Три памятника, которые критикуют петербуржцы

Памятник александру 3 в петербурге

Лента новостей

В Севастополе не могут справиться с застройкой горы Аскети

Будет ли в Армении антироссийская цензура?

Прифронтовые зоны: как жить дальше

Национализированный пансионат в Крыму уйдёт с молотка

«Война – это много работы» – боец элитного подразделения про СВО и «Севастопольские письма»

Боррель предложит потратить 90% доходов с активов России на оружие ВСУ

В Севастополе осудили членов промышлявшей разбоями и вымогательством ОПГ

Как премьер Венгрии Орбан ведёт двойную игру с Трампом

Депутаты предложили отменить транспортный налог. Почему это недопустимо?

Браконьер из Крыма ответит по закону за 10-миллионный улов

Река и открытый храм скоро появятся на территории «Нового Херсонеса» в Севастополе

Во время строительства экскаваторщик сделал неожиданную археологическую находку

Президент Путин поручил ФСБ поименно искать и наказывать предателей из ДРГ

Жители респектабельного ЖК пожаловались на нашествие бомжей

В Севастополе облегчат жизнь брошенным собакам

Названы страны, которые сильнее всего сидят на антидепрессантах

Как появился памятник?

Идея установить памятник императору Александру III возникла сразу же после его смерти, ещё в 1894 году. С таким предложением выступила Петербургская Дума, больше остальных чиновников за эту идею ратовал Сергей Витте, который был в то время министром путей сообщения. Вскоре появилась специальная комиссия, которая должна была провести конкурс на строительство монумента. Финансировалось всё, кстати, не только из казны — для возведения памятника использовали «всенародную подписку»: чтобы продемонстрировать любовь подданных к фигуре скончавшегося императора, монумент решили создать на народные пожертвования.


Открытие памятника Александру III в Петербурге. (bibliotekatrg.ru)

Работы по проектированию памятника курировал лично Николай II: неудивительно, что участие в этом проекте пожелали принять ведущие российские скульпторы и архитекторы — такие, например, как Александр Опекушин, Фёдор Шехтель или Александр Померанцев. В итоге победил проект итальянского скульптора Паоло Трубецкого, который к тому времени перебрался в Россию и жил в Москве.

Наверняка члены комиссии по созданию памятника ещё не раз пожалели о том, что утвердили проект Трубецкого. Дело в том, что архитектор, судя по воспоминаниям современников, обладал крайне неуживчивым характером: он несколько раз требовал для себя увеличения гонорара, заставил городские власти собрать для него специальный павильон, в котором ему будет удобно работать, а также прямо во время работы над памятником уезжал по своим делам за границу. Великий князь Владимир Александрович раскритиковал работу Трубецкого, назвав её «карикатурой» на его старшего брата, однако было в императорской семье и другое мнение, которое, судя по всему, возобладало: памятник пришёлся по нраву вдовствующей Марие Фёдоровне — жене Александра III и матери Николая II.


Александр III. (Pinterest)

Работы по созданию памятника затянулись: Трубецкой неоднократно вносил коррективы в проект мемориала, и в итоге Александр III стал похож, скорее, на персонажа из былины — фигура самого императора получилась очень плотной и грубой, а конь был воплощением почти что сказочной мощи. «Я хотел в образе Александра III представить великую русскую мощь, и мне кажется, что вся фигура императора на моём памятнике воплощает мою основную мысль», — говорил сам Трубецкой. Памятник неслучайно установили напротив главного петербургского вокзала, в этом был особый смысл, поскольку Александр III, как известно, был державным основателем Великого Сибирского пути — Транссибирской магистрали.

Кстати, на само торжественное открытие Трубецкого даже не позвали — он приехал в Петербург позже. Николай II, раздосадованный результатом работы, даже намеревался отправить монумент в Иркутск, чтобы он был «подальше от оскорблённых сыновьих глаз», но это решение так и не было принято.

Как же создавался памятник?

Работы по созданию памятника затянулись на несколько лет. Помимо частых отъездов за границу, причиной затягивания процесса, стало то, что Трубецкой вместо работы над самой скульптурой, не раз переделывал проекты постамента, придумывая все более оригинальные и все менее реализуемые варианты. Не раз был изменен и скульптурный проект памятника. Это привело к тому, что фигура императора в конечной версии стала значительно более грубой и плотной, чем это было исполнено в первоначальной модели.

За два года до открытия памятника, в 1907 году, на Знаменской площади был установлена деревянная модель на крутящемся основании. Поворачивая памятник лицом то к Невскому проспекту, то к Николаевскому вокзалу, создатели памятника размышляли, в каком направлении следует поставить оригинал. В итоге решено было обратить монумент к вокзалу, ибо так памятник лучше просматривался с площади.

Скульптуру императора лепили с фельдфебеля Павла Пустова. И вот что он сам рассказывал о процессе выбора модели: «Долго выбирал себе князь подходящего человека. По всем полкам ездил, никак не мог никого одобрить. Наконец, отобрали 18 человек посолидней и устроили смотр, на который приехали граф Витте, кн. Голицын и кн. Трубецкой. Мы при них надевали мундир императора Александра III, на меня мундир как раз пришёлся. Кн. Трубецкой остался мною доволен и велел сесть на коня. Как я служил по пехоте, то доложил, что никогда верхом не ездил. Гр. Витте приказал садиться. Лошадь не стояла смирно, мне было очень страшно. Три человека помогли сесть и держали меня, чтобы я не упал. Мне определили жалование по 90 руб. в месяц: 50 руб. выдавали на руки, а 40 оставляли в залог, что я не сбегу до окончания модели».

Итоговая сумма, затраченная на создание монумента, составила 1 млн 500 тысяч рублей. Массивная фигура императора Александра III была одета в парадную генеральскую форму: сапоги, шаровары и папаху. Фигура лошади также получилась довольно крупной, ее грива и хвост были коротко пострижены. На лицевой стороне постамента были помещены следующие слова: «Императору Александру III, Державному Основателю великаго Сибирскаго пути».

Символика памятника Александру III:

Памятник Александру III, воздвигнутый в Санкт-Петербурге, является символом величия и мощи императора. Этот величественный памятник стал одной из главных достопримечательностей города и воплощает в себе ценности и идеалы России, в то время особенно актуальные.

Статуя Александра III изображает коронованного монарха на коне. Возможно, на самом деле Александр III не принимал участие в боевых действиях верхом на лошади, но изображение воинственного императора символизирует силу и крепость Российской империи.

Одной из ключевых особенностей памятника является уникальная архитектура, которая подчеркивает акклиматизацию фигуры императора в площади. Высокая пьедестал, к которому привязана скаковая лошадь, создает впечатление монументальности и стабильности, что отражает силу и власть правителя.

Еще одной важной деталью, которая придает символическое значение памятнику, является использование бронзы и мрамора в его конструкции. Бронзовая статуя Александра III символизирует прочность и мощь империи, а использование мрамора для пьедестала придает ему роскошный и величественный вид

Также, памятник Александру III украшают различные декоративные элементы, которые имеют свое значение. Например, использование лавровых венков и гербовых щитов символизирует победу и могущество государства. Все эти детали помогают создать атмосферу мощи, славы и героизма, которые были свойственны времени правления Александра III.

Работа над памятником

Монумент, как писали при создании, посвящён «Императору Александру III Державному основателю Великого Сибирского пути».

Заказчиками памятника были император Николай II и члены царской семьи.

В 1899 году была создана специальная «Комиссия по проведению конкурса» на создание монумента в Санкт-Петербурге.

Пятью годами ранее в Москве уже начал работать «Комитет по организации конкурса и сооружению памятника Александру III для Москвы».

С 1894 года и до трагической гибели членом «Московского Комитета» был Пётр Николаевич Трубецкой. Как говорилось в документе тех лет, — «Членом Комитета по Высочайшему повелению, состоял Московский Губернский Предводитель Дворянства Егермейстер Высочайшего Двора Князь П. Н. Трубецкой». Кстати, Пётр Николаевич был двоюродным братом итальянского скульптора Паоло Трубецкого, приехавшего в 1897 году по приглашению родственников, в Россию[значимость факта?].

Модель 1900 года. Архитекторы — А. Томишко и Ф. Шехтель, скульптор П. Трубецкой

В марте 1900 года специально созданная «Комиссия по проведению конкурса» на создание монумента в Санкт-Петербурге после долгих обсуждений, по результатам второго тура всё же остановилась на проекте Паоло Трубецкого, жившего в это время в Москве. Проект конного монумента с пьедесталом, предложенным архитекторами А. О. Томишко и Ф. О. Шехтелем, был принят за основной вариант.

Паоло Трубецкой работал над скульптурой Александра III с 1899 по 1906 год, до отъезда за границу. Для создания монумента была сооружена специальная мастерская-павильон из стекла и железа на Старо-Невском проспекте, неподалёку от Александро-Невской лавры. В подготовительной стадии Трубецким были созданы восемь небольших по размеру моделей, четыре в натуральную величину и две в масштабе самого памятника.

С. Ю. Витте в «Воспоминаниях» сетует на «неуживчивый характер» скульптора. Трубецкой, очевидно, не учитывал и мнения великого князя Владимира Александровича, усмотревшего в «модели Трубецкого карикатуру на его брата». Однако вдовствующая императрица, удовлетворённая явно выраженным портретным сходством, способствовала завершению работ над монументом.

Памятник в 2011 году

Ещё до открытия монумента скульптор почувствовал недоброжелательное отношение со стороны многих членов царской фамилии и высших чиновников. Николай II хотел переместить памятник в Иркутск, «отправить его в ссылку в Сибирь, подальше от своих оскорблённых сыновьих глаз», а в столице воздвигнуть другой монумент. С. Ю. Витте вспоминает, что скульптор даже не получил своевременно приглашения на торжественное открытие памятника и приехал в Петербург позднее.

Изготовление бронзовой скульптуры выполнялась в Петербурге в отсутствии скульптора. Итальянский литейщик Э. Сперати монумент отливал по частям: фигуру Александра III — в мастерской литейщика К. А. Робекки, коня — на Обуховском сталелитейном заводе.

Постамент, упрощённый по сравнению с первоначальным замыслом, в форме прямоугольного параллелепипеда, был сделан из валаамского красного гранита.

Общая высота монумента 8,5 метра. Высота фигуры — 5 метров, основание — более 3 метров.

Высоко ценивший искусство Трубецкого Н. Н. Врангель назвал памятник Александру III «самой неудачной из его работ <…> которую Трубецкой выполнил не как монументальное сооружение, не как символическую декорацию площади, а как случайный момент, как маленькую статуэтку».

Кинохроника церемонии открытия памятника в 1909 году

Тем не менее 23 мая (5 июня)  в Высочайшем присутствии памятник был освящён и торжественно открыт; богослужение возглавлял митрополит Антоний (Вадковский), скульптор П. Трубецкой на открытии монумента не был; «по окончании церемониального марша члены комиссии по постройке памятника, во главе с ст.-секр. гр. Витте и председателем комиссии, гофмейстером кн. Голицыным, имели счастие представиться их величествам».

Несколько слов об импрессионизме.

1.1. Медардо Россо (1858-1928).

Скажи кто твой друг, и я скажу кто ты. Медардо Россо был другом Трубецкого. В одном итальянском альбоме приведено фото статуэтки Толстого, позировавшего Трубецкому на изможденной лошадке:

Трубецкой. Толстой на коне. Бронзовая статуэтка

Если многие художники искали, как передать «внутреннее» содержание изображаемого, в данном случае — автора «Войны и мира», то импрессионист  «ухватывает» мимолетное впечателение. Импрессионисты гордятся тем, что они сами выбирают «момент», «что изобразить и выразить». Трубецкой выразил, как человек сидит на лошадке.

А сразу же за этим фото в альбоме приведены скульптуры его старшего друга — Медардо Россо, которого обычно объявляют венцом скульптурного импрессионизма, хотя скромно оговариваются, что он уж чересчур импрессионист. Не утруждая себя переводом с итальянского, воспроизведем несколько фото его работ 1890-ых годов:

Пройдите опрос.

 Загрузка …

Таким образом, первоисточник «правды жизни», как о том напишет барон Н.Н.Врангель, можно увидеть не только у Трубецкого, но и у его старшего товарища Медардо Россо.

1.2. Барон Врангель об импрессионизме

Эпиграф к настоящей заметке про жажду госпереворота взят из главы № XXXVI «Импрессионизм и правда жизни, написанной эпатажным почитателем импрессионизма, «критиком искусства» бароном Врангелем, братом генерала тоже барона Врангеля, воевавшего с красными. Этому критику русского искусства повезло: он не дожил до накликанной революции 1917, умерев в 1915.

Применительно к импрессионизму набор хвалебных словесных оборотов, встречающихся у Врангеля, подобен шаманским заклинаниям:

И далее в том же шаманском и революционном духе… Вывод один: нужен госпереворот, и какой же я (Врангель) тонкий и смелый критик!

Надо сказать, «чуйка» критика не подвела, он знал, что хвалить, а что ругать. Очень правильно угадал, что современный авангард (и даже его предтеча -импрессионизм) и госпереворот — соседние звенья одной цепи.

Его джентльменский набор фраз про «импрессионизм» — не более, чем набор бессмысленных «фиговых листочков». Эти листочки подбирают люди, жаждущие приобщиться к искусству, не сознавая, что это обманки. Если сделать несложный мысленный эксперимент – попытаться понять эти фразы, то сразу обнаружится, что не только художники, но вообще все нормальные люди хотят и красоты, и правды, и пробудиться, сами выбирают наиболее памятные моменты из жизни (даже когда делают селфи), тем более, хотят звучать гордо. Конечно, все это понимают по-разному. Зато не все хаотически ковыряют пальцем глину. Так что не растиражированные фразы Врангеля выделяют существенный признак скульптурного понятия «импрессионизм», а «ковыряние пальцем» и нежелание долго думать. Именно по этому признаку зритель прежде всего атрибутирует скульптуру импрессиониста (то есть догадывается, кто это сделал).

Причина и следствие

Накануне, 4 июня, у Владимира Путина помимо выступления на пленарном заседании состоялось сразу несколько важных встреч на полях ПМЭФ. В них президент принимал участие дистанционно. В этот день глава РФ традиционно пообщался и с руководителями международных информагентств.

«Они всегда завершают, во всяком случае для меня, день работы на Петербургском форуме: уже как бы на десерт, на сладкое, самое интересное начинается на наших встречах с вами», — сказал Владимир Путин.

Одной из тем, которая затрагивалась во время мероприятия, стала предстоящая встреча главы РФ с его американским коллегой Джо Байденом. Владимир Путин отметил, что не ждет каких-то прорывов по итогам переговоров 16 июня в Женеве. Тем не менее он выразил надежду, что встреча будет конструктивной, поскольку у Москвы и Вашингтона есть общие интересы, и назвал Джо Байдена опытным мировым политиком.

«Если мы берем региональные кризисы, например на Ближнем Востоке, к чему ведет нерешенность этого кризиса? К росту терроризма. Это в высшей степени опасно для всех. Для Америки, для России, для Европы, для других регионов мира. Неурегулированность этих вопросов — причина, а терроризм — прямое следствие того, что там происходит», — пояснил президент.

По мнению Владимира Путина, для нормализации отношений между двумя странами необходимо, чтобы США научились уважать интересы России.

— Сейчас Америка не уважает никого и уважать не собирается, — отметил в беседе с «Известиями» профессор факультета права ВШЭ, американист Александр Домрин. — Когда Америка проявляет свою исключительность, эксклюзивность, самодостаточность — это касается всех стран за пределами Соединенных Штатов.

«Человек-скала»1

Трансляция выступления президента РФ Владимира Путина в рамках XXIV Петербургского международного экономического форума, 4 июня 2021 года

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Эксперт согласен, что Москве прежде всего надо проводить прагматичную политику и работать над усилением страны. Это касается не только военного потенциала, но прежде всего экономики. Это, в свою очередь, будет вынуждать США относиться к РФ как к равноправному партнеру.

Обсуждалась и ситуация вокруг Курильских островов. Владимир Путин подчеркнул, что новая поправка к Конституции РФ о запрете на отчуждение территорий не означает, что переговоры по мирному договору с Токио должны быть приостановлены. Президент также добавил, что ни СССР, ни Россия никогда не соглашались на передачу Японии четырех южных Курильских островов.

«Да, у нас внесены изменения в Конституцию. Безусловно, мы должны это учитывать, но я не считаю, что мы должны приостанавливать разговор по мирному договору», — заявил президент.

Президент уверен, что ядерная проблема на Корейском полуострове не должна решаться с помощью введения новых санкций в отношении КНДР. По его словам, нужно создать условия, которые гарантировали бы безопасность Северной Кореи. При этом Владимир Путин напомнил, что Москва «категорически против распространения по планете оружия массового уничтожения».

Пи итогам встречи также стало известно, что товарооборот между Россией и Китаем к 2024 году может достичь $200 млрд. В 2020-м Москве и Пекину удалось удержать этот показатель на уровне $100 млрд, несмотря на начало пандемии COVID-19.

История дворца

При Петре Первом, на месте, на котором сейчас возвышается красивый Мраморный дворец (облицовка которого впервые в Петербурге была выполнена естественным камнем) находился Почтовый Двор с пристанью, который был построен в 1714 году, а также, некоторые здания, сгоревшие в 1737 году. На этом месте, по приказу Екатерины Второй началось строительство дворца для ее фаворита — Григория Григорьевича Орлова. К сожаления, он умер, так и увидев окончание строительства. В год его смерти, Екатерина Вторая выкупила у его наследников дворец, и пожаловала его своему внуку на условиях бракосочетания. Также, в этом дворце жил несколько лет последний король Польши, внезапно умерший в 1798 году. На время 19-20 века, этот дворец стал родовым домом одной из линий императорской семьи — Константиновичей.

Через некоторое время после смерти Константина Павловича, Николай Первый жалует этот дом своему сыну, который поручает отреставрировать приходящий в упадок дворец. Сам дворец еще несколько раз переходил из рук одних наследников династии Романовых, однако, с приходом большевиков, он стал использоваться как музей, с разными экспозициями, а перед дворцом, находился броневик, на котором выступал Ленин. Но, в 1997 году, после того как этот постамент освободился, он тут же был занят памятником Александру Третьему работы Паоло Трубецкого. Внешний вид дворца, его внутреннее убранство немного изменялись, и достраивались. В проекте участвовал еще русский архитектор Петр Егорович Егоров, который построил служебный флигель, и изначально составлял план совместно с Ринальди. Для постройки дворца использовались самые лучшие материалы, гранит, мрамор. Внутренний интерьер был выполнен из мрамора, украшен скульптурами, барельефами и живописью самых разных мастеров.

Исторический контекст символики:

Памятник Александру III в Санкт-Петербурге является одним из символов царской России и имеет глубокий исторический контекст, связанный с правлением этого монарха. Александр III был известен как консервативный и националистический царь, который пришел к власти после убийства своего отца Александра II. Его правление с 1881 по 1894 годы было отмечено консервативными реформами, направленными на укрепление центральной власти и поддержку русского национализма.

Символика памятника отражает идеи, которые были связаны с правлением Александра III

На постаменте памятника выведены цитаты из его речи, где он подчеркивал важность единства и силы государства. Он придавал большое значение историческому и культурному наследию России и выражал сильные национальные чувства, что отражается в символических элементах памятника

Скульптор памятника, Антонир Лурье, старался передать характер и образ лидера Александра III в его памятнике. Одежда и позиция фигуры напоминают о его военных навыках и силе, а лицо выражает серьезность и решительность. Эти символические детали передают образ властителя, управляющего сильной Россией.

Исторический контекст символики памятника Александру III в Санкт-Петербурге позволяет понять его значение и связь с эпохой консервативного правления в России. Он был возвышен в память о царе, который укрепил государство и национальное единство, и стал важным символом исторического наследия Российской империи.

Роль Александра III в истории России:

Александр III (1845-1894) – русский император, правивший с 1881 по 1894 годы. Во время своего правления он сыграл значительную роль в истории России, продолжая политику своего отца Александра II и главным образом сосредоточиваясь на обеспечении стабильности и силы государства.

Одним из главных достижений Александра III было подписание “Майских указов” в 1881 году, которые вводили жесткий режим цензуры и ограничивали политические свободы. Это позволило укрепить контроль над страной и предотвратить социальные потрясения, которые могли возникнуть после убийства его отца Александра II.

Александр III также продолжил процесс индустриализации и модернизации России, способствуя развитию промышленности и строительству транспортных и коммуникационных сетей. Он поддерживал защиту национальной экономики и расширение ведущей роли России в мире.

Внешнеполитически, Александр III придерживался консервативной линии. Он укреплял союзы с другими монархическими и православными государствами и противостоял попыткам революционных и националистических движений. Он также активно участвовал в делах Балканского полуострова и был одним из главных участников Берлинского конгресса в 1878 году.

В целом, Александр III оставил глубокий след в истории России, укрепив государственность и стабильность страны, продвигая ее экономическое развитие и укрепляя ее позиции на международной арене.

Память о Александре III в современной России:

Памятник Александру III в Санкт-Петербурге играет важную роль в сохранении памяти о этом видном историческом деятеле в современной России

Статуя Александра III является одной из самых значимых архитектурных достопримечательностей города и привлекает внимание множества туристов и жителей столицы

Память о Александре III также сохраняется через различные инициативы граждан и культурных организаций. Регулярно проводятся экскурсии и образовательные мероприятия, посвященные жизни и деятельности Александра III. Такие инициативы позволяют популяризировать знание о истории страны и передавать его новым поколениям.

Кроме того, Александр III входит в список великих русских государей и преследование его памяти является одной из задач государственной политики в современной России. Путинские порядки дают команду сохранить в памяти народа имя и дела Александра III, какими бы сложными не были деяния главы правительства и его администрации, но память народа России надежна.

В результате память о Александре III остается живой и актуальной частью исторического наследия России, продолжает влиять на сознание и самоопределение граждан. Такие памятники являются свидетелями времени и помогают нам не забывать наших предков и их вклад в формирование нашей страны.

Мнения общественности

Ещё во время работы над скульптурой мнения о памятнике и создателе складывались весьма противоречивые. Говорят, что сам император Николай II, ещё до торжественного открытия, высказывал желание «отправить его в ссылку в Сибирь, подальше от своих оскорбленных сыновьих глаз». Брат императора Александра III, великий князь Владимир Александрович видел в скульптуре злую карикатуру на царя миротворца. Сам автор Паоло Трубецкой был доволен и считал памятник Александру III своей лучшей работой.

После открытия монумента на Знаменской площади, общественность разделилась на два лагеря: одни, и их было подавляющее большинство, считали памятник оскорбительным и требовали снести его, другие говорили о скульптуре как о шедевре.

Газета «Новое время» писала: «1000 человек у монумента — и все стоят с той безмолвной и презрительно удивленной улыбкой. Какая же это лошадь? Сзади словно боров какой-то. О фигуре самого императора — из уважения не говорят».

В «Петербургской газете» делился впечатлениями Владимир Маковский: «…больно за великий памятник, Великого Государя. Больно за бедных обывателей, за обезображенную площадь. За громадные деньги, загубленные так неудачно».

Другие газеты сообщали технические подробности: «…на колоссальный монумент Александра III пошло около 500 пудов художественной бронзы. Одного пластилина выписано из Италии приблизительно на 1000 рублей.
Гипс из Парижа, глина русская из Полюстрово, стоимость отливки 65 000 рублей».

Представители императорской Академии художеств сетовали: «Господа, я очень любил Александра III и не могу смотреть на эту грубую вещь, проезжая мимо, я порчу нервы» … «Господа, господа, это карикатура на сапоги, на лошадь, на шапку, сплошная карикатура. Это не лошадь, а зверь какой-то…».

Живописец Чистяков: «Не лошадь, а грубая скамейка, сработанная
топором. Ну, а фигура царя на что похожа?».

Репин: «Верно, верно? Толстозадый солдафон, тут он весь, тут он весь.
Тут и все его царство! Я поздравляю себя, всю Россию и все наше
потомство с гениальным произведением искусства».

Появились эпиграммы посвященные памятнику:

Стоит комод,
На комоде бегемот,
На бегемоте обормот,
На обормоте шапка,
На шапке крест,
Кто угадает,
Того под арест.— В. В. Долгов. Русское искусство во II половине XIX — начале ХХ века // Краткий очерк истории русской культуры с древнейших времен до наших дней

Третья дикая игрушка
Для российского холопа:
Был царь-колокол, царь-пушка,
А теперь ещё царь-жопа.

— Эпиграмма А. Рославлева (В. Васильев «Русская эпиграмма». — М.: Художественная литература, 1990)

В послереволюционный период памятник также подвергался критике.
Популярно было четверостишие поэта Демьяна Бедного:

«Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья.
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья»

Но, несмотря на эту сокрушающую критику, были и поклонники памятника, которые считали его шедевром и преклонялись перед талантом Трубецкого. Число таких людей с годами только росло.

После открытия памятника газета «Золотое руно» писала: «Открытый недавно памятник Александру III на Знаменской площади являет собой великое торжество русского искусства. Грандиозный
монумент воплотил в себе с гениальной силой всю жестокую правду
всероссийского тупика и его исторические причины. …Хрипящий зверь
сказочной силы под бесстрастным всадником, забывшим про него и
устремившим фантастический взор в роковую даль, водружен на простой до
дерзости пьедестал. Лепка совершенная в своей дикости впервые
открыла истинное дарование П. Трубецкого. В статуе на площади в
Петербурге был смысл столь глубокий и столь действенный, которого в
никакой другой скульптуре наших площадей не было…».

В советский период в 1938 года Русский музей, после постановления о
демонтаже памятника, заявил о том, считает произведение Трубецкого
«Пугало» ценным, как в художественном, так и в историческом отношении.
Согласны принять его на хранение на одном из внутренних дворов.

После многих лет знатоки искусства, историки, обыватели не могут
придти к единому мнению относительно памятника императору Александру
III. Однако, такая жаркая полемика, заставляет думать о монументе как
о выдающемся произведении мастера Паоло Трубецкого, которое,
безусловно, имеет право на существование.

Конкурс на создание памятника

Мысль о создании памятника императору Александру III возникла сразу после его смерти осенью 1894 года. Самодержец скончался от болезни, развившейся после катастрофы на железной дороге, произошедшей в 1888 году. С инициативой выступила Петербургская городская дума, а также Сергей Юльевич Витте, занимавший в то время пост министра путей сообщения. Идея была представлена взошедшему на престол императору Николаю II, тот принял ее тепло, и вскоре думой была открыта всероссийская подписка на создание памятника. Такая практика – создание памятников на народные пожертвования – получила широкое распространение в XIX – в начале XX веков в России. Это помогало укрепить в обществе ощущение востребованности в новых памятниках, а также дарило каждому жертвователю чувство причастности к общему делу.

Конкурс на создание проекта памятника императору был объявлен 25 ноября 1899 года. Его возглавил Витте, к тому моменту ставший во главе Министерства финансов. В конкурсе приняли участие крупнейшие скульпторы и архитекторы эпохи – А.М. Опекушин, Ф.О. Шехтель, П.П. Трубецкой, В.А. Беклемишев, А.Г. Померанцев и другие. По воле императора Николая II создание нового памятника решено было привязать к окончанию строительства Великого Сибирского железнодорожного пути, начатого в эпоху Александра III. Так определилось место для будущего памятника – им стала Знаменская площадь, на которой и поныне располагается железнодорожный вокзал (тогда Николаевский вокзал — сейчас это Московский вокзал на площади Восстания).

Первый этап конкурса был проведен в 1900 году. Модели памятников были осмотрены членами императорской фамилии в Зимнем дворце, особого внимания императора удостоился проект Паоло Трубецкого. Однако этот этап не увенчался успехом: ни один из проектов не был утвержден, и потому вскоре был объявлен второй этап конкурса. Примечательно, что модель памятника Трубецкого с первого этапа конкурса сохранилась и до сегодняшнего дня хранится в Русском музее.

Интересное в истории памятника

Помимо множества насмешливых стишков, памятник Александру III окутан многочисленными историями и интересными фактами:

Князь Владимир Александрович, брат АлександраIII, еще в процессе строения монумента усмотрел в модели карикатуру на облик своего брата и хотел отказаться от услуг итальянского скульптора. Но вдова императора Мария Федоровна настояла на завершении работы.

  • В начале военных действий 30-40-х годов XX века, чтобы сохранить скульптуру, сотрудники Русского музея всеми силами пытались вырыть яму и опустить бронзовое сооружение в нее, но из-за тяжести монумента ничего не получилось. Тогда появилась идея просто засыпать статую песком, обшить досками и укрыть бревнами. Несмотря на все проделанные манипуляции, памятник стал единственным местом, куда прямо попал артиллерийский снаряд. Что интересно – постамент выстоял и полностью уцелел.
  • Несколько раз памятник планировали переместить, но все неудачно. В 2013 году тогдашний министр культуры В. Мединский предложил перенести архитектурное строение на Троицкую или Конюшенную площадь.

Ходят слухи, что скоро памятник все-таки переедет на свое прежнее место — Знаменскую площадь (площадь Восстания). Однако официальных заявлений на этот счет сделано не было и сам монумент сегодня можно найти возле Мраморного дворца. 

comments powered by HyperComments

ТОП 5

Экс-командующий ЧФ возглавил весь российский флот

В Севастополе троллейбус сбил молодого мужчину на пешеходном переходе

В какой отрасли Севастополя самые высокие зарплаты

Семья экс-губернатора Севастополя пойдет под суд в Британии

В Севастополе в ходе ремонта повредили историческое здание

Показать все новости

Семья экс-губернатора Севастополя пойдет под суд в Британии

В Севастополе троллейбус сбил молодого мужчину на пешеходном переходе

Севастопольцев хотят осчастливить цирком и парком тигров

Владимир Путин в Севастополе набрал 92,60% голосов

Стало известно, когда из Севастополя в Инкерман снова пойдут катера

Показать все новости

Что сделано, то сделано.

3.1. Без поводьев, без аксессуаров.

Трубецкой бросил окончательную модель, оставив ее без поводьев, мундштука и других аксессуаров, хотя когда-то ему делали замечание, что все это часть монумента (см. последний абзац п.2.4). Все это пришлось делать Сперати при сборке статуи, потом пришлось повторно оплачивать работы.

3.2. Витте о памятнике.

04.03.1908 министр финансов, руководитель Комиссии граф Витте осмотрел бронзовую статую, отливку статуи нашел удовлетворительной.

В то же время Витте нашел саму статую в художественном отношении крайне грубо исполненной.

Вместе с требованиями денег Трубецкого ему передали обращение А.Н.Бенуа, в котором тот находил необходимым переделать статую заново. На что С.Ю.Витте, возвратив это заявление, написал: «… конечно ничего не остается как оставить без последствий».

3.3. Статую установили.

Почти готовый памятник держали за забором, скрытым от глаз петербуржцев семь месяцев. Памятник открыли 23.05.1909.

Через два дня после открытия приехал Трубецкой и сделал свое фото на фоне памятника.

3.4. По иронии судьбы

в 1918 убрали битюка те самые большевики, которые по идее должны были бы в назидание потомкам оставить данный памятник на всеобщее обозрение. В настоящее время нужен старик Хоттабыч, который дернул бы себя за волосок и уменьшил бы битюка и всадника эдак раз в десять. Получился бы памятник импрессионизму, возможно, даже не из худших. Тогда и вопросов не было бы. Еще хорошо бы вернуть в казну эдак тысяч 250 царских рублей.

Также по этой теме:

Современное искусство – лохотрон XX века. Часть 6

Современное искусство – лохотрон XX века. Часть 11

Почему  П.М.Третьяков не приобретал скульптуру

Последние три года жизни К.П.Брюллова

Николай I и изобразительные искусства. Часть 4

Памятники Макиавелли, Леопольду II и Фоссомброни Бартолини

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: