор полностью не восстановился. Многие сельские чукчи, как и русские в селах Чукотки, выжили в последние годы только благодаря прямой гуманитарной помощи. Некоторые чукчи получили высшее образование, став поэтами, писателями, политиками, учителями и врачами.

Древний народ Чукотки

Чукчи являются коренным народом своих земель. Доказательством этому служат не только находки археологов, но и физиологические особенности представителей арктической группы этносов.

В книге исследователей Т. И. Алексеевой и В. П. Алексеева «Антропологические исследования на Чукотке» указывается следующее:

Чукчи Анадыря, 1906 год / Paul Niedieck

Кроме того, на автохтонность чукчей указывают и местные предания. Практически все народы этого края верят в своё “воронье” происхождение (у них существуют легенды о прародителе Вороне). За пределами региона подобной культуры нет.

Как предполагают историки, первые поселенцы появились на Чукотке в IV-III веках до нашей эры. Однако свидетельств о жизни чукчей в последующие столетия практически нет из-за отсутствия письменности. Без сомнения, они развивали свою культуру, слагали легенды об удивительных местах, где жили, почитали предков и священных духов, которым оставляли дары.

Нередки были и противостояния с соседними племенами в борьбе за территорию. Любой разрастающийся народ нуждался в новых землях, а потому часто происходили стычки между разными арктическими племенами.

Для большинства из нас история чукчей начинается с XVII века, когда на их земли приходят русские. С появлением казаков и промышленников, что осваивали новые регионы, полностью меняется не только уклад жизни чукчей, но и принципы их взаимоотношений с соседями.

Теперь к источникам выживания добавляется ещё и торговля. Укрепление экономических связей сближает народы чукчей и эскимосов. Часть кочевого населения переходит к оседлости, занимаясь морским зверобойным промыслом. Интересно, что подобные перемены нашли отражение даже в языке.

Например, в речи чукчей практически все слова, связанные с охотой на морского зверя, имеют эскимосское происхождение. Сказки и предания эскимосов об оленеводческом быте прочно вошли в культуру чукчей. Сегодня даже сложно отделить, где фольклор одних племён, где — других.

Охотники на моржей на Чукотском полуострове / Виктор Загуменнов

Сибирь

В Сибири самыми древним населением считаются самодийские народы, к которым относят: самоедов, ненцев, нганасан, энцев и проживающих отдельно от них сойотов (Бурятия). Эти народы сформировались на юге Сибири, создав уникальные культуры – Каракольскую (II тысячелетие до нашей эры) и Кулайскую (I тысячелетие до н.э – I тысячелетие н.э.), а затем были оттеснены тюрскими племенами на север и теперь по большей части живут на территориях Красноярского края, в Архангельской области, на Ямале и на Таймыре.
Например, уникальный самодийский народ селькупы, которых в России по переписи 2010 года осталось 3 649 человек, возник на территории современного Горного Алтая, где оставил в качестве свидетельств пребывания Пызырыкскую культуру (I тысячеление до н.э ), а затем был вытеснен хуннами на север – об этом говорят ДНК-анализ пызырыкских мумий. Кстати, именно с юга Сибири самодийские народы принесли на Ямал обычай мумифицировать покойников.
Древним аборигенным населением Сибири являются юкагиры, которые до сих пор говорят на древнем палеосибирском языке. История этого немногочисленного народа насчитывает 9 000 лет. В древние времена они жили за Енисеем и в Саянах, а во времена завоевания Сибири кочевали и охотились на землях между реками Лена и Анадырь. Сейчас на территории страны живет 1 597 юкагиров.
Очень древние корни имеют тувинцы, алтайцы, хакасы, эвенки и эвены, однако сами народы сформировались только в начале нашей эры.

Религия чукчей

Традиционные религиозные представления чукчей выражают амулеты (подвески, повязки, ожерелья в виде ремешков с бусами). Обрядовое значение имеет и раскрашивание лица кровью убитой жертвы, с изображением наследственно-родового знака — тотема. Оригинальный узор на колчанах и одеждах приморских чукчей — эскимосского происхождения; от чукчей он перешёл ко многим полярным народам Азии.

Исконные верования — анимизм; персонифицирование и обоготворение отдельных областей и явлений природы (хозяева леса, воды, огня, солнца, оленей и т. п.), многих животных (медведя, ворона), звёзды, солнце и луну; вера в злых духов, причиняющих все земные бедствия, включая болезни и смерть. Существовал целый ряд регулярных праздников (осенний праздник убоя оленей, весенний — рогов, зимнее жертвоприношение звезде Альтаир, родоначальнику чукчей и т. д.) и множество нерегулярных (кормление огня, жертвоприношения после каждой охоты, поминки покойников, обетные служения и т. д.). Каждая семья, кроме того, имела свои семейные святыни: наследственные снаряды для добывания священного огня посредством трения для известных празднеств, по одному на каждого члена семьи (нижняя дощечка снаряда представляет фигуру с головой хозяина огня), далее связки деревянных сучков «отстранителей несчастий», деревяшек-изображений предков и, наконец, семейный бубен, так как камлание с бубном у чукчей не было достоянием лишь специалистов-шаманов. Последние, почувствовав своё призвание, переживают предварительный период своего рода невольного искуса, впадали в глубокую задумчивость, бродили без пищи или спят по целым суткам, пока не получали вдохновения. Некоторые даже умирали от этого кризиса; некоторые получали внушение о перемене своего пола, то есть мужчина должен превратиться в женщину, и наоборот. Превращённые принимали одежду и образ жизни своего нового пола, даже выходят замуж, женятся и т. д.

Покойников либо сжигали, либо обёртывали пластами сырого оленьего мяса и покидали в поле, предварительно прорезав покойнику горло и грудь и вытащив наружу часть сердца и печени. Предварительно покойника обряжали, кормили и гадали над ним, заставляя отвечать на вопросы. Старики часто заблаговременно убивают себя сами или, по их просьбе, убиваются близкими родственниками.

Большинство чукчей к началу XX века были крещены в Русской православной церкви, однако среди кочующих встречаются остатки традиционных верований (шаманизма).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: