Древняя спарта — история государства, характерные черты и особенности

Древняя спарта: история и психология

Древняя Спарта – краткое содержание (история, 5 класс)

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 1770.

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 1770.

Спарта – одно из государств, располагавшихся на древнегреческой территории (Пелопоннес), которое сделало существенный вклад в развитие военного дела.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Александровой Екатериной Валерьевной.

Опыт работы учителем истории и обществознания — 11 лет.

Государственное устройство

Древняя история Спарты начинается с XI века до н. э. возникновением одноименного города в Лаконии (южная область Пелопоннеса). Территория сначала была освоена ахейцами, а в X веке до н. э. завоевана дорийцами (древнегреческие племена).

Законодателем государственного устройства Спарты считается царь Ликург (9 век до н. э.), превративший ее из военной демократии в рабовладельческую республику. Аристократическое государство устанавливало строгие правила существования жителей, ограничивало развитие частной собственности. Аристократия должна была осваивать только спорт и военное искусство, а простой народ и рабы – земледелие, торговлю, ремесла.

Основной упор делался на армию.

Возглавляли страну сразу два правителя (архагеты). Высшими органами власти являлись:

  • Апелла (народное собрание): состояло из мужчин старше 30 лет с полным гражданством; при помощи голосования принималось или отвергалось какое-то решение;
  • Коллегия эфоров: состояла из 5 аристократов выбранных народным собранием; занималась судопроизводством;
  • Герусия (совет старейшин): состояла из 28 полноправных граждан старше 60 лет и двух царей; решали вопросы внешней и внутренней политики, контролировали госслужащих.

Социальное разделение

Население Древней Спарты делились на:

  • Аристократию (спартанцы или спартиаты): гомеи – полноправные граждане; парфении (низшие гомеи) – дети незамужних спартанок;
  • Простой народ: гипомейоны – граждане частично лишенные прав из-за утраты состояния или здоровья; мофаки – люди низкого происхождения, но получившие спартанское образование; периэки – бесправное, но свободное население;
  • Зависимое население: илоты – государственные рабы, жители захваченных земель; эпейнакты – илоты, освобожденные от рабства за женитьбу на спартанских вдовах; эриктеры – илоты, прислуживающие аристократам в армии.

В Спарте была довольно специфическая система воспитания, направленная на физическое развитие и выносливость (отсюда неподтвержденные сведения о том, что слабых детей сбрасывали в пропасть). С 7 до 20 лет дети свободных граждан обучались в военных школах-интернатах, считаясь собственностью государства. Им прививали бездумную преданность стране.

Армия

Спартанские воины с детства обучались военным дисциплинам и тренировали соответствующие качества (решительность, патриотизм).

Спартанцы были хорошо вооружены. Бойцы в полном обмундировании (копье, короткий меч, щит, шлем, поножи, панцирь) назывались гоплиты. Воины дополнительных отрядов носили лук, дротики или легкие копья.

Всадники (гиппеи) являлись отрядом царской гвардии (300 человек) и воевали вместе со строем пехотинцев.

Всемирно известный сюжет о доблести 300 спартанцев основан на реальных событиях.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Артемий Андреев

    5/5

  • Анна Скалкина

    5/5

  • Лиза Андрианова

    4/5

  • Taire Sahtara

    5/5

  • Valera Krasovski

    5/5

  • Dmitry Driganovich

    5/5

  • Ольга Мельникова

    4/5

  • Мария Алексеевна

    4/5

Эльмира Жарашуева

5/5

Роман Ленцов

5/5

Лаконичность

Река Эвротас, рядом со Спартой. Крупнейшая река Лаконии.

Слово «лаконичность» происходит от названия области Древней Греции — Лаконии, в которой находился древний город Спарта. Лаконичность — это краткий и емкий способ выражения мыслей, подходящий для отдачи военных приказов. Во время сражений необходим краткий и меткий язык, позволяющий быстро выражать мысли и мобилизовать войско.

Для тех людей, которые тонко чувствую мир, способных к высокоинтеллектуальной деятельности необходим богатый словарный запас, для точного выражения своих мыслей. А краткая форма изложения мыслей не всегда может подойти.

Краткость сестра таланта, только тогда, когда необходимо выразить основную мысль. А для глубокого научной работы необходимы обширные, подробно изложенные знания. Краткость хороша тогда, когда она является квинтэссенцией знаний.

Если же лаконичность, скованность словарного запаса, является постоянным спутником человека, то она начинает мешать ему познавать в полном объеме окружающий мир, делиться чувствами и переживаниями.

У людей с ограниченным чувственным восприятием — скудный словарный запас. Ограниченность словарного запаса, может быть и свидетельством ограниченности интеллектуальной деятельности.

Возможно, древняя Спарта может послужить историческим примером того, каким может стать общество находящееся в условиях постоянной военной опасности. Какие черты характера могут сформироваться в людях. Возможно, Спарта превратилась в страну «психопатов», людей с расстройством психики?

В устройстве спартанского общества, теоретически, существовали и положительные идеи, но из-за постоянного ведения войн они не смогли воплотиться в реальности.

Дело государственной важности

Воспитание подрастающего поколения считалось в Спарте делом государственной важности и прямой задачей государства. У Плутарха рассказано о своеобразной спартанской «евгенике»

Забота об улучшении «человеческой породы» выражалась у них в уничтожении слабых и безобразных детей: их кидали в пропасть. Подобный «искусственный отбор» был нацелен на нематериальные достижения: на укрепление тела и духа, а не на поддержание экономики царства.

Впрочем, косвенным результатом уничтожения нежизнеспособных детей являлось и сокращение количества нежелательных едоков. По достижении семилетнего возраста мальчиков собирали в лагеря и делили на отряды, называвшиеся «агелами» (буквально «стая»). С этого возраста дети жили вместе и приучались играть и проводить время в коллективе. Самый сообразительный и спортивный из них становился во главе детского отряда, прочим же мальчикам полагалось его слушаться и брать с него пример.

Старики присматривали за детьми, при этом стараясь ссорить их и возбуждать соревновательность. Главными качествами, которые воспитывали у маленьких спартанцев, были беспрекословное повиновение, выносливость, упорство и умение побеждать любой ценой. Постепенно условия содержания детей менялись в сторону больших строгостей: их приучали ходить босыми, а с тринадцати лет подростки получали всего по одному плащу в год. Свои постели они должны были делать сами из речного тростника, который им приходилось рвать голыми руками.

Питание было самым скудным, чтобы подростки привыкли к постоянному голоду и умели его переносить. Как сообщает Плутарх, спартанских детей, собранных в военные лагеря, держали впроголодь, чтобы заставить их собственными силами бороться с лишениями и стать смелыми и хитрыми.

Аскетизм как принцип жизни

Жизненный уклад государства подлежал жесткому контролю и соблюдению порядка во всем. О его аскетизме и в настоящее время ходят легенды. Девочки воспитывались в атмосфере, где их готовили в качестве жен и будущих матерей для бойцов. Спартанцы же во время сражений всегда использовали только темно-красные хитоны, которые при ранении скрывали кровопотерю. Между помощью от рук медика и смертью на поле боя выбор воина оставался за последним.

Суровое воспитание прослеживалось в сдержанности, выносливости и неиссякаемой силе духа. Известно, что при рождении отбирались только сильные малыши. Слабые же дети сбрасывались со скалы, считалось, что им нет места в обществе. Однако эта легенда имеет противоречивые отзывы со стороны ученых.

Остроумие

В дополнение к силе и доблести в бою, в Спарте высоко ценили краткость и остроумие. 

Даже сегодня мы используем фразы «лаконичный ум» или «лаконичная мысль». Слово «лаконичный» происходит из слова «Лакония» — регион, где находилась Древняя Спарта. 

Если вы смотрели фильм Снайдера, то слышали некоторые примеры лаконичного остроумия. Например, когда персидский царь сказал, что он закроет стрелами Солнце, царь Леонид ответил: «Тогда мы будем сражаться в тени.»

Пожалуй, самый брутальный случай произошел, когда Король Филипп II Македонский (отец Александра Македонского) развернул огромную кампанию с целью покорить Грецию. Чтобы подчинить спартанцев, он прислал им сообщение: «Если я приведу свою армию в ваши земли, я уничтожу ваши фермы, убью ваших людей и сожгу ваш город». Спартанцы ответили одним словом: «Если».

Конечно, такой хардкор — это круто, но дело в том, что в Спарте лаконичность и остроумие отчаянно тренировались с ранних лет. Детям задавали вопросы, и если ответы не устраивали наставников, детей наказывали.

О величии Спарты

Величие обусловлено внутренним устройством и идеологией. Реформаторы тех времен придерживались определенных взглядов, они считали, что государство может быть сильным только при условии однообразия народа и его готовности пожертвовать всем ради своей Родины. Спарта была обустроена, как военный лагерь, в котором помимо солдатов присутствовало население с покоренных земель. Встречались и свободные спартанцы, но их было мало, в основном это были ремесленники, лишенные гражданских прав.

Спартанцам было запрещено выезжать за пределы своего города. У них была лишь одна возможность попасть за границу: во время военной миссии. Жителей других местностей в город тоже не допускали, так поддерживали дисциплину и однообразие местного населения. Любые вхождения извне могли поставить под угрозу сохранение традиций.

Это не самая странная особенность в глазах современного человека. На законодательном уровне запрещены наука, драматургия, искусство.

Разрешены были только военные песни, которые исполняли во время маршей.

В идеологии не было места для богатства, роскошь считалась причиной падения государственности. Чтобы пресекать стремление к деньгам, их делали очень неудобными. Это бруски из хрупкого железа, закаленного при помощи уксуса. Несложно догадаться, что смертность в таких условиях была высокой. Делать надписи на могильных плитах тоже было запрещено, разрешалось только на местах упокоения правителей и героев, которые совершили что-то героическое для своей страны. Но даже в этих случаях надпись ограничивалась лишь именем.

Запрещен был и алкоголь. Воспитатели специально спаивали до невменяемого состояния рабов и показывали их подрастающему поколению. Дети видели, что делает с людьми вино и относились к нему пренебрежительно, даже с брезгливостью. Юношей растили не в семье, а в казарме, их забирали туда в возрасте семи лет. С этого периода и до 12 лет мальчики не получали одежды, она спали на лозе, которую заготавливали сами голыми руками. Еду тоже практически не давали, дети добывали ее воровством, развивая храбрость и ловкость. Это поощрялось, однако, если малолетнего вора ловили, его жестоко наказывали.

Мессенские войны: появление илотов

Мессения была завоёвана дорийцами в Тёмные века. Сведений о ходе завоевания и укладе дорийской Мессении почти не сохранилось. Древние авторы писали, что ахейцы этой области не были порабощены завоевателями-дорийцами, но признали их власть.

Мессения была страной небольших городков и деревень, жители которых осознавали своё культурное единство. Даже победители Олимпийских игр из этого региона обозначались как выходцы из Мессении, а не какого-то конкретного полиса. Продолжительные войны со Спартой должны были только укрепить единство мессенцев.

Первая война Спарты и Мессении прошла во второй половине 8-го века до н. э. Согласно «Описанию Эллады» Павсания, она шла 19 лет. Это был просто конфликт между двумя государствами, которых поддерживали другие государства Пелопоннеса. Коринф был на стороне Спарты, Аргос, Аркадия и Сикион — Мессении.

Мессенцы проиграли войну. По условиям мира они должны были поставлять победителям часть своего урожая, а также признавали зависимость от Спарты. Независимость сохранили западные города Мефона и Пилос. Проявлением зависимости от Спарты стало, например, то, что жители Мессении отправляли своих плакальщиков на похороны царей.

После первой войны началась эмиграция мессенцев, преимущественно, аристократии. Они приняли участие в основании полиса Регий. Потомки изгнанников сохраняли свою идентичность как мессенцев, и после освобождения их родины в 4-м веке до н. э вернулись туда. Жрецы, служившие в мессенских храмах, бежали в Элевсин.

В первой половине 7-го века до н. э. жители Мессении восстали. Во главе новой войны был полководец Аристомен. Его деятельность была прославлена потомками, особенно когда Мессения вновь получила свободу. Поздние авторы подробно описали его деяния и подвиги, в которых уже невозможно отличить правду от вымысла.

Восставших поддержали другие общины Пелопоннеса — Элида, Аркадия и Аргос. У Спарты тоже нашлись союзников среди других полисов региона. К восстанию присоединились и потомки эмигрантов.

Война поначалу была трудной для спартанцев. Но потом они перешли в наступление, а союзники мессенцев их оставили. В решающей битве у Большого Рва ополчение мессенцев было разгромлено. После этого самые стойкие продолжали вести партизанскую войну — они нападали на владения новых хозяев в Мессении и в самой Лаконике. Войну завершила осада укреплений мессенцев на горе Ире. Последним защитникам Мессении разрешили покинуть страну и уйти в союзную Аркадию.

После Второй Мессенской войны государственность в этой области была ликвидирована. Мессения была разделена на земельные владения спартиатов, а основную масса населения ждало обращение в илоты или, в редких случаях, периэки. Жители городов западного побережья переселились в Италию и на Сицилию. В свою очередь, на их месте осели жители дружественных Спарте и разрушенных Аргосом городов Асины и Навплий.

Мессенцы сохранили своё самосознание как единого народа. Их участь вызывала сочувствие у других эллинов. Изгнанники также помнили о связи своих предков с этой областью. В 464 году до н. э. Спарту разрушило мощное землетрясение. Оно стало сигналом к восстанию илотов Мессении, которое вошло в историю как Третья Мессенская война.

Мятежные настроения мессенцев использовали враги Спарты. Например, в ходе Пелопоннесской войны афиняне создали на побережье Мессении форпост, где могли укрыться беглые илоты, желающие продолжить борьбу со Спартой.

В 370 году до н. э. фиванский полководец Эпаминонд освободил Мессению от спартанской власти. Спарта долго не признавала Мессению свободной и безуспешно пыталась вернуть её под свою власть. Потомки изгнанников вернулись на историческую родину.


Спаивание илотов. (Wikimedia.Commons)

В Спарте царило равноправие

Спарта — место, где живут воины, и среди них нет богатых или бедных. Этот миф пора развеять. У спартанцев было равенство, правда его преимущество распространялось только на представителей элитый — спартиатов или гомеев (владельцы земель и аристократы). Им подчинялись илоты, то есть предки покоренных ранее земледельцев.

Были также и мофаки — дети неспартиатов, которые получили достойное образование и могли стать полноправными гражданами, неодамоды — илоты, получившие часть прав, гипомейоны — бывшие гомеи, и многие другие.

Мужчинам приходилось всю жизнь добиваться статуса спартиата, а женщины этого уровня пользовались особым уважением. Причем во время воспитания дисциплины  мальчикам и девочкам преподавали почти одинаковые.

Спартанские крестьяне

Илоты — так принято называть местное население, плененное завоевателями еще в период образования государства. Спартанцы постоянно увлекались военными походами, сражениями. Основное же занятие крестьян заключалось в работе на государевых землях, они растили и собирали урожай. Однако они отдавали в государство только часть сборов, которая была строго фиксированной. Не сохранились точные сведения про размер так называемого налога. Илотам оставалась часть сборов, которая не давала им умереть с голода.

Крестьянами управлял хозяин, что касается прав и обязанностей таких людей, они регламентировались на государственном уровне. Илот отличался от раба тем, что ему позволено было заводить семью, он мог копить деньги для своих нужд. В собственности мог быть дом, передающийся по наследству.

Что касается уголовного права, в этой сфере с аграриями не церемонились. Он мог быть высечен, казнен, за малейшую оплошность следовала ампутация части тела. Спартанцы относились к пахарям как к внутренним врагам, поэтому контролировали их численность, которая никогда не превышала полумиллиона.

Управление в Спарте до Ликурга

В Спарте существовали в начальном, неорганизованном состоянии три коллективных органа власти — басилея, герусия и апелла.

Басилея — царский совет — состоял, закономерно, из двух царей Спарты. Это был, по сути, орган военного руководства, поскольку каждый царь мог быть назначен главнокомандующим. Законодательная роль отводилась герусии.

Герусия, в свою очередь, представляла собой совет старейшин из наиболее почитаемых и доблестных спартанцев. Однако до Ликурга не существовало однозначных критериев вхождения в этот совет. Не было и ограничений на число его участников.

Наконец, апелла была всеобщим собранием спартанцев. На него могли свободно приходить граждане полиса и голосовать за политические решения. В целом, однако, апелла была неорганизована и собиралась произвольно, по решению старейшин.


Герусия. Современный рисунок.

Таким образом, власть в Спарте на этом этапе была слабо организована и, фактически, была заключена в руках небольшого числа аристократов, состоявших в герусии.

{"questions":,"items":,,]}},"step":1,"hints":}]}

Подобное уязвимое политическое устройство требовало изменения и улучшения. В следующем уроке мы расскажем о Ликурге и о тех изменениях, которые он внес в политику и быт спартанцев.

Закон древней Спарты

Основным источником права в Спарте был обычай. О законах народного собрания известно мало, хотя, скорее всего, они применялись лишь в 6 веке до н.э. Ни один кодекс не выжил. Эти или другие нормы гражданского и уголовного права мы узнаем из трудов греческих историков Геродота, Фукидида, Плутарха и других. В целом, из-за отсталости спартанской экономики, правовая система в Спарте была гораздо менее развита, чем в Афинах. Федоров К.Г., Лисневский Е.В., op. cit.

Совокупностью гражданско-политических прав пользовалась сравнительно небольшая группа спартанцев (Спартанцев), проживавших в городе Спарта. По закону спартанцы были равны друг другу. Равенство спартанцев объяснялось необходимостью постоянно быть в боевой готовности, военным лагерем против рабов и зависимых периков. Характерной чертой общественного порядка было коммунальное питание (сисиси), участие в котором было обязательным и ознаменовалось членством в спартанской буржуазии.

Целью тёлок было поддержание военной дисциплины. Спартанцы надеялись, что «воин не бросит своего товарища за столом». Жиро П. Оп. Цит. S. 345. В Спарте в 6-5 веках до н.э. не было частной собственности на землю, как это было в развитой древней собственности. Высшим владельцем всей земли по закону считалось государство. Земля принадлежала всему классу свободных рабовладельцев — Спартиатам. Отдельные граждане с момента рождения получали от государства землю, которую обрабатывали илоты. Земельный участок (клер) являлся семейным имуществом, и его единство сохранялось за старшим братом владельца после его смерти. Младший остался на земле и продолжил заниматься фермерским хозяйством.

Покупка и продажа земли и изготовление подарков считались незаконными. Со временем, однако, земельные участки стали фрагментированными, а земля сконцентрировалась в руках немногих. Примерно в 400 г. до н.э. в Епатидее был принят закон (ретракция), запрещающий продажу земли, но разрешающий пожертвования по свободной воле. Андреев Ю. В. Оп. Цитата. S. 148. Семья и брак в Спарте имели архаичные черты. Хотя в классовом обществе существует моногамная форма брака, в Спарте сохранился так называемый «брак пары» (как пережиток группового брака). В Спарте само государство регулировало супружеские отношения. Чтобы иметь хорошее потомство, они даже были заняты выбором супружеских пар. Каждый спартанец был обязан жениться, когда достиг определенного возраста. Государственные власти наказывают не только безбрачие, но и поздние браки и плохие браки. Были также приняты меры против бездетных браков.

Многие семейные обычаи также восходят к первобытно-общинной системе. Ярким примером этого является обряд бракосочетания путем похищения девушки-невесты. «Невесты были взяты путем воровства, но не слишком молодыми, еще не достигшими брачного возраста, но цветущими и зрелыми». Там же. S. 149. Семья в Спарте была моногамной, но внебрачные отношения были разрешены как для мужа, так и для жены, что является остатком группового брака. Семья в Спарте была как бы заморожена на стадии супружеской пары и в каком-то смысле напоминала еще более ранний этап, групповой брак. Заключение и расторжение брака не было сложным. Можно было иметь двух жен. У нескольких братьев может быть общая жена. Человек, которому нравилась жена его друга, может поделиться ею с ним.

«Муж молодой жены, — говорит Плутарх, — если бы у него был приличный и красивый молодой человек, он мог бы привести его в свою постель и признать рожденного от его семени ребенка своим собственным». Там же. Стр. 151. Ликург «изгнал» чувство ревности, как недостойное. Но в то же время не было (законного) прелюбодеяния.

На странице курсовые работы по менеджменту вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Менеджмент».

Здесь темы рефератов по менеджменту

Читайте дополнительные лекции:

  1. Средства и методы управления качеством
  2. Примеры риск-менеджмента
  3. Центры ответственности, их виды, порядок формирования; места возникновения затрат
  4. Человек в системе управления качеством
  5. Содержание понятия лидерства в управлении организацией
  6. Сущность управления в рыночной экономике
  7. Стадии выполнения стратегии
  8. Связь управленческого анализа и контроля
  9. Принципы научного менеджмента
  10. Иерархия стратегий организации

«Спарта — исторический полис Древней Греции»

Ключевые слова конспекта: Спарта, полис, спартанцы, Ликург, народное собрание, 

Спарта — древнее государство в Греции в области Лакония на юге полуострова Пелопоннес, в долине Эврота. Древняя Спарта — образец аристократического государства, которое в целях подавления подневольного населения (илотов) искусственно сдерживало развитие частной собственности и безуспешно пыталось сохранить равенство среди самих спартиатов. В основе возникновения государства в Спарте, относимого обычно к VIII—VII вв. до н. э., лежали общие закономерности разложения первобытнообщинного строя.

Основным занятием мужчин-спартанцев было военное дело. Им запрещалось заниматься другим делом.  Общество делилось на:

  •  спартанцев — обладали всеми правами;
  •  периэки — коренное население Лаконики, сохранили личную свободу, но не принимали участие в управлении государством;
  •  илотов — местные жители Древней Спарты, покоренные спартанцами и ставшие государственными рабами, прикрепленные к участкам земли.

Систему госуправления в Спарте создал законодатель Ликург. Основным органом управления стало Народное собрание (апелла), куда входили только мужчины-спартанцы. Собрание объявляло войну, заключало мир, выбирало:

  • Совет старейшин (герусия), в который избирались пожизненно спартанцы старше 60 лет, им принадлежала фактическая власть;
  • двух царей, которые осуществляли руководство вооруженными силами, являлись верховными жрецами и выполняли некоторые судебные функции;
  • пять эфоров, сроком на один год, наблюдавших за соблюдением законов.

Организация политической власти у спартиатов была типичной для периода распада первобытнообщинного строя: два родоплеменных вождя (возможно, как результат объединения ахейских и дорийских племен), совет старейшин, народное собрание.  В VI в. до н. э. сложился так называемый «ликургов строй» (установление илотии, укрепление влияния общины Спарты путем уравнивания их в экономическом отношении и политических правах и превращения этой общины в военный лагерь). Во главе государства стояли два архагета, которые выбирались каждые восемь лет путем гадания по звездам. Им подчинялось войско, и они имели право на большую часть военной добычи, обладали правом жизни и смерти в походах.

Пример Спарты в этом отношении наиболее показателен, поскольку именно здесь выступают с наибольшей отчетливостью основные признаки, унаследованные полисом от его исторической предшественницы. И, вместе с тем, особенно заметны существующие между ними принципиальные различия. в Спарте сложилась особая форма рабовладельческого хозяйства, при которой непосредственное вмешательство рабовладельца в производственный процесс стало чем-то совершенно необязательным или даже вообще исключалось.

Не исключено также, что у спартанцев сохранялись даже какие-то элементы общинной организации. Особая форма рабовладельческого хозяйства, сложившаяся в Спарте, предполагает в качестве естественного и необходимого дополнения особый тип организации. Или, другими словами, особый тип полисного строя. Особенность спартанской формы полиса заключается в том, что лежащий в самой природе античной собственности принцип коллективизма получил здесь яркое выражение. Воплотился в самом жизненном укладе спартиатов, пронизанном идеей равенства.

Это конспект по теме «Спарта — исторический полис Древней Греции». Выберите дальнейшие действия:

  • Перейти к следующему конспекту: Греко-персидские войны
  • Вернуться к списку конспектов по Всеобщей истории.

Страдания детей в Спарте

Мальчики в Спарте проходили строгий курс обучения. Смысл этой строгой и невероятно жестокой схемы состоял в воспитании смелых, выносливых, сильных солдат, которые должны стоять за Спарту насмерть. 

Испытаниям мальчиков подвергали с самого рождения. Младенцев купали в вине, так как считалось, что это сделает детей более крепкими. Затем новорожденных везли на совет спартанских старейшин, для осмотра. Старейшины осматривали детей, чтобы понять, можно ли считать их подходящими для жизни в Спарте.  

Любого ребенка, признанного непригодным, относили к подножию горы Тайгет на несколько дней. 

Существовало 3 варианта развития событий: ребенок каким то образом оставался жить и его принимали в спартанскую жизнь,  какой-то незнакомец находил ребенка и спасал его или… ну, вы понимаете.  

Некоторые дети, возможно, предпочли бы умереть на горе, так как спартанские матери были очень жестоки, постоянно купая их в вине и преднамеренно игнорируя их крики в надежде ужесточить их.

Первые дни штурма греческих позиций

Ксеркс, подойдя к Фермопилам, выждал четыре дня, а на пятый отправил на штурм самые боеспособные отряды из мидян и персов. Согласно сведениям историка Диодора, в авангарде здесь находились воины, чьи родственники пали в Марафонском сражении. Оно случилось за десять лет до битвы при Фермопилах, и в нём одержали победу греки.

Первая атака персов была достаточно прямолинейной — они ударили строго по центру. Имея явное численное превосходство, персы хотели быстро решить исход сражения в свою пользу, но греки встретили их и выстояли. Тактика греков была следующей: они делали вид, что начинали отступать, но потом вдруг резко разворачивались и контратаковали разрозненных персов — это было очень эффективно. Сложилась уникальная ситуация: самая многочисленная на тот момент армия мира не была способна противостоять сравнительно небольшому числу эллинов. Причём ещё какая-то часть греческих воинов оставалась за стеной.

Сражение при Фермопилах действительно было очень ожесточённым

Потом персидский царь послал в бой киссийцев и саков, которые славились своей брутальностью. Но и тут воины Ксеркса не смогли осуществить прорыв. Они имели лёгкое вооружение и не обладали хорошей строевой подготовкой. И потому были бессильны против дисциплинированной фаланги противника, укрывшейся за сплошным рядом огромных щитов.

День уже близился к вечеру, когда в бой пошёл десятитысячный отряд «бессмертных» (хотя, конечно, они были смертны, просто так называли элитную гвардию персидских войск). Но и они отступили после непродолжительного боя. 300 спартанцев всё это время принимали участие в битве, при этом их потери, если верить историку Ктесию, были ничтожны — всего три человека.

На второй день персидский царь опять послал на штурм греческих позиций свою пехоту. Он обещал щедрую награду за успешное наступление и казнь за побег с поля брани. Но и это не помогло: все атаки второго дня тоже оказались бесплодными. Отряды Ксеркса сменяли друг друга, но это ни к чему не приводило. Царю персов пришлось возвратиться обратно в лагерь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: