Государственный совет

Государственный совет россии в печатных изданиях и архивных документах | портал «архивы россии»

Создание Государственного совета

Автором идеи создания Государственного совета стал М. М. Сперанский, который вошел в Негласный комитет по протекции В. Кочубея (сначала он работал непосредственно в Негласном комитете, потом перешел в Министерство внутренних дел). Можно сказать, что мероприятие по его созданию стало продолжением всех либеральных реформ в целом и реформ органов центрального управления в частности. Цели создания данного органа власти были изложены Михаилом Михайловичем в записке «О необходимости учреждения Государственного совета». Он писал, что Госсовет необходим, так как он будет связующим звеном между императором и другими ветвями власти.

О создание данного государственного органа стало известно 13 января 1810 года, сразу после издания соответствующего Манифеста («Об образование Государственного совета»). Он заменил собой «Непременный совет», который, впрочем, по всем своим характеристикам напоминал новую структуру и выполнял те же функции.

Члены Госсовета

Как уже было сказано выше, членов Государственного совета назначал император. Согласно Манифесту ими могли быть лица любого чина и звания, любого возраста и профессии, но большую часть членов, естественно, составляли дворяне. Назначения были пожизненными и всего в совете (на начальном этапе) числилось 35 человек. Министры также были его членами, и из их числа назначался председатель данного органа (также председатель Госсовета был и председателем Кабмина). При Александре I председателями Государственного совета были Румянцев (до 1812 года), Салтыков (до 1816 года), Лопухин (до 1827 года).

Н3-Структура Госсовета

Государственный совет при Александре Павловиче имел, на момент создания, следующую структуру (таблица)

Общее собрание
Государственная канцелярия
Департаменты Постоянные комиссии
Временные особые совещания, комитеты, присутствия и временные комиссии

Делопроизводство Государственного совета

Дела рассматривались в Госсовете следующим образом:

  • все поступало в канцелярию на имя секретаря (отвечал за все делопроизводство);
  • секретарь, после того, как определял необходимо ли рассматривать данное дело в Госсовете, отправлял его в определенный отдел канцелярии;
  • отдел канцелярии готовил дело для рассмотрения в том или ином департаменте;
  • дело считалось рассмотренным в департаменте, если решение по нему принималось большинством голосов;
  • если дело было сложное, то оно отправлялось на рассмотрение Общего собрания.

Функции Госсовета

Манифест определял следующий функционал Госсовета:

  • рассмотрение новых законопроектов;
  • изменение старых законов;
  • решение вопросов внутреннего управления;
  • решение вопросов внутренней и внешней политики в чрезвычайных ситуациях;
  • решение всех финансовых вопросов (ведение бюджета в период чрезвычайной ситуации);
  • исполнение функций императорской власти в период отсутствия императора;
  • контроль над министерствами (до 1832 года).

Если говорить о функционале отдельных Департаментов, то он выглядел следующим образом (таблица).

Департамент (комиссия) Функции
Департамент законов Непосредственное рассмотрение законопроектов, законопроектов, изменение действующего законодательства.
Департамент гражданских и духовных дел Дела гражданского и духовного управления, в том числе и личного характера (наследование, отчуждение имущества, присуждение дворянского звания, чинов, а также решение вопросов церковного управление).
Департамент государственной экономии Вопросы экономического характера (рассмотрение законопроектов по этим вопросам).
Департамент военных дел Вопросы военного законодательства (управление армией и флотом на законодательном уровне).
Комиссия составления законов Вопросы кодификации законов.
Комиссия по принятию прошений Принятие личных прошений и жалоб, связанных с работой органов власти.

Причины Февральской революции

К началу 1917 года Российская империя уже три с половиной года жила на военном положении, которое истощало внутренние ресурсы и чрезмерно напрягало и без того хрупкий государственный аппарат, с большим трудом приспособившийся к новой жизни. Львиная доля инициатив, связанных с военными нуждами, исходила из торгово-промышленных кругов, которые создавали местные комитеты (главным из которых стал Центральный военно-промышленный комитет) и работали на нужды фронта. Они размещали заказы на военное оборудование на заводах и контролировали доставку необходимых ресурсов на фронт: во многом благодаря деятельности комитетов в 1916 году Россия смогла преодолеть «снарядный голод».

Пока в рамках частных инициатив местные объединения делали всё для военных нужд, в высших эшелонах власти царила неразбериха. Николай II, приняв на себя статус Верховного Главнокомандующего, проводил много времени в Ставке и постепенно терял нити управления внутренними делами в стране. Политических очков царской семье и правительству не добавляла и чехарда министров, которые сменялись с фантастической скоростью. Злые языки обвиняли императрицу Александру Фёдоровну в связях с Григорием Распутиным, на которого монархисты возлагали вину за раздрай в управлении. В отношении жены Николая II звучали даже обвинения в шпионаже в пользу Германской империи.

Депутаты Государственной думы во главе с кадетами ещё в 1915 году сформировали «Прогрессивный блок», отстаивавший идею об «ответственном правительстве» — министрах, которые бы несли ответственность перед Думой, а не перед императором. Это был шаг в сторону конституционной монархии, однако царская семья вместе с поддерживавшими их правыми общественными деятелями остро относилась к этим планам. Тем не менее и среди императорской фамилии не было единства: некоторые родственники Николая II, которых иногда поддерживала даже мать царя Мария Фёдоровна, ратовали за идею о введении «ответственного правительства» и отрицательно относились к влиянию Распутина на императорскую семью.

Нестабильность наблюдалась не только в «верхах», но и в «низах». В армии началось брожение, которое пока не приводило к открытым выступлениям. Наиболее стабильной ситуация выглядела на фронте — закалённые в боях воины думали скорее о противнике, чем о внутренней ситуации. Иное положение складывалось в гарнизонах крупных городов (прежде всего, Петрограда) и на флоте: роптания и разговоры о бессмысленности войны часто звучали в казармах и кубриках.

Неспокойно было и на заводах по всей стране. Перебои с продовольствием, которые не могла решить введённая ещё в 1916 году продразвёрстка, тяжёлая экономическая ситуация, а также повышение политической сознательности рабочих привели к тому, что стачки на предприятиях происходили чаще и становились масштабнее. Лишь 2% служащих заводов считали своё положение сносным — неудивительно, учитывая рост цен за время войны в 4 раза, в то время как зарплата рабочих увеличилась лишь на 100%. Ещё осенью 1916 года на Выборгской стороне произошла крупная забастовка из-за роста стоимости хлеба. В начале следующего, 1917 года, выступления рабочих сопровождались не только экономическими, но и политическими лозунгами.

Выборгская сторона. (gov.spb.ru)

В результате сложилась ситуация, которую можно назвать тупиковой. Прогрессивные политики и общественные деятели сталкивались с противодействием властей в выполнении своих обязанностей, Государственная дума фактически не имела никакой силы. В самой императорской семье наметился серьёзный раскол, а на заводах нарастало недовольство рабочих условиями труда. Рано или поздно это должно было привести к взрыву.

Слайд 5Александру Суворову уже было двенадцать лет, его сверстники уже получали очередные

звания, не понюхав пороху. Записавшись в Семёновский полк, Суворов продолжал домашнее образование, изучал Лейбница и Вольфа, развивал свои литературные способности. А в «Прошении недоросля Александра Суворова о зачислении на военную службу» 1742 года значились слова, определившие и судьбу Суворова, и судьбу всей нашей армии. Прошение адресовалось императрице Елизавете Петровне: «А имею я желание служить Вашему Императорскому Величеству в лейб-гвардии Семёновском полку и дабы высочайшим Вашего Императорского Величества указом позволено было меня именованного определить в означенный Семёновский полк солдатом».

«План государственного преобразования» и создание Совета

12 марта 1801 г. на Российский императорский престол взошел Александр I Павлович. Первая половина правления Александра I прошла под знаком умеренно-либеральных реформ, разработанных в образованном им неофициальном совещательном органе «Негласном комитете». 5 апреля 1801 г. Указом «Наказ Совету» Александр I создает официальный государственный орган Непременный совет, отмечая, что «Совет есть место, учреждаемое при Нас для рассуждения и уважения дел государственных». По смыслу указа Императора Непременный совет был учрежден только для рассмотрения законодательных вопросов.

Замечание 1

Распустив Негласный комитет, Александр I отнюдь не собирался прекращать реформы. Александр I поставил перед Сперанским задачу разработки «Плана государственного преобразования», который бы в корне изменил существующую в России систему управления

Статья: Государственный совет

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

«План государственного преобразования» достаточно полно отражал основные идеи Александра I. Он одобрил его, однако не спешил претворять в жизнь: из всех предложений реформатора царь осуществил лишь одно, наименее значимое. В 1810 г. был учрежден Государственный совет. В него теперь должны были отправляться все проекты законов для предварительного обсуждения. Государственный Совет был законосовещательным органом, его решения имели рекомендательный характер. Царь мог утвердить и мнение большинства, и мнение меньшинства его членов, мог и полностью отвергнуть предложения Государственного Совета.

Пример 1

Понимая со временем необходимость реформирования Непременного совета, императором Александром I был издан Манифест от 1 января 1810 года, который имел название «Образование Государственного совета»

Председатели Государственного Совета

В 1810—1906 годах

  1. Граф Николай Петрович Румянцев (1810—1812)
  2. Князь Николай Иванович Салтыков (1812—1816)
  3. Светлейший князь Пётр Васильевич Лопухин (1816—1827)
  4. Князь Виктор Павлович Кочубей (1827—1834)
  5. Граф Николай Николаевич Новосильцев (1834—1838)
  6. Князь Илларион Васильевич Васильчиков (1838—1847)
  7. Граф Василий Васильевич Левашов (1847—1848)
  8. Светлейший князь Александр Иванович Чернышёв (1848—1856)
  9. Князь Алексей Фёдорович Орлов (1856—1861)
  10. Граф Дмитрий Николаевич Блудов (1862—1864)
  11. Князь Павел Павлович Гагарин (1864—1865)
  12. Великий князь Константин Николаевич (1865—1881)
  13. Великий князь Михаил Николаевич (1881—1905)
  14. Граф Дмитрий Мартынович Сольский (1905—1906)

В 1906—1917 годах

  1. Эдуард Васильевич Фриш (1906—1907)
  2. Михаил Григорьевич Акимов (1907—1914)
  3. Иван Яковлевич Голубев ( 1914—1915)
  4. Анатолий Николаевич Куломзин (1915—1917)
  5. Иван Григорьевич Щегловитов (1917)

Слайд 4№2Используя текст, ответьте на вопрос: как Суворов относился к самовоспитанию. Будущий великий

полководец Александр Васильевич Суворов рос неудачником — мал, тощ телом, слаб, некрасив. Мечтать о военной карьере ему было трудно. Отец надеялся, что он пойдёт по дипломатической линии. Учеником он оказался отменным: французский, немецкий, итальянский, латынь освоил с радостью, в библиотеке отца прочитал множество книг. Он мечтал стать полководцем и решил себя посвятить этой цели. Однако в ребячьих играх он терпел поражения. Тогда он решил научить себя переносить усталость и холод, закалять своё тело, тренировать выносливость, волю и силу. Вставая рано, он обливался холодной водой, скакал на коне в одной рубашке навстречу осеннему ветру и дождю. Был настойчив в достижении цели, упорен, даже непреклонен. Серьёзно занимался математикой, картографией и военной историей. Старый приятель отца Саши А. П. Ганнибал проэкзаменовал мальчика, дал его работе над собой высокую оценку и убедил Василия Ивановича записать сына в гвардию.

Предыстория создания Государственного совета

Еще до своего вступления на престол Александр I, воспитанный в либеральной традиции, считал, что Империи нужен новый государственный порядок, построенный на вновь созданной системе права. Именно в этом направлении он стал двигаться в самом начале своего правления, заявив, что все недостатки старой системы происходят от «произвола нашего правления», то есть от абсолютной власти монарха. Император понимал, что ему будет необходима новая управленческая система, которая будет оперативно решать все текущие вопросы и политические проблемы.

В своей деятельности молодой император опирался на определенный круг лиц. Все они были членами так называемого великокняжеского кружка, сложившегося вокруг Александра Павловича еще в годы правления Павла Петровича. Эти люди во главе с императором образовали так называемый «Негласный комитет», который в 1801-1803 годах вырабатывал планы государственных преобразований.

Перед Комитетом были поставлены следующие задачи:

  • провести реформу органов центрального управления;
  • выработать альтернативные решения по крестьянскому вопросу;
  • разработать новую законодательную систему, которая стала бы основой для всей государственной системы.

Начали «негласники» с реформы органов государственного управления: сначала был создан «Непременный совет», занимавшийся разработками государственных реформ, рассмотрением государственных дел и постановлений, потом был издан указ о правах и обязанностях Сената и в самом конце была осуществлена модернизация петровских коллегий и образован Государственный совет.

Социальная и экономическая политика периода «Военного коммунизма»

«ВОЕННЫЙ КОММУНИЗМ» — внутренняя политика Советского государства в условиях гражданской войны. Это была попытка преодолеть экономический кризис диктаторскими методами, основанная на теоретическом представлении о возможности прямого введения коммунизма.

В экономике:

1. Полная национализация промышленности, в ходе которой все предприятия стали государственными; осуществлен перевод оборонных предприятий и предприятий железнодорожного транспорта на военное положение.

2. Ликвидация частной собственности.

3. Чрезмерная централизация экономики. Возникла целая система институтов (Высший совет народного хозяйства и его центральные управления), которые не допускали никакой экономической самостоятельности на местах.

4. Запрещение частной торговли, национализация торговли. Торговля продолжала существовать в форме «мешковины» и «черного рынка».

5. Крах товарно-денежных отношений. В конечном итоге большевики привели к краху денежной системы и переключились на социализированную экономику без гроша в кармане. В январе 1920 г. Банк РСФСР был упразднен.

6. Организация прямой торговли между городом и деревней ухудшила экономическое положение страны.

7. Введение излишков хлеба, принудительная сдача крестьянами всего излишков хлеба государству по фиксированным ценам. Фактически государство также бесплатно конфисковало необходимые крестьянам припасы. Введение системы присвоения побудило советские власти расширить социалистический сектор в деревне. Начались первые эксперименты по коллективизации. Но деревня не приняла «коммуну.

В социальной сфере:

1. Доминирование государственной распределительной системы.

2. Уравнивание заработной платы снизило эффективность и качество работы и закрепило привычку к низкому уровню жизни.

3. Натурализация заработной платы — результат обесценивания денег и ставки большевиков на ликвидацию товарно-денежных отношений.

4. Введение бесплатных коммунальных услуг, проезд на общественном транспорте.

5. Отмена налогов с юридических лиц на почтовые и телеграфные операции .

6. 16 марта 1919 г был принят Указ «О потребительских муниципалитетах»: распределение товаров осуществлялось через муниципалитеты и потребительские кооперативы.

7. Внедрение универсальной службы труда. Все трудоспособное население России от 16 до 50 лет было обязано заниматься общественно полезным трудом, мобилизация на призыв на работу приравнивалась к мобилизации в армию.

8. Создание профсоюзных войск. Они были идеальной моделью для принудительного труда. У трудовых армий был военный аппарат, воинская дисциплина. Создавались рабочие армии для привлечения крестьян и рабочих к решению задач по снабжению и доставке горючего и продовольствия в города, восстановлению железных дорог и мостов.

Слайд 10№3Каковы причины самовоспитания? Зачем им нужно заниматься? Продолжи список причин самовоспитания.А.

самовоспитанием заниматься важно, чтобы:а) найти своё место в жизни;б) открывать свои способности, испытывать возможности, стать интересным и неповторимым человеком;в) преодолеть свои недостатки, мешающие достигать значимые для человека цели;г) достичь счастья; д) быть необходимым другому человеку;е)_____________________________________ж)_______________________________________Б. человек может и не заниматься самовоспитанием, если:а) живёт одним днём и не видит перед собой определённых целей;б) не задумывается о себе как о личности;в) живёт как потребитель;г) пытается переложить ответственность на других людей;д) он – слабый, безвольный человек, не желающий преодолевать трудности;е)___________________________________________________________ж)__________________________________________________________ 

Примечания

  1. * Иващенко, Н. И., Яновский А. Е. Государственный совет // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 13 июня 2009.
  3. РГИА. Ф. 1154, оп. 1, (т. XVI), д.1, л. 1—2, 29.
  4.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 15 июня 2009.
  5. Зайончковский П. В. Государственный совет // Советская историческая энциклопедия. Т. 4: Г—Д / Редкол.: Жуков Е. М. (гл. ред.) и другие. — М.: Советская энциклопедия, 1963. — С. 646—647.
  6. Собрание узаконений и распоряжений правительства… 1917, отд. I. Ст.602 (подписано 05.05.1917).
  7. Демин В. А. Государственный Совет Российской Империи в начале XX в.: механизм формирования и функционирования // «Отечественная история», 2006, № 6. С.75—85.

Слайд 7Никогда, подобно другим дворянам, не нанимал он за себя других солдат

или унтер-офицеров на службу, а напротив, охотно ходит в караул за других. Для него забава — стоять на часах в ненастье или жестокую стужу. Простую солдатскую пищу предпочитает он всем лакомствам. Никогда не позволяет он солдатам, которые преданы ему душою, чистить свое ружье и амуницию, называя ружье своей женою. Когда солдаты, которым он благодетельствует, просят его позволить им сделать что-нибудь для него угодное, он принимает от них только одну жертву, а именно, чтоб они для его забавы поучились фронту и военным эволюциям под его командой! Несколько раз заставал я его на таком учении, когда он, будучи еще рядовым, командовал несколькими сотнями. У него только одна страсть — служба, и одно наслаждение — начальствовать над солдатами! Не было исправнее солдата, зато и не бывало взыскательнее унтер-офицера, как ваш сын! Вне службы он с солдатами как брат, а по службе неумолим. У него всегда одно на языке: дружба дружбой, а служба службой!

Государственный совет своими словами для детей

Государственный совет — это очень важный орган в Российской империи. Он был создан в 1810 году и его главная задача была обсуждать законы и давать советы императору. Государственный совет был составлен из важных людей — министров, высоких чиновников и представителей разных слоев общества.

В 1906 году Государственный совет стал еще важнее. Он стал верхней палатой с правом принимать законы. Это значит, что члены Государственного совета теперь могли предлагать и голосовать за новые законы, которые были важны для страны.

Государственный совет был очень важным институтом, потому что он помогал императору принимать важные решения для России. Он также представлял интересы разных слоев населения. Ведь в Государственном совете были представители не только правительства, но и землевладельцев, предпринимателей и других общественных групп.

Государственный совет работал так: члены собирались вместе и обсуждали предложенные законы. Затем они голосовали, чтобы решить, принять закон или нет. Если большинство членов Государственного совета голосовало за закон, то он принимался и становился действующим.

Таким образом, Государственный совет играл очень важную роль в законодательной системе Российской империи. Он помогал принимать законы, которые были важны для страны, и обсуждал вопросы, которые касались разных слоев населения.

Используемая литература:1. Верт Н. История Советского государства. М.: Весь мир, 2005. – 287 с.2. Всемирная история: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. М.: ЮНИТИ, 1997 – 495 с.3. Гегель Л.А., Бадаева Н.Н., Балакина Т.И. и др. История России: Учебное пособие для вузов. /Под ред. А.Ф.Васильева, Потатурова В.А. 3-е изд., доп. и испр. М.: Академический проект. 2005. – 752 с.4. Горяйнов С.Г., Егоров А.А. История России. Словарь-справочник. М.: Зевс, 1997. – 447 с.5. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XX век. М.: Просвещение, 1995. – 366 с.6. История России. учебник. Перераб. дополн. / Под ред. А. С. Георгиева, В. А. Сивохина, А. С. Орлова. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2003.– 520 с.7. История России. ХХ в. учебн. пособие./ О. А. Янковский, С. В. Позняк, В. И. Меньковский и др. Минск: РИВШ, 2005.– 704 с.8. История Отечества. Учебник для вузов / Под ред. Б.Б. Поляка 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ, 2000. – 655 с.9. История Отечества: учебн. пособие. / Под ред. В.Н. Шевелева. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 608 с.10. История России с древнейших времен до кон­ца XVII в. / Отв. ред.. А.Н. Сахаров, А.П. Новосель­цев. М.: АСТ, 1996. – 576 с.11. История России. XX век / А.Н. Боханов, М.М. Горинов, В.П. Дмитренко и др. М.: АСТ, 1997. – 707 с.12. История России. Новейшее время. 1945-1999. М.: Олимп Апрель, 1999. – 464 с.13. История России: Вторая половина 19 – 20 вв. / Под ред. Б.В. Личмана. Екатеринбург: УрГУ, 1995. – 304 с.14. Милов Л.В., Флоря Б.Н., Козлова Н.В. История России с древнейших времен до конца ХVII в.: Учебное пособие для вузов. /Под ред. Милова Л.В. М.: ЭКСМО, 2009. – 766 с.15. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебник для вузов. М.: Норма, 1997. – 532 с.16. Некрасова М.Б. Отечественная история: Учебное пособие для вузов. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по неисторическим специальностям. М.: Высшее образование, 2008. – 378 с.17. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России IX-XX вв. Учебник. М.: Проспект, 2000. – 528 с.18. Отечественная история (с 1917 г. до конца наших дней) : учебник /Отв. Ред. проф. И. М. Узнародов. М. : Гардарики, 2004. – 368 с.19. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Учебное пособие для вузов. М.: Интерпракс, 1999. – 623 сЗначение термина Государственный совет на academic.ru

Проблемы в изучении Февральской революции

Можно выделить следующие крупные противоречия, относящиеся к революции в феврале 1917 года:

  • Стихийный характер событий. Известны 2 точки зрения на данный вопрос Первая — революция возникла стихийно под воздействием внутренних и внешних факторов, которые побудили рабочих начать активные стачные движения. Вторая точка зрения, которая активно продвигалась в период Советской власти, — никакой стихийности у Февральской революции не было. Проблема здесь в том, что Советский Союз рассматривал февральскую революцию исключительно как подготовительный этап к Октябрьской революции, поэтому для них понятия «революция» и «стихийность» были несовместимы на идейном уровне. Ведь нельзя допустить мысли (с точки зрения советской идеологии), что пролетариат, который всеми силами стремился к свободе и социализму, случайно вышел на протесты и организовал революцию.
  • Главные предпосылки февральских событий. В рассмотрении данного вопроса мы вновь сталкиваемся с противоречиями в оценке событий, которые существовали в период СССР, и которые существуют сегодня. В СССР смешали такие 2 разных понятия как «предпосылки революции» и «предпосылки строительства социализма».В результате историки говорили, что существовали объективные предпосылки строительства социализма, и именно они стали главными предпосылками для проведения революции в феврале. Современная история рассматривает предпосылки событий февраля 1917 года как совокупность стихийных факторов, которые вместе и создали ту точку недовольства, которая вынудила большую часть населения Петрограда поддержать восставших.
  • Исторические оценки революции. Удивительно, но этот вопрос является одним из наиболее неизученных в данный момент. Фактически есть 2 абсолютно кардинальные точки зрения, как и в предыдущих пунктах. Первая, которая продвигалась в Советском Союзе, что фактических итогов у Февральской революции не было, поскольку это был просто подготовительный этап к Октябрю. Вторая точка зрения, которая активно раскручивается сегодня, это идеализирование Февральской революции 1917 года. Здесь наоборот рассматриваются идеи того, что Февральская революция была прогрессивной, но она не добилась своих результатов только из-за событий в Октябре, которые весь прогресс уничтожали.

Деятельность Государственного Совета

Замечание 2

По своей структуре текст Манифеста о создании с Совета состоит из преамбулы и двух отделений. Первое отделение именовалось «Коренные законы Государственного совета», которое в точности повторяет главные начала, содержащиеся в преамбуле.

Государственный Совет являлся высшим законосовещательным органом Российской империи. Первое заседание Государственного совета, на котором Манифест был обнародован, пришлось на 1 января 1810 г. Обнародование Манифеста было поручено М.М. Сперанскому. Также на первом заседании Государственного совета был объявлен список членов Государственного совета, наименование Председателя, Государственного секретаря, Статс-Секретарей и их помощников и расписание дней «Присутствия». В этот же день Император Александр I вручил председателю Государственного совета проект первой части Гражданского уложения и план финансов. Затем были объявлены члены Государственного совета, которые были приведены к присяге. На этом первое заседание Государственного совета было закрыто.

Причины Февральской революции

Проведение реформ, способствующих благородству

Во время правления Екатерины II в России были проведены реформы, которые способствовали улучшению условий жизни благородных людей.

Одной из ключевых реформ было осуществление государственного управления сельским хозяйством. Екатерина II ввела основные принципы губернского управления, которое способствовало развитию сельского хозяйства и повышению доходов помещиков. Были созданы особые комитеты и учреждения, которые занимались контролем и улучшением качества производства сельскохозяйственной продукции. В результате этих реформ, благородные люди получили больше возможностей для развития и улучшили свое материальное положение.

Также, Екатерина II провела ряд реформ в образовательной сфере. Были созданы специальные учебные заведения для детей благородных семей, где им предоставлялось качественное образование. Это позволило благородным людям получить более широкие знания и навыки, что повысило их социальный статус и улучшило возможности для карьерного роста.

Одной из наиболее значимых реформ Екатерины II было освобождение крестьян от крепостного права. Эта реформа сделала возможным улучшение условий жизни крестьян и повышение их образовательного уровня. Освобождение крестьян привело к увеличению численности свободных крестьян, что, в свою очередь, способствовало увеличению численности сельского населения и развитию сельского хозяйства. Это в свою очередь сказалось на благополучии благородных людей, так как они стали иметь больше трудового ресурса и возможностей для развития своих поместий и имущества.

Пункты реформ, способствующих благородству Описание
Государственное управление сельским хозяйством Реформы в сельском хозяйстве способствовали повышению доходов помещиков и улучшению условий жизни благородных людей.
Реформы в образовательной сфере Создание специальных учебных заведений для детей благородных семей повысило образовательный уровень и социальный статус благородных людей.
Освобождение крестьян от крепостного права Освобождение крестьян повысило численность свободных крестьян, увеличило численность сельского населения и способствовало развитию сельского хозяйства, что положительно сказалось на благополучии благородных людей.

Источники и литература

Источники

  • «Учреждение Государственного совета» 15 апреля 1842 г.
  • «Учреждение Государственного совета» 1886 г.
  • «Учреждение Государственного совета» 30 марта 1901 г.
  • Указ «О переустройстве учреждения Государственного совета» от 20 февраля 1906 г.
  • Свод основных государственных законов Российской империи в редакции 23 апреля 1906 г. (Глава 10 «О Государственном Совете и Государственной Думе и образе их действий»)

Литература

  • Государственный совет Российской империи, 1906—1917: Энциклопедия. — М., 2008. — 343 с. — ISBN 978-5-8243-0986-7.
  • Алексеева С. И. Основные этапы развития аппарата государственного управления в России // Алексеева С. И. Политическая история России. Ч. 1. IX — начало XX вв. / С. И. Алексеева, О. В. Егоренкова, Т. Н. Захарова. СПб.: БГТУ, 2005. — С. 182—281.
  • Алексеева С. И. Святейший Синод и Государственный совет в России (вторая половина XIX в.) // Страницы Российской истории. Проблемы, события, люди. Сборник статей в честь академика РАН Б. В. Ананьича. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. — С. 10—16.
  • Алексеева С. И. Святейший Синод в системе высших и центральных государственных учреждений пореформенной России, 1856—1904. СПб.: Наука, 2003; 2-е изд., стер. СПб.: Наука, 2006. — 276 с.
  • Бородин А. П. Государственный совет России (1906—1917). — Киров: ГИПП «Вятка», 1999. — 368 с. — 500 экз.
  • Высшие и центральные государственные учреждения России. 1801—1917. Т. 1: Высшие государственные учреждения  Редкол.: Н. П. Ерошкин (отв. ред.), Д. И. Раскин (отв. сост.) и др.; РГИА, ГАРФ. — СПб.: Наука, 2000. — 302 с.: ил., схем.; 14 л. ил. — ISBN 5-85271-075-X
  • Зайончковский П. А. Государственный совет // Советская историческая энциклопедия. Т. 4. — М., 1963. — С. 646—647.
  • Сенин А. С. Государственный совет. // Государственность России (конец XV в. — февраль 1917 г.): Словарь-справочник. Кн. 1. — М., 1996. — С. 278—280. ISBN 5-02-008597-9.
  • Щеглов В. Г. Государственный совет в России в особенности в царствование императора Александра I. История образования русского Государственного совета сравнительно с аналогичными западно-европейскими учреждениями. Историко-юридическое исследование. Т. 1—2. — Ярославль, 1891—1895.
  • Щеглов В. Г. Государственный совет в России в первый век его образования и деятельности. — Ярославль, 1903.
  • Шилов Д. Н., Кузьмин Ю. А. Члены Государственного совета Российской империи, 1801—1906: Биобиблиографический справочник. — СПб., 2007. — 992 с. ISBN 5-86007-515-4.
  • Юртаева Е. А. Государственный совет в России (1906—1917 гг.) — М., 2001. — 200 с.
  • Михайловский М. Г. Государственный совет Российской империи. Председатели Государственного совета // Вестник Совета Федерации. 2006. №  (недоступная ссылка),  (недоступная ссылка),  (недоступная ссылка),  (недоступная ссылка).

Государственный совет простыми словами для чайников

Государственный совет был создан в Российской империи в 1810 году. Он был высшим законосовещательным органом, что означает, что его задачей было обсуждение и принятие законов и политических решений.

С 1906 года Государственный совет стал верхней палатой, то есть одной из двух палат парламента (второй палатой была Государственная дума). Верхняя палата обладала законодательными правами, что означает, что она имела возможность вносить и влиять на законодательные и политические решения.

Государственный совет состоял из представителей различных слоев общества, таких как представители дворянства, церкви, армии, правительственных чиновников и т.д. Члены Совета назначались императором.

Главной задачей Государственного совета было обсуждение и принятие законов, которые затем передавались на рассмотрение Государственной думы. Совет также занимался обсуждением и разработкой политических и экономических реформ, а также принимал решения по внутренним и внешним вопросам империи.

В целом, Государственный совет играл важную роль в политической системе Российской империи. Он представлял различные интересы общества и имел возможность вносить изменения в законодательство и политику страны.

Декрет о земле

Помещения Государственного совета

Мариинский дворец на Исаакиевской площади Санкт-Петербурга

Государственный совет как высший законосовещательный орган Российской империи долгое время располагался непосредственно в Зимнем дворце, в котором было отведено 6 комнат надворной анфилады вдоль Тёмного коридора в западном корпусе, с 1828 года — в помещениях первого этажа здания Большого Эрмитажа, где до сих пор сохранила своё название Советская лестница. После взрыва в Зимнем дворце 5 (17) февраля  года при неудачном покушении на императора Александра II государственный секретарь Е. А. Перетц писал специальную записку об обеспечении безопасности помещений Госсовета или его переводе в другое здание.

В 1885 году Государственный совет был перемещён в Мариинский дворец, где и находился вплоть до 1917 года. После преобразования Госсовета в 1906 году и значительного увеличения числа его членов помещения Мариинского дворца были перестроены, в частности, расширен зал заседаний. Работы были закончены к 15 (28) октября  года, а до той поры обновлённый Совет заседал в помещении Петербургского Дворянского собрания, специально снимаемом для этой цели.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: