Сословия по русской правде: княжие мужи, люди, холопы

Холопы и смерды: кто это?

Русская Правда

Создана около 1072 года. В период с 1068 по 1072 год трое
сыновей Ярослава Мудрого
-Изяслав,

Святослав
и Всеволод — разработали
новое законодательство, которое вошло в историю
под названием «Правда Ярославичей».

Это
законодательство существенно дополнило старую
«Русскую правду», которая уже не отвечала
требованиям развития общества. Право кровной
мести уже не упоминалось. Кровную месть заменили
штрафы. Новая «Правда» карала за нарушение
имущественных прав и личной безопасности
жителей. В новом законе была сделана попытка
сохранить внутренний порядок в стране, защитить
собственность состоятельных людей.

Ниже
приведены два текста: Русская правда в краткой
редакции
и гораздо более поздний текст XV века) —
Пространная редакция. Оба текста переведены на современный русский язык.
Отдельным файлом опубликован первоначальный текст
«Правды роськой» без перевода.

Холопы и их права

Холопами называли самое бесправное население не только деревень, но и городов (весей). Холоп, таким образом, мог жить не только в сельской (как смерд), но и в городской местности. В отличие от смерда холоп был абсолютно бесправен. Он практически являлся рабом. Рабское положение холопов было отменено только Петром I в 1723 году.

Холопы были рабами из местного населения. Другую категорию рабов – челядинов – князья приобретали во время завоевательных походов на соседние или удаленные земли. Челядин – это раб-иноземец. Он был еще более бесправен, нежели холоп. Практически приравнивался к вещи.

Рабское положение холопа отражалось во многих юридических моментах. Такой человек целиком и полностью принадлежал помещику. Последний имел полное право убить своего холопа за какой-то проступок. За это его никто не смел осудить. Если же феодал убивал чужого холопа, он платил штраф, как за порчу чужого имущества. Также холопы не имели земельных наделов или какой-либо другой ценной собственности.

Холопами становились за проступки, преступления, долги, по праву рождения или в результате венчания (замужества). Если князь серьезно за что-то разгневался на крестьянина, он мог отнять все его имущество и вместе с семьей перевести в ранг холопов («Русская права»). Торговец-растратчик, не способный сполна выплатить свой долг, «продавал себя в холопы». И конечно, дети холопа с первого дня жизни являлись холопами. Свободная женщина, выйдя замуж за такого человека, становилась холопкой.

Эти люди выполняли всю работу в домах господ и обрабатывали их землю наряду со смердами. Им отводилась вся самая грязная, «черная» работа в доме. Но иногда холопы обучались и ремеслам, что не происходило со смердами (они были сугубо землепашцами). Холопами вовсю торговали. Чем умелее был такой работник, тем выше была на него и цена. Если холоп был полезен господину и хорошо исполнял свою службу, владелец по желанию мог отвести своему рабу отдельное жилье или даже подарить вольную (отпустить на свободу).

История жизни смердов

Советский историк Греков Б.Д. дал свое определение основной массе людей на протяжении пяти веков, назвав их членами сельской общины, которые занимались земледелием. Они находились в постоянной зависимости от князя на протяжении пяти столетий. Если ознакомиться с писаниями в Русской Правде, станет понятно, что осуждение этой категории людей происходило со стороны князей.

У смердов были наделы земли
, их они передавали из поколения в поколения после своей смерти по мужской линии. Если у земледельца не было сына, то наследство переходило во владения князей. За их убийство были введены точно такие же штрафы, как и за рабов.

Имущество, которое некому было передать, переходило в княжеское управление. В то время как точно такое же имущество, но уже общинника, тогда было принято делить среди членов всей общины. Размер штрафа при убийстве
одного из представителей этой категории, составлял пять гривен. Такой же штраф подлежал уплате при убийстве обычного холопа. Убийство людина наказывалось штрафом в 40 гривен, как и любого другого свободно жителя.

Смерд, который проживал в Новгородской республике, был зависим от государства. Если рассматривать это понятие в более обширном виде и чуть позже во временных рамках, то они выступали в качестве основы всего населения в стране, образующим самый низкий слой – крестьянами. В их распоряжении была своя собственная земля, на которой они могли заниматься любым хозяйством.

Осуществлять деятельность на безвозмездной основе было нельзя. За это они уплачивали налоги князю,
а так же были обязаны отдавать часть уродившихся плодов управленцам. Князь по праву имел возможность передарить и переселять их в другие места. Людей приносили в дар церквям.

Если рассматривать термин «осмердить»
, то во время существования этой категории населения он вкладывал в себя значение захвата соседских княжеств, когда происходили междоусобицы князей. Через несколько десятилетий смерды исчезли, на замену им появились крестьяне.

И следующие два столетия этот термин использовался для обращения князя
к низшим слоям населения. Но даже когда это значение изжило себя, то, смердами называли простолюдин и крепостных крестьян, к которым испытывали ярое презрение. Такие высказывания себе позволяли помещики и представители власти.

Происхождение слова

Этот термин пришел в обращение из индоевропейского языка. К нему относятся славянские народы, германцы, армяне, индусы и другие. В их переводе оно означало зависимого человека, обычного человека.

В переводе с санскрита
оно звучит как «смирти» и означает «помнить, помнящий». В просторечном переводе можно встретить такое определение, как «преданный». Через некоторое время это слово было использовано для названия сельского населения. А после принятия Христианства, оно и вовсе пропадает.

Фактчек

  • Русская правда – первый сборник законов Древнерусского государства, состоящий из трёх частей: Правды Ярослава, Правды Ярославичей и Устава Владимира Мономаха. 
  • Русская правда создавалась около века (XI-XII вв.), её первая часть – Правда Ярослава – датируется 1016 годом. В ней содержатся основные тезисы относительно обычая кровной мести, избиений и хищений. Важным моментом является лествичный порядок престолонаследия, согласно которому престол передавался от отца к старшему представителю рода.
  • Вторая часть Русской правды – Правда Ярославичей – похожа на предыдущую часть своим содержанием: кровная месть, побои, кражи. Однако в Правде Ярославичей была отменена кровная месть, что кардинально отличает её от Правды Ярослава. 
  • Устав Владимира Мономаха явился реакцией на антиростовщическое восстание в Киеве, посему содержал в себе положения, касавшиеся долгов, ростовщичества, а также облегчения положения низов с целью устранения народных волнений.
  • В Древнерусском государстве население делилось на высшие и низшие сословия. 
  • К высшему относятся: князья, представители духовенства, бояре и дружинники. 
  • К низшему относятся: люди, смерды (закупы и рядовичи), горожане (ремесленники и купцы), холопы (челядь и долговые холопы).

Полностью зависимы (обельные) слои населения

Основная часть населения в Древней Руси относилась к категории полностью зависимых. Это были холопы и челядь
. Фактически это были люди, которые по своему социальному статусу являлись рабами

Но тут важно отметить, что понятие «раб» на Руси и в Западной Европе очень сильно отличались. Если в Европе у рабов не было прав, и это признавали все, то на Руси холопы и челядь прав не имели, но церковь осуждала любые элементы насилия над ними

Поэтому позиция церкви была важной для этой категории населения и обеспечивала сравнительно комфортные условия жизни для них.

Несмотря на позиции церкви, полностью зависимые категории населения были лишены всех прав. Это хорошо демонстрирует Русская Правда
. Этот документ в одной из статей предусматривал плату в случае убийства человека. Так, за свободного горожанина плата была 40 гривенников, а за зависимого — 5.

Холопы

Холопы — так на Руси называли людей, которые служили другим. Это была самая массовая прослойка населения. Людей, которые попадали в полную зависимость, также называли «обельные холопы
».

Люди становились холопами в результате разорения, проступков, решения вотчины. Ими могли стать и свободные люди, утратившие в силу определенных причин часть свободы. Некоторые добровольно уходили в холопы. Связано это с тем, что часть (небольшая конечно) этой категории населения была фактически «привилегированна». Среди холопов были люди из личной услуги князя, ключники, огнищане и другие. Они котировались в обществе даже выше свободных людей.

Челядь

Челядь — это люди, которые утратили свою свободу не в результате долгов. Это были военнопленные, воры, осужденные общиной и так далее. Как правило, эти люди выполняли самую грязную и тяжелую работу. Это была незначительная по количеству прослойка.

Отличия челяди и холопов

Чем челядь отличались от холопов? Ответить на этот вопрос также сложно как сегодня рассказать чем социально бухгалтер отличается от кассира… Но если пытаться охарактеризовать отличия, то челядь состояла из людей, попавших в зависимость в результате своих проступков. Холопами можно было стать и добровольно. Если еще проще: холопы служили, челядь выполняла. Их объединяло то, что они полностью были лишены прав.

Кто является смердом?

Чем смерд отличался от холопа? Основное отличие заключается в социальном статусе. Смерды находились выше холопов в социальной иерархии, что выражалось в их правовом положении. В сравнении с холопами, смерды обладали некоторыми правами и привилегиями, такими как право владения собственностью и свободы передвижения.

Однако, несмотря на относительную привилегированность смердов, их социальный статус все же был ниже, чем у других классов. Смерды не имели возможности занимать высокие государственные должности и общественные позиции. Они обычно осуществляли тяжелый физический труд, например, земледелие.

Важно отметить, что категории «смерд» и «холоп» продолжали существовать на протяжении нескольких столетий и со временем, их значение и характеристики частично изменялись

Происхождение термина

Термины «холоп» и «смерд» часто употреблялись в Древней Руси для обозначения низшего слоя населения, который отличался от высшего класса бояр и князей.

Слово «холоп» происходит от древнерусского глагола «холопить», что означает «работать на чужого». Холопами часто называли крестьян, которые находились в зависимости от бояр и князей и занимались их хозяйством и работой.

Смерды же были независимыми крестьянами, которые обрабатывали землю и вели своё хозяйство. Они не были привязаны к земле и могли свободно передвигаться.

Таким образом, главное отличие между холопами и смердами заключалось в их статусе и зависимости от высшего класса. Холопы работали на чужого, тогда как смерды занимались своим делом и имели свободу действий.

Материальное положение

Холопы были крепостными крестьянами, которые принадлежали к помещикам, землевладельцам или церкви. Они не имели личной свободы и не могли передвигаться без разрешения своих хозяев. Материальное положение холопов было крайне тяжелым – они обязаны были работать на своего хозяина и отдавать ему значительную часть своего урожая или продукции.

Смерды же, в отличие от холопов, были свободными крестьянами. Они не принадлежали никому, но были обязаны выполнять определенные обязанности перед государством и церковью. Смерды могли заниматься собственным земледелием и ремеслами, имели право на личное имущество.

Таким образом, отличие в материальном положении между холопами и смердами заключалось в статусе и правах. Холопы были лишены свободы и полностью зависели от своих хозяев, в то время как смерды могли вести более самостоятельный образ жизни и имели больше возможностей для обеспечения своего материального благосостояния.

Полностью зависимы (обельные) слои населения

Основная часть населения в Древней Руси относилась к категории полностью зависимых. Это были холопы и челядь. Фактически это были люди, которые по своему социальному статусу являлись рабами

Но тут важно отметить, что понятие «раб» на Руси и в Западной Европе очень сильно отличались. Если в Европе у рабов не было прав, и это признавали все, то на Руси холопы и челядь прав не имели, но церковь осуждала любые элементы насилия над ними

Поэтому позиция церкви была важной для этой категории населения и обеспечивала сравнительно комфортные условия жизни для них.

Несмотря на позиции церкви, полностью зависимые категории населения были лишены всех прав. Это хорошо демонстрирует Русская Правда. Этот документ в одной из статей предусматривал плату в случае убийства человека. Так, за свободного горожанина плата была 40 гривенников, а за зависимого — 5.

Обельные холопы в древней Руси

Холопы

Холопы — так на Руси называли людей, которые служили другим. Это была самая массовая прослойка населения. Людей, которые попадали в полную зависимость, также называли «обельные холопы».

Люди становились холопами в результате разорения, проступков, решения вотчины. Ими могли стать и свободные люди, утратившие в силу определенных причин часть свободы. Некоторые добровольно уходили в холопы. Связано это с тем, что часть (небольшая конечно) этой категории населения была фактически «привилегированна». Среди холопов были люди из личной услуги князя, ключники, огнищане и другие. Они котировались в обществе даже выше свободных людей.

Челядь

Челядь — это люди, которые утратили свою свободу не в результате долгов. Это были военнопленные, воры, осужденные общиной и так далее. Как правило, эти люди выполняли самую грязную и тяжелую работу. Это была незначительная по количеству прослойка.

Отличия челяди и холопов

Чем челядь отличались от холопов? Ответить на этот вопрос также сложно как сегодня рассказать чем социально бухгалтер отличается от кассира… Но если пытаться охарактеризовать отличия, то челядь состояла из людей, попавших в зависимость в результате своих проступков. Холопами можно было стать и добровольно. Если еще проще: холопы служили, челядь выполняла. Их объединяло то, что они полностью были лишены прав.

Холопы и их отличие от смердов

Если смерды изначально были все же вольными крестьянами, которые впоследствии попали в феодальную зависимость, то холопами изначально называли фактически рабов. Юридический статус холопов, пожалуй, был даже хуже чем у рабов в Римской империи, хозяин мог с ними распоряжаться по своему усмотрению, в том числе и наказывать, применять физическую силу. За убийство чужого холопа полагался штраф как за порчу чужого имущества, фактически холопы и рассматривались как имущество.

В отличие от смердов холопы не могли:

  • иметь собственную землю,
  • оставлять и получать наследство,
  • участвовать в общественной жизни.

Холопами люди становились в наказание за тяжелые проступки и преступления. Например, князь, разгневанный на крестьянина за какую-то провинность мог отобрать все его имущество, а его понизить до статуса холопа. Также холопами становились должники, которые не могли выплатить своих долгов. Свободная женщина, выходящая замуж за холопа, также становилась рабом. И, разумеется, дети, рожденные в семьях холопов, также автоматически становились холопами.

Обычно холопам давали самую грязную, черновую работу, порой их обучали каким-то полезным ремеслам, чтобы затем их можно было дороже продать. В очень редких случаях князь мог дать холопу вольную, после чего он переходил в уже более высокий статус смерда/крестьянина.

Впоследствии холопы стали делить на классы, различали три основных класса:

  • Большие холопы
  • Малые холопы
  • Боевые холопы

Большими холопами звали фактически привилегированных рабов, тех кто владел какими то полезными ремеслами и умениями. Например, среди них были ответственные за кухню повара, управляющие поместьем. В подчинении у больших холопов находились малые холопы, их участь была незавидной, именно им поручали всю черновую и тяжелую работу по хозяйству.

Отдельную категорию составляли так званные боевые холопы, они входили в княжеское войско и боевую дружину. Также именно боевые холопы считались самыми привилегированными, даже больше чем большие холопы. В боевые холопы отбирали самых сильных и смелых из холопов.

В мирное время боевые холопы также занимались обучению ратному делу, совершенствовали свои навыки во владении разным типом оружия, езде верхом. За их обучение и снаряжение платил князь. Тем не менее боевые холопы не получали награды в военных походах. Даже завоеванная добыча у них оставалась в редких случаях, так как ее отбирали свободные солдаты или князь. За малейшую провинность боевой холоп мог быть разжалован, после чего его продавали в какое-нибудь поместье, где он становился обычным малым холопом.

Роль холопов и смердов в экономике

В средневековой Руси различия между холопами и смердами имели существенное значение для экономической организации общества. Холопы и смерды играли разные роли в производственном процессе, и их статус в социальной иерархии определял их место в экономической жизни.

Холопы были крепостными крестьянами, лишенными свободы и владения собственным имуществом. Их основной обязанностью было трудиться на земле своего хозяина. Холопы выполняли физическую работу в сельском хозяйстве, на мануфактурах, а также в домашнем хозяйстве помещика. Они являлись незаменимыми рабочими руками, обеспечивающими экономическую активность феодала. У холопов не было возможности выбирать свою деятельность или получать плату за свой труд, они служили своим помещикам в обмен на крышу над головой и небольшие привилегии.

Смерды, напротив, представляли собой свободных крестьян, имевших право владеть землей и самостоятельно распоряжаться своими средствами. Они занимались сельским хозяйством, выращивали зерно, скот и другие продукты питания. Смерды являлись активными участниками рыночных отношений, продавая свою продукцию на рынках или обменивая ее на товары и услуги. У свободных крестьян была возможность выбирать свое профессиональное направление и направлять приобретенные средства в развитие своего хозяйства.

Роль холопов и смердов в экономике

Холопы
Смерды

— Выполняли физическую работу на земле и в домашнем хозяйстве помещика
— Занимались сельским хозяйством и выращивали продукты питания

— Были крепостными и лишены свободы
— Были свободными крестьянами с правом владения землей

— Работали без возможности выбора своей деятельности или получения оплаты за труд
— Участвовали в рыночных отношениях и продавали свою продукцию

Краткая история

В древней России большая часть земель была разобрана князьями, боярами и монастырями в собственность. С усилением великокняжеской власти служилые люди награждались обширными поместьями. Сидевшие на этих землях крестьяне были лично свободными людьми и заключали с помещиком арендные договоры («порядные »). В определенные сроки (напр., около Юрьева дня) крестьяне могли свободно оставить свой участок и перейти на другой, исполнив свои обязательства по отношению к помещику.

Постепенно объём зависимости крестьян от помещиков расширялся, и к концу XVI в. вольный уход крестьян был запрещён; они были прикреплены к своему месту жительства и землевладельцам (указы 1592 и 1597). С тех пор положение крепостных стало быстро ухудшаться; помещики стали продавать и покупать крепостных, женить и выдавать замуж по своему произволу, получили право суда и наказания крепостных (до ссылки в Сибирь).

Тяжкое положение крепостных, стремившихся вырваться из-под гнёта помещиков, побуждало крепостных прибегать к убийствам и поджогам помещиков, к бунтам и восстаниям (пугачевщина , и непрекращающиеся волнения крестьян в разных губерниях в течение всей первой половины XIX в.). При Александре I мысль о необходимости смягчения крепостного права выразилась в законе 1803 года о свободных хлебопашцах . По добровольному соглашению помещиков с крестьянами было освобождено около 47 тыс. крепостных. Остальная масса помещичьих крестьян — ок. 10,5 млн душ — освобождена 19 февраля 1861 года .

Немного об отношении к людям на Руси

Давайте сразу проговорим важный момент – простой городской обыватель или деревенский крестьянин на Руси были людьми не совсем полноценными в правовом смысле слова. Они с юридической точки зрения считались «собственностью», фактически, вещью, принадлежавшей какому-то знатному и богатому человеку, например, боярину, князю, состоятельному ростовщику, высокому духовному чину и пр. Если обобщенно, то их можно назвать:

  • бесплатной рабочей силой для властьимущих и богатых;
  • средством обогащения;
  • бесплатной (или совсем дешевой) военной силой.

Пётр Суходольский «Крестьяне в поле»

Короче, не люди, а инструмент, обладавший соответственным своему социальному статусу набором прав. Причем с течением времени права эти все сильнее сужались, и к воцарению первых Романовых в начале XVII века простой человек был вещью не только по факту, но и с юридической точкой зрения.

Обобщим – смерды и холопы были зависимыми категориями населения на Руси, хозяева относились к ним, как к домашней скотине, а в некоторых случаях и как к вещи. Но нужно понимать, что смерд, в отличие от холопа, обладал хоть каким-то минимальным набором прав.

Различия в общественном статусе

Холоп и смерд имели существенные различия в общественном статусе. Холоп являлся крепостным крестьянином, который был полностью зависим от своего помещика. Он не имел никаких гражданских прав и свобод, а также не имел возможности свободно передвигаться или выбирать свое местожительство. Жизнь холопа полностью контролировалась помещиком, который имел право принимать любые решения по поводу холопа, вплоть до его продажи или высылки в Сибирь.

В отличие от холопа, смерд имел свободный статус и являлся свободным крестьянином. Он обладал некоторыми гражданскими правами и свободами, такими как право на собственность и свободное передвижение. Смерд мог выбирать свое место жительства, заниматься сельским хозяйством, вести свою торговлю и имел защиту от произвола помещика. Однако, даже смерд был подчинен государству и его правам могло быть нанесено ущерб в случае нарушения закона.

Таким образом, холоп отличался от смерда не только своим правовым статусом, но и степенью своей зависимости от помещика и государства. Холоп был лишен какой-либо свободы и прав, в то время как смерд имел определенные гражданские права и свободы.

Временно обязаны

Смерд также мог переходить в другие категории временно. Для таких случаев существовали отдельные термины. Так, смерд, взявший у феодала в долг, становился «закупом» («купа» – долг). Если он договаривался с феодалом о выполнении для него какой-то особой работы, то становился «рядовичем» («ряд» – договор). Закупы и рядовичи ограничивались в правах, в частности, не могли покинуть место жительства или отказаться от работы. Но это длилось, пока не был выплачен долг или выполнена работа. Затем рядович или закуп вновь становился смердом. Законы охраняли некоторые их права (в частности, феодал не имел права требовать больше, чем указано в договоре).

СМЕРДЫ
СМЕРДЫ — мелкие землевладельцы, составлявшие неоднородную по социально-правовому статусу группу населения в Древней Руси (и в некоторых других славянских странах). В период XI-XII вв. С. — это прежде всего крестьяне-общинники, утратившие личную свободу полностью или частично. Наряду с ними в категорию С. входило также лично свободное сельское население . В период феодальной раздробленности (XII-XIII вв.) термином «С.» обозначались все сельские жители определенной территории (крестьяне — подданные местного феодала). Личная свобода С. ограничивалась запретом перехода под опеку другого феодала. В XIV-XV вв. понятие С. на Руси было заменено новым — крестьяне.

Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М
.
А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева
.
2003
.

Книги

  • Люди и нравы Древней Руси , Романов Б.. В ряду других книг, посвященных времени становления древнерусского государства, книга Бориса Романова стоит особняком. В центре внимания здесь не борьба князей завласть и не военные походы, а…
  • Цари и смерды: роман. Бенюх О. П. , Бенюх О.П.. Действие романа происходит в глубинке России и охватывает вторую половину XX столетия. На этом историческом фоне показана жизнь двух главных героев — сельского священника и сельского учителя.…

Были постепенно закрепощены . Смерды находились в прямой зависимости от князя.

1
/
1

✪ Варны Смерд, Веси, Витязь, Ведающий, Волхвы, Жрец Трехлебов ∀.В. ◈ВЕДАГОР◈

Категории населения

Русская правда впервые прописала, что на Руси существуют определенные категории населения. Их можно разделить на два типа: высшие сословия и низшие сословия.

К высшему сословию относятся:

  • прежде всего князь, который является высшим лицом в государстве;
  • служители культа или, проще говоря, представители духовенства, которые делились на два типа: белое духовенство – священнослужители (работники церквей) и черное духовенство – монахи (люди, полностью отказавшиеся от мирских благ и посвятившие себя служению богу);
  • бояре, которые являлись богачами и владельцами крупных размеров земли;
  • дружинники, которые являлись воинами при князе, а также иногда участвовали в управлении государством.

К низшему сословию относятся:

  • люди – полностью свободное население Древней Руси;
  • смерды – полусвободное население, которое находится в определенной зависимости от другого человека. Делятся на два типа:
  • закупы – смерды, которые находятся в зависимости от другого человека, потому что взяли в долг определенную сумму денег («купу»). Зависимость закончится тогда, когда долг будет выплачен. Закупов можно сравнить с людьми, которые имеют кредиты, ведь они тоже в какой-то степени зависят от банка-кредитора.
  • рядовичи – смерды, которые находятся в зависимости от другого человека, потому что заключили с ним некоторый договор (например, договор о найме для обработки земли), который в Древней Руси назывался ряд. С завершением действия договора, рядович становился свободным и переходил в категорию людей. Егор Крид – это типичный рядович. Да-да, ведь он по факту находился в зависимости от своего музыкального лейбла и лишь с расторжением договора Егор Крид стал “свободным”.
  • горожане, то есть жители городов, которые делились на ремесленников и купцов;
  • холопы, то есть полностью зависимое население, которое делилось на два типа: 
  • челядь – военнопленные, ставшие зависимыми и перешедшие в категорию холопов;
  • долговые холопы, в которые можно было превратиться, если закуп не выплатит свой долг или рядович не выполнит условия договора.

Также стоит упомянуть об огнищанине и тиуне. Оба эти термина означают человека, который занимался управлением вотчиной (землей боярина, имеющей свойство переходить в наследство). Огнищанин также часто являлся ближайшим советником представителей высших сословий, поэтому был более высоким званием, чем тиун.

Чтобы лучше запомнить категории населения, обратите внимание на предлагаемую майнд-карту:

Смерды в Древней Руси

Есть , что словом смерды изначально прозывалось все население, занимающееся обработкой земли. Не случайно, именно оно было вытеснено пришедшим с монголо-татарским игом новым словом «крестьянин» с тем же общим значением. Смерды вели общинное хозяйствование и были свободными или зависимыми в разные периоды и исходя из обстоятельств. В результате и новые прозвания получали.

С развитием на Руси частного землевладения, смерды-общинники впадали в княжескую феодальную зависимость. При этом они оставались юридически свободными людьми в отличие от холопов, рядовичей и закупов. Однако в силу сложившихся экономических обстоятельств, свободный смерд мог перейти в разряд, например, закупов. Такая экономическая и юридическая зависимость возникала в случае, если крестьянин-смерд брал купу (ссуду) у для поправки собственного хозяйства. Во время отработки долга, который он обязан был вернуть с процентами, смерд полностью становился зависимым от вотчинника. А в случае попытки бегства от обязательств, он мог быть переведен в разряд обельного (полного) холопа и стать, по сути, рабом. Однако в случае возврата долга, закуп возвращал себе полную свободу. Смерд также мог перейти в разряд рядовичей. Рядовичами назывались люди простого сословия, которые заключали с господином договор («ряд») о служении. Как правило, они исполняли функции мелких хозяйственников или использовались на различных сельских работах.

Смердами на Руси в IX-XIV веках называли обычных крестьян-землепашцев. Слово «смерд» индоевропейского происхождения. Оно является несколько видоизмененным вариантом лексемы «смурд» (или «сморд»), которая означала «простой человек» или «зависимый человек».

Права и привилегии

Одним из основных различий между смердом и холопом были их права и привилегии. Хотя оба класса находились в зависимости от помещика, холоп имел более низкий статус и меньше прав по сравнению со смердом.

Смерд, в отличие от холопа, имел некоторые привилегии. Например, смерд имел право свободно выбирать место проживания, в то время как холоп был привязан к помещику и не имел такого выбора.

Кроме того, смерд имел право на самостоятельное земледелие и возможность владеть небольшими участками земли для своего обеспечения. Холоп же был несвободным крестьянином, не имел права на личную собственность и обязан был работать на помещика.

Также следует отметить, что смерд мог заниматься самостоятельной торговлей и ремеслами, а холоп был ограничен в своих возможностях и мог работать только на помещиков.

Таким образом, смерд отличался от холопа в своих правах и привилегиях. Он имел больше свободы и возможностей для самореализации, в то время как холоп был более ограничен в своих правах и был полностью зависим от помещика.

Ограничения прав холопов

  • Холоп был привязан к определенной территории и работодателю.
  • Он не мог брать в аренду землю для собственного облагораживания.
  • Холоп не имел права заключать брак без разрешения владельца или городской власти.
  • Он не мог приобретать недвижимость или имущество без разрешения своего хозяина.
  • Холоп не имел права участвовать в выборах или занимать государственные должности.

Таким образом, права холопов были значительно ограничены в сравнении с другими категориями населения.

Возможности для смердов

Смерды, в отличие от холопов, обладали определенными привилегиями и возможностями. Во-первых, они имели право иметь свою семью и заниматься собственным хозяйством. Это давало им возможность самостоятельно выращивать и производить продукты, что способствовало улучшению их материального положения.

Во-вторых, смерды имели возможность заниматься ремеслами и рыболовством. Это позволяло им не только зарабатывать дополнительные средства к семейному бюджету, но и приобретать определенные навыки и умения.

Кроме того, смерды имели право выбирать себе поверенного и договариваться о различных юридических вопросах. Это позволяло им защищать свои интересы и решать спорные ситуации.

Как видно, смерды не были полностью лишены прав и возможностей, хотя и находились на нижней ступени социальной иерархии. Их существование и деятельность были ограничены определенными рамками, но они все же имели возможность улучшить свое положение и увеличить свой социальный статус.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: