История россии

Ближе всех к исторической истине в освещении начального периода раз­вития Руси, по-видимому, оказался один из ранних историков монах-летописец Нестор. В «Повести временных лет» существуют две концепции проис­хождения государства у восточных славян:

  • варяжская, новгородская;
  • славянская, киевская по происхождению.

Начало формирования Киевской Руси Нестор представляет как создание в VI в. мощного союза славянских племен в среднем Поднепровье. В его рас­сказе о доваряжском периоде приводятся сведения о трех братьях — Кие, Щеке и Хориве родом из славян. Старший брат Кий, замечает летописец, не был перевозчиком через Днепр, как некоторые думают, а был князем и ходил в поход даже на Царьград. Кий был родоначальником славянской династии князей, а Киев являлся административным центром племенного объедине­ния полян.

Далее летописец Нестор утверждает, что враждовавшие между собой пле­мена ильменских славян, кривичей и чудь пригласили варяжского князя для наведения порядка. Князь Рюрик (?—879) якобы прибыл с братьями Сине- усом и Трувором. Сам он правил в Новгороде, а братья — в Белоозере и Изборске. Довольно спорным является «аргумент» норманистов о том, что ва­ряжский конунг Рюрик был приглашен с братьями Синеусом и Трувором, о факте существования которых история больше ничего не сообщает. Между тем фраза «Рюрик пришел с родственниками и дружиной» на древнешведском языке звучит так: «Рюрик пришел с сине хус (свой род) и тру вор (верная дружина)». Варяги положили начало великокняжеской династии Рюрикови­чей. Со смертью Рюрика при его малолетнем сыне Игоре опекуном становит­ся конунг (князь) Олег (?—912), прозванный Вещим. После похода на Киев и убийства Аскольда и Дира ему удается объединить в 882 г. Новгородскую и Киевскую земли в Древнерусское государство — Киевскую Русь со столицей в Киеве, по определению князя — «матери городов русских». Отсюда Олег покорял другие славянские и неславянские племена, совершал походы на Византию. Летописец подчеркивал в создании сильного государства исклю­чительную роль Олега, который вывел славянские племена из подчинения хазарам и установил путем договоров нормальные дипломатические и торго­вые отношения с Византией.

Начальная нестабильность государственного объединения, стремление племен сохранить свою обособленность иногда имели трагические послед­ствия. Так, князь Игорь (?—945) при сборе с подвластных земель традицион­ной дани (полюдье), потребовав значительного превышения ее размера, был убит. Княгиня Ольга (945—957), вдова Игоря, жестоко отомстив за мужа, все же фиксировала размер Дани, установив «уроки», и определила места (погосты) и сроки ее сбора (причем 2/3 дани оставлялись на местах, а ‘/3 шла в центр — таким образом, было положено начало формированию налоговой системы). При Ольге сократились внешние походы, что позволило пустить значитель­ные средства на внутренние проблемы в государстве. Ольга первая из пред­ставителей русского княжеского дома приняла крещение (по православному обряду). Сын Ольги и Игоря Святослав (942—972) государственную деятель­ность совмещал с полководческой. В период своего правления он присоеди­нил земли вятичей, победил Волжскую Болгарию, покорил мордовские пле­мена, разгромил Хазарский каганат, вел успешные операции на Северном Кавказе и Азовском побережье и пр. Возвращаясь после похода на Византию, отряд Святослава был разбит печенегами, а сам Святослав убит.

Объединителем всех земель восточных славян в составе Киевской Руси стал сын Святослава — Владимир (960—1015), прозванный народом Красное Сол­нышко, подчинивший всех восточных славян Киеву и создавший с помощью городов-крепостей линию обороны от набегов многочисленных кочевников.

В настоящее время вряд ли кто из серьезных ученых отрицает значение варяжского элемента в окончательном объединении славянских и неславян­ских племен в IX в. Разногласия имеют место по вопросу о том, какова при этом была их роль и были ли у славян государственные образования до варя­гов. Вопросы эти решаются в зависимости от представления о том, что такое государство.

Представители государственной школы в русской исторической науке, например, понимая под государством «политическое единство народной жизни», считали, что в Киевской Руси господствовали родовые отношения, которые затем сменились вотчинными (территориальными). Государство же в России, по их мнению, возникло только в XVI в. (С. Соловьев) или даже в XVII в. (К. Кавелин).

Древнерусское государство в IX-середине XI вв. Формирование территории.

В начале IX в. на территории Восточно-Европейской равнины существовали раннегосударственные территориальные образования славян. Например, в 839 г. существовало государство “русов”, правитель которого носил титул “хакан”.

В первой половине IX в. словене, кривичи вместе с чудью и мерей составили единый политический союз, который управлялся сначала ими самими, а в 60-х гг. IX в. скандинавским по происхождению князем Рюриком. В 862 г. он стал князем Новгорода. Другие этнические образования также имели своих князей. Вызревание государственных отношений происходило почти на всей территории восточного славянства.

В последней четверти IX в. скандинавский по происхождению князь Олег, стоявший во главе государственного образования северных восточнославянских и угро-финских этносов, предпринял поход на юг, дошел до Киева и сверг власть правивших там варягов Аскольда и Дира. В 882 г. Киев стал столицей нового государства Олега, объединившего два главных центра восточных славян — Новгород и Киев, а также земли, расположенные вдоль пути “из варяг в греки”. В последующее время Олег подчинил себе древлян, северян и радимичей.

При князе Святославе (к 970 г.) в состав Древнерусского государства вошли территории, где проживали вятичи, уличи, тиверцы. В 965- 966 гг. князь Святослав разгромил Хазарский каганат. В результате этих побед ряд восточно-славянских племен был освобожден из-под власти Хазарии и подчинен Киеву. Русь получила возможность вести торговлю с Востоком.

В итоге сложилось значительное по своим размерам Древнерусское государство, которое в последующее время включило в свой состав многие восточнославянские этносы, некоторые финно-угорские народы, отдельные балтские и тюркские племена. Во главе государства стоял князь, правивший в Киеве. Несмотря на определенную централизацию, Древнерусское государство по существу было федерацией княжеств во главе с великим князем киевским.

Особое место занимал второй по значению город — Новгород, обычно управлявшийся сыном — наследником киевского князя, который мог самостоятельно вести войны с соседними государствами и народами и заключать дипломатические соглашения. В Новгороде с середины IX в. формировались традиции республиканского (вечевого) управления.

Древляне в составе Древнерусского государства имели собственного князя. Другие восточнославянские этносы нередко поднимали восстания против киевских князей и отделялись от Киева.

Древнерусское государство было одним из мощных государств Европы. При сыне Святослава Владимире произошло крещение Руси (988). Русь приняла православие и это событие усилило авторитет княжеской власти.

При Владимире к Древнерусскому государству были присоединены западные и юго-западные земли. В конце Х в. в состав государства вошли волыняне, белые хорваты. В это же время Полоцкое княжество было включено Владимиром в Древнерусское государство. Владимир сумел сделать защиту от печенегов делом всей Руси. Он строил оборонительные линии с продуманной системой крепостей, валов и сигнальных вышек, набирал войско из жителей всех краев Руси. Владимир был причислен к лику святых, а народ сохранил о нем благодарную память — Владимир Красное Солнышко и его дружина стали героями целого цикла былин, в т. ч. возникших на севере, далеко от половецких степей.

Во время правления Ярослава Мудрого, который стал в 1036 г. единоличным главой государства, Русь занимала обширную территорию от Северной Двины до Таманского полуострова и от Днестра и верховьев Вислы до верховьев Волги и Дона. Полоцкое княжество обособилось от Древнерусского государства около 1021 г. При Ярославе Мудром был составлен первый на Руси свод законов “Русская Правда”, переписывались и переводились книги, с ним породнились королевские дома Франции, Венгрии, Норвегии.

Значение Киевской Руси.

Значение Киевского Государства заключается в следующем:

  • а) Киевская Русь стала первым государством в восточных славян, ускорила перерастание последней стадии развития первобытнообщинного строя в более прогрессивный феодальный; этот процесс создал благоприятные условия для развития хозяйства и культуры; М. Грушевский утверждал: «Киевская Русь является первой формой украинской государственности»;
  • б) образование государства Киевской Руси способствовало укреплению обороноспособности восточнославянского населения, предотвратив его физическому уничтожению со стороны кочевников (печенегов, половцев и т.д.);
  • в) сформировалась древнерусская народность на основе общности территории, языка, культуры, психического склада;
  • г) Киевская Русь подняла авторитет восточных славян в Европе, международное значение Киевской. Движении заключается в том, что она влияла на политические события и международные отношения в Европе и Азии, на Ближнем Востоке; русские князья поддерживали политические, экономические, династические связи с Францией, Швецией, Англией, Польшей, Венгрией, Норвегией, Византией;
  • д) Киевская Русь начала государственность не только славянских, но и неславянских народов (угро-финского населения Севера и др.);
  • е) Киевская Русь выступала восточным форпостом европейского христианского мира; она сдержала продвижение орд степных кочевников, ослабила их натиск на Византию и страны Центральной Европы.

В исторический период Киевской Руси на Поднепровье, в Галичине и на Волыни, в Причерноморье и Приазовье закладывались традиции независимой государственности на территории Украины. Историческим центром формирования украинской народности была территория Киевщины, Переяславщины, Чернигово-Сиверщины, Подолья, Галичины и Волыни. 3 XII в. на этой территории распространяется название «Украина». В процессе дробления Киевского государства украинская народность стала этнической основой земель-княжеств Юго-Западной Руси в ХII-ХИП в .: Киевского, Переяславского, Черниговского, Северского, Галицкого, Волынского. Итак, Киевская Русь была формой социально-экономического и государственного развития украинского этноса. Непосредственным наследником Киевской Руси стало Галицко-Волынское княжество.

Возникновение и образования Киевской Руси.

Перед образованием государства на территории будущей Киевской Руси проживали

  • а) восточнославянские племена- предки украинский — древляне, поляне, северяне, волыняне (дулебы), тиверцы, белые хорваты;
  • б) восточнославянские племена — предки белорусов — дреговичи, полочане;
  • в) восточнославянские племена — предки русских — кривичи, радимичи, словене, вятичи.

Основные предпосылки образования Киевского Государства

  • — к началу VIII в. в целом завершился процесс расселения славян и образования территориально определенных больших и малых союзов племен;
  • — наличие в восточнославянских союзов племен определенных локальных различий в культуре и быту;
  • — постепенное перерастание союзов племен в племенные княжества — в государственные объединения более высокого уровня, которые предшествовали появлению восточнославянского государства;
  • — формирование на рубеже VIII-IX вв. вокруг Киева первого восточнославянского государства, которое специалисты условно называют Киевским княжеством Аскольда.

Можно выделить такие главные этапы процесса объединения восточных славян в единое государство:

  • а) создание княжества (государства) со столицей в Киеве; в состав этого государства вошли поляне, русы, северяне, дреговичи, полочане;
  • б) захват власти в Киеве новгородским князем Олегом (882 г.), Под властью которого до этого находилась часть славянских племен;
  • в) объединение почти всех восточнославянских племен в единое государство Киевскую Русь.

Первые славянские князья

  • князь Кий (полулегендарных) — вождь союза племен полян, основатель м. Киева (по легенде, вместе с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбидь в V-VI вв.)
  • князь Рюрик — летописное упоминание о нем в «Повести временных лет», речь идет о призвание в 862. Новгородцами «варягов» Рюрика с женой ;
  • князья Аскольд и Дир завоевали Киев во второй половине IX в., По летописным данным Аскольд и Дир были боярами князя Рюрика;
  • после смерти новгородского князя Рюрика (879 г..) До совершеннолетия его сына Игоря фактическим правителем новгородской земли стал Олег;
  • в 882. Олег захватил Киев, по его приказу были убиты киевских братьев Аскольда и Дира; начало правления в Киеве династии Рюриковичей; князя Олега многие исследователи считают непосредственным основателем Киевской Руси

Тем не менее под феодализмом следует понимать аграрное (доиндустриальное) общество эпохи Средневековья и начала Нового времени, для ко­торого характерны:

2) владение землей — привилегия людей, несущих военную или государ­ственную службу;

земля становится основным средством извлечения богатства;

3) натуральный характер хозяйства;

4) корпоративная (сословная) организация как правящего слоя, так и не­посредственных производителей (крестьян, ремесленников);

5) господство религии в духовной сфере, т. е. в культуре, идеологии, миро­воззрении людей.

Процесс развития феодализма во всех раннесредневековых государствах Европы был однотипен (в том числе и на Руси).

Во-первых, на начальном этапе развития феодальных отношений непо­средственные производители были подчинены государственной власти. По­следняя опиралась на служилую знать правителя (короля, князя), совпадаю­щую в основном с государственным аппаратом. Основной формой зависимо­сти крестьян были государственные подати: поземельная подать (дань), судебные подати (виры, продажи) и т. д.

Во-вторых, постепенно происходит складывание индивидуальной крупной земельной собственности (так называемая сеньориальная, или вотчинная).

В современной исторической науке существуют две основные концеп­ции, по-разному трактующие вопросы политического, социального и эконо­мического устройства древнерусского государства.

  1. Согласно концепции дофеодального характера общественного строя Ки­евской Руси социально-экономическую основу древнерусского общества составляли общинное землевладение и свободные крестьяне-общинники (И. Я. Фроянов). Существовало и частное землевладение — вотчины князей, бояр, церкви. На них трудились рабы и полусвободное население.
  2. Большинство историков относят Киевскую Русь к раннефеодальным государствам, соглашаясь с концепцией Б. Д. Грекова.

Согласно этой концепции крупная феодальная собственность на землю складывалась на Руси в X—XII вв. в виде княжеских, боярских вотчин и цер­ковных владений. Формой земельной собственности становится феодальная вотчина (отчина, т. е. отцовское владение), не только отчуждаемая (с правом купли-продажи), но и передаваемая по наследству. Проживающие на ней крестьяне не только выплачивали дань государству, но и становились позе­мельно зависимыми от феодала (боярина), выплачивая ему за пользование землей натуральную ренту или отрабатывая барщину. Однако значительное число жителей по-прежнему составляли независимые от бояр крестьяне-общинники, платившие дань в пользу государства великому князю.

Первые князья: Рюрик, Олег, Игорь

Рюрик – новгородский князь, родоначальник династии Рюриковичей. Точное происхождение его историкам неизвестно. По одной из теорий он был варяжским конунгом, а по другой предводителем славянского племени ободритов. Призвание князя Рюрика произошло в 862 году. Вскоре после этого призванные вместе с ним братья погибли или умерли (точно неизвестно) и Рюрик стал единоличным правителем. Рюрик пытался отвоевать датский престол, подчинил Новгороду кривичей, мери и мурома с городами Полоцк, Ростов и Муром.

Умирает Рюрик в 879 году, ему наследует сын Игорь. Наместником при Игоре был назначен родственник Рюрика – князь Олег. Еще при жизни Рюрика покоренные племена, в том числе и сами новгородцы, пытались восстать против единоличной княжеской власти. Олегу пришлось бороться не только с внешними, но и с внутренними врагами. В 882 году он собирает войско для похода на Смоленск (кривичи). Взяв город штурмом, он направил войско на Любеч и далее пошел с походом на Киев, где в это время княжили Аскольд и Дир. Обманом выманив князей за укрепленные стены, Олег казнил их и покорил Киев. В дальнейшем Олег покоряет древлян, северян и радимичей. При Олеге Киев становится центральным градом (городом, столицей) Руси. Это помогает укрепить границы и окончательно разгромить кочевые хазарские племена и временно обезопасить страну от набегов печенегов.

Князь продолжает политику своих предшественников на Киевском престоле и неоднократно собирает войска для похода на Византию. Военная кампания, затеянная Олегом, была столь успешна, что греки согласились выплачивать дань. В 907 году Олег заключил мир с Константинополем, подтвердив мирное соглашение в 912 году. Олега в летописях называют «вещим». После него княжеский престол занимает Игорь сын Рюрика. Он был не столь успешен во внешней политике, но смог подтвердить мир с Византией в 945 году и удержать власть над строптивыми племенами. В 945 году Игорь погибает. По легенде он пришел с дружиной в земли древлян для повторного сбора дани. Разъяренные нарушением договоренностей, древляне убили Игоря. Княжеский престол перешел к княгине Ольге и сыну Игоря Святославу.

Олег и Игорь  

Территория Древней Руси, походы Игоря  

Быт и культура Древней Руси: между язычеством и христианством

Христианская этика и мораль проникла практически во все сферы жизни Киевской Руси, но особенно важными стали изменения в культуре и быту. Некоторые аспекты духовной жизни наших предков мы можем наблюдать и сейчас: Масленица и некоторые обряды, связанные с празднованием Нового Года, перекочевали в наше время из глубокой древности.

Тем не менее, христианство вносило коррективы в повседневную жизнь жителей Древней Руси. В результате возник феномен так называемого «двоеверия» (некоторые учёные даже говорили о «троеверии»): языческие традиции сосуществовали с привнесёнными миссионерами и переселенцами православными мотивами. Этому способствовало, например, календарное совпадение праздников: колядование, появившееся ещё в языческие времена, теперь связывалось с рождественскими святками.

Праздники всегда сопровождались разными забавами и играми, некоторые из которых тоже имеют корни в языческом прошлом. Кулачные бои, катания с горки на санках — непременный атрибут Масленицы. Зернь, позднее даже попавшая под запрет на официальном уровне, также ведёт своё начало ещё с дохристианских времён. Некоторые виды времяпрепровождения, напротив, пришли на Русь благодаря активным связям: это можно сказать, например, о шахматах. А в лапту, появление которой также связывают с язычеством, играют в России до сих пор, и даже есть профессиональные лиги.

Становление государства

По завещанию Святослава каждому из сыновей доставался престол в самых значимых городах Руси. В Киеве остался править Ярополк. Но, невзирая на завещание отца, дети начали воевать за власть. В результате её погибли два Святославовича – Ярополк и Олег. Киевский престол достался Владимиру.

Владимир понимал, что для укрепления государства должна быть единая вера. Он остановил свой выбор на христианстве. В 988 г Владимир первый принял эту веру, а вслед за ним христианство принял весь народ, находившийся на территории Киевской Руси.

Владимир создал новую систему управления государством и построил богатырские заставы в пограничных городах.

Расцвет Древний Руси приходится на годы правления Ярослава Владимировича, прозванного в народе Мудрым, который:

  • пресекал распри;
  • вершил суд;
  • издавал законы, «Русская правда»;
  • поставил Русь на один уровень с самыми значимыми странами Европы;
  • расширил династические связи;
  • заботился о распространении христианской религии.

Краткие факты о возникновении государства

В начале девятого века были созданы два предгосударственных союза с центрами в Киеве и Новгороде. Они объединили обе восточнославянские племенные группы — северную и южную.

Рюрик, новгородский князь, умер в 879 году; и три года спустя Олег, назначенный попечителем сына и наследника Рюрика Игоря, объединил Киевское и Новгородское государства. Таким образом, древнерусское государство образовалось в 882 году. Киевская Русь стала одним из крупнейших европейских средневековых государств в 9-11-м веках.

Киевская Русь была ранним преимущественно восточнославянским государством примерно с 880 года. Столица древнерусского государства Киев. Все население разделилось на три основные нации — современные белорусы, русские и украинцы, а также на несколько небольших этнических групп, включая карпато-русиан. С историографической точки зрения Киевская Русь считается государством-предшественником трех современных стран восточнославянских народов: Беларуси, России и Украины. Царствование Владимира Великого (980-1015) и его сына Ярослава Мудрого (1019-1054) составляет золотой век Киева, который видел принятие православного христианства и создание первого восточнославянского письменного правового кодекса «Русская правда».

Киевская Русь сыграла важную роль не только в развитии России, но и в Европе. Она располагалась на двух важных торговых путях: по Волге, ведущем к скандинавским землям, и на караванном пути, соединяющем Европу с мусульманскими народами. В качестве основного торгового партнера Киевская Русь служила буфером для остальной Европы против вторжений Золотой Орды. Киев стоял на перекрестке между Востоком и Западом. Цивилизации, которые он породил, в конечном итоге сформируют мировую историю.

Русь в социально-политическом контексте Евразии

Непросто складывались отношения Руси с народами Степи. В 1036 г. Ярослав Мудрый разгромил печенегов, положив конец их набегам и перенеся оборонительную линию южнее Киева — на р. Рось. Однако со 2-й половины XI в. участились набеги половцев, впервые пришедших на Русь в 1055 году.

Русские князья противостояли половцам с переменным успехом. Одно из наиболее болезненных поражений было в результате битвы на р. Альте (1068). Ощутимых успехов в борьбе с половецкими ханами удалось достичь Владимиру Мономаху (1113-1125) и Мстиславу (1125-1132), осуществлявшим успешные походы вглубь Дикого поля.

Впрочем, со степняками не только воевали. Процесс взаимовлияний двух экономических систем и этносов был куда сложнее. В период междоусобиц русских князей половецкие ханы неоднократно привлекались конфликтующими сторонами в качестве союзников, как, к примеру, в 1078 г., когда кочевники выступили в роли союзника Олега Святославича во время осады Чернигова. С ними также поддерживались торговые отношения и даже заключались браки: дочери и сёстры половецких ханов становились жёнами русских князей.

Летописям также известны кочевники, помогавшие оборонять границы Руси. По соглашению с князьями они кочевали в специально отведённых для этого местностях, создавая собственные городки-укрепления. Будучи достаточно разнородными в этническом плане, в русских летописях они чаще всего именовались чёрными клобуками.

После принятия христианства Русь встала в один ряд с европейскими государствами, что позволило Владимиру Великому и Ярославу Мудрому заключить выгодные брачные союзы своих детей с наследниками иностранных государств — Польши, Венгрии, Швеции, Священной Римской империи, Норвегии, Чехии и др.

Самый известный пример подобного установления связей с европейскими государствами — правление дочери Ярослава Мудрого Анны как королевы Франции (1051-1060). Помимо этого Ярославу Мудрому удалось окончательно присоединить червенские города (1030) и обозначить позиции русичей в Прибалтике. Им был основан город Юрьев (ныне — эстонский Тарту).

Следуя примеру Ярослава Мудрого, немалое внимание расширению династических связей с Византией, Швецией, Норвегией, Священной Римской империей и другими европейскими странами уделяли князья Владимир Мономах и Мстислав. Так, сам Владимир Мономах приходился внуком византийскому императору Константину Мономаху, а в жёны он взял английскую принцессу

Ещё в молодости князь принял участие в военном походе польского короля против чешского князя Вратислава II (1076).

После начала периода политической раздробленности Руси её западные соседи не преминули воспользоваться возможностью расширить свои границы за её счёт. Западнорусские земли стали объектом посягательств со стороны Польши, короли которой решили пересмотреть границы, установленные ещё в эпоху правления Ярослава Мудрого, и Венгрии. Венграм на рубеже XI-XII вв. удалось захватить Закарпатскую Русь.

Ключевые даты

  • 1019-1054 — правление Ярослава Мудрого. Наивысший подъём Руси.
  • 1036 — Ярослав Мудрый окончательно разгромил печенегов.
  • 1051 — впервые Киевскую митрополию возглавил не грек —
  • русский священник Иларион.
  • XI в. — составление первой (краткой) редакции Русской Правды.
  • 1097 — съезд князей в Любече.

Происхождение и употребление слова «Русь»[]

Основная статья: Русь (название)

Название Руси произошло от летописного племени русь, основавшего Древнерусское государство. В некоторых источниках, относящихся к XI—XII векам, употребление понятий Русь или Русская земля ограничивается лишь Киевским княжеством как коллективным владением князей-Рюриковичей и местонахождением великокняжеского престола. С XII века название постепенно переходит на все удельные княжества. В историографии термин Русь распространяется на всю территорию Древнерусского государства с момента его основания в 862 году. Вследствие политического разделения Руси возникли уточняющие термины, такие как Малая Русь, Великая Русь, а также позднесредневековые деления по цветной схеме. В титулах монархов и представителей духовенства, претендовавших на общерусскую легитимность, традиционно использовалась приставка «всея Руси». С конца XV века в трудах православных книжников Русь начинает фигурировать в эллинизированной форме Рос(с)ия, которая впоследствии стала в Русском государстве официальной. Понятие Русь широко распространено в фольклоре и поэзии, в том числе в таких оборотах как Святая Русь.

В западных средневековых источниках слово Русь встречается в формах Russia, Ruthenia, Roxolania, Ruscia или Ruzzia. По польско-литовской исторической и публицистической традиции термином Русь называли лишь подвластные собственным монархам земли Юго-Западной Руси, отвергая тем самым притязания на них московских государей. Главным городом Руси поляки считали Львов, столицу Русского воеводства. Несмотря на то, что подобная терминология, вкупе с термином Московия для земель Северо-Восточной Руси, нередко перенималась западными источниками, многие из них продолжали называть термином Руссия все земли исторической Руси.

Древнерусское право. Русская Правда

Социально-экономические отношения на Руси регулировала Русская Правда — первый сборник юридических законов. Он объединил правовые обычаи Древней Руси, узаконил изменения, произошедшие в обществе и сознании людей. Основным объектом защиты стали жизнь и личная неприкосновенность человека. Обычай кровной мести был существенно ограничен, а впоследствии и вовсе отменён. Кодекс предусматривал защиту жизни и имущества княжеских дружинников и слуг, правовое положение феодальнозависимой части населения, право наследования и др.

Оригинал Русской Правды обнаружен не был, зато до наших дней дошло немало её списков, датированных XIII-XVIII вв. Всего их известно около 100. История составления Русской Правды и её последующих списков, которые разделяют на три редакции (краткую, широкую и сокращённую), до сих пор освещена в исторической науке фрагментарно. Краткая редакция Русской Правды открыта В. Татищевым в 1738 г. во время изучения им текста Новгородской летописи, относящейся к 40-м годам XV в. Впервые её напечатал А. Шлецер в 1767 году.

Основу Русской Правды составляют: Правда Ярослава Мудрого (1016), Правда Ярославичей (1060-70-е), Устав Владимира Мономаха (1110-е). Что касается времени появления первой редакции Русской Правды, то мнения исследователей расходятся. Одни считают, что годом её издания мог быть 1016-й, другие склонны датировать её 1030-ми. Большинство положений старейшей редакции уходят корнями в VIII-IX вв., а то и к более древним временам, о чём свидетельствует наличие института кровной мести, после принятия христианства частично заменённой системой денежных штрафов

В законах Ярослава основное внимание уделялось разрешению споров свободных людей, преимущественно в среде дружины князя. Они уравнивали в правах новгородских мужей с киевскими

Основы краткой редакции Русской Правды составляют нормы уголовного и уголовно-процессуального права. Есть также разделы, посвящённые охране жизни, здоровья и имущества. Наиболее жёстким наказанием считался «поток и разграбление», которые не исключали убийства либо изгнания осуждённого и проведения полной конфискации его имущества. Следующим по тяжести наказанием была «вира» — штраф за убийство. За большинство же иных преступлений предусматривалось взимание различных штрафов — «продаж».

Правду Ярославичей составили сыновья Ярослава Мудрого — Изяслав, Всеволод и Святослав во время своего съезда в Вышгороде (1072). Её нормы ревностно оберегают интересы князя, его земли, чиновников и имущество. Разные нормы денежных штрафов за убийство определялись общественным положением убитого, что указывало на процессы социальной и имущественной дифференциации в среде славян.

Выдающимся историко-правовым памятником 1-й половины XII в. стал Устав Владимира Мономаха — обобщение законов, изданных во времена правления великого князя киевского. Устав состоял из 69 статей и регулировал правовое положение зависимых крестьян, определяя более справедливый порядок взыскания ростовщических процентов с должников и существенно уменьшая долговые проценты. Были установлены правовые основания охраны прав обанкротившихся купцов и крестьян-закупов, которые физическим трудом отрабатывали долги своим заёмщикам.

Светское право дополняли церковные уставы. Параллельно с Русской Правдой существовал кодекс церковного права — Номоканон, или Кормчая книга. В компетенции церковных судов находились дела о преступлениях против религии (богохульстве), нарушении нравственности и семейных норм (блуде), а также связанные с вопросами о передаче наследства.

Ссылки[]

  • Цукерман К. «Два этапа формирования Древнерусского государства». Археологія, Київ: Інститут археології HAH України № 1/2003.
  • Данилевский И. Н. «Русская Земля».
  • Барсов Н. П., Материалы для историко-географического словаря России на сайте «Руниверс».
  • Кузьмин А. Г. «Древняя Русь в IX—XI веках».
  • Кузьмин А. Г. «Сведения иностранных источников о руси и ругах».
  • Насонов А. Н. «Русская Земля» (фрагменты).
  • Перевезенцев С. В. «Образование Древнерусского Государства».
  • Плотникова О. А. «Кристаллизация института княжеской власти как социально-политического компонента древнерусской цивилизации».
  • Погосян Е. «Русь и Россия в исторических сочинениях 1730—1780-х годов».
  • Робинсон А. Н. «„Русская Земля“ в „Слове о полку Игореве“».
  • Myspace: «Русь».
  • Рыбаков Б. А. «Рождение Руси».
  • Электронная библиотека букинистической литературы о Древней Руси и Псковском крае в частности.
  • Тихомиров М. Н. «Происхождение названий „Русь“ И „Русская Земля“».
  • Петрухин В. Я. Начало этнокультурной истории Руси IX—XI веков. Смоленск: Русич; М.: Гнозис, 1995.
  • Петрухин В. Я. Русь в IX—X веках. От призвания варягов до выбора веры. М.: Форум; Неолит, 2013.
  • Богданов С. В. «Об определении „Всея Руси“ в великокняжеской титулатуре XIV—XV в. (по материалам актов XIV—XV в.)» // «Древняя Русь. Вопросы медиевистики». 2008. № 4 (34). С. 30-49.
  • Горский А. А. «Русь „от рода франков“» // «Древняя Русь. Вопросы медиевистики». 2008. № 2 (32). С. 55-59.
  • Фомин В. В. «История разработки варяго-русского вопроса в трудах учёных дореволюционного периода».
  • Фомин В. В. «Южнобалтийское происхождение варяжской руси».
  • Бибиков М. В. «Русь в византийской дипломатии: договоры Руси с греками X в.» // «Древняя Русь. Вопросы медиевистики». 2005. № 1 (19). С. 5-15.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: