Советский лёгкий танк бт-7

Советский лёгкий танк бт-7

Быстроходный танк БТ-7 СССР

Танк БТ-7 образца 1935 г. — это дальнейшее развитие танков БТ. Имея цилиндрическую башню, он отличался от танка БТ-5 усилением броневой защиты, применением сварных соединений броневых листов, отечественного карбюраторного авиационного двигателя М-17Т увеличенной мощности, коробки передач с тремя передачами и ленточных плавающих тормозов, установкой дополнительных топливных баков на надкрылках гусениц, что обеспечило увеличение запаса хода более чем в полтора раза.Танки БТ-7 с цилиндрической башней были выпущены в небольшом количестве.Вторая модель танка БТ-7 образца 1936 г., отличающаяся от первой конической башней, была наиболее массовой. В этом танке впервые совершенствуется механизм вертикальной наводки пушки — вводится стабилизация линии прицеливания по вертикали. Один пулемет спаривается с пушкой, а второй устанавливается в нише башни. Боекомплект к пушке-188 выстрелов.На командирском танке БТ-7, в отличие от линейного, устанавливалась радиостанция, убирался пулемет из ниши башни и уменьшался боекомплект пушки до 132 выстрелов.

Легкий танк БТ-7А (1938 г.). На этом танке так же, как и на танке БТ-5А, стояла 76-мм пушка, а боекомплект к ней составлял 50 выстрелов. Эти танки успешно применялись для поддержки танков БТ-7 и Т-26 в боевых действиях на реке Халхин-Гол в 1939 г.Командирские танки БТ-7А оборудовались радиостанцией, вследствие чего в них не устанавливался пулемет в нише башни, а боекомплект пушки был уменьшен до 40 выстрелов. На части танков устанавливался зенитный пулемет.На всех танках, принятых на вооружение до 1939 г., применялись карбюраторные двигатели. Однако в условиях боевой обстановки они были недостаточно экономичны, а самое главное — пожароопасны. Поэтому уже в начале 30-х годов начинаются работы по созданию специального дизеля.Эти работы закончились в 1938 г., когда на танк БТ-5 в опытном порядке установили быстроходный дизель В-2 — первый в истории специально созданный танковый дизель большой мощности. После успешных испытаний этого танка было принято решение начать в 1939 г. серийное производство танков БТ-7М с дизелем.Такая машина обладала значительным запасом хода (до 600 км на гусеницах), у нее уменьшилась вероятность возникновения пожара. На вооружении остались 45-мм пушка и спаренный с ней пулемет. Кроме того, все танки БТ-7М имели пулемет в кормовой нише башни и зенитный пулемет.На всех машинах устанавливались радиостанция и танковое переговорное устройство ТПУ-3. Производство танков БТ-7М прекратилось весной 1940 г. в связи с переходом на выпуск танков Т-34.

На сайте https://tambov.inditail.net тебя ждут незнакомки, готовые подарить тебе удивительные эмоции и приятные моменты. Знакомства с спутницами станут незабываемыми благодаря сайту https://syk.inditok.info.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса 14,65 т
Экипаж 3 чел
Габаритные размеры, мм длина корпуса 566
ширина 2290
высота 2450
Клиренс, мм 390
Удельное давление на грунт, кг/см2 0.83
Вооружение Пушка, калибр/марка 45 / обр.1932г.
Пулемет, кол-во х калибр/марка 2 х 7.62 / ДТ
Боекомплект, шт снарядов 188
патронов 2394
Преодолеваемые препятствия Подъем и спуск (гус./кол.) — 37/15 град
Крен — 30 град
Брод — 0.89 м
Ров — 2.39 м
Максимальная скорость, км/ч На гусеницах 62
На колесах 86
Запас хода по шоссе гус./кол., км 400/900
Двигатель, марка/тип В2/дизель
Мощность двигателя, л.с. 500
Запас топлива, л 580

БТ-7: боевой путь

Военным дебютом танка БТ-7 стали бои у озера Хасан. Танкам БТ надлежало под огнем противника выйти во фланг и тыл японских позиций в районе сопок Заозерная и Богомольная. Благополучно миновав зону японского обстрела, советские быстроходные танки попали в болото, где завязли 14 из 19 машин. Танкисты заняли круговую оборону и дальнейший бой для них свелся к защите собственных танков. Если первое боевое применение оказалось далеко не самым удачным, то своеобразным звездным часом для БТ и одновременно тяжелым испытанием стали бои у реки Халхин-Гол в Монголии. Тогда в монгольских степях раскрылись основные достоинства быстроходной и маневренной машины. Кроме того, у японцев отсутствовали танки, способные вести бой с советской бронетехникой. 57-мм танковые пушки как правило не пробивали даже тонкой брони, поэтому после ряда неудачных столкновений японцы вывели свои танки из зоны конфликта. А БТ-7 применялись практически повсюду как против пехоты, так и при атаке укрепленных позиций. Так в ходе кровопролитного Баи-Цаганского побоища отличилась 11-я легкотанковая бригада, вынесшая основную тяжесть боя. В дальнейшем БТ активно использовались в период августовской операции по окружению японской группировки на Халхин-Голе. А количество БТ в Монголии постоянно росло. Для усиления советских танковых частей на театр военных действий была выдвинута 6-я танковая бригада, которая полностью была укомплектована танками БТ-7.

БТ-7 на Халхин-Голе, 1939 г. (war-book.ru)

Следующим эпизодом в военной биографии БТ-7 стал Польский поход Красной Армии. При наличии лишь очаговой обороны БТ зарекомендовали себя наилучшим образом. Аналогично, правда, в гораздо более сложных природно-климатических условиях (ливни и разлив рек) танки БТ проявили себя на следующий год в Бессарабии и Румынии. Одной из самых сложных кампаний для советской бронетехники стала советско-финляндская война, когда танки, лишенные возможности маневра, бросались на хорошо подготовленную оборону противника. Имевшие противопульное бронирование БТ-7 несли значительные и часто неоправданные потери.

К началу Великой Отечественной в западных приграничных округах СССР насчитывалось 3243 танка БТ-7 и БТ-7М. В танковых боях БТ-7 был серьезным маневренным противником для средних и легких немецких танков. Другое дело что бой танков против танков относительно редок — такие столкновения действительно имели место, но куда чаще танки атаковали позиции противника, защищаемые пехотой и артиллерией. В 1941 г. атаки легких советских танков нередко заканчивались значительными потерями, в то время как эвакуировать подбитую или вышедшую из строя технику было невозможно. Хотя есть и целый ряд примеров спешного применения БТ-7. Так 1-я мотострелковая дивизия, имевшая в своем составе 177 танков БТ-7 и 10 КВ в течение трех суток удерживала немецкие войска на рубеже реки Березины под Борисовом.

БТ-7 на параде в Харбине, сентябрь 1945 г. (war-book.ru)

В июле 1941 г. более 400 танков БТ-7 было задействовано в ходе контрудара под Сено и Лепелем. Активно использовались БТ-7 и в битве под Москвой. С 1942 г. БТ-7 все реже встречался в боевых порядках. Дольше всего БТ, наряду с другими танками конца 1930-х годов сохранялись на тех участках советско-германского фронта, где боевые действия чередовались со значительными периодами затишья. Так БТ-7 наряду с более ранними модификациями (БТ-2, БТ-5) принимали участие в обороне, а затем снятии блокады Ленинграда. Практически до самого завершения боевых действий БТ-7 оставались и на вооружении войск Карельского фронта.

Описание конструкции[править]

Корпус и бронированиеправить

Корпус танка представлял собой жёсткую коробчатую конструкцию, с удлинённой суженной закруглённой передней частью и трапециевидной тыльной частью. Корпус собирался из броневых и стальных листов сварным способом.

Вооружениеправить

В башне формой усечённого эллиптического конуса устанавливалась 76-мм танковая пушка КТ-28. В месте с ней монтировался спаренный 7-62-мм пулемёт ДТ. В корпусе, справа от водителя, устанавливался курсовой 7,62-мм пулемёт ДТ в шаровой установке. В нише башни располагалась вращающаяся боеукладка барабанного типа на 18 штук 76-мм снарядов.

Двигатель и трансмиссияправить

В кормовой части корпуса располагался карбюраторный V-образный 12-цилиндровый двигатель М-17, мощностью 400 л. с. Трансмиссия механического типа: 4-скоростная коробка передач, многодисковый сухой главный фрикцион, бортовые фрикционы и передачи, гитары (для привода колёсного хода).

Ходовая частьправить

Ходовая часть состояла из восьми опорных, двух направляющих колёс. При движении на колёсном ходу передняя пара катков становилась управляемой, а задняя пара — ведущей. При гусеничном ходу руль убирался и укладывался в отделении управления. Подвеска на пружинных рессорах (свечах): двух горизонтальных и шести вертикальных. Вертикальные рессоры располагались между бортовыми листами и внутренней стенкой корпуса. Горизонтальные — внутри корпуса в боевом отделении танка.

Новые танки для Красной армии

После того, как как Т-16 был снят с вооружения армии, на Харьковском паровозном заводе был создан танк Т-12. По первоначальным чертежам и планированиям конструкторов он должен был иметь вес в 16 тонн. Но в конечном итоге он весил практически 20 тонн. На вооружении он имел пушку, калибром 45 мм, а также оснащался тремя пулеметами. В 1929 году этот танк одержал окончательное название Т-24 и был принят на вооружение.

Мнение эксперта
Александр Николаевич Румянцев
Изобретатель, владелец многих патентов, кандидат технических наук, профессор Санкт-Петербургского технического университета.

Как рассказывали потом военные эксперты, этот танк был малоподвижным в бою и практически незащищенным, поэтому вскоре его сняли с вооружения, а его производство остановили. Этот танк в своём количестве насчитывает всего 25 штук.

Биография Михаила Кошкина

Удивительная судьба будущего конструктора легендарного танка Т-34 открыла первую страницу 3 декабря 1898. Михаил Кошкин происходил из бедной крестьянской семьи, отец помимо земледелия занимался промыслами. Однако в 7-летнем возрасте Миша и его брат с сестрой остались сиротами, поднимать их пришлось матери в одиночку. А наш герой, чтобы хоть как-то помочь ей, рано начал зарабатывать.

В 14 юноша нанялся в подмастерья на столичную карамельную фабрику (теперь «Красный Октябрь»). А когда началась Первая Мировая война, примкнул к Красной Армии, долго воевал. За свои положительные качества настоящего бойца и лидерские способности Михаил попал в число политработников руководящего уровня. После демобилизации по состоянию здоровья Кошкин отправился в Коммунистический университет имени Свердлова в Москве. По окончании вуза молодой перспективный активист возглавил предприятие по производству сладостей в Вятке. Здесь наш герой обрел семью и наладил быт.

Михаил Кошкин второй слева

В 1929 методом «случайного тыка» Кошкина выбрали в число будущих студентов Ленинградского политеха. Так партийный активист поехал осваивать новую специальность: «Автомобили и тракторы». Стране нужна была военная техника нового поколения, требовались специалисты, коим спустя некоторое время и стал Михаил Ильич. Будучи студентом, Кошкин устроился в конструкторское бюро Кировского завода, изучал зарубежные достижения, пытался привнести новшества в отечественную промышленность и начал вынашивать идею разработки образца супер-танка.

Команда Кошкина

Странно, как в судьбе знаменитости протянулся мостик от кондитера до конструктора и потом до замначальника конструкторского бюро. Молодой талантливый техник приложил руку к производству Т-29 и Т-111, за это был отмечен Орденом Красной Звезды. А в 1946 гений встал у руля танкового КБ Харьковского завода № 183. Став преемником талантливого, но опального Афанасия Фирсова, Кошкин испытал немало неприятностей, связанных со слухами о присвоении Михаилом заслуг предшественника.

Михаил Кошкин в Вятке

Именно при Кошкине усилился кадровый состав бюро, нарастились скорость и объемы текущего серийного производства, произошла модернизация ходового «монстра» БТ-7. К 1937 команда конструктора, опираясь на международный опыт развития боевой техники и талантливые разработки отечественных соратников, представила качественно новую машину: колесно-гусеничный танк с противопульной броней, высокой проходимостью, несравненной маневренностью, значительной ударной мощью.

Т-34

Несмотря на откровенную неприязнь военных-практиков, Кошкин получил от самого Сталина наказ выпустить модель и провести ее испытания. После первых проб к 1940 технику доработал и усовершенствовали. Преданный делу Кошкин практически жил в цеху.

Было решено, что Т-34 для представления государственным чинам собственным ходом проделает путь из Харькова.

К тому времени конструктор в промозглых цехах заполучил сильную простуду. Но отговорить его от самоличного участия в невероятном многокилометровом танковом пробеге было попросту невозможно. На дворе стояла зима, а Кошкин лично пилотировал свое «детище» на смотрины. Представив пред государственными мужами свое творение, впоследствии ставшее легендой, разработчик угодил «вождю народов».

Т-34 на Красной Площади

А вот состояние здоровья ученого-практика стало вызывать серьезные опасения: непрекращающийся ужасный кашель свидетельствовал о глубокой пневмонии. Рекомендации заняться восстановлением своего организма фанатичный гений пропускал мимо ушей. В ходе дальнейших испытаний Т-34 с Кошкиным на борту преодолел еще 3000 км. В пути мужчина самолично помогал вытаскивать технику из ледяной воды, куда она случайно угодила. И все же конструктор провел свое творение через все испытания и заслужил право начать серийное производство.

Легендарный пробег

Боевое применение танков БТ-7

Новыми танками Бт-7 преимущественно вооружали танковые бригады танковых корпусов и отдельные танковые бригады. Танки БТ-7 изначально предполагалось применять для развития прорывов в глубину обороны противника.

Боевое крещение БТ-7 получили в боях у озера Хасан в августе 1938 года. Затем БТ-7 участвовали в боях на Халхин-Голе, где из 493 танков были потеряны безвозвратно 48.

В целом танки получали хорошие отзывы, однако отмечалась сложность управления машиной, которая требовала отличной подготовки механика-водителя. И – слабое противопульное бронирование на ряду с массовым отсутствием радиостанций, что затрудняло управление большими группами танков в бою.

Танк БТ-7 стал символом бронетанковых войск РККА, поскольку наряду с выявленными недостатками обладал просто великолепной манёвренностью, скоростью и «прыгучестью». Броня, стремительный натиск и огневая мощь.

БТ-7 применялись и в боях Великой Отечественной войны. Существует мнение, что танк морально устарел к июню 1941 года, что и привело к массовым потерям. Однако, к массовым потерям привело применение БТ-7 не по прямому назначению. Не предназначался БТ-7 для прорыва подготовленной обороны или встречного танкового боя.

23 июня 1941 года экипаж сержанта Найдина на танке Бт-7 за один день уничтожил 15 немецких танков и 10 артиллерийских орудий. Танк действовал внезапно из засад. При этом вёл бой с превосходящим противником (один против танковой роты).

Последний раз танки БТ-7 принимали участие в боях в августе 1945 года в составе 1-го Дальневосточного и Забайкальского фронтов. А последним этапом службы БТ-7 стал победный парад в Харбине.

«К боям готов советский гордый сокол»

Советской авиации не сразу удалось завоевать превосходство в воздухе. Важную роль в противостоянии с люфтваффе сыграл одномоторный истребитель Ла-5, поступивший на фронт в 1942 году. Мощный и надежный, он достойно противостоял немецким асам в воздушных схватках. Успешным развитием этой модели стал самолет Ла-7, который по своим боевым качествам заметно превосходил немецкие, американские и английские аналоги.

Самым массовым боевым самолетом в истории считается советский штурмовик Ил-2. Конструкторы называли его «летающим танком», а в Красной армии за характерную форму фюзеляжа он получил прозвище «горбатый». Ни в одной армии мира того времени не было равного ему по боевым качествам самолета-штурмовика. Несмотря на свою неповоротливость, Ил-2 легко сокрушал наземные силы врага, в том числе артиллерию и другую технику. Легендой стала его удивительная выживаемость – нередко после сражения самолеты уже не подлежали ремонту, но экипаж оставался жив. Всего за годы войны было выпущено более 36 тыс. «летающих танков» различной модификации.

На фото: Звено штурмовиков «Ил-2» на боевом задании, 25 мая 1944 года. Репродукция ТАСС.

ТТХ танка БТ-7, модель 1935 года

БТ-7 модель 1937 года

Боевая масса, т – 13,7

Компоновочная схема – классическая

Экипаж, чел. – 3

Размеры

Дина корпуса, мм – 5 660

Ширина корпуса, мм – 2 290

Высота, мм – 2 417

Клиренс, мм – 400

Бронирование

Тип брони – стальная катаная гомогенная

Лоб корпуса (верх), мм/град. – 20/18

Лоб корпуса (середина), мм/град. – 15/60

Лоб корпуса (низ), мм/град. – 15-22/0-60

Борт корпуса, мм/град – 15+4/0

Корма корпуса (верх), мм/град. – 10/55

Корма корпуса (середина), мм/град. – 13/10

Корма корпуса (низ), мм/град. – 13/58

Днище, мм – 6

Крыша корпуса, мм – 10

Лоб башни, мм/град. – 15/0

Маска орудия, мм – 20

Борт башни, мм/град. – 15/0

Корма башни, мм/град. – 15/0

Крыша башни, мм/град. – 10/85-90

Вооружение

Калибр и марка пушки – 45-мм 20-К обр. 1934 г.

Тип пушки – нарезная

Длина ствола – 46 калибров

Боекомплект пушки – 172 снаряда

Углы вертикальной наводки, град. – от – 8 до + 25

Дальность стрельбы  – с прицелом ТОП: 6,4 км из пушки и 1,6 км из спаренного пулемета.

Пулемёты – 3 шт. 7,62-мм ДТ

Подвижность

Тип двигателя – М-17Т, V-образный, 12-ти цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения.

Мощность двигателя – 400 л.с.

Скорость по шоссе, км/ч – 52 на гусеницах и 72 на колёсах

Скорость по пересечённой местности, км/ч – 20

Запас хода по шоссе, км – 375 на гусеницах и 460 на колёсах

Удельная мощность л.с./т – 28,8

Тип подвески – подвеска Кристи

Преодолеваемый подъём, град. – 42

Преодолеваемая стенка, м – 0,75

Преодолеваемый ров, м – 2,5

Преодолеваемый брод, м – 1,2

«Выходила на берег Катюша»

Настоящим чудо-оружием на полях сражений стала боевая машина реактивной артиллерии БМ-13, получившая в народе прозвище «Катюша». Впервые «Катюши» вступили в бой 14 июля 1941 года под Оршей (Белоруссия), где вызвали настоящую панику среди немцев. Чаще всего БМ-13 использовались для ударов издалека по скоплениям противника – дальность полета реактивных снарядов составляла около 8,5 км. За несколько секунд они буквально перепахивали землю в области цели. Те из немцев, кому посчастливилось выжить после такого огненного смерча, обращались в бегство, ошеломленные и деморализованные. За годы войны было изготовлено более 10 тыс. подобных боевых машин.

Самым массовым артиллерийским орудием войны стала 76-мм дивизионная пушка ЗИС-3, которая появилась на фронте в 1942 году. Легкая и маневренная, она показала высокую эффективность в борьбе с живой силой и техникой врага. ЗИС-3 легко подбивала немецкие САУ, средние и легкие танки, а на ближних дистанциях могла справиться даже с «Тигром». Всего было выпущено более 48 тыс. этих пушек – больше, чем всех остальных орудий за время войны.

Танки второй мировой

Участие в гражданской войне в Испании и в боях на Халхин-Голе показало насколько высока взрывоопасность бензинового двигателя и недостаточность противопульного бронирования против зарождавшейся тогда противотанковой артиллерии. Внедрение решений этих задач позволило нашим конструкторам, переболевшим болезнью подражания, создать накануне ВОВ по-настоящему хорошие танки Т-34 и КВ.

В первые дни войны было потеряно катастрофически много танков, для налаживания выпуска не имеющих конкуренции Т-34 и КВ на только эвакуированных заводах требовалось время, а фронту катастрофически нужны были танки. Эту нишу правительство решило заполнить дешевыми и быстрыми в производстве легкими танками Т-60 и Т-70. Естественно, что уязвимость у таких танков очень высокая, но они дали время для развертывания производства танков Победы. Немцы называли их «неистребимой саранчой».

В бою под жд. ст. Прохоровка впервые танки выступали в роли «цементирующих» обороны, до этого их использовали исключительно как оружие атаки. В принципе, вплоть до сегодняшних дней, больше новых идей в примение танков не было.

Говоря о танках ВОВ, нельзя не упомянуть о ПТ-САУ ( СУ-76, СУ-122 и т.д) или как их называли в войсках «самоходы». Вращающаяся относительно не большая башня не позволяла применять на танках некоторые мощные орудия и главное гаубицы, для этого их устанавливали на базы существующих танков без применения башен. Фактически советские ПТ-САУ времен войны, кроме вооружения, ни чем не отличались от своих прототипов, в отличие от тех же немецких.

Первая ласточка наших бронетанковых сил

Итак, уже в начале 1940 года в стране были готовы два опытных образца гусеничного танка Т-34. Нужно было как можно скорее добиться начала серийного производства «тридцать четверки», а для этого опытные образцы должны пройти определенное количество километров.

Михаил Кошкин принимает решение – отправить Т-34 своим ходом по зимнему бездорожью из Харькова в Москву. Накануне выезда он сильно простудился, но и это его не остановило.

Многие военные были уверены, что танки Кошкина до столицы не доедут, и придется ему с позором везти их по железной дороге. Но 17 марта 1940 года оба танка Т-34 своим ходом прибыли в Москву. Сам Сталин не скрывает своего восхищения и называет Т-34 «первой ласточкой наших бронетанковых сил».


Т-34-76 152-го гвардейского танкового батальона 21-й гвардейской танковой бригады перед боями на Курской дуге

Однако этот пробег из Харькова до столицы – только половина пути до серийного производства. Опытным моделям Т-34 не хватает еще 3000 километров пробега. Несмотря на то, что сильный кашель Кошкина заметили даже в Кремле и настоятельно посоветовали подумать о здоровье, конструктор лично возглавляет колонну, идущую обратно в Харьков. Все требования для начала серийного производства танка Т-34 были выполнены.

«Тридцать четверка» не обладала какими-то особенными техническими характеристиками: пушка калибра 76 мм, вес около 26 тонн, броня толщиной 45 мм. Двигатель мощностью 500 л.с. позволял развивать скорость до 36 км/ч по пересеченной местности. Но главным достоинством танка было удачное сочетание надежного оборудования и простоты в изготовлении и ремонте. «Ребята, поменьше сложностей, делайте так, чтобы машина была доступна любому механику», – любил повторять Михаил Ильич.

Боевое применение

«Семёрки» дебютировали на Халхин-Голе, где, с одной стороны, продемонстрировали свои лучшие качества, с другой – слабое бронирование, негодные средства наблюдения и низкокачественная связь стали причиной больших потерь. В Польше они показали себя не хуже остальных представителей семейства, особенно хороши были «артиллерийские» благодаря своей мощной «колотушке», весьма эффективные в городских боях и при атаках фортификационных сооружений. За всю кампанию была потеряна только одна «коробочка» – в районе Львова, из-за имевших место при дележе «польского пирога» «недоразумений» с вермахтом.

Финская война стала для «семёрок» весьма серьёзным испытанием, как, впрочем, и для других лёгких машин РККА – поскольку в условиях высокого снежного покрова они не могли использовать своё преимущество в мобильности, то эффективность их действий в немалой степени определялась действенностью артиллерийской или авиационной поддержки.

Танки 1-й гвардейской танковой бригады в засаде. На переднем плане — легкий танк БТ-7, за ним виднеется Т-34, Западный фронт, 1941 год

К началу ВОВ в западных военных округах имелось свыше трёх тысяч БТ-7 в целом разделивших судьбу прочих, оказавшихся на острие первого удара врага машин, тем не менее, благодаря достаточно большому «тиражу» они смогли принять участие в большинстве сражений ВОВ. При этом известно множество случаев, когда эти танки наносили врагу серьёзный урон, так, например, героем приграничных сражений стал экипаж сержанта Найдина 23 июня, спаливший 15 «панцеров» и 10 «антитанков».

Ещё один уникальный бой имел место в декабре 41-го, когда оставшийся неизвестным экипаж, столкнувшись с двумя «тройками», одну расстрелял последними снарядами, а другую таранил. Когда вышла из строя ХЧ машины противника, БТ навалившись на неё, толкал около десяти метров до обрыва, с которого и сбросил обездвиженный «ролик» в реку. Немного погодя, когда немцы выслали третий Pz. III для поиска пропавших танков, он также был протаранен, а пытавшийся удрать экипаж – положен из пулемётов.

Свою карьеру «семёрки» закончили в августе 45-го, когда приняли участие в Маньчжурском походе РККА и освобождении Сахалина. Состоявшийся 16 сентября 1945 парад в Харбине ознаменовал не только окончание ВМВ, но и завершил боевой путь этих танков вскоре снятых с вооружения РККА.

Найдин, Григорий Николаевич

Т-34 в Великой Отечественной войне

Оправившись от первого потрясения, армия Советского Союза начинает ответные боевые действия. Сформированные танковые дивизии вступают в бой. И тут преимущества нового Т-34 становятся большой проблемой для неприятеля. Пушки Т-34 пробивают броню любого танка Германии на километровой дистанции – ни одна из имеющихся в арсенале фашистов машин не может этому противостоять. Ввиду этого, запланированное на осень немцами наступление на г. Тула решено отложить.

Потери боевых машин СССР с начала войны огромны. Так, за 1941 год Советский Союз потерял порядка 20,5 тысяч танков всех типов. Чтобы восполнить недостаток в боевых машинах, заводы, перенесенные на Урал и в Сибирь, в срочном порядке выпускают новые танки, основная масса которых именно Т-34. В процессе производства проявился и еще один плюс 34-го – простота конструкции новой техники. Выполнять многие операции по производству могли низкоквалифицированные рабочие без специальных знаний

Это было очень важно, ведь основную рабочую силу после ухода работников на фронт, составляли женщины и дети

Зима 1941-1942 годов ознаменовалась жестокими боями за Москву. Немцы ввели около 650 танков против армии Рокоссовского. Однако защитники переломили ход сражения – они не только не подпустили противника к столице, но и выступили в контрнаступление. В январе 1942 года разворачивающееся наступление Красной армии могло бы изменить ход войны: планировалось захватить основные группы армий «Центр», что позволило бы закончить войну значительно раньше. Но для такого удара танков по-прежнему не хватало, и шанс был упущен.

1942 год ознаменовался восстановлением мощи танковых войск. Заводы наращивают объемы, впервые налажено поточное производство Т-34. Большим достижением стала разработка метода автоматической электросварки, благодаря чему выпуск танков увеличивается в 5 раз без угрозы качеству. Полевые испытания показали – сваренные новым электросварочным оборудованием швы крепче, чем даже броня танка.

В 1942 году насчитывается уже 20 танковых корпусов. Теперь танки играют важную роль в военном противостоянии. Если в начале 40-х годов им отводилась роль лишь сопровождения пехоты, теперь они являются самостоятельной силой. Бои показали, что советские танки превосходят боевые машины противника. В качестве доказательства, в боях на подступах к Сталинграду за 200 км. до города Т-34 разгромили танковый корпус командующего армии «Дон» Манштейна.

Немецкие конструкторы, изучив преимущества Т-34, выпускают новые типы танков. Боевые машины «Тигр» и «Пантера» получили новую броню и дальность стрельбы порядка 1,5-2 км. Самоходная артиллерийская установка «Фердинанд» имела пушку 88 мм и 20-сантиметровую броню. Именно такими машинами немцы планировали выиграть Курскую битву и перейти в контрнаступление после провала у Сталинграда.

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТАНКОВ БТ-7

Новыми танками Бт-7 преимущественно вооружали танковые бригады танковых корпусов и отдельные танковые бригады. Танки БТ-7 изначально предполагалось применять для развития прорывов в глубину обороны противника.

Боевое крещение БТ-7 получили в боях у озера Хасан в августе 1938 года. Затем БТ-7 участвовали в боях на Халхин-Голе, где из 493 танков были потеряны безвозвратно 48.

В целом танки получали хорошие отзывы, однако отмечалась сложность управления машиной, которая требовала отличной подготовки механика-водителя. И – слабое противопульное бронирование на ряду с массовым отсутствием радиостанций, что затрудняло управление большими группами танков в бою.

Танк БТ-7 стал символом бронетанковых войск РККА, поскольку наряду с выявленными недостатками обладал просто великолепной манёвренностью, скоростью и «прыгучестью». Броня, стремительный натиск и огневая мощь.

БТ-7 применялись и в боях Великой Отечественной войны. Существует мнение, что танк морально устарел к июню 1941 года, что и привело к массовым потерям. Однако, к массовым потерям привело применение БТ-7 не по прямому назначению. Не предназначался БТ-7 для прорыва подготовленной обороны или встречного танкового боя.

23 июня 1941 года экипаж сержанта Найдина на танке Бт-7 за один день уничтожил 15 немецких танков и 10 артиллерийских орудий. Танк действовал внезапно из засад. При этом вёл бой с превосходящим противником (один против танковой роты).

Последний раз танки БТ-7 принимали участие в боях в августе 1945 года в составе 1-го Дальневосточного и Забайкальского фронтов. А последним этапом службы БТ-7 стал победный парад в Харбине.

Т-37А — советский малый плавающий танк

Принят на вооружение в 1933-м году.

В общей сложности за четыре года выпуска было изготовлено 2566 танков Т-37А, включая прототип.

В литературе танк часто обозначается как Т-37, однако формально это название носил другой танк, не вышедший за стадию прототипа. Т-37А — первый серийный плавающий танк в мире.

По советской классификации 1933 года «О системе танкового вооружения РККА» являлся основным танком типа разведывательный танк.Создан в 1932 году на основе британского плавающего танка фирмы «Виккерс» и опытных плавающих танков советской разработки. Серийно производился с 1933 по 1936 год, после чего был заменён в производстве более совершенным Т-38, разработанным на основе Т-37А.

Основания появления нового танка

В то время, считали необходимым иметь не менее пятидесяти процентов танков вооруженных трехдюймовым орудием. Помимо этого задание на проектирование предусматривало следующие изменения:

  • полностью сварной корпус;
  • установку мотора М-17;
  • увеличение емкости баков;
  • полностью сварной корпус для будущего танка БТ-7;
  • улучшение обзора танка БТ-5.

По плану, к выпуску новых боевых машин завод должен преступить в четвертом квартале 1933г. Но как случалось уже не раз, суровые жизненные реалии внесли свои коррективы. Коллектив инженеров в составе Морозова, Бондаренко, Курасова, Веселовского, смогла отправить чертежи в производство только в начале 1934г. Первый образец, с корпусом из конструкционной стали 76-мм пушкой смогли построить только к Первомаю. Второй, вооруженный 45-мм пушкой закончили к седьмому ноября. Танк получил в войсковой индекс БТ-7.

Прототипы танка имели некоторые характерные черты, такие как оригинальная башня эллипсообразной формы. Данная башня не имела маски и рамки пушки. Пушка уславливалась на кронштейнах, на которых укреплен лист изогнутой формы, который заменял привычную маску пушки. Конструкция новой башни такова, что позволяла, без каких либо затруднений установить любую имеющуюся на том момент танковую пушку. В кормовой нише танковой башни монтировалась вращающаяся боеукладка на восемнадцать 76-мм выстрелов либо радиостанция. Рядом с пушкой была расположена шаровая установка для пулемета. Курсовой пулемет устанавливался рядом с водителем в корпусе танка. Боевая машина могла, укомплектована дополнительным баком для топлива емкостью в 480 литров. Моторный отсек без всяких переделок позволял установить как двигатель М-5 так и М-17.


После прохождения испытаний в июне-декабре тридцать четвертого года подвели некоторые итоги. Главным минусом конструкции оказалась новая башня, от которой решено было отказаться, ради унификации с серийной Т-26. От башни с 45-мм орудием заказчик отказался вследствие раздельной установки танкового вооружения. Курсовой пулемет в корпусе посчитали лишним и малоэффективным при наличии трех членов экипажа.

Производство БТ-7 начато в 1935г. В серию пошел танк с упрощенным корпусом, и башней от БТ-5. Государству легкий танк обходился в 98 тысяч рублей. Годовой план в 500 машин был выполнен, невзирая на перебои с поставкой брони Мариупольским заводом и двигателей Рыбинским заводом №26.

В 1936г согласно планам АБТУ, цеха харьковского завода, покинула первая пятерка танков БТ-7А, вооружекнным 76-мм ТП КТ-28. В 1937г. прошли испытания БТ-7А с установленной 76-мм ТП Л-11, а двумя годами позднее– Ф-32, применявшейся также в танке Т-34. Помимо этого выполнены опытные работы, по установке в башню БТ-7 крупнокалиберного пулемета ДК и спареного с ним ДТ. Результат военным показался многообещающим, и только недостаток крупнокалиберных пулеметов не дал появиться на свет 50 серийным танкам с исключительно пулеметным вооружением.

К нереализованным проектам на основе легкого танка можно отнести проект АММ РККА. Проект 1936 года предусматривал установку универсальной 45-мм зенитной пушки в башне Т-26 и БТ-7. Универсальная пушка являлась той же полуавтоматической пушкой с баллистикой противотанковой/танковой 45-мм пушки. Именно такими орудиями флот компенсировал недостаток зенитных автоматов.


Прошедшие на протяжении лета-осени тридцать шестого года учения показали, что БТ-7 перегружен, поэтому на колесном ходе быстро изнашивались резиновые бандажи. Еще более серьезным было то, что после трехсот – четырехсот километров пробега выходила из строя КПП. Ситуация казалась настолько серьезной что временно прекратили приемку танков. Трудность заключалась в том, что вращающий момент М-17T , был на четверть больше чем у двигателя М-5.

Вторая половина тридцать седьмого года принесла изменения в конструкцию. БТ-7 обзавелись новыми коническими башнями и улучшенными коробками передач. Помимо КПП, усилению подвергалась подвеска. Изменения не обошли и вооружение БТ-7. В кормовой нише установили пулемет ДТ, хотя впоследствии его изъяли. Часть машин оснащена зенитной турелью, пулеметом и р/с. 71-ТК-1.


Вначале БТ-7 комплектовались поручневой антенной, а затем им на смену пришли штырьевые антенны. Для ведения огня из БТ-7 в условиях недостаточной видимости, танк оборудован специальными фарами. Позднее такие фары появились на машинах первых серий. В 1938г. танк лишился резиновых бандажей ведущих колес танка. Мелкозвенчатая гусеница заменила крупнозвенчатую в 1939 году. Лобовая броня танка достигла 22 мм. Полная боевая масса БТ-7 составила 13 925 кг.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: