Исторические предпосылки конфликта
Для понимания причин конфликта не мешает заглянуть в историю. За право обладать этим краем в IX веке сражались Византия, Болгария, Рашка и Дуклей (последние два государства являются предтечей Сербии). Вплоть до XV века Косово считалось культурным, политическим и духовным центром Сербского государства.
С 1454 года под игом Османской империи край быстро стал приходить в упадок. Началось массовое переселение сербов, спешащих покинуть родину и найти приют в соседних странах. Пустеющие районы занимали албанцы, а центр Сербии сместился на север — в Белград. Такое положение господствовало пять столетий.
Только в начале XX века сербы вновь обрели Косово, но ненадолго. В результате Балканских войн 1912-1913 гг большая часть Косово вошла в состав Сербии. В 1918 Косово окончательно утвердился в составе Королевства сербов, хорватов и словенцев.
В 1953 году к власти пришел Тито, который способствовал заселению территорий страны албанцами, надеясь, что это позволит присоединить к Сербии саму Албанию. Подобная политика привела к тому, что соотношение этнических групп албанцев и сербов среди населения стало исчисляться красноречивыми цифрами: 9:1. В 60-х годах по стране прокатилась волна митингов, которые призывали к независимости края. Правительство Югославии пошло на значительные уступки: албанский язык получил статус государственного, представитель Косово в Парламенте получил право вето, значительно расширились рамки автономии. Но Косово продолжало оставаться в составе Сербии.
1990 год ознаменовался началом массовых забастовок, ратующих за независимость Косово. В 1991 создана «Армия освобождения Косово», сформированная из банд и преступных группировок. АОК вела партизанскую войну против сербов, начались массовые убийства.
В 1998 году в борьбу против АОК вступила югославская армия. И конфликт был бы исчерпан, если бы не вмешательство США и НАТО. В 1999 году бомбардировки НАТО привели к тому, что Югославия сдала свои позиции, около полумиллиона косоваров остались без крова, сербы бежали из страны, а Косово перешло под управление ООН. Полевые командиры разделили между собой полномочия и составили правительство новоявленной республики.
Еще несколько лет ушли на установление новой власти. В 2008 году с подачи Запада Косово объявило о своей независимости в одностороннем порядке. Независимость признали 104 страны.
Казалось бы, вот оно — заслуженное счастье: будущая евроинтеграция, ровные газоны, иномарки, открытые границы, инвестиции и мощная экономика. На деле оказалось все наоборот: разрушенная страна, нищета, безработица и… лидерство Косово в некоторых областях. Вот только каких!
Косово и Албания
22 января 2014 г. Косово и Албания заключили соглашение о сотрудничестве и стратегическом партнерстве. Регулярно проводятся совместные заседания правительств (в 2014, 2015 и дважды в 2017 гг.). Высказывалось намерение объединить дипломатические представительства Албании и Косово в ряде стран «в целях экономии». Албанцам Косово и Южной Сербии в Албании предоставлена возможность трудоустройства без получения дополнительных разрешений. В апреле 2017 г. албанские лидеры сообща (и не в первый раз) стали недвусмысленно шантажировать Брюссель и Вашингтон: Х. Тачи и премьер Албании Э. Рама, к которым присоединился и лидер албанцев Южной Сербии Й. Муслиу, практически синхронно высказали общее мнение, что «если перспектива интеграции Западных Балкан в ЕС продолжит бледнеть», нельзя исключать объединения Албании и Косово, да и всех албанцев в одном государстве. Э. Рама разъяснил, что Албания предпочитает прием в Евросоюз «Великой Албании». Но он, как и другие балканские лидеры, не раз возвращался к излюбленной мысли: затягивание с приемом в ЕС грозит дестабилизацией региона — оказавшийся удачным прием «пришпоривания» евроинтеграции явно будет применяться еще не раз. И хотя идея объединения всех албанцев активно используется политиками в предвыборных кампаниях и для давления на западных покровителей, они вряд ли осмелятся реализовать ее без санкции США и ЕС. Но в Вашингтоне и Брюсселе не одобрят подобную акцию, опасаясь, что в этом случае трудно сохранить целостность Боснии и Герцеговины.
Косово — лидер в области нелегальной трансплантологии
Боевики АОК еще в период войны стали получать доходы, отправляя «на органы» военнопленных. Существует немало свидетельств кровавого бизнеса. Так, Карла дель Понте, бывший прокурор Гаагского трибунала, в 2008 году выпустила книгу «Охота: я и военные преступники». В книге описывается случай похищения бандитами из АОК сербов, цыган и албанцев-противников политики Хашима Тачи. У людей вырезали почки и сердца и продавали в Израиль, Турцию и в европейские государства.
В 2008 году одно из таких преступлений попало в поле зрения полиции. Началось расследование, в ходе которого выявились страшные факты: по свидетельству очевидцев, сердца изымались у еще живых людей. К числу похищенных присоединилась и целая армия завербованных людей, которых находили в Азии и Юго-восточной Европе. Людям предлагали немалые суммы за проданные органы, но на деле органы изымали, а людей просто выставляли за дверь. Примечательно, что многочисленные медицинские учреждения, занимающиеся этой практикой в Косово, числились под эгидой некоторых европейских институтов.
Несмотря на многочисленные доказательства того, что торговлей органами управляют правительство Косово и руководители АОК, за всю историю независимого Косово состоялось всего лишь одно судебное заседание. В 2013 году 5 человек были приговорены к разным срокам заключения: от 1 года до 8 лет. Причем многим фигурантам дела удалось скрыться от правосудия.
Что происходит в Косово
29 мая миротворческие силы НАТО KFOR (Kosovo Force) оцепили здания администраций в трех городах на севере Косово. Военные также заняли мост через реку Ибар в городе Северна-Митровица. Это случилось поле того, как жители Звечаны, Лепосавичи и Зубин-Потоки заблокировали мэрии, чтобы помешать работе выбранных глав территорий.
Сербы не признают новых мэров и считают, что они должны уйти. Лидер партии «Сербский список» Горан Ракич заявил, что также Приштина должна вывести косовский спецназ, который был отправлен на подмогу главам территорий.
В итоге противостояние переросло в силовую акцию. Миротворцы использовали против сербов слезоточивый газ и светошумовые гранаты.
В ответ на это в Белграде заявили, что НАТО помогали полиции Косово оккупировать власть на севере края.
Он добавил, что задача миротворцев – урегулировать конфликты, но не «вставать между невооруженными гражданами и хорошо вооруженными представителями косовских полицейских, которые совершили оккупацию».
Министр обороны считает, что сербы на севере Косово загнаны в угол действиями косоваров и готовы «любой ценой защищаться».
Косово и Евросоюз
Для восстановления пошатнувшегося авторитета в регионе Брюсселю пришлось сменить стратегию, провозгласив одним из приоритетов расширение ЕС на Западные Балканы в 2020-2025 гг. Сербия и Черногория названы главными кандидатами на прием. Другие претенденты, с традиционной ревностью следящие за соперниками, постараются изменить очередность. Соревновательность призвана стимулировать их к большей лояльности Брюсселю, что позволит ему эффективнее управлять регионом и укрепить его стабильность. Но местные лидеры уже убедились: угроза дестабилизации — сильное средство воздействия на ЕС. Косово еще и поэтому останется слабым звеном региональной стабильности. Сроки и темпы евроинтеграции будут предметом не только словесных дискуссий между Брюсселем и кандидатами, между старыми и новыми членами ЕС. Логично ожидать продолжения более или менее скрытой политической конфронтации, при которой претенденты будут доказывать неотложность ускорения их приема в Евросоюз, в том числе и периодическими приступами «неевропейского» поведения, что особенно свойственно албанским политикам как в Косово, так и в Албании. Все это, однако, не отменяет приверженности элит стран региона курсу на вступление в ЕС, который своей новой Стратегией для Западных Балкан подтвердил намерение закрепить их за собой.
США также не собираются уходить из региона. Косово предстоит пройти непростой путь, чтобы добиться желаемого приема в Евросоюз, и о сроках не стоит даже гадать. Но вожделенное место в ООН ему может быть предоставлено довольно скоро. Сущностных проблем Косово это не решит, но в мире достаточно государств, состоятельность которых проблематична.
НАТО ожидает кровопролития в Косово
Командование При этом Ранее об этом Заметим, что в В частности, Сам президент Срок принятия Этнические |
05 декабря 2007г.
Косово и Сербия
Александр Пивоваренко:Косово в 2018 году. Старые проблемы и новые вызовы
Сербия под властью Сербской прогрессивной партии А. Вучича и Социалистической партии Сербии И. Дачича, слывших националистами и русофилами, по соглашению 2013 г. о принципах нормализации отношений уже признала Косово де-факто. Она передала Приштине ранее ей неподконтрольную северную часть края, населённую сербами, ради начала переговоров о вступлении в ЕС. Взамен Сербия получила лишь обещание косовской стороны создать довольно декоративное Сообщество сербских муниципалитетов, что пока так и не было реализовано.
Не меньшие авансы Белград сделал Брюсселю и по другим аспектам своей балканской политики. Видя, как безоглядно и без сколько-нибудь адекватных компенсаций руководители Сербии в проходящих под патронатом Брюсселя переговорах с Приштиной сдают одну позицию за другой, правомерно предположить, что для приёма в ЕС они готовы едва ли не на всё. «Внутрисербский диалог» по косовской проблеме, начатый президентом А. Вучичем, и готовящиеся изменения конституции (где Косово пока обозначено как часть Сербии) призваны устранить последние юридические препятствия для признания независимости Косово Сербией. Поскольку вступление в ЕС провозглашено внешнеполитическим приоритетом в Белграде (а в этом единодушны и правящие, и подавляющее большинство оппозиционных партий), другого исхода и нельзя ожидать. Для Брюсселя обязательным условием приема Сербии в ЕС является «юридически обязывающий договор о полной и всесторонней нормализации отношений» между Белградом и Приштиной. Желая поторопить А. Вучича и дополнительно его стимулировать, в Евросоюзе заявили: Сербия сможет быть принята в ряды Союза в 2025 г., если не позднее 2019 г. закончит предвступительные переговоры и нормализует отношения с Косово. Не стоит ожидать, что у сербских властей будет достаточно воли и дипломатического искусства противостоять давлению Брюсселя и Вашингтона.
В пользу решения косовского вопроса есть немало рациональных аргументов. Сохранение «бумажного» суверенитета над Косово лишь делает Сербию на обозримую перспективу заложницей замороженного конфликта, оставляя ее в окружении действующих и потенциальных членов ЕС и НАТО. Вернуть край, с 1999 г. фактически отрезанный от нее, ей не под силу. При трезвом анализе это и не нужно из-за нерешаемых демографических, экономических и политических проблем. В случае возвращения края в состав Сербии высокий уровень рождаемости среди косовских албанцев — постоянный генератор демографической экспансии — грозил бы серьезно изменить национальный состав сербского государства, как это ранее произошло в Косово. Край, еще в СФРЮ считавшийся наиболее экономически неразвитым и дотационным, для сербской экономики — непомерная ноша. Косово был постоянным источником этнополитических конфликтов и в «королевской», и в «титовской», и в «милошевичевской» Югославии. При обилии собственных социально-экономических трудностей тратить ограниченные ресурсы на Косово у Сербии нет ни возможности, ни необходимости, ни стимула. Фактическим признанием этого было предложение сербской стороны в ходе переговорного процесса о статусе Косово в 2007 г. — предоставить краю широкую самостоятельность, равную независимости, лишь без ее международно-правового оформления. Однако представительство края или косовских албанцев в институтах власти Сербии не предусматривалось.
Правда, идея «сдачи» святыни национальной истории (колыбели средневекового сербского государства и места исторической битвы с турками на Косовом поле) крайне непопулярна. Она посягает на запечатленное в народном эпосе косовское предание — краеугольный камень национальной мифологии. Сильное недовольство политикой властей в косовском вопросе существует и во влиятельной Сербской Православной Церкви. Между тем внутри нее нет единства, и, как показала практика, руководство церкви не готово вступать в открытый конфликт с государством. Политические силы, требующие в выборе между ЕС и Косово, предпочесть второе, крайне слабы и находятся в Скупщине в подавляющем меньшинстве.
Уничтожение культурного албанского наследия
Во время Косовского конфликта были уничтожены многочисленные албанские объекты, что является военным преступлением, нарушившим Женевские и Гаагские конвенции. За время конфликта подверглись вандализму, были повреждены или уничтожены 225 из 600 мечетей в Косове вместе с исламской архитектурой. Значительные разрушения получили три из четырех сохранившихся исторических городских центров периода османской империи и около 500 албанских кул, что привело к потере традиционной архитектуры. Из 183 косовских библиотек были полностью уничтожены 65, исламские библиотеки потеряли редкие рукописи, книги и другие памятники. Исламское культурное наследие рассматривалось сербскими военными как албанское. Его разрушение являлось планируемым и методическим компонентом косовских этнических чисток.
Что стоит за конфликтом и чего опасаются эксперты
Ситуация в северном Косово действительно взрывоопасная. Многолетние противостояния сейчас рискуют вылиться в вооруженное столкновение между сербами и албанцами, что повлечет вмешательство в ситуацию НАТО.
В самом НАТО недовольны действиями Альбина Курти.
Однако премьер-министр Косово, видимо, пытается заработать очки у граждан непризнанной республики, реализуя идеи националистического толка на севере края.
Тем временем, местные сербы, похоже, действительно готовы к разным развитиям событий, вплоть до силовых. Это продемонстрировал тот факт, что граждане не побоялись заблокировать у мэрий вооруженный косовский спецназ.
Все это стало следствием многолетнего процесса затягивания начала процесса мирного урегулирования, которое должны были совместно реализовать Белград и Приштина. В феврале этого года в Северной Македонии прошла встреча Александра Вучича и Альбина Курти, где было запланировано подписание документа с мерами, которые помогут достичь деэскалации конфликта. Но сербский президент отказался его подписать.
Ключевым моментом стали разногласия о статусе северного Косово, где живут сербы. В Белграде считают, что край должен быть автономией, а в Приштине опасаются, что это грозит отделением территории.
Учитывая весь сложившийся набор обстоятельств, а также эмоциональную обстановку в регионе, готовность Сербии и НАТО вмешаться в ситуацию при необходимости, можно предположить, что риск силового столкновения достаточно высок.
Причем в НАТО понимают, что подобный исход событий и вооруженный конфликт в сердце Европы – совсем не на руку альянсу, у которого уже есть одна головная боль в виде Украины. Именно этим объясняется критика в адрес Приштины со стороны Йенса Столтенберга и Франции, Германии, Италии, Великобритании и США, заявивших, что осуждают попытки косовского спецназа «силой проникнуть в муниципальные здания на севере Косово, несмотря на наши неоднократные призывы к сдержанности».
В российском МИДе уверены, что ситуация – плата Евросоюза и США за военную операцию в Югославии и бомбежку страны 24 года назад.
Почему сербы против новых властей
В ноябре прошлого года главы территорий, где сейчас происходят столкновения, ушли со своих постов. Все они были представителями партии «Сербский список». Этот шаг они предприняли в знак несогласия с директивой Приштины, которая требует отмены действия автомобильных номеров, выданных местным жителям Сербией. Косовары считают, что все автомобили должны пройти новую регистрацию и получить номера косовского образца. У тех, кто будет не согласен, будут изымать автомобили и штрафовать людей.
Сербы очень болезненно отреагировали на новшества и просто проигнорировали предписания. Это неоднократно приводило к обострению конфликта между албанцами и сербами в 2022 году. Но масштабных столкновений удавалось избежать.
В итоге после того, как мэры городов на севере края отказались исполнять требования правительства премьер-министра Альбина Курти, были назначены выборы руководителей муниципалитетов. Первоначально они должны были пройти в декабре прошлого года, но из-за начавшихся протестов, были перенесены на 23 апреля 2023 года. Сербы проигнорировали голосование. Явка составила всего 3%.
О том, что край не признает выбранных мэров легитимными, предупреждали даже в Евросоюзе, предостерегая Приштину от силовых методов.
Альбин Курти, увлеченный политическими амбициями, не услышал своих западных партнеров и все-таки попытался подавить сербов за счет нового проалбанского руководства. В свою очередь, президент Сербии Александр Вучич отдал приказ армии занять позиции у границы с Косово.
Суть конфликта в Косово
Предыдущая27282930313233343536373839404142Следующая
Косово (Косово и Метохия) — автономный край в составе Сербии. В настоящее время край населен преимущественно албанцами (свыше 90 %). Из двухмиллионного населения Косово сербы составляют около 100 тыс. (6%) с национальным центром в Косовской Митровице.
Кандидат от Демократической партии Борис Тадич с небольшим отрывом во втором туре выборов одержал победу над лидером Сербской радикальной партии Томиславом Николичем.
В средневековый период на территории Косово и Метохии сложилось ядро средневекового сербского государства, а начиная с XIV века и вплоть до 1767 года здесь же располагался престол сербского патриарха (рядом с городом Печ). Поэтому притязания сербов на край Косово и Метохия основываются на принципах исторического права. Албанцы в свою очередь настаивают на преобладании этнического права.
Исторически албанцы давно проживали в Косово, но не составляли существенной части населения вплоть до начала XX века. В значительной мере этнический состав края начал меняться после Второй мировой войны, когда Иосип Броз Тито разрешил албанцам, оказавшимся в ходе войны на территории Югославии, остаться в Косово. Впервые территория Косово была выделена в автономную область в составе Сербии в рамках Федеративной Народной Республики Югославии в 1945 году. Конституция Югославии 1974 года предоставила входящим в состав Сербии краям фактический статус республик за исключением права на отделение. Косово как автономный социалистический край получило свою собственную конституцию, законодательство, высшие органы власти, а также своих представителей во всех основных союзных органах.
Однако в конце 1980 х годов итогом внутриполитического кризиса, повлекшего всплеск насилия и крупные экономические трудности, стало упразднение автономного статуса Косово. Был принят новый основной закон Сербии, вступивший в силу 28 сентября 1990 года и восстановивший верховенство республиканских законов над краевыми на всей территории республики. Косово была оставлена лишь территориальная и культурная автономия.
Косовские албанцы не признали новую конституцию; стали создаваться параллельные албанские структуры власти. В 1991 году в Косово был проведен нелегальный референдум, одобривший независимость Косово. Косовские националисты провозгласили непризнанную «Республику Косово», избрали президентом Ибрагима Ругову. Для борьбы за независимость в 1996 году была создана «Освободительная армия Косово» (ОАК).
В 1998 году межэтнический конфликт перерос в кровопролитные вооруженные столкновения. 9 сентября 1998 года Совет НАТО утвердил план военного вмешательства в косовский конфликт. 24 марта 1999 года без санкции ООН началась военная операция НАТО под названием «Союзническая сила», продолжавшаяся до 20 июня 1999 г., когда был завершен вывод югославских войск.
Начиная с 1999 года на почве этнических конфликтов между сербами и албанскими сепаратистами край покинуло более 200 тыс. этнических сербов.
Сегодня косовское урегулирование остается наиболее проблемным вопросом балканской повестки дня. В соответствии с резолюцией №1244 СБ ООН от 10 июня 1999 года центральная роль в мирном процессе закреплена за ООН и ее Советом Безопасности, а в крае развернуты гражданская Миссия ООН по делам временной администрации в Косово (МООНК) и Силы для Косово (СДК) численностью 16,5 тыс. военнослужащих.
Под эгидой МООНК действует международная полиция (3 тыс. чел.). В ее задачи входит обеспечение законности и правопорядка в крае, мониторинг деятельности Косовской полицейской службы (6,2 тыс. чел.). Квота Российского полицейского контингента в составе МООНК 81 человек.
В мае 2001 года глава МООНК утвердил «Конституционные рамки временного самоуправления в Косово», в которых закреплен порядок формирования общекраевых структур власти. В соответствии с этим документом 17 ноября 2001 года состоялись первые выборы в Ассамблею (парламент) Косово.
24 октября 2005 года Совет Безопасности ООН в форме заявления его председателя дал «зеленый свет» процессу определения будущего статуса Косово. Спецпосланником Генерального секретаря ООН по статусному процессу стал Мартти Ахтисаари (Финляндия). На состоявшемся в Вашингтоне 2 ноября 2005 года заседании Контактной группы (КГ) на уровне заместителей министров иностранных дел были утверждены «Руководящие принципы» по выработке будущего статуса Косово.
Позиция других стран/организаций
Международный Суд ООН
Из заключения Международного Суда от 22 июля 2010 г.:
«79. …Практика государств …не свидетельствует о появлении в международном праве нового правила, запрещающего провозглашение независимости в подобных случаях.» «84. По изложенным причинам Международный Суд считает, что общее международное право не содержит какого-либо применимого запрета на провозглашение независимости». |
США
Из письменного меморандума США от 17 апреля 2009 г.
А. Принцип территориальной целостности не исключает появления новых государств на территории существующих государств (стр.79).Безусловно, декларации о независимости могут — и часто так и происходит — нарушать внутреннее законодательство. Однако это не означает, что происходит нарушение международного права (стр
51).
В то же время ссылка на Хельсинкский Заключительный акт подчеркивает, что приверженность территориальной целостности должна рассматриваться не изолированно, а в более широком контексте, в рамках которого необходимо уделить равное внимание другим принципам, среди которых права человека и иные соображения имеют особое значение(стр.71)
Из устного выступления в Суде юридического советника Госдепартамента США Гарольда Коха 8 декабря 2009 г.
…международное право не регулирует каждое человеческое действие, и важным мерилом свободы человека является право народов вести их собственные дела. Во многих случаях, включая Косово, обстоятельства декларации независимости могут свидетельствовать о фундаментальном уважении международного права со стороны нового государства. |
Великобритания
Из письменного меморандума от 17 апреля 2009 г.
«Сецессия сама по себе не противоречит международному праву» (стр.87). «… в целом международное право не запрещает сецессию и отделение и не гарантирует единство государств-предшественников от внутренних движений, ведущих к отделению или независимости при поддержке народов, которых это касается» (стр. 93). Из устного выступления в Суде представителя Великобритании Джеймса Крофорда 9 декабря 2009 г. «Устав ООН ничего не говорит о законности или незаконности провозглашения независимости отдельными группами или нациями внутри государства». |
Франция
Из устного выступления в Суде юридического советника МИД Франции Э.Беллиард 9 декабря 2009 года. «…образование государства — например, объявление или утверждение об этом — является феноменом, по большей части не относящимся к сфере международного права. Последнее вполне терпимо к сецессии …, оно не разрешает, но и не запрещает ее в принципе». |
Германия
Из выступления в Суде юридического советника МИД ФРГ Сюзан Васум-Райнер 2 декабря 2009 г.
«Германия разделяет мнение о том, что декларация о независимости, ведущая к отделению, как и само отделение, являются просто фактическими событиями. Вопрос о законности такой декларации вполне может регулироваться внутренним, в частности конституционным законодательством, однако в международном праве на сей счет ничего не содержится». «…К тому же это вопрос о праве народов на самоопределение. К таким народам не применяется международная правовая норма об уважении территориальной целостности государств». |
Дания
Из устного выступления в Суде юридического советника МИД Дании Томаса Винклера 7 декабря 2009 г. «…в международном праве не существует общего запрета на провозглашение независимости». |
Австрия
Из выступления в Суде представителя Австрии Гельмута Тиши 3 декабря 2009 г.
«Наш вывод заключается в том, что в международном праве отсутствует правило, запрещающее провозглашение независимости». «…не существует нормы международного права, которая запрещает населению определенной территории, представляемому своими избранными лидерами, принимать декларации о независимости». «…международное право нейтрально по отношению к отделению части государства… Соответственно, международное право не запрещает сецессию». |
Плачевные итоги независимости Косово
Подводя итоги, стоит напомнить о недавних событиях: в январе 2015 года несколько тысяч жителей Косово вышли с акциями протеста, выступая против сложившегося порядка. Но митинги были жестоко разогнаны силовиками.
То есть, косоварам понадобилось около 15 лет националистического режима, «плясаний под дудку» США, чтобы понять, что никому на Западе они не нужны. Все блага получили боевые командиры, успешно сотрудничающие с западными спецслужбами. Остальным достались нищета и разрушенная экономика.
Выше уже приводились данные от Всемирного банка о положении экономики в Косово. А вот еще несколько цифр от миграционных служб: только за последние 2 месяца Косово покинули около 50 тысяч жителей. Это 3% населения страны. Журналисты, готовившие данные для статьи в Deutsche Welle, выяснили, что за 6 недель в Германию прибыло 18 тысяч жителей Косово. Но, как заявил Манфред Шмидт, глава федерального ведомства Германии по делам миграции и беженцам: «Статус беженцев гражданам Косово не предоставляется». Не лучше обстоят дела и в соседних европейских странах.
Таким образом, современное положение Косово, ее экономика и уровень жизни являются ярким примером того, что может получиться в итоге регионального этнического конфликта, если его не решить мирным путем.