Национальный и этнический состав россии

5 5 миллионов человек около 4 населения современной России тысячелетняя история богатые традиции уникальный социокультурный код Татары уже много веков играют значимую роль в истории России Сегодня мы начинаем рассказ о сложном историческом пу

Тенденции развития национального состава населения

Согласно прогнозам, национальный состав населения России в ближайшие годы будет продолжать формироваться на основе многовековых миграционных процессов, а также активных иммиграционных и демографических процессов.

Наибольшее количество населения в России составляют русские (около 80% населения), на втором месте идут татары (почти 4% населения). На третьем месте располагаются украинцы (около 1,4%).

Однако, наблюдается снижение доли русских и увеличение доли мигрантов. Главными миграционными путями, через которые в страну прибывают мигранты, являются Центральная Азия и Кавказ. Около 50% мигрантов находятся в возрасте от 25 до 40 лет, что свидетельствует о том, что работоспособного населения в стране все меньше.

Среди других национальных групп, проживающих в России, можно отметить башкиров, чувашей, мордву, чеченцев и дагестанцев. Кроме того, в стране есть значительное количество гастарбайтеров, в основном, работающих в сфере трудоустройства и строительства.

Изменения национального состава населения России непосредственно влияют на развитие огромного количества сфер жизни страны, таких как экономика, культура, политика, наука и т. д

Поэтому, важность изучения данной темы не может быть переоценена

История и численность

Согласно последним переписям населения, в России проживает около 5 миллионов татар. Это делает их одним из крупнейших народов в стране. Татарское население распределено по всей России, однако основные группы татар находятся в Татарстане, Башкортостане, Удмуртии, Чувашии, Тюменской области, Ленинградской области и Москве.

Страна Численность татар
Россия около 5 миллионов
Украина около 250 тысяч
Казахстан около 4 миллионов
Узбекистан около 1 миллиона
Турция около 5 миллионов

Численность татар по всему миру насчитывает около 10-12 миллионов человек. Они представляют значительную группу кочевников и сельского населения, сохраняющих свою уникальную культуру и традиции.

История татарского народа богата и разнообразна. Народность татар сформировалась в процессе длительной исторической эволюции, включая славянское и греческое влияние, а также несколько периодов исламского правления.

«Первыми переселенцами были булгары»

— Валентина Вениаминовна, когда появились первые поселения татар на территории Центральной России?

— Этнические группы, собирательно именуемые татарами, приходили на новое место жительства в нынешней Центральной России, а тогда на земли Владимиро-Суздальского княжества, которое составило позже ядро Русского государства, в начале XIII века. В дальнейшем приток татар мог быть бо́льшим или меньшим, но не иссякал в продолжении столетий, начало которого получило в нашей историографии название татарского периода русской истории. Оно обозначено периодом 1238 – 1505 годы.

Первыми переселенцами были булгары. Это была первая волна переселения тюркских этнических групп в Центральную Россию, зафиксированная в летописях. Они пожаловали (прибыли) сюда, на восточную окраину Владимиро-Суздальского княжества в 1236 году, после разгрома Батыем Волжской Булгарии. Как сообщают летописи, много людей, избежавших истребления и плена, явились на Русь и просили великого князя Юрия Всеволодовича дать им место для поселения. Князь принял их всех и велел развести их по поволжским городам и в другие места. Часть беженцев была устроена на восточной границе княжества в возведенной великим князем крепости Юрьевец (Юрьевец-Повольский или Юрьевец-Поволжский). Со временем булгары смешались с переселенцами из Мещеры Золотой Орды, отчего сохранившиеся топонимы и по сей день на территории Центральной России, в том числе и в Юрьевецком районе Ивановской области, обрели татарские названия.

А вообще от ордынского периода сохранились татарские топонимы и легенды во многих областях Центральной России. Подобно маркерам эти топонимы, производные от слов «баскак», «татарин», тюркских имен, лексем, сегодня фиксируют на карте Центральной России деревни, села, местности, бывшие татарские поселениями, различные периоды русской истории.

— Вы в книге рассказываете о татарах, которые с XIV века шли на службу русскому царю. Что их так привлекало на русской службе?

— Я бы кратко ответила на этот вопрос так. Татары попадали на русскую службу разными путями – добровольно по приглашению великих и удельных князей, в том числе по приглашению великих государей; пленниками войн Русского государства с Казанским, Крымским, Астраханским и Сибирским царствами (тогда так называли ханства). С пленниками понятно: так они избегали худшей участи – холопства. А добровольный переход татар на русскую службу был связан с усобицами на их родине, изгнанием, лишением власти и трона или перспектив на обретение достойного статуса и власти у себя на родине, а также с надеждами получить или вернуть их с помощью Москвы. Либо они пытались то же сделать обращением в православие – обретали, статус, положение и богатство на новой родине (в России).

волжско-татарская диаспора

Всероссийской переписи 2010 годакладбищеНижегородской областиКазани

К местам проживания поволжских татар относятся:

  • Урал и Верхняя Кама (с XV века) XV век — колонизация, XVI – XVII века — re -заселены россиянами; 17–19-е годы — освоение Урала, работа на заводах
  • Западная Сибирь (с 16 века): 16 — от русских репрессий после завоевания русскими Казанского ханства. 17–19-е годы — освоение Западной Сибири; конец 19-го — первая половина 20-го — индустриализация, строительство железных дорог; 1930-е годы — репрессии Иосифа Сталина ; 1970–1990-е годы — нефтяники
  • Москва (с 17 века): татарские феодалы на службе у России, торговцы, с 18-го — Санкт-Петербург
  • Казахстан (с 18 века): 18– XIX век — офицеры и солдаты русской армии; 1930-е годы — индустриализация, с 1950-х годов — переселенцы на целинных землях — реэмиграция в 1990-е годы
  • Финляндия (с 1804 года): (в основном Мишэрс) — 19-е — офицеры и солдаты российских войск и другие
  • Средняя Азия (с 19 века) (Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, Кыргызстан ; Китай см. Китайские татары ) — 19-е русские офицеры и солдаты, торговцы, религиозные эмигранты, 1920–1930-е годы — индустриализация, советская образовательная программа для народов Средней Азии, 1948, 1960 — помощь Ашхабаду и Ташкенту, разрушенным землетрясениями. — реэмиграция в 1980-е годы
  • Кавказ, особенно Азербайджан (с 19 века) — нефтяники (1890-е годы), торговцы хлебом
  • Бразилия (19 век): Конец колониального периода, после аболиционистского движения, Бразилия стимулировала приход европейцев в страну, в основном итальянцев, немцев и славян. Среди этих славян были татары, которые отправились в основном в Парана и Риу-Гранди-ду-Сул
  • Северный Китай (с 1910-х гг.) — строители железных дорог (1910-е гг.) — эмигрировали в 1950-е годы
  • Восточная Сибирь (с 19 века) — переселенцы (19 век), строители железных дорог (1910-е, 1980-е), сосланные советским правительством в 1930-е годы
  • Германия и Австрия — 1914, 1941 — военнопленные, 1990-е годы — эмиграция
  • Турция, Япония, Иран, Китай, Египет (с 1918 г.) — эмиграция
  • Англия, США, Австралия, Канада — (1920-е гг.) реэмиграция из Германии, Турции, Японии и Китая. 1950-е годы — военнопленные из Германии, не вернувшиеся в СССР, 1990-е — эмиграция после распада СССР
  • Сахалин, Калининград, Беларусь, Украина, Латвия, Эстония, Литва, Карелия — после 1944 г. — 45 строителей, советские военнослужащие
  • Мурманская область, Хабаровский край, Северная Польша и Северная Германия (1945–1990) — советские военнослужащие
  • Израиль — жены или мужья евреев (1990-е годы)

Традиционная кухня и еда

Татарская кухня — это удивительное сочетание восточных и западных кулинарных традиций, отражающее многовековую историю этого народа. Каждое блюдо несёт в себе отпечаток исторических событий, религиозных верований и повседневной жизни татар.

Популярные Блюда

  • Чак-чак: Это, пожалуй, самое известное татарское блюдо. Это сладкое лакомство из теста, жареного в масле и политого медовым сиропом.
  • Беляши: Круглые пирожки с мясной начинкой, которые обычно жарят в глубоком масле.
  • Кыздырма: Тушеное мясо с луком и специями, подается с картофелем или другими овощами.
  • Эчпочмак: Триугольные пироги с мясом и картофелем, иногда с добавлением тыквы.
  • Баурсаки: Небольшие кусочки теста, жареные в масле, часто подаются с медом или вареньем.

Религиозные Ограничения

Стоит заметить, что многие татары являются мусульманами, и это сильно влияет на их питание. Например, свинина в татарской кухне отсутствует, как и алкоголь.

Сезонные Особенности

Татарская кухня также известна своими сезонными блюдами. В зимний период популярны блюда из картофеля и круп, а летом — разнообразные салаты, овощные и фруктовые блюда.

Гостеприимство и Традиции

Татары — очень гостеприимный народ, и это отражается в их кулинарных традициях

Практически на каждом празднике или важном событии в жизни татар стол ломится от разнообразных блюд

Каждое блюдо приготовлено с любовью и большим вниманием к деталям, что делает татарскую кухню одной из самых уникальных и вкусных в мире

Название нации и ее историческое формирование

История татар является сложной и многогранной, охватывая события и процессы на протяжении многих веков. Татары являются одним из самых крупных этнических групп в России и имеют богатое культурное и историческое наследие.

  1. До-монгольский период: Предшественниками татар часто считают древние тюркские и угорские племена, населявшие территории Средней Азии, Урала и юга современной России.
  2. Монгольское завоевание и Золотая Орда: В XIII веке территории, на которых жили предки татар, были завоеваны монголами. Золотая Орда стала важным этапом в формировании татарской идентичности.
  3. Казанское ханство: После распада Золотой Орды в XV веке образовалось независимое Казанское ханство, которое стало одним из важных политических и культурных центров татар.
  4. Причисление к России: В 1552 году Казань была завоевана русским царем Иваном IV. Этот период характеризуется интеграцией татар в состав Российского государства и началом их христианизации, которая, однако, не стала массовой.
  5. Современный период: В XX веке, особенно после распада Советского Союза, татары стали активно работать над возрождением своей культуры и языка. В современной России Татарстан является одним из наиболее развитых и автономных регионов с сильным акцентом на сохранение татарской культурной идентичности.

Таким образом, история татарского народа является слиянием различных культур и традиций, прошедшая через века завоеваний, интеграции и возрождения.

Характер

Татары — это народ с духом борца, упорства и сильной волей. Они отличаются гостеприимством и духом терпения, а также почтительным отношением к старшим и традициям.

У татарского народа сложилась культура, в которой ценятся мужественность, открытость, терпимость и уважительное отношение к другим культурам и религиям. Татары обладают высокой духовностью, они верят в справедливость и сильно ценят свою семью и друзей.

Традиционно татары были кочевым народом, что помогло им развить мобильность, выносливость и приспособляемость к различным условиям жизни. Эти качества помогли татарам выжить в тяжелых условиях и сделали их умелыми торговцами, ремесленниками и сильными воинами.

Ислам и литература

Ислам суннитского толка ханафитской школы был принят в 922 году, а в 1313 году хан Узбек сделал его официальной религией Золотой Орды. Сейчас большинство татар является мусульманами, а руководство ими осуществляется Духовным управлением мусульман Республики Татарстан. Согласно официальным сведениям, на 1 января 2013 года на территории региона действуют 1193 мусульманские религиозные организации.

Татарская литература

После принятия волжскими булгарами ислама у них появляется литература, во многом повлиявшая на современную татарскую. Многие из появившихся в это время произведений так или иначе связаны с темами, взятыми из Корана, например, первый памятник старотатарской письменности «Кысса-и Йусуф» («Сказание о Юсуфе») поэта XII-XIII веков Кул Гали, ученика медресе в Хорезме. Во время завоевания Казанского ханства началась христианизация региона, которая продолжалась до 1767 года. В это время Екатерина II, посетившая Казань, разрешила в городе строительство каменных мечетей и других татарских общественных зданий, а в 1773 году издала указ «О терпимости всех вероисповеданий». 

Советский период

В советское время ислам, как и другие религии, понёс существенные потери: к 1930 году было закрыто 10 000 из 12 000 мечетей, от 90 до 97% мулл и муэдзинов лишились возможности исполнять свои духовные обязанности. Ситуация начала исправляться только в 1989 году, когда в СССР отмечали 1100-летие принятия ислама. Сейчас духовные традиции этой религии переживают возрождение: мечети вновь открыты или восстановлены почти во всех населённых пунктах Татарстана; открыты Российский исламский институт в Казани, множество медресе и мусульманских школ; в 2005 году была построена мечеть Кул-Шариф. Несмотря на это, историческим центром ислама в Республике по-прежнему остаётся мечеть аль-Марджани, которая располагается в Старо-Татарской слободе. Это сооружение построено в 1766-1770 годах в стиле петербургского барокко. 

Игра в культурное «переворачивание»

Русские книжники XIII–XIV веков, по сути, приравнивали монгольское нашествие к нападению «безбожных агарян», «измаильтян», «врагов христианских». То есть не делали сколько-нибудь четкого различия между монголами-язычниками и, скажем, турками-мусульманами, начавшими в ту эпоху свои завоевания на Балканах.

В то же время русские православные идеологи постепенно пришли к осознанию того, что «восточные нехристи» могут быть включены в состав «Святой Руси», несмотря на их «инаковость», и поставлены на службу в качестве «своих поганых» для достижения неких высших целей. Выступая на Куликово поле, Дмитрий Донской называет монголо-татар «безбожными печенегами», подчеркивая преемственность с Древней Русью — с течением веков враги словно бы остаются одними и теми же.

«Притеснять татар можно по-разному»

— В вашей книге я увидел о том, что послам Ивана Грозного османскому султану предписывалось заявлять о веротерпимости и толерантности русского царя, который создал хорошие условия для магометан. Это было лукавство или действительно в Русском государстве было лояльное отношение к мусульманам?

— При Иване Грозном, Федоре Ивановиче и еще при Алексее Михайловиче религиозная терпимость была фактом. Исключение составляли бывшие Казанское и Астраханские ханства, вошедшие в состав России. Сами понимаете, население этих ханств рассматривалось врагами, потому что они были мусульманами. И еще турецкий султан требовал вернуть к свободе Казанский и Астраханские юрты. Вот там, конечно, были перегибы и даже зверства. Но это отдельная тема, достаточно освещенная в трудах отечественных ученых – что творил Гермоген, и Иван Грозный смотрел на это снисходительно.

А в Центральной России мусульмане были мусульманами. Иван Грозный говорил: «Мне все равно, какой они веры. Лишь бы они служили государству».

— И им разрешали строить мечети, свободно молиться, поститься, соблюдать нормы ислама?

— Конечно. Во всяком случае в Романове (ныне город Тутаев Ярославской области. – прим. ред.) точно была мечеть – она была уничтожена только в Смуту, да и не русскими, а поляками. Выходит, она точно действовала полвека. Есть сведения, что была и вторая мечеть – она служила для похоронных обрядов.

— А когда отношение властей к мусульманам изменилось?

— При Михаиле Федоровиче началось, когда Филарет, по сути, правил государством. У того был сдвиг по фазе. Он особо ненавидел католиков и «лютеров» (протестантов) даже больше, чем татар. И татар пытался крестить. Когда с Польшей заключили Деулинское перемирие, стали возвращать русских пленников на родину. Среди них были татары. И у них было два пути: в холопство (их передавали в Холопий приказ) либо креститься и служить царю – та же ситуация, что и в прошлом. Они, конечно, заявляли, что хотят креститься и служить царю. По Романову таких случаев десятки.

— Получается, православными они становились лишь формально?

— Их брали на подворье патриарха, там их дрессировали, как молиться, соблюдать обряды, произносить молитвы. А потом окунали в купель (могли и сунуть в прорубь), и они считались уже православными. Им выдавались одежда, деньги, отправляли по месту жительства. А там за ними уже присматривали попы. Они не жили вместе с татарами.

— Не было ли случаев, что они обратно «отпадали в магометанство»?

— За ними присматривали. Но некоторые все-таки как-то ухитрялись и возвращались в ислам – под влиянием родственников, семьи.

— И им за это ничего не было?

— Было, главным образом, после смерти: их выкапывали и перезахоранивали на православном кладбище.

— А при жизни власти закрывали глаза на их «двоеверие»?

— Почему закрывали? Ведь притеснять татар можно по-разному. Например, обвинить, что не выплачивает налоги, лишить поместья, переселить с насиженного места в другое. Такие случаи были массовыми даже при Алексее Михайловиче. Но были случаи перехода . Поэтому их и держали отдельно.

Продолжение следует
Во второй части Валентина Черновская раскрывает феномен татарских княжеств в Центральной России, рассказывает о доносах попов на магометан и остатках татар в регионе.
 

Статистика и история

Татары имеют древнюю историю, которая насчитывает несколько веков. Их земли были включены в состав Великого княжества Владимиро-Суздальского, а затем в состав Золотой Орды. В XIV веке территория современной Татарии стала независимым ханством Казанского ханства.

В середине XVI века Казанское ханство было завоевано русскими войсками и включено в состав Российского государства. В связи с этим значительная часть татар перешла на ислам, который стал главной религией этноса. После включения в состав Российской империи, татары участвовали в построении новой государственности, активно участвуя в сфере образования, культуры и экономики.

Во время Советского Союза татарская автономия была установлена в виде Татарской АССР (теперь Татары стали национальностью). После распада СССР и создания Российской Федерации, Татарстан стал одним из субъектов федерации с особым статусом. Здесь введен режим двух языков: русский и татарский. В настоящее время статус и культура татар в России активно продолжается.

Год Численность татар (миллионы)
1959 2,0
1970 2,7
1979 3,5
1989 4,3
2002 5,3
2010 5,5

Численность татар по субъектам Российской Федерации

Регион Численность Процентаж
Татарстан 2012571 53,15
Башкортостан 1009295 24,78
Тюменская область 239995 7,07
Челябинская область 180913 5,2
Оренбургская область 151492 7,45
Ульяновская область 149873 11.59
Москва 149043 1,3
Свердловская область 143803 3,35
Самарская область 126124 3,92
Пермский край 115544 4,38
Ханты-Мансийский автономный округ 108899 7,1
Удмуртия 98831 6,5
Пензенская область 86431 6,24
Астраханская область 60523 5,99
Московская область 56202 0,79
Саратовская область 52884 2,1
Нижегородская область 44103 1,33
Мордовия 43392 5,2
Омская область 41870 2,12
Кемеровская область 40229 1,46
Марий Эл 38357 5,51
Кировская область 36457 2,72
Красноярский край 34828 1,23
Чувашия 34214 2,73
Санкт-Петербург 30857 0,63
Ямало-Ненецкий автономный округ 28509 5,45
Краснодарский край 24840 0,48
Волгоградская область 24557 0,94
Новосибирская область 24158 0,91
Иркутская область 22882 0,94

Текст взят с портала anaga.ruФото: Бекирова Мерьем

Русские — национальное большинство России

Русские являются самой многочисленной национальностью в России. Они составляют около 80% населения страны, что делает их национальным большинством. Русский язык является государственным языком и широко используется во всех сферах общества.

Русские народ имеет богатую историю и культуру. Они внесли огромный вклад в развитие России и оказали значительное влияние на мировую историю. Русская литература, живопись, музыка и танцы являются известными и признанными далеко за пределами России.

Основные регионы проживания русских находятся в европейской части России, а также в Сибири и на Дальнем Востоке. Крупные города, такие как Москва и Санкт-Петербург, являются центрами русской культуры и истории.

Русские народ характеризуется своим гостеприимством, терпимостью и сильным семейным духом. Они ценят родину и традиции, их культурное наследие передается из поколения в поколение.

Важно отметить, что в России существуют также многочисленные другие народы, чьи культуры и традиции также оказывают влияние на общество. Россия является многонациональной страной, где разные народы сосуществуют в гармонии и уважении друг к другу

Что это такое

Говоря о национальном (этническом) составе России, как и любой другой страны, всегда подразумевают национальности, включая коренные малые и автохтонные народы, которые образуют совокупность граждан государства.

Естественно, что для полноты отображения картины, всегда приводят процентное соотношение тех или иных народов. К тому же, чтобы представлять себе структуру самого государства, достаточно часто привязывают компактные места проживания той или иной национальности к определенному региону. Так происходит на необъятной территории России, где исторически, те или иные малые народы и автохтонные национальности, занимали определенную территорию.

Как складывается многонациональная культура

Обратимся к истории. Много веков назад на территории современной России проживало множество племён и народностей. Большую часть из них составляли славяне, но были и представители кочевых народов. По мере формирования единого государства эти племена и народности входили в состав России. Так и получилось, что русских в стране большинство.

Другие народности не потеряли свою самобытность. Они продолжили хранить традиции, говорить на родном языке, ходить в национальной одежде. Но изолированно существовать они всё же не могли. Заключались межнациональные браки, люди обменивались опытом, перенимали слова из языка «соседей». Так возникла многонациональная культура нашей страны.

Россия является многонациональным государством. Это закреплено в основном законе — Конституции. Представители всех наций имеют равные права, сохраняют свои традиции и культуру.

Выводы

Национальный состав населения России неоднороден и постоянно меняется. Несмотря на это, уровень межнациональной толерантности в стране достаточно высок, и государство активно работает над поддержанием мультикультурного и многонационального характера общества.

Среди всех национальностей наибольшую долю в общей численности населения занимают русские, однако, присутствие других национальностей существенно: казахи, украинцы, татары и другие.

К 2023 году ожидается увеличение численности многих национальностей, что ставит задачу перед государством по развитию межэтнических отношений и выводу из общества национальных и культурных проблем.

Для сохранения социального мира и гармоничного развития общества необходимо продолжать проводить политику государственной поддержки культур меньшинств на уровне правительства и общественности.

На данный момент национальный состав пополняется за счет гастарбайтеров, поэтому необходимо обеспечить им права и возможность интеграции в российскую культуру, в том числе путем создания условий для обучения русскому языку и знакомства с историей и культурой страны.

Заключение

Татары — это народ, богатый историей, культурой и традициями. Они оставили свой след в истории многих стран и до сих пор продолжают сохранять свою уникальность и национальную идентичность. Татары обладают своим языком, народной одеждой, кухней и религией, которые все это вместе образует уникальную культуру.

Татары — это народ, которые уважает свою историю и традиции, но также открыты для новых идей и культурных влияний. Благодаря этому, татары продолжают развиваться и принимать активное участие в жизни своей страны и всего мира.

Мы надеемся, что данная статья помогла вам лучше понять и узнать больше о татарской национальности и ее уникальных особенностях.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: