Скандинавское королевство (звезда пленительного счастья)

Для России Дания на протяжении XVIII и XIX века была самой близкой Скандинавской страной Более ранние периоды истории не были исключением несмотря на непродолжительное время территориальных споров в Лапландии  

В угоду Гольштейн-Готторпам

Можно предположить, что всё дело было в намерении выслужиться перед будущей династией. В 1742 году императрица Елизавета Петровна назначила своим наследником голштинского герцога Петра (будущего Петра III), который имел право и на шведский трон. Весьма вероятным предсталялось соединение в будущем русской и шведской корон в лице одного монарха.

Не исключался также вариант, что Пётр III окажется бездетным. В этом случае российский престол должен был перейти к династии, наиболее близкой по родству к той ветви Гольштейн-Готторпов, к которой принадлежал Пётр III. А это была именно шведская ветвь Гольштейн-Готторпов.

Таким образом, кому бы в дальнейшем не досталось управление Россией, скандинавская версия происхождения Русского государства любому из монархов, ожидавшихся в обозримом будущем на российском престоле, должна была прийтись по душе.

Во второй половине XIX века некоторые российские историки подвергли ревизии устоявшуюся норманнскую теорию. Степан Гедеонов привел множество аргументов в пользу южно-балтийского славянского происхождения варягов. Дмитрий Иловайский разработал концепцию, которая заключалась в том, что начало Руси положили роксоланы, и которая даже попала в гимназические учебники конца XIX – начала XX вв.

Но на стороне норманнской доктрины стояли такие столпы русской исторической науки, не критически (в этой части) воспринявшие сочинение Карамзина, как Сергей Соловьёв и Василий Ключевский. А в западной науке норманнская теория происхождения Руси стала за это время единственной.

« Иван Корейша: почему психбольного из лечебницы считали пророком

Условия, в которых проходили переговоры

Переговоры начались 12 августа 1689. Накануне под Нерчинск подступила маньчжурская армия, которая состояла из:

  • 15 тысяч пеших и конных воинов;
  • 76 военных кораблей;
  • 5 тысяч лошадей;
  • 4 тысяч верблюдов.

В нерчинском гарнизоне насчитывалось всего около 600 военных, охрана российского посольства составляла около 2-х тысяч. Переговоры приходилось вести в условиях, когда пушки цинской армии были направлены на город.

Карта: граница между Россией и Китаем по Нерчинскому договору

Китайская сторона настояла на том, чтобы разговор шел на латинском языке. Они использовали услуги переводчиков-иезуитов Тормаса Перейры и Жана Жербильона. Федор Головин, прекрасно знавший латынь, отметил, что те искажают смысл слов маньчжурских послов. Тогда им была сделана попытка задобрить переводчиков. Перейра и Жербильон щедро одаривались пушниной и продовольствием. За это они обещали оказывать содействие российскому посольству.

Переговоры по Нерчинским соглашениям периодически находились под угрозой срыва. Маньчжуры требовали от русских оставить Даурию и угрожали незамедлительно начать боевые действия. Посольство во главе с Головиным рассказывали о великой русской армии, которая готова выступить по направлению к китайской границе, и настаивали на том, чтобы граница проходила по Амуру до самого моря. Проницательный Сонготу в ответ резонно замечал, что русские войска и за 2 года не смогут дойти до Китая из-за удаленности Приамурья от центральной части страны. В конечном итоге сторонам удалось прийти к компромиссу.

Правление Густава VI[]

Внутренняя политика

В 1912 году Эрик XV умер в результате затянувшейся болезни. Власть перешла его старшему сыну Густаву VI, который по свидетельствам современников был сторонником либеральных преобразований.

Хотя конституция всё ещё предполагала значительные полномочия у короля, Густав VI не принимал решения единолично, часто советуясь с правительством и парламентом, а многие преобразования сделанные в его правление и вовсе принимались правительством с его формальным согласием. В Скандинавии фактически установилась парламентская монархия, хотя изменения в конституции, ограничивающие роль Короля будут приняты лишь в 70-е годы.

В 1917 году был принят закон о всеобщем (мужском и женском) избирательном праве для поданных Скандинавского королевства. Впоследствии в 1925 году Густав VI называл себя «королём социалистов» одобрительно встретив назначение Риксдагом премьер-министра от Социал-демократической партии Скандинавии.

Война за Албазин

Одним из ключевых опорных пунктов в Приамурье была крепость Албазин. Эта территория была отвоевана русскими войсками у дауров в 1651 году. На протяжении нескольких десятилетий за Албазин шла борьба между маньчжурами и россиянами. В 1682 здесь было образовано Албазинское воеводство, что вызвало крайнее неудовольствие представителей цинской династии.

Пик военного противостояния пришелся на 1685-1688 годы. Цинские войска несколько раз осаждали крепость. Казаки, оборонявшие Албазин, проявили невероятное мужество и сумели отразить набеги. Но силы были на исходе, к тому же среди защитников крепости распространилась цинга. Российская сторона инициировала проведение мирных переговоров.

Арабский Восток в раннее Средневековье

Арабские завоевания начались при жизни основателя ислама Мухаммеда. Он основал в Аравии исламское государство, за одно столетие захватившее множество стран вне Аравии. Арабы захватили огромные земли в Азии, Африке и Европе:

  • Ближний Восток;
  • Средняя Азия;
  • северо-западная Индия;
  • Северная Африка;
  • Испания;
  • Южная Италия;
  • Сицилия;
  • Мальта;
  • Родос;
  • Крит.

Под ударами завоевателей рухнуло государство Сасанидов в Иране. Под натиском арабов пали королевство вестготов, государство Гассанидов, Хорезм, Кавказская Албания, Согдиана и Синд. Византия лишилась Египта, Сирии, Месопотамии, Крита, Мальты, Сицилии, Родоса, Эгриси и Святой земли.

Во время войны против франков арабы сумели дойти до Пуатье, на востоке достигли «Славянской реки» (Волги, Дона или Днепра).

Договор[править | править код]

Нерчинский договор состоял из 7 статей. Тексты договора начинались с титулов монархов двух государств и имён послов. Первые три статьи регламентировали установление границы. Вторая, пятая и шестая статьи действовали до середины XIX века.

Карта Иркутской губернии 1808 года. Снизу — граница Китайской империи

Статья 1-я установила границу между Русским государством и Империей Цин по реке Горбице — левому притоку Шилки. Далее от верховьев Горбицы в направлении к Охотскому морю граница следовала по вершинам Станового хребта. Из-за отсутствия соответствующих полномочий у русских послов, земли между бассейном Уды, признававшимся российской территорией, и горами по северной границе бассейна Амура (хребты Кивун и Тайканский[источник не указан 896 дней]), признававшегося китайской, оставались спорными, разграничение откладывалось на будущее.

Бассейн Амура в XVII веке был плохо знаком русским. По тексту статьи невозможно точно определить, по какому ответвлению «Каменных гор» — то есть Становому хребту: Джугджур, Буреинский хребет, Ямалин или какому-то другому была установлена граница. Вопрос вызывала и упомянутая река Горбица, поскольку позднее оказалось, что есть две реки с таким названием: одна из них — левый приток Шилки, другая (впоследствии переименованная в Амазар) — приток Амура у бывшего города Албазина. Неясна была граница по верховьям Аргуни, исток которой располагался между Восточной Монголией и Западной Маньчжурией.

Статья 2-я установила границу по реке Аргуни: от устья до верховьев. Русские строения переносились на левый берег.

Статья 3-я обязывала русских разорить свой город Албазин.

Статья 4-я запрещала сторонам принимать перебежчиков через границу.

Статья 5-я разрешала торговлю подданных сторон, закрепляла свободу перемещения всем людям с проезжими грамотами.

Статья 6-я вводила высылку и наказание за совершение разбоя или убийства подданными, перешедшими границу.

Статья 7-я позволяла Империи Цин на своей территории установить пограничные знаки.

Дополнительный пункт обязывал «в Албазинских местах никакому строению с обеих сторон не быть». Заканчивался текст договора указанием на заключение договора при границах русской Даурской земли лета 7197-го, августа 23 дня. Сохранились подлинники договора на маньчжурском и латинском языках. Русский оригинал, переданный маньчжурам в момент заключения договора, видимо, был утрачен; до наших дней его текст дошёл в копиях и «Статейном списке» Ф. Головина.

Статус-кво во взаимоотношениях двух держав

Дальнейшая история российско-китайских взаимоотношений продолжается в XVIII веке, когда китайская сторона принимает решение возобновить переговоры с соседом. Приглашенное в Пекин русское посольство получило требование о передаче Китаю территорий, которые были заселены подданными Российской империи и никогда не входили в состав цинского государства. Естественно, переговоры не принесли каких-либо положительных результатов, однако русские купцы получили право заниматься предпринимательской деятельностью в Пекине, приграничным землям даровалась привилегия беспошлинной торговли. Был достигнут статус-кво во взаимоотношениях двух держав, продержавшийся более столетия.

Подписание Нерчинского договора в 1689 году. (wikipedia.org)

В середине XIX века Китай оказывается в водовороте опиумных войн, инициированных английским правительством за право заниматься контрабандой опиума, продажа которого запрещалась императорскими декретами. Обладая весьма многочисленной армией (около 900 тысяч военнослужащих), китайская армия была несравнимо слабее и хуже вооружена, а потому спустя короткий срок был заключен мирный договор. В соответствии с его положениями, империя Цин должна была выплатить Великобритании весомую контрибуцию, передать Гонконг и открыть китайские порты для английской торговли. Так английская корона обеспечила себе источник солидного дохода от продажи опиума, а в китайской империи начался продолжительный период кризиса и гражданской войны.

Череда подписания стратегически важных для Российской империи дипломатических соглашений с Китаем начинается в 1858 году с ратификации Айгунского договора. В соответствии с его пунктами, Амурская область входила в состав России, а Уссурийский край признавался зоной совместного владения до финальной демаркации границы. Подписанный генерал-губернатором Восточной Сибири Николаем Николаевичем Муравьевым договор, после которого к фамилии его автора добавлялся титул Амурский, стал ключевым дипломатическим документом с момента заключения Нерчинского договора в 1689 году. Интересно, что до конца XVII века китайское правительство не проводило переговоры с иностранными государствами, а до прямого военного столкновения с русскими — осады крепости Албазин — император Поднебесной рассчитывал на завоевание Приамурья из-за малочисленности войск неприятеля. В российской историографии Нерчинский договор оценивался историками неоднозначно: и как взаимовыгодный, и как унизительный для российской дипломатии. Айгунский договор середины XIX века вернул утраченные Россией территории, ведь, как считал генерал-губернатор Муравьев, «кто будет владеть устьем Амура, тот будет владеть и Сибирью, по крайней мере, до Байкала». Заняв не самый благополучный государственный пост, он стал активно укреплять русские позиции на Дальнем Востоке, в том числе и колонизаторской деятельностью, предложив проект строительства Сибирской железной дороги, который, правда, был отложен по причине его солидной стоимости.

Китай во времена Опиумных войн. (wikipedia.org)

Дальнейшая демаркация границ продолжилась через два года, когда в 1860 году был подписан новый договор между Россией и империей Цин — «Пекинский трактат». Когда в результате событий Второй Опиумной войны войска европейской коалиции подошли к Пекину, китайское правительство охотно согласилось на торговые переговоры с Российской империей — возможным союзником в войне. По итогам подписанного договора территория Российской империи пролегала отныне по левому берегу Амура, а китайская располагалась по правому берегу реки и к западу от границы.

В конце столетия Китай вступил в полосу интенсивного роста экономики, подкрепленного, в первую очередь, подъемом товарного сельского хозяйства. А потому идея строительства железной дороги, которая соединила бы разные районы страны с восточным соседом, казалась взаимовыгодной. Российская империя стремилась укрепить свое положение в Тихоокеанском регионе, опасаясь обострившегося соперничества с Японией. Кроме того, строительство подобной железнодорожной магистрали способствовало бы развитию торговли и увеличению экспорта в Китай русских товаров, решив проблему дефицитного торгового баланса.

Пренебрежение национальными интересами в Москве

В 1689 году был заключен Нерчинский договор между Московским царством и Китайской империей Цин. Данный договор оказался невыгодным для Московского царства и вызвал много вопросов о его решении нации.

Предыстория заключения Нерчинского договора связана с албазинской войной, которая продолжалась с 1685 до 1686 года. В ходе этой войны русские войска под командованием генерала Василия Головина сумели одержать победу над китайскими войсками и захватить Нерчинск. Это позволило Московскому царству расширить свои границы и установить контроль над приамурским регионом.

Однако, несмотря на российскую победу, Московское царство решило идти на компромисс с Китаем. Причины такого решения были связаны с рядом факторов. Во-первых, Московское царство в то время испытывало ощутимые внутренние проблемы, включая национальные восстания и экономический кризис. Во-вторых, Москва стремилась сохранить мир с Китайской империей, чтобы избежать дальнейшего военного конфликта и возможной потери территорий. В-третьих, Московское царство надеялось на установление дружественных контактов с Китаем, в том числе для сбыта своих товаров и развития транзитного торгового пути через приамурье.

Таким образом, Московское царство пренебрегло национальными интересами, подписав невыгодный договор с Китайской империей Цин в Нерчинске. В соответствии с условиями договора, Московское царство было вынуждено вернуть Нерчинск и его окрестности китайской стороне. Более того, Московское царство согласилось ограничить свои границы и препятствовать русским крестьянам в освоении приамурской области.

Итоги подписания Нерчинского договора оказались негативными для Московского царства. Ослабление границ и ограничение национальных интересов привели к потере контроля над приамурской областью и усилению китайского влияния на этом территории. Кроме того, Московское царство потеряло возможность экономического освоения приамурья и развития транзитного торгового пути до Китая.

Последствия подписания Нерчинского договора:
1. Потеря контроля над Нерчинском и приамурской областью.
2. Ограничение развития русскими крестьянами приамурья.
3. Усиление китайского влияния в приамурском регионе.
4. Потеря возможности развития транзитного торгового пути до Китая.

Таким образом, подписание невыгодного договора с Китайской империей Цин в Нерчинске свидетельствует о пренебрежении Московским царством национальными интересами и недостаточной оценке последствий данного договора. Это ослабило Московское царство и способствовало усилению китайского влияния в регионе.

История

5 (17) сентября 1809 г. в городе Фридрихсгаме (ныне г. Хамина, Финляндия) между Россией и Швецией был подписан мирный договор, завершивший русско-шведскую войну 1808-1809 гг., главным итогом которой было вхождение Финляндии в состав России на правах автономного княжества.

Двумя годами ранее, 25 июня (7 июля) 1807 г., в местечке Тильзит (ныне г. Советск Калининградской области) на встрече между императорами Наполеоном Бонапартом и Александром I был заключён Тильзитский мирный договор, который фактически предрешил отторжение Финляндии от Швеции, находившейся в состоянии войны с Францией, и присоединение её к России.

В феврале 1808 г. русские войска под предводительством графа Фёдора Фёдоровича Буксгевдена перешли финскую границу и начали наступление на столицу княжества г. Або (ныне г. Турку), и взяли его 10 (22) марта.

Видя успехи русских войск, Александр I принял решение о присоединении Финляндии к России. 16 (28) марта была опубликована декларация: «Его Императорское Величество возвещает всем державам европейским, что отныне часть Финляндии, которая доселе именовалась шведскою, и которую войска российские не иначе могли занять, как выдержав разные сражения, признаётся областью, российским оружием покорённою, и присоединяется навсегда к Российской Империи».

20 марта (1 апреля) 1808 г. последовал манифест к населению России, в котором значилось: «Страну сию, оружием Нашим покорённую, Мы присоединяем отныне навсегда к Российской Империи, и вследствие того повелели Мы принять от обывателей её присягу на верное Престолу Нашему подданство». Манифестом было объявлено о присоединении Финляндии к России в качестве Великого княжества. Русское правительство обязывалось сохранять её прежние законы и сейм.

В ходе русско-шведской войны 1808-1809 гг. Россия сумела полностью оккупировать Финляндию и разгромить шведские войска.

5 (17) сентября 1809 г. между двумя государствами был заключён Фридрихсгамский мирный договор.

Документ был составлен в 2-х экземплярах (оба на французском языке), содержал 21 статью, преамбулу и заключение. От России договор подписали министр иностранных дел граф Николай Петрович Румянцев и посланник России в Стокгольме Давид Максимович Алопеус. От Швеции: генерал от инфантерии, бывший посол Швеции в Петербурге барон Курт Людвиг Богислав Кристоф Стедингк и полковник Андерс Фредрик Шельдебрандт.

Договор вступал в силу с момента обмена ратификационными грамотами, который состоялся 1 (13) октября 1809 г. в Санкт-Петербурге.

Согласно Фридрихсгамскому мирному договору вся Финляндия (включая Аландские острова) отходила к России. Договор предписывал Швеции заключить мир и войти в союзную коалицию с Наполеоном. Финляндия объявлялась Великим княжеством в составе Российской империи и ей даровалась широкая автономия. Время финской автономии, наступившее после подписания мирного договора, способствовало росту экономики и культуры. Будучи Великим княжеством в составе России, Финляндия, тем не менее, сохранила лютеранскую веру и шведское законодательство.

Фридрихсгамский мирный договор в отношении Финляндии действовал вплоть до 1920 г., когда согласно Тартускому мирному договору между РСФСР и Финляндией была признана государственная независимость Финляндии.

Литература

Манифест «О покорении шведской Финляндии и о присоединении оной навсегда к России». 20-го марта 1808 года // Хронос. 2000.

Норманнская теория как политическое оружие Швеции против России

Норманнская гипотеза происхождения Руси была выдвинута шведами в дипломатической переписке с царём Иваном Грозным. Шведского короля Юхана III оскорбили слова царя о том, что его род пошел от простолюдинов, хотя это и было правдой. Отец Юхана – Густав Ваза – пришёл к власти в результате народного восстания против датского владычества,  он был избран народом. Иван Грозный противопоставил этому свой древний царский род, восходящий, согласно упомянутому «Сказанию», к Прусу, брату Августа. В ответ шведский король заявил, что Рюрик на самом деле был шведом и пришёл из Скандинавии.

С этих пор стала разрабатываться норманнская теория – прежде всего как политическое оружие против России. Парадоксальным является тот факт, что, побеждая Швецию в войнах на протяжении XVIII века, Россия приняла историческую концепцию своего врага. Это объясняется в первую очередь тем, что к написанию русской истории привлекались главным образом иностранцы.

Разработкой и насаждением норманнской теории последовательно занимались Готлиб Зигфрид Байер, Герхард Фридрих Миллер и Август Людвиг Шлёцер — немецкие учёные, трудившиеся (один за другим) в XVIII веке в Санкт-Петербургской академии наук. Их усилиями идея о происхождении первых русских князей из Скандинавии (даже конкретно из Швеции) прижилась в российской науке. А утвердившись в научном мире России, европейцами она тем более была принята на ура. Тот же момент, что она исходила не от русских, как-то упускался из виду. Впрочем, иностранцам ли было следить за такими подробностями?

Была у русской исторической науки и альтернативная концепция, представленная Василием Никитичем Татищевым и Михаилом Васильевичем Ломоносовым. Но она не получила поддержки со стороны государственной власти, особенно при Екатерине II, которая сама была немкой. Авторитет норманнской теории также придал Николай Карамзин, в начале XIX века сочинивший каноническую версию русской истории по заказу императора Александра I, внука Екатерины Великой.

Но ведь немцы, создавшие норманнскую модель возникновения Руси, были всё-таки немцами, а не шведами. Почему они не обратили внимания на свидетельства происхождения русских князей из Шлезвиг-Гольштейна и не поставили их в центр своей доктрины?

Русь – от роксолан, варяги – славяне из Вагрии

Сигизмунд фон Герберштейн, посол императора Священной Римской империи германской нации Максимилиана в России в 1517 и 1526 гг., изложил в своих «Записках о Московии» несколько преобладавших в его время гипотез образования Древнерусского государства. Некоторые из них имеют параллели с версиями из источников XVI века.

По утверждению немецкого дипломата, родиной варягов, которые были славянами и были призваны княжить в Новгороде, являлась область Вагрия на севере Германии. Там с давних пор существует город Ольденбург (Альтенбург, по Герберштейну), который у славян назывался Старградом, то есть Старым городом. Ольденбург/Альтенбург в переводе с  немецкого означает то же самое.

При этом Герберштейн не поддерживал позднейшего мнения, будто название Русь принесли именно славяне-варяги. На его взгляд, оно имеет независимое от них происхождение. Русские XVI века говорили, что их страна издавна зовётся Россией—Расеей оттого, что они живут рассеянно на большом пространстве. Но это, конечно, народная этимология. Среди европейцев бытовала также легенда, что был некий Рус — брат основателей чешского и польского народов Чеха и Леха. Эту же легенду мы встречаем и у польского историка конца XV века Яна Длугоша.

Однако большинство европейцев, по свидетельству Герберштейна, в XVI веке полагали, что название Русь связано с именем племени роксоланов, упоминаемого античными историками.

Интересно, что записанное тогда же (1527 г.) на Руси «Сказание о князьях Владимирских», представляющее собой фальшивую родословную русских государей от мифического Пруса, брата римского императора Октавиана Августа, также указывает на южный берег Балтийского моря как на родину Рюрика.

Интересы сторон

Приамурье в те времена называлось Даурией – по имени одного из населявших ее монголоязычных народов дауров. Они находились на более низкой ступени развития, чем Россия и Китай. У них не сложилось сильного государства, не было своей письменности. Они исповедовали шаманизм и сохраняли пережитки родоплеменных отношений. Помимо дауров эти земли также заселяли:

  • ачаны;
  • гиляки;
  • дучеры;
  • эвенки (тунгусы) и другие малые народы.

В 1640-е годы местные жители признали вассальную зависимость от империи Цин и согласились платить дань маньчжурам. На эти же земли претендовали русские землепроходцы, которые в свою очередь также пытались заставить платить туземцев ясак – налог в форме пушнины.

История[]

Становление единой Скандинавии

С 1807 года Шведская Померания была оккупирована Наполеоном в ходе Польской кампании. Это заставило кронпринца Карла XIV Юхана повести более активную внешнюю политику и взять враждебный по отношению к Франции курс. Швеция вступила в войну с союзником Франции — Данией, на стороне антинаполеоновской коалиции. По результатам Кильского мира 1814 года Дании пришлось уступить Швеции всю Норвегию в качестве компенсации за потерю Померании. Шведско-норвежская уния была заключена в том же году и предполагала общего для обеих стран монарха и общую внешнюю политику, но с сохранением собственной конституции, парламента и законов.

Швеция в начале XIX века продолжала оставаться аграрной страной, но к середине века началась индустриализация. Толчок к ней дал спрос на шведское сырьё, такое как древесина и железная руда в уже промышленных странах. Развитие деревообрабатывающей промышленности на больших территориях в северной Швеции привело к накоплению капитала и потребности его аккумуляции, что и дало начало развитию других областей промышленности и быстрому росту городов.

Однако власть по-прежнему оставалась в основном у знати и крупных землевладельцев, тогда как у крупных промышленников большой политической власти в сословном риксдаге ещё не было.

«Весна Народов»

Основанная статья: Весна Народов

В 1844 году на Шведско-норвежский престол садится Оскар I, сын наполеоновского маршала, ставшего королём Швеции. Убедительные победы революционеров в ходе 1848 года, неурожаи, крайнее разорение большей части крестьянских хозяйств, отсутствие политической власти у сформировавшейся буржуазии и интеллигенции толкали население к бунту. Но у революции не было лидера.

После развала Австрии, находившийся на службе у Австрийского императора бывший наследник Шведского престола (сын Густава Адольфа IV), Густав решил вернуться на родину, в Швецию, где, вскоре, был принят на военную службу. Быстро завоевав популярность в рядах военных, он, как бывший наследник, стал собирать вокруг себя недовольных властью.

16 мая 1849 года Густав поднял восстание в гарнизоне Стокгольма. Восставшие войска направились в королевский дворец, по пути собирая толпы зевак и недовольных. Силой они заставили Оскара I отречься от престола в пользу Густава, который вскоре был коронован, как Густав V.

Новый король был радушно встречен в Норвегии. В июне Густав V объявил о расформировании Шведско-норвежской унии, и о формировании единого королевства Скандинавия. 

Выдержка из текста

На протяжении многих веков Восток и Запад воспринимались как две полные противоположности . И сегодня Восточные цивилизации, в особенности Китайская цивилизация (в том числе и современный Китай), остаются «полуоткрытыми» для всего мира. Китай хоть и открыл свои границы дня возможности свободной торговли между странами, однако все еще остается непознанным, и по всей видимости, и не хочет отрываться. Сложно представить, каким тогда был Китай, — на заре встречи Европейской и Китайской цивилизации. Таким образом, выбранная тема курсовой работы является недостаточно изученной, и, следовательно, является актуальной. Источники достаточно скудно описывают отношения Китая и Европы в период знакомства друг с другом. Поэтому целью курсовой работы будет рассмотрение взаимоотношений между Китаем и Европой в средние века и раннее новое время . Для выполнения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

определиться с точным понятием «средневековье» и «новое время» и поставить определенные временные рамки — объяснить причины недоступности и закрытости Китая для Европейских держав — кратко охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику правящей в Китае династии, чтобы разобраться в причинах закрытости Китайской цивилизации Российские и западные историки считают началом средневековья крушение Западной Римской империи в конце V века , однако в энциклопедическом издании ЮНЕСКО «История человечества» рубеж был проведён по моменту возникновения ислама (начало VII века).

Относительно конца средневековья у историков нет единого мнения . Предлагалось считать таковым: падение Константинополя (1453), открытие Америки (1492), начало Реформации (1517, нача ло Английской революции (1640) , рубеж 1670-х-1680-х годов, рубеж 1680-х-1690-х годов и некоторые другие периоды.

В последн ие годы российские историки относят окончание периода средневековья к середине ил и концу XV — началу XVI веков . Наиболее верным является рассмотрение средневековья одновременно и как всемирного процесса, и как явления, имевшего в каждой стране свои особенности и свой период. Например, если итальянские историки считают началом нового времени XIV век, то в России начало новой истории принято относить к концу XVII и первым десятилетиям XVIII века. Очень трудно систематизировать в рамках европейского средневековья, например, историю государств Азии, Африки, доколумбовой Америки. Поэтому из-за неточности временных рамок исторического понятия «средневековья» и «нового времени», возьму за отчетный период сер. XIV -нач. XVIII в. Период средневековья ранее XIV века рассмотрен не будет, так как официальное знакомство Китая с Европейскими державами было не ранее XIV века.

Новые материалы

Книги

Проблема зла и теодицеи: метафизика, этика, феноменология / отв. ред. К. В. Карпов, научн. ред. И. И. Ремезова. – М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2023. – 264 с. (Серия «Humanitas»)

Книги

Вариации на тему любви и милости / Ж.-Кл. Ларше; пер. с фр. М. С. Степановой. — Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2024. — 352 с. — (Православное богословие).

Книги

Религия в цифровом обществе. Под ред. Алексея Бодрова и Михаила Толстолуженко. М.: Издательство ББИ, 2024. viii + 248 с. (Серия «Современное богословие»). ISBN 978-5-89647-430-2

Книги

Образ, икона, экономия. Византийские истоки современного воображаемого. М.: V—А—С Press, 2022. — 328 с. ISBN 978-5-907183-49-0

Книги

Обратная сторона новых медиа / Жан-Клод Ларше; пер. с фр. С. А. Кузнецовой. – Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2023. – 304 с. – (Православное богословие).

Книги

Владимир Соловьев / Пер. с нем. (Серия «Современное богословие»). – М.: Издательство ББИ, 2023. – 143 с. ISBN 978-5-89647-412-8

Книги

Идея Бога и образ теологии в философских дискурсах зрелого модерна и постмодерна: коллективная монография / Под общ. ред. Д. В. Масленникова. — СПб.: Издательство РХГА, 2023. — 682 с. ISBN 978-5-907613-50-8

Книги

Единство добра, истины и красоты в русской религиозно-философской традиции: сборник статей / Сост. Н. К. Сюндюков. — СПб.: Изд-во РХГА, 2023. — 144 с. ISBN 978-5-907613-78-2

Книги

Введение в библейское пророчество. — М.: Издательство ББИ, 2023. — 691 с. — (Серия «Современная библеистика»). — ISBN 978-5-89647-427-2.

Книги

Красота сквозь века. Очерки христианского искусства. — М.: Издательство ББИ, 2023. — 365 с. — (Серия «Богословие и культура»). — ISBN 978-5-89647-420-3.

Книги

По ту сторону секулярного порядка. Репрезентация бытия и репрезентация народа / Пер. А. Кырлежева под редакцией А. Гагинского. — М.: Издательство ББИ, 2023. — 360 с.

Книги

Русская икона середины XVII – начала XX века. Коллекция Олега Кушнирского. М.: Эксмо, 2023.

Прибалтика (Ливония, Пруссия, Прусская и Ливонская ветви Тевтонского ордена в Прибалтике, владения в Прибалтике Дании и Швеции)

Прибалтика, земли будущих Ливонии и Курляндии, были христианизированы в XII–XIII вв. в ходе северных крестовых походов. Они стали частью германского мира, самой восточной провинцией Священной Римской империи (хотя официально членство в империи было оформлено только в XVI в.). Здесь политика универсализации, интеграции в латинское христианство превалировало над всем остальным. Мы видим трансфер германских и скандинавских святых, но определенный парадокс в том, что в Ливонии не появилось своих святых. Немецкому католическому миру Ливонии была важнее интеграция с католической Европой, со Священной Римской империей. А крещенное местное население в Средневековье было слишком неразвитым в духовно-интеллектуальном плане, чтобы организовать местные культы и тем более «запустить» дорогостоящие и сложные по процедуре процессы официальной канонизации. Вызывает определенные вопросы отсутствие культов местных христианских миссионеров, мучеников за веру в борьбе с язычниками, первых епископов Ливонии и т.д. Но здесь, видимо, оказала негативное влияние Реформация. В Средневековье мы имеем следы зачатков таких культов (по крайней мере в отношении почитания гробниц первых епископов). Однако поставили крест на этих намерениях последовавшие события: начало Реформации в 1520-е гг., гибель Немецкого ордена в 1560 г. и установление протестантского шведского владычества — в Северной Эстонии с 1560-х гг., и по всем землям бывшей Ливонии с 1610–1620-х гг.

В процессе изучения специфики культа святых и героев в Пруссии были проанализированы посвящения церквей и выявлены случаи почитания того или иного святого в качестве патрона. Были рассмотрены церкви городских приходов, церкви, принадлежавшие монашеским орденам, но расположенных на территории города и кафедральные соборы. В рамках первой категории превалировали св. Иоанн и апостолы Петр и Павел. Многие городские приходские церкви на территории государства Тевтонского ордена в Пруссии были посвящены св. Николаю

Если же говорить о вторых двух категориях церквей, то превалирует посвящение Деве Марии, что неудивительно, поскольку она занимала очень важное место в системе религиозного патроната церквей в прусских городах. Это было связано, как с влиянием Тевтонского ордена, так и с возможным влиянием культурной среды ганзейского пространства

Назад

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: