Академик без диплома
Пикантность назначения Левитана на преподавательский пост состояла в том, что сам он не получил при окончании МУЖВЗ звания «классного художника». Какое значение имело это звание? Как всегда, оно влияло на правовую сторону дела: присвоение чина в гражданской «табели о рангах», выход из податного сословия, льготы по отбыванию воинской повинности, а главное — право преподавания в специализированных учебных заведениях. Такого права у Левитана долгое время не было.
Первый учитель Левитана в пейзажном классе, Алексей Саврасов, отстаивал присуждение его выпускной работе Большой серебряной медали. Этого не случилось, а что было тому причиной, можно только гадать: то ли неприязнь прочих педагогов к вечно готовому всех критиковать и несдержанному на язык Саврасову, то ли принадлежность специализирующегося на русском пейзаже студента к иудейскому вероисповеданию. Второй учитель Левитана, Василий Поленов, находился в то время за границей, собирая материал для картины «Христос и грешница». Василия Перова, многолетнего лидера училища, уже не было в живых. Поддержать кандидата оказалось некому, и в результате Левитану комитет МУЖВЗ медали и звания не присудил. Будущему ведущему русскому пейзажисту выдали диплом учителя чистописания.
Василий Поленов. (Wikimedia Commons)
Конечно, эти бюрократические изыски менее всего волновали коллекционеров — того же Павла Третьякова, который приобретал ещё студенческие работы Левитана, начиная с «Осеннего дня в Сокольниках» (всего в ГТГ полотен художника несколько десятков, из них больше двадцати — личные приобретения Третьякова). Работы Левитана экспонировались на передвижных выставках. Художник становится известен, обретает со временем стабильное материальное положение, ездит за границу. Правда, работать в Венеции или Финляндии ему оказывается не так интересно.
В 1898 году растущая популярность живописца заставляет Академию художеств присудить ему звание академика. И тогда же, словно забыв о том оскорбительном дипломе, его приглашает преподавать «альма матер». После некоторых колебаний Левитан соглашается.
Первый период Северных путешествий
В 1906 году интерес к народному быту и жизни подвиг писателя на авантюрное путешествие. В течение нескольких месяцев он ходил по Выговскому краю (ныне Карелия), записывая народные сказания и простую речь. Михаил Пришвин отправился в первое Северное путешествие с одним лишь ружьем на плечах.
Рис. 3. Михаил Михайлович ПришвинВсе 38 сказок, которые собрал Михаил Михайлович, были включены Н. Е. Ончуковым в сборник “Северные сказки”. Первый Северный поход оставил в душе писателя неизгладимое впечатление и дал толчок к написанию книги путевых заметок “В краю непуганных птиц” (1907).
В 1907 году Михаил Михайлович, по поручению РГО, снова держит путь на Север. В этот раз он направляется в Архангельск. Писатель не боялся трудностей: по Кольскому полуострову и Белому морю он путешествовал на пароходе, верхом, пешком и на лодках. Перед самым возвращением Пришвин разговорился с местным моряком и, увлекшись его байками, ушел в Северный Ледовитый океан на промысел рыбы. Со становища рыбаков на Мурманском побережье писатель направился в Норвегию и, обойдя Скандинавию, наконец, вернулся домой. Результатом второго похода Пришвина по Русскому Северу стала книга путевых рассказов “За волшебным колобком” (1908). В ней автор детально раскрывает образы русских северян, их жизни и быта.
Примечания
- Пришвин М. М. Пришвин о Розанове. — М.: КОНТЕКСТ, 1990. — С. 196.
- . park72.ru. Дата обращения: 18 февраля 2020.
- Анна Гранатова. . Газета «Российский писатель». Дата обращения: 24 февраля 2021.
- Религиозно-философское общество в Санкт-Петербурге (Петрограде) : История в материалах и документах: 1907–1917 : В 3 т. / Сост., подгот. текста, вступ. ст. и примеч. О. Т. Ермишина, О. А. Коростелева, Л. В. Хачатурян и др.. — Русский путь, 2009. — Т. 1. — С. 522. — 680 с. — ISBN 978-5-85887-287-0.
- Пришвин М. М. Цвет и крест. — Санкт-Петербург, 2004. — С. 93, 95.
- Пришвин М. М. Дневники. Кн. 3 1920-1922. — М., 1995. — С. 40.
- . Дата обращения: 12 января 2018.
- . Дата обращения: 16 февраля 2014.
- Варламов А. Н. Пришвин — М.: Молодая гвардия, 2003. — 550 с. — С. 494.
- . Дата обращения: 14 марта 2021.
- . Дата обращения: 2 июля 2014.
- . Дата обращения: 2 июля 2014.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 2 июля 2014.
- Из дневниковых записей 1929 − 1930 гг.
- Пришвина В. Д. Пришвин фотографирует — / Прометей, Т. 13 — М.: Молодая гвардия, 1983. — С. 305—331
- . Дата обращения: 12 мая 2014.
- Пришвина В. Д. Наш дом. — М.: Молодая гвардия, 1977. — 236 с.
- . Интернет-журнал Сергиева Посада. Дата обращения: 12 мая 2017.
- Сергиев-Посад.РФ. . «Сергиевские ведомости» (2 марта 2016). Дата обращения: 28 июля 2022.
«Иду вперёд силой веры своей в лучшее…»
Вся жизнь Михаила Пришвина – это яркий пример того, как человек, благодаря своему самостоятельному и решительному характеру, всегда может найти выход из трудных жизненных обстоятельств. Об этом свидетельствуют факты жизни писателя. Он родился 4 февраля (по старому стилю 23 января) 1873 года в селе Хрущёво-Лёвшино Елецкого уезда Орловской губернии в купеческой семье. Жилось семье трудно. Отец семейства, будучи заядлым игроком, проиграл на скачках и свой конезавод, и родовое имение, и все сбережения семьи. Сам же, разбитый параличом, вскоре умер, оставив семью без средств к существованию. Мать, на руках которой осталось пятеро детей, сумела как-то и дела поправить, и всем детям дать достойное образование.
Михаилу в год смерти отца было 7 лет. О том, как он учился, любопытны такие факты. В одной гимназии с ним учился и окончил её годом раньше будущий великий писатель, лауреат Нобелевской премии Иван Бунин. Учителем географии юного Пришвина был тогда ещё мало кому известный будущий русский философ Василий Васильевич Розанов. Он же исключил 15-летнего Михаила из гимназии с «волчьим билетом» за то, что тот пытался дерзко опротестовать плохую оценку.
Но спустя несколько лет Пришвин сдал экстерном экзамен за полный курс классической гимназии и, самостоятельно подготовившись, поступил в Рижское политехническое училище. Однако вскоре за революционную деятельность там же, в Риге, попадает на год в тюрьму. После освобождения (без права дальнейшей учёбы в России), благодаря хлопотам матери, ему разрешили уехать в Германию. Михаил поступает в Лейпцигский университет, по окончании которого получает специальность агронома.
Затем была поездка в Париж, где Пришвин пережил историю неразделённой любви к русской студентке Сорбонны Варваре Измалковой, после чего с незаживающей душевной раной он навсегда вернулся в Россию. Но, оставаясь в любой трудной ситуации оптимистом, он и свою первую безответную любовь стал воспринимать как подарок судьбы, который побудил его стать писателем. В дневнике он записал: «Благодаря Недоступной, я стал писателем, поверяя бумаге муки своей души и чувствуя при этом облегчение…».
Всю жизнь Пришвин вёл дневник, который вобрал в себя всё, что он пережил на своей Родине: революцию и войны, писательство при царе и большевиках, богоискательство интеллигенции начала века и разрушительный атеизм преобразователей природы, трудности в семейной жизни и бесконечные путешествия по России, которую он исходил пешком вдоль и поперёк. Только неиссякаемый его оптимизм и созданный им в душе храм природы помогали Пришвину преодолевать все тяготы жизни. Он пишет в дневнике: «Иду вперёд силой веры своей в лучшее, а путь расчищаю сомнением».
В 1940 году, когда ему было уже 67 лет, произошла его встреча с чудесной женщиной, о чём он записал в дневнике: «Это она! Та, которую я так долго ждал». Это была 41-летняя Валерия Дмитриевна Лебедева, пришедшая к писателю по его приглашению работать секретарём и ставшая впоследствии его единомышленницей и сподвижницей. Позже в дневнике он запишет: «Когда люди живут в любви, то не замечают наступления старости…». Их счастливая семейная жизнь продлилась четырнадцать лет, вплоть до смерти Пришвина (он умер от рака 16 января 1954 года).
После смерти писателя Валерия Дмитриевна посвятила свою жизнь увековечению его памяти: написала о нём несколько книг, возглавляла «Музей Пришвина», сохранила и издала его 18-томный «Дневник», который Михаил Михайлович считал главной своей книгой и о котором говорил: «За каждую строчку моего «Дневника» – десять лет расстрела».
Добывание знаний
Получив среднее образование в одной из школ городка, Георгий Скребицкий отправляется в столицу, где он поступает на литературный факультет в Институт живого слова. После того, как юноша освоил писательское мастерство, следующей ступенькой обучения стал Высший зоотехнический институт. Здесь Георгий осваивал азы охотнического и звероводческого дела.
Окончив это заведение, юноша идёт работать в исследовательский институт по звероводству и охоте. Затем он был научным сотрудником в лаборатории при Московском государственном университете, где исследовал психологию различных животных. Эта работа позволила Скребицкому участвовать в различных экспедиционных поездках, исследовать жизнь зверей на свободе.
Такими наблюдениями он занимался на протяжении 5 лет. В 1937 году Георгию Алексеевичу присваивается звание кандидата биологических наук. Некоторое время он руководил кафедрой физиологии животных в МГУ. Всё это время он работал над несколькими научными трудами, связанными с зоологией и зоопсихологией.
Память
В честь М. М. Пришвина назван астероид (9539) Пришвин, открытый астрономом Людмилой Карачкиной в Крымской Астрофизической Обсерватории 21 октября 1982 года.
4 февраля 2015 года, в день рождения писателя, в парке «Скитские пруды» города Сергиев Посад был открыт посвящённый ему памятник.
2 сентября 1981 года решением Совета министров РСФСР имя М. М. Пришвина было присвоено Орловской областной детской библиотеке.
Семья|
Первым браком был женат на простой смоленской крестьянке Ефросинье Павловне (1883—1953, урождённая Бадыкина, в первом браке — Смогалёва). В дневниках М. М. часто называл её Фросей или Павловной. Помимо её сына от первого брака Якова (погиб на фронте в 1919 году в Гражданскую войну), у них было ещё трое детей: сын Сергей умер младенцем в 1905 году, Лев Михайлович (1906—1957) — популярный беллетрист своего времени, писавший под псевдонимом Алпатов (уличное имя Пришвиных в Ельце), участник литературной группы «Перевал», и Пётр Михайлович (1909—1987) — охотовед, автор мемуаров (изданы к 100-летию со дня его рождения — в 2009 году).
В 1940 году М. М. Пришвин женился во второй раз. Его супругой стала Валерия Дмитриевна Лиорко, в первом браке — Лебедева (1899—1979), эта женщина стала его музой, соратником, помощником — главной любовью всей его жизни. После смерти писателя работала с его архивами, написала о нём несколько книг, много лет возглавляла музей Пришвина.
Художник света
Уже первую книгу — «В краю непуганых птиц» — Пришвин проиллюстрировал своими фотографиями, сделанными в 1907 году во время похода по Северу с помощью принадлежащего попутчику громоздкого фотоаппарата. В 1920-е годы писатель начал серьёзно изучать технику фотографирования, считая, что использование фотографий в тексте поможет дополнить авторский словесный образ авторским же зрительным образом: «К моему несовершенному словесному искусству я прибавлю фотографическое изобретательство». В его дневнике появились записи о заказе в 1929 году в Германии карманного фотоаппарата Leica: «не для того, чтобы с ним охотиться, а попробовать ввести фотографии в свои рассказы и очерки как изобразительный приём, …ценность фотографии заключается в точной передаче образа мира. …Я хочу воспользоваться этой особенностью фотоаппарата и доказывать светописью мои видения реального мира».
Писатель довёл до автоматизма все приёмы моментальной съёмки, записанные для памяти в дневнике:
надеть пенсне на шнурке — выдвинуть объектив — установить глубину резкости и выдержку («скорость») — настроить фокус «движением безымянного пальца» — взвести — сбросить пенсне и нажать спуск — надеть пенсне — записать условия съёмки и т. д.
Пришвин писал, что с тех пор, как завел фотокамеру, он стал «фотографически думать», называл себя «художником света» и до того увлекся охотой с камерой, что не мог дождаться когда наступит «опять светозарное утро». Работая над циклами «фотозаписей» «Паутинки», «Капли», «Почки», «Весна света» он делал снимки крупными планами при разных освещённостях и ракурсах, сопровождая каждую фотографию комментариями. Оценивая получившиеся визуальные образы, Пришвин записал в дневнике 26 сентября 1930 года: «Конечно, настоящий фотограф снял бы лучше меня, но настоящему специалисту и в голову никогда не придет смотреть на то, что я снимаю: он это никогда не увидит».
Писатель не ограничивался съёмками на природе. С риском для себя в 1930 году он сделал серию фотоснимков об уничтожении колоколов Троице-Сергиевой лавры.
В ноябре 1930 года Пришвин заключил договор с издательством «Молодая гвардия» на книгу «Охота с камерой», в которой фотография должна была играть главную роль, и обратился в Наркомторг СССР с заявлением: «В виду того, что в настоящее время в общем порядке нельзя получить разрешение на ввоз фотокамеры из Германии, я обращаю Ваше внимание на особенное обстоятельство моей литературной работы в настоящее время и прошу сделать мне исключение в деле получения безвалютной лицензии на получение камеры… На мои фото-работы обратили внимание заграницей, и редакция Die Grüne Post, в охотничьем отделе которой я сотрудничаю, готова предоставить мне самый совершенный аппарат Лейка с тремя переменными объективами. В таком аппарате я тем более нуждаюсь, что мой аппарат от усиленной работы пришёл в совершенную негодность…» Разрешение было дано и 1 января 1931 года желанная камера с многочисленными принадлежностями была у Пришвина.. Более четверти века Пришвин не расставался с фотоаппаратами
В архиве писателя сохранилось более двух тысяч негативов. В его мемориальном кабинете в Дунино — всё необходимое для домашней фотолаборатории: набор объективов, увеличитель, кюветы для проявителя и закрепителя, рамки для обрезки фотографий.
Более четверти века Пришвин не расставался с фотоаппаратами. В архиве писателя сохранилось более двух тысяч негативов. В его мемориальном кабинете в Дунино — всё необходимое для домашней фотолаборатории: набор объективов, увеличитель, кюветы для проявителя и закрепителя, рамки для обрезки фотографий.
Знание и опыт фоторабот нашли своё отражение в некоторых сокровенных мыслях писателя, который писал в дневнике: «Наша республика похожа на фотографическую темную комнату, в которую не пропускают ни одного луча со стороны, а внутри все освещено красным фонариком».
Пришвин не надеялся обнародовать при жизни большинство из своих снимков. Негативы хранились в отдельных конвертиках, склеенных писателем собственноручно из папиросной бумаги, в коробках из-под конфет и сигарет. После смерти писателя его вдова Валерия Дмитриевна прятала негативы и сохранила их вместе с дневниками.
Произведения Пришвина
В 1907 г
в творческой биографии Пришвина произошло важное событие. Его первый рассказ «Сашок» был опубликован в одном из местных изданий
После этого он какое-то время писал статьи для разных газет.
В скором времени Михаил Пришвин отправляется в путешествие по Северу. Ему удается исследовать все Поморье и Выговский край. Писатель с большим интересом собирает народные сказки, о которых узнает от местных жителей.
В будущем Михаил Михайлович напишет множество прекрасных сказок, основанных на собранном в эти годы биографии материале. Эти произведения он опубликует в сборнике «Северные сказки».
Затем Пришвин побывал во многих отдаленных городах России, а также посетил Норвегию и скандинавские страны.
Кроме этого он был членом экспедиции в путешествии по Северному ледовитому океану. За это время ему удалось собрать множество интересного материала.
Вернувшись домой, Пришвин начал писать новые рассказы. Вскоре им был издан сборник очерков «В краю непуганых птиц», за который Русское географическое общество удостоило его серебряной медали.
В 1908 г. Михаил Пришвин опубликовал труд «За волшебным колобком». В книге рассказывалось о жизни и культуре народов севера. Его произведения получили хороший отклик от критиков и простых читателей.
Со временем Пришвин сблизился с Максимом Горьким и Алексеем Толстым. В том же году из-под его пера выходит новый сборник очерков «У стен града невидимого», который также вызовет живой интерес у читателей.
С началом Первой мировой войны (1914-1918) Михаил Пришвин начал работать военным корреспондентом. Интересен факт, что большевиков с их идеями он принял не сразу.
Какое-то время Пришвин даже дискутировал с Александром Блоком, который сразу же принял новую власть. Однако после Октябрьской революции писатель стал лояльно относиться к большевикам.
В период биографии 1920-1930 гг. Михаил Пришвин написал множество детских рассказов. Вскоре он объединил эти произведения в сборник «Календарь природы».
Писатель являлся очень наблюдательным и любопытным человеком, благодаря чему мог в красках излагать повадки животных и птиц, а также прекрасно описывать природу.
В середине 20-х годов Пришвин начал работать над автобиографическим романом «Кащеева цепь», над которым он будет трудиться до конца жизни.
Через несколько лет он приобрел фургон, назвав его «Машенькой». На нем он путешествовал по российским городам, собирая материал для своих произведений.
После этого в биографии Пришвина появилась машина марки «Москвич-401», находящаяся сегодня в его доме-музее. На этом автомобиле ему удалось побывать на Дальнем Востоке.
Получив массу впечатлений от поездки, он написал книгу «Дорогие звери». Затем Михаил Пришвин посетил Кострому и Ярославль, после чего им была написана повесть «Неодетая весна».
С началом Второй Мировой войны прозаик был эвакуирован в Ярославскую область.
Несмотря на все ужасы военного времени, он по-прежнему продолжал писать и получать радость от наблюдения за животными, птицами и живописной природой.
В этот период биографии из-под его пера вышел рассказ «Лесная капель» и поучительная сказка «Кладовая солнца».
После окончания войны, Михаил Пришвин купил небольшой дом в деревне Дунино, расположенной неподалеку от Москвы.
В это время его начала особенно интересовать фотоохота. Он делал снимки животных и птиц, а также фотографировал деревья, озера, лесные опушки и прочее пейзажи. Позже писатель оформлял свои книги сделанными им самим фото.
Основным трудом в биографии Пришвина являются «Дневники», состоящие из 8 томов. В них он подробно изложил свое видение на жизнь, религию и политическую ситуацию в стране.
Творчество
Творческая биография Пришвина начинается с 1906 года. В это время он заканчивает работу над повестью о Саше, публикует ее в одном из изданий. К удивлению прозаика, первый опыт удался на славу. Товар получил множество положительных отзывов.
С этого момента М. Пришвин отвлекается от агрономии, забывает о хозяйстве и целиком отдается литературному труду.
Прозаик увлечен культурой коренных народов. Много путешествует по северным краям, пишет устные рассказы, фольклор, а также готовит очерки по этнографии.
Вернувшись, Михаил Пришвин, не теряя времени, отправляется в новое путешествие. На этот раз выбор падает на Крым и степи Казахстана. В эти годы творчества писателя были опубликованы его знаменитые произведения «В стране бесстрашных птиц», «Черный араб» и другие.
При этом мужчина работает в жанре путевых заметок. Маленькие истории и наблюдения простого путешественника. Писатель готовил их до последнего дня. К концу жизни Пришвину удалось накопить материала на 25 томов. Его пришлось систематизировать уже после смерти писателя.
Прозаик отказывается работать агрономом. Он успешно забывает о сельском хозяйстве и полностью посвящает свою жизнь литературному искусству.
Во время Первой мировой войны человек временно переходит от художественного к документальному.
Работать фронтовым корреспондентом, вести передачи с полей сражений. Публикуется в крупных изданиях. А во время Октябрьской революции он ежедневно освещает события, происходящие в его родной стране.
Михаил Пришвин (слева) спереди
В 10‑х годах 20 века Пришвин пробует свои силы в преподавательской деятельности. Примечательно, что он работал в той же гимназии, что и Елецкая, из которой был однажды с позором исключен.
В зрелом возрасте мужчина увлекается охотой. Он много времени проводит на природе. Интересы писателя нашли отражение в его литературном творчестве.
В раннесоветский период Пришвин отдавал предпочтение теме живой природы и ее взаимоотношений с человеком. Как раз на это время приходятся такие произведения, как Берендеевские родники, детские рассказы и сказки, известные заметки.
В 1920‑е годы творчество Пришвина снова вернулось в русло народных мотивов. Чувствуя, что ему нужны свежие идеи и впечатления, писатель отправляется в новые путешествия.
Много времени проводит на Кавказе, Дальнем Востоке и северных территориях. Буквально через несколько лет вектор творчества писателя меняется на серьезную, классическую прозу для широкого круга читателей. Так рождаются произведения «Женьшень», «Дорогие животные».
В 1930‑е годы прозаик уже имеет значительный авторитет в литературных кругах. Он расширяет список тем, по которым работает. Попробуйте свои силы в других жанрах.
Когда начинается Великая Отечественная война, писатель переезжает в небольшой город Переславль-Залесский (ныне Ярославская область). Все годы, что шли активные боевые действия, мужчина провел здесь.
Как и многие другие прозаики, писатели, Пришвин писал на тему войны, чтобы рассказать о трудностях и поддержать людей в столь тяжелое время.
Из-под пера Михаила Михайловича выходят произведения «Повесть нашего времени», «Рассказы о детях Ленинграда». За работы по актуальным вопросам писатель награждается престижной государственной наградой — орденом Красного Знамени.
Михаил Пришвин с детьми
Михаил Пришвин не забывает о любимой теме природы. После окончания Великой Отечественной войны писатель переехал в Звенигород, где находится его загородный дом. Здесь он проработал последние годы своей жизни.
К 1953–1954 годам Михаил Пришвин заканчивал последнюю работу в своей жизни «Глаза Земли». Коллекция небольших поэтических миниатюр.
К сожалению, писатель не успел опубликовать свое итоговое произведение. Силами последователей и близких писателю людей она вышла в 1957 году.
О Михаиле Михайловиче Пришвине
Варламов, А. Пришвин / А. Варламов. – Москва : Молодая гвардия, 2008. – 548, с. – (Жизнь замечательных людей. Серия биографий ; вып. 1313 (1113)). – Текст : непосредственный.
Место хранения: Библиотека № 4.
Воспоминания о Михаиле Пришвине : сборник / составитель Ю. Е. Пермитин. – Москва : Советский писатель, 1991. – 366 с. : фот., портр. – Текст : непосредственный.
Место хранения: Библиотека № 4.
Кубочкин, С, Н. Кто вы, герои «Кащеевой цепи»? / С. Н. Кубочкин, – Текст : непосредственный // Лукич. – 2002. – № 1. – С. 172 — 191.
Место хранения: Литературно-краеведческий центр.
Литературные улицы Тюмени : справки, факты, библиография. Ч. 2 / Центральная городская библиотека, Отдел муниципальной информации и краеведения (г. Тюмень) ; составитель О. Ю. Левина. – Тюмень : , 2008. – 51 с. – Библиогр. в конце ст. – Текст : непосредственный.
Место хранения: Библиотека № 4.
Михаил Михайлович Пришвин. – Текст изображения : непосредственный // Проездом в Тюмени : альбом-экскурсия по выставке / МАУК ЦГБС г. Тюмени. – Тюмень, 2021. – С. 40-41.
Места хранения: Литературно-краеведческий центр, Центральная городская библиотека, Центральная детская библиотека, Библиотека истории города имени А.И. Текутьева, Центр семейного чтения имени А.С. Пушкина, Информационно-библиотечный центр для молодежи, библиотеки №№ 1-21.
Пришвин, А. С. Хозяйка таежной речки : роман, повесть, воспоминания / А. С. Пришвин ; редактор В. А. Серганова. – М. : Современник, 1982. – 512 с. : ил. – Текст : непосредственный.
Места хранения: Библиотека № 4.
Пришвина, В. Д. Круг жизни: очерки о М. М. Пришвине / В. Д. Пришвина. – Москва : Художественная литература, 1981. – 239 с. – Текст : непосредственный.
Место хранения: Библиотека № 4.
Пришвина, В.Д. Наш дом / В. Д. Пришвина. – Москва : Молодая гвардия, 1977. – 336 с. : портр., фот. – Текст : непосредственный.
Место хранения: Библиотека № 4.
Пришвина, В. Д. Пришвин в Дунине / В. Д. Пришвина. – Москва : Московский рабочий, 1978. – 160 с. – Текст : непосредственный.
Место хранения: Библиотека № 4.
Пришвина, В. Д. Путь к Слову / В. Д. Пришвина. – Москва : Молодая гвардия, 1984. – 262 с. : портр., фот. – Текст : непосредственный.
Место хранения: Библиотека № 4.
По теме:
- Рекомендательный список «О тех, кто бегает, прыгает, летает и ползает»
- Книги о лесных чудесах
Составитель: Н.В. Боталова, главный библиограф отдела библиографической деятельности Центральной городской библиотеки МАУК «ЦГБС»