«бомбардировка была важна идеологически»: как советская авиация атаковала берлин в 1941 году

Они первыми бомбили берлин | вологодский литератор - официальный сайт

Содержание

Однажды утром 1969 года войска Берлинской бригады армии США прошли через жилой район Целендорф , напоминая, что Берлин все еще был оккупирован победителями во Второй мировой войне.

Это первое соглашение между союзниками после Потсдамской конференции 1945 года. Оно подтверждает права и обязанности четырех держав в Берлине и, таким образом, окончательно лишает правительство ГДР возможности осуществлять свою власть над Западным Берлином , который не имеет выхода к морю. территория и яркая витрина развития ФРГ.

Текст соглашения представляет собой прагматический компромисс, который позволяет каждому из двух лагерей найти свою точку зрения. Для жителей Запада он ратифицирует свободное передвижение между ФРГ и Западным Берлином, тем самым ставя точку в вопросе о прекращении действия Потсдамских соглашений и угрозах его интеграции в ГДР: «Правительство Союза Советских Социалистических стран. Республика заявляет, что транзитному перемещению людей и гражданских товаров между западными секторами Берлина и Федеративной Республикой Германия автомобильным, железнодорожным и водным транспортом через территорию Германской Демократической Республики не будет препятствий »

В свою очередь, в тексте говорится, что Западный Берлин также не может быть интегрирован в ФРГ: «Правительства Французской Республики, Соединенного Королевства и Соединенных Штатов Америки заявляют, что связи между западными секторами Берлина и Федеративной Республикой Германии будут поддерживаться и развиваться с учетом того, что эти отрасли по-прежнему не являются составной частью Федеративной Республики Германии и не управляются ею. «
Для достижения этих успехов политический статус Берлина намеренно оставлен неопределенным, что позволяет не задеть расходящиеся позиции обеих сторон.

Пресс-конференция советского посла в ГДР, представляющая соглашение о транзите между двумя Германией, 20 декабря 1971 года.

Реакция

Несмотря на то, что бомбовый удар не нанёс существенного военного урона нацистской Германии, он имел важный психологический эффект.

8 августа немецкое радио передало сообщение:

В ответ на это Би-би-си сообщило:

В свою очередь, 10 августа в газете «Правда» было опубликовано посвящённое этому обмену юмористическое стихотворение С. Я. Маршака, иллюстрированное рисунками Кукрыниксов.

Совинформбюро 8 августа известило, что советская авиация успешно бомбила Берлин. Сообщение в «Известиях» завершалось словами:

Заметки с аналогичным содержанием публиковались в «Известиях» в течение всего августа.

В дальнейшем боевые вылеты были менее успешными.

Коридор на Берлин

Налеты на Берлин продолжались.Следующий вылет осуществлялся 10 августа с другого аэродрома – города Пушкин. Силами 81 бомбардировочной дивизии, выделенными для удара, командовал легендарный лётчик Михаил Водопьянов. Однако вылет не задался. В отличие от коллег-моряков, были использованы новейшие на тот момент модели дальних бомбардировщиков – ТБ-7 (Пе-8) и Ер-2.

Бомбардировщик ТБ-7 (Пе-8) Из-за технических неисправностей плохо обкатанных новых самолетов из 10 бортов, ушедших на Берлин, до цели дошли только шесть. На базу вернулись всего две машины. Остальные были потеряны. Особый интерес вызывает геройский бой экипажа старшего лейтенанта А. И. Панфилова. Его ТБ-7 получил тяжелые повреждения от зенитного огня над Берлином. На обратном пути самолет потерял ориентировку, отказали два двигателя из четырех. Самолет совершил жесткую посадку аж на территории вражеской Финляндии. Экипаж принял решение не сдаваться врагу, летчики вырыли окоп, сняли с машины пушки и пулемёты и заняли оборону. Четверо суток сражались советские лётчики с превосходящими силами противника. Четверо суток. В живых остался только стрелок-радист. Последний патрон он приберегал для себя, но в пылу боя израсходовал и его, был взят в плен финнами. Эта история стала известна только после окончания войны.

Бомбардировщик ДБ-3Ф Вылеты продолжались. Всего на Германию было произведено 86 вылетов. 33 самолёта бомбили Берлин, сбросив на него 21 тонну бомб и вызвав в городе 32 пожара. 37 самолётов не смогли выйти к столице Германии и нанесли удары по другим городам. В общей сложности было израсходовано 311 фугасных и зажигательных бомб общим весом 36 050 кг. Были сброшены 34 агитбомбы с листовками.

Последующие полёты

Всего до 5 сентября советские лётчики выполнили девять налётов на Берлин, совершив в общей сложности 86 вылетов. 33 самолёта бомбили Берлин, сбросив на него 21 тонну бомб и вызвав в городе 32 пожара. 37 самолётов не смогли выйти к столице Германии и нанесли удары по другим городам. В общей сложности было израсходовано 311 фугасных и зажигательных бомб общим весом 36 050 кг. Были сброшены 34 агитбомбы с листовками. 16 самолётов по разным причинам были вынуждены прервать полёт и вернуться на аэродром. Во время осуществления налётов было потеряно 17 самолётов и 7 экипажей, причём два самолёта и один экипаж погибли на аэродроме при попытках взлететь с 1000-килограммовой и двумя 500-килограммовыми бомбами на внешних подвесках.

Бомбёжки Берлина в течение месяца сильно озаботили немцев. Гитлер требовал от своего командования:

После оставления Таллина и Моонзундского архипелага полёты на Берлин пришлось прекратить.

ОНИ УЧАСТВОВАЛИ В БОМБЕЖКЕ БЕРЛИНА

Награды

Уже 8 августа Сталин подписал специальный приказ № 0265 «О поощрении участников бомбардировки Берлина», в котором, помимо благодарности, объявлялось о выдаче каждому члену экипажа по 2 тысячи рублей.

13 августа вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении награды первым четырём летчикам: полковнику Преображенскому Е. Н., капитанам Гречишникову В. А., Плоткину М. Н., Ефремову А. Я. и штурману флагманского экипажа капитану Хохлову П. И. званий Героя Советского Союза.

В приказе Сталина «О порядке награждения лётного состава ВВС за хорошую боевую работу» от 19 августа 1941 года было специально установлено: «При действиях по политическому центру (столице) противника за каждую бомбардировку каждое лицо экипажа получает денежную награду в размере 2000 рублей» (за обычную успешную бомбардировку лётчики ДБ получали 500 рублей).

Всего в августе-сентябре Орденами Ленина были награждены 13 человек, Красного Знамени и Красной Звезды — 55 человек. В сентябре Героями Советского Союза стали ещё 5 человек, многие получили ордена и медали.

Предыстория

22 июля 1941 года, ровно через месяц после начала Великой Отечественной войны, немецкая авиация впервые осуществила массированный авианалёт на Москву, который был успешно отражён.

24 июля немцы повторили бомбардировку, на этот раз им удалось сбросить 300 тонн фугасных и зажигательных бомб. На фоне больших потерь военно-воздушных сил Красной армии министр пропаганды нацистской Германии Йозеф Геббельс объявил, что советская авиация разгромлена, а главнокомандующий люфтваффе Герман Геринг заявил: «Ни одна бомба никогда не упадёт на столицу рейха!».

В это время авиацией советского Балтийского флота разрабатывался план по нанесению ударов с ленинградского аэродромного узла по базе германского военно-морского флота в Пиллау. Командующий ВВС ВМФ СССР генерал-лейтенант С. Ф. Жаворонков предложил перенацелить подготовленные для удара силы. 26 июля нарком Военно-морского флота СССР адмирал Н. Г. Кузнецов вместе с Жаворонковым на встрече у Сталина предложили ему провести ответные бомбардировки Берлина силами Военно-морской авиации Балтийского флота с аэродрома «Кагул» на острове Эзель — самой западной на тот момент точки суши, контролировавшейся советскими войсками, но уже оказавшейся в тылу у быстро продвигающихся войск вермахта.

Психологический эффект

К сентябрю-октябрю 1941 года, после оставления советскими войсками Моонзундского архипелага и Таллина, дальности нашим самолетам для налетов на Берлин хватать перестало.

Но к этому времени был произведен колоссальный психологический эффект на население и руководство нацистской Германии. Враг понял, что не сможет безнаказанно рушить наши города с воздуха. Возможно, наши ответные авиаудары отбили у нацистских бонз охоту применить для уничтожения наших городов оружие массового уничтожения (к примеру, отравляющие газы).

Результаты советского авиаудара по Берлину

Так или иначе, эффект был достигнут максимальный. В заключение следует процитировать строчки из письма жительницы Берлина своему мужу на фронт:

«…Родные Вилли Фюрстенберга служили на артиллерийском заводе. Завода больше не существует! Родные Вилли погибли под развалинами. Ах, Эрнст, когда русские бомбы падали на заводы Симменса, мне казалось, всё проваливается сквозь землю. Зачем вы связались с русскими?»

Обложка: sovietime.ru

Психологический эффект

К сентябрю-октябрю 1941 года, после оставления советскими войсками Моонзундского архипелага и Таллина, дальности нашим самолетам для налетов на Берлин хватать перестало. Но к этому времени был произведен колоссальный психологический эффект на население и руководство нацистской Германии. Враг понял, что не сможет безнаказанно рушить наши города с воздуха.«Зачем вы связались с русскими?» * Результаты советского авиаудара по Берлину Так или иначе, эффект был достигнут максимальный. В заключение следует процитировать строчки из письма жительницы Берлина своему мужу на фронт: «…Родные Вилли Фюрстенберга служили на артиллерийском заводе. Завода больше не существует! Родные Вилли погибли под развалинами. Ах, Эрнст, когда русские бомбы падали на заводы Симменса, мне казалось, всё проваливается сквозь землю. Зачем вы связались с русскими?»

Коридор на Берлин

Налеты на Берлин продолжались. Следующий вылет осуществлялся 10 августа с другого аэродрома – города Пушкин. Силами 81 бомбардировочной дивизии, выделенными для удара, командовал легендарный лётчик Михаил Водопьянов. Однако вылет не задался. В отличие от коллег-моряков, «стратеги» использовали новейшие на тот момент модели дальних бомбардировщиков – ТБ-7 (Пе-8) и Ер-2.

Бомбардировщик ДБ-3Ф

Из-за технических неисправностей плохо обкатанных новых самолетов из 10 бортов, ушедших на Берлин, до цели дошли только шесть. На базу вернулись всего две машины. Остальные были потеряны.

Особый интерес вызывает геройский бой экипажа старшего лейтенанта А. И. Панфилова. Его ТБ-7 получил тяжелые повреждения от зенитного огня над Берлином. На обратном пути самолет потерял ориентировку, отказали два двигателя из четырех. Самолет совершил жесткую посадку аж на территории вражеской Финляндии. Экипаж принял решение не сдаваться врагу, летчики вырыли окоп, сняли с машины пушки и пулемёты и заняли оборону. Четверо суток сражались советские лётчики с превосходящими силами противника. В живых остался только стрелок-радист. Последний патрон он приберегал для себя, но в пылу боя израсходовал и его, был взят в плен финнами. Эта история стала известна только после окончания войны.

Бомбардировщик ТБ-7 (Пе-8)

Вылеты продолжались. Всего на Германию было произведено 86 вылетов. 33 самолёта бомбили Берлин, сбросив на него 21 тонну бомб и вызвав в городе 32 пожара. 37 самолётов не смогли выйти к столице Германии и нанесли удары по другим городам. В общей сложности было израсходовано 311 фугасных и зажигательных бомб общим весом 36 050 кг. Были сброшены 34 агитбомбы с листовками.

Первый вылет

В 21:00 7 августа с аэродрома Кагул на острове Эзель поднялась особая ударная группа из 15 бомбардировщиков ДБ-3 ВВС Балтийского флота под командованием командира полка полковника Преображенского Е. Н., загруженных бомбами ФАБ-100 и листовками. Звеньями командовали капитаны Гречишников В. А. и Ефремов А. Я., штурманом летел Хохлов П. И. Полёт проходил над морем на высоте 7000 м по маршруту: остров Эзель (Сааремаа) — Свинемюнде — Штеттин — Берлин. Температура за бортом достигала −35…−40 °C, из-за чего стёкла кабин самолётов и очки шлемофонов обмерзали. Кроме того, лётчикам пришлось всё время пользоваться кислородными масками. Для соблюдения секретности на всём протяжении полёта выход в радиоэфир был категорически запрещён.

Через три часа полёта вышли к северной границе Германии. При полёте над её территорией самолёты неоднократно были обнаружены с немецких наблюдательных постов, но, принимая их за свои, немецкая ПВО огня не открывала. Над Штеттином немцы, посчитав, что это с задания возвращаются заблудившиеся самолёты люфтваффе, с помощью прожекторов предложили экипажам советских самолётов сесть на ближайший аэродром..

В 1:30 8 августа пять самолётов осуществили сброс бомб на хорошо освещённый Берлин, остальные отбомбились по берлинскому предместью и Штеттину. Немцы настолько не ожидали авианалёта, что включили светомаскировку только через 40 секунд после того, как первые бомбы упали на город. Проконтролировать результаты налёта лётчикам не позволила немецкая ПВО, активность которой стала так велика, что заставила радиста Василия Кротенко прервать режим радиомолчания и сообщить о выполнении задания в радиоэфире: «Моё место — Берлин! Задачу выполнили. Возвращаемся на базу!». В 4 утра 8 августа, после семичасового полёта, экипажи без потерь вернулись на аэродром.

Реакции в Германии

Четырехстороннее соглашение, за которым следует соглашение о транзите и соглашение между сенатом Западного Берлина и ГДР, имеет значительные преимущества для Германии, поскольку Советы гарантируют бесплатный транзит в Западный Берлин . Однако они вызывают жаркие споры в Бундестаге, потому что депутаты видят в них признание разделения Германии  ; кроме того, прямые переговоры между сенатом Западного Берлина и ГДР подтверждают тезис Советской и Восточной Германии, согласно которому «Западный Берлин был особым субъектом» , что ставит под сомнение его связи с ФРГ. Эту интерпретацию разделяют, на этот раз к радости, Коммунистическая партия Восточной Германии ( Объединенная социалистическая партия Германии ) и ее берлинский сателлит, Объединенная социалистическая партия Западного Берлина  (де) .

Сквозь огневую завесу

Со 2 по 6 августа 1941 года на аэродроме Кагул шла активная подготовка к броску. Осуществлялась подготовка лётчиков (по соображениям секретности до начала операции они не знали, куда предстоит лететь), техники и летного поля. Осуществлялась авиаразведка Берлина.

Погрузка авиабомб на внешнюю подвеску В ночь с 7 на 8 августа 1941 года 15 дальних бомбардировщиков ДБ-3Ф (Ил-4) вылетели с аэродрома Кагул, путь лежал через Свинемюнде и Штеттин на Берлин. Штурманом, проложившим маршрут, был П.И. Хохлов. Полет проходил в сложных условиях, экипажам предстояло преодолеть почти 1800 километров туда и обратно. Каждый самолет нес либо две 250-килограммовые бомбы, либо одну весом 500 кг. Летели на высоте свыше 7000 метров, в кислородных масках. Стекла машин и очков постоянно обмерзали, температура за бортом достигала минус 40 градусов по Цельсию. Но советские лётчики упрямо шли к цели. Над Штеттином немцы приняли наши ДБ-3 за своих и сигналами предлагали им садиться. Но вот и заветная цель – хорошо освещенный Берлин. Нацистские лидеры убедили горожан в безопасности, и противовоздушная оборона была хорошо отлажена, потому никто в ту ночь не ожидал удара. На город посыпались бомбы. Немцы отреагировали через 40 секунд, срочно включив светомаскировку, прожекторы. Зенитная артиллерия открыла ураганный огонь. Но враг неправильно рассчитал высоту. Немцы били на 4500-5000 метров, а наши шли на высоте 7000 метров.

«Моё место — Берлин! Задачу выполнили. Возвращаемся на базу!». Несмотря на запрет радиосообщений и из-за риска погибнуть радист В. Кротенко передал в эфир открытым текстом: «Моё место — Берлин! Задачу выполнили. Возвращаемся на базу!». Через 7 часов тяжелейшего перелета все экипажи без потерь вернулись на Кагул. Задача была выполнена в полном объеме. Все лётчики личным распоряжением И. Сталина получили государственные награды и денежные вознаграждения. А немецкое руководство, ещё месяц назад кричавшее во всеуслышание о неуязвимости столицы, было вынуждено судорожно искать объяснения провалу своей ПВО. Интересно, что, несмотря на широкое освещение авиаброска на Берлин в советской прессе, немцы упорно обвиняли в авиаударе англичан.

Первые удары возмездия

Утром 8 августа 1941 года немецкое радио сообщило, что ночью английская авиация совершила налёт на Берлин и что при этом сбито шесть самолётов противника. В тот же самый день британское командование выступило с опровержением: в ночь на 8 августа ни один английский самолёт не появлялся над Берлином — из-за плохой погоды полёты были отменены.

Но это оказались пустые обещания — удары по Берлину были повторены 9 и 11 августа. Уже после того, как вышел приказ (№0265) наркома обороны Иосифа Сталина о поощрении участников первой бомбардировки:

«В ночь с 7 на 8 августа группа самолётов Балтийского флота произвела разведывательный полёт в Германию и бомбила город Берлин. 5 самолётов сбросили бомбы над центром Берлина, а остальные на предместья города. Объявляю благодарность личному составу самолётов, участвовавших в полёте. Вхожу с ходатайством в Президиум Верховного Совета СССР о награждении отличившихся. Выдать каждому члену экипажа, участвовавшему в полёте, по 2 тысячи рублей. Впредь установить, что каждому члену экипажа, сбросившему бомбы на Берлин, выдавать по 2 тысячи рублей. Приказ объявить экипажам самолётов, участвовавшим в первой бомбёжке Берлина, и всему личному составу 81-й авиадивизии дальнего действия».

waralbum.ru
На крыле у кабины бомбардировщика ДБ-3Б — командир 1-го минно-торпедного авиаполка Балтийского флота Герой Советского Союза полковник Евгений Николаевич Преображенский.

13 августа командир полка полковник Евгений Преображенский, флагманский штурман полка капитан Пётр Хохлов, командиры эскадрилий капитаны Андрей Ефремов и Василий Гречишников, помощник командира эскадрильи капитан Михаил Плоткин были удостоены звания Героя Советского Союза. Налёты на Берлин продолжились и в 1942 году.

Исторический контекст

Данное соглашение заключено в Берлине на3 сентября 1971 г.между четырьмя оккупирующими державами Германии в лице своих послов. В3 июня 1972 г., четыре министра иностранных дел, британец Алек Дуглас-Хоум , советский Андрей Громыко , француз Морис Шуман и американец Уильям П. Роджерс подписывают соглашение, которое затем вступает в силу по случаю церемонии в Берлине.

Это соглашение подпадает под период холодной войны в период разрядки напряженности между американцами и Советским Союзом, который последовал за кризисами в Берлине и на Кубе и который усиливается в Европе политикой открытости Востоку, проводимой социальным канцлером. Демократ Вилли Брандт на приход к власти в 1969 году, известный как Ostpolitik . Поиску договоренностей между Западом и Востоком также способствует замена вМай 1971 г.де Ульбрихт по Хонеккера во главе с ГДР , которая нуждается в реформах для улучшения экономического и социального положения. За четыре года, с 1970 по 1973 год, было подписано несколько договоров или соглашений, в которых признавалось разделение Германии на две части и границы, возникшие в результате Второй мировой войны:

  • Московский договор вАвгуст 1970 г., и Варшавский договор вДекабрь 1970 г.которые подтверждают линию границ и, в частности, линию Одер-Нейсе, которая ограничивает западную границу Польши с Германией,
  • Основной договор ( Grundlagenvertrag , вступил в силу вИюнь 1973 г.), в котором признаются два отдельных немецких государства: Федеративная Республика Германия (ФРГ) и Германская Демократическая Республика (ГДР), и в которой эти две страны обязуются уважать свой суверенитет.
  • Соглашения, касающиеся перемещения товаров и людей между Западной Германией, Западным Берлином и Восточным Берлином, заключенные во второй половине 1971 года, и которые представляют собой практические условия применения четырехстороннего соглашения.

Переговоры по всем этим договорам и соглашениям, которые составляют единое целое, в значительной степени проводились одновременно, поскольку заключение каждого из них зависело от достижения согласия с другими.

Сквозь огневую завесу

Со 2 по 6 августа 1941 года на аэродроме Кагул шла активная подготовка к броску. Осуществлялась подготовка лётчиков (по соображениям секретности до начала операции они не знали, куда предстоит лететь), техники и летного поля. Осуществлялась авиаразведка Берлина.

Погрузка авиабомб на внешнюю подвеску

В ночь с 7 на 8 августа 1941 года 15 дальних бомбардировщиков ДБ-3Ф (Ил-4) вылетели с аэродрома Кагул, путь лежал через Свинемюнде и Штеттин на Берлин. Штурманом, проложившим маршрут, был П.И. Хохлов.

Полет проходил в сложных условиях, экипажам предстояло преодолеть почти 1800 километров туда и обратно. Каждый самолет нес либо две 250-килограммовые бомбы, либо одну весом 500 кг. Летели на высоте свыше 7000 метров, в кислородных масках. Стекла машин и очков постоянно обмерзали, температура за бортом достигала минус 40 градусов по Цельсию. Но советские лётчики упрямо шли к цели.

Более того, из-за секретности наши самолеты были атакованы нашими же истребителями. Над Штеттином немцы приняли наши ДБ-3 за своих и сигналами предлагали им садиться. Но вот и заветная цель – хорошо освещенный, живущий мирной жизнью Берлин. Нацистские лидеры убедили горожан в безопасности, и противовоздушная оборона была хорошо отлажена, потому никто в ту ночь не ожидал удара. На город посыпались бомбы. Немцы отреагировали через 40 секунд, срочно включив светомаскировку, прожекторы. Зенитная артиллерия открыла ураганный огонь. Но враг неправильно рассчитал высоту. Немцы били на 4500-5000 метров, а наши шли на высоте 7000 метров.

«Подарок Гитлеру»

Несмотря на запрет радиосообщений и из-за риска погибнуть радист В. Кротенко передал в эфир открытым текстом:

«Моё место — Берлин! Задачу выполнили. Возвращаемся на базу!».

Через 7 часов тяжелейшего перелета все экипажи без потерь вернулись на Кагул. Задача была выполнена в полном объеме. Все лётчики личным распоряжением И. Сталина получили государственные награды и денежные вознаграждения.

А немецкое руководство, ещё месяц назад кричавшее во всеуслышание о неуязвимости столицы, было вынуждено судорожно искать объяснения провалу своей ПВО. Интересно, что несмотря на широкое освещение авиаброска на Берлин в советской прессе, немцы упорно обвиняли в авиаударе англичан.

Ответный удар

Как мы знаем, к моменту начала нацистских авиаударов по нашей столице обстановка на фронтах Великой Отечественной войны сложилась тяжелая. Сухопутные части противника быстро продвигались на восток. Однако врагам было суждено ощутить упорное сопротивление Красной Армии не только на суше, но и в воздухе.«Ни одна бомба никогда не упадёт на столицу рейха!»

Маршрут первого полёта Одним из эпизодов воздушного противостояния стал и ответный удар по Берлину. В то время германский командующий люфтваффе (ВВС) «Толстый Герман» Геринг самонадеянно заявлял: «Ни одна бомба никогда не упадёт на столицу рейха!». Он не мог знать, что в СССР в обстановке строжайшей секретности по личному приказу Сталина лучшие экипажи советской дальней и морской бомбардировочной авиации готовились дать ответ на варварские бомбардировки Москвы. Была разработана специальная операция. Для этого из Кронштадта ночью, в условиях радиомолчания, на аэродром Кагул, что на острове Эзель (ныне Сааремаа) недалеко от берегов Эстонии прибыл специальный караван кораблей. Он привез горючее для самолетов, необходимые запасные части, буксиры, катки и стальные листы для увеличения длины взлетных полос.

Полковник Е.Н. Преображенский с экипажем своего самолёта Задача первого удара была возложена на опытных образцовых летчиков морской авиации ВМФ СССР, а именно на 1-й минно-торпедный авиаполк. Координировали операцию главком ВМФ СССР и легендарный адмирал Н.Г. Кузнецов, командующий Балтийским флотом адмирал В.Ф. Трибуц. От авиации работали над операцией генералы Михаил Самохин и Семен Жаворонков. Кроме этих лиц, об операции знал только непосредственно возглавивший удар полковник Евгений Преображенский.

Лётчик Решетников

29 августа 1942 года был совершён самый массированный за все годы Великой Отечественной войны налёт советской бомбардировочной авиации на Берлин, в котором участвовали 100 бомбардировщиков Пе-8, Ил-4 и ДБ-240 (Ер-2). На обратном пути семь Пе-8 сбросили бомбы ещё и на Кёнигсберг. Этот налёт стал финальным аккордом в серии бомбардировок советской авиацией крупных германских городов и промышленных центров в августе и прелюдией к сентябрьским налётам на страны-сателлиты Германии.

Родился прославленный лётчик 23 декабря 1919 года в Екатеринославе (Днепропетровск). В 1938-м окончил 11-ю Ворошиловградскую школу военных лётчиков. С 1941 года проходил службу в отдельном ночном дальнебомбардировочном полку. В конце мая 1942 года бомбил гитлеровский командный пункт в Ангербурге, а в ночь на 10 сентября 1942 года участвовал в бомбёжке Берлина. 27 июля 1943 года Василий Решетников получил Золотую Звезду. Войну закончил подполковником в должности заместителя командира 19-го гвардейского авиаполка 2-й дивизии авиации дальнего действия 2-го гвардейского авиакорпуса, совершив последний, 307-й по счёту, боевой вылет 16 апреля 1945 года.

В послевоенное время — на различных должностях в Дальней авиации. Весной 1959 года его экипаж и экипаж Виктора Таранова на стратегическом бомбардировщике-ракетоносце Ту-95 установили новый неофициальный мировой рекорд дальности полёта по замкнутой кривой — 17 тыс. километров. С 1968 года Василий Решетников — первый заместитель, а с 1969-го по 1980 год — командующий Дальней авиацией. С 1981-го по 1986-й — заместитель главнокомандующего Военно-воздушными силами.

wikipedia.org
Лётчики Авиации дальнего действия (слева направо) В.В. Решетников, В.Ф. Рощенко, П.П. Радчук, П.П. Хрусталёв. 1943 г.

В интервью Василий Решетников поделился воспоминаниями о массированном налёте советской бомбардировочной авиации на Берлин в сентябре 1942 года. В ту тяжкую пору почти все воздушные силы были привлечены к решению задач Сталинградской оборонительной операции. Вражью лавину нужно было во что бы то ни стало остановить

Казалось, не было более важной задачи, чем эта. Но командующий Авиацией дальнего действия Александр Голованов нашёл возможность собрать немногим более двухсот отборных экипажей и направил их на Берлин, Будапешт, Бухарест, Варшаву, Штеттин, Кёнигсберг, Данциг

Ответный удар

Как мы знаем, к моменту начала нацистских авиаударов по нашей столице обстановка на фронтах Великой Отечественной войны сложилась тяжелая. Сухопутные части противника быстро продвигались на восток. Однако врагам было суждено ощутить упорное сопротивление Красной Армии не только на суше, но и в воздухе.

Маршрут первого полёта

Одним из эпизодов воздушного противостояния стал и ответный удар по Берлину. В то время германский командующий люфтваффе (ВВС) «Толстый Герман» Геринг самонадеянно заявлял:

«Ни одна бомба никогда не упадёт на столицу рейха!».

Он не мог знать, что в СССР в обстановке строжайшей секретности по личному приказу Сталина лучшие экипажи советской дальней и морской бомбардировочной авиации готовились дать ответ на варварские бомбардировки Москвы.

Была разработана специальная операция. Для этого из Кронштадта ночью, в условиях радиомолчания, на аэродром Кагул, что на острове Эзель (ныне Сааремаа) недалеко от берегов Эстонии прибыл специальный караван кораблей. Он привез горючее для самолетов, необходимые запасные части, буксиры, катки и стальные листы для увеличения длины взлетных полос.

Полковник П.Н. Преображенский с экипажем своего самолёта

Задача первого удара была возложена на опытных образцовых летчиков морской авиации ВМФ СССР, а именно на 1-й минно-торпедный авиаполк.

Координировали операцию главком ВМФ СССР и легендарный адмирал Н.Г. Кузнецов, командующий Балтийским флотом адмирал В.Ф. Трибуц. От авиации работали над операцией генералы Михаил Самохин и Семен Жаворонков. Кроме этих лиц, об операции знал только непосредственно возглавивший удар полковник Евгений Преображенский.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: