Правление Бориса Годунова и появление самозванцев
Новый царь начал сближение России с Западом — возобновились экономические, культурные контакты.
При нем:
- проводится реформа Государева двора;
- вводятся заповедные и урочные лета для ограничения бегства крепостных крестьян;
- проходят регулярные раздачи хлеба;
- организовываются общественные работы для обеспечения занятости обедневших слоев населения;
- учреждается патриаршество в 1591 г., что сделало русскую церковь независимой и способствовало росту ее влияния.
Успешной была и внешняя политика, однако, несмотря на это кризис было уже не остановить. В 1601-1602 г. в стране произошли неурожаи, вследствие чего начался голод, на окраинах возрастало недовольство проводимой политикой. В 1603 г. в центре страны началось восстание Хлопка, которые было подавлено.
Годом же ранее начинает появляться информация о чудом спасшемся царевиче Дмитрии, якобы тот находится на польских территориях и собирает войско, чтобы получить законный трон. Самозванцем оказался беглый монах Григорий Отрепьев, который был поддержан польской знатью – Адамом Вишневецким и Юрием Мнишеком (Мария, его дочь, впоследствии станет женой Григория). С их помощью Лжедмитрий собрал отряды и двинулся к Москве, находя себе и противников, и сторонников. Он пользовался верой русского народа в истинного царя, умело манипулируя им.
В 1605 г. умирает Борис Годунов. Его 16-летний сын и царица Мария были убиты заговорщиками. В июне того же года Лжедмитрий с триумфом вступает в Москву. Бояре по главе с Богданом Бельским публично признали его законным наследником, а Мария Нагая увидела в нем своего сына. Этот спектакль был разыгран для народа, и у каждой стороны были свои интересы в этой ситуации. Став царем, он начал проводить пропольскую политику, хоть и стараясь задобрить народ популистскими мерами. Вскоре поползли служи о его самозванстве, недовольство все больше возрастало, в мае 1606 г. Лжедмитрий был убит, а его жене Марине Мнишек удалось бежать.
Власть перешла к Василию Шуйскому, представителю старой знати и суздальской ветви династии Рюриковичей. Однако, слухи о спасении царевича Дмитрия по-прежнему распространялись. Летом 1607 г. в Стародубе появился новый самозванец, которого мы знаем как Лжедмитрия II или «Тушинского вора» (дело в том, что он расположился лагерем у с. Тушино, а «вором» на Руси называли обманщиков и авантюристов). В сферу его власти к концу 1608 г. входили Переяславль-Залесский, Углич, Кострома, Владимир. Лагерь Лжедмитрия II на некоторое время стал похож на правительственный двор, куда стекались все, кто был недоволен Василием Шуйским. Сюда приехала и Марина Мнишек, которая «признала мужа». Однако, правительственное войско под руководством М. Скопина-Шуйского разгромили этот лагерь.
В это же время идет русско-польская война, а позже Лжедмитрий II вновь объявляется. Все это подорвало авторитет Василия Шуйского и его смещают в 1610 г. бояре, которые образуют совет, названный Семибоярщина (по количеству человек, входивших в него). Они приглашают на русский престол польского королевича Владислава, которого, однако, большинство русских земель отказались признать. Начинается польская и шведская интервенция.
Страна оказывается в тяжелейшем положении. Начинаются призывы встать на защиту страны. В Рязани формируется ополчение во главе с П. Ляпуновым, князьями Д. Пожарским и Д. Трубецким. После поражения первого ополчения, собирается второго, которое возглавляют К. Минин и Д. Пожарский. Второе ополчение освобождает Москву и окрестности от поляков. В 1613 г. Земской собор после длительных обсуждений выбирает царем Михаила Романов. Отец Михаила, патриарх Филарет был двоюродным братом царя Федора, а, следовательно, Михаил ему был двоюродным племянником, таким образом, принцип передачи престола сохранялся. К тому же, Михаил был юн и не запятнал себя в событиях Смуты. С него началась новая династия – Романовых, которая будет править Россией до 1917 г.
Христианские подвиги Гермогена
В героическом поведении патриарха в Смутное время никто не сомневается. Однако большинство людей видят в первую очередь патриотизм и политические цели. Хотя Гермоген действительно сильно повлиял на политическую судьбу России, он в первую очередь запомнился своими христианскими подвигами.
Сначала нужно понять, что подразумевается под христианским подвигом. Он совершается не в конкретный момент времени, а постоянно. Если героический поступок на поле брани длится мгновения или минуты, то христианский подвиг совершается везде и всегда, каждую секунду жизни.
Святые отцы так говорили об этом:
«Подвиги – это не суть что-либо особое от заповедей».
«Это противление лукавому и лукавым помыслам».
Христианский подвиг святого Гермогена заключался в активном противлении злу, борьбе со всем худшим и грешным, что он видел вокруг себя в Смутное время.
Исходя из этого, можно перечислить христианские подвиги патриарха:
- Противостоял самозванцам, которые поставили цель разрушить православие и привести русский народ в лоно католической церкви.
- Отказался примкнуть к боярам, поклявшимся в верности польскому королю Сигизмунду.
- Не благословил на царство королевича Владислава. Его главным требованием к новому царю было принятие православной веры.
- Открыто бросил вызов польским захватчикам и провел проповедь, призвав народ к борьбе с нашествием иностранцев-католиков.
- Находясь в заточении, продолжал оставаться духовным центром первого, а затем и второго Ополчения.
- Стойко выдерживал пытки и ни разу не изменил своим убеждениям.
- Принял мученическую смерть за веру в Христа и русский народ. Его подвижническая смерть стала мощным стимулом укрепления духа ополченцев.
Христианские подвиги Гермогена не прошли даром. Страна была спасена, и вскоре установился спокойный период развития государства без войн и междоусобной борьбы.
Архитектура и декоративная отделка храма Успения Пресвятой Богородицы
Композиция кирпичной Успенской церкви традиционна – это трехчастный храм, вытянутый в одну линию. Его выразительный силуэт состоит из высокого двухсветного бесстолпного восьмерика, имеющего узкие диагональные грани, трапезной в виде трехконечного креста и трехярусной колокольни.
Храм покрыт крутым сводом в виде полусферы и увенчан двухярусным барабаном, завершает который небольшая луковичная главка. Алтарь имеет прямоугольную форму, усложненную небольшим выступом посредине. Церковная трапезная по высоте равна абсиде алтаря. Она завершается сложной по форме кровлей, поддерживаемой изнутри восьмью столбами. На колокольне возвышается маленькая главка. Великолепный храмовый декор выполнен в традициях зрелого барокко и выразительно подчеркивает красоту его объемов. Он усилен контрастным окрасом церковных фасадов. Кроме того, низ основного храма, алтарной абсиды и трапезной декорированы объемной горизонтальной кладкой – рустом. Окна обрамлены наличниками с нарядной лепниной. А углы церкви украшены парными пилястрами. На фасадах восьмерика сделаны круглые фронтоны, которые визуально сглаживают переход между стенами храма к его кровлей.
Основные достопримечательности
Уютное местечко непременно нужно увидеть своими глазами. Здесь вы сможете не только полноценно отдохнуть от повседневной суеты, но и приобщиться к русской культуре, духовной жизни. Сосредоточено около 50 объектов. Удивительно, но все они были возведены в различное время. Для того чтобы полностью охватить все красивые места одной поездки покажется мало.
Троицкий собор
Это самое древнее культовое сооружение комплекса, которое было возведено еще в 15 тысячелетии. З0десь хранится самая главная монастырская святыня – мощи преподобного Сергия. Рака выполнена из серебра, позолочена. Храм с невероятно красивыми золотистыми куполами, переливающимися на солнце, расписывался А.Рублевым. К сожалению, подлинные фрески не дожили до нашего времени. Они были восстановлены современными мастерами. О полноте картины вы сможете получить полную информацию, рассмотрев более поздние копии. Внутри собор также невероятно прекрасен, как и снаружи.
Успенский собор
Первоначально сооружение должно было полностью копировать ансамбль знаменитого Московского Кремля. Это был замысел Иоанна Грозного, который крестился в Лавре. Новая постройка превзошла все ожидания, став настоящим произведением искусства. Иконостас оформлял Симон Ушаков. Отдельного внимания заслуживают роскошные фрески. Они были выполнены иконописной школой Москвы. Имеется большое количество захоронений. У стен до сих пор присутствует могила Бориса Годунова.
Колокольня
Колокольня с потрясающим ажурным орнаментом выполнена по проекту Дмитрия Ухтомского в 18 столетии. Это по достоинству самое эффектная звонница нашей страны. Ранее тут слышен был звук десятков колоколов. В революционный период большинство из них было безжалостно уничтожено. Позднее, реликвии были восстановлены. Самого крупного колокола вес – 70 тонн.
Малые церкви
Миниатюрная обитель была сооружена приезжими мастерами из Пскова. Интересно, что звонница расположена непосредственно под куполом. Такой подход является нестандартным для столицы России. Недалеко от ворот вы сможете увидеть изысканно декорированный Предтеченский храм. Он расположен непосредственно над восточным входом. Инициатива строительства исходила от купцов Строгановых. Это потрясающее, торжественное здание красного и белого цвета в конечном итоге превратилось в образец барочной архитектуры.
Бедный Борис
Точно ответить на вопрос, когда именно был потерян череп Годунова, сегодня невозможно. Зато можно предположить, при каких обстоятельствах произошел столь трагический для потомков инцидент.
По официальной версии Борис Годунов умер в Москве 13 (23) апреля 1605 года. Как пишет в статье «Перезахоронение тел Бориса Годунова и членов его семьи в контексте идеологического противостояния в Смутное время» историк Игорь Тюменцев, первоначальным местом его погребения стал Архангельский собор Кремля, где покоились многие государи. Там же по завещанию самого Годунова его и похоронили. Занявший русский престол Лжедмитрий I обвинил Годунова не только в узурпации власти, но и в совершении тяжкого греха. Якобы царь лишил себя жизни намеренно, выпив яд. Лжедмитрий повелел вынести останки Годунова из Архангельского собора и перезахоронить как самоубийцу «за стеной» Варсонофьевского монастыря.
Годунову, его вдове Марии Григорьевне и сыну Федору нашлось место за оградой городского кладбища, где испокон веков хоронили тех, кто умер без покаяния. На «убогом» погосте лежали убийцы, безвестные нищие и странники, погибшие насильственной смертью и самоубийцы. Именно среди них Годунова с семьей похоронили второй раз. Исторического описания церемонии не сохранилось, поэтому остается лишь гадать, насколько бережно обращались с останками бедного Бориса люди Лжедмитрия.
Но на этом мытарства покойного государя не закончились. В период с 1606 по 1608 годы по инициативе Василия Шуйского останки царя и его семьи перенесли в Троице-Сергиеву Лавру. Этим шагом Шуйский пытался доказать законность своей власти и дискредитировать самозванца-безбожника Лжедмитрия. Шуйский даже привлек к третьим похоронам Годунова первого патриарха Московского Иова. Скорее всего, перезахоронение царя состоялось в феврале 1607 года. Останки царя несли монахи – и этим церковь снимала с него обвинения в самоубийстве и подтверждала, что перед смертью он принес покаяние и принял постриг под именем Боголеп. Останки Марии и Федора Борисовича Годуновых несли бояре, отдавая дань уважения царской фамилии.
До сих пор спорным остается вопрос о том, нашли ли Годуновы успокоение внутри Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры или их перезахоронили в специально построенной усыпальнице за пределами собора, замуровав саркофаги с внешней стороны одной из стен. В 1782 году произошел еще один инцидент – паперть Успенского собора то ли обрушилась, то ли была взорвана. В результате большая часть останков Годуновых была уничтожена. Неудивительно, что советским антропологам восстанавливать облик Бориса Годунова было попросту не по чему.
« Дуэльный кодекс Дурасова: как выясняли отношения русские офицеры
Ответы на вопросы читателей
- Какие возможности открывались перед страной в период правления Бориса Годунова? Период правления данного царя больших перспектив перед Россией не поставил. Связано это с тем, что народные движения были слишком сильны, в результате чего приходилось большие силы тратить на усмирение ситуации. Сомнительность претезаний данного царя на российский трон в конечном итоге привела к тому, что его убыли простые люди.
- Какие новые черты в государственной жизни появились перед страной в период правления данного царя? Среди новых черт, которые стали появляться в России при Годунове, необходимо выделить смягчение отношения к своим подданным. Фактически Годунов отказался от того, чтобы проводить политику устрашения, которая заключается в массовых репрессиях. Также необходимо выделить, что именно при данном царе в России начались активные восстания, которые были во многом направлены против царя Бориса.
- Причастен ли Борис Годунов к смерти царевича Дмитрия? Однозначно дать ответ на этот вопрос невозможно. Комиссия, которая расследовала дело смерти царевича пришла к выводу, что Дмитрий играя с ножом сам заколол себя. Это абсурдное предположение, которое ни как не объясняет каким образом была получена рана в виде глубокого и длинного пореза в области шеи. Более того, Дмитрий был законным претендентом на российский трон и только его гибель открыла туда дорогу для Годунова. Конечно, сегодня тяжело находить доказательства причастности других лиц к гибели молодого царевича, поскольку расследованием руководил сам Годунов, а в подчинении у него были его родственники. Примечательно, что жители Углича (место где произошла трагедия) без суда и следствия убили чиновников, которых Борис отправил в города для слежки за Дмитрием.
- Дайте оценку внутренней и внешней политики царя Годунова. В основном разделе текущей статьи подробным образом описаны особенности внутренней и внешней политики в России данного периода.
Появление самозванца Лжедмитрия I
Начало пешего обхода территории обители
Своих многочисленных посетителей Троице Сергиевская Лавра принимает через парадный вход с запада, от московской дороги. Проход организован в арку Красной башни, не в смысле расцветки, из-за красоты и торжественности. Сама башня вовсе белая, как и крепостные стены, в которые она встроена. Фигурным порталом вход оборудован в начале XIX века, он отличается цветом и богатством декорирования. Красочной лепниной обрамлена входная арка, по бокам – пилястры с капителями. Столь же красочен фронтон, на нем икона Святой Троицы.
Верхняя часть Красной башни украшена аркадой, там размещены образы Спасителя, Богоматери и Сергия Радонежского
Привлекает внимание конфигурация боевых амбразур, со скошенной вниз плоскостью для стрельбы по наседающим врагам. Бойницы прошли проверку в период Смутного времени, о 300-летии тех событий напоминают памятные доски
Установлены они Императорским военно-историческим обществом, при большевиках убирались, теперь восстановлены. Можно спорить об их уместности на культовом объекте, но это – историческая память.
Расписное житие Сергия Радонежского
Арочный коридор в Красной башне расписан произведениями современных иконописцев, копирующими стиль старых мастеров. Представлены эпизоды биографии основателя монастыря, или по церковному – житие преподобного Сергия Радонежского. Не только Троице Сергиева Лавра ему обязана, все русские люди, он вдохновил предков на борьбу с Ордой. Картины изображают реальные дела и жизненные ситуации святого, но антураж явно вымышленный. Однако это не выглядит нелепостью, просто полет воображения, налет сказочности.
Преподобный Сергий преподнесен в декорациях, никогда его жизнь не сопровождавших, показан на фоне величественных зданий. Множество чудных птиц – аллегория учеников проповедника и наставника, призванных продолжать его дело. Картину можно назвать провидческой по смыслу, но написана она по уже известным фактам. Соседняя сцена благословления князя Дмитрия, будущего Донского, не менее выразительна и полна символизма. Согласно летописным воспоминаниям, святой провожал воинов на битву с уверениями в поддержке Бога.
Взгляд на надвратную церковь
Виденная с высоты надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи выглядит опрятно и свежо, хотя построена в 1699 году. Финансировалась Троице Сергиевская Лавра в этом тогдашним успешным промышленником и щедрым меценатом Григорием Строгановым. Наследовав много земель и крепостных, он разбогател не самым праведным образом на добыче соли. Во искупление греховных действий много жертвовал на монастыри, построил несколько храмов. Выделяли даже архитектурное направление – строгановское барокко, сочетавшее народные черты, пятиглавие храмов с барочной пышностью.
Обернувшись и глядя на храм снизу, невозможно полностью охватить его облик. Однако и видимое позволяет составить впечатление необычности устройства и особенно раскраски. Очень контрастные, чисто геометрические орнаменты для народной архитектуры вовсе не характерны, это нечто инородное. Увитые виноградной лозой колонны довольно симпатичны, неплохо выполнены капители, интересно выглядят арки из раковин. Секторные позолоченные купола, намного шире световых барабанов, напоминают шапки не по размеру.
Троице Сергиева Лавра сразу после входа на территорию
Из арки надвратной церкви посетители попадают на развилку между тремя храмами, на небольших расстояниях. Плохо видна за деревьями церковь Сергия Радонежского, она еще встретится при обходе. По центру – треугольный газон с крестами захоронений и апсида храма Сошествия Святого Духа, тоже увидим с лучшего ракурса. Отсюда хорошо видно, что единственная глава в данной церкви играет роль колокольни, что достаточно редко в культовой архитектуре. Необычна раскраска купола, словно поделенного надвое золотой полосой.
По прямой в отдалении – здание Казначейского корпуса, постройка финансового ведомства, Троице Сергиева Лавра имела его для хозяйственной деятельности. Отсюда также можно оценить декоративное убранство, которым украшается Троице Сергиева Лавра. Древесные насаждения не поражают габаритами, однако толщина стволов выдает серьезный возраст. Умелой обрезкой формируются компактные кроны, для стволов таких диаметров несколько маловатые. Цветоводы обители усердно выполняют работу, клумбы аккуратны и ухожены.
Сергиева лавра – наследие ЮНЕСКО
Троице-Сергиева лавра – действующий мужской монастырь, духовный центр всей православной России. Она занесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Рядом со входом в лавру установлен памятник ее основателю – преподобному Сергию Радонежскому.
Над Святыми вратами возвышается Красная башня (середина XVI в.). Внутри арка украшена фресковой росписью на темы жития преподобного Сергия. Справа от Святых врат находятся хозяйственные Успенские ворота (вторая пол. XVII в.). Свое название они получили от Успенского собора, напротив которого они и расположены.
Надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи близ Святых врат возведена в 1692–1699 годах на средства знаменитого промышленника Г.Д. Строганова. Слева от нее располагается двухэтажное здание Предтеченского корпуса братских келий (XVII век – 1640 год). Аскетический облик придает зданию его гладкий фасад с небольшими, лишенными обрамлений арочными окнами.
За корпусом расположена Пятницкая башня (1640 г.) – угловая юго-восточная башня монастырской стены. По левую руку от башни расположен Варваринский корпус братских келий. В настоящее время на первом этаже здания располагается монастырская трапезная, на втором и третьем – братские кельи.
Слева от Варваринского корпуса находится церковь преподобного Сергия Радонежского с трапезной палатой, сооруженная по повелению царей Иоанна и Петра Алексеевичей в 1686–1692 годах.
С 1956 года в зимнее время Сергиевская церковь становится главным храмом монастырских богослужений. За церковью находится прямоугольная Луковая башня (XVI–XVIII вв.). А перед ней – Михеевская церковь (1734 г.) над гробом преподобного Михея, ученика и келейника преподобного Сергия Радонежского.
В юго-западном углу монастыря расположены Митрополичьи (Патриаршие) покои. На верхнем этаже размещается домовая церковь. За Митрополичими палатами находится Водяная башня (XVII в.). Сейчас в башне располагается Издательский отдел лавры.
Справа от Святых врат возвышается Троицкий собор – главный соборный храм, с которого началось формирование архитектурного ансамбля монастыря. Он был воздвигнут в 1422 году преподобным Никоном в честь преподобного Сергия Радонежского.
Главное художественное сокровище храма – его пятиярусный иконостас, большинство икон которого выполнено в 1‑й трети XV века преподобным Андреем Рублевым и мастерами его круга. К Троицкому собору примыкает Никоновская церковь (1623 г.). Храм был воздвигнут над гробом преподобного Никона Радонежского, ученика и преемника преподобного Сергия Радонежского.
За Троицким собором находится двухэтажное здание ризницы (1782 г.), сооруженное по проекту архитектора В.С. Яковлева в строгих формах раннего классицизма. В настоящее время здание используется для хранения и экспонирования произведений церковного искусства XIV–XVIII веков. За ризницей, в западной стене монастыря, расположена Пивная башня (XVI– XVII веков).
К востоку от Троицкого собора расположен храм во имя Сошествия Святого Духа на апостолов (1476 г.) – пример церкви с подкупольной звонницей. Висевший на звоннице церкви особый – «всполошной» – колокол во время польско-литовской осады монастыря в 1608–1610 годах возвещал защитникам обители об опасности.
Справа от храма находится сооруженный по повелению царя Ивана Грозного Успенский собор (1559–1585 гг.) – самый большой храм Троице-Сергиевой лавры. К северо-западному краю собора примыкают могилы Бориса Годунова и его семьи.
У юго-западного угла Успенского собора над источником целебной воды устроен Успенский кладезь с часовней (1644 г. – конец XVII в.). Слева от кладезя находится сень над крестом (1872 г.) для освящения воды. Рядом с сенью расположен обелиск (1792 г.), прославляющий исторические заслуги обители перед отечеством.
По правую руку от Успенского собора возвышается колокольня (1741–1768 гг.) высотой 88 м. На колокольне размещалось уникальное собрание лаврских колоколов, пострадавшее в 1930 году, когда были разбиты 25 из них, в том числе и самый большой на Руси – Царь-колокол, весом 64 т. Вес вновь отлитого в 2003 году для лаврской колокольни Царь-колокола составляет 72 т.
Слева от колокольни, вдоль западной стены монастыря, протянулось трехэтажное здание казначейского корпуса братских келий (1743–1745 гг.). Ныне первый этаж здания отведен под административные помещения, а второй и третий – под братские кельи. За корпусом – Келарская башня.
Вариант №2
Удивительная картина «После дождя» Александра Герасимова получила еще одно название — «Мокрая терраса». Неслучайно это полотно, написанное в 1935 году, заняло достойное место в фондах Третьяковской галереи. Можно утверждать, что равной ей по мастерству в передаче ощущения момента, пожалуй, нет.
Глядя на картину, сразу мысленно переносишься в летнюю пору, в загородный дом с террасой и садом. Художник сам рассказал однажды об истории создания этой картины. В теплый и солнечный день Герасимов работал на террасе над групповым портретом своей семьи. Вдруг внезапно набежали тучи, поднялся ветер и начался сильный дождь. Все домашние художника убежали в дом. Дождь, как это часто бывает летом, быстро окончился, небо стало ясным и яркие лучи солнца осветили все вокруг.
Художник вышел на террасу и увидел эту необыкновенную картину, которая его очаровала. Он тут же взял готовый подрамник с холстом и начал писать с натуры. Через три часа художник завершил картина. Говорят, Александр Герасимов очень любил эту свою работу.
На картине мастерски запечатлен момент, когда сильный дождь только что прекратился. Смотришь на мокрые перила террасы, сиденье скамьи, деревянные доски пола и удивляешься, как можно было так реалистично, несколькими светлыми мазками, передать фантастический эффект мокрой поверхности. Кажется, стоит прикоснуться рукой, и ощутишь влажную прохладу дождевой воды.
Мокрая терраса написана в великолепной цветовой гамме. Светлые доски пола контрастируют с темным лаковым столиком на изящных ножках, поверхность стола тоже влажная от дождя. В центре стола кувшин из прозрачного стекла с чудесным букетом в пастельных тонах. Нежные розовые лепестки от напора дождевой воды опали на блестящую поверхность, сильный дождь опрокинул стоявший рядом стакан.
Вокруг террасы виден сад с густой зеленью. Художник потрясающе передал, как блестят на солнце капли дождя, застывшие на листьях куста сирени и деревьях. Справа на полотне виден угол дома, а дальше, за густой зеленью, хозяйственные постройки. Если террасу лучи солнца только начинают освещать, то дальний план картины получился светлым под сияющим солнышком, которое вскоре просушит все вокруг – листья деревьев, землю, постройки.
Уникальность этой картины в том, что Александру Герасимову удалось в своем пейзаже передать необычное настроение человека, который вышел после дождя и увидел эту игру солнечных лучей на мокрой поверхности. Ощутил свежий запах мокрой зелени и омытых дождем деревянных досок. Получить такой потрясающий эффект мало кому в живописи удавалось. «После дождя» — очень жизнеутверждающее полотно.
Картина дарит радость ощущения прекрасного в самом обыкновенном событии – внезапном летнем дожде, который сначала постучал по крыше крупными каплями, а затем пролился на землю потоками воды, наполнив все вокруг ароматами садовых цветов и зелени. Кажется, пройдет еще несколько минут, все вокруг просохнет от воды и жизнь привычно пойдет своим чередом. Художник остановил прекрасное мгновение летнего дня и подарил его нам.