Резня в варфоломеевскую ночь: трагический финал жизни адмирала во имя веры

Варфоломеевская ночь

Ход событий[править | править код]

Грядущий брак послужил поводом к сбору в Париже большого количества именитых протестантов, которые приехали, чтобы сопровождать своего принца Генриха на брачной церемонии. Но в Париже господствовали антигугенотские настроения, и парижане, подавляющее большинство которых было католиками, нашли присутствие гугенотских лидеров неприемлемым. В парламенте самого Парижа было решено пренебрежительно отнестись к церемонии брака. Ненависть католиков-простолюдинов подогревалась плохими урожаями, увеличением налогов, повышением цен на продукты и предметы первой необходимости. Обыкновенных горожан возмущала показная роскошь, устроенная по случаю королевской свадьбы.

Карл Гун. Канун Варфоломеевской ночи. 1868. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей

Карл Гун. Сцена из Варфоломеевской ночи. 1870. Москва. Государственная Третьяковская галерея

Сам королевский двор был чрезвычайно разделён. Екатерина Медичи не получила разрешения Папы Римского на этот брак, поэтому французские прелаты были на распутье. Королеве стоило немалых усилий уговорить кардинала Шарля де Бурбона (единственного католика в семье Бурбонов) поженить пару. Назревало противостояние в среде католиков, но Гизы были не готовы вступить в противоборство со своими конкурентами, домом Монморанси. Губернатор Парижа, Франсуа де Монморанси, чувствуя свою неспособность поддерживать в городе порядок и предчувствуя взрывоопасную ситуацию, покинул город за несколько дней до свадьбы.

Мать французского короля Карла IX и правительница Франции Екатерина Медичи повелела начать резню гугенотов после того, как не удалось покушение на убийство предводителя гугенотов Гаспара де Колиньи. Де Колиньи оказывал всё больше влияния на Карла IX и убеждал его поддержать восстание протестантов во Фландрии против испанского короля Филиппа II, послав против него объединённую армию католиков и гугенотов. Он видел в этом единственную альтернативу гражданской войне во Франции, однако мешал планам Екатерины по установлению мира с Испанией. Вместе с тем следует отметить определённую обоснованность курса Екатерины Медичи, так как ослабленная десятилетними гражданскими войнами Франция вряд ли могла бы сплотиться против общего врага и уж тем более нанести поражение Испании, находившейся в зените своего могущества.

По мнению историков и беллетристов, в планы королевы-матери не входила массовая резня гугенотов. Первоначально планировалось устранение Колиньи и ещё примерно десятка основных военных предводителей гугенотов, а также захват номинальных лидеров гугенотской партии — принцев Бурбонского дома — Генриха Наваррского и его двоюродного брата, принца де Конде. Ненависть парижского населения к гугенотам, а также давняя вражда семейных кланов Колиньи и Гизов превратили намечавшуюся акцию в массовую резню. Легко узнаваемые по чёрным одеждам, гугеноты становились лёгкой добычей для обезумевших убийц, которые не давали пощады никому, будь то старики, дети или женщины. Город оказался во власти разбушевавшейся черни. Мёртвых раздевали — многим хотелось ещё и поживиться одеждой. В таком хаосе можно было спокойно ограбить соседа, разделаться с кредитором, а то и с надоевшей женой. Никто уже не отслеживал, кто гибнет под шпагами, гугенот или католик. В конце концов король приказал немедленно навести порядок на улицах Парижа.

Считается, что сигнал к началу резни прозвучал с колокольни церкви Сен-Жермен-л’Оксеруа. Однако Агриппа д’Обинье пишет о колоколе королевской часовни: «…чтобы они узнали час экзекуции по звону большого колокола во дворце…», «она (королева) ускоряет набат во дворце, приказав звонить на полтора часа раньше колокола Сен-Жермен-Оксерруа». Волна насилия прокатилась по Парижу, а позже и по другим городам и сёлам и вылилась в кровавую бойню в масштабах всей страны, длившуюся на протяжении нескольких недель. Количество жертв до сих пор служит предметом споров среди историков, однако, по мнению большинства из них, число жертв варьируется от 5000 до 30 000 человек.

Резня стала коренным переломом в Религиозных войнах во Франции. Гугенотам был нанесён сокрушительный удар, в результате которого они лишились многих из своих видных предводителей. Резня была «самой ужасной религиозной резнёй столетия», во всей Европе она «оставила в умах протестантов неизгладимый след и мнение, что католицизм был кровавой и предательской религией».

Значение и последствия

Резня стала коренным переломом в Религиозных войнах во Франции.
Гугенотам был нанесён сокрушительный удар, в результате которого они
лишились многих из своих видных предводителей.
Резня была «самой ужасной
религиозной резнёй столетия»,

во всей Европе она «оставила в умах протестантов неизгладимый след и
мнение, что католицизм был кровавой и предательской религией». 
Около 200 тысяч гугенотов бежали в соседние
государства. Англия, Польша и немецкие герцогства выразили своё
недовольство такой возмутительной вспышкой насилия.
Русский царь Иван Грозный также осудил такое обращение с народом (его письмо с осуждениями было написано через два года после Новгородского погрома).

Варфоломеевская
ночь в христианском мире стала непоправимым переломом. Протестантская
Европа была в ужасе и отвергала все предложения об умиротворении.
События Варфоломеевской ночи избавили гугенотов – от иллюзий, что существует возможность
сосуществования с католиками в рамках одной общины  и свободного
 отправления обоих культов.
Началась очевидная политизация конфликта. Франция разделилась на два лагеря,
причем, на юге страны возникла настоящая конфедерация гугенотских
городов,
не признающая королевскую администрацию.Авторитет королевской
власти заметно пошатнулся, поскольку началась борьба не за влияние на
короля, как было раньше, а против него.
Корона, со своей стороны,
перестала искать мирного компромисса с гугенотами. Сен-Жерменский мирный
эдикт 1570 года был отменен.
Король Наваррский в торжественной
обстановке отрекся от протестантизма, оставаясь луврским заложником
вплоть до февраля 1576 г., когда ему удалось бежать и позднее возглавить
гугенотское движение.
В 1572 году многие протестанты эмигрировали из
Франции в Женеву, Германию, Англию, Нидерланды и северные страны
.Столицей французских гугенотов на долгие годы стала Ла-Рошель, которая
будет подчинена короне только при Людовике XIII и Ришелье в 1628 году.
Все попытки Карла IX захватить город в привели только к новой, Четвертой
гражданской войне 1572-1573 годов
.События и последствия
Варфоломеевской ночи резко обострили болезнь короля — туберкулез, от
которого он скончался два года спустя.  

Варфоломеевская ночь дала стимул появлению многообразной политической
полемики, ставшей благодатной почвой для многочисленных католических и
гугенотских сочинений
(Жана Бодена, Ф. дю Плесси-Морне,
монархомахов-тираноборцев) о природе и сущности публичной власти,
зачастую нацеленных против королевской особы, двора и членов королевской
семьи.

Так, Екатерина Медичи обвинялась в том, что задумала
Варфоломеевскую ночь еще во время встречи с герцогом Альбой в Байонне в
1565 году. 
Одним из итогов стало появление политического
объединения умеренных католиков — т.н.
«недовольных» или «политиков», во
главе с младшим братом короля герцогом Алансонским, стремящихся
политическими методами урегулировать религиозный конфликт, в т.ч. путем
создания органов управления и представительных институтов
(Генеральных
штатов) на межконфессиональной основе и предоставления государственных
должностей в равной мере как католикам, так и гугенотам.

Именно
«политики» в дальнейшем приведут к власти Генриха Наваррского, став его
главной политической опорой в деле замирения французского королевства.

Кровавые события

Негативной ситуацией решили воспользоваться Гизы. С согласия Екатерины Медичи они организовали заговор против адмирала де Колиньи. 22 августа тот поздно вечером возвращался из королевского дворца. Его путь домой пролегал мимо дома, принадлежавшего Гизам. Когда адмирал поравнялся с ним, раздался выстрел, произведённый из окна. Но убийца целился в голову, а попал в руку. Раненого лидера гугенотов отвезли домой.

Однако католики перешли Рубикон, и пути назад у них уже не было. Поздно вечером 24 августа разъярённая толпа ворвалась в дом раненого адмирала и зверски убила его. Именно с этого убийства и началась Варфоломеевская ночь.

Незадолго до этого Медичи убедила сына в гугенотском заговоре. Она заявила, что необходимо уничтожить самых опасных заговорщиков, благо, все они находились в Париже. Под давлением матери король приказал закрыть городские ворота и привести в боевую готовность всю городскую стражу.

После того, как во дворец поступила весть об убийстве Колиньи, было приказано бить в набат. Это был сигнал для католиков. Они вышли на улицы, и началась поголовная резня гугенотов. Разъярённая толпа врывалась в дома и убивала всех тех, кто не желал исповедовать католицизм. Под горячую руку попадались все подряд. Эта ночь дала повод мужьям разделаться с надоевшими жёнами, а любовники жён убивали их мужей. Должники резали кредиторов, а тот, кто мечтал о мести, наконец-то её осуществил. Всё тёмное, что пряталось в человеческих душах, вырвалось наружу.

Когда 24 августа забрезжил рассвет, резня не закончилась. Это не входило в планы Екатерины Медичи. Она лишь планировала убить пару десятков протестантских лидеров, но ситуация вышла из под контроля. В Париже начались грабежи, там и тут на улицах и в домах возникали вооружённые стычки. Воры, грабители, убийцы, прятавшиеся раньше в притонах, вышли на улицы. Добропорядочные граждане гибли сотнями уже независимо от религиозной принадлежности. Мужчин убивали, женщин насиловали и затем тоже убивали. Власть в городе рухнула.

Кровавая вакханалия продолжалась целую неделю. Городская стража смешалась с народом и грабила наравне со всеми. Лишь гвардейские солдаты остались верны королю и закону, и хоть как-то пытались навести порядок на городских улицах. Но этих сил было явно недостаточно.

Самое же страшное заключалось в том, что беспорядки в Париже спровоцировали цепную реакцию. В других городах также началась вакханалия беззакония, сопровождаемая убийствами гугенотов. 26 августа король Франции Карл IX официально заявил, что убийства протестантских лидеров произошли по его приказу. Он разослал письма по города и провинциям, в которых утверждал, что сорвал крупный антигосударственный заговор. Однако призвал жителей страны к порядку и восстановлению законности. В то же время было официально объявлено, что религиозные свободы не отменяются.

Генрих Наваррский, женившийся на Маргарите Валуа, остался цел и невредим. Чтобы сохранить себе жизнь он стал католиком. Так же поступил и его кузен Генрих Конде. А вот другие знатные и известные гугеноты погибли.

Гугеноты. Кальвинисты

Гугеноты – французские протестанты-кальвинисты (последователи реформатора Жана Кальвина). Стоит заметить, что войны между католиками и гугенотами велись уже долгие годы. В 50-х годах кальвинизм приобрел широкое распространение на западе страны.

Важно отметить одну из основных доктрин кальвинизма, которая звучит следующим образом: «Только Бог заранее решает, кто спасется, поэтому человек не в состоянии что-либо изменить». Таким образом, кальвинисты верили в божественное предопределение, или говоря простыми словами – в судьбу

Следовательно, гугеноты снимали с себя ответственность и освобождались от постоянных забот, поскольку все и так предопределено Творцом. Помимо этого, они не считали нужным отдавать церкви десятину – десятую часть от заработка.

С каждым годом количество гугенотов, среди которых было немало высокопоставленных лиц, увеличивалось. В 1534 г. монарх Франциск I обнаружил на дверях своих покоев листовки, в которых критиковались и высмеивались католические вероучения. У короля это вызвало гнев, вследствие чего в государстве начались гонения кальвинистов.

События Варфоломеевской ночи

Гугеноты боролись за свободу вероисповедания своей религии, однако позже война переросла в серьезное противостояние политических кланов за престол – Бурбонов (протестантов), с одной стороны, и Валуа и Гизов (католиков), с другой.

Бурбоны были первыми после Валуа претендентами на королевский трон, что подогревало их стремление к войнам. К предстоящей Варфоломеевской ночи с 23 на 24 августа 1572 г. они пришли следующим образом. По окончании очередной войны в 1570 г. было подписано мирное соглашение.

Не смотря на то, что гугенотам не удалось выиграть ни одной серьезной битвы, французское правительство не имело никакого желания участвовать в военном конфликте. В результате, король согласился на перемирие, пойдя кальвинистам на большие уступки.

С этого момента гугеноты имели право вести службы везде, за исключением Парижа. Также им разрешалось занимать государственные посты. Король подписал указ о предоставлении им 4-х крепостей, а их лидер адмирал де Колиньи получил место в королевском совете. Такое положение вещей не могло нравится ни матери монарха, Екатерине Медичи, ни, соответственно, Гизам.

И все же, желая достигнуть мира во Франции, Екатерина решила выдать замуж свою дочь Маргариту за Генриха IV Наваррского, который был знатным гугенотом. На предстоящую свадьбу молодоженов съехалось множество гостей со стороны жениха, которые являлись кальвинистами.

Через 4 дня по личному распоряжению герцога Генриха де Гиза было совершено покушение на адмирала Колиньи. Герцог мстил за Франсуа де Гиза, убитого несколько лет назад по приказу адмирала. Одновременно с этим, он был раздосадован, что Маргарита не стала его женой.

Однако стрелявший в Колиньи лишь ранил его, вследствие чего тому удалось выжить. Гугеноты потребовали от правительства немедленно наказать всех, кто был причастен к покушению. Боясь мести протестантов, приближенные короля посоветовали ему раз и навсегда покончить с гугенотами.

Королевский двор испытывал большое отвращение к кальвинистам. Правящий клан Валуа опасался за свою безопасность и на то были причины. За годы религиозных войн, гугеноты дважды пытались похитить монарха Карла IX Валуа и его мать Екатерину Медичи, чтобы навязать им свою волю.

В добавок к этому, основная часть приближенных короля являлась католиками. Следовательно, они делали все возможное, чтобы избавиться от ненавистных протестантов.

Свадьба и кровавая резня

18 августа 1572 года церемония бракосочетания состоялась. Её провёл кардинал Карл де Бурбон – дядя жениха. Со всей страны в Париж съехался весь цвет протестантской знати. Свадьба была отмечена с помпой и пышностью, но в столице обстановка была крайне напряженной. Парижане не могли терпеть в своём городе еретиков и отступников. 22 августа на адмирала Колиньи было совершено покушение. Стрелок сумел скрыться с места преступления, однако в дальнейшем выяснилось, что выстрел был произведён из дома городского чиновника, который находился под патронажем герцога Гиза. Вожди гугенотов буквально у края кровати раненого Колиньи приняли решение попросить помощи у короля в расследовании произошедшего и привлечении к ответственности заказчиков преступления. 

23 августа в королевской резиденции было созвано собрание “кризисного комитета” (совещательного органа при короле), в который вошли Екатерина Медичи, герцог Анжуйский, хранитель печати Бираг (человек, который подтверждал подлинность королевских указов), маршал Таванн и множество других советников. Судя по мемуарам некоторых участников тех событий, далее состоялось заседание экстренной группы, которая пришла к довольно своеобразному заключению: гугеноты всё равно не будут удовлетворены и всё равно начнут войну. Миссия умиротворения страны была провалена. Далее были созваны все представители муниципалитета, которые по указанию закрывали все ворота и создавали по тревоге милицию (боевые отряды). 

В ночь на 24 августа с позволения королевской власти были устроены массовые избиения и убийства протестантов в столице. Отряд молодого герцога Гиза проник в покои адмирала Колиньи и добил лидера гугенотов. Других знатных протестантов отлавливали у домов. Позднее в дело вмешались и разъярённые парижане. С утра на кладбище невинно убиенных расцвел сухой боярышник – чудо, знак божьей милости в качестве одобрения произошедшего. 

Король Карл IX издаёт постановление о прекращении репрессий. Официальная версия произошедшего – кровная месть герцога Гиза за убийство своего отца адмиралом Колиньи. Однако убийства и грабежи не прекратились: король не мог остановить обезумевшую толпу.

26 августа Карл IX поменял свою позицию: акция была направлена против готовящегося заговора гугенотов, и простые горожане поддержали своего короля.

Царь Иван IV Грозный в своём письме императору Максимилиану II заметил о событиях во Франции: “А что, брат дражайшей, скорбиш о кроворозлитии, что учинилось у Францовского короля в его королевстве, несколко тысяч и до сущих младенцов избито; и о том крестьянским государем пригоже скорбети, что такое безчеловечество Француской король над толиком народом учинил и кровь толикую без ума пролил”. 

Варфоломеевская ночь: событие и споры. Сборник статей (отв. ред.)  Уваров П.Ю. М.: РГГУ, 2001. 

Религиозные войны во Франции XVI в. Новые источники, новые исследования, новая периодизация — СПб.: ЕВРАЗИЯ; М: ИД Клио, 2015. — 352 с.

Погибшие и выжившие в Варфоломеевскую ночь[править | править код]

Эдуар Деба-Понсан. Утро у ворот Лувра. 1880. Клермон-Ферран. Франция. Коллекция Музея Роже-Кийо.На картине изображена Екатерина Медичи (в чёрном) в сопровождении свиты, бесстрастно разглядывающая тела жертв массового убийства гугенотов-протестантов на следующее утро после Варфоломеевской ночи.

С августа по октябрь вспыхивали подобные эксцессы во многих других городах Франции, таких как Тулуза, Бордо, Лион, Бурж, Руан и Орлеан. В них погибло около 6 тысяч человек. Принцы крови — Генрих Наваррский и Генрих де Конде — были помилованы, так как были двоюродными братьями Генриетты де Невер (жены Людовико ди Гонзаго) и Екатерины де Гиз (жены герцога де Гиза).

Известными жертвами стали:

  • в Париже:
    • Франсуа-Жан-Жерве де Барбье, сеньор де Франкур
    • Гайо де Крюссоль, сеньор де Бодиснер
    • Бернар-Роже де Комменж, виконт де Брюникель
    • Жан-Роже де Комменж, сеньор де Брюникель
    • Жермен Гарро
    • Антуан де Маразен, сеньор де Герши
    • Жером де Гроло
    • Гаспар де Колиньи, граф де Шатийон, адмирал Франции, убит (предположительно) немецким наёмником Бэмом у себя дома, вместе с ним погибли его зять де Телиньи, камердинер Лабом и другие дворяне свиты адмирала
    • Франсуа-Номпар де Комон, сеньор де Кастельно
    • Арман де Комон, сеньор де Кастельно
    • Шарль де Боммануар, сеньор де Лаварден
    • Франсуа де Ла Рошфуко III, принц де Марсиллак,
    • Франсуа де Монейн, сеньор
    • сеньор де Монмор
    • Гийом д’Астарак, барон де Монтама
    • Помпе де Карназе, сеньор де Монтобер
    • Жан де Сегюр, барон де Пардальян, убит швейцарцами во дворе Лувра
    • Дени Перро
    • Арман де Клермон, барон де Пиль, убит швейцарцами во дворе Лувра вместе с Пардальяном, Сен-Мартеном и Бове
    • Этьен де Шевалье, сеньор де Прюн
    • Кристоф де Клэво, сеньор де Пюивио
    • Антуан де Клермон, сеньор д’Амбуаз, маркиз де Ренель
    • Пьер де Бришанто, сеньор де Сен-Мартэн де Нижель
    • Шарль де Кельнек, барон дю Пон де Субиз
    • Шарль де Телиньи, сеньор де Монреоль
    • Франсуа де Бовэ, сеньор де Брикмо
    • Арно де Кавань
    • философ-гуманист Пьер де ла Рамэ
    • Бреу, учёный, воспитатель Конде, был убит в комнате принца, несмотря на заступничество последнего.
    • шевалье Бурс
  • в Лионе

    композитор Клод Гудимель.

    :

Несмотря на огромные жертвы, многим протестантам, в том числе видным дворянам, тем или иным способом удалось спастись. Так, сумели избежать гибели:

  • Генрих де Бурбон, король Наваррский (будущий король Франции Генрих IV)
    • Анри де Бурбон, принц де Конде
    • Рене (Рената) Французская, герцогиня Шартрская и Монтаржи
    • Жофруа де Комон, аббат де Клейрак
    • Жак-Номпар де Комон, герцог де Ла Форс (племянник предыдущего и будущий маршал Франции)
    • Максимильен де Бетюн, барон де Рони (будущий герцог де Сюлли и министр финансов; его отцу также удалось спастись). Прошёл от Бургундского коллежа по Парижу, сжимая в руках часослов.
    • Николя Руо, сеньор де Гамаш (один из четырёх видных протестантов, которым Карл IX спас жизнь)
    • Антуан I д’Ор, виконт д’Астер, граф де Граммон (один из четырёх видных протестантов, которым Карл IX спас жизнь)
    • Ги-Поль де Колиньи, граф де Лаваль де Монфори (племянник адмирала)
    • Франсуа де Колиньи, сеньор де Шатильон (сын адмирала)
    • Жан де Боммануар, маркиз де Лаварден (будущий маршал Франции)
    • Франсуа IV де Ларошфуко, граф (сын убитого)
    • Франсуа де Бон, герцог де Ледигьер (будущий маршал Франции)
    • Габриэль де Монтгомери, сеньор де Лорж, граф
    • Гийом де Саллюст, сеньор Дю Бартас (французский дипломат и поэт)
    • Филипп Дю Плесси-Морне (публицист и дипломат)
    • Теодор-Агриппа д’Обинье (поэт и историк)
    • Филип Сидни (английский поэт и общественный деятель)
    • Амбруаз Паре (личный врач французских королей)
    • Жан де Роган, сеньор де Фронтенэй
    • Жан II де Феррьер, сеньор де Малиньи, видам Шартрский
    • Жеро де Ломань, виконт де Сериньяк
    • Рене де Фротт, сеньор де Сей
    • Гийом де Клюньи, барон де Конфоржьен
    • Франсуа де Бриквиль, барон де Коломбьер
    • Жан де Бовэ, сеньор де Брикмо
    • Ги де Монферран, барон де Лангуаран
    • Оливье д’Аллэнвиль, сеньор де Ла Мотт-Журанвиль
    • Габриэль де Леви, барон де Леран
    • Франсуа де Рабоданж, сеньор
    • Жан де Ла Тур, сеньор де Ренье
    • Ги де Сент-Желе, сеньор де Лансак
    • Жиль де Машку, сеньор де Сент-Этьен
    • шевалье де Миоссан, первый дворянин свиты Генриха Наваррского
    • шевалье д Арманьяк, камердинер Генриха Наваррского
    • Гастон де Леви, виконт де Леран был спасён капитаном королевской гвардии бароном де Нансе барон де Пардайян — отец убитого, спасся с графом Монтгомери, переправившись через реку в предместье Сен-Жермен

Альтернативное мнение[править]

Нельзя не отметить, что сами гугеноты, которых традиционно принято считать жертвами, тоже были далеко не безгрешны. И хотя их антикатолические погромы носили менее масштабный характер, они всё же были (примеры — «Мишелада» и «сюрприз в Мо»). Так что людям, начитавшимся «Королевы Марго» Дюма-отца и свято уверенным в том, что католики являлись палачами, ни за что ни про что перерезавшими тысячи невинных овечек, определённо стоит пересмотреть свои взгляды. Кроме того, историки склонны считать, что поводом для начала Варфоломеевской ночи были вовсе не религиозные распри, а политика — дело, как известно, грязное и лишённое благородства.

Причины и предпосылки резни[править]

В 1570 году был подписан Сен-Жерменский мирный договор, дававший гугенотам права на свободу вероисповедания на территории всей страны (за исключением Парижа, который католики считали своей святыней), кальвинистское богослужение (правда, только в двух городах каждого губернаторства) и занимать государственные должности, а также контроль над крепостями Ла-Рошель, Монтобан, Коньяк и Ла-Шарит, что вызвало недовольство ряда вельмож, исповедующих католицизм, в том числе и самой радикальной фракции, возглавляемой довольно древним и авторитетным семейством Гизов.
18 августа 1572 года состоялось венчание дочери «чёрной королевы» Екатерины Медичи и сестры Карла IX Маргариты Валуа и Генриха Наваррского. На торжество съехалось множество гугенотских вельмож, разместившихся в основном в центре Парижа, что явно нарушало условия мирного договора. Масла в огонь добавляли поведение гостей (по свидетельству историографа Жака Огюста де Ту, во время ожидания окончания торжественной мессы, следовавшей за венчанием, новобрачный и его свита громко хохотали и вели фривольные разговоры, что в те времена считалось весьма неприличным и богохульным), а также их роскошный вид и пышность свадьбы (простые парижане отнюдь не жировали из-за непомерных налогов и высоких цен на продукты и вещи первой необходимости).
22 августа того же года произошло неудачное покушение на лидера гугенотов Гаспара II де Колиньи, организаторами которого были Генрих I де Гиз, мечтавший отомстить за гибель своего отца и восстановить своё доминирующее положение, и Екатерина Медичи, категорически не желавшая терять контроль над сыном, уставшим от её авторитарного вмешательства и поддерживавшим планы адмирала по оказанию помощи боровшимся за независимость от Испании голландским протестантам, ибо сие было чревато для неё потерей власти. Организованное по требованию гугенотов следствие сразу же вышло на Морвера, которого наняли и укрывали Гизы. Что же касается аркебузы, найденной на месте преступления, то она имела маркировку Генриха Анжуйского, родного брата Карла. Не дожидаясь дальнейшего развития событий, Гиз укрылся в своём особняке и попросил у короля разрешения покинуть Париж. Протестанты передвигались по городу группами, не выпуская из рук оружия, а некоторые из них сочли за благо покинуть столицу, пока не поздно. Католические проповедники с амвона метали в «еретиков» гром и молнии. Париж был подобен пороховой бочке, в смятение пришли даже наиболее уравновешенные его обитатели. На следующий день, поняв, что дело пахнет жареным, королева-мать решила нанести упреждающий удар и собрала совещание, на котором было решено уничтожить практически всю протестантскую верхушку, за исключением Наварры и Генриха I де Конде, после чего сообщила Карлу о вымышленном гугенотском заговоре против него и страны. Вначале тот колебался, но после того, как маман сыграла на его ненависти к более успешному брату, упрекнув в меньшей храбрости, согласился и вызвал вызвал к себе купеческого старшину Парижа с помощником. Те пообещали выставить 20 тысяч вооружённых людей и обязались хранить полученную информацию в строгом секрете. Действовать предполагалось по условленному сигналу — набату церкви Сен-Жермен-л’Оксерруа, который должны были подхватить колокола всех церквей столицы. Во избежание путаницы «свои» должны были использовать белые кресты на шляпах и нарукавные повязки, а также зажечь свет в окнах домов

В целях предосторожности все городские ворота Парижа должны были оставаться запертыми, а ратуша, площади и перекрёстки города — находиться под охраной вооружённых людей. Реализовать эти меры было тем проще, что ещё накануне муниципалитет Парижа, опасаясь волнений, распорядился мобилизовать свою милицию и привести к ратуше конные и пешие отряды

Тогда же сообщили герцогу Гизу, что он может отомстить за своего отца, расправившись с адмиралом Колиньи и его приближёнными.

Реформация и Религиозные войны

Варфоломеевская ночь возникла не сама по себе, важно знать контекст, логику событий того времени, чтобы правильно её представить. XVI век – это время Реформации и Котрреформации, время церковных реформ, противостояния новых религий старым, гражданских войн

И сложно в то время найти более ожесточённое и длительное противостояние жителей одной страны, чем это было во Франции, где гугеноты и католики обладали собственными армиями и полководцами, собственными королями и выдающимися лидерами. Нам сейчас сложно представить, что люди могли ссориться и воевать из-за догматических расхождений, зачастую даже не самых значительных, ведь и те, и другие всё-таки верили в одного бога. И даже в рядах протестантов нередко возникали теологические споры и расхождения, появлялись собственные еретики, многие из которых и просто использовали народный протест в личных целях, для обогащения и разбоя, отрицая все моральные нормы и государственные законы.

К. Ф. Гун. Канун Варфоломеевской ночи

К. Ф. Гун Сцена из Варфоломеевской ночи

Реформация явилась реакцией на произвол католических властей, падение нравов, вмешательство духовных лиц в мирские дела, обогащение и интриги католической церкви, циничную продажу индульгенций и «мест в раю», подавление аристократией самостоятельности горожан. За пышной религиозной формой, торжественностью, роскошью католицизма терялось действительное содержание. Священнослужители пренебрегали правилами своей собственной религии, думая больше о мирских благах, участвуя в дворцовых интригах, вмешиваясь в дела князей и королей. Папа Римский был таким же участником политических процессов и дипломатических отношений, как и обычные короли, он мог возводить на трон, устраивать политические браки, а мог отлучать от церкви и провоцировать войны и смуты. Папы давно уже больше заботились о собственных богатствах и об удержании влияния и власти, чем о духовности народов и мире между странами. Именно поэтому беднеющий и закрепощённый народ чувствовал необходимость в обновлении и реформе религии, в избавлении от гнёта католической церкви, очищении веры от мирского, заботе о ближних. Реформация вызывало пробуждение национального самосознания, способствовало общественной перестройке, освобождению стран от влияния Рима. В каждой стране в XIV-XVI вв. являлись собственные проповедники и духовные лидеры. В Германии это был Мартин Лютер, во Франции —  Жан  Кальвин, в Чехии – Ян Гус, в Англии – Джон Виклиф. Реформация способствовала ослаблению влияния Рима и пробуждению национальных настроений, улучшению жизни и нравов, усилению роли буржуазии, среднего класса. Протестанты быстро богатели благодаря тому, что отказывались от дорогих обрядов, церковной роскоши, предпочитали посту и молитве реальные дела, профессиональный и честный труд, ценили бережливость, практичность. Моральная часть их религии соблюдалась более строго, чем у католиков. Но церковь не могла столь легко сдаться и просто позволить людям верить в то, во что они хотят, религиозные реформы не обошлись без противостояния и жертв. На реформацию церковь повсеместно отвечала контрреформацией, кровавой борьбой с еретиками, кострами инквизиции, судебными процессами, пытками и реставрацией католичества. Но для многих протестантов вера не была пустой формой, многие из них не отступили от неё до конца и пошли ради неё на смерть, стали мучениками. Рим со временем вынужден был отступить, однако произошло это не сразу. И одним из эпизодов этой борьбы, охватившей разные государства, стала Варфоломеевская ночь.

Хотя фактическая сторона этих событий почти полностью известна, в историографии нет единого мнения относительно событий 24 августа 1572 года. Ранее господствовала старая теория, сложившаяся во многом под влиянием протестантов. Согласно этой версии, Варфоломеевская ночь была частью плана короля Карла IX, его матери Екатерины Медичи и герцогов де Гизов, желавших разом избавиться от наиболее влиятельных представителей гугенотов. Закреплению этой концепции в массовом сознании во многом способствовал Александр Дюма своим романом «Королева Марго». Однако сложно назвать массовую расправу над протестантами спланированной акцией. В том, что народ в данном случае мог действовать по приказу Екатерины Медичи, представляющейся многим настоящим исчадием ада, возникают серьёзные сомнения. Проследим основные события, предшествовавшие трагедии в Париже.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: