Слайд 2ВведениеВопросы развития физической культуры и спорта, формирование здорового образа жизни
приобретает в настоящее время особое значение. Поскольку общая политика нашего
государства направлена на заботу о человеке, о развитии его физического, интеллектуального, нравственного и духовного потенциала, создание благоприятных условий для активизации творческих сил.История развития любого этноса, большого или малочисленного народа предполагает знание, прежде всего, сущности традиций народного воспитания. На протяжении веков игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают особые черты менталитета, вырабатывают жизненно важные качества: выносливость, силу, ловкость, быстроту, прививают честность, справедливость и достоинство.Многие из них имеют многовековую историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Они совершенствовались по мере хозяйственной деятельности человека, по мере совершенствования его разума. Национальные спортивные традиции зависели от многих факторов: ландшафта, климата, природы и многих других.
Слайд 5СамбоСамбо (аббревиатура, образованная от словосочетания «самооборона без оружия») — вид спортивного
единоборства, а также комплексная система самообороны, разработанная в СССР в
результате синтеза многих национальных видов единоборств и, в частности, борьбы дзюдо. Является одним из видов борьбы в одежде. Официальной датой рождения этого вида спорта принято считать 16 ноября 1938 года, когда вышел в свет Приказ по Всесоюзному комитету по делам физкультуры и спорта при СНК СССР № 633 «О развитии борьбы вольного стиля»(«борьба вольного стиля» было первоначальным наименованием спорта, позже переименованного в «самбо»).Самбо подразделяется на два вида: самбо спортивное и боевое. Боевое самбо. Боевое самбо — единоборство, созданное в 1930-х годах в СССР для обучения членов силовых структур. Тогда боевое самбо не считалось спортивной дисциплиной и являлось запрещенным к обучению гражданских лиц. Лишь в 1991 году боевое самбо было «рассекречено» и стало отдельным видом спорта (В 1994 году в Москве состоялся 1-й чемпионат России по боевому самбо). В отличие от борьбы самбо задачей спортивного поединка является не только демонстрация бросковой техники борьбы в одежде или техники болевых приёмов. В поединке по боевому самбо важна именно эффективность технических действий по устранению физической агрессии.
Слайд 12ГородкиГородки — русская народная спортивная игра. Выбивание палками с определённых
расстояний из квадрата, так называемые «города», пяти городков, то есть
— цилиндрических чурок, в виде разнообразных фигур.Игра существует более двух столетий.Первые достоверные сведения о распространении у русских игры в городки относятся к началу XIX века. Это цветные гравюры, содержащиеся в нескольких западноевропейских изданиях и сопровождаемые кратким описанием русской народной забавы. По этим публикациям можно судить, что к началу XIX века игра в городки (или рюхи) была распространена по всей России и имела свои правила. Поэтому возникновение игры в городки следует отнести к середине или к первой половине XVIII века. Эта игра зародилась в гуще русского народа и распространилась как среди крестьянства, так и среди городских жителей.
Конный спорт в СССР
Массовости конный российский спорт достиг в советское время. После окончания Великой Октябрьской революции социалистов все чаще можно было увидеть открытие конных спортивных клубов и школ. Среди них до сегодня сохранилось около 50 заведений. Помимо этого всевозможные организации и учреждения советских времен предполагали специальные секции и кружки по верховой езде и спорту, будь то заводы, школы, совхозы, фабрики и т. п. Каждый год руководства страны проводили всесоюзные крупномасштабные соревнования.
В пределах советского пространства, популяция и распространение конного спорта России не обошлись без содействия кавалерийских войск Красной Армии, а также конных клубов Осоавиахима. И первые соревнования в СССР с лошадьми стали проводиться армейскими подразделениями и войсками. Спустя время конкурсы и битвы на лошадях получили звание всесоюзных мероприятий. На момент 1935 года культивировать русский конный спорт стали специально созданные клубы и сообщества, такие как «Строитель», «Спартак» и «Пищевик».
А на момент 1952 года российские конники спортсмены стали активно принимать участие во всех мировых состязаниях, европейский чемпионатах и олимпийских играх. Передовой школой мирового масштаба стала Советская школа выездки. Дебют завоевания звания чемпиона мира принял на себя гражданин тогдашнего советского союза С. Филатов в 1960 году, а спустя еще 8 лет после победы Филатова его титул перенял И. Кизимов из тогдашнего Ленинграда. В 1970 году чемпионкой стала женщина, Е. Петушкова заполучила первое место в выездке на лошади. Сборная команда СССР также получила звание чемпионов в командном зачете, причем мирового масштаба.
Остальные виды спорта для советских конников стали непреодолимыми на пути завоевания титула чемпионов. Остается лишь желать лучшего отечественным спортсменам в таких видах спорта, как троеборье и конкуре. Куда больших результатов достигали конные спортсмены Великобритании, в частности эта страна отличилась в троеборье. А с того времени и до сегодня главными соперниками и достойными оппонентами остаются спортсмены ФРГ, нынешней Германии.
Как появился конный спорт в России
Впервые конный спорт появился среди человечества еще два тысячелетия назад. Предпосылкой этому послужило массовое использование лошадей в качестве транспортного средства. Помимо этого такие животные стали незаменимы в военном искусстве и на поле битв. И тогда во время сражений поведение лошади играло жизненно важную роль для наездников. Если он мог справляться со скакуном, значит, его боевые действия приносили плоды, в противном случае человек рисковал погибнуть. За счет этого лошадей стали заблаговременно подготавливать к битвам, развивая в них навыки, силу и выносливость. Уже в 14 веке начала открываться школы, в которых наездников учили контактировать с лошадьми и заниматься мастерски верховой ездой. А в 1900 году впервые во Франции конный спорт стал составляющим элементом Олимпийских игр.
В виде национальных скачек впервые появился конный спорт и на территории России, еще издавна. Самые первые упоминания о подобных мероприятиях были найдены у иностранца А. Кентарини из Венеции, который описал некие праздники-ристалища россиян и их лошадей, которые проводились на льдах Москва-реки, дабы развлечь приезжих туристов и торговых гостей, а также для простого люда. На то время конные состязания были в спросе, сравнимом с кулачными боями.
Толчок к развитию конного спорта был совершен Петром I, который создал некое руководство для людей, стремившихся оседлать скакунов в целях посоревноваться и сравнить свои силы с оппонентами. А в 1766 году 16 июня и 11 июля были организованы первые официальные турниры, схожие с европейскими соревнованиями и играми. Развлекательная программа тогда состояла из таких мероприятий, как фигурная езда и парад, импровизированные битвы в конном строю с использованием копья и палиц и прочих упражнений. А окончанием шоу была демонстрация разных презентабельных движений животным.
Спорт как увлечение
Само слово «спорт», заимствованное из английского, означало поначалу далеко не только физические упражнения и соревнования. Им обозначали всё, что так или иначе увлекает, развлекает или захватывает человека. До наших дней сохранилось понятие «спортивный интерес», которое несёт отпечаток того, первоначального, смысла. В романе Толстого «Воскресение» читаем: «Она никогда не думала о себе, а всегда была озабочена только тем, как бы услужить, помочь кому-нибудь в большом или малом. Один из теперешних товарищей её, Новодворов, шутя говорил про неё, что она предаётся спорту благотворения. И это была правда. Весь интерес её жизни состоял, как для охотника найти дичь, в том, чтобы найти случай служения другим. И этот спорт сделался привычкой, сделался делом её жизни».
В этой своей ипостаси спорт существовал в российской жизни достаточно долго: нечто увлекательно-развлекательное, на уровне медвежьей травли или петушиных боёв. Для публики более благородной — скачки, для офицеров — фехтование, но к этому призывал служебный долг. Для народа попроще — игры, многие из которых сегодня вполне назвали бы спортивными. Например, крестьяне играли в килу. По ходу раунда одна команда должна была доставить кожаный мяч на территорию противоположной команды. Противники могли действовать жёстко, в итоге получалось нечто среднее между футболом и кулачными боями. Ничего не напоминает? Похоже на регби. А о родстве лапты и бейсбола не говорит только ленивый. Но в целом спорт как физическое развитие для широкой публики достаточно долго не рассматривался.
Вступление
В нашей стране существуют давние традиции студенческого спорта. Каждый год отечественные студенты-спортсмены многочисленными победами на крупнейших международных соревнованиях укрепляют спортивную славу России.
Студенческий спорт является важным звеном системы образования, этапом подготовки резерва национальных сборных команд. Занятия спортом в студенческие годы – один из самых эффективных способов воспитания цельного характера, всесторонне развитой личности.
Популярность здорового образа жизни среди молодёжи становится серьёзным фактором для популяризации российского спорта в целом. В связи с этим можно говорить об общенациональном значении студенческого спорта.
Не случайно за последние несколько лет проблемы высшего образования в целом, и отечественного студенческого спорта в частности, стали объектом пристального внимания со стороны Президента и Правительства Российской Федерации
Развитию студенческого спорта отводится важное место в Федеральных законах «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (2007 г.) и «Об образовании в Российской Федерации» (вступил в силу с 1 сентября 2013 г.)
Руководство нашей страны рассматривает студенческий спорт как одно из важнейших направлений государственной молодежной политики.
В новой редакции Федерального закона о спорте (от 18.04.2018 г.) подчеркивается важность создания студенческой спортивной лиги (главный учредитель – РССС) с целью популяризации студенческого спорта. Возрождение традиций Всероссийских универсиад, грандиозное проведение XXVII Всемирной летней универсиады в г
Казани в 2013 г. и XXIX Всемирной зимней универсиады в г. Красноярске в 2019 г., получение права на проведение Всемирной летней универсиады в г. Екатеринбурге в 2023 г. – всё это яркое свидетельство стремления государства создать максимально благоприятные условия для развития системы студенческого спорта в стране, а также роста национального и международного авторитета Российского студенческого спортивного союза (РССС) как преемника Всесоюзного общества «Буревестник»
Возрождение традиций Всероссийских универсиад, грандиозное проведение XXVII Всемирной летней универсиады в г. Казани в 2013 г. и XXIX Всемирной зимней универсиады в г. Красноярске в 2019 г., получение права на проведение Всемирной летней универсиады в г. Екатеринбурге в 2023 г. – всё это яркое свидетельство стремления государства создать максимально благоприятные условия для развития системы студенческого спорта в стране, а также роста национального и международного авторитета Российского студенческого спортивного союза (РССС) как преемника Всесоюзного общества «Буревестник».
Три десятилетия жизни советского «Буревестника» были золотым веком отечественного студенческого спорта. После чего наступил сложный период социально-экономических преобразований в нашей стране, обусловивший реформирование всей системы студенческого спортивного движения.
И сегодня, если мы хотим успешно двигаться вперёд, наша задача – внимательно изучить историю, чтобы не повторить ошибок прошлого и в то же время использовать положительный исторический опыт.
В этом и состоит главное предназначение настоящей книги. Только тот, кто знает и уважает прошлое, чтит память людей, созидавших его, достоин будущего.
Создание нового вида спорта в России и СССР
Идеи выразительной, ритмической и танцевальной гимнастики воплотились в создании студий пластического творчества и театрального искусства в Петербурге и Москве в конце XIX века. В 1910-е годы в Петербурге одна за другой открывались танцевальные школы, где преподавали в том числе и ученицы Айседоры Дункан Среди них Э.И. Рамбек, у которой в студии пластики обучалась Елена Горлова, в будущем ставшая одной из основательниц нового вида спорта.
Впоследствии многие из создательниц танцевальных студий наряду с ведущими балетмейстерами Мариинского театра стали преподавать общую и ритмическую гимнастику, пластику, акробатику и характерный танец в Государственной художественной школе Зинаиды Вербовой, открывшейся в 1923 году. Первыми педагогами Высшей школы были Елена Горлова, Роза Варшавская, Анастасия Невинская, Александра Семенова-Найпак. Вместе с ученицами первых потоков — Анной Ларионовой, Юлией Шишкаревой, Татьяной Варакиной, Татьяной Марковой, Лидией Кудряшовой, Ариадной Башниной, Софьей Нечаевой, Галиной Бобровой — они заложили основы нового вида спорта для женщин.
В 1920-е годы одна из первых преподавательниц Высшей школы гимнастики Елена Горлова использовала на занятиях с детской группой упражнения с обручем, мячом и скакалкой. Впоследствии эти предметы стали официальными видами художественной гимнастики.
А идея танца с лентой принадлежит танцовщику и педагогу классического танца, народному артисту СССР Асафу Мессереру. Он впервые использовал ленту в балете Рейнгольда Глиэра «Красный мак» в 1927 году. В книге «Танец. Мысль. Время» Мессерер вспоминал:
Важным шагом на пути гимнастики от танца к спорту стало включение в 1932 году этой дисциплины в программу Института физической культуры имени Лесгафта, который сейчас является главным спортивным вузом России. Символично, что институт находится рядом с Мариинским театром и консерваторией имени Римского-Корсакова. Как вид спорта художественная гимнастика сформировалась именно там. В 1934 году на базе института Лесгафта открылась Высшая школа художественного движения. Эта дата считается моментом официального рождения художественной гимнастики как вида спорта.
У истоков: французская школа и Айседора Дункан
Урок пластики по системе Айседоры Дункан, 1901 год. Преподавательница Элла Книппер-Рабенек. Музей МХАТ/russianphoto.ru
В середине XIX века основы базовых движений гимнастики заложил французский педагог и теоретик сценического искусства Франсуа Дельсарт. Он создал систему «выразительной гимнастики» для актеров и танцовщиков, в основу которой легло греческое искусство танца и выражения эмоций через жесты. В классификации Дельсарта только для рук насчитывалось почти 250 разновидностей движений, а главный принцип, которому мастер обучал артистов, — не просто исполнять танец, а наполнять каждое движение смыслом.
Свой вклад в формирование базовых движений гимнастики внес еще один французский педагог и физиолог Жорж Демени. Он разработал авторскую систему физического воспитания, направленную на развитие грации, гибкости и ловкости. На занятиях в классе Демени девушки под классическую музыку выполняли ритмические и танцевальные упражнения с булавами, палками, венками. Сейчас, кроме булав, спортсменки выступают с обручем, мячом и лентой, а сама гимнастическая система Демени также легла в основу художественной гимнастики.
Американская танцовщица и основоположница свободного танца Айседора Дункан оказала влияние на развитие не только русского балета, но и будущей художественной гимнастики. Ирина Винер-Усманова в книге «Художественная гимнастика: история, состояние и перспективы развития» отмечает:
Представители силачей 19 – начала 20 века
10 августа 1885 года в Петербурге начал свою работу кружок любителей тяжелой атлетики. Его организовал в своей квартире доктор Краевский. Считается, что это событие послужило развитию атлетического спорта в России. Со всех сторон необъятной царской России в город на Неве потянулись любители поднятия тяжестей. Кружок Краевского дал путевку в жизнь многим известным силовым атлетам, получившим мировое признание.
1. Петр Крылов
Петр Крылов (1871 г-1933 г) работал в московском цирке. Он прославился выполнением уникальных трюков с гирями. Находясь в «солдатской стойке», одной рукой он мог поднять сразу три не связанные между собой гири, весом по два пуда каждая. Известен его номер с гирей, весом 32 кг, которую он выжимал левой рукой 86 раз подряд. Это упражнение никто не смог повторить до сих пор. Нужно отметить, что весил Крылов менее 90 кг при росте 170 см. За виртуозное исполнение цирковых номеров Петра Крылова называли «Королем гирь».
2. Иван Заикин
Иван Заикин (1880 г-1949 г) был легендарным русским силачом прошлого века. В 1908 году его феноменальное выступление покорило парижскую публику. В публикациях зарубежных изданий его называли «Шаляпиным русских мускулов». Он занимался борьбой и тяжелой атлетикой и являлся чемпионом в этих видах спорта. На сцене он приводил в восторг зрителей, помещая на плечи рельс с добровольцами, повисающими на противоположных концах. Обычно их было от 10 до 15 человек. Металлическая конструкция принимала форму колеса. Такое «колесо» и сегодня хранится в парижской кунсткамере наряду с другими дивными экспонатами. Еще Заикин ходил по арене, водрузив на плечи корабельный якорь, весом 25 пудов.
3. Георг Гаккеншмидт
Георг Гаккеншмидт (1877 г-1968 г) выходец из атлетического кружка доктора Краевского, известный цирковой артист и титулованный спортсмен, восхищавший своими выступлениями зрителей в разных странах, получил громкое прозвище «Русский Лев». Его отличала гибкость и ловкость движений, что не очень свойственно представителям тяжелого спорта. Он мог сесть, скрестив ноги по-турецки, держа в руках 85-килограммовую гирю, а затем подняться, выпрямившись во весь рост, не выпуская гирю из рук. Рост Георга составлял 1,76 м, а весил он чуть более 90 кг. Георгу Гаккеншмидту было присвоено звание самого сильного человека в мире конца 19 и начала 20 века.
4. Иван Поддубный
Пожалуй, самым прославленным и непобедимым русским и советским борцом, тяжелоатлетом и цирковым артистом является Иван Поддубный (1871 г-1949 г). Он получил мировую известность и большую любовь публики. Современники уважительно называли его «Железным Иваном» и «Русским Богатырем». О его борцовских и силовых подвигах написаны книги и сняты кинофильмы. В 1926 году, в возрасте 55 лет, Поддубный стал чемпионом Америки (имея уже титул шестикратного чемпиона мира), победив всех известных борцов того времени. У 32-летнего Ивана Поддубного объем бицепса составлял 46 см, рост – 1м 84 см, а вес – 118 кг.
5. Александр Засс
Одним из самых удивительных людей, живших на рубеже 19-20 века, является непревзойденный силач и артист цирка Александр Засс (1888 г-1962 г), носивший псевдоним «Железный Самсон». Этот замечательный трюкач приводил в изумление зрителей своими цирковыми номерами. Он носил на плечах по арене специальную платформу с пианино и аккомпаниатором, и с танцовщицей на крышке инструмента. Еще он носил на плечах лошадь. Когда из цирковой пушки с расстояния восьми метров вылетало ядро, весом 90 кг, он ловил его руками. В возрасте 66 лет Засс закончил свою 46-летнюю публичную карьеру и, оставшись в цирке, до последних дней работал дрессировщиком.
Слайд 9Хоккей с мячомХоккей с мячом — зимняя спортивная командная игра, проводящаяся
на ледяном поле с участием двух команд (по десять полевых
игроков и одному вратарю в каждой). Все игроки для передвижения по льду используют коньки. Полевые игроки, используя клюшки, пытаются забить мяч в ворота другой команды и при этом не позволить полевым игрокам противоположной команды сделать то же самое. Ворота охраняют вратари, не использующие клюшек. Продолжительность игры ограничена по времени (2 тайма по 45 минут; по решению судьи при очень низкой температуре 3 тайма по 30 минут) и победителем является команда, которая за время игры сумела больше раз забросить мяч в ворота соперника (забить гол).
Слайд 10Русские национальные игрыРусские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные
игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками.
Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других.Нет нужды доказывать, что народные игры с давних пор были не просто развлечением, но и обучением, воспитанием, психологической разгрузкой, а на празднествах и гуляньях непременно входили в «культурную программу»
Вот, например, ловилки-догонялки: и ловкость развивают, и внимание настраивают, и скорость реакции улучшают. А специальные исследования показывают, что они еще и весьма благотворно действуют на формирование культуры общения.
Велосипед покоряет Россию
Достаточное распространение в России приобрёл велосипед, в конце 19 в. он был гораздо популярнее, к примеру, футбола, который вообще никого особенно не интересовал. Всё началось с того, что в самом начале 19 в. немец Карл фон Дрез изобрёл… нет, пока не велосипед, а самокат. Правда, он больше походил всё-таки на велосипед, только не имел педалей (сегодня такие транспортные средства делают для детей и называют беговелами). В 1878 г. к нему добавили цепную передачу.
Велосипед-самокат без педалей конструкции Дреза. (Wikimedia Commons)
Велосипеды стоили дорого, порядка 300−400 рублей, поэтому увлечение ими не стало повальным. Но в среде аристократии и купцов это было модно. Заезды устраивали на шоссе, ипподромах, строили специальные циклодромы. К примеру, в Москве велосипедный манеж обустроили в здании Манежа на одноимённой площади. Нередко велосипедистам приходилось вести борьбу за право ездить по улицам: городские власти были против этого, призывали ограничиваться соревнованиями.
В 1895 г. в России провели первые шоссейные гонки между Петербургом и Москвой, в 1896 г. звания «короля велосипеда» был удостоен Михаил Дьяков. Настоящий атлет, он закончил коммерческое училище, а велосипед получил в подарок от дяди. Тренировался в Царском селе, здесь же выигрывал первые гонки. Установил четыре мировых рекорда, но после революции все его награды были изъяты, у Дьякова осталась только их опись.
Теннисные партии
Одним из популярных видов спорта к концу XIX столетия становится лаун-теннис, или большой теннис. Первым энтузиастом принято считать Льва Толстого, который отмечает его в романе «Анна Каренина» (журнальная публикация вышла 1875 году). Впрочем, и сам граф с удовольствием участвовал в партиях, бегая по корту в Ясной Поляне. Частные площадки были во многих имениях петербургской знати, но первый общедоступный клуб появился в поселке Лахта в 1888 году.
Как и многие виды спорта изначально теннис был развлечением для обеспеченных петербуржцев. Например, Санкт-Петербургский кружок спортсменов в Таврическом саду считался самым элитным теннисным клубом в России. И немудрено: почетным председателем комитета кружка был Великий князь Кирилл Владимирович. Уже к концу XIX века в Петербурге насчитывалось девять теннисных клубов, большая часть которых находилась в дачных окрестностях столицы — в Коломягах, Озерках, Павловске, Парголове, Териоках и Сестрорецке. Когда начинался дачный сезон, клубы становились центром загородной жизни. Здесь не только играли, но и проводили досуг в компании друзей.
Уже к 1907 году теннис перестает быть любительским спортом и перерастает в профессиональный. В этот год на кортах Крестовского клуба состоялись Первые Всероссийские состязания, а в 1912 году прошел первый открытый чемпионат России при участии теннисистов из Европы и США. Кстати, в теннис играл писатель Владимир Набоков, живший в Петербурге до эмиграции. С ранних лет он учился игре и в дальнейшем это спасло его от нищеты. Когда отец Набокова был убит, будущий писатель обеспечивал себя и мать уроками тенниса, которые давал молодым людям из обеспеченных немецких семей. Поэт Николай Гумилев тоже любил этот вид спорта. В письме к жене, Анне Ахматовой, он писал: «Мы с Олей устраиваем теннис и завтра выписываем мячи и ракеты. Таким образом, хоть похудею».
Лёгкая атлетика — «все мы немножко лошади»
Первые российские любительские соревнования по бегу состоялись в 1888 г. Причём не в столице, а в посёлке Тярлево недалеко от Павловска и Царского села. Слово «любительские» подходит как нельзя лучше, соревновались местные дачники, которые организовали здесь кружок любителей бега. Основоположник российского футбола и олимпийского движения, спортивный журналист Георгий Дюперрон отмечал, что поначалу легкоатлеты взяли за образец скачки, только в «человеческом» варианте — бегали. Не обязательно «гладко», устраивали себе и полосы препятствий, всё как у лошадей. Со временем эти дачники организовали Санкт-Петербургский Кружок Любителей Спорта.
Георгий Дюперрон. (Wikimedia Commons)
Первоначально их соревнования носили название «Тярлевское дерби», по месту зарождения спортивного клуба. Потом занятия переехали в Петербург, на Петровский остров, и к участию в кружке стали допускать сторонних молодых людей, которые не имели к дачам отношения. Так лёгкая атлетика распространялась — из Петербурга её «привезли» в Москву, затем в Ригу, потом провели соревнования с финскими атлетами.