Танк т-34 — оружие победы

Устройство танка

Сначала о Т-34 76 в общих чертах:

  • Боевая масса танка была больше тридцати тонн;
  • Орудие – Л 11 и Ф 34 калибра 76,2 мм;
  • Мощность двигателя — 500 лошадиных сил;
  • Максимальная скорость — 55 километров в час;
  • Экипаж — четыре человека;
  • Было выпущено около 20 000 штук.

Корпус

В 1940 году корпус Т-34 варили из катанных броневых листов. В передней части лобового листа расположен люк механика-водителя с откидывающейся крышкой. Дальше, в верхней части крышки люка, установлен центральный смотровой прибор для водителя, а слева и справа — боковые смотровые приборы, установленные под углом шестьдесят градусов к продольной оси машины. Справа находится амбразура курсового пулемета в шаровой опоре. Броневой маски у пулемета нет. Задний наклонный лист корпуса съемный и крепится к листам борта с помощью болтов. В нем имеется прямоугольный люк для доступа к трансмиссионному отделению. Сбоку люка есть два овальных отверстия с выхлопными патрубками, защищенные бронеколпаками.

Башня

Башня танка сварная, конусообразная из катаных бронелистов. У крыши башни был общий люк для членов экипажа. На люке смонтирован смотровой прибор ля кругового обзора. Перед люком с левой стороны был перископический прицел ПТ-6, а справа — люк вентиляции.

Пушки

На танке изначально была установлена пушка модели Л-11, 76,2 миллиметра со стволом длиной 30,5 калибра. Она имела ряд недостатков, потому вскоре ее заменили более удачной пушкой Ф-32. Через некоторое время в конструкторском бюро разработали модификацию этого орудия, которая серьезно превосходил предыдущий вариант.

Ходовая часть

У танка было пять пар опорных катков большого диаметра. Направляющие и опорные катки были обрезиненными, а гусеничная цепь — мелкозвенчатая из тридцати семи плоских и тридцати семи гребневых траков.

Снаружи у каждого трака имелись шпоры-грунтозацепы. В кормовой части корпуса крепились два запасных трака и два домкрата. У четырех пар катков на борту была индивидуальная пружинная подвеска, пружины размещались под наклоном и были приварены к бортам в корпусе.

Двигатель

В танке Т-34 76 был установлен дизельный двигатель В-2 — это быстроходный, бескомпрессорный двигатель на водяном охлаждении со струйным распылением топлива и эксплуатационной мощностью в 500 лошадиных сил, скоростью до сорока семи километров в час.

Танк БТ-2

  • Принят на вооружение в 1932-м году.
  • Всего было выпущено 620 шт.

Советский лёгкий колёсно-гусеничный танк. аналог американского танка М.1931. Первый серийный танк семейства БТ («Быстроходные танки»). Принят на вооружение в соответствии с военной доктриной, определившей преимущества скоростных крейсерских танков, способных в кратчайшие сроки покрывать большие расстояния и действовать на оперативных просторах. Выпускался серийно ХПЗ в 1932—1933 годах.К 1 июня 1941 года на вооружении РККА имелось 580 линейных разведывательных танков БТ-2, в том числе 396 в западных округах.

Модификации и боевое применение

Т-34-76 выпускались вплоть до 1944 года. Всего собрали 35330 машин образца 1940. На их базе также делали самоходные артиллерийские установки СУ-122 и СУ-85.

Конечно, основное применение Т-34 развернулось в годы Великой Отечественной войны. На момент начала военных действий в армии насчитывалось 1225 единиц. В ходе войны производство было переориентировано в Челябинск и Свердловск (ныне Екатеринбург). Одним из важнейших достижений Советского Союза, возможно, сыгравшим ключевую роль в победе — массовый выпуск Т-34 76.

Машина стала легендарной, потому что отвечала основным требованиям того времени и не отличалась сложностью конструкции. Однако сам танк без экипажа – кусок железа. Самоотверженность наших танкистов использовавших технические характеристики Т-34-76 сделала его одним из символов самой страшной войны человечества.

Тактико-Технические Характеристики танка Т-34

Масса, т — 25,6
Экипаж, ч — 4.Командир (он же наводчик), Заряжающий, Стрелок-Радист, Механик-Водитель.
Длина корпуса, мм — 5920
Ширина корпуса, мм — 3000
Высота, мм — 2405

Бронирование

Градусы наклона измерены по отношению к вертикали.
Лоб корпуса (верх), мм/град. 45 / 60°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 45 / 53°
Борт корпуса (верх), мм/град. 40 / 40°
Борт корпуса (низ), мм/град. 45 / 0°
Корма корпуса (верх), мм/град. 40 / 47°
Корма корпуса (низ), мм/град. 40 / 45°
Днище, мм 13—16
Крыша корпуса, мм 16—20
Лоб башни, мм/град. 45
Маска орудия, мм/град. 40
Борт башни, мм/град. 45 / 30°
Корма башни, мм/град. 45 / 30°
Крыша башни, мм 15 / 84°

Ходовые качества

Мощность двигателя, л. с. — 500
Максимальная скорость, км/ч — 54(По другим данным — 48).
Запас хода по шоссе, км — 300
Удельная мощность, л. с./т — 19,5
Преодолеваемый подъём, град. — 36°

ОТ-34 в бою

Насколько результативными были действия ОТ-34 в бою? Ответить на данный вопрос однозначно очень непросто. С одной стороны, кроме поражения позиций противника струей огнемета подобная атака, как правило, имела сильнейший моральный эффект. Даже если смесь не поражала напрямую пехоту,  укрепления или огневые точки, деморализующее действие было огромным, заставляя врага оставлять свои позиции. Поэтому при грамотном применении эффективность действий огнеметных тридцатьчетверок была высокой, прежде всего, против вражеской пехоты и огневых точек. Боевые эпизоды с использованием огнеметов против вражеских танков или иной техники были сравнительно редки и чаще возникали в тех случаях, когда в условиях ограниченной видимости, пересеченной местности или среди плотной застройки населенных пунктов было возможно сближение на несколько десятков метров. Результативность действий определялась совокупностью факторов: своевременной разведкой позиций противника, грамотной постановкой задач экипажам и умелым взаимодействием ОТ-34 с линейными танками и собственной пехотой. Весьма интенсивно огнеметные танки применялись на завершающем этапе войны при штурме укрепрайонов и в уличных боях. Так, в боях за Лодзь танки 516-го отдельного танкового огнеметного полка израсходовали в среднем по 16 заправок огнесмеси.

Примеров конкретных подвигов, совершенных экипажами огнеметных Т-34, на данный момент известно не так много. Один из них был совершен танком 47-го отдельного огнеметного танкового полка под командованием младшего лейтенанта Василия Дмитриевича Халева, который во время операции «Багратион» одним из первых ворвался на улицы Полоцка и в одиночку был вынужден принять бой с превосходящими силами противника.  Сражавшийся до последней возможности экипаж погиб в горящем танке. В марте 1945 г. В.Д. Халев посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза. На родине героя, в Казани, его имя получила одна из улиц города, а на месте подвига в Полоцке воздвигнут мемориал и установлен танк Т-34/85. Еще один известный подвиг связан с действиями огнеметного танка под командованием младшего лейтенанта Ф.М. Александрова, которой с 30 июня по 2 июля 1944 г. в боях по освобождению Витебской области уничтожил до 200 солдат противника, подавил три противотанковых орудия и восемь пулеметов. Федор Михеевич Александров был удостоен звания Героя Советского Союза, а 24 июня 1945 г. принял участие в Параде Победы. 

Achtung KV!!! Что делать?[править | править код]

Конечно, страшен не только Тигр, танки КВ также наводили ужас на немцев во время войны, хотя особенно сильно это проявлялось в начальный её период. Любой танк опасен, а тяжелый вдвойне, поэтому и способы борьбы с ним имеют особое значение.

В игре немцы, конечно, располагают эффективными средствами для поражения этого стального гиганта, тут страшная Pak40, всевозможные Мардеры, Pz.IV с длинноствольными 75мм пушками и, конечно, Тигр — все они довольно уверенно могут разделаться с КВ при благоприятных условиях, более того, и в боекомплетах даже таких менее опасных орудий как Pak35 и Pak38 имеются боеприпасы способные при удачном раскладе поразить танк в лоб. Однако не всегда нужные средства оказываются в нужном месте и в нужных количествах, а посему нужно быть готовым к непредвиденным ситуациям.

Основные принципы борьбы с КВ аналогичны методам борьбы с Тигром, но есть и ряд важных отличий:

Как уже сказано выше немцы, в отличии от Красной Армии, располагают оружием способным эффективно поразить тяжелый танк, и, соответственно, основной рецепт борьбы — это предугадать место появления КВ и подтянуть туда имеющиеся противотанковые средства повышенной мощности. Однако есть и другая проблема: несмотря на отличные ПТО, пехота Вермахта, в отличии от советской, практически не способна ручными ПТ средствами что-либо сделать с танком.

Немецкие ПТО типа Pak35 и Pak38 имеют в боекомплектах снаряды (кумулятивная граната St.Gr.41 и подкалиберный снаряд Pz.Gr.40), способные с близкой дистанции (100 и 300 м, соответственно) с высокой вероятностью поразить танк КВ даже в лобовую проекцию, однако танк имеет большой внутренний объем, а заброневое действие этих снарядов мало, как результат их нужно использовать против КВ точно так же, как и Красная Армия против Тигра, а именно концентрированный огонь нескольких орудий из засады с близкой дистанции и только в боковую и заднюю проекции танка.

Немецкая пехота по большей части совершенно бессильна против КВ, связки М-24 не способны что-либо испортить, лишь два типа имеющихся боеприпасов могут навредить танку — это магнитная кумулятивная мина HHl-3 и сосредоточенный заряд G.L.3. Мина в очень ограниченном количестве имеется у взводных командиров стрелковых подразделений, что делает возможность её удачного применения обычной пехотой лишь счастливым случаем. Зато HHl наряду с 3 кг зарядами взрывчатки в большом количестве имеются у инженеров, что делает этот вид немецкой пехоты пожалуй наиболее опасным для танков.

Танки Pz.III, являющиеся самыми массовыми машинами Вермахта того периода войны, также не в полной мере способны противостоять КВ в виду слабости их основного 50 мм орудия, а, соответственно, применять их нужно, как и пушки, из засады, ведя сосредоточенный огонь по одиночным целям, в боковые и задние проекции.

В целом, учитывая хорошую противотанковую артиллерию, немцам обр.1942-43г. проще противостоять советским тяжелым танкам, нежели Красной Армии бороться с Тиграми.

Помните эти простые советы и вы создадите эффективный заслон для танков противника.

Особенности конструкции

В отличие от большинства огнемётных танков, где огнемёт устанавливался вместо орудия главного калибра, ОТ-34 и ОТ-34-85 сохранили главный калибр — огнемёт был установлен на место курсового пулемёта. В результате этого ОТ-34 внешне не отличался от обычного линейного танка Т-34, что позволяло сблизиться с живой силой противника до дальности огнеметания, не будучи узнанным.

Кроме того, сохранение главного калибра позволяло ОТ-34 вести равный бой с обычными танками своего класса, тогда как большинство огнемётных танков других моделей были совершенно беззащитны перед танками со стандартным вооружением.

Дальность поражения огнемёта составляла 60-70 м, а при использовании спецсмеси достигала 100—130 м.

Легкие танки

  • Т-27 — советская танкетка.
  • Принят на вооружение в 1931-м году
  • Всего произведено 3 295 шт.

Выпускалась в 1931—1933 годах. Т-27 была брошена в бои под Москвой (где Т-27 использовались и как танки поддержки пехоты, и как тягачи для противотанковых пушек) и в Крыму.

  • легкий танк Т-18 (МС-1)
  • принят на вооружение в 1927-м году,
  • всего выпущено 959 шт.

Создан в 1925—1927 годах. Стал первым танком советской разработки. Серийно производился с 1928 по 1931 год, всего в нескольких вариантах было выпущено 959 танков этого типа, не считая прототипа. В конце 1920-х — начале 1930-х годов Т-18 составлял основу танкового парка РККА, но довольно быстро был вытеснен более совершенным Т-26. Применялся в бою в конфликте на КВЖД, в 1938—1939 годах устаревшие и достигшие крайней степени износа Т-18 были в основном сняты с вооружения или использовались как неподвижные огневые точки. Танки Т-18 ещё оставались в войсках в боеспособном состоянии, к началу Великой Отечественной войны и использовались на начальных её этапах.

Боевое применение

Огнемётные танковые батальоны и полки использовали в основном при атаке укрепленных полос и населенных пунктов для поражения живой силы противника и уничтожения его огневых средств в укрытиях и укрепленных сооружениях, при этом они придавались стрелковым частям. В.И. Чуйков приводит пример действий огнеметного танка в городе при обороне Сталинграда осенью 1942 года: «Вытащили с поля боя три подбитых танка: один огнемётный и два средних. Их отремонтировали, и я решил ошеломить противника, с утра 29 октября пустить в контратаку три танка и 50 стрелков. Направление контратаки — стык между дивизиями Смехотворова и Гурьева по Самаркандской улице, где противник почти вплотную подобрался к Волге. Контратака началась рано утром, перед рассветом. Ее поддерживала артиллерия с левого берега и полк «катюш» полковника Ерохина. Захватить большое пространство не удалось, однако результаты получились внушительные: огнемётный танк сжег три вражеских танка, два средних — подавили противника в двух траншеях, где тотчас же закрепились наши стрелки».

В ходе контрнаступления под Сталинградом в конце 1942 года отличились 235-я отдельная огнемётно-танковая бригада и 512-й отдельный огнемётно-танковый батальон. 235-я огнемётная танковая бригада, сформированная летом 1942 года в Люблино под Москвой, в сентябре 1942 года направлена на Сталинградский фронт, где её батальоны участвовали в боях на территории завода «Красный Октябрь», в боях по уничтожению 6-й армии Паулюса. 12 декабря 1942 года командование Сталинградского фронта направило 235-ю огнемётно-танковую бригаду и 87-ю стрелковую дивизию в помощь 51-й армии под Котельниково для отражения наступления группировок Манштейна и Гота. В ходе Котельниковской операции 14 декабря 1942 года в районе Верхне-Кумского 235-я огнемётно-танковая бригада вместе с 234-м танковым полком уничтожила около 50 танков противника, 30 орудий, другую технику, более 500 вражеских солдат и офицеров. Затем она участвовала в завершении Сталинградской операции. За мужество и отвагу, проявленные личным составом, бригада переименована в 31-ю гвардейскую отдельную огнемётно-танковую бригаду. После переформирования под Москвой и получения новой техники она участвовала в освобождении городов Изюм, Барвенково (почетные наименования «Барвенковские» получили тогда 31-я гвардейская отдельная огнемётно-танковая бригада и 517-й отдельный огнемётно-танковый батальон). Павлоград, Днепродзержинск, Запорожье.

В 1943 году в боях под Таганрогом и Мариуполем хорошо показал себя 516-й отдельный огнемётно-танковый батальон, а в боях за Евпаторию в апреле 1944 года — 512-й отдельный огнемётно-танковый батальон (среди прочих частей получил наименование «Евпаторийский»). А после освобождения Новгорода в январе 1944 года почетное наименование «Новгородский» получили 500-й, 501-й, 502-й и 503-й отдельные огнемётно-танковые батальоны.

Для уменьшения потерь среди экипажей огнемётных танков были разработаны специальные огнестойкие костюмы.

Модификации и машины, созданные на базе Т-34

Т-34М — Начал создаваться по причине сравнения с немецким танком Pz III Ausf.G, превосходившем 34-ку по некоторым параметрам. Для улучшения плавности хода разработали новый двигатель, но мощность при этом оставили прежнюю. После переработки расположения внутренних компонентов уменьшилась масса и длина машины, а также увеличился боекомплект до 100 снарядов. Танк был принят на вооружение 5 мая 1941 года на замену тогда стоящему на вооружении стандартному Т-34 обр.1940 г. Однако производство организовать не удалось в связи начавшейся войной.

Т-34-57 — Установлена новая 57-мм пушка ЗиС-4. Обладала более лучшими характеристиками, чем Ф-34. Танк позиционировался как “Танк-истребитель”. Официально танк не был принят на вооружение из-за избыточной мощности пушки (для 41-42 гг.). В 1943 году появились уже 85-мм пушки большей мощности. Однако было произведено 50 штук.

Т-34-57 на испытаниях

Т-34-76 обр.1941 г. — Новая башня со стенками толщиною 52 мм и двумя люками на крыше башни. Но одно из самых главных нововведений — это установка новой 76-мм пушки Ф-34.

Т-34-76 обр 1941 — первый справа

Т-34-76 обр.1942 г. — Разработана новая форма башни. Благодаря новой башне боекомплект увеличился до 100 снарядов, а также повысилась снарядостойкость.

Т-34-76 обр 1942

Т-34-76 обр.1943 г. — Новые воздухоочистители для двигателя. Новые амортизаторы. Новые гусеницы. Новая коробка передач. На танк впервые установлена командирская башенка от КВ-1С. А также танк дополнен всевозможными мелочами для “улучшения качества машины”. Принят на вооружение 15 июня 1943 года.

Т-34-76 обр 1943

ПТ-34 — минный трал ПТ-3 установленный на Т-34.

ПТ-34

Т-34-85 — Смотреть основную статью.

Т-34-100 — Установлено 100-мм орудие Д-10Т. Также была разработана 100-мм пушка ЛБ-1 специально под Т-34. За счет увеличения калибра орудия увеличилась башня и немного переделана ходовая часть. Не принят на вооружение по причине начала работ над более совершенным Т-54.

Т-34-100 зимой 1945

Прочая техника на на базе Т-34:

ОТ-34 — Огнеметный танк. Экипаж сокращен до 3 человек. Убран стрелок-радист. Принят на вооружение в 1942 году.

ОТ-34 на вид мало чем отличался от серийного Т-34

СУ-122 — Самоходная артиллерийская установка. В “самоходку” установлена 122-мм гаубица М-30С. Принята на вооружение в конце 1942 года.

СУ-122 с десантом около Харькова. Август, 1943

Т-43 — Смотреть основную статью.

СУ-85 — Истребитель танков. Орудие калибра 85 мм Д-5С. Принят на вооружение в августе 1943 года.

Колонна СУ-85М в Восточной Пруссии. Январь, 1945.

СУ-100 — Истребитель танков. Орудие 100 мм Д-10С. Принят на вооружение 3 июля 1944 года.

СУ-100 около Берлина. На заднем плане Т-34-85. 30 апреля, 1945.

СУ-101 и СУ-102 — Истребители танков. Разработаны для замены СУ-100. СУ-101 комплектовалась 100-мм орудием Д-10С, а СУ-102 — 122-мм Д-25-44С. Отличались от СУ-100 более сильным бронированием. Не приняты на вооружение по причине сильной тесноты внутри машины и уже закончившейся войны.

СУ-101 на полигоне. Осень, 1942.

Т-34Т — Тягач. Принят на вооружение в 1942 году.

СПК-5 — Самоходный поворотный кран. Принят на вооружение в 1952 году.

ТМ-34 — Мостоукладчик. Принят на вооружение в 1942 году.

Т-100 — Египетская модернизация танка Т-34. Превращен в истребитель танка с орудием 100 мм БС-3. Принят на вооружение в 1967 году.

Т-100 в Египетском музее.

Type 65 (Не точно) — ПВО установка. Оборудована двумя 37-мм пушками. О принятии на вооружение ничего неизвестно.

Type 65

Средние танки

Один из главных символов Отечественной войны, ставший героем многих сражений — знаменитая «тридцатьчетверка». Многие танковые эксперты признали его лучшим СТ Второй мировой войны. Одним из аспектов его успеха и популярности стал идеальный баланс между:

  • боевой мощью;
  • технологическими характеристиками;
  • эксплуатацией.

В любую погоду и на любом рельефе он всегда был готов к бою. Ремонт был менее трудоемким, чем у тяжелых танков, да и производство обходилось значительно дешевле и занимало меньше времени.

Эта серия танков за годы войны продолжала совершенствоваться, повышая в первую очередь огневой потенциал за счет увеличения калибра орудия:

  • Т-34-57
  • Т-34-76
  • Т-34-85

Всего за годы войны было произведено свыше 80 000 тысяч штук. Именно последняя модель входила в состав гвардейских корпусов и получила в игре новый 3D-стиль «Кантемировец».

Также с 1944 началось производство Т-44, но массовым он стал, так как в приоритете было изготовление Т-34-85.

Применение танков Т-34.

Танки Т-34-76 находились на вооружении в танковых частях Красной Армии всю Великую Отечественную войну и принимали участие практически во всех боевых операциях, включая штурм Берлина. Кроме Красной Армии, Т-34 состояли на вооружении Войска Польского, Народно-освободительнои армии Югославии и Чехословацкого корпуса которые воевали против фашистской Германии. Достоверно известен, факт, что лишь 8-я танковая дивизия была к началу Великой Отечественной Войны укомплектована экипажами, подготовленными, для действий на Т-34. Что касается остальных, то все полученные к 22 июня “тридцатьчетверки” стояли на хранении, танкисты учились на Т-26. Естественно, что такое положение дел не могло пагубно не отразиться на действиях мехкорпусов в первые недели войны. Первыми с фашистами вступили в бой тридцатьчетверки 5-ой танковой дивизии 3-го механизированного корпуса, расквартированной в литовском городе Алитус. Это была единственная в округе часть, имевшая в составе танки Т-34-76.Однако ни одна машина до начала войны не эксплуатировалась, все тридцатьчетверки были поставлены на хранение в парке. Естественно, что из-за отсутствия опыта, в ходе первых же боев часть Т-34 потеряли из-за технических поломок и неграмотной эксплуатации. Кроме танков Т-34, в дивизии были БТ-7, Т-26 и сильно изношенные Т-28. Дивизия имела хорошо подготовленные экипажи, так как ее основу составляла кадровая танковая бригада Красной Армии. К недостаткам дивизии можно отнести плохую организацию разведки, недостаток средств связи и эвакуации.

Еще 19 июня части дивизии были выведены из военного городка и сосредоточились на правом берегу Немана (восточная окраина Алитуса). Здесь части приступили к рытью блиндажей и окопов, матчасть была тщательно замаскирована. 22 июня в 4:20 утра немецкая авиация нанесла бомбовый удар по боевым паркам, казармам и аэродрому. Однако потери 5-ой танковой дивизии были небольшими. После налета командир дивизии полковник Федоров отдал приказ выведении всех машин на оперативный простор. Связь полковника со штабом армии была потеряна, никаких приказаний не поступало. Во второй половине дня к Алитусу подошла 7-ая танковая дивизия. Одновременно с этим, немецкая авиация нанесла удар по расположению частей 5-ой танковой дивизии.

На подступах к мостам, немецкие танки встретил передовой отряд. Подготовка мостов через Неман к взрыву была проведена 4-ым инженерным полком, но по неизвестным причинам в ночь с 21 на 22 июня по распоряжению представителей штаба округа они были разминированы. Поэтому взорвать мосты не удалось, и немецкие танки переправились на правый берег Немана.Здесь их встретили части 9-го и 10-го танковых полков 5-ой танковой дивизии, спешно выдвинутые в этот район. Из-за неувязки действий и плохой разведки, подразделения танковых полков выходили в район боя несогласованно. Первым вышел к мостам 2-й батальон 9-го танкового полка старшего лейтенанта Вержбицкого (танки Т-34-76), атаковавший переправившиеся подразделения 20-ой танковой дивизии. Чуть позже атаку 2-го батальона поддержал и 1-й батальон – 24 танка Т-28. Из-за того, что эти машины были сильно изношены и практически не имели моторесурса, они использовались для ведения огня с места.

Благодаря успешным действиям 9-го танкового полка 5-ой танковой дивизии, движение немцев через северный мост было приостановлено. В ходе этого боя экипаж танка Т-34-76 сержанта Макогон подбил 6 танков противника. Однако и свои потери были значительными: из 24 Т-28 – 16, из 44 Т-34 – 27 (почти половина из-за технических поломок), из 45 БТ-7 – 30 были потеряны.В это же время машины 7-ой танковой дивизии вермахта сумели прорваться через южный мост, который прикрывал 5-ой мотострелковый и 10-ой танковый полки. В ходе встречного танкового боя остановить немецкое наступление не удалось. 5-ая танковая дивизия понесла большие потери, не хватало горючего и боеприпасов, была нарушена связь между подразделениями, которые ночью в которые в беспорядке стали отходить на Вильнюс.  Встречный бой под Алитусом 22 июня 1941 года был первым танковым столкновением Великой Отечественной войны. И первой проверкой на прочность ставшего впоследствии легендарным танка Т-34.

На пороге войны

К концу 30-х годов грядущий мировой конфликт обретал все более четкие очертания, страны Европы усиленно вооружались. Со времен неповоротливых «стальных монстров» Первой мировой сменилось уже целое поколение бронемашин и танков, в прошлое постепенно уходили и разработки начала тридцатых.

Две “тридцатьчетверки” (справа) в комапнии БТ-7М и А-20

Стране требовалась боевая бронированная машина, уверенно действующая в прорыве и в обороне (танки БТ, как оказалось, этого дать уже не могли). Нужна была машина проходимая и с противоснарядным бронированием, надежно держащая удар новых и гораздо более могущественных противотанковых орудий, чем немецкие 37-миллиметровые «колотушки» (чего не давали ни Т-26, ни Т-28, ни Т-35). Требовался современный средний танк, превосходящий тяжелые КВ в подвижности, но не уступающий им в огневой мощи и в бронезащите.

Схема бронирования Т-34

Работы над новой машиной начались в Харьковском КБ завода №183 под руководством легендарного «отца» танка Т-34 Михаила Ильича Кошкина, его биографию вы можете прочитать на нашем портале. Уже опытный в ту пору конструктор, доведший, как у нас принято говорить, до ума легкий БТ-7, с энтузиазмом возглавил работы по новому танку. В короткие сроки харьковчане предложили целых два варианта будущей машины с индексами А-20 и А-32. «Двадцатый» оказался легче, чем нужно, и не имел потенциала к модернизации, а вот «тридцать второй» военным понравился.

Тяжелые танки

Говоря об этом классе нельзя не упомянуть танки серии КВ (Клим Ворошилов). Он смог удивить немецкие войска высокой защищенностью, иногда в одиночку уничтожая значительно превосходящие силы противника. Многие игроки знают медаль «Колобанова», а ведь подвиг экипажа был совершен на КВ-1, когда он в одиночку уничтожил 22 немецких танка. Танкисты выполнили свой долг — не пропустить вражескую технику, а после продолжительных боев на танке Колобанова насчитали свыше 100 попаданий.

В 1942-43 гг. КВ получил повышение огневой мощи и улучшение подвижности машины в новых разработках:

  • КВ-1С
  • КВ-85

В самый разгар войны, когда перед нашими войсками стояла задача штурма укрепленных вражеских позиций и городов, советское командование приняло на вооружение серию танков ИС (Иосиф Сталин).

ИС-2 стал одним из самых мощных и тяжелобронированных танков в СССР военного периода и одним из сильнейших в мировом танкостроении. Важную роль сыграли на заключительном этапе войны 1944-45 гг. Участвовали в штурме таких городов:

  • Будапешт (Венгрия);
  • Бреслау (Польша);
  • Берлин (Германия).

Входили в состав гвардейского танкового полка. Именной этой машине посвящено новое PvE событие в WoT «Дорога на Берлин» с главной наградой прем танком ИС-2 Экранированный.

Разработка ОТ-34-85

С августа 1943-го ход ВОВ решительно изменился – линия фронта начала неудержимо откатываться на запад – это определило острую потребность РККА в ОТ, как наиболее эффективном инструменте уничтожения фортификационных сооружений. Коль скоро базовая модель «тридцатьчетвёрки» была признана устаревшей, а значит, предстояло скорое снятие оной с вооружения, было принято решение оснастить «зажигалкой» её модернизированную версию Т-34-85.

Работы по оснащению машины огнемётом были выполнены весной 1944-го и в мае первые ОТ-34-85 прибыли в войска для фронтовых испытаний.

Огнемётный танк ОТ-34-85

Смена поколений

Однако к 1944 г. стало совершенно ясно, что продолжать выпуск танка Т-34 в первоначальном виде не имеет смысла. Главной же проблемой было то, что жизнь практически не оставила конструкторам выбора: повысить боевую живучесть Т-34 в этот период войны можно было только за счет увеличения эффективности вооружения. Решено было снять с командира обязанности наводчика, освободив его для наблюдения за полем боя. Одновременно улучшили противотанковые качества машины, установив 85-миллиметровое орудие в трехместной башне с увеличенным до 90 мм бронированием.

Толщину брони корпуса танка оставили неизменной: весовые резервы модернизации машины были исчерпаны, а 60-миллиметровый лобовой лист пробивался основным немецким ПТ орудием того периода Pak 40 с такой же легкостью, что и 45-миллиметровым. Решено было заканчивать войну с имеющимся танком, ведь к марту 1945-го должен был закончить войсковые испытания Т-54, который был уже машиной следующего поколения…

В таком виде танк Т-34 и закончил Великую Отечественную войну, в таком виде он выпускался по лицензии в Польше и ЧССР, состоял на вооружении полусотни стран и участвовал в бессчетном множестве конфликтов по всему земному шару вплоть до нашего времени.

Кроме того, полторы тысячи танков Т-34 было выпущено в огнеметном варианте. Превосходя по боевым качествам все немецкие танки начального периода войны, он тем не менее вначале показал себя далеко не блестяще. Танк Т-34 на равных соперничал с немецкими машинами в середине войны (за исключением, может быть, второй половины 1943 г.) и, наконец, нанес бронетанковым войскам вермахта сокрушительное поражение в 1945 г.

Несмотря на то что основная машина бронетанковых войск СССР задумывалась другой, Т-34 с честью справился с возложенной на него труднейшей задачей, войдя в историю как танк-освободитель.

Оценка ОТ-34-85

Здесь должен отметить, что, разумеется, ОТ были наиболее эффективны в ближнем бою, когда могли применять своё «профильное» вооружение; на дистанции больше чем в полторы сотни метров их боевые качества ничем не отличались от таковых у обычных «тридцатьчетвёрок».

Поэтому они нашли самое широкое применение там, где было необходимо использование прикрытого бронёй огнемёта – при уничтожении ДОТов и выкуривании пехоты из окопов и строений. В общем, с моей стороны не будет большим преувеличением констатировать высокую эффективность этих танков и предположить, что огнемётный вариант «тридцатьчетвёрки» был, пожалуй, поэффективнее обычного танка.

В пользу моей версии свидетельствует то, что курсовой пулемёт имевший убогий сектор обстрела был малоэффективен для борьбы с вражеской пехотой – не случайно на более поздних моделях от него было решено отказаться. В то же время установленный на его месте огнемёт, имея несравненно большую площадь поражения, этим своим качеством нивелировал недостатки узкого спектра наведения курсового оружия. Таким образом, приходится лишь сожалеть о том, что Т-34 изначально не создавался под «зажигалку» — в этом случае её использование было бы намного более продуманным и поэтому более эффективным.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: