Екатерина великая

Сколько экспонатов в эрмитаже в санкт петербурге

Примечания[править | править код]

  1. Полное официальное наименование учреждения — Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный Эрмитаж» (ФГБУК «Государственный Эрмитаж»). В 1964—1991 годы — от присвоения ордена Ленина и до распада СССР — был известен как Ордена Ленина Государственный Эрмитаж
  2. Согласно официальной позиции современного Эрмитажа, история музея отсчитывается от 1764 года, когда состоялось первое крупное приобретение в коллекцию Екатерины II — собрание Гоцковского; ежегодно годовшина основания музея отмечается 7 декабря — день великомученицы Екатерины Александрийской.
  3. , с. 36.
  4.  (англ.). The Art Newspaper // museus.gov.br (апрель 2014). Дата обращения: 3 сентября 2016.
  5. . «Интерфакс-Туризм» // tourism.interfax.ru (27 марта 2019). Дата обращения: 27 марта 2019.
  6. Ежегодный опрос посетителей музея газеты «The Art Newspaper», опубликованный 9 апреля 2020 года.
  7. The Art Newspaper — International art news and events (28 марта 2022). Дата обращения: 3 августа 2022.
  8. . tvspb.ru (7 декабря 2023). Дата обращения: 27 февраля 2024.
  9. Nina Simone Schepkowski «Johann Ernst Gotzkowsky. Kunstagent und Gemäldesammler im friderizianischen Berlin» Berlin 2009
  10.  (англ.). academy.hermitagemuseum.org. Дата обращения: 15 сентября 2022.
  11. Дергачёва, Л. Д. Очерки русской культуры XIX века. — М. : Издательство Московского университета, 2005. — С. 571.
  12. , с. 34.
  13. Я. В. Васильков, М. Ю. Сорокина. АЛАБЫШЕВ Николай Васильевич (1898-?) // Люди и судьбы. Биобиблиографический словарь востоковедов — жертв политического террора в советский период (1917-1991). — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2003. — 496 с.
  14. Н. Серапина. Эрмитаж, который мы потеряли. Документы 1920–1930 годов. — СПб.: Журнал «Нева», 2002. — 416 с. — ISBN 5-87516-003-9.
  15. . Культура Екатеринбурга. Управление культуры Администрации Екатеринбурга (12 февраля 2020). Дата обращения: 14 декабря 2020.
  16. ↑ . Дата обращения: 19 мая 2012.
  17. . Дата обращения: 19 мая 2012.
  18. . ТАСС. Дата обращения: 4 апреля 2020.
  19. . ТАСС. Дата обращения: 15 мая 2020.
  20. Мамиконян О. . Forbes (1 июля 2022).
  21. В запасниках музея хранится плохо сохранившаяся картина, в каталоге венецианской живописи приписанная Джованни Беллини.
  22. . Журнал «The Art Newspaper» (18 июня 2020). Дата обращения: 10 августа 2020.
  23. . ТАСС (17 марта 2020). Дата обращения: 17 марта 2020.
  24. , с. 31.
  25. . Фонтанка.ру (20 октября 2007). Дата обращения: 6 декабря 2023.
  26. . Государственный Эрмитаж. Дата обращения: 6 декабря 2023.
  27. . VV-Travel. Дата обращения: 6 декабря 2023.
  28. . Lenta.ru (24 августа 2005). Дата обращения: 6 декабря 2023.
  29. . Туроператор CROSS. Дата обращения: 6 декабря 2023.
  30. . Тонкости туризма. Дата обращения: 6 декабря 2023.
  31. Центр «Эрмитаж-Сибирь». Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля. Дата обращения: 6 декабря 2023.
  32. . «Культура» (1 июля 2021). Дата обращения: 4 июля 2021.
  33. . «КП» – Афиша. Дата обращения: 6 декабря 2023.

Интересные факты о котах Эрмитажа

Поговорим подробнее о котах Эрмитажа и расскажем несколько интересных фактах о наших пушистых четвероногих друзьях.

Факт #1. История хвостатых охраников Эрмитажа датируется 18 веком, когда Петр I поселил в Зимнем дворце большого кота Василия, привезенного им из Голландии. По другой версии Василий был подарен Петру голландскими купцами, которые жили тогда в Вологде.

Факт #2. В 18 веке в стенах будущего Эрмитажа появились целая партия котов и кошек из Казани по указу императрицы Елизаветы Петровны.

Факт #3. Статус охранников картинных галлерей котам присвоила Екатерина II. С того времени они несут свою службу. Так, кошки, живущие в Эрмитаже, охранают шедевры мирового искусства от грызунов.

Факт #4. Как вы думайте сколько котов в Эрмитаже? На сегодняшний день в стенах Эрмитажа обитают более 50 кошек и котов. Все они находятся на финансировании государства. Их кормят, стерелизуют, осущестляют медицинский уход. У каждого есть свой кошачий паспорт.

Факт #5. Существет традиция давать котам Эрмитажа имена великих художников. Она началась после одного случая, когда некий кот застрял в вентиляции зала Ван Дейка, после чего получила имя Вандейк.

Факт #6. Интересно, что котов Эрмитажа есть особое название. Их называют: эрмики.

Факт #7. Самый известный кот Эрмитажа — Ахилл. Белоснежный, голубогразый, с коротким хвостом, завернутым крючком и глухой от рождения кот Ахилл умеет предсказывать победителей матчей по футболу, за что его прозвали оракулом. Ахилл сыскал мировую славу, благодаря своему таланту предсказателя.


Кот Эрмитажа Ахилл

Факт #7. У котов Эрмитажа есть свой праздник: «День Эрмитажного кота» или «День котов Эрмитажа», который празднуется в ежегодно 28 марта в Зимнем дворце. У праздника также есть еще одно название: «День мартовского кота» ведь не зря его празднуют в марте

Факт #8. Сегодня коты Эрмитажа являются символом северной столицы России Санкт-Петербурга равна как вороны Тауэра — символ Британии.

Екатерина II и ее последователи

Если государь что-то делает, его окружение ему подражает. Екатерина II не только поощряла собирательство предметов искусства, но и охотно дарила коллекции, и даже награждала ими. Полководец, который отличился в военной компании, мог получить в дар не только поместье и титул, но часто и сформированную коллекцию картин, которая шла из того же источника — из Эрмитажа. Иногда в этих собраниях могло было быть несколько сотен полотен.


Г. А. Потемкин-Таврический. Иоганн Баптист Лампи Старший. (Wikimedia Commons)

Так Екатерина II наградила коллекциями фельдмаршала Петра Румянцева-Задунайского и князя Григория Потемкина. Они сами тоже коллекционировали. Особенно Потемкин, который стремился быть очень похожим на императрицу. Правда, его коллекция была не на виду. Князь вел кочевой образ жизни и перемещался так стремительно, что у него не было места, которое можно было назвать домом. Больше он бывал на юге, на колонизированных землях. Тем не менее он сумел в Петербурге в Таврическом дворце собрать большую коллекцию, которую Екатерина целиком купила после его смерти, и она снова вернулась в Эрмитаж.

Многие из вельмож, таких как Шереметевы, Юсуповы, Строгановы, собирали свой маленький эрмитаж. А Императорский Эрмитаж стал не только галереей живописи, это и этнографическим собранием, и прикладным собранием, и античным собранием, и собранием камей, которое императрица особенно выделяла. Каждый из сановников хотел сделать свое подобие Эрмитажа.

Здание Главного штаба

Главный штаб — внушительное строение признано лучшим образцом архитектуры в стиле ампир. Возведенное по проекту талантливого зодчего Карло Росси в 1832 г., оно символизирует непоколебимую мощь российской армии.

Центральным звеном постройки выступает Триумфальная арка, олицетворяющая победу русского оружия в Отечественной войне 1812 года.

Сейчас в части сооружения продолжают располагаться некоторые отделы военных ведомств, а часть отдана под демонстрационные площадки.

Каждый из четырех этажей музейного комплекса отличает собственная тематика. Первый отведен под магазины, лекторий и служебные помещения.

На втором расположилась презентация, рассказывающая о финансовых достижениях финансового министерства и экспозиция предметов быта народов Африки.

Третий богат холстами европейских художников 19 в., Гвардейским музеем и коллекцией Фаберже.

Четвертый этаж самый значительный. Здесь царствуют импрессионисты. На персональных выставках представлены легендарные полотна Ван Гога, Ренуара и Моне, Гогена, Пикассо и Кандинского. В холлах размещены выставки художников 20 в.

В целом, штабной филиал – интереснейший выставочный комплекс, где наряду с постоянными экспозициями, регулярно проводятся новые выставки современного творчества. Это цельное тематическое арт-пространство, а во время проведения современных презентаций – настоящий молодежный центр, объединяющий всех любителей креативного творчества.

Интересные факты об Эрмитаже

Факт #1. В Египетском Зале Эрмитажа находится коллекция мумий и саркофагов. Самая знаменитая – это мумия жреца Древнего Египта Па-ди-иста десятого века до нашей эры. Вторая знаменитая древнеегипетская мумия певицы после проведенных исследований оказалась жрецом по имени Па-кеш, привратника фараона. Возраст ее примерно 2,5 тысячи лет.

Факт #2. Висячий сад Эрмитажа – это гордость его и краса. Он находится между галереями, которые соединяют Северный и Южный павильоны Малого Эрмитажа. Сад был построен в 1764–1773 годах архитекторами Ж.Б. Валлен-Деламотом и Ю.М. Фельтеном и перестроен в 1841 году В.П. Стасовым. А с 2004 года по 2011 год сад был закрыт на инженерно-техническую реконструкцию. Этот сад под открытым небом обладает уникальным микроклиматом из-за своего местоположения.

Факт #3. Главное здание Эрмитажа – Зимний дворец, неповторимый по своей красоте, как внешней, так и внутренней.

Факт #4. Главный зал Эрмитажа – самый величественный и просторный Гербовый зал Зимнего Дворца. Но надо отметить, что в Эрмитаже все залы поражают своей уникальностью и великолепием.

Факт #5. Главная лестница Эрмитажа – Посольская или Иорданская лестница в Зимнем Дворце. Иностранные послы поднимались по ней для аудиенций, а в Крещение царская семья спускалась к Иордани.

Факт #6. Сравним два знаменитых музея, Лувр и Эрмитаж. В Лувре выставочных экспонатов около 380 000, общая выставочная площадь 60 600 кв.м., а в Эрмитаже, количество выставочных экспонатов более 3 000 000 и общая выставочная площадь 127 480 кв.м. Государственный Эрмитаж существенно больше Лувра.

Факт #7. В Большом дворе Зимнего дворца стоит черная чугунная скульптура — голова красивой и изящной девушки. Подойдя ближе эта скульптура оказывается плоской. Девушку зовут Карлота. По словам ее создателя, Жауме Пленсы, испанского мастера иллюзий, она символизирует мечты человека.

Факт #8. Задавались ли вы вопросом: почему в Эрмитаже картины темные? Дело в том, что реставраторы Эрмитажа боятся исказить кисть художника и превратить старое полотно в яркую репродукцию. Не нарушить авторскую живопись – это основной принцип реставраторов Эрмитажа.

Факт #9. Эрмитажные коты – это тоже достопримечательность музея. Первый кот появился в 1724 году, благодаря Петру I, «для мышей и крыс устрашения». В 1745 году императрица Елизавета Петровна выписала из Казани несколько десятков котов, так как очень боялась разных грузунов. Сейчас в штате на постоянной основе состоят 50 котиков.


Коты Эрмитажа

Рождение Эрмитажа

До конца не понятно, почему Екатерина решила заняться коллекционированием картин. Скорее всего, таким способом она хотела закрепить за собой образ просвещенной императрицы, кроме того, стремилась привнести в российскую культуру дольку западного мира, из которого, собственно, и происходила. Не забывайте, что Екатерина II была немкой, русской крови в ней нет ни капли. Быть может, если бы не это обстоятельство, мы с вами никогда и не увидели бы величайшего музея мира.

7 декабря 1764 года императрица приобрела у пруссака Иоганна Гоцковского 317 картин фламандских и голландских мастеров (по другим данным 225 полотен). Среди авторов этих произведений были:

  • Рембрандт;
  • Рубенс;
  • Гольциус.

Екатерина Калиновская «Основание Эрмитажа Екатериной II» / vk.com/e_kalinovskaya

Полотна Екатерина поместила в один из уединенных флигелей Зимнего дворца, который был закончен в 1762 году, то есть уже под руководством новой императрицы.

Было ли это полноценным музеем? Скорее нет, чем да. Дело в том, что посторонним людям вход в это помещение был категорически запрещен, предназначалось собрание картин исключительно для самой императрицы и ее приближенных из числа самых знатных, богатых и влиятельных дворян в Российской Империи. В том же 1764 г. было начато строительство так называемого «малого Эрмитажа» по проекту Фельтина. Это помещение, законченное к 1775 году, было изначально спроектировано для размещения в нем предметов живописи – не как в Зимнем дворце.

Слово Эрмитаж дословно переводится на русский язык, как «приют отшельника». Версии происхождения названия, присвоенном коллекции живописи самой Екатериной, разные. Согласно одной из них, императрица хотела подчеркнуть им свое отдаление от родины. Другая версия – Эрмитаж должен был стать «приютом» для множества картин.

Екатерина Балобанова «Екатерина Великая.Создание Эрмитажа» / artlib.ru

Здания

Пять зданий, связанные друг с другом на Дворцовой набережной, составляют Главный музейный комплекс Эрмитажа:

Зимний дворец (—, архитектор Бартоломео Франческо Растрелли)

Малый Эрмитаж (—, архитекторы Жан Батист Мишель Валлен-Деламот, Юрий Фельтен, Василий Стасов). В комплекс Малого Эрмитажа входят Северный и Южный павильоны, а также знаменитый Висячий сад
Большой Эрмитаж, также Старый Эрмитаж, (—, архитектор Юрий Фельтен)
Новый Эрмитаж (—, архитекторы Лео фон Кленце, Василий Стасов, Николай Ефимов)
Эрмитажный театр (—, архитектор Джакомо Кваренги), который возведён над частично сохранившимся Зимним дворцом Петра I

Также в комплекс зданий Государственного Эрмитажа включены служебные постройки:

  • Запасной дом Зимнего дворца (—, , )
  • Эрмитажный гараж (, архитектор Николай Крамской)


Вид с Невы на комплекс зданий Государственного Эрмитажа: слева направо Эрмитажный театр — Большой Эрмитаж — Малый Эрмитаж — Зимний дворец; (Новый Эрмитаж расположен за Большим)

Главный вход с Дворцовой площади через арки Зимнего дворца. Вечерний вид

Помимо комплекса зданий на Дворцовой набережной, в распоряжении Государственного Эрмитажа находятся следующие объекты:

  • Меншиковский дворец (—, архитекторы Джованни Мария Фонтана, Готфрид Иоганн Шедель)
  • (—, архитектор Карл Росси). Там располагались экспозиции: «Французское искусство XX века», «Под знаком орла. Искусство ампира», «Искусство модерна» и Музей гвардии. 17 декабря 2011 года в здании открылась выставка «Древности Геркуланума» — первая крупная выставка в отреставрированных помещениях Главного штаба.
  • Музей Императорского фарфорового завода
  • Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня» — фондохранилище в Старой Деревне
  • Здание биржи на Васильевском острове — музей русской гвардии и геральдики; закрыто на реставрацию, завершить которую планируется не позднее первого квартала 2021 года.

История

Начало музея приходится на 1764 год, когда Екатерине II в Берлине приобрела 225 полотен из художественного собрания торговца произведениями искусства и коллекционера Иоганна Гоцковского, среди которых были художественные полотна великих европейских мастеров, преимущественно голландско-фламандской школы первой половины XVII века. Для их размещения было специально построено здание, названное Малый Эрмитаж.



Начало коллекции было положено в 1764 году, когда Екатерина II приобрела 225 картин

Активное приобретение картин продолжалось царицей до конца XVIII века, были куплены: художественные работы у графа Генриха фон Брюля — бывшего первого министра короля польского и курфюрста саксонского Августа III; коллекция картин француза Пьера Кроза (брата маркиза Антуана Кроза) и коллекция живописи британского премьер-министра Роберта Уолпола. Также Екатериной II было приобретено более 5 тысяч рисунков из коллекции Людвига фон Кобенцля в Брюсселе и французская коллекция графа Бодуэна, состоявшая из 119 картин (в их числе работы Рембрандта и ван Дейка). Значительным приобретением императрицы стала коллекция английского банкира Лайд-Брауна, включавшая античные статуи и бюсты, в том числе работу Микеланджело. Вместе с другими приобретениями количество художественных произведений выросло так, что архитектором Юрием Фельтеном в 1771—1787 годах было построено новое музейное здание — Большой Эрмитаж.

150 лет Новому Эрмитажу

После смерти Екатерины II коллекцию Эрмитажа уже в следующем веке продолжили пополнять императоры Александр I и Николай I. Были приобретены художественные произведения из римского собрания маркиза Джустиниани и парижской коллекции графини Леви де Монморанси. После завершения войны с французами Эрмитажу досталась коллекция Жозефины Богарне, супруги Наполеона. Приобретение работ продолжалось в разных странах Европы, и при императоре Николае I 5 февраля (17 февраля по новому стилю) 1852 года в специально построенном для этой цели новом здании, названном Новый Эрмитаж, доступ к культурным ценностям был открыт для широкой публики. Эрмитаж стал первым в России публичным художественным музеем. В период правления Николая I также была проведена большая работа по внутреннему убранству Эрмитажа. В XIX веке в Эрмитаж начали поступать произведения русских мастеров-живописцев. В 1895 году часть произведений русских художников были переданы Русскому музею. К началу XX века в Эрмитаже хранились уже тысячи художественных экпонатов.

После Октябрьской революции и установления советской власти, собрание Эрмитажа, у которого исчезла приставка «Императорский», значительно выросло за счёт национализированных частных коллекций и собрания Императорской Академии художеств. В годы Великой Отечественной войны основная часть коллекции, в количестве более 1 миллиона предметов, была эвакуирована на Урал — в Свердловск. После окончания войны все ценности вернулись на свои места в Эрмитаж. Также после войны в Эрмитаж поступило трофейное искусство из музеев Берлина, включая ряд экспонатов его Египетского музея. Очередное пополнение фондов Эрмитажа произошло после закрытия в Москве в 1948 году Музея нового западного искусства.

Невосполнимым уроном для коллекции Эрмитажа была продажа в 1928—1934 годах ряд его полотен с целью получения средств для индустриализации СССР.

В настоящее время Эрмитаж является самым крупным в России музеем изобразительного и декоративно-прикладного искусств. Невозможно представить в рамках энциклопедической статьи глубину и богатство его экспонатов.

В СССР выпускались наборы почтовых марок, представляющих некоторые художественные направления музейной коллекции (1973, 1977, 1982, 1983, 1984, 1985, 1987 годы).

Новый Эрмитаж

Здание построено специально для размещения музейной коллекции. Император Николай I поручил этот проект признанному мастеру в области музейной архитектуры немецкому зодчему Лео фон Кленце, который спроектировал величественное строение с прямыми строгими линиями и сбалансированными архитектурными объемами. Реализовали проект российские архитекторы В. П. Стасов и Н. Е. Ефимов.

Отличительной особенностью постройки является выступающий вперед фасадный портик, своды которого поддерживают величественные фигуры десяти атлантов из серого сердобольского камня. Они сделаны русскими каменотесами в мастерской скульптора А.И. Теребеева.

Этаж I

Первый этаж здания – это помещения, оформленные в духе античности. Здесь выставлены собрания древностей и скульптур, экспозиции «Юпитер. Искусство Древнего Рима 1-4 веков» и «Искусство Древней Греции 4 века до н. э.». Исключительно редким экспонатом является статуя Венеры в павильоне Диониса, которую привезли из Рима в 1718 г. в подарок Петру I.

Этаж II

Три центральных помещения второго этажа имеют стеклянный участок крыши и называются «Просветами». Эта особенность создает уникальное освещение, позволяющее очень выгодно представить произведения живописи. В этих помещениях размещается Картинная галерея для демонстрации работ мастеров испанской и итальянской школы рисования (собранных по группам):

  • «Малый итальянский Просвет» — полотна итальянских живописцев 16-18 вв. Среди них особо выделяются творения П. Веронезе и Я. Тинторетто.
  • «Большой итальянский Просвет» — собрание работ итальянцев Л.Джордано, Дж. Кресли и Дж. Б. Тьеполо.
  • «Испанский Просвет» — живопись Испании 18 века. Здесь выставлены знаменитые холсты Д. Веласкеса – «Завтрак» и «Портрет Оливареса».

Наряду с Просветами на этом этаже находится еще множество экспозиционных площадок, где выставлены одни из самых ценных сокровищ фондов. Это павильоны голландской, фламандской и итальянской школы рисунка.

Жемчужины музейного комплекса — это выставки великих живописцев:

Рафаэль. Здесь представлены холст флорентийского периода «Святое семейство» и «Мадонна Конестабиле». Приставку «Конестабиле» Мадонна получила от фамилии семейства, у которого купил картину российский император.

  • Рубенс. Собрание картин великого фламандца составляет 22 гениальных полотна и 19 набросков. Среди них блистают – «Персей и Андромеда» и «Портрет камеристки инфанты Изабеллы», «Союз Земли и Воды» и «Возчики камней».
  • Рембрандт. В фондах находится коллекция из 24 полотен – самая большая за пределами родины гения. В их числе «Флора». «Блудный сын», «Портрет старика в красном».

Таким образом, залы второго этажа могут порадовать:

  • живописью и фресками Рафаэля;
  • Итальянским и Испанским кабинетами;
  • Малым и Большим итальянским, а также Испанским просветами;
  • европейской скульптурой 19 века;
  • голландской живописью 17 века;
  • отдельными пространствами для работ Снайдерса, Ван Дейка, Рубенса и Рембрандта.

Отдельный интерес представляет Рыцарский зал, в котором выставлены доспехи и оружие разных эпох.

«Жилище отшельника» для великих полотен

Европейские коллекционеры и знатоки искусства считали российскую императрицу превосходной покупательницей. Она почти не торговалась, приобретала сразу много картин, отлично разбиралась в живописи и точно знала, что хочет купить на этот раз. Однако начало царской коллекции было положено почти случайно. Благодарить за него Екатерина Великая должна была немецкого коммерсанта Иоганна Эрнста Гоцковского, а точнее, его неспособность «сводить дебет с кредитом». Одним из занятий купца на протяжении почти десяти лет была покупка самых ценных полотен для прусского короля Фридриха II. В финансовых делах Гоцковского, впрочем, не все было гладко. Оказавшись не в состоянии решить свои проблемы, он решает продать уже собранную коллекцию, чтобы расплатиться с государством. В Берлине все картины осмотрели специалисты; от России переговоры вел князь Владимир Долгорукий. Когда подлинность полотен получила подтверждение, их, недолго думая, и купила Екатерина II. В первую коллекцию вошли шедевры фламандских живописцев, а также картины Рембрандта, Йорданса и других признанных мастеров. Эти 225 полотен составили основу будущей экспозиции Эрмитажа.

Императрица не учла одного: в Петербурге попросту не было места для этих картин. По указу Екатерины II архитектор Жан-Батист Деламот спроектировал небольшой павильон возле Зимнего дворца, назвав его ermitage – «место уединения», «жилище отшельника» в переводе с французского. Сюда государыня приглашала лишь избранных гостей, но по большей части предпочитала проводить здесь время наедине с собой. Зарубежными художественными шедеврами императрица любовалась вместе с …мышами! Именно так она писала в своих мемуарах. До начала XIX века редкий ценитель прекрасного бывал в Эрмитаже. Несколько иностранных посетителей, приглашенных государыней лично, отмечали, что Екатерина Великая скрывает от посторонних глаз одну из самых богатых коллекций Европы. Столь высокая оценка, несомненно, льстила просвещенной императрице. Своими достижениями на культурном поприще Екатерина II охотно делилась в переписке с философами того времени – Дидро, Вольтером, Д’Аламбером. Российский посол во Франции Дмитрий Голицын сделал немало для того, чтобы екатерининская коллекция ширилась и богатела. В 1767 году он приобрел выдающуюся работу Рембрандта «Возвращение блудного сына». Искусствоведы до сих пор считают покупку этой картины главной удачей Екатерины Великой. Голицын, поощряемый государыней, развил бурную деятельность в Европе. Через три года он пополнил коллекцию Эрмитажа собранием швейцарского государственного деятеля Франсуа Троншена, а в 1772 году «добыл» для императрицы «Святое семейство» Рафаэля и «Данаю» Рембрандта.  Сеть екатерининских «скупщиков» картин опутала всю Европу. Примеру Голицына следовал русский посланник в Дрездене князь Андрей Белосельский. Он договорился о приобретении коллекции министра Саксонии графа фон Брюля. Во второй половине XVIII столетия она считалась одной из самых внушительных: шестьсот гравюр и картин представителей разных школ – от немецкой до голландской. Не отставал от Белопольского и другой русский дипломат – Алексей Мусин-Пушкин. Будучи посланником в Лондоне, он в 1779 году стал посредником при покупке Екатериной II галереи Роберта Уолпола – влиятельного политика от партии вигов.

Руководители[править | править код]

Михаил Пиотровский

  • до 1863 — под личным управлением императора, главы отделений: Флориан Жиль и Фёдор Бруни
  • 1863—1878 — Степан Гедеонов
  • 1879—1888 — Александр Васильчиков
  • 1888—1899 — Сергей Трубецкой
  • 1899—1909 — Иван Всеволожский
  • 1909—1918 — Дмитрий Толстой
  • 1918—1927 — Сергей Тройницкий
  • 1927 — февраль 1928 — Оскар Вальдгауэр (и. о.)
  • февраль 1928 — ноябрь 1928 — Герман Лазарис (и. о.)
  • декабрь 1928 — август 1929 — Павел Кларк
  • март 1929 — март 1930 — Владимир Забрежнев (и. о.)
  • март 1930—1930 — Леонид Оболенский
  • 1930—1934 — Борис Легран
  • 1934—1951 — Иосиф Орбели
  • 1951—1964 — Михаил Артамонов
  • 1964—1990 — Борис Пиотровский
  • 1990—1992 — Виталий Суслов
  • с 1992 — Михаил Пиотровский

В марте 2020 года постановлением правительства РФ утверждены изменения в устав музея, в соответствии с которыми в Государственном Эрмитаже наряду с должностью генерального директора вводится должность президента.

Руководители

  • с 1990 по наст. время — Пиотровский, Михаил Борисович
  • с 1964 по 1990 — Пиотровский, Борис Борисович
  • с 1951 по 1964 — Артамонов, Михаил Илларионович
  • с 1934 по 1951 — Орбели, Иосиф Абгарович
  • с 1931 по 1934 — Легран, Борис Васильевич
  • с 1928 по 1931 — Оболенский, Леонид Леонидович
  • с 1927 по 1928 — Кларк, Павел Иванович
  • с 1918 по 1927 — Тройницкий, Сергей Николаевич
  • с 1909 по 1918 — Толстой, Дмитрий Иванович
  • с 1899 по 1909 — Всеволжский, Иван Александрович
  • с 1888 по 1899 — Трубецкой, Сергей Никитич
  • с 1879 по 1888 — Васильчиков, Александр Алексеевич
  • с 1863 по 1878 — Гедеонов, Степан Александрович
  • Жиль, Флориан Антонович

Поиск шедевров

Условной датой основания коллекций петербургского Эрмитажа считается 1764 год, когда в музей поступило 225 картин, преимущественно голландской и фламандской школ. Работы поступили от немецкого купца Гоцковского в счет его долга российской казне. Гоцковский собирал эту коллекцию для прусского короля Фридриха II, но тот после разорительной Семилетней войны не смог ее выкупить.

Послам, а также доверенным лицам Екатерины II давались поручения приобретать все лучшее из произведений искусства, что только появлялось на аукционах в Западной Европе. В этом был и определенный политический расчет: видите, Пруссия не может в большом количестве покупать художественные произведения, а Россия и после тяжелой войны может себе это позволить.

Русский посол во Франции Дмитрий Алексеевич Голицин, среди друзей которого были Дени Дидро, Жан Лерон Д’Аламбер и другие видные представители французской культуры, приобрел для Эрмитажа «Возвращение блудного сына» Рембрандта. Эту картину и теперь считают величайшим шедевром живописи.

В 1770 году Голицин, ставший к тому времени послом в Гааге, покупает для императрицы на аукционе в Амстердаме полотна из коллекции Геррита Браамкампа, называемой «Храмом вкуса». Картины были погружены на корабль, который на Балтике попал в сильнейший шторм. Судно затонуло вместе со всеми художественными сокровищами. Екатерина II писала по этому поводу Вольтеру: «Потеряно было всего 60000 червонцев. Надобно обойтись без них; в нынешнем году я имела несколько неудач в подобных случаях. Что делать? Остается только утешиться».

В наше время этот корабль был найден на дне. Он или его обломки находятся в финских территориальных водах. Финляндия и Россия пока не могут договориться, кому и в какой степени принадлежит груз затонувшего корабля. Потому и никаких работ по его подъему до сих пор не ведется.

При содействии Дидро императрице удалось приобрести ряд выдающихся живописных произведений. Самым знаменитыми среди них была часть коллекции Кроза (1772 год), где были такие шедевры живописи как «Святое семейство» Рафаэля, «Вакх» Рубенса, «Юдифь» Джорджоне, «Даная» Тициана и «Даная» Рембрандта.

Одним из значительных приобретений императрицы стала коллекция лорда Уолпала (1779 год), купленная в Англии. В это собрание вошли знаменитые произведения Ван Дейка, Рубенса, итальянских мастеров. В Лондоне многие высказывали недовольство тем, что одна из лучших коллекций Англии ушла в Россию. Вопрос об этом даже обсуждался в английском парламенте.

Еще одним крупным приобретением стала коллекция английского банкира Лайд-Брауна, включавшая античные статуи и бюсты, в том числе скульптуру Микеланджело «Скорчившийся мальчик». Кстати, это единственная в России скульптурная работа этого великого мастера.

Екатерина II приобретала не только картины старых мастеров, но и давала заказы современным художникам Запада: Джошуа Рейнолдсу, Франсуа Буше, Этьену Морису Фальконе и многим другим. Наряду с полотнами в Эрмитаж поступали коллекции гравюр и рисунков, античные древности, монеты, медали, книги. В результате императрица очень скоро стала обладательницей одного из лучших художественных собраний Европы.

В 1773—1783 годах граф Эрнст Миних составляет рукописный каталог, в основном произведений живописи. В 1774 году на французском языке выпускается первый печатный каталог, который вручается посетителям во время посещения Эрмитажа.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: