Старцы оптиной пустыни

Старец нектарий оптинский (николай васильевич тихонов, 1853 — 1928)

Убиенные монахи

На Пасху 1993 года в обители произошла трагедия. После ночного пасхального богослужения иноки Трофим и Ферапонт вышли на звонницу, прославлять Бога и звонить в колокола. В это время Николай Аверин подкрался к ним и нанес смертельные ранения. Та же участь ждала иеромонаха Василия: убийца мечом, на котором было нацарапано 666, убил и его.

На основании некоторых деталей предполагается, что убийство носило ритуальный характер. Похоронили братьев у восточной стены обители, чуть позже над могилами построили часовню, и практически сразу сюда началось паломничество верующих. Убиенные монахи Оптиной пустыни явили собой для всех православных христиан пример крепости веры и стойкости духа.

Видео молитва Оптинских Старцев:

Поэтому в их духовном наследии мы видим драгоценный опыт создания этой молитвы. Существует много молитв Оптинских старцев, каждая из них может быть использована в определенный период жизни или при определенных обстоятельствах. Например, Молитва Оптинских старцев на начало дня, О начале всякого дела, О семье, За врагов и т.д.

В учениях Оптинские старцы объясняют, что есть молитва, на чём она держится, как правильно молиться. По их учению молитва требует ежедневного труда и понуждения.

С Любовью и Благодарностью, блог о методах быть здоровым!

Первые оптинские старцы

Первым оптинским старцем стал иеросхимонах Лев (Наголкин), который прибыл в жилище отшельника (скит) в апреле 1829 года. К этому оптинскому старцу обращались за духовным наставлением коренные жители монастыря, скитская братия и многие миряне разных званий и сословий, некоторые из них жили в далеких российских губерниях. Преемником старца стал иеросхимонах Макарий (Иванов), затем иеросхимонахи Анатолий (Зерцалов), иеросхимонах Амвросий и Иосиф (Литовкин), иеросхимонах Анатолий (Потапов), схиархимандрит Варсонофий (Плеханков). Последний оптинский старец иеросхимонах Нектарий (Тихонов) умер в 1928 году.

Преподобные Оптинские старцы для святой Руси стали истинными источниками живой истиной ВЕРЫ. Божия благодать, наполнившая сердца старцев любовью и радостью, она помогла им стать целителями человеческих душ. Самым важным для них было вечное спасение души, которая доверяла себя их попечению. В сложных ситуациях и мучительных душевных затруднениях они ясно и просто разъясняли пути Промысла и волю Божию. Старцы наполнили себя верой и деятельной жизнью, строгостью и утешением, собранностью духа и общительностью, житейским опытом и всецелой жизнью в Боге. Их мудрая любовь была очень большой, они умели понять каждого человека, многие потянулись в Оптину, пытаясь найти и обрести в келье старцев высшую правду — мир Христов.

Все творения отцов читаются делами. Простые и краткие по содержанию изречения Оптинских старцев, помогут каждому, кто хочет высшей правды и ищет истинную цель человеческой жизни, кого постигло разочарование в суетной жизни, кто-то запутался в житейских обстоятельствах.

Поучения и наставления Оптинских старцев в XIX веке побуждавшие к духовному возрождению, для многих стали основой жизни в Боге. Сегодня многие обращаются к этому источнику духовной мудрости.

Особое место в поучениях старцев Оптинских занимает учение о молитве. Для преподобных молитва есть «дыхание души», которое никогда не должно прекращаться. Молитвы преподобного Макария Оптинского были непрестанными, «даже во сне его губы повторяли имя Иисуса»

Отличием старцев, стало их постоянное молитвенное внимание, они все обладали сердечной молитвой, уделяя особое значение молитве Иисусовой

Из жития преподобного Нектария

Нектарий до прихода в Оптину смог закончить только несколько классов сельской церковно-приходской школы. И уже будучи в затворе, он по благословению старцев познакомился с творениями святых отцов: аввы Дорофея, преподобных Иоанна Лествичника, Исаака Сирина, Симеона Нового Богослова, Макария Великого, святителей Тихона Задонского и Димитрия Ростовского.
А через десять лет старцы благословили его читать светских авторов и изучать светские науки. Читал многих авторов, Пушкина, Державина мог читать наизусть.

Старец говорил, что Бог не только разрешает, но и требует, чтобы человек возрастал в познании. Пример тому и Божественное творчество, где нет остановки, всё движется, и ангелы не пребывают в одном чине, но восходят со ступени на ступень, получая новые откровения. Человек должен учиться и идти к новым и новым познаниям.

До последнего года жизни он интересовался современной литературой, техническими новинками (их он изучал, внимательно рассматривая игрушечные модели автомобилей и паровозов), расспрашивал приезжающих о «постановке образования в школах», интересовался искусством. Живой ум, многосторонние интересы старца Нектария позволяли ему быстро находить общий язык с интеллигенцией, ему доверяли, к нему прислушивались многие образованные люди того времени.

Старец Нектарий говорил:

Долгое время Нектарий был в уединении. О его избрании в старцы в 1913 году сохранился такой рассказ:

Известно довольно много случаев прозорливости и пророчеств преподобного Нектария, а также чудесных исцелений по его молитвам. В частности, он много юродствовал и предсказывал в личных беседах о предстоящем закрытии Оптиной Пустыни, об обысках, арестах. Также собирал с помощью одного послушника духовную библиотеку, тем самым предсказывая духовный книжный голод.

А как звали этих старцев?


Оптинские старцы

Еще один вопрос, застающий врасплох. Ну, допустим, назовете Амвросия и Антония Оптинских. Может быть, еще одного-двух подвижников обители. Но, если не знали, вот полный список святых Оптиной пустыни:

  • Преподобный Лев (Наголкин)
  • Преподобный Макарий (Иванов)
  • Преподобный Моисей (Путилов)
  • Преподобный Антоний (Путилов)
  • Преподобный Иларион (Пономарев)
  • Преподобный Амвросий (Гренков)
  • Преподобный Исаакий (Антимонов)
  • Преподобный Анатолий (Зерцалов)
  • Преподобный Иосиф (Литовкин)
  • Преподобный Варсонофий (Плиханков)
  • Преподобный Анатолий (Потапов)
  • Преподобный Нектарий (Тихонов)
  • Преподобноисповедник Никон (Беляев)
  • Преподобномученик Исаакий (Бобраков)

1812–1891

  • краткое житие
  • полное житие
  • наследие
  • фотографии

Великий старец и подвижник земли Русской, святость и богоугодность жития которого Бог засвидетельствовал многими чудесами, а православный верующий народ — искренней любовью, почитанием и благоговейным обращением к нему в молитве. Ученик старцев Леонида и Макария, унаследовал от них благодатный дар старчества, в беззаветном служении людям пребывал более 30 лет. Основал Шамординскую женскую обитель, окормлял многие монастыри, его письма и наставления — источник духовной мудрости для ищущих спасения. Преподобный имел высокий ясный ум и любвеобильное сердце. Необычайно сострадательный и благодатно одаренный он особенно отличался христианской любовью.

Кончина (день памяти):
10/23 октября 1891 г.

1782–1862

  • краткое житие
  • полное житие
  • фотографии

Кроткий старец-настоятель. Явил удивительный пример сочетания строгого подвижничества, смирения и нестяжания с мудрым управлением обителью и широкой благотворительной деятельностью. Именно благодаря его безграничному милосердию и состраданию к бедным обитель давала приют множеству странников. При схиархимандрите Моисее были воссозданы старые и построены новые храмы и здания обители. Своим видимым расцветом и духовным возрождением Оптина пустынь обязана мудрому настоятельству старца Моисея.

Кончина (день памяти):
16/29 июня 1862 г.

Из книг С.И. Фуделя

Сергей Иосифович Фудель только один раз встречался с преподобным Нектарием Оптинским, в 1921 году, в свой второй приезд в Оптину Пустынь

Эта встреча была необычайно краткой и важной для жизни С.И. Фуделя — преподобный Нектарий благословил Сергея Иосифовича на священство, но Фудель не пошёл на этот подвиг, и, по слову старца, «испытал в жизни большие страдания»

Всю жизнь Фудель помнил об этом своем непослушании: «И вот мне теперь хочется просить у всех прощения, всем поклониться. Тяжкую вину несет всякий, кто, получив знание и Света и Тьмы, не определяет себя к Свету».

Вот как он описывает эту встречу в книге «У стен Церкви»:

И еще один эпизод из той поездки, встреча с юродивым Гаврюшей, описан в «Воспоминаниях»:

Что необычного происходило в жизни святых?

Схиигумен Антоний Оптинский десять дней пробыл в плену у французов в 1812 году во время захвата наполеоновскими войсками Москвы. Святому удалось бежать в Курск, где он устроился на работу и жил вплоть до пострига в 1816 году. А вот с преподобным Львом и вовсе произошел страшный и удивительный случай. Однажды он вез товар на продажу по деревням и подвергся нападению волка. Зверь схватил святого зубами за ногу и вырвал кусок мяса. Возможно, так отец Лев бы и погиб, но благодаря огромной силе он вступил в схватку с волком и задушил хищника руками.

А вот Амвросий Оптинский стал прототипом героя «Братьев Карамазовых». Достоевский был так поражён общением с монахом, что запечатлел подвижника в своем романе под именем старца Зосимы.

1788–1860

  • краткое житие
  • полное житие
  • наследие

Ученик и сотаинник старца Льва. Старчествовал в Оптиной пустыни в одно время с преподобным Львом, а после его кончины до самой своей смерти нес великий и святой подвиг старческого окормления. Главная добродетель, которую он особенно воспитывал в людях — это смирение, считая её основанием христианской жизни. «Есть смирение — все есть, нет смирения — ничего нет», — говорил преподобный. С именем старца Макария связано начало издания в монастыре святоотеческих трудов, которое объединило вокруг обители лучшие духовные и интеллектуальные силы России. 

Кончина (день памяти):
7/20 сентября 1860 г.

Кем были в миру оптинские старцы?

На иконах преподобных изображают благообразными монахами, поэтому потомкам кажется, будто эти святые пришли в монастырь с ранних лет и всю жизнь прожили иноками. Но не для всех оптинских старцев это верно.

Святые Лев, Анатолий и Нектарий работали приказчиками у купцов, а Макарий был аудитором счетной палаты Курска. Преподобный Иларион некоторое время перед постригом работал портным, Амвросий Оптинский подрабатывал домашним учителем. Среди необычных специальностей старцев в миру можно отметить должность трактирщика у святого Иосифа и звание полковника у отца Варсонофия. Последний вообще многих удивил своим внезапным «дауншифтингом»: человек, сделавший блестящую карьеру, в один момент оставил службу и ушел в монастырь.

Оптина пустынь: святыни монастыря

Монастырь Оптина пустынь разделен на 2 части. Первая, куда есть доступ паломникам: храмы, гостевые домики, трапезные и источники. Вторая часть – это Предтеченский скит, сюда вход разрешен только монахам. Именно скит прославил монастырь, здесь жили оптинские старцы, это сердце Оптиной пустыни. Миряне сюда не допускаются. Около 17 человек братии проживают сейчас в скиту – месте подвига и молитвенной жизни. Условия жизни здесь более суровые. Скит расположен за монастырской рощей, вокруг него запрещено рубить лес, чтобы скрыть от посторонних глаз. Жизнь в монастыре и скиту существенно отличается. Особенность скитского устава заключается в ночных службах. Службы проходят вечером и ночью, а в монастыре – вечером и утром. Здесь спят мало, а трудятся и молятся много.

Между Казанской церковью и Введенским собором расположен некрополь, здесь находятся могилы оптинских старцев. На данный момент могилы пусты: мощи Оптинских старцев перенесены в раки, но тем не менее сюда и по сей день устремляются паломники. В советские годы на могилах старцев была танцплощадка, а в кельях монастыря располагался дом отдыха, потом совхоз, потом ПТУ. Места захоронения старцев нашли с огромным трудом.

Какие чудеса творили оптинские старцы?


Оптина пустынь

Незадолго до смерти преподобный Иларион принял схиму. Будучи ослабленным и больным, он четыре недели провел без движения в сидячем положении у себя в келье! Все это время святой молился. Поразительно, откуда у него в последний месяц жизни было столько сил.

А вот святой Амвросий имел дар предсказания. Как-то к нему шел за советом молодой священник. Конечно же, старец о визите знать не мог. Но, на удивление батюшке, которого терзали сомнения, преподобный встретил гостя на подступах к келье и дал ответ на незаданный вопрос. Мудрые советы давал и Нектарий Оптинский, но современникам этот святой запомнился даром исцеления больных. Многих поразил известный случай, когда убитая горем мать приехала к святому просить молитв о безнадежно больной дочери. Старец ответил, что дочь будет здорова, а сам дал женщине семь пряников. По наказу Нектария, девочка должна была съедать каждый день по одному, а также причащаться. Удивительно, но спустя семь дней больная полностью выздоровела.

Похожая история произошла и с больным мальчиком, которому святой подарил яблоко. Наказав родителям на пути из Оптиной пустыни напоить ребенка кипятком, старец пообещал ему полное выздоровление. Так и случилось: на привале мальчик выпил кипятку, лег спать, а проснувшись, оказался полностью здоров.

Оптинские старцы и сегодня помогают всем, кто обращается к ним с искренней верой и молитвой. 24 октября Православная Церковь торжественно отмечает Собор Оптинских святых. В этот день вспоминаются и чествуются за богослужением все подвижники, просиявшие святостью в обители. Пользуясь замечательным поводом, Вы можете попросить преподобных отцов о помощи в своих нуждах Вы можете, подав записку на праздничную литургию.

Пусть молитвами святых Бог поможет Вам и пошлет Свою великую милость!

Из воспоминаний о старце Нектарии

По воспоминаниям Василия Васильевича Шустина (1886 — 1968), бывшего с молодой женой в Оптиной в начале ХХ века, «отец Нектарий был небольшого роста, согбенный, с небольшой клинообразной бородкой, худой, с постоянно плачущими глазами».

В.В. Шустин, побывав на фронте Первой мировой войны в белой Добровольческой армии, был вынужден эмигрировать в Болгарию, а затем в Сербию, где активно участвовал в церковной жизни. Принял священство и последние 30 лет своей жизни провел в Алжире, где занимался миссионерской работой среди берберов. И.М. Концевич писал о нем: «Жизнь отца Василия была сплошным подвигом, тяжелым и настойчивым, но зато он был очень близок к святыне и ею освятился!».

В связи с воспоминаниями В.В. Шустина нельзя не привести запись митрополита Вениамина (Федченкова) об отце Нектарии:

История монастыря старцев

Начинается история монастыря в XV веке. Обитель несколько раз переживала кризисы и упадки, но в 1821 пришло ее возрождение. С тех пор Оптину пустынь стали называть «духовной санаторией израненных душ», там селились пустынники, привыкшие к уединению, а духовной жизнью ведали старцы, а настоятелем администратором. Оптина пустынь стала известна именно как обитель.

Кто такие старцы? И что такое старчество? В «Братьях Карамазовых» Достоевский определил старчество как великую силу, которую приобретает человек, отдавая всего себя и свою волю другому, отказавшись и от своей воли к жизни. Это отречение проявлялось в покаяние учеником старцу каждого шага, каждой греховной мысли. С откровением помыслов необходимо и полное послушание старцу его ученика.

Старец, который обладает даром «различения духов» и рассуждения, чудотворением, прозорливостью, пророчеством, он способен дать наставления своему ученику, через них открывается воля Божия. Прислушиваясь и выполняя советы старца, ученик обретает смирение и терпение, очищается от греховных помыслов. Весь свой остаток жизни старец отдает Творцу.

Восстановление монастыря

В 1987 году разрушенный монастырь Оптина пустынь был передан РПЦ. Разруха была столь удручающая, что местные жители не верили в возрождение монастыря. Архимандрит Евлогий (сейчас епископ Владимирский и Суздальский) был назначен настоятелем. Он и начал возрождать обитель, в первую очередь ее духовную жизнь. Сложностей было очень много, начиная от расчистки территории, заканчивая переселением мирян, которые неохотно соглашались переселяться за периметр монастыря. С Божьей помощью находились мастера, строители и благотворители, готовые материально содействовать восстановлению Пустыни.

Сейчас сам монастырь и скит практически восстановлены, создано большое монастырское хозяйство, многие люди приезжают пожить и потрудиться в святом месте. Действуют ремесленные мастерские, гостевые домики, трапезная. В монастыре живет около 200 монахов, это один из самых больших монастырей в России.

Сейчас в обителе находятся мощи преподобных Нектария и Амвросия (Введенский собор), мощи преподобных Исаакия, Антония, Моисея (Казанский храм), мощи преподобных Льва, Илариона, Макария, Анатолия (Зерцалова), Анатолия (Потапова), Варсонофия, Иосифа (Владимирский храм), мощи преподобного Рафаила (Преображенский храм).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: