§ россия

Первое кругосветное плавание в истории россии | победа рф | новость от 07.08.2023

Русские моряки впервые отпраздновали День Нептуна

Участникам экспедиции приходилось сталкиваться с массой неудобств и опасностей. В сборнике «Русские кругосветные путешествия. От Крузенштерна до Седова» приведено описание сложной части маршрута, когда у моряков начались трудности с продовольствием: «Чем дольше длилось плавание, тем скуднее становилась пища. Три раза в неделю ели одну солонину. <…> Через две недели один из матросов поймал дельфина длиной в 3,5 фута. Офицеры купили его, чтобы приготовить к столу». Из-за перегруженности кораблей людьми и грузом на продажу, запасов пресной воды и пищи оказалось немного. Ели в основном сухари и солонину, а для борьбы с цингой употребляли в пищу квашеную капусту. Быт моряков оставлял желать лучшего: даже офицерские каюты были такими маленькими, что подходили лишь для сна. Чертежами и дневниками занимались в кают-компании, однако хорошего освещения там не было, не говоря уже об отоплении и вентиляции. Поддерживать чистоту было нелегко из-за дефицита пресной воды: однажды, например, моряки помыли поросят, ополоснув их в водах Атлантики.

Несмотря на суровые условия, случались и веселые ситуации. Так, матросы на удивление хорошо переносили повышение температуры и уже под экватором спросили: «Когда же станет жарко?!». Экватор перешли в конце ноября 1803 года – в честь этого события было принято отмечать так называемый День Нептуна, о котором русские моряки пока знали лишь от иностранцев. Самый находчивый матрос прицепил себе бороду, взял в руки трезубец и произнес тост за здоровье государя императора. Труднее всего во время плавания приходилось офицерам: в отличие от членов посольской свиты, занятых спорами и азартными играми, они занимались обучением экипажа, стояли на вахте в любую погоду, вели путевые журналы и следили за порядком. За три года на «Надежде» не было ни одной смерти – случай поистине уникальный для столь длительных экспедиций того времени.

Путешествие «Невы»

После разделения на Гавайских островах «Нева» отправилась к побережью Северной Америки. Там экспедиция в первую очередь занялась гидрографическим описанием побережья. Кроме того, осенью 1804 года Лисянский вынужден был прервать научные исследования на острове Кадьяк и оказать помощь русским поселенцам в Америке, которые подверглись нападению туземцев. Разрешив проблемы поселенцев и выполнив необходимые астрономические наблюдения в тех местах, корабль вернулся на Кадьяк. Кроме гидрографических и астрономических наблюдений, осуществлялось наблюдение за погодой, а также была составлена карта Кадьякского архипелага.

После зимовки в 1805 году исследования побережья продолжились. Летом «Нева» бросила якорь в поселении Ново-Архангельске. Здесь экспедиция провела около двух месяцев, исследуя этот район. Проводилась разведка берегов и вылазки вглубь островов, было составлено их детальное описание. В частности, Лисянский поднялся на гору Эчком, которая являлась потухшим вулканом. Были сделаны наблюдения о растительности, смене температуры с высотой, собраны образцы вулканических пород. Лисянский обнаружил горячие источники на острове Баранова, вода которых имела лечебные свойства. Им же было собрано множество сведений о жизни индейцев и коллекция их бытовых предметов.

После завершения всех необходимых исследований «Нева» приняла груз пушнины, принадлежавшей Российско-американской компании, и 1 сентября отправилась к берегам Китая. Перед отплытием было заготовлено несколько десятков ведер дикого щавеля, который являлся проверенным средством от цинги. И действительно, случаев заболевания в дальнейшем пути не было.

Лисянский надеялся обнаружить неисследованную сушу и прокладывал маршрут через те участки океана, по которым до этого суда не ходили. Но эти поиски чуть не обернулись неприятностями: ночью 3 октября «Нева» села на мель. Как оказалось утром, это спасло корабль от столкновения с маленьким островом, находящимся в центре мели. Острову дали имя Лисянского. Он был необитаемым и весьма низким, в темноте тропической ночи его очень просто не заметить, а столкновение с каменистым берегом окончится гибелью корабля. «Нева» успешно снялась с мели и продолжила путь.

Тем не менее плавание Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского затягивалось, корабль не успевал к намеченному сроку, и Лисянский решил сместиться на юг, чтобы паруса наполнил попутный ветер. Возле Филиппин «Неву» сильно потрепал тайфун, пришлось даже выбросить за борт часть груза. Наконец, в середине ноября мореплаватели встретили первый китайский корабль. 21 ноября 1805 года «Нева» прибыла в Макао, где ее уже ожидала «Надежда».

Также в это день

В 2000-м году в Смирныховском районе был создан Государственный природный заказник «Восточный».

Площадь природного комплексного заказника составила 67 646 га, в том числе площадь акватории Охотского моря 2 260 га. Заказник был образован постановлением губернатора Сахалинской области от 07.07.2000 года. 

Природный заказник «Восточный» одно из самых красивых мест Сахалинской области. Включает в себя Восточно-Сахалинские горы и бассейны крупных нерестовых рек Пурш-Пурш и Венгери. Территория заказника начинается с Набильского хребта, покрытого темнохвойной тайгой, до побережья Охотского моря. В состав заповедных земель входит двухкилометровая прибрежная полоса с живописными островками и скалами, традиционно это место считается лежбищем краснокнижных сивучей. Природа этих мест впечатляет. Высокогорные леса, где можно встретить, к примеру северного оленя и других редких животных навсегда запоминаются туристам. Своим величием поражают скалы, необычный горный изгиб, хребты — все эти творения природы будто переносят в сказку с необычными дворцами и арками. 

Основными объектами охраны на территории заказника считают — 374 вида сосудистых растений, 30 видов наземных млекопитающих, 5 видов пресмыкающихся, 186 видов птиц, а также редкие и эндемичные виды 30 представителей высших растений, 28 видов наземных млекопитающих и птиц; девственные леса, сформировавшиеся и развивающиеся в течение длительного времени без вмешательства человека и являющиеся уникальными природными системами в стране и регионе; нерестилища ценных лососевых рыб двух крупных рек Пурш-Пурш и Венгери. Заказник «Восточный» находится в ведении Управления природных ресурсов по Сахалинской области. 

________________________________

 Лит.: Есаков В. А., Плахотник А. Ф., Алексеев А. И. Русские океанические и морские исследования в XIX — начале XX в. М., 1964; Ивашинцев Н. Русские кругосветные путешествия. Записки Гидрографического департамента Ч. 7-8. СПб., 1849-1850; Комаров В. Первое русское кругосветное плавание // Наука и жизнь. 1940. № 5; Начало наших кругосветных плаваний. Записки Гидрографического департамента. Ч. 7. СПб., 1850; Невский В. В. Первое путешествие россиян вокруг света. М., 1951; Нозиков Н. Русские кругосветные мореплаватели. М.; Л., 1941; Пасецкий В. М. Очарованный надеждой. Л., 1970; Список кораблей, участвовавших в кругосветных плаваниях // «Северная пчела». 1851. № 106-1108.

См. также в Президентской библиотеке: Русские кругосветные путешествия первой половины XIX века:

См.: Крузенштерн А. Иван Федорович Крузенштерн — мореплаватель, исследователь, наставник //Крузенштерн. — М., 1997. — С. 19—45; Лебедев Д. М. Русские географические открытия и исследования с древних времен до 1917 года / Д. М. Лебедев,

B. А. Есаков. — М., 1971. — С. 310—311; Справочник по физической географии Сахалинской области. — Южно-Сахалинск, 2003. — С. 5; Крузенштерн Иван Федорович // Арктика — мой дом: история освоения Севера в биографиях знаменитых людей. — М., 2001.  —C. 122—123; Высокое М. С. Шлюп «Надежда» у берегов Сахалина // История Сахалина и Курильских островов с древнейших времен до начала XXI столетия. —  Южно-Сахалинск, 2008. — С. 326—329: ил.

См.: Мартин Д. Жемчужина Тихого океана // Совет. Сахалин. — 2004. — 30 янв.; о состоянии и охране окружающей среды Сахалинской области в 2003 году: доклад. —  Южно-Сахалинск, 2004. —С. 139—140; Аверин Е. Там, где зима посреди лета: места заповедные //Совет. Сахалин. — 2001. — 15мая.

Фото (природный заказник «Восточный») принадлежат https://sakhscape.ru

Рекорды и Награды

Иван Крузенштерн награжден орденом Святой Анны II степени

Император Александр I наградил царского И. Ф. Крузенштерна и всех участников экспедиции. Все офицеры получили следующие звания:

  • кавалеры ордена Святого Владимира 3-й степени и 3000 руб.
  • лейтенанты по 1000 каждый
  • гардемаринам пожизненная пенсия 800 рублей
  • нижние чины при желании увольнялись и назначались пенсии от 50 до 75 рублей.
  • Все участники первого кругосветного путешествия были награждены специальной медалью высшей степени

Юрий Лисянский стал первым капитаном в мировой истории, совершившим безостановочный переход из Китая в Англию за 142 дня.

Первое русское кругосветное плавание

В результате экспедиции было получено описание о. Кадьяк, залива Мордвинова и др.

Он очень не любил всё, чему покровительствовала его мать — Екатерина 2. И когда он увидел проект Крузенштерна, то воскликнул «какая чушь» и проект затерялся на время. А вы ещё жалуетесь на модераторов Пикабу… И это время настало, когда был убит Павел. В заговоре состоял его сын Александр 1 да, тот ещё Павлик Морозов , который и встал на престол. В это же время засуетились и купцы, но поступили немного хитрее. Они сделали Александра 1 своим почётным членами их компании. Он согласился, и из казны были выделены деньги на постройку 2 кораблей, которые потом назвали «Надежда» и «Нева».

Надеждой управлял Крузенштерн, а вторым кораблём, его друг и товарищ — капитан-лейтенант Юрий Фёдорович Лисянский

У экспедиции было ещё одно важное задание: наладить торговлю с Японией. Для чего на корабль привезли много послов считай лишний груз, который надо кормить, поить, и толку от которых никакого и огромные зеркала с золотой оправой, в подарок японскому императору

Во время путешествия случилось множество разных приключений и историй, но об этом в другой раз, и если вообще будет интересно кому-либо. Писатель я так себе, но рассказы о путешествиях просто обожаю!

Провоз одного пуда из Петербурга в Охотск стоил целое состояние. Пускаться в море на этих судах корабельщики решались только в июле, когда стоит тихая погода, потому что даже средней силы ветер рвал лоскутные паруса на части. В июле подымали паруса, переплывали Охотское море и в сентябре попадали на Камчатку. На Камчатке снова зимовали и только следующим летом отправлялись через Берингово море в Америку. Русский купец, потратив несколько лет своей жизни, приезжал в Америку, скупал там меха за бесценок.

Потом, потратив еще несколько лет, возвращался с этими мехами в Петербург и продавал их в шестьсот раз дороже. Но, подсчитав свои прибыли и убытки, купец с ужасом убеждался, что дорога съела почти все его барыши. А вообще я это всё читал в книге «Водители фрегатов», автора к сожалению не помню Именно поэтому товарищество купцов в будущем «Русско-Американская компания» , основанное Григорием Ивановичем Шелеховым, сильно встревожилось докладом Крузенштерна, что провоз груза морским путём гораздо дешевле и при этом меха можно было продать в Китае в 2 раза дороже! Откуда, вы спросите, такие сведения у самого Крузенштерна? А всего-то из любопытства побывать в Индии. И когда он вернулся домой ему было 29 лет! А чего добился ты? Он очень не любил всё, чему покровительствовала его мать — Екатерина 2.

Выйдя в отставку в 1842 году, Крузенштерн продолжил активную научную и организаторскую деятельность. Научное наследие Крузенштерна воплощено в многочисленных трудах. На закате жизни Крузенштерн совместно с Фердинандом Петровичем Врангелем, Карлом Эрнстом фон Бэром, Федором Петровичем Литке принял участие в создании Русского географического общества, ставшего одним из важнейших научных центров Российской империи. Достижениям Ивана Федоровича Крузенштерна посвящена отдельная тематическая зона на Аллее героев российского флота в музейно-историческом парке «Остров фортов».

Подготовка

Идея Юрия Лисянского и Ивана Крузенштерна принадлежала последнему. Обдумывать ее он начал сразу по возвращению в Россию в 1799 году. Окончательный вариант был представлен в начале 1802 года и довольно быстро одобрен морским министром и министром коммерции. Уже 7 августа Крузенштерн был назначен командиром экспедиции. Заместителем стал его старый друг, знакомый еще со времен учебы в Морском корпусе, капитан-лейтенант Лисянский. Большая часть расходов кругосветного путешествия Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского были оплачены Российско-американской компанией. Купцы имели свой интерес, они надеялись на открытие нового перспективного морского маршрута, по которому можно было доставлять товары в Китай и русские поселения в Америке.

Приготовления к первому кругосветному плаванию Крузенштерна и Лисянского велись быстро, но тщательно. Корабли было решено не строить самим, а купить за рубежом. В Англии за семнадцать тысяч фунтов стерлингов были приобретены два трехмачтовых шлюпа, получивших название «Надежда» и «Нева». Первым командовал сам Крузенштерн, а вторым — Лисянский. Там же были закуплены необходимые навигационные приборы и прочее снаряжение для долгого плавания. Экипажи были набраны исключительно из русских матросов-добровольцев, несмотря на то, что Крузенштерну советовали пригласить опытных иностранных моряков. Это было необычное решение, ведь опыта дальних океанских походов у русских кораблей и экипажей не было. Кроме того, в состав экспедиции вошли несколько ученых, а также посол Резанов, который получил задание наладить связи с Японией.

Китай

По прибытии в Макао Крузенштерн известил губернатора о цели визита и убедил его разрешить «Надежде» остаться в порту до прибытия «Невы», даже несмотря на то, что военным кораблям там стоять запрещалось. Но уговорить местные власти на заход обоих суден ему сразу не удалось. Поэтому, когда «Нева» подошла к Макао, он перешел на нее и вместе с Лисянским отправился в порт.

С продажей мехов возникли определенные трудности, так как китайские купцы ждали разрешения правительства на то, чтобы вступить в торговые отношения с русскими. Наконец, при помощи местного английского торгового представительства удалось сбыть груз. Закупив китайские товары (чай, шелк, фарфор) и завершив торговые дела, экспедиция готовились к отправке, но тут вновь вмешались китайские чиновники, запретив кораблям покидать порт до получения разрешения. Спустя месяц разрешение наконец было получено, и 28 января 1806 года русские мореплаватели отправились в путь.

Китай

По прибытии в Макао Крузенштерн сообщил губернатору о цели визита и убедил его позволить «Надежде» остаться в порту до прихода Невы, хотя военным кораблям оставаться там было запрещено. Но сразу уговорить местные власти разрешить заход обоих кораблей ему не удалось. Поэтому, когда «Нева» подошла к Макао, он переключился на нее и отправился с Лисянским в порт.

Были определенные трудности со сбытом мехов, так как китайские купцы ждали разрешения властей на вступление в торговые отношения с русскими. Наконец, с помощью местного английского торгового представительства нам удалось продать груз. Закупив китайские товары (чай, шелк, фарфор) и завершив торговые дела, экспедиция приготовилась к отбытию, но тут снова вмешались китайские чиновники и запретили кораблям выходить из порта до получения разрешения. Через месяц разрешение наконец было получено, и 28 января 1806 года русские моряки отправились в плавание.

Возвращение

31 января 1806 г. «Нева» и «Надежда» отправились домой. Оно произошло 21 февраля в Зондском проливе, ведущем в Индийский океан. В апреле корабли снова разошлись возле мыса Доброй Надежды, но капитаны договорились в случае чего встретиться у берегов острова. Святая Елена.

Это был маршрут первого кругосветного путешествия под руководством Крузенштерна и его помощника Лисянского

«Надежда» во главе с И. Ф. Крузенштерном прибыла на остров 3 мая 1806 года. Здесь полководец узнал о войне с французами и, не дожидаясь Лисянского, решил плыть на север через северное побережье Англии, чтобы избежать встречи с французским флотом в английском канале.

В это время Лисянский Ю.Ф решил пройти от китайских берегов к европейским, не заходя в порты. На корабле уже не было лишнего груза, а трюмы были заполнены провиантом. «Нева» прошла мимо побережья острова. «Св. Елены» и ее команда не знали о военных действиях Франции, поэтому смело вошли в Ла-Манш, а затем высадились у берегов Великобритании.

Пробыв там 2 недели, 13 июля Лисянский уехал в Россию, а 5 августа уже был там. Крузенштерн прибыл только 19 августа.

Джеймс Кук — самый плодотворный путешественник

Джеймс Кук

Английский мореплаватель Джеймс Кук за три своих кругосветных плавания совершил множество географических открытий и нанес на карту большое количество доселе неизвестных земель.

В свое первое путешествие, которое длилось три года (с 1768 по 1771), он открыл Новую Зеландию и Австралию и подчинил последнюю британской короне, назвав ее Новым Южным Уэльсом.

Во втором путешествии Кук пересек Южный полярный круг. Его целью было подтвердить или опровергнуть теорию существованию Южного материка. Но сделать это он не смог – два корабля капитана Кука едва не оказались зажаты во льдах. Но и без Южного материка Кук в этом своем плавании нанес на карту много островов Тихого и южной части Атлантического океана.

Целью третьего путешествия Кука было открытие западного прохода из Тихого в Атлантический океан. Но цель снова не была достигнута. Зато Кук открыл миру пять Гавайских островов, Аляску и кучу мелких островков по пути. Эта третья экспедиция стала последней в судьбе прославленного капитана. На одном из Гавайских островов произошла стычка с туземцами, в результате которой капитан Джеймс Кук был убит (а вовсе не съеден, как это полагают многие).

Закрытая Япония

Экспедиция вышла из Кронштадта 7 августа 1803 года. Корабли зашли в ряд европейских портов и на остров Тенерифе, а 26 ноября пересекли экватор. Российский флаг впервые в истории был поднят в Южном полушарии. 18 декабря корабли подошли к берегам Южной Америки и сделали остановку в Бразилии. Когда они снова взяли курс на юг, Крузенштерн и Лисянский договорились, что если непогода разлучит корабли в районе мыса Горн, то они встретятся либо у острова Пасхи, либо у острова Нукагива. Так и вышло. Потеряв друг друга в тумане, «Надежда» и «Нева» снова объединились в одну группу только у берегов Нукагивы, где российских моряков доброжелательно встретили полинезийцы. После Нукагивы экспедиция достигла Гавайских островов и разделилась: Крузенштерн двинулся к Камчатке, а Лисянский — на Аляску.

В Петропавловске начальник экспедиции, решив проблему с Толстым, выяснив отношения с Резановым и пополнив запасы продуктов, взял курс на Японию. Там их встретили не слишком приветливо. Государство придерживалось жёсткой изоляционистской политики и из европейцев — с рядом оговорок — поддерживало торговые отношения только с голландцами.

Первое российское кругосветное путешествие, у берегов Японии

26 сентября 1804 года «Надежда» прибыла в Нагасаки. Российским морякам не разрешили выходить в город, предоставив для отдыха лишь ограждённый участок на берегу. Резанову выделили комфортабельный дом, но покидать его не позволили. После длительного ожидания к российскому посланнику приехал императорский чиновник. Резанова вынудили исполнять достаточно унизительные требования японского этикета — он разговаривал с представителем императора стоя и без обуви.

Однако все эти неприятные процедуры не привели ни к каким результатам. Подарки российского царя японский император вернул и устанавливать экономические отношения отказался. Под занавес переговоров Резанов смог только отвести душу, нагрубив японским чиновникам. А Крузенштерн обрадовался тому, что у него появилась возможность исследовать западные берега Японских островов, к которым подходить было запрещено. Испортить несуществующие дипломатические отношения он больше не боялся.

Также по теме

«Открытие под дулами орудий»: как в XIX веке американцы «помогли» Японии отказаться от политики изоляционизма

8 июля 1853 года эскадра американского коммодора Мэтью Перри достигла берегов Японии. Американцев не устраивал изоляционистский курс,…

Резанов после неудавшейся миссии отбыл в качестве инспектора на Аляску, где приобрёл суда «Юнона» и «Авось» и отправился в Калифорнию решать вопросы снабжения Российской Америки провиантом. Там 42-летний дипломат познакомился с 15-летней дочерью местного испанского губернатора Консепсьон Аргуэльо и предложил ей руку и сердце. Девушка согласилась, состоялась помолвка. Резанов сразу же отправился в Россию, чтобы через императора получить разрешение Папы римского на брак с католичкой, однако в Сибири простудился, в состоянии горячки упал с лошади и разбил голову. Скончался он в Красноярске. Узнав о судьбе жениха, прекрасная испанка сохранила ему верность и закончила свои дни в монастыре.

Пока Крузенштерн посещал Камчатку и Японию, Лисянский прибыл на Аляску. В это время там как раз началась спровоцированная, по одной из версий, американскими купцами война между Российско-американской компанией и её союзниками с одной стороны и союзом индейских племён тлинкитов — с другой. «Нева» в этой ситуации оказалась весьма грозной военной силой и способствовала победе русских, приведшей к перемирию. Загрузившись на Аляске мехами, Лисянский взял курс на Китай. Там его уже ожидал Крузенштерн, успевший посетить Хоккайдо и Сахалин.

Друзьям удалось достаточно выгодно продать меха и загрузить трюмы кораблей китайскими товарами. После этого «Надежда» и «Нева» отправились домой. В Индийском океане корабли снова потеряли друг друга и вернулись в Кронштадт с разницей в несколько дней в августе 1806 года.

Граф Резанов поругался с Крузенштерном и не угодил японцам

Немало хлопот Ивану Крузенштерну доставил и другой «попутчик» – граф Николай Резанов. Отношения между ними не заладились сразу. Не последнюю роль в этом сыграла обстановка на судне: капитану и дипломату пришлось делить тесную каюту размером около 6 квадратных метров. Резанов подтрунивал над Крузенштерном, стремившимся добыть у аборигенов редкие вещи для Академии наук, однажды даже назвал его мальчишкой. Порой доходило до взаимных оскорблений, и, окончательно перессорившись, они общались лишь с помощью записок. В рапорте начальству Крузенштерн докладывал: «Господин Резанов в присутствии областного коменданта и более десяти офицеров, называл меня бунтовщиком, разбойником, казнь определил мне на эшафоте, другим угрожал вечною ссылкою в Камчатку». За Крузенштерна вступился Лисянский, а Резанов возмущенно заметил двум капитанам, что на время экспедиции является их начальником. Разрешать конфликт пришлось генерал-губернатору Петропавловска. Когда экспедиция достигла Японии, Резанов сошел на берег и покорно ждал приглашения властей, но во время переговоров показал себя не с лучшей стороны и, как написал А.П. Чехов в очерке «Остров Сахалин», «потерпел полное фиаско». Александр I, узнав о неудаче, освободил графа от участия в кругосветке и дал другое задание – осмотреть русские поселения на Аляске.

Несмотря на неудачные переговоры с японцами, экспедиция была признана успешной. Участники кругосветного плавания собрали ценные этнографические, ботанические и зоологические коллекции, измерили температуру воды на глубине до четырехсот метров, выяснили причину свечения моря. По случаю благополучного возвращения «Надежды» и «Невы» на родину выбили особую медаль, командиров премировали тремя тысячами рублей пожизненного пенсиона, лейтенантам и мичманам определили тысячу и восемьсот рублей соответственно. Матросы получили возможность по желанию выйти в отставку с пенсионом 50 рублей. Во время церемонии чествования моряков Александр I произнес: «Совершив с вожделенным успехом путешествие кругом света, вы тем самым оправдали справедливое о вас мнение, в каком с воли нашей было вам вверено главное руководство сей экспедицией».

Европа и Атлантический океан

26 июля (7 августа по новому стилю) 1803 года корабли экспедиции вышли из Кронштадта. Российских моряков, отправляющихся в свое первое кругосветное путешествие, торжественно наблюдали местные жители и экипажи кораблей, стоявших на обочине. Через десять дней экспедиция достигла Копенгагена, где хронометры обсерватории были отрегулированы. 26 сентября «Надежда» и «Нева» остановились в Англии, в Фалмуте, где пробыли до 5 октября для герметизации корпусов. Следующей остановкой были Канарские острова, где они заправились провизией и пресной водой. После этого мы отправились к побережью Южной Америки.

26 ноября российские корабли впервые пересекли экватор. Это событие ознаменовалось торжественным поднятием Андреевского флага и гербовым салютом. В декабре экспедиция подошла к острову Святой Екатерины у берегов Бразилии и остановилась там. «Неве» потребовалась замена мачты, и ремонт затянулся до конца января. За это время участники экспедиции познакомились с природой тропической страны.

Многое было удивительно, ведь в южных тропических широтах январь – самый теплый месяц, и путешественники увидели все разнообразие флоры и фауны. Было составлено подробное описание острова, внесены изменения в карту побережья, собраны десятки экземпляров различных видов тропических растений.

Значение

Первое русское кругосветное путешествие Крузенштерна и Лисянского открыло новую страницу географических исследований. Экспедицией были открыты новые острова и стерты с карт несуществующие, уточнена береговая линия Северной Америки и Японии, установлена широта и долгота многих точек на карте. Обновленные карты малоизученных мест земного шара упростили дальнейшие экспедиции. После первого кругосветного плавания Крузенштерна и Лисянского было получено множество сведений о населении дальних земель, о его обычаях, культуре и быте. Собранный этнографический материал был передан Академии наук и послужил ценным источником информации. Во время путешествия также были составлены чукотский и айнский словари.

Исследования температуры воды в океанах, ее солености, течений, приливов и отливов не прекращались за все время путешествия, в дальнейшем полученные сведения станут одной из основ океанографии. Наблюдения за погодой в разных уголках земного шара впоследствии будут иметь значение для становления такой науки, как климатология. Ценность исследований и наблюдений русской экспедиции в том, что они проводились систематически, с помощью самых современных приборов, подобный подход на тот момент был новаторским.

Сведения, полученные в кругосветном путешествии Крузенштерна и Лисянского (описание было представлено вашему вниманию в статье), были опубликованы в книгах Крузенштерна и Лисянского. К сочинениям прилагались атласы с новейшими картами и иллюстрациями природы и городов дальних стран. Данные труды, содержавшие множество сведений о малоисследованных землях, вызвали сильный интерес в Европе, вскоре были переведены на западноевропейские языки и изданы за рубежом.

Экспедиция стала первым русским кругосветным путешествием, матросами и офицерами впервые был приобретен опыт дальних плаваний, тем самым сформировалась основа для дальнейших географических открытий под русским флагом. В частности, в экипаж «Надежды» входили Фадей Беллинсгаузен — будущий и Отто Коцебу, совершивший в дальнейшем еще одно кругосветное путешествие, но уже в качестве командира экспедиции.

Тихий океан

В конце концов ремонт был завершен, и первое русское кругосветное плавание Крузенштерна и Лисянского продолжилось. 20 февраля 1804 года корабли обогнули мыс Горн и продолжили путь по Тихому океану. Не обошлось и без происшествий: из-за сильного ветра, дождя и тумана корабли потеряли друг друга из виду.

Но командование экспедиции предвидело такую ​​возможность, опираясь на рассказы английских моряков о «бешеных пятидесятых» и «ревущих сороковых». При таком развитии событий было решено встретиться на острове Пасхи. «Нева» подошла к острову и, прождав там три дня, направилась к Маркизским островам, где встретила «Надежду» у острова Нукагива.

Оказалось, что, потеряв из виду корабль Лисянского, Крузенштерн отправился на север для исследования местной части моря, но новой земли так и не нашел. Сам остров был подробно описан, собрана коллекция неизвестных науке растений, Лисянский составил краткий словарь родного языка. После этого корабли покинули Нукагиву, в мае второй раз пересекли экватор и направились к Гавайским островам, где и разошлись. «Надежда» отправилась на Камчатку, а «Нева» — к северо-западным берегам Америки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: