Т-28

Танк т-34: восемь фактов из истории легенды

Роль во Второй мировой войне

В общей сложности к началу войны было создано 1066 танков Т-34. После вторжения Германии в 1941 году их стали выпускать на заводе «Красное Сормово», который располагался в Горьком. Также этот вид военной техники производили на Челябинском тракторном заводе, «Уралмаше», «Уралвагонзаводе».

Когда проводились военные действия, Т-34 зарекомендовал себя как один лучших танков своего времени. На начальных этапах войны орудие 76,2 миллиметра стало наиболее мощным среди боевых машин той же категории. В 1944 году начали массово выпускать модификацию Т-34-85. Она обладала новой башней и более сильной броней. К тому же эта модель имела новое орудие 85 миллиметров. Помимо этого, танк отлично проявил себя за счет простоты производства и обслуживания.

Танк-туалет и голубиная почта

Маленький Вилли

Первые танки не были образцом комфорта. Как говорил один из командиров английского танка Первой Мировой, бывший моряк, — такой танк на ходу качало, как боевой катер в шторм. Тем более что во время боя температура внутри поднималась до 50, а иногда и 70 градусов по Цельсию, поэтому тепловой удар и галлюцинации преследовали экипажи на каждом шагу. Да и окошки для наблюдения часто разбивались, и ранили танкистам глаза осколками.

Связь осуществлялась тоже специфически — для нее в танках держали клетки с почтовыми голубями, правда птицы часто умирали от жары, и тогда использовали гонцов-пехотинцев, что конечно было очень неудобно и опасно.

Само название «танк» появилось из-за того, что разработка боевой машины велась в обстановке строжайшей секретности, и по железным дорогам технику перевозили под видом самодвижущихся топливных баков, предназначенных для русской армии

На них даже писали кириллицей, правда с ошибкой «осторожно Петрограа». Одним из первоначальных названий для боевых машин был «water carrier» — «резервуар для воды» или «водовоз», что полностью отражало маскировочную легенду

Но тут выяснилось, что аббревиатура «WC» в английском языке соответствует общеупотребимому выражению «water closet» — то есть туалет с водяным смывом.

Сидеть в кабинете под такой вывеской и постоянно отбиваться от желающих облегчиться никто не хотел, и тогда появилось слово «tank» (бак).

Модификации танка

В разные годы Т-28 выпускался в несколько измененных модификациях, которые, однако, не имели каких-то особых названий:

  • Т-28-1. Образец 1932 года, выпущенный перед серийным производством. Был вооружен 45-мм пушкой и тремя пулеметами ДТ;
  • Т-28 1933 года. Производился до 1934 года, всего была выпущена 41 машина. Был вооружен 76,2-мм пушкой и 4-мя пулеметами ДТ;
  • Т-28 1934 года. Основной образец, производившийся до 1938 года. Вооружен такой же пушкой и 4-5 пулеметами ДТ. Всего было выпущено 266 машин;
  • Т-28 1938 года. Еще один основной образец, производившийся до 1940. На вооружении была 76,2-мм пушка Л-10 и пять пулеметов ДТ. Всего выпущена 131 штука;
  • Т-28 1940 года с таким же вооружением и конической главной башней. Выпущено 13 машин.

Были у танка Т-28 и модификации:

  • Т-28Э – экранированный танк. В 1940 году из ранее построенных танков было заэкранировано 111 машин;
  • Т-28А. Скоростная модель со скоростью 56 км/ч по шоссе и 46 км/ч по рокаде. В 1936 было построено 52 таких машины.

Экспериментальные образцы

  • Т-28А-2 – танк Т-28А, после модификации способный развивать скорость до 65 км/ч по шоссе;
  • Т-28ПХ – танк, который был способен преодолевать водные преграды глубиной 4,5 метра.

История создания танка Т-28

История среднего танка началась в 1930 году. В тот год советская закупочная комиссия, которую возглавлял С. А. Гинзбург, прибыла в Великобританию с целью приобрести наиболее передовые образцы бронетанковой техники для их последующего изучения и организации в СССР серийного производства.

Членов комиссии очень заинтересовал новый средний танк А6 компании «Виккерс», который в последующем получил известность, как «Виккерс 16-ти тонный».

Однако, представители английской компании выдвинули членам закупочной комиссии просто кабальные условия:

Советская комиссия решила, что предложенные английской компанией условия являются просто грабительскими.

Нужно сказать, что в те времена советская власть не ждала, пока буржуины оценят инвестиционную привлекательность и сами чего-то привезут в страну. Работали закупочные комиссии, которые выявляли по всему миру новые технологии и перспективные образцы. А потом эти новинки покупали. В случае, когда владельцы отказывались продавать образцы и технологии, или пытались обмануть (таких случаев было не мало, когда джентльмены получали предоплату и забывали выполнить вои обязательства), к работе подключалось специальное подразделение внешней разведки, которое «добывало» необходимую информацию, или покупало, через сеть специально созданных по всему миру компаний. Элегантно и эффективно.

Провести эскизное проектирование нового танка поручили факультету моторизации и механизации Военно-технической академии имени Ф.Э Дзержинского, а кроме того танко-тракторному конструкторскому бюро ВОАО (это для тех, кто утверждает, что в СССР конкуренции не было).

В результате сравнения проектов победителем стало конструкторское бюро «ВОАО» в составе руководителя С. Гинзбурга, заместителя руководителя В. Заславского и инженеров-конструкторов О Иванова и А. Гаккеля. Разработчики творчески переработали знания полученные на заводе «Виккерс», опыт работы с новыми немецкими танками на полигоне под Казанью.

Предложенный бюро танк Т-28 должен был весить, как и его английский прототип, 16 тонн, вооружаться 45-мм пушкой и тремя пулемётами (один спаренный с пушкой в большой башне и два пулемёта в двух отдельных маленьких башнях).  Предполагалось, что у танка будет 20-мм лобовая броня, борта – 16 -17 мм, крыша – 10 мм, днище – 8 мм. В качестве силовой установки предполагалось использовать авиационный двигатель М-5 мощностью 400 л.с. А кроме того, предполагалось широко использовать узлы и агрегаты от уже находившихся в серийном производстве танков БТ-2 и Т-26.

28 сентября 1931 года Управление моторизации и механизации РККА заключило с конструкторским бюро «ВОАО» договор на изготовление пакета рабочих чертежей и создание двух опытных образцов Т-28 к 1 мая 1932 года.

Первый прототип с индексом Т-28-1 был создан в небронированном корпусе, с 37-мм пушкой (поскольку 45-мм ещё не была готова), но с более мощным двигателем М-17. Комиссии Управления моторизации и механизации РККА танк, в целом, понравился. Однако, военные потребовали установить на танк дизель ПГЕ и 76-мм пушку ПС-3.

В результате второй опытный образец был практически полностью переработан – за два месяца конструкторы создали новый танк.

И в октябре 1932 года «Совет труда и обороны СССР» принял решение о начале серийного производства танка Т-28.

История создания

В 1930 году в Великобританию прибыла советская закупочная комиссия во главе с начальником УММ РККА (Управления механизации и моторизации РККА) И. Халепским, его заместителем был инженер С. А. Гинзбург, впоследствии известный конструктор. Во время визита на заводы фирмы «Виккерс-Армстронг» (в то время одного из лидеров мирового танкостроения), с которой были заключены контракты на поставку в СССР легких танков и танкеток, советские специалисты увидели танки А6, проходившие испытания (в 1927 г. фирма «Виккерс» изготовила два прототипа трехбашенного танка массой 16 тонн — А6Е1 и А6Е2). Эта машина очень заинтересовала членов закупочной комиссии, и в июне 1930 г. с фирмой были проведены переговоры по приобретению 16-тонного танка. Советским специалистам было заявлено следующее:

Естественно такое положение дел не устроило советскую сторону. Но во время пребывания на заводах «Виккерс» представители советской закупочной комиссии постарались собрать как можно больше информации об этом новом танке. После возвращения в СССР вся полученная информация была обобщена, и 2 декабря 1930 г. С. Гинзбург доложил об этом руководству УММ РККА. В заключении своего доклада Гинзбург отметил: «Считаю, что эта машина представляет максимальный интерес для Красной Армии как лучший современный тип маневренного среднего танка».

На основании этого доклада И. Халепский поручил провести эскизное проектирование 16-тонного танка факультету механизации и моторизации Военно-технической академии им. Дзержинского и созданному 28 января 1931 г. танко-тракторному конструкторскому бюро Всесоюзного орудийно-арсенального объединения (ВОАО) под руководством С. Гинзбурга. В состав этого КБ в полном составе включили работников отдела мехтяги ГКБ во главе с В. Заславским.

В июле 1931 г. оба проекта были готовы. Проект академии предусматривал установку более мощного мотора, нежели у «Виккерса» (М-5) и ходовой части с тремя тележками от легкого танка Т-26, что, по мнению проектировщиков, должно было значительно облегчить производство. КБ ВОАО представило проект под индексом Т-28. Основными его разработчиками были С. Гинзбург (начальник КБ), В. Заславский (заместитель), О. Иванов и А. Гаккель.

В пояснительной записке к проекту говорилось:

«В основу проекта положены следующие тактико-технические требования:

Спроектировать танк среднего веса 16 000 кг — с большим радиусом действия для мехсоединений.

Положить в основу конструкции 16-тонного танка опыт испытания танков в ТЕКО и отечественный опыт танкостроения.

В основу общего расположения агрегатов положена конструкция 16-тонного танка «Виккерс».

Исходя из расчетов в танке предполагается установить мотор М-5 в 400л.с. с теми же доделками, что и для БТ, коробку скоростей по типу Т-26 и бортовые фрикционы конструкции Кристи. Движитель по компоновке типа 16-тонного «Виккерса», гусеничная цепь по типу Т-26 с шириной, доведенной до 380 мм. Нижняя подвеска спроектирована в основном по типу танка фирмы «Крупп» в ТЕКО и состоит из следующих частей: гусеничной рамы (коробки), приклепанной к борту бронекорпуса со съемной стенкой, открывающейся в виде трех дверец. Внутри этой коробки монтируется вся нижняя подвеска и ящик для запасных частей объемом в? м куб. (на борт).

Система подвески спроектирована в виде 2-х тележек на каждую сторону. Каждая тележка имеет по три свечи с двумя парами катков, связанных между собой двумя парами балансиров.

Корпус — вертикальная броня 16-17мм, листы носа 20мм, крыша 10мм, дно 8мм. Большая башня проектируется со спаренной установкой 45-мм пушки и пулемета ДТ, по типу установленной на танке БТ, с механическим приводом и перископическим прицелом. Параллельно разрабатывается с комбинированным механизмом вращения — механико-электрическим. Конструкция малых башен по типу танка Т-26 с пулеметами ДТ».

УММ РККА отдало предпочтение проекту КБ ВОАО, и 21 сентября 1931 г. заключило с ВОАО договор на «разработку проекта, изготовление рабочих чертежей и постройку двух опытных образцов 16-тонного танка Т-28 с различными типами подвески». Стоимость заказа — 300 000 рублей, срок изготовления — к 1 мая 1932 г.

ПерваяПред. страница1След. страницаПоследняя

Оцените этот материал:

(22 голосов, среднее 4.14 из 5)

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии.

История создания Т — 28

В 30-х годах XX века советская армия очень нуждалась в танке, который мог бы поддерживать пехоту во время прорывов укреплений противника. Для этого наш инженер Гинзбург отправился в Великобританию, чтобы ознакомиться с прототипом «Виккерса». Купить прототип «Виккерса», к сожалению, не получилось, так что было решено создать танк своими силами.

К июлю 1931 года было готово два независимых проекта, из которых был выбран танк Т-28, разработанный в конструкторском бюро ВОАО под руководством того же Гинзбурга.

К маю 1932 года прототип Т-28  из неброневой стали был закончен и выпущен на полигон. После испытаний его сильно переработали, и в октябре 1932 года запустили в серийное производство.

История создания

В 1930 году в Великобритании побывала закупочная комиссия, которой продемонстрировали и новый в то время танк А-6. Но компания Vikkers отказалась продавать образец, предлагая взамен услуги по строительству новой машины, которую должны были создать в СССР. При этом запрашивались значительные денежные суммы, и навязывалась закупка легких машин. По этой причине Управление механизации РККА инициировало создание проекта танка, который был поручен академии имени Ф. Дзержинского и специальному конструкторскому бюро при ВОАО.

Проекты были представлены уже летом 1931 года, причем машина академии основывалась на элементах ходовой части от танка Т-26, а техника ВОАО была построена по подобию «виккерсовского» А-6. Этот проект, созданный С. Гинзбургом, О. Ивановым, В. Заславским и А. Гаккелем, изначально носил индекс Т-28.

Летом 1932 года опытный образец танка Т-28 был показан представителям РККА, которые одобрили машину.

Одним из замечаний стало требование применения дизельного мотора, а также улучшенного 76 мм орудия ПС-3. Проект доработали под новые запросы, но двигатель новой схемы танк не получил, поскольку изделие не вышло из стадии опытных работ. Командование бронетанковых частей РККА не стало дожидаться даже постройки новой машины, а сразу выдало задание на серийный выпуск.

Зарубежные операторы Т-28

В коммерческих целях «двадцать восьмой» не экспортировался, а потому в войска сопредельных государств попадал только в качестве трофеев. Несколько единиц было захвачено венграми и румынами; до десятка досталось немцам, однако об их боевом применении нет практически никаких данных.

Могу лишь констатировать, что эта машина вызывала определённый интерес германского командования, так как один исправный экземпляр был доставлен на Куммерсдорфский полигон, где подвергся всесторонним испытаниям.

Захваченный Т-28

Наиболее интенсивно эксплуатировали Т-28 финны в ходе двух войн с СССР захватившие в более или менее ремонтопригодном состоянии целых семь единиц. Вместе с другими советскими трофейными танками они были сведены в единственную у армии Суоми бронетанковую бригаду, став одной из её «жемчужин».

Эти «коробочки» использовались в позиционных боях на КарФ и в 1944 году при обороне Выборга; уже после ВОВ один из них был переоборудован в инженерную машину. Окончательно «двадцать восьмые» были сняты с вооружения только в 51-м; в наши дни два из них можно увидеть в музее города Парола, один – в составе мемориального комплекса близ Миккели.

На фронтах Великой Отечественной

На 22 июня 1941 г. танки Т-28 находились в составе приграничных округов, правда, точно определить состав боеспособных машин достаточно сложно — значительная часть танков требовала ремонта. В составе Особого Прибалтийского округа Т-28 вступили в бой в районе Алитуса в течение суток удерживая противника у переправ через Неман. В составе Западного фронта эти машины практически не применялись, зато на Юго-Западном фронте применялись массово вплоть до осени 1941 г. В дальнейшем, есть лишь отдельные эпизоды применения этих танков в битве под Москвой. Так экипаж одного из Т-28 150-й танковой бригады отличился в боях за Ефремов, когда командир машины лейтенант Рогов в течение 6 часов вел бой в подбитом танке. Значительно дольше применялись Т-28 в боях под Ленинградом, что было обусловлено близостью Кировского завода с его мощной ремонтной базой и спецификой позиционной борьбы, где Т-28 нередко применялись в качестве неподвижных огневых точек. Дольше всех вплоть до 1944 г. встречались Т-28 в составе войск Карельского фронта.


Единственный сохранившийся в России Т-28. ЦМВС, Москва. (tury.ru)

В целом, несмотря на весьма внушительные габариты, Т-28 оказался надежным, живучим танком, показавшим высокую для своего времени надежность и проходимость. Примечательно, что это был единственный в мире средний многобашенный танк, который выпускался большими сериями — в других странах существовали подобные машины, но лишь в единичных количествах. Созданные для танка орудийные башни помимо танков устанавливались на советских бронекатерах. В кинофильмах Т-28 является относительно редким «актером». Его можно увидеть, например, в советском художественном фильме «Танкисты» (1939 г.). Единственный сохранившийся в России Т-28 установлен на открытой площадке Центрального музея Вооруженных Сил; еще три машины находятся в музеях Финляндии.

Главная женщина на фронте

Гаубицу М-30 фронтовики прозвали «Матушкой», реактивные снаряды поначалу называли «Раисой Сергеевной» (от сокращения РС), но больше всего любили, конечно, «Катюшу», систему полевой реактивной артиллерии БМ-13. Одни из первых залпов «Катюш» обрушились на Базарную площадь города Рудня. БМ-13 во время выстрелов издавала своеобразный звук, в котором солдаты услышали популярную перед войной песню Матвея Блантера «Катюша». Меткое прозвище, данное орудию сержантом Андреем Сапроновым, за пару дней облетело всю армию, а потом стало достоянием советского народа.

Монумент Катюше. (wikipedia.org)

Приказ о запуске производства «Катюш» был подписан за несколько часов до начала немецкого вторжения Первыми системы залпового огня применили немецкие войска, пытаясь в самом начале наступления разрушить Брестскую крепость. Однако крепость устояла и еще долгое время красноармейцы, оказавшиеся в ней, боролись с захватчиками. Приказ о запуске производства «Катюш» был подписан за несколько часов до начала немецкого вторжения. Меньше чем через месяц советские войска нанесли ответный удар: летом 41-го года немцам пришлось познакомиться не только с новым танком Т-34, но и с неизвестной до сих пор «Катюшей». Начальник немецкого Генерального штаба Гальдер записал в своем дневнике: «14 июля под Оршей русские применили неизвестное до этого времени оружие. Огненный шквал снарядов сжег железнодорожную станцию Орша, все эшелоны с личным составом и боевой техникой приехавших военных частей. Плавился металл, горела земля».

Монумент первой ракетной батарее капитана Флерова. (wikipedia.org)

Ракетные установки, в начале войны чаще всего водруженные на шасси машин ЗИС, потом стали монтировать на чем угодно: начиная от «Фордов», «Доджей» и «Бедфордов», полученных по программе ленд-лиза, заканчивая мотоциклами, аэросанями и катерами. Операция, в которой обширнее всего использовались системы залпового огня, — штурм Берлина. Тогда «сталинские органы», как их прозвали немцы, выпустили более 10 тысяч снарядов и уничтожили 120 зданий, где сопротивление войск противника было особо ожесточенным.

Химические танки — приоритетная цель противника

Огнеметные танки начали создаваться в СССР задолго до начала Великой Отечественной войны. Боевым крещением советских химических танков стали бои у озера Хасан летом 1938 г. Тогда эта техника не сыграла заметной роли. Но уже спустя год в степях Монголии огнеметные ХТ-26 и ХТ-130 в полной мере заявили о себе. Стойкие в обороне японские пехотинцы не выдерживали атак химических танков. Тяжелым испытанием для советских огнеметных машин стала советско-финляндская война. Имевшие легкую броневую защиту химические танки часто поражались еще до того момента как могли подойти к позициям противника на дистанцию выстрела из огнемета. Опять же огнеметные танки выделялись среди остальной техники и, как правило, относились к числу приоритетных целей противника.

По опыту боев на Халхин-Голе и особенно в Финляндии была поставлена задача создания танка с более мощной броневой защитой, сохранением внешнего вида линейных машин и вооруженного более мощным огнеметом. Предполагалось создание целой линейки огнеметных танков на базе тяжелого КВ-1, среднего Т-34 и легкого Т-50. Если на базе двух первых машин были созданы достаточно удачные химические танки, то вопрос вооружения огнеметом Т-50 так и остался на этапе создания опытных образцов.

Работы по созданию на базе Т-34 огнеметного танка первоначально предполагалось закончить к апрелю 1941 года, но в силу ряда сложностей процесс затянулся. Затем массовому производству огнеметных танков помешала война и начавшаяся эвакуация промышленных предприятий. В итоге серийный выпуск огнеметного танка на базе «тридцатьчетверки» начался лишь к началу 1942 г. Основным предприятием, на котором велся выпуск огнеметных тридцатьчетверок стал завод № 174 в Омске. Помимо него в меньшем объеме производство было налажено в Кирове (Вятке) и на заводе «Красное Сормово» в Горьком. Всего за годы войны было выпущено 1172 танка ОТ-34.

Посмотреть – и сделать по-своему

На советскую делегацию средний танк А6 произвел неизгладимое впечатление, и его решено было покупать. Сделка сорвалась из-за стремления британской стороны заработать на ней как можно больше. Кроме 20 тысяч фунтов (цены за знакомство с конструкцией танка), англичане настаивали на заказе партии в 10 машин по 16 000 фунтов за каждую и продавливали «в нагрузку» контракты на покупку танкетки «Карден-Ллойд» Mk VI (будущей Т-27) и 6-тонных танков «Виккерс» (будущего Т-26).

Такие условия в Москве сочли неприемлемыми по финансам: общая цена контракта грозила перевалить за два миллиона золотых рублей. Решено было ограничиться только танкеткой и легким танком, а средний построить на основе тех данных, которые советские специалисты успели получить во время знакомства с «Виккерсом» 16 тонн. Англичанам, занимавшимся испытаниями новой машины, сказали, что СССР уже купил ее и в ожидании поставки просит поделиться некоторыми сведениями о ней. Джентльмены поверили на слово, и в распоряжении советской комиссии оказались ценные данные о британском среднем танке.

К декабрю 1930 года все эти сведения обобщили, и УММ РККА выдало задание на проектирование собственного среднего танка на основе этих данных. Заниматься проектом предстояло двум организациям – факультету механизации и моторизации Военно-технической академии имени Дзержинского и танко-тракторному КБ Всесоюзного орудийно-арсенального объединения (ВОАО) под руководством Семена Гинзбурга. Оно-то и выиграло конкурс, итоги которого подвели в июле. Сказались не только личное знакомство конструктора Гинзбурга и его подчиненных с британской машиной, но и опыт сотрудничества с немецкими коллегами, чьи чертежи «гросстракторов» советские конструкторы могли исследовать в танковой школе в Казани.

На фронтах Великой Отечественной

На 22 июня 1941 г. танки Т-28 находились в составе приграничных округов, правда, точно определить состав боеспособных машин достаточно сложно — значительная часть танков требовала ремонта. В составе Особого Прибалтийского округа Т-28 вступили в бой в районе Алитуса в течение суток удерживая противника у переправ через Неман. В составе Западного фронта эти машины практически не применялись, зато на Юго-Западном фронте применялись массово вплоть до осени 1941 г. В дальнейшем, есть лишь отдельные эпизоды применения этих танков в битве под Москвой. Так экипаж одного из Т-28 150-й танковой бригады отличился в боях за Ефремов, когда командир машины лейтенант Рогов в течение 6 часов вел бой в подбитом танке. Значительно дольше применялись Т-28 в боях под Ленинградом, что было обусловлено близостью Кировского завода с его мощной ремонтной базой и спецификой позиционной борьбы, где Т-28 нередко применялись в качестве неподвижных огневых точек. Дольше всех вплоть до 1944 г. встречались Т-28 в составе войск Карельского фронта.

Единственный сохранившийся в России Т-28. ЦМВС, Москва. (tury.ru)

В целом, несмотря на весьма внушительные габариты, Т-28 оказался надежным, живучим танком, показавшим высокую для своего времени надежность и проходимость. Примечательно, что это был единственный в мире средний многобашенный танк, который выпускался большими сериями — в других странах существовали подобные машины, но лишь в единичных количествах. Созданные для танка орудийные башни помимо танков устанавливались на советских бронекатерах. В кинофильмах Т-28 является относительно редким «актером». Его можно увидеть, например, в советском художественном фильме «Танкисты» (1939 г.). Единственный сохранившийся в России Т-28 установлен на открытой площадке Центрального музея Вооруженных Сил; еще три машины находятся в музеях Финляндии.

Технические характеристики среднего танка Т-28

Боевая масса, т: 25,4;

Экипаж, человек: 6;

Количество выпущенных, шт .: 503.

Габаритные размеры:

  • Длина корпуса, мм: 7370;
  • Ширина, мм: 2870;
  • Высота, мм: 2625;
  • Клиренс, мм: 500.

Бронирование:

  • Тип брони: гомогенный стальной прокат;
  • Передняя часть корпуса (верх), мм: 30;
  • Передняя часть корпуса (центр), мм: 15;
  • Передняя часть корпуса (низ), мм: 30;
  • Кромка корпуса, мм: 20 + 10 (экран);
  • Подача тела, мм: 18-20;
  • Низ, мм: 15-18;
  • Фасад башни, мм: 20;
  • Маска пистолета, мм: 20.

Вооружение:

  • Пушки: 76,2-мм КТ-28 обр. 1927/32 / 76,2-мм Л-10 (с 1939 г);
  • Боезапас пистолета: 69;
  • Пулеметы: дизельные 4-5 × 7,62 мм;
  • Боезапас: 1200 патронов.

Мобильность:

  • Двигатель: V-образный 12-цилиндровый карбюратор М-17Т жидкостного охлаждения;
  • Мощность двигателя, л.с от: 450;
  • Скорость по шоссе, км / ч: 42;
  • Скорость по бездорожью, км / ч: 20-25;
  • Автомобильная навигация, км: 180-190;
  • Навигация по пересеченной местности, км: 120-140;
  • Побежденный взлет, град: 37;
  • Пройденная стена, м: 1.0;
  • После рва, м: 3,5;
  • Преодоление брода, м: 1.0.

Основные модификации Т-28

Хочу отметить, что за семь лет выпуска этой машины было разработано несколько усовершенствованных вариантов которые никак не обозначались в номенклатуре того времени, а потому я привожу современную:

  • Т-28 обр. 33 г. – базовая модель с орудием и четырьмя пулемётами.
  • Т-28 обр. 34 г. — был добавлен зенитный пулемёт.
  • Т-28А – автострадный – развивал около 60 км/ч по шоссе, к 36-му было создано 52 единицы; замечу, что существовал и ещё более быстроходный вариант, оставшийся чисто экспериментальным.
  • Т-28 обр. 38 г. – был оснащён танкобойной Л-10 того же калибра.
  • Т-28 обр. 40 г. – получил коническую орудийную башню.
  • Т-28Э – экранированный вариант, до данного стандарта были модернизированы 111 «коробочек».
  • Т-28ПХ – оснащался шнорхелем для подводного хода, благодаря чему мог форсировать водоёмы глубиной до четырёх с половиной метров.

Здесь названы только самые массовые модификации, однако учитывая, что период 30-х характеризуется многими экспериментами в области танкостроения, могу предположить, что их было значительно больше.

Поскольку танк активно участвовал в двух войнах, также будет логично предположить наличие многочисленных полевых вариаций, оставшихся неизвестными официальной исторической науке.

Модификации и машины, созданные на базе Т-34

Т-34М — Начал создаваться по причине сравнения с немецким танком Pz III Ausf.G, превосходившем 34-ку по некоторым параметрам. Для улучшения плавности хода разработали новый двигатель, но мощность при этом оставили прежнюю. После переработки расположения внутренних компонентов уменьшилась масса и длина машины, а также увеличился боекомплект до 100 снарядов. Танк был принят на вооружение 5 мая 1941 года на замену тогда стоящему на вооружении стандартному Т-34 обр.1940 г. Однако производство организовать не удалось в связи начавшейся войной.

Т-34-57 — Установлена новая 57-мм пушка ЗиС-4. Обладала более лучшими характеристиками, чем Ф-34. Танк позиционировался как “Танк-истребитель”. Официально танк не был принят на вооружение из-за избыточной мощности пушки (для 41-42 гг.). В 1943 году появились уже 85-мм пушки большей мощности. Однако было произведено 50 штук.

Т-34-57 на испытаниях

Т-34-76 обр.1941 г. — Новая башня со стенками толщиною 52 мм и двумя люками на крыше башни. Но одно из самых главных нововведений — это установка новой 76-мм пушки Ф-34.

Т-34-76 обр 1941 — первый справа

Т-34-76 обр.1942 г. — Разработана новая форма башни. Благодаря новой башне боекомплект увеличился до 100 снарядов, а также повысилась снарядостойкость.

Т-34-76 обр 1942

Т-34-76 обр.1943 г. — Новые воздухоочистители для двигателя. Новые амортизаторы. Новые гусеницы. Новая коробка передач. На танк впервые установлена командирская башенка от КВ-1С. А также танк дополнен всевозможными мелочами для “улучшения качества машины”. Принят на вооружение 15 июня 1943 года.

Т-34-76 обр 1943

ПТ-34 — минный трал ПТ-3 установленный на Т-34.

ПТ-34

Т-34-85 — Смотреть основную статью.

Т-34-100 — Установлено 100-мм орудие Д-10Т. Также была разработана 100-мм пушка ЛБ-1 специально под Т-34. За счет увеличения калибра орудия увеличилась башня и немного переделана ходовая часть. Не принят на вооружение по причине начала работ над более совершенным Т-54.

Т-34-100 зимой 1945

Прочая техника на на базе Т-34:

ОТ-34 — Огнеметный танк. Экипаж сокращен до 3 человек. Убран стрелок-радист. Принят на вооружение в 1942 году.

ОТ-34 на вид мало чем отличался от серийного Т-34

СУ-122 — Самоходная артиллерийская установка. В “самоходку” установлена 122-мм гаубица М-30С. Принята на вооружение в конце 1942 года.

СУ-122 с десантом около Харькова. Август, 1943

Т-43 — Смотреть основную статью.

СУ-85 — Истребитель танков. Орудие калибра 85 мм Д-5С. Принят на вооружение в августе 1943 года.

Колонна СУ-85М в Восточной Пруссии. Январь, 1945.

СУ-100 — Истребитель танков. Орудие 100 мм Д-10С. Принят на вооружение 3 июля 1944 года.

СУ-100 около Берлина. На заднем плане Т-34-85. 30 апреля, 1945.

СУ-101 и СУ-102 — Истребители танков. Разработаны для замены СУ-100. СУ-101 комплектовалась 100-мм орудием Д-10С, а СУ-102 — 122-мм Д-25-44С. Отличались от СУ-100 более сильным бронированием. Не приняты на вооружение по причине сильной тесноты внутри машины и уже закончившейся войны.

СУ-101 на полигоне. Осень, 1942.

Т-34Т — Тягач. Принят на вооружение в 1942 году.

СПК-5 — Самоходный поворотный кран. Принят на вооружение в 1952 году.

ТМ-34 — Мостоукладчик. Принят на вооружение в 1942 году.

Т-100 — Египетская модернизация танка Т-34. Превращен в истребитель танка с орудием 100 мм БС-3. Принят на вооружение в 1967 году.

Т-100 в Египетском музее.

Type 65 (Не точно) — ПВО установка. Оборудована двумя 37-мм пушками. О принятии на вооружение ничего неизвестно.

Type 65

Немецкие танки и первый встречный танковый бой

A7V

Поначалу немцы не восприняли серьезно идею воевать с помощью танков, но когда спохватились — начали срочно клепать свои машины. И все бы ничего, да вот только времени и средств было слишком мало, так что в итоге получился крайне странный металлический монстр — A7V, огромная стальная коробка, трехметровой высоты вагон на гусеницах, длинной в семь метров и весом в тридцать тонн, с 57 мм пушкой, торчащей из носа, и пятью пулеметами. В экипаже при этом было 18 человек!

Самое интересное, что махина имела тридцатимиллиметровую броню и скорость по шоссе — аж 12 км в час. Немецкие солдаты прозвали свой танк «тяжелой походной кухней» за огромные размеры, жуткую жару внутри и постоянный дым из всех щелей.

Но именно эти жуткие самодвижущиеся кастрюли приняли первый встречный танковый бой в истории, который произошел 24 апреля 1918 года при Виллер-Бретонне, когда три немецких танка A7V столкнулись с тремя британскими тяжелыми Mark IV и семью легкими танками «Уиппет».

Для обеих сторон бой был совершенно неожиданным, да и британцы вдруг обнаружили, что пулеметное вооружение двух «самок» и всех легких танков ничего не может поделать с немецкой броней. Поэтому, получив несколько пробоин, «самки» отступили, и в бой рванул «самец» — единственный, имевший пушечное вооружение.

Тут уже сказался опыт и маневренность английского танка, который удачным выстрелом смог повредить одну немецкую машину, которую потом бросил экипаж, и заставить остальных отступить, так что, формально, победа осталась за британцами.

Немецкие танки были неплохи, но вот проблема — к концу войны их изготовили 21 штуку, при этом танков у англичан было как мы писали выше — 3177. И это не считая танков Франции.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: