30 вопросов и ответов о великой отечественной войне

Танк, который изменил ход войны

Как ни печально признавать, очень часто значимые события, повлиявшие на ход мировой истории, оказываются за кадром и знают о них лишь немногое специалисты. Не стало исключением и отечественное танкостроение, известное поражающими воображение экспериментами вроде телеуправляемых или прыгающих танков. 27 июня 1940 года в Москве состоялось совещание «О системе автобронетанкового вооружения Красной Армии», на котором рассматривался вопрос о перспективных типах танков и о снятии с вооружения старых образцов. В ходе обсуждения ведущие конструкторы нескольких КБ жарко полемизировали о приоритетности огневой мощи и противоснарядного бронирования. В итоге сошлись на том, что чем больше — тем лучше, и того и другого. Буквально по горячим следам был сделан эскизный проект, расчетные боевые характеристики выглядели столь многообещающе, что немедленно было дано «добро» на производство опытного образца. Это был танк с противоснарядным бронированием и чрезвычайно мощным вооружением, включавшим 152 мм гаубицу для борьбы с ДОТами и две 76 мм пушки, пригодных как для борьбы с танками, так и для других задач, плюс вспомогательное пулеметное вооружение. Башни были унифицированы с танками серии КВ, размещение вооружения повторяло проверенную схему Т-35.

По сути, эта уникальная машина должна была изменить все тогдашнюю тактику применения танков, став воистину универсальным, одинаково пригодным и для прорыва и для удержания рубежа, для чего достаточным было бы только верно развернуть танк. Будучи ориентированым перпендикулярно к линии фронта, такой танк способен как игла прошить любую линию вражеской обороны, без труда преодолевая любые рвы, надолбы, эскарпы, контрэскарпы и волчьи ямы. Если танк повернуть вдоль линии фронта, то можно надежно закрыть любую брешь в обороне, лишь бы хватило этих чудо-танков.

Разумеется, воплощение столь масштабного проекта требовало времени, а его уже не было, да и кадры были брошены на производство скоростных автострадных танков. Потому, когда грянула Война, изготовить успели ввести всего один такой танк, получивший обозначение обозначением Т-135. Завод пришлось спешно эвакуировать, супертанк везли в тыл, чтобы продолжить работу, но в Сталинграде его пришлось оставить на территории тракторного завода, где планировалось подготовить его к переброске через Волгу, но вновь не хватило времени. Как считают некоторые историки, переломным в истории Войны стал именно тот момент, когда ворвавшиеся на территорию завода немцы увидели этот танк….
Некоторые из любителей альтернативной истории берут на себя смелость утверждать, что если б этот танк удалось запустить в серию годом раньше и успеть его показать миру на традиционном ноябрьском параде — то может и войны б не было. Но история — наука серьезная и сослагательного наклонения не терпит…

http://www.androsov.com/articles/military/t135/t135.htmу истории есть и продолжение, см. тут: http://gleb-androsov.livejournal.com/80302.html

Первая Мировая война и первые английские танки

С появлением первых автомобилей идея применять их в войнах стала очевидна для всех. Поэтому уже перед Первой Мировой почти все армии ведущих держав имели свой парк бронеавтомобилей, да и настоящие бронепоезда тоже были в ходу.

Минусы этих боевых машин были естественными. У бронеавтомобилей — невозможность езды по пересеченной местности и преодоления заграждений и траншей, а у бронепоездов — привязанность к рельсам. Поэтому, когда в ходе затяжных боев армии противоборствующих стран все больше начали окапываться, строить многокилометровые противопехотные заграждения из мин и колючей проволоки, использовать пулеметы и шрапнельные снаряды, буквально выкашивающие наступающую пехоту, инженерам стало понятно — надо что-то делать.

Когда в 1915 году британский полковник Эрнест Суинтон предложил использовать для преодоления траншей бронированную машину на гусеничном тракторном ходу, Уинстон Черчилль ухватился за эту идею и создал Комитет по сухопутным кораблям, который в срочном порядке начал разработки.

Машина Хетерингтона

Самое любопытное, что тот же Черчилль чуть не похоронил будущее танков, когда захотел реализовать идею майора Томаса Хетерингтона, который предложил создать тысячетонного монстра на огромных колесах, четырнадцати метров высотой и вооруженного корабельными пушками. Опытные инженеры объяснили министру Черчиллю, что эту махину тут же расстреляют из пушек, поэтому разработчики обратились к идее Суинтона о создании машины на основе американского гусеничного трактора Холт-Катерпиллер, который уже давно применялся в армии в качестве тягача.

Так называемый «танк Суинтона» разрабатывался в строгой секретности, и уже 9 сентября 1915 года прототип под названием «Линкольнская машина номер один», прошел первые полевые испытания, где обнаружилась куча недостатков конструкции, после устранения которых появился первый работающий прототип танка — Маленький Вилли, названный так в честь разработчика Уолтера Вильсона. Машина также имела множество недостатков, и когда ее переделали под требования боевой обстановки, был создан Большой Вилли, которого приняли на вооружение и под названием Mark I отправили на войну.

В грозные годы войны

К 22 июня 1941 года в танковых частях и соединениях РККА имелось чуть больше тысячи новых машин. В первых же приграничных боях новая машина отличилась: она не только показала себя с лучшей стороны в бою, но и вызвала уважение со стороны противника.

Т-34 с пушкой Ф-34

Производство танков было начато лишь на двух заводах – №183 в Харькове (город вскоре попал в руки противника) и на СТЗ (завод был изрядно поврежден в ходе боев за Сталинград). Понятно, что ход войны, быстро смещающаяся линия фронта и эвакуация промышленности стали теми факторами, которые мешали быстро нарастить производство Т-34.

Т-34 обр. 1943 года

Руководство страны, понимая ценность новой машины, разворачивает производство нового танка на заводах «Красное Сормово» (Горький, ныне Нижний Новгород), Челябинском тракторном заводе, «Уралмаше» (Свердловск, ныне Екатеринбург), заводе №174 в Омске и «Уралвагонзаводе» (Нижний Тагил). До 1943 года развитие шло в рамках существующей модели. Упрощалась технология производства, наращивалось производство в условиях эвакуации предприятий (12520 танков – за 1942 год, 15696 машин – за 1943 год.).И это уже превысило немецкое производство средних танков. За годы войны было выпущено свыше 53 тысяч экземпляров Т-34 всех серий и модификаций. А выпуск свыше 6 тысяч лицензионных послевоенных танков в совокупности сделало «тридцатьчетверку» самым массовым танком, и это первенство сохраняется вплоть до наших дней.

Уже в первые месяцы войны немало наших танкистов отличились в боях именно на Т-34. К примеру, Герои Советского Союза Дмитрий Федорович Лавриненко (1-я гвардейская танковая бригада, 52 победы за 28 боев, звание присвоено посмертно); Владимир Александрович Бочковский (1-я гвардейская танковая бригада, 36 побед); Николай Родионович Андреев (6-я гвардейская танковая бригада, 27 побед, один танк уничтожен тараном).

Производство Т-34

В ходе войны конструкция Т-34 постоянно модернизировалась и дополнялась новыми элементами. Основной задачей было удешевить стоимость и трудоемкость его производства. Вместе с тем старались увеличить его боеспособность. На танке появляется командирская башенка, сама конструкция башен претерпевала изменения – от литой и сварной ранних типов до «гайки»; были попытки установки мощнейшего на тот момент 57-миллиметрового противотанкового орудия, упрощались катки и многое другое. Выпускались и самоходки на удачном шасси Т-34 (Су-122, Су-85, Су-100), была огнеметная версия ОТ-34 и ремонтно-эвакуационная машина.

Немецкие танки и первый встречный танковый бой

A7V

Поначалу немцы не восприняли серьезно идею воевать с помощью танков, но когда спохватились — начали срочно клепать свои машины. И все бы ничего, да вот только времени и средств было слишком мало, так что в итоге получился крайне странный металлический монстр — A7V, огромная стальная коробка, трехметровой высоты вагон на гусеницах, длинной в семь метров и весом в тридцать тонн, с 57 мм пушкой, торчащей из носа, и пятью пулеметами. В экипаже при этом было 18 человек!

Самое интересное, что махина имела тридцатимиллиметровую броню и скорость по шоссе — аж 12 км в час. Немецкие солдаты прозвали свой танк «тяжелой походной кухней» за огромные размеры, жуткую жару внутри и постоянный дым из всех щелей.

Но именно эти жуткие самодвижущиеся кастрюли приняли первый встречный танковый бой в истории, который произошел 24 апреля 1918 года при Виллер-Бретонне, когда три немецких танка A7V столкнулись с тремя британскими тяжелыми Mark IV и семью легкими танками «Уиппет».

Для обеих сторон бой был совершенно неожиданным, да и британцы вдруг обнаружили, что пулеметное вооружение двух «самок» и всех легких танков ничего не может поделать с немецкой броней. Поэтому, получив несколько пробоин, «самки» отступили, и в бой рванул «самец» — единственный, имевший пушечное вооружение.

Тут уже сказался опыт и маневренность английского танка, который удачным выстрелом смог повредить одну немецкую машину, которую потом бросил экипаж, и заставить остальных отступить, так что, формально, победа осталась за британцами.

Немецкие танки были неплохи, но вот проблема — к концу войны их изготовили 21 штуку, при этом танков у англичан было как мы писали выше — 3177. И это не считая танков Франции.

Россия

Во времена царствования Александра II (1867 г.) были проданы владения Российской империи в Северной Америке. За Аляску русские рассчитывали получить внушительную сумму, составлявшую 7 миллионов 200 тысяч долларов.

Однако чтобы эта сделка состоялась, российской стороной было потрачено 165 тысяч долларов на оплату юридических услуг и подкуп американских сенаторов.

Кроме того, сложная конвертация «съела» седьмую часть от полученной суммы. Россия недополучила из-за невыгодного обмена валюты порядка 1 миллиона долларов.

Аляска для Российской империи была обузой. Эта плохо защищенная территория, находящаяся на другом конце света, требовала крупных финансовых затрат на свое снабжение. На фоне начавшейся экспансии России в Средней Азии такие траты были слишком обременительны.

Приобретенные владения оказались для американцев золотой жилой. О богатых месторождениях золота на Аляске русские на момент заключения сделки хоть и знали, но тщательно скрывали эту информацию. Они боялись, что эти земли заинтересуют враждебную Великобританию.

Россия поспешила продать заокеанские владения друзьям, чтобы они не достались врагам бесплатно. За вырученные деньги в России была построена железная дорога.

Ранее у России уже был опыт продажи бесполезных территорий. В 1841 году империя продала Форт-Росс. Эта крепость была основана русскими в 1812 году.

Она находилась в испанской Калифорнии и была предназначена, чтобы снабжать Аляску продовольствием. Землю, на которой располагался Форт-Росс, россияне приобрели за бесценок у индейцев.

Предложение купить Форт-Росс было сделано Англии в 1839 году. Однако оно не заинтересовало потенциального покупателя.

Сбыть убыточное владение с рук русским удалось спустя 2 года. Его приобрел мексиканский предприниматель Саттер за 42 857 рублей серебром.

Финальный аккорд и долгая слава

Финальным аккордом для нашего героя стала Великая Отечественная война. Несмотря на многочисленные разработки других пулемётов, шедшие в СССР, «Максим» продолжал оставаться на вооружении. В 1930 году «Максим» модернизировали, добавив в его механику, систему подачи патронов и прицеливания ряд улучшений. Также переоснастили кожух, он стал рифленым (кстати, в фильмах о гражданской войне мы часто видим рифленые «Максимы», которых еще не было). По результатам советско-финской войны крышка для залива воды на кожухе стала еще шире, чтобы можно было вместо воды наполнять кожух льдом и снегом. Так появился пулемет образца 1910/30 года.

Классический Максим обр. 1910/30 года

Появились и модификации легендарного пулемета. Самой известной стала счетверенная зенитная установка на тумбе. Для такой стационарной установки на каждый ствол полагалось по 500 патронов вместо 250, вода циркулировала между всеми кожухами, добавлен был и кольцевой зенитный прицел. Эти установки мы часто видим на фотографиях времен Великой Отечественной, и их успешно применяли для борьбы с низколетящими самолетами противника.

Счетверенный зенитный вариант

Пионером наш «Максим» стал и в воздухе. Под индексом ПВ-1 (пулемет воздушный) он поступил на вооружение первых моделей советских истребителей и штурмовиков.

В годы войны «Максим» уже был морально устаревшим пулеметом, многие конкуренты превосходили его, тем не менее легендарная надежность и простота, а также точность и кучность огня продержали его в войсках до самых последних сражений с вермахтом.

Пример в разобранном состоянии

Высокий профиль пулемета из-за щита не позволял маскироваться, потому расчеты просто снимали громоздкий щит. Неудобств добавляла и матерчатая лента, которая должна была бережно храниться, надо было при этом избегать ее намокания, иначе оружие давало осечку при стрельбе. Да и достать воду для кожуха часто тоже было сложной задачей на поле боя. С 1943 года «Максим» стал заменяться более совершенным пулеметом СГ-43 (Горюнова).

Обратите внимание на щит

Тем не менее пулеметы системы Максима прослужили активно более полувека, обеспечивая во всех концах света огневой поддержкой пехоту. Дольше всех его применяли британцы, а у нас считается, что последние выстрелы из «Максима» в бою были сделаны на Даманском в 1969 году. Интересно, что именно «Максимы» извлекла со складов потерявшая много оружия в котлах 2014 года на Донбассе украинская армия, и они до сих пор применяются там.

В бою зимой

Да и у нас, вероятно, на базах хранения осталось немало «Максимов», которые в отличие от музейных и киношных экземпляров все еще в умелых руках являются грозным оружием и при необходимости могут быть использованы. А если говорить о кино и компьютерных играх, – наш легендарный русский «Максим», определенно, будет жить вечно.

Обложка: pinterest.ru

СКС: не успевший на войну, но очень популярный 

Шесть малоизвестных образцов оружия Красной Армии, о которых вы не знали 

Наган: бельгийский, русский легендарный револьвер 

Пистолет №2. Короткая история и долгая жизнь АПС 

Винтовка Мосина. Век на страже Отечества 

Франция

Начиная с XVII века, происходило освоение французами территорий, расположенных между Мексиканским заливом и Великими озерами, Миссисипи и Скалистыми горами.

Своим названием — Луизиана — эти земли обязаны французскому королю Людовику XVI. Затем их хозяевами стали испанцы. Последних Наполеон вынудил вернуть Луизиану французам, после чего сразу же продал ее американцам.

Наполеон понимал, что эти беззащитные владения Франции — легкая добыча для Великобритании или США. Поэтому поспешил выручить за них хоть какие-то деньги.

В 1803 году сделка о продаже была заключена. Франция получила за Луизиану более 23 миллионов долларов (с учетом процентов по кредиту). Благодаря покупке этих земель американские штаты увеличили собственную территорию в несколько раз.

Танк Леонардо да Винчи и бронированный поезд на гусеницах

Идеи создания передвижных крепостей приходили людям в головы со времен первых массовых войн. Сначала это были колесницы, потом боевые башни на слонах, а позже появились знаменитые вагенбурги, эффективно использовавшиеся в гуситских войнах. Но, все эти повозки приводили в движение лошади или слоны, которые являлись крайне уязвимыми и непредсказуемыми.

Уже в те времена люди стали задумываться о самодвижущихся огневых укреплениях, и знаменитый изобретатель эпохи Возрождения Леонардо да Винчи также не мог пройти мимо этой темы. Он создал проект машины из дерева и стали, двигающейся на мускульной тяге. Она выглядела как шляпка от гриба, ощетинившаяся пушками. Конечно, для технологий XV века создать подобное было невозможно, и проект остался лишь в виде фантазии автора. Кстати, в 2009 году американские инженеры в рамках научно-популярного фильма все же создали работающий танк Леонадро да Винчи.

Бронепоезд Буйена

Следующим этапом, предшествующим появлению танков стал гусеничный бронированный поезд француза Эдуарда Буйена, который в 1874 году предложил поставить несколько соединенных друг с другом вагонов не на рельсы, а на общую гусеницу, вооружить этого монстра орудиями и снабдить экипажем из двухсот человек. И хотя проект отклонили, сам автор считал, что его изобретение изменит ход войн. Позже так и случилось, хоть и не с его боевой машиной.

Битва при Сомме и дебют английских танков

Марк I

Что же представлял из себя Большой Вилли? Это был тридцатитонный стальной ящик на ромбовидных гусеницах, длинной в восемь и высотой в два с половиной метра. Он не имел привычной нам вращающейся башни, так как считалось, что она сделает танк слишком заметным, поэтому вооружение было установлено в спонсонах по бортам машины.

Первые английские танки разделялись на «самцов» и «самок». «Самцы» имели две 57-мм пушки, «самки» же — только пулеметы. Броня была противопульной, доходила до десяти миллиметров. Ну, а скорость танк развивал просто «гоночную» — 6,4 км в час по шоссе.

Но и неповоротливость, и малая броня не помешали танкам до смерти напугать немецких солдат в битве при Сомме 15 сентября 1916 года, когда 32 боевые машины атаковали вражеские укрепления, разрывая колючую проволоку, ужасно грохоча, и расстреливая солдат противника из пушек и пулеметов.

Хотя тут же выяснились и минусы быстрого введения танков в эксплуатацию — ведь изначально их было 49, но 17 сломалось еще до начала битвы. А из 32, ушедших в атаку, 5 застряло в болоте, а 9 просто сломалось без участия противника. Тем не менее, дебют посчитали отличным, и всего за время войны было создано 3177 танков Mark различных модификаций.

«Первая ласточка»

Такими словами у стен Кремля встретил И.В.Сталин новенькие, производившие хорошее впечатление, приземистые и крепко сбитые машины во время их показа высшему руководству СССР 17 марта 1940 года. А уже 31 числа танк встал на производственные линии, стране требовалось как можно больше первоклассных машин.

А-32

Еще в январе 1940 года А-32 превратились в Т-34, броня была увеличена до 45 мм и имела рациональный угол наклона, что повышало ее стойкость, а 45- миллиметровое орудие сменила мощная 76-миллиметровая пушка Л-11, которую чуть позже заменили на Ф-34 (с лучшими характеристиками). Имелась у экипажа и пара пулеметов ДТ.

Новые танки нужно было показать военным в Москве. История перегона первых двух «ласточек» своим ходом из Харькова в Москву вне дорог общего пользования даже легла в основу художественного фильма, который, впрочем, больше похож на вымысел.

Т-34 первых серий с пушкой Л-11

Водители-испытатели Носик и Дюкалов, сидевшие за рычагами двух машин все 750 км пробега, продемонстрировали и неплохую маневренность танка перед военным руководством, также испытания танка шли в Кубинке и даже на остатках противотанковых укреплений поверженной «линии Маннергейма». Лишь одно событие омрачило рождение легенды: от пневмонии скончался М.И. Кошкин, когда уже простуженный сильно промок, помогая вытаскивать застрявший Т-34 на переправе. Его дело развития новой боевой машины продолжил А.А. Морозов – соратник и ученик.

Сколько стоит Родина?

Автор admin, Февраль 3rd, 2014

Едем из Камерунского города Лимбе в Дуалу. Проезжаем мост над рекой. В рации слышен голос Семена

— Давай остановимся, сделаем фотографию с моста. Очень колоритно смотрятся местные лодки на реке.

Действительно, колоритно.  Довольно хлипкие деревянные лодки грузятся песком или щебенкой, затем лодочники отталкиваются веслом от берега и везут куда-то такой необычный для маленьких лодочек груз по реке.

Зачем везут песок – вообще загадка. А вот щебенка здесь действительно дефицит. Видели, как ее делали в королевстве Оку. Двое подростков сидели весь день и тупо долбили молотками большие камни. Без всяких средств защиты, вроде очков и респираторов. С утра и до вечера, без перерывов на обед. Вечером пришел работодатель и сказал, что щебенка слишком крупная. Пришлось им работать еще день. За это время они наколотили четыре тачки щебенки. Сколько им заплатили — не знаю, но точно меньше $10, так как расплачиваясь хозяин дал им всего одну бумажную купюру.

«Секретный» объект на реке

Выходим из машины и достаем фотоаппараты. Свет мне не нравится, так что, не отходя от машины, делаю  один снимок реки и сразу иду обратно. Семен же идет с фотоаппаратом на мост, надеясь найти хорошую точку для съемки.

Открываю дверцу машины, но залезть обратно не успеваю. Ко мне стремительно подбегает вооруженный автоматом человек и отбирает фотоаппарат.

— Мост военный объект. Его нельзя фотографировать!

— А где написано, что здесь фотографировать запрещено? И где здесь военные? Да и не фотографировал я мост. Меня интересовала только река.

Военного это не интересует, и он конвоирует меня к будке на другом конце моста, куда уже ведут не успевшего сделать ни одного снимка Семена. У него тоже отобрали фотоаппарат.  Это сильно напрягает, так как там все снимки, сделанные нами за время экспедиции.

Довольно хлипкие деревянные лодки грузятся песком. Этот снимок стоит очень дорого, в прямом смысле этого слова.

— Я не фотографировал ваш мост. Могу показать все отснятые фотографии.  Давайте я дам вам 5 тыс. центральноафриканских франка (примерно $10) и будем считать инцидент исчерпанным.

— Я не коррупционер! Родину не продаю! – гордо отказался от денег охранник.

Похоже, придется платить больше. Трудно спорить с человеком с ружьем.

Подходим к будке. Нас встречает довольный начальник поста, одетый в майку футбольного клуба «Анжи», с надписью «Это-О» на спине.

— Вы фотографировали военный объект. Мы отконвоируем вас в военную комендатуру для дальнейшего разбирательства.

— Мы ничего не фотографировали.  Мы из России. На вас форма футбольного клуба «Анжи».  Это-О – лучший игрок российского чемпионата. Неужели мы не сможем договориться?

— А где ваше разрешение на фотосъемку?

— Вот бумага от Федерации Альпинизма России. Здесь говорится, что мы приехали для изучения природных объектов вашей страны.

«Футболист» внимательно читает бумагу.

— Здесь говорится о восхождении на гору Камерун. И ничего не говорится о разрешении на фотографирование в районе этого моста.

— А сколько стоит разрешение на фотографирование здесь?

— 30 тыс. центральноафриканских франков. За эти деньги вы сможете сделать три снимка.

— Давайте, мы заплатим вам 10 тыс. франков, заберем свои фотоаппараты и ничего фотографировать не будем?

Вот он какой — камерунский болельщик дагестанского клуба.

— Торг здесь неуместен, — твердо заявил «Это-О». Пришлось доставать кошелек.

«Футболист» повеселел, отдал нам фотоаппараты и повел на фотосессию.

Наше появление с фотоаппаратами на берегу восторга у рабочих, больше похожих на заключенных, не вызвало. Тем более, что они видели, что я отдавал «футболисту» деньги и чувствовали себя обманутыми. Фотографировать будут их, а деньги получил он. Я сделал только одну фотографию лодки на реке, после чего недовольный ропот стал переходить  в настоящее народное волнение.

— Не волнуйтесь. Ничего особенного. Делайте еще два снимка. Например, можете сфотографировать меня, — оптимистично заявил «Это-О», но мы его спокойствия не разделили. Решив не рисковать, мы, прижав к груди свои драгоценные фотоаппараты, рванули к машинам. Запрыгивая в наш внедорожник, я оглянулся и посмотрел на место съемки. Под крики «Сволочь, ты Родину продал», толпа «рабочих» ожесточенно била поклонника махачкалинского клуба.

Николай Носов. Камерун 2014

Фото автора

Другие материалы о походе —

Рубрики: Африка, Камерун, Статьи Теги: камерун

Танк-туалет и голубиная почта

Маленький Вилли

Первые танки не были образцом комфорта. Как говорил один из командиров английского танка Первой Мировой, бывший моряк, — такой танк на ходу качало, как боевой катер в шторм. Тем более что во время боя температура внутри поднималась до 50, а иногда и 70 градусов по Цельсию, поэтому тепловой удар и галлюцинации преследовали экипажи на каждом шагу. Да и окошки для наблюдения часто разбивались, и ранили танкистам глаза осколками.

Связь осуществлялась тоже специфически — для нее в танках держали клетки с почтовыми голубями, правда птицы часто умирали от жары, и тогда использовали гонцов-пехотинцев, что конечно было очень неудобно и опасно.

Само название «танк» появилось из-за того, что разработка боевой машины велась в обстановке строжайшей секретности, и по железным дорогам технику перевозили под видом самодвижущихся топливных баков, предназначенных для русской армии

На них даже писали кириллицей, правда с ошибкой «осторожно Петрограа». Одним из первоначальных названий для боевых машин был «water carrier» — «резервуар для воды» или «водовоз», что полностью отражало маскировочную легенду

Но тут выяснилось, что аббревиатура «WC» в английском языке соответствует общеупотребимому выражению «water closet» — то есть туалет с водяным смывом.

Сидеть в кабинете под такой вывеской и постоянно отбиваться от желающих облегчиться никто не хотел, и тогда появилось слово «tank» (бак).

Главная женщина на фронте

Гаубицу М-30 фронтовики прозвали «Матушкой», реактивные снаряды поначалу называли «Раисой Сергеевной» (от сокращения РС), но больше всего любили, конечно, «Катюшу», систему полевой реактивной артиллерии БМ-13. Одни из первых залпов «Катюш» обрушились на Базарную площадь города Рудня. БМ-13 во время выстрелов издавала своеобразный звук, в котором солдаты услышали популярную перед войной песню Матвея Блантера «Катюша». Меткое прозвище, данное орудию сержантом Андреем Сапроновым, за пару дней облетело всю армию, а потом стало достоянием советского народа.

Монумент Катюше. (wikipedia.org)

Приказ о запуске производства «Катюш» был подписан за несколько часов до начала немецкого вторжения Первыми системы залпового огня применили немецкие войска, пытаясь в самом начале наступления разрушить Брестскую крепость. Однако крепость устояла и еще долгое время красноармейцы, оказавшиеся в ней, боролись с захватчиками. Приказ о запуске производства «Катюш» был подписан за несколько часов до начала немецкого вторжения. Меньше чем через месяц советские войска нанесли ответный удар: летом 41-го года немцам пришлось познакомиться не только с новым танком Т-34, но и с неизвестной до сих пор «Катюшей». Начальник немецкого Генерального штаба Гальдер записал в своем дневнике: «14 июля под Оршей русские применили неизвестное до этого времени оружие. Огненный шквал снарядов сжег железнодорожную станцию Орша, все эшелоны с личным составом и боевой техникой приехавших военных частей. Плавился металл, горела земля».

Монумент первой ракетной батарее капитана Флерова. (wikipedia.org)

Ракетные установки, в начале войны чаще всего водруженные на шасси машин ЗИС, потом стали монтировать на чем угодно: начиная от «Фордов», «Доджей» и «Бедфордов», полученных по программе ленд-лиза, заканчивая мотоциклами, аэросанями и катерами. Операция, в которой обширнее всего использовались системы залпового огня, — штурм Берлина. Тогда «сталинские органы», как их прозвали немцы, выпустили более 10 тысяч снарядов и уничтожили 120 зданий, где сопротивление войск противника было особо ожесточенным.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: