Лев толстой: последнее путешествие

Творчество л. н. толстого

Без причастия

Дни писателя были сочтены: обычное недомогание быстро развилось в круппозное воспаление легких, возможности медицины были ограничены.

Толстого лечили шесть лучших врачей, но сам он, похоже, не очень хотел выздоравливать, говоря, что «Бог все устроит» и «Хочу, чтобы мне не надоедали».

Умирал он тяжело, мучился, сдавало сердце, не хватало воздуха. «Чтобы он так умирал — никогда я не мог себе такого представить», – говорил сын писателя Сергей Львович.

Узнав о состоянии писателя и о его желании встретиться со старцами Оптиной, в Астапово приехал старец Варсонофий – он хотел поговорить с Толстым и по возможности, причастить его. По одной из версий – писатель сам дал телеграмму в монастырь, вызывая старцев к смертному одру.

Однако монаха даже не пустили в дом. Вокруг Толстого была создана глухая стена из толстовцев-атеистов, которыми заправлял Чертков и дочь писателя Александра. Дверь дома была заперта изнутри.

Писатель так и не узнал, что старец до самого последнего мгновения ждал у его двери.

Сон его сестры Марии был пророческим: ученики позаботились о том, чтобы учитель умер без покаяния и без причастия.

« Инуиты и юпики: чему эскимосы Аляски научили русских

Шамординский монастырь

Толстой отправился в Шамординский монастырь, где его сестра была монахиней, и, разумеется, такой выбор был не случайным. И, конечно, он не мог быть окончательным.

Толстой не мог не сознавать, что для постоянного местопребывания Шамордино ему не годится, ибо кто угодно, но только не он, отлученный от Церкви, мог рассчитывать, что обретет «спокойствие и уединение» в соседстве с монастырем.

О чем разговаривал Толстой с его сестрой, известно очень мало. А. Ксюнин, посетивший Шамордино тотчас же после смерти Толстого, рассказывает о посещении Толстым Шамордина со слов матери Марии. Книга его впервые была издана еще при жизни матери Марии, причем никаких опровержений с ее стороны не последовало.

шамординский-монастырь

Ксюнин говорит, что когда Толстой «пришел к сестре, они долго сидели вдвоем». Вышли только к обеду и пригласили в келью доктора и монахиню, которая была неотлучно около сестры Толстого.

— Сестра, я был в Оптине, как там хорошо, — заметил Толстой. — С какой радостью я жил бы, исполняя самые низкие и трудные дела, но поставил бы условием не принуждать меня ходить в церковь.

— Это хорошо, — отвечала сестра, — но с тебя взяли бы условие ничего не проповедовать и не учить.

Лев Николаевич задумался, опустил голову и оставался в таком положении довольно долго, пока ему не напомнили, что обед кончен.

— Виделся ты со старцами? — возобновила разговор об Оптиной сестра.

— Нет… Разве ты думаешь, что они меня приняли бы?.. Ты забыла, что я отлучен.

Беседы с сестрой должны были затянуться, Толстой даже облюбовал себе дом для жизни в Шамордине. Но все было сорвано в самом начале. На другой день после описанного разговора в Шамордино приехала Александра Львовна Толстая и привезла известия из Ясной Поляны: не только о состоянии Софьи Андреевны, но и о том, что для Толстого было страшнее всего на свете: о том, что «его местопребывание если не открыто, то вот-вот откроется, и его не оставят в покое».

Паника овладела Толстым. Его ужас перед приближением жены был таков, что он все забыл, сорвался, не простясь с сестрой и ни о чем с ней не договорившись, бросился прочь из Шамордина.

Читай продолжение на следующей странице

О собственной лени

4 июля, 1851

Вот нынешний. Как, ни одного воспоминания, ни одного сильного впечатления. Встал я поздно с тем неприятным чувством при пробуждении, которое всегда действует на меня: я дурно сделал, проспал. Я, когда просыпаюсь, испытываю то, что трусливая собака перед хозяином, когда виновата. Потом подумал я о том, как свежи моральные силы человека при пробуждении и почему не могу я удержать их всегда в таком положении. Всегда буду говорить, что сознание есть величайшее моральное зло, которое только может постигнуть человека. Больно, очень больно знать вперед, что я через час, хотя буду тот же человек, те же образы будут в моей памяти, но взгляд мой независимо от меня переменится, и вместе с тем сознательно. Я читал «Horace». Правду сказал брат, что эта личность похожа на меня. Главная черта: благородство характера, возвышенность понятий, любовь к славе, — и совершенная неспособность ко всякому труду. Неспособность эта происходит от непривычки, а непривычка — от воспитания и тщеславия.

О воспитании и образовании

Основа воспитания — установление отношения к началу всего и вытекающего из этого отношения руководства поведения.

«Круг чтения»

Для того чтобы воспитать человека, годного для будущего, надо воспитывать его, имея в виду вполне совершенного Человека, — только тогда воспитанник будет достойным членом того поколения, в котором ему придется жить.

«Круг чтения»

Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тех тонущих там Пушкиных, Остроградских, Филаретов, Ломоносовых. А они кишат в каждой школе.

Письмо к А.А. Толстой. 15–30 декабря 1874

И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно.

«О воспитании»

Первое и главное знание, которое свойственно прежде всего преподавать детям и учащимся взрослым, – это ответ на вечные и неизбежные вопросы, возникающие в душе каждого приходящего к сознанию человека. Первый: что я такое и каково мое отношение к бесконечному миру? И второй, вытекающий из первого: как мне жить, что считать всегда, при всех возможных условиях, хорошим, и что всегда, при всех возможных условиях, дурным?

«О воспитании»

Если учитель имеет только любовь к делу, — он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.

Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель.

«Азбука. Общие замечания для учителя»

…воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймем, что воспитывать других мы можем только через себя, воспитывая себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос жизни: как надо самому жить? Я не знаю ни одного действия воспитания детей, которое не включало бы и воспитания себя.

Письмо к Ф. А. Желтову. 18 декабря 1895

Путешествие писателя-классика

Супруга Толстого, Софья Андреевна, узнавшая об отъезде мужа, была в ужасной истерике. Она даже дважды попыталась покончить жизнь самоубийством, утопившись, однако осталась жива.

Путешествие Толстого началось со станции Щёкино. Заранее Толстой маршрут и места остановок не продумал. Доехав на поезде до станции Горбачёво, автор романа «Анна Каренина» совершил пересадку и отправился в Козельск. Оттуда Лев Николаевич на лошадях двинулся в сторону Шамордино. На ночь Толстому пришлось остаться в монастырской гостинице в Оптине. Там он разговаривал с отцом Михаилом о старцах вплоть до второй половины следующего дня. Примерно в 16 часов 29 октября Толстой выехал из Оптины. К вечеру Толстой уже приехал к Шамординскому монастырю, где была его сестра-монахиня. К сожалению, неизвестно, о чём писатель говорил со своей родственницей.

Лев Толстой в последние годы своей жизни. (wikipedia.org)

Конечно же, отлучённый от церкви Толстой не мог долго оставаться в соседстве с монастырём. Толстой начал присматривать себе дом для жизни в Шамордине, но подальше от религиозной общины. Однако планы Толстого были сорваны на следующий же день после прибытия автора «Войны и мира» к сестре: в Шамордине объявилась дочь писателя Александра Львовна. Она поведала отцу о состоянии Софьи Андреевны и о том, что жена знает о его местоположении. По воспоминаниям дочери, Толстой тут же сбежал из Шамордина.

Он отправился утром 31 октября с несколькими сопровождающими в Козельск. Там писатель сел в поезд № 12, который следовал в южную сторону. У Толстого по-прежнему не было конкретного плана путешествия. Посовещавшись с сопровождающими, Толстой решил отправиться в Новочеркасск, где жила Елена Денисенко — племянница Льва Николаевича. В Новочеркасске Толстой хотел добыть заграничные паспорта, чтобы уехать в Болгарию. Но по пути в город Толстой простудился, у него началось воспаление лёгких. Писатель был вынужден покинуть поезд в Астапово — ближайшем населённом пункте. Новость о болезни Толстого получила широкое распространение и дошла до святейшего Синода. В Министерство внутренних дел и Московское жандармское полицейское управление железных дорог регулярно отправляли телеграммы. Синод даже созвал тайное заседание, чтобы решить вопрос отношения церкви к Толстому в случае смерти писателя. Однако обсуждение так и осталось открытым; ответ не был найден из-за отсутствия единства среди представителей Синода.

«Бог всё устроит», — говорил Толстой врачам, пытавшимся его спасти. «Я люблю много, я люблю всех…», — таковы последние осознанные слова Льва Николаевича перед уходом из жизни. Накануне смерти писателя в Астапово приехал напутствовать Толстого перед уходом в мир иной Варсонофий Оптинский — старец из Оптинской пустыни. Однако священника не допустила к Толстому Александра Львовна. 7 ноября (20 ноября по новому стилю) 1910 года в 6 утра Толстой умер в Астапово в доме начальника станции Ивана Озолина.

Толстовство: как возникло религиозно-этическое течение

К концу 19-го столетия взгляды Льва Толстого сильно изменились. Изначально относительно аполитичный автор, крайне аккуратно выражавший скептическое отношение к реформам Александра II в романе «Анна Каренина» через диалоги героев, в своём последнем крупном произведении «Воскресение» достаточно жёстко критиковал судебную систему России, сочувственно изображал каторжных революционеров, оправдывал марксистов-подпольщиков. Также Толстой «прошёлся» по церкви как государственному аппарату. В романе «Воскресение», опубликованном в 1899 году, и дальнейших небольших текстах поздний Толстой, остававшийся приверженцем христианской религии, активно высказывался против недостатков православной церкви: автор «Войны и мира» критиковал бюрократию и коррупцию. Писатель считал, что православие нуждается в очищении, снижении роли церкви. Это вызвало несогласие со стороны Иоанна Кронштадтского — известного священника РПЦ. В результате конфликта в феврале 1901 года Святейший правительствующий синод отлучил графа Толстого от церкви.


Определение Синода, опубликованное 24 февраля 1901 года в журнале «Церковные ведомости». (wikipedia.org)

В последние годы Лев Николаевич жил достаточно аскетично, редко выезжал за пределы Ясной Поляны, однако его взгляды под общим названием «толстовство» получали распространение. Часть интеллигенции поддерживала Толстого в конфликте с церковью. А незадолго до своей смерти писатель решил отправиться в путешествие, чтобы прожить отведённый ему срок соответственно его убеждениям. В 3 часа ночи 28 октября (10 ноября по новому стилю) 1910 года Толстой покинул Ясную Поляну. Единственным человеком, сопровождавшим классика русской литературы, стал словацкий врач Душан Маковицкий. Медик оставил воспоминания о том, как выглядел Толстой в тот момент: «Лицо страдальческое, взволнованное и решительное».

Перед тем как покинуть Ясную Поляну, Толстой написал письмо жене. В нём было сказано: «Я не могу более жить в тех условиях роскоши, в которых жил, и делаю то, что обыкновенно делают старики моего возраста: уходят из мирской жизни, чтобы жить в уединении и тиши последние дни своей жизни. Пожалуйста, пойми это и не езди за мной, если и узнаешь, где я. Такой твой приезд только ухудшит твоё и моё положение, но не изменит моего решения. Благодарю тебя за твою честную 48-летнюю жизнь со мной и прошу простить меня во всём, чем я был виноват перед тобой, так же, как и я от всей души прощаю тебя во всём том, чем ты могла быть виновата передо мной». Так начиналось последнее паломничество графа Толстого.

О цели жизни

Я был бы несчастливейшим из людей, ежели бы я не нашел цели для моей жизни – цели общей и полезной…

Дневник. 17 апреля 1847

Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость.

Письмо А.А. Толстой. Октябрь 1857

Я был одинок и несчастлив, живя на Кавказе. Я стал думать так, как только раз в жизни люди имеют силу думать…Это было и мучительное и хорошее время. Никогда, ни прежде, ни после я не доходил до такой высоты мысли… И все, что я нашел тогда, навсегда останется моим убеждением… Я нашел простую, старую вещь, я нашел, что есть бессмертие, что есть любовь и что жить надо для другого, для того, чтобы быть счастливым вечно…

Письмо А.А. Толстой. Апрель-май 1859

Со мной случился переворот, который давно готовился во мне и задатки которого всегда были во мне. Со мной случилось то, что жизнь нашего круга — богатых, ученых, не только опротивела мне, но потеряла всякий смысл. Я отрекся от жизни нашего круга.

«Исповедь». 1879

Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя, в той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет, стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя.

Записная книжка. 13 марта 1890

Если нет сил гореть и разливать свет, то хоть не засти его.

«Круг чтения»

Вообрази себе, что цель жизни — твое счастие, — и жизнь жестокая бессмыслица. Признай то, что говорит тебе и муд­рость людская, и твой разум, и твое сердце: что жизнь есть служение тому, кто послал тебя в мир, и жизнь становится постоянной радостью.

«Круг чтения»

Счастливые периоды моей жизни были только те, когда я всю жизнь отдавал на служение людям. Это были: школы, посредничество, голодающие и религиозная помощь.

Дневник. 8 апреля 1901

…деятельность нравственная… составляет высшее призвание человека…

«О том, что называют искусством». 1896

Чистота семейных отношений

Не только в «Анне Карениной», но и в других своих произведениях поднимал эту тему Толстой. Но именно роман о неверной жене вызвал огромное количество споров, не утихающих и сегодня, спустя сто и более лет после смерти писателя. Что хотел сказать автор «Анны Карениной»? Цитаты Льва Толстого столь распространены, что иногда сложно вспомнить, к какому сочинению принадлежит та или иная фраза. Между тем знамениты не только выдержки из художественных произведений, но и отрывки из публицистики. И даже слова, которые Толстой произносил в разговоре с критиками и коллегами по литературному цеху.

Так, кто-то спросил однажды живого классика о смысле романа «Анна Каренина». Писатель произнес фразу, ставшую впоследствии всемирно известной: «Для того чтобы ответить на этот вопрос, мне придется написать еще один роман».

Но такой роман не был написан. А потому критики и литературоведы много лет пытаются раскрыть смысл гениальной книги, анализируют произведение в целом и отдельные его фрагменты, приводят цитаты Толстого и пытаются между строк найти что-то новое. Для обычных же читателей «Анна Каренина» — роман о любви, страсти, семейных отношениях, лживом и жестоком обществе.

III

Однако человек, который умел так изобразить душевный разлад, муку сомнений и исканий, как их изобразил Толстой в Левине, Безухом, Нехлюдове, не может надолго остаться в таком настроении. В силе народного подъема в эпоху освободительной борьбы с внешним нашествием он нашел непосредственный порыв и весь поддался гипнозу этого народного порыва, могучего и цельного, непосредственного и нерассуждающего. Искания этой непосредственности и для себя приводят его к жажде такой же цельности. Но эта цельность — все-таки чужая. А сомнения и душевный разлад Пьера, рефлексии Левина, его падения, ошибки, все новые и новые искания, это — свое, родное, органически присущее душе самого Толстого. И по мере того как обаяние великой эпопеи, овладевшей душой писателя, ослабевало, сомнения поднимались снова, анализ начинал подтачивать гипноз «простой веры» Каратаевых… «Власть тьмы», в которой мудрый простой народ изображен на крайних ступенях темноты и порока, наметила новую фазу в эволюции Толстого. Художник оказался способным дать эту картину. Это значило, что мыслитель освободился от подчинения народному мировоззрению, вышел на новый путь для своих неутомимых поисков.

Нужно бы написать целую книгу, чтобы проследить захватывающую историю этих скитаний великого и беспокойного духа в поисках за исцеляющей гармонией истины. В другом месте я пытаюсь с несколько большей подробностью наметить главные этапы этого пилигримства. Здесь скажу только, что, разложив своим анализом все то, чему поклонялся еще недавно в «простой и цельной народной вере», Толстой не нашел успокоения и убежища во всем современном мире. По собственному признанию в «Исповеди», мир в это время казался ему мертвой пустыней. Ум безрадостен и сух, «народная вера» полна лжи и суеверий… На этом распутье Толстой-художник протянул руку истомленному страннику-мыслителю, и гениальное воображение создало для него мир прекрасной и великой мечты. В эпоху «Войны и мира» перед восхищенным взором Толстого колыхался океан душевной цельности противляющегося и борющегося народа. И он признал эту цельность борьбы законом жизни. Теперь послушная мечта развернула перед ним картину другой цельности, такой же могучей, такой же стихийной и такой же захватывающей. На него повеяло настроением другого народа, который на заре христианства под грохот разваливающегося старого мира готовился завоевать человечество не чувством вражды и мести, а учением любви и кротости… Обаяние этой мечты охватило его, убаюкало беспокойную мысль, унесло на своих волнах в страну непротивления, к душевной ясности христиан первого века… Через тьму столетий до его слуха донесся призыв Христа, и надолго он остается в своей измечтанной стране, призывая мир, мятущийся и страдающий в сетях непримиримых противоречий, в свое мирное убежище…

О знании

Лучше знать немного истинно хорошего и нужного, чем очень много посредственного и ненужного.

Знание только тогда знание, когда оно приобретено уси­лиями своей мысли, а не памятью.

«Круг чтения»

Мысль только тогда движет жизнью, когда она добыта своим умом или хотя отвечает на вопрос, возникший уже в душе. Мысль же чужая, воспринятая умом и памятью, не вли­яет на жизнь и уживается с противными ей поступками.

«Круг чтения»

Ученый — тот, кто много знает из книг; образованный — тот, кто усвоил себе все самые распространенные в его время знания и приемы; просвещенный — тот, кто понимает смысл своей жизни.

«Круг чтения»

Оптина Пустынь

Покидая Ясную Поляну, Толстой заранее не подготовил себе будущего прибежища. Свое путешествие он начал на станции Щекино. Пересев на станции Горбачево в другой поезд, он доехал до Козельска. Это было 28 октября днем. Отсюда предстояло ехать в Шамордино на лошадях. Путь лежал через Оптину пустынь, до которой добрались к шести часам вечера.

До Шамордина оставалось еще двенадцать верст, то есть два с половиной часа езды по ужасной дороге, в ненастье, ночью. Поэтому Толстой остановился на ночлег в Оптине, в монастырской гостинице.

Выехал на следующий день из Оптиной Пустыни Толстой часа в четыре дня, то есть всю первую половину дня, почти до сумерек, провел в Оптине. Он разговаривал с отцом Михаилом, «гостинником», то есть заведующим гостиницей, расспрашивал о знакомых старцах, а потом вышел, бродил возле скита, дважды подходил к дому старца о. Варсонофия, стоял у калитки, но не вошел.

Особенности стиля Л.Н. Толстого

Авторский стиль Толстого сложен для восприятия. Его произведения написаны тяжелым языком и объединяют в себе разные стили. Обилие сложных предложений, длинные и запутанные фразы, тавтология – всё это делает книги Льва Николаевича несколько сложными для восприятия.

Главная проблема, поднимаемая Толстым в творчестве, — это проблема противоборства «естественного» и «искусственного» в человеке, иными словами, этическая проблематика. В философии Л.Н. Толстого нравственный человек – это сильный, активный человек, в душе которого постоянно происходит работа. Герои писателя не делятся на главных и второстепенных, они делятся на тех, кто меняется, и на тех, кто остаётся в стагнации. В своём творчестве Толстой интересуется личностью, близко и в деталях её рассматривает, разбирает и анализирует внутренние мотивы человеческих поступков. Психологизм и аналитизм, наблюдающиеся в современной литературе, корнями уходят в произведения Льва Толстого, где одним из самых ярких средств характеристики героя становится внутренний монолог.

Произведения Льва Николаевича полны субъективной авторской оценки. Он как автор часто вмешивается в события, оценивая явления окружающей героев действительности. Ещё одной особенностью писательского стиля Толстого является частое использование «ключевых слов», образующих идейное ядро произведения. Голос автора то и дело показывается в повествовании, часто одним эпитетом донося строгую и лаконичную мысль.

В своих произведениях Лев Николаевич Толстой стремился к тому, чтобы показать психологическую правду и раскрыть законы нравственной жизни человечества, анализируя самые глубинные мысли и самые незначительные, казалось бы, поступки.

Замечание 3

«Срывание всех и всяческих масок» — господствующая черта в реализме Толстого.

Ранние годы и начало литературной деятельности

Лев Николаевич Толстой происходил из старинной дворянской семьи, он получил соответствующие своему социальному статусу образование и воспитание. О жизни писателя в детские и юношеские годы можно прочесть в его автобиографических (на самом деле псевдо-автобиографических) повестях:

  • «Детство»,
  • «Отрочество»,
  • «Юность».

Писательская деятельность Толстого началась, когда ему было 18 лет. Начав вести дневник, Лев Николаевич ставил самому себе задачи по самосовершенствованию и отмечал успешность их выполнения. Толстой сформулировал для себя огромное количество правил и целей, не всем из которых он следовал.

В молодые годы Толстой, будучи помещиком, пытался наладить отношения с крестьянами. Именно тогда он создал школу для крестьянских детей, где сам часто проводил занятия. Однако уехав из родного имения в Петербург, писатель больше времени посвящал кутежам, охоте и карточной игре, чем литературной деятельности.

В 1850 году, в возрасте 22 лет, Толстой принялся за настоящую литературу, начав писать «Детство». Дописано произведение было в 1852 году, после того, как писатель отправился на службу. Впервые повесть была опубликована в журнале «Современник». В ответ на появление повести Н. А. Некрасов написал Толстому ободряющее письмо. Вдохновлённый похвалой и большим успехом «Детства» у широкой публики, Толстой принялся писать с ещё большим усердием.

Замечание 2

Сразу после публикации «Детства» юный Л.Н. Толстой был причислен к числу самых выдающихся литературных деятелей своего времени.

Сам Лев Николаевич не считал себя профессиональным литератором.

Расцвет творчества

Будучи юнкером, Толстой несколько лет отслужил на Кавказе, а затем стал участником обороны Севастополя во время Крымской войны. Находясь в осаждённом городе, он сумел написать рассказ «Рубка леса», в котором отразились впечатления от Кавказа, и первый из трёх «Севастопольских рассказов». Это произведение, ярко описывающие картину ужасов, пережитых защитниками Севастополя, вновь вызвали положительный отклик российских читателей, в том числе императора Александра II. «Севастопольские рассказы» утвердили Толстого в роли представителя нового литературного поколения.

После окончания службы Толстой отправился в Петербург, где был с радостью принят в литературных салонах, а также обзавёлся дружбой с самыми выдающимися писателями того времени – И. С. Тургеневым, И. А. Гончаровым, Н. А. Некрасовым и др. Написав в это время несколько повестей и закончив «Юность» и «Севастопольские рассказы», Толстой, впрочем, очень скоро оставил город, вступив в конфликт с близким ему кругом писателей.

Л. Н. Толстой отправился путешествовать по Европе, продолжая писать, однако доселе восхвалявшая его критика охладевает к его творчеству. Ровно до выхода в свет, пожалуй, самых известных его романов – «Войны и мира» и «Анны Карениной». Теперь в своих произведениях писатель преследовал цель показать способность личности к нравственному росту.

Роман-эпопея «Война и мир» стал поистине уникальным явлением в русской литературе. Его психологичность и размах потрясли читателей. Отечественная война 1812 года, показанная во всём своём масштабе, герои из разных социальных слоёв, патриотизм и «мысль народная» — не было составляющей романа, которая не нашла бы отклика в сердцах читателей. «Война и мир», центральное произведение в творчестве Л.Н. Толстого, — это роман о судьбе России, о судьбе народа и о народном подвиге.

Тончайшие нюансы любви и жизнь в пост-реформенной России, показанные Толстым в «Анне Карениной», вызвали не меньший восторг у читателей. Этот роман стал поворотной точкой в творчестве писателя, начав его драматический период.

О человеке

Люди как реки: вода во всех одинакая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие и бывает часто совсем непохож на себя, оставаясь одним и самим собою.

«Воскресение»

Вся моя мысль в том, что ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое.

«Война и мир». Эпилог. 1863–1868

Интересные факты из жизни Льва Толстого, о которых вам не рассказывали в школе.

Большинство сведений о писателях и поэтах складываются из тех знаний, которые человек получает в школе. Но есть много интересных сведений из их жизни, что находятся за рамками учебных классов.

Вот лишь несколько фактов о Льве Толстом, которые вы, возможно не знали:

1. Лев Толстой был вегетарианцем.

Когда Льву Толстому исполнилось 50 лет, он исключил из своего рациона мясо и мечтал, что когда-нибудь все люди откажутся, как он говорил «от этого людоедства».

2. Однажды Лев Толстой проиграл одну из построек в Ясной Поляне.

Эту постройку выигравший разобрал и вывез к себе. Толстой мечтал выкупить её, но так и не смог это сделать до конца своей жизни.

3. Лев Толстой отказался от авторских прав на свои произведения.

Великий писатель отказался от авторских прав на свои произведения, которые были написаны им после 1891 года и это же он посоветовал своим наследникам.

Лев Толстой написал об этом так:

Душевное состояние писателя

Философский перелом в сознании писателя произошел в 1869 году, и случился он по двум причинам. Первой стало неверие, и как следствие – отпадение от Православной церкви, погружение в бездны умствований, логики и возникновение особого учения – «толстовства». Вторая причина косвенно проистекала из первой – страх и уныние. Именно в 1869 году писатель пережил приступ панической атаки, «страха смерти», как сам он позже писал об этом.

Страх напал на него на постоялом дворе в Арзамасе, где он был проездом – ехал смотреть имение. Обычно страх смерти нападает на писателей до и во время написания романов, в этом же случае это случилось после того, как он окончил «Войну и мир». Очевидно, что писатель, отдавший роману часть души, будучи в подавленном состоянии с чрезвычайной силой ощутил конечность, а следовательно, абсолютную бессмысленность человеческой жизни, что более уже не был прежним, – так рассказывает в своих лекциях литературовед Павел Басинский.

Толстой искал утешение у священников и старцев, но не находил, потому что логически объяснить Таинства церкви невозможно, догматы разумом не постичь, а чувствам он не верил, и дошел до того, что на смертном одре продиктовал свое собственное определение Бога: «Бог есть неограниченное всё, которого человек является ограниченной частью».

В 1901 году появился акт РПЦ, который констатировал полное отпадение писателя от лона церкви. Отныне за него нельзя было даже молиться. Спустя три года сестра писателя Мария Николаевна видела сон, в котором её брат в безумии сидел за столом, сверху на него лился свет, исходящий от Христа, но он не замечал его, а самим писателем уже овладевали руки дьявола, стоявшего во тьме.

О природе человека

19 марта, 1898 г.

Одно из величайших заблуждений при суждениях о человеке в том, что мы называем, определяем человека умным, глупым, добрым, злым, сильным, слабым, а человек есть всё: все возможности, есть текучее вещество и т. д.

Это есть хорошая тема для художественного произведения и очень важная и добрая, потому что уничтожает злые суждения — рака — и предполагает возможность всего хорошего. Работники дьявола, уверенные в присутствии дурного в человеке, достигают великих результатов: суеверия, казни, войны. Работники божьи достигли бы больших результатов, если бы они более верили в возможность добра в людях.

21 марта, 1898 г.

Как бы хорошо написать художественное произведение, в котором бы ясно высказать текучесть человека, то, что он, один и тот же, то злодей, то ангел, то мудрец, то идиот, то силач, то бессильнейшее существо.

Каждый человек, как и все, несовершенный во всем, все-таки в чем-нибудь одном более совершенен, чем в другом, и эти то совершенства предъявляет как требование к другому и осуждает.

О молчании, многословии и злословье

Люди учатся, как говорить, а главная наука — как и когда молчать.

Говори только о том, что для тебя ясно, иначе молчи.

«На каждый день»

Если один раз пожалеешь, что не сказал, то сто раз пожалеешь о том, что не смолчал.

«Круг чтения»

Правда, что там, где есть золото, есть и много песку; но это никак не может быть поводом к тому, чтобы говорить много глупостей для того, чтобы сказать что-нибудь умное.

«Что такое искусство?»

Больше всех говорит тот, кому нечего сказать.

«Круг чтения»

Злословие так нравится людям, что очень трудно удержаться от того, чтобы не сделать приятное своим собеседникам: не осудить человека.

Ясная Поляна, Москва

Без своей Ясной Поляны я трудно могу представить себе Россию и мое отношение к ней. Без Ясной Поляны я, может быть, яснее увижу общие законы, необходимые для моего отечества, но я не буду до пристрастия любить его.

«Лето в деревне». 1858

…главная тайна о том, как сделать, чтобы все люди не знали никаких несчастий, никогда не ссорились и не сердились, а были бы постоянно счастливы, эта тайна была, как он нам говорил, написана им на зеленой палочке, и палочка эта зарыта у дороги, на краю оврага старого Заказа, в том месте, в котором я … просил в память Николеньки закопать меня… И как я тогда верил, что есть та зеленая палочка, на которой написано то, что должно уничтожить все зло в людях и дать им великое благо, так я верю и теперь, что есть эта истина и что будет она открыта людям и даст им то, что она обещает.

«Воспоминания». 1906

Помню, что мне досталось въезжать в Москву в коляске с отцом. Был хороший день, и я помню свое восхищение при виде московских церквей и домов, восхищение, вызванное тем тоном гордости, с которым отец показывал мне Москву.

«Воспоминания». 1906

Какое великое зрелище представ­ляет Кремль! Иван Великий стоит как исполин посреди дру­гих соборов и церквей. Белые каменные стены видели стыд и поражение непобедимых полков наполеоновых; у этих стен взошла заря освобождения России от наполеоновского ига, а за несколько столетий в этих же стенах положено было начало освобождения России от власти поляков во времена Самозванца; а какое прекрасное впечатление производит эта тихая река Москва! Она видела, как быв еще селом, никем не занимаемая, потом возвеличивалась. Сделавшись городом, видела ее все несчастия и славу и наконец, дождалась до ее величия. Теперь эта бывшая деревенька … сделалась величайшим и многолюднейшим городом Европы.

Ученическое сочинение. 1837

«Безумец — это прежде всего тот человек, которого не понимают остальные»

Каждый, кто в свое время хотел донести до общества новую мысль, сталкивался с явным непониманием или даже осуждением. Дело в том, что социум иногда не готов слышать и воспринимать определенные вещи, которые создают противоречие с устоявшимся взглядом на мир. Об этом и говорит Лев Толстой. Цитаты о жизни писателя изобилуют глубоким пониманием цели человеческого существования, наполнены какой-то горькой правдой.

Безумцами чаще всего называют тех, кто ведет себя странно и непонятно, по мнению большинства. Гениальные идеи почти все сначала воспринимались обществом как утопические и сумасшедшие.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: