«Комсомольский» груз
Утром 13 октября 1936 года теплоход «Комсомол», в трюмах которого были 50 лёгких танков Т-26, запасные двигатели к ним, боеприпасы и горюче-смазочные материалы, бросил якорь на рейде Картахены. Советские танки и 30 танкистов-инструкторов поступили в распоряжение руководства республиканской армии. Уже через несколько дней в Арчене, небольшом городе в 90 километрах от порта, инструкторы учили испанские экипажи воевать на Т-26.
Однако отметим, что война в Испании выявила и слабые стороны Т-26. Случалось, танк на ходу терял гусеницы, бывало, «сгорали» поршни, а двигатель, как известно, был бензиновым, то есть пожароопасным. Вот на какой машине пришлось воевать советским добровольцам и их испанским товарищам. Впрочем, времени, чтобы как следует изучить материальную часть, не хватило.
Фото из архива
Т-26 с республиканскими солдатами на броне.
Внезапно поступил приказ: срочно выслать в распоряжение командующего Мадридским фронтом роту танков с русскими экипажами, а в башнеры зачислить испанцев — лучших курсантов учебного центра. Так была сформирована и по железной дороге переброшена на фронт ударная подвижная группа капитана Поля Армана. И вот 29 октября, сосредоточенные в оливковой роще севернее Вальдемаро, 15 боевых машин готовились вместе с пехотной бригадой контратаковать наступавшего на столицу противника. Предполагалось, что, скорее всего, придётся столкнуться с итальянскими танками «Ансальдо» или старыми французскими «Рено», которые стояли на вооружении франкистов. Так и произошло.
На рисунке – проект ТА-2
0 Ну а где два, там может появиться и три. Правда, ТА-3 еще больше «подрос» — длинна машины должна была составлять 8м(!). И быть тяжелее предшественников, так что из разряда «маневренных» проект был переквалифицирован в «позиционные» (тяжелые) с массой свыше 32т. Трёхъярусное расположения вооружения ушло. Да, проект сохранил два орудия, но с независимой наводкой. Танк должен был оснащаться мощной радиостанцией с радиусом действия до 50 км, герметичным корпусом и быть весьма шустрым – до 45км/ч на гусеницах и 70км/ч на катках. Более того, поначалу он рассматривался в качестве кандидата на серийное производство, но предпочтительнее оказался проект Т-35.
Слайд 33Боевая масса – 8,6 т. Экипаж – 8 человек.Вооружение: 76,2-мм противоштурмовая пушка
образца 1910 года, три 7,62-мм пулемёта Максим. Бронирование: 6,5 мм.
Двигатель: бензиновый, четырехцилиндровый, мощность – 35 л. с.
Максимальная скорость – 20 км/ч. Тираж – 48 шт
«Гарфорд-Путилов» (также «Гарфорд-Путиловец», «Путилов-Гарфорд» или просто «Гарфорд») — тяжёлый пушечно-пулемётный бронеавтомобиль Вооружённых сил Российской империи. Разработан в начале Первой мировой войны с использованием шасси американского грузовика фирмы «Garford Motor Truck Co.» Всего за период производства (1915—1916) Путиловским заводом было изготовлено 48 броневиков, активно применявшихся в ходе Первой мировой и Гражданской войн.«Гарфорды» обладали мощным для своего класса и времени вооружением и приемлемым бронированием. Несмотря на достаточно посредственные динамические характеристики, «Гарфорды» были весьма эффективны в бою, отличались надёжностью и добротностью изготовления, что обусловило сравнительно долгий срок их службы.
Силовой установкой броневика служил бензиновый карбюраторный 4-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения мощностью 30 л. с. (по другим данным — 35 л. с.). Коробка передач пятискоростная, четыре передачи вперёд и одна — назад. При движении вперёд броневик был способен развить максимальную скорость 18 км/ч, однако при движении задним ходом максимальная скорость составляла лишь 3 км/ч.
Легкий бронеавтомобиль фаи 1933 года
Появлению на свет одного из самых массовых советских автомобилей предшествовало заключение соглашения Правительства СССР с компанией Генри Форда, в соответствии с которым «Форд» с 31-го мая 1929 года должен был начать поставки в СССР комплектующих частей для сборки грузовых автомобилей «Форд-А», «Форд-АА» и «Форд-Тимкен».
С февраля 1930 года к сборке этих автомобилей приступили в Канавине на , а в ноябре того же года к нему подключился московский завод имени КИМ. С апреля 1932 года выпуск автомобилей «Форд-АА» начался на новом заводе в Нижнем Новгороде строительство которого финансировалось Г.Фордом в соответствии с заключенным соглашением. Там же с 6 декабря 1932 года начался выпуск грузовиков «Форд-А».
Впоследствии Нижний Новгород переименовали в Горький, а завод начал называться «ГАЗ им. Молотова». Автомобили «Форд» после пересчета чертежей в метрическую систему измерений и модернизации, конструкции были переименованы «Форд-А» в ГАЗ-А, «Форд-АА» в ГАЗ-АА, «Форд-ААА» ГАЗ-ААА.
Первые опыты с конструированием легкого бронеавтомобиля на шасси «Форд-А» по заданию УММА РККА начались практически сразу после подписания соглашения с Г Фордом. В результате специалистами КБ, которое возглавлял Н. И. Дыренков, были сконструированы бронеавтомобили Д-8 и Д-12. Принятые на вооружение РККА в 1931 году эти машины вскоре перестали удовлетворять требованиям армии так как их пулеметные установки не обладали круговым обстрелом. В результате конструкторам было предложено разработать новый бронекорпус с установленным в башне вооружением.
В 1931–1932 годах на основании задания УММА РККА конструкторы КБ Ижорского завода разработали новую машину которая получила обозначение ФАИ («Форд-А Ижорский») и с 1933 года была запущена в серийное производство.
Бронеавтомобиль был выполнен на заднеприводном (4×2) шасси по конструктивной схеме с передним расположением двигателя и клепано-сварным, полностью закрытым корпусом, который изготавливался из листов катаной стали толщиной 4–6 мм. Такая бронировка была явно недостаточной и хотя устанавливалась с небольшими углами наклона, не могла обеспечить сколько-нибудь серьезную защиту экипажу от пуль и осколков снарядов и мин. Экипаж бронемашины состоял из двух, реже трех человек. В отделении управления, совмещенном с боевым отделением, слева располагался водитель а справа от него при наличии третьего члена экипажа сидел командир машины. Для удобства размещения в машине или говоря проще, чтоб не упираться головой в крышу над их сиденьями на крыше отделения управления имелись глухие бронеколпаки. Рабочее место пулеметчика находилось позади них, в башне. Обзор из отделения управления обеспечивали водителю и командиру лобовые окна закрывавшиеся в боевой обстановке бронекрышками со смотровыми щелями, прямоугольные окна с бронекрышками имелись также в открывавшихся вперед бортовых дверях машины.
На крыше боевого отделения размещалась цилиндрическая башня кругового вращения с бронеколпаком на крыше. В чуть скошенном лобовом листе башни был установлен 7,62-мм пулемет ДТ, возимый боекомплект к которому состоял из 1323 патронов. Вращение башни осуществлялось за счет физических усилий стрелка и с помощью спинного упора. Кроме того установка пулемета позволяла вести огонь в секторе ±10° без поворота башни. В моторном отсеке расположенном в передней части корпуса, был установлен четырехцилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения «ГАЗ-А», развивавший мощность 30,9 кВт (40 л.с. ), что позволяло 2-тонной бронемашине двигаться по шоссе с максимальной скоростью 80 км/ч. С полным баком топлива машина могла пройти 200 км. С двигателем взаимодействовала трансмиссия, в состав которой входили однодисковое сцепление сухого трения, четырехскоростная коробка передач (4+1), карданная передача главная передача и механические тормоза.
Доступ к двигателю с целью технического обслуживания и ремонта обеспечивала откидная крышка бронекапота, крепившаяся к неподвижной части крыши моторного отсека с помощью шарнирных петель. Спереди радиатор был защищен V-образным в поперечном сечении бронелистом толщиной 8-мм, в котором имелись два вертикальных лючка оборудованных подвижными створками, регулировавшими приток охлаждающего воздуха к радиатору и двигателю.
В заднеприводной (4×2) ходовой части с подвеской на полуэллиптических листовых рессорах использовались односкатные колеса с пулестойкими шинами. Передние и задние колеса сверху прикрывались плавно изогнутыми крыльями, которые внизу смыкались с подножками, на которых иногда крепились небольшие ящики с запасными частями и инструментами.
Встречный бой
Обстановка была неясной, точные сведения о противнике и расположении республиканских сил отсутствовали, Арман по ошибке принял военных на околице деревни Сесенья за республиканцев, поприветствовал их на французском (из-за лязга гусениц те ничего не слышали) и попросил убрать пушку, стоящую на дороге. И в этот момент появляются шесть причудливо одетых марокканцев. Становится ясно: это франкисты, деревня занята противником. Поль крикнул механику-водителю Леониду Мерсону: «Дави пушку!» Затем выстрелом оповестил подчинённых о начале боя — танки республиканцев ворвались на улицы Сесеньи, уничтожая огнём и гусеницами оторопевшую пехоту противника, машины, конницу и артиллерийские орудия.
Фото из архива
Колонна танков «Ансальдо» CV-35 на марше.
И тут появляется дозорный Т-26 лейтенант Семён Павлов.
— Навстречу движутся танки «Ансальдо», — сообщил Павлов.
— Сколько их?
— Машин восемь, может больше. Подсчитать трудно, мешает рельеф местности, — не переводя духа выпалил лейтенант. — Нас противник не видел, я укрыл машину в ложбине.
Силы франкистов неизвестны, поэтому капитан Арман решает не вступать в открытый бой, а устроить засаду. Да и местность подходящая — всхолмленное поле, поросшее кустарником, за которым башню не заметят. Но когда танк лейтенанта Павла Куприянова въезжал в заросли на дальнем конце поля, по нему был открыт огонь из пулемётов
Арман предупреждает по радио: «Внимание, танковая засада!» Выяснилось, франкисты были в курсе, что танковая колонна республиканцев совершает рейд по их тылам, и сами устроили засаду. Но им элементарно не хватило выдержки: открыв огонь по танку Куприянова с безопасной для него дистанции, лишь «расшифровали» место своей засады
Машины Павла Куприянова и Семёна Осадчего начинают манёвр, стремясь охватить с двух сторон засаду. Маневрирует и противник, его танки появились из-за гребня продолговатого холма: корпус клёпаный, вместо поворотной башни боевая рубка, в которой слева по ходу два спаренных пулемёта, а справа — триплекс водителя. Сомнений не осталось: это итальянские «Ансальдо». Арман стал считать: один, два, три… Насчитал восемь.
Фото из архива
Итальянский танк «Ансальдо» CV-35 франкистов.
Арман быстро развернул башню, поймал в перекрестие прицела шедший впереди «Ансальдо», выждал секунду и нажал на педаль спуска. Итальянский танк подпрыгнул и остановился. В это время у советской командирской машины заклинивает орудие. Мятежники заметили неподвижный ствол, и экипажи сразу двух «Ансальдо» стали приближаться к Т-26. Цель их была понятна… И тогда Арман по радио отдал команду открыть огонь по атакующим «Ансальдо». А навстречу — в лобовую атаку — бросился экипаж лейтенанта Семёна Осадчего.
Нервы у итальянских экипажей не выдержали, и они повернули назад. Однако Т-26 Осадчего настиг отставший «Ансальдо» на кромке склона и ударом в корму сбросил его в ущелье. Считается, что так был совершён первый в мире танковый удар. Ну а экипаж второго «Ансальдо» в панике покинул машину и сбежал. Другие же танки франкистов просто ретировались.
Сообщение о подвиге танкистов капитана Грейзе, под таким псевдонимом воевал Поль Арман, эхом прокатилось по всей Испании, настроение республиканцев поднялось, моральное состояние в боевых порядках улучшилось. А итальянские «Ансальдо» уже не казались неуязвимыми бронированными чудовищами.
…И несколько слов о боевом пути советских танкистов, отличившихся в первом танковом бою на испанской земле. За мужество и героизм 31 декабря 1936 года Поль Матисович Арман был удостоен звания Героя Советского Союза. В годы Великой Отечественной войны — командир танковой бригады, командующий бронетанковыми и механизированными частями общевойсковой армии. Погиб в бою 7 августа 1943 года. Награждён орденами Ленина и Отечественной войны I степени.
Семён Кузьмич Осадчий отважно сражался в Испании. А 3 ноября 1936 года, когда его взвод уничтожил две артиллерийские батареи и шесть пулемётных точек, лейтенант был смертельно ранен
Звание Героя Советского Союза получил посмертно.
Советские бронеавтомобили
В Вооружённых силах Союза ССР имелись следующие БА:
- БА-И
- БА-3
- БА-6
- БА-10
- БА-20
- БА-27
- БА-64
- БРДМ-1
- БРДМ-2
Модель | Год начала выпуска | Базовое шасси | Мощность двигателя, л. с. | Экипаж и десант, чел. | Колёсная формула | Снаряжённая масса, кг | Скорость, км/ч |
---|---|---|---|---|---|---|---|
БА-27 | 1927 | АМО-Ф-15 | 35 | 4 | 4х2 | 4400 | 50 |
Д-8 | 1931 | «Форд-А» | 40 | 2 | 4х2 | 1600 | 85 |
БА-27М | 1937 | ГАЗ-ААА | ? | 3 | 6х4 | 4500 | 48 |
Д-13 | 1931 | «Форд-Тимкен» | 40 | 3 | 6х4 | 4140 | 55 |
Д-12 | 1932 | ГАЗ-А | 40 | 2 | 4х2 | 1650 | 85 |
ФАИ | 1932 | ГАЗ-А | 40 | 2 | 4×2 | 2000 | 80 |
БА-3 | 1934 | «Форд-Тимкен» | 40 | 4 | 6×4 | 5820 | 70 |
БА-6 | 1935 | ГАЗ-ААА | 40 | 4 | 6×4 | 5120 | 43 |
ПБ-4 | 1935 | ГАЗ-ААА | 40 | 4 | 6×4, плав. | 5280 | 50 |
БА-20 | 1936 | ГАЗ-М-1 | 50 | 2 | 4×2 | 2300 | 90 |
БА-9 | 1936 | ГАЗ-ААА | 50 | 4 | 6×4 | 4500 | 55 |
БА-30 | 1937 | ГАЗ-60 | 50 | 3 | Полугусеничн. | 4600 | 35 |
БА-22 | 1937 | ГАЗ-ААА | 50 | 2+10 | 6×4 | 5240 | 40 |
ПБ-7 | 1937 | ГАЗ-ААА | 50 | 3 | 6×4, плав. | 4500 | 50 |
ФАИ-М | 1938 | ГАЗ-М-1 | 50 | 2 | 4×2 | 2000 | 90 |
БА-10 | 1938 | ГАЗ-ААА | 50 | 4 | 6×4 | 5100 | 52 |
БА-11 | 1939 | ЗИС-6 | 90 | 4 | 6×4 | 8130 | 64 |
Б-3 | 1939 | ЗИС-22 | 73 | 12 | Полугусеничн. | 7100 | 30 |
БА-21 | 1939 | ГАЗ-21 | 50 | 3 | 6×4 | 3240 | 52 |
ЛБ-23 | 1939 | — | 72 | 3 | 6×4 | 3500 | 70 |
ЛБ-62 | 1940 | ГАЗ-62 ? | 85 | 3 | 4×4 | 5150 | 70 |
БА-64 | 1941 | ГАЗ-64 | 50 | 2 | 4×4 | 2400 | 80 |
БА-64Б | 1942 | ГАЗ-67 | 54 | 2 | 4×4 | 2425 | 80 |
Советско-царская Промбронь (1922–1926 гг.)
Местом новой эвакуации завода стала деревня Фили, где строили московское отделение РБВЗ. Но в 1918-м его национализировали и затем переименовали в Бронетанкоремонтный и автомобильный завод №1 (1-й БТАЗ), входивший в военно-промышленное объединение Промбронь.
Осенью 1922-го там собрали первые штабные машины марки «Промбронь», выполненные по требованиям царского Военного ведомства, разработанным еще в 1916 году. Конструктивно они являлись удлиненной 45-сильной версией модели С24-40 с электрическими фарами, алюминиевыми дисками колес с деревянными спицами и передним трубчатым бампером.
При плане выпуска 1000 машин 1-й БТАЗ смог собрать лишь три комплектных образца плюс два незаконченных. В 1923–1926 годах 2-й БТАЗ изготовил еще порядка двадцати упрощенных версий с двухсекционным лобовым стеклом, двумя фарами-искателями и двумя звуковыми сигналами.
Упрощенный вариант штабной машины «Промбронь» второй серии. 1926 год
Машины «Промбронь» по праву считаются первыми советскими военными легковушками, которые применялись в Красной армии для штабных целей и службы связи.
Рассказы об оружии. Танк Т-26 снаружи и внутри. Часть 2
Рассказав в первой части о танке Т-26 образца 1933 года, мы плавно переходим ко второму экземпляру, который нам удалось пощупать и увидеть в действии.
Так же, как и первый Т-26, этот танк находится в открытой экспозиции Музея отечественной военной истории в селе Падиково Московской области.
Заметно, что за 6 лет (с 1933-го по 1939-й) танк прошел определенный путь развития.
В первом материале мы остановились на том, что Т-26 однобашенной компоновки пошел в серийное производство в 1933 году. Но к 1939 году это была уже несколько другая машина. Мы остановимся на самых значительных с нашей точки зрения моментах.
В то время танки командиров оснащались радиостанциями. Это было прекрасно. Радиостанции комплектовались поручневыми антеннами. Это был минус, причем громадный.
Мало того, что из-за размещения рации задней части башни боекомплект пришлось уменьшить со 136 до 96 снарядов. Опыт боев в Испании и у озера Хасан показал, что противник обычно сосредотачивает огонь именно на танках, с характерным ободком вокруг башни. Поручневую антенну заменили менее заметной штыревой. По опыту боевого применения танки обзавелись фарами: над пушкой для ведения огня ночью и для водителя.
С 1935 года бронелисты корпуса и башни стали соединять с помощью электросварки вместо заклепок, боекомплект пушки уменьшили до 122 выстрелов (82 для танка с радиостанцией), но увеличили емкость бензобаков.
С 1937 года на Т-26 появилось внутреннее переговорное устройство типа ТПУ-3, двигатель форсировали до 95 л.с.
На танках появились конические башни, сваренные из 15-мм бронелистов. Такие башни лучше выдерживали попадания обычных, не бронебойных пуль.
Если хорошо так задуматься – для «совсем устаревшего» танка – весьма и весьма неплохо.
Танки, выпускавшиеся с февраля 1939 года, имели подбашенную коробку с наклонными бронелистами, задний башенный пулемет убрали и боекомплект пушки довели до 205 снарядов (на машинах с радиостанцией до 165).
Еще раз попробовали повысить мощность двигателя и довели ее до 97 л. с.
С 1940 года подбашенную коробку стали выполнять из 20-мм гомогенной стали вместо цементированной.
Выпуск Т-26 прекратили в первой половине 1941 года, но в июле-августе 1941 года в Ленинграде достроили около сотни машин из неиспользованного задела корпусов. Всего Красная Армия получила более 11000 легких танков Т-26 двадцати трех модификаций, включая огнеметные (тогда называвшиеся «химическими») и саперные (мостовые).
Вот такой танк встречал войну в основной массе советской бронетехники.
По личным ощущениям. Небольшая, но удобная для всех членов экипажа машина. Довольно много места, можно неплохо так перемещаться в танке. Если сравнить с Т-34, который сам побольше будет, но потеснее. Удобная машина, вот ничего больше не сказать. Чувствуются английские корни.
ТТХ легкого танка Т-26 образца 1939 г.
Масса в снаряженном состоянии: 10 250 кгЭкипаж: 3 чел
Бронирование: Лоб корпуса/угол наклона: 15 мм/28-80°Башня/угол наклона: 15-10 мм/72°Борт/угол наклона: 15 мм/90°Корма/угол наклона: 15 мм/81°
45-мм пушка образца 1934-1938гг, два 7,62-мм пулемета ДТ
205 выстрелов, 3654 патрона (для танка с рацией 165 и 3087 соответственно)
Т-26, 4-цилиндровый, карбюраторный, воздушного охлажденияМощность двигателя: 97 л. с. при 2200 об/минКоличество передач: 5 вперед, 1 назадЕмкость топливного бака: 292 л.Скорость по шоссе: 30 км/ч.Запас хода по шоссе: 240 км
Подъем: 35 град.Ширина рва: 1,8 мВысота стенки: 0,55 мГлубина брода: 0,8 м
Насколько был хорош в бою Т-26, насколько он устарел фактически, мы поговорим в следующей части.
Модернизация танка Т-26 в 1938г.
Выпуск новой модификации Т-26 начат в 1938г. Машина получила мотор мощностью в 100 л/с, и отечественный более мощный стартер. Корпус, с рациональным наклоном броневых листов, в срок готов не был. Корпуса танков были аналогичны сварным корпусам предыдущих годов выпуска. Эвакуационный люк удалось добавить в тридцать восьмом году. Коническая башня была готова в срок, как следствие на испытания пошел Т-26 с новой башней, прежним корпусом, форсированным двигателем и усиленными рессорами подвески.
Испытания весны 1938г., выявили тот факт, что Т-26 является по-прежнему перегруженной, а проходимость ее недостаточна. Вооружение все еще остается актуальным, но бронирование не соответствует современным тенденциям, а возможности его усиления отсутствуют. Испытатели танка особо подчеркнули, что Т-26 является машиной устаревшей конструкции и необходимость срочно разработать ему замену.
Американо-советские грузовые Форды
Впервые двухосные 1,5-тонные автомобили Ford-AA поступили в Советский Союз в 1928 году, то есть за год до подписания девятилетнего соглашения с компанией Ford о строительстве нового автозавода и нескольких сборочных предприятий. После закупки 36 тысяч наборов комплектующих изделий (машинокомплектов) их сборку в 1930-м начали сразу два завода, и затем на некоторых предприятиях она продолжалась вплоть до 1941 года.
Ford-AA советской сборки позднего выпуска в испытательном пробеге |
Первые грузовики Ford-AA советской сборки ничем не отличались от американских машин образца 1928 года: имели типичные округлые радиаторы, деревометаллическую кабину, бортовые платформы с решетчатыми бортами и оспицованные колеса, причем задние были односкатными. На поздних выпусках использовали дисковые колеса и заднюю двускатную ошиновку.
Легкая бронетехника 1965–1985 гг
Бронетранспортеры (БТР) лишь транспортировали пехоту к полю боя, а атаковали пехотинцы уже «на ногах». К середине 1960-х гг. военные решили повысить мощь огня пехоты (без учета приданных танков и артиллерии). Так появился новый класс легкой бронетехники – бронированные машины пехоты (БМП) с более мощным вооружением.
Оружие и боекомплект БМП занимают место, поэтому и «пассажировместимость» БМП обычно меньше, чем у транспортеров. За счет более мощного оружия и более толстой брони БМП, как правило, тяжелее БТР, поэтому у них гусеничный движитель, хотя попытки создания колесных и колесно-гусеничных машин предпринимались не раз.
Главное отличие БМП от БТР – в тактике применения. Бронированная машина пехоты не только доставляет пехоту к месту боя, но и сопровождает ее в атаке, поддерживая огнем и гусеницами. БМП может двигаться вслед за атакующими танками, и только потом, ближе к линии вражеской обороны, высаживать десант. Высадка идет под огнем, поэтому люки БМП должны быть такими, чтобы десант мог быстро покинуть машину и укрыться в складках местности.
БМП-1. СССР. 1966 г.
Первой в мире боевой машиной пехоты стала советская БМП-1 (1966 г.), защита которой была относительно слабой. Зато она была легкой, подвижной и даже умела плавать, да при этом несла довольно мощное 73-мм орудие, опасное даже для танков противника. Экипаж БМП-1 состоял из командира машины, механика-водителя и наводчика, в десантном отсеке размещалось 8 человек, то есть в БМП как раз помещалось мотопехотное отделение.
В 1969 г. на вооружении бундесвера (армии ФРГ) поступила БМП «Мардер». При такой же вместимости она была более чем в 2 раза тяжелее БМП-1, да и по огневой мощи заметно уступала советской машине. Зато защита «Мардера» была заметно сильнее. По опыту войны в Афганистане (1979–1989 гг.) в советских войсках появилась БМП-2. Главное отличие этой потяжелевшей на тонну по сравнению с предшественницей машины – замена основного вооружения: в башне установили 30-мм автоматическую пушку.
БМП-2. СССР, 1980 г.
Форсирование рек всегда было важным для армии, поэтому послевоенные БТР и БМП старались делать плавающими. БМП-1 и БМП-2 гребли гусеницами, действовавшими подобно гребным колесам парохода. Для повышения скорости на воде использовались гребные винты, но на мелководье они могли цепляться за дно. Поэтому на БТР-60/70/80 использовали водометы, которые засасывали воду через отверстие в днище машины и выбрасывали ее назад. Поворотные колеса двух передних осей на плаву играли роль рулей. У плавающих машин впереди был щит-волноотражатель, а внутри – насосы для откачки попавшей в корпус воды.
Американский БТР М113, воюя во Вьетнаме, оказался слабоват и по бронированию, и по вооружению. Несколько попыток создания на базе этого транспортера БМП – с усилением брони и установкой пушек, не дали положительного результата. Время было потеряно, и разработанная «с нуля» БМП М2 «Брэдли» поступила на вооружение только в 1981 г. Она оказалась тяжелее советской, но легче немецкой БМП – 20 т. Броня машины была комбинированной – стальные и алюминиевые листы, разделенные воздушным зазором. Вооружение тоже оказалось «средним» – 25-мм пушка и две пусковые установки ПТУР. Вместимость «Брэдли» была меньше, чем у «конкурентов» – только 6 десантников.
БМП «Мардер». ФРГ. 1969 г.
БМП М2 «Брэдли». США. 1981 г.
БМП была дорогим оружием, поэтому основную массу легкой бронетехники по-прежнему составляли более дешевые бронетранспортеры. В СССР по схеме БТР-60 разработали БТР-70. Он был лучше защищен, но сохранил основной недостаток предшественника – два двигателя. Предполагалось, что это улучшит выживаемость БТР (поврежден один двигатель, едем на другом). Однако на практике машина оказалась не слишком надежной, а два двигателя «мешали» друг другу. В результате следующий транспортер – БТР-80, имел один мощный дизель. Кроме того, машина получила высокий боковой люк, облегчивший высадку десантников.
БТР-70. СССР. 1972 г.
БТР-80. СССР. 1984 г.
Литература
- М. Свирин « Броня РККА»
- М. Коломийец «Т-26 Тяжёлая судьба лёгкого танка»
Малые танки | Т-33
·Т-34 ·Т-41 · Т-37А ·Танк Шитикова · Т-38 ·Т-43 · Т-38М ·Т-39 ·Т-43-2 ·Т-51 ·Т-116 ·Танк ТМ ·0-10 |
Танки сопровождения | «Рено-Русский» · «Теплоход АН»
·Т-16 · Т-18 ·Т-19 ·Д-10 ·Д-11 ·ТММ · Т-26 ·Т-126 (СП) ·Т-26-5 (Проект 126-1) ·Проект 126-2 ·Проект 127 ·КТ-26 ·Т-26А ·Т-46 ·Т-26М ·СТЗ-25 ·СТЗ-35 ·Т-111 ·Объект 211 |
Маневренные танки | Т-12
· Т-24 · ·ТА-1/ТА-2 ·Д-4 ·Д-5 · БТ-2 ·БТ-203 ·ПТ-1/ПТ-1А ·ИТ-3 ·Д-38 ·Летающий танк БТ · БТ-5 ·БТ-6 ·РБТ-5 ·БТ Цыганова · БТ-7 · БТ-7А ·БТ-5-ИС ·БТ-СВ-2 ·Танк на воздушной подушке ·МАС-1 ·А-20 ·А-32 |
Танки прорыва | ГУВП*/ГУВП**
·ТГ-VI ·Т-30 ·ТП-1 ·ТГ-5 ·Т-42 ·ТА-3 · Т-35 ·Танк Сиркена ·Танк Данченко · Т-28 ·Т-39 ·Т-29 ·Танки прорыва КБ ЛКЗ ·Объект 112 ·СМК ·Т-100 ·Объект 115 ·Объект 0-50 ·Объект 103 · ·Т-100-Z · |
Химические танки | ХТ-26 · ОТ-27/ХТ-27 · МХТ-1
· ОТ-37/ХТ-37 · ХТ-130 · ХТ-133 ·БХМ-2/ХБТ-7 ·ОТ-131/ОТ-132 ·ХТ-134 ·Объект 218 ·ОТ-7 ·Д-15 ·ОУ-Т-26 |
Инженерные танки | СТ-26/УСТ-26
·СБТ-5 ·ДМТ-28 ·СБТ-2 ·СТ-27 ·ИТ-28 ·СТ-26СО ·Т-26ТС |
Лёгкие САУ | «Арсеналец»
· Т-27М ·СУ-1 ·СУ-2 ·«Путиловец» ·СУ-3 ·СУ-76 ·СУ-6 · СУ-5 · АТ-1 · СУ-26 ·СУ-37 ·СУ-45 |
Средние и тяжёлые САУ | 152-мм береговая САУ Толочкова
·СУ-7 ·СУ-8 ·СУ-14/СУ-14-1 ·СУ-100-Y ·Объект 212 |
Лёгкие бронеавтомобили | БАД-1
· Д-8/Д-12 · ФАИ ·Боевой мотоцикл Гроховского ·ГАЗ-ТК · БА-20 · БА-30 ·БА-21 ·ЛБ-23 ·ЛБ-НАТИ ·ФАИ-2 |
Средние бронеавтомобили | БА-27 · Д-9
· Д-13 ·ФВВ · БА-И · БА-3 ·БА-6С · БА-6 ·БА-9 · БА-10 ·ЛБ-62 |
Тяжёлые бронеавтомобили | БА-5
· БА-11 |
Плавающие бронеавтомобили | БАД-2
·ПБ-4 ·Бронеавтомобиль на воздушной подушке ·ПБ-7 |
Химические бронеавтомобили | Д-18/37
·БХМ-1000/800 · КС-18 ·БА-23 |
САУ на автомобильном шасси | СУ-12/СУ-1-12 · СУ-4 · 29К · |
Бронетранспортёры | Д-14
·ТР-1 ·ТР-4 ·Бронетранспортёр Шитикова ·БА-22 |
Бронированные тягачи | АТ-42
· «Пионер» · Т-20 «Комсомолец» · Т-26Т |
Бронированные аэросани | Боевые аэросани Гроховского |
Моторизованные броневые вагоны | Д-1 · Д-2 · КЗ-1 («Красная звезда-1») · МБВ |
Броневые дрезины | Д-37
· БТД · ДТР · · БД-39 · БД-41 · Ленинградская броневая дрезина |
Курсивом
выделены опытные и не пошедшие в серийное производство образцы |