Iii государственная дума в россии

Обзор деятельности государственной думы третьего созыва

I созыв

Созвана согласно избирательному закону от 11 декабря 1905 года, по которому 49 % всех выборщиков принадлежало крестьянам. Выборы в Первую Государственную думу проходили с 26 марта по 20 апреля 1906.

Выборы Депутатов Думы происходили не напрямую, а через избрание выборщиков отдельно по четырём куриям — землевладельческой, городской, крестьянской и рабочей. Для первых двух выборы были двухстепенные, для третьей — трехстепенные, для четвёртой — четырёхстепенные. РСДРП, национальные социал-демократические партии, Партия социалистов-революционеров и Всероссийский крестьянский союз объявили выборам в Думу первого созыва бойкот.

Из 448 депутатов Госдумы I созыва кадетов было 153, автономистов (члены Польского коло, украинских, эстонских, латышских, литовских и др. этнических групп) — 63, октябристов — 13, трудовиков — 97, 105 беспартийных и 7 прочих.

Первое заседание Государственной думы состоялось 27 апреля 1906 года в Таврическом дворце Санкт-Петербурга (после приема у Николая II в Зимнем). Председателем был избран кадет С. А. Муромцев. Товарищами председателя — князь П. Д. Долгоруков и Н. А. Гредескул (оба кадеты). Секретарем — князь Д. И. Шаховской (кадет).

Первая дума проработала 72 дня. Обсуждались 2 проекта по аграрному вопросу: от кадетов (42 подписи) и от депутатов трудовой группы Думы (104 подписи). Предлагали создание государственного земельного фонда для наделения землей крестьянства. Кадеты хотели включить в фонд казенные, удельные, монастырские, часть помещичьих земель. Выступали за сохранение образцовых помещичьих хозяйств и отчуждение за рыночную цену той земли, которая сдается ими в аренду. Трудовики требовали для обеспечения крестьян отвести им участки по трудовой норме за счет казенных, удельных, монастырских и частно-владельческих земель, превышающих трудовую норму, введение уравнительно-трудового землепользования, объявления политической амнистии, ликвидации Государственного совета, расширения законодательных прав Думы.

13 мая появилась правительственная декларация, которая объявляла недопустимым принудительное отчуждение земли. Отказ даровать политическую амнистию и расширить прерогативы Думы и ввести принцип ответственности перед ней министров. Дума ответила решением о недоверии правительству и замене его другим. 6 июня появился ещё более радикальный эссеровский «проект 33-х». Он предусматривал немедленное и полное уничтожение частной собственности на землю и объявление её со всеми недрами и водами общей собственностью всего населения России. 8 июня 1906 Царское правительство под предлогом, что Дума не только не успокаивает народ, но ещё более разжигает смуту, распустило её.

Думцы увидели манифест о роспуске утром 9-го числа на дверях Таврического. После этого часть депутатов собралась в Выборге, где 9-10 июля 200 депутатами было подписано т. н. Выборгское воззвание.

Третья Госдума

«Сначала успокоение, потом реформы»

Третья Дума сумела отработать весь срок

Третья Дума просуществовала с 1 ноября 1907 года по 30 августа 1912 года. В отличие от двух предыдущих составов она отработала весь положенный законом срок – пять лет. Председателями Думы поочередно были представители партии октябристов – Николай Хомяков, Александр Гучков и Михаил Родзянко.

По новому избирательному закону

В июне 1907 года одновременно с указом о роспуске Второй Думы был опубликован новый избирательный закон. Он расширял права помещиков и крупной буржуазии, получивших две трети общего числа выборщиков. Рабочим и крестьянам было оставлено около четверти выборщиков. Общее число депутатов сократилось с 518 до 442 человек. При этом народы Средней Азии, Якутии и других национальных районов от выборов отстранялись.

В итоге большинство голосов в Третьей Думе было отдано «партии власти», октябристам – 154 места. А вот представительство кадетов, трудовиков, социал-демократов и национальных групп заметно уменьшилось. Эсеры выборы бойкотировали. Царское правительство после двух неудачных попыток получило, наконец, договороспособный парламент. Только новая Дума практически не представляла широкие массы населения. И доверие народа к депутатам серьезно снизилось.

Большинство законопроектов внесло правительство

За время своей работы Дума провела более 600 заседаний, рассмотрела около 2,5 тысяч законопроектов. Подавляющая часть законопроектов была внесена правительством. Исход голосования полностью зависел от октябристов. В блоке с русскими националистами они составляли правое большинство (свыше 220 требуемых для принятия закона голосов).

При поддержке правых правительство во главе со Столыпиным блокировало все инициативы кадетов. Основой правительственной политики был лозунг: «Сначала успокоение, потом реформы». Был принят «столыпинский» вариант аграрной реформы (на основе указа от 9 января 1906 г.). Также удалось провести законопроект о государственном страховании от несчастных случаев и по болезни. Кроме того, с помощью Думы в девяти украинских и белорусских губерниях были образованы земства, а Финляндия – лишена автономии.

Третья Дума провела пять парламентских сессий и была распущена по указу императора летом 1912 года.

После двух неудачных попыток правительство получило дееспособный парламент.

Предыстория формирования Государственной думы

Учреждение Государственной думы явилось последствием широкого общественного движения всех слоев населения России, особенно сильно проявившегося после неудач русско-японской войны 1904-1905 гг., раскрывшей все недостатки бюрократического управления.

В рескрипте 18 февраля 1905 года император Николай II выразил обещание «отныне привлекать достойнейших, доверием народа облеченных, избранных от населения людей к участию в предварительной разработке и обсуждении законодательных предположений».

Однако, выработанное комиссией под председательством министра внутренних дел Булыгина и изданное 6 августа положение о Государственной думе создало не законодательный орган, не парламент в европейском смысле, а законосовещательное учреждение с весьма ограниченными правами, избираемое ограниченными категориями лиц: крупных собственников недвижимых имуществ, крупных плательщиков промыслового и квартирного налога и на особых основаниях крестьян.

Закон о Думе 6 августа вызвал во всей стране сильное недовольство, вылившееся в многочисленных митингах протеста против искажения ожидавшейся коренной реформы государственного строя и завершившееся в октябре 1905 года грандиозной забастовкой всей железнодорожной сети в Европейской России и Сибири, фабрик и заводов, промышленных и торговых заведений, банков и других акционерных предприятий, и даже многих служащих в государственных, земских и городских учреждениях.

17 октября 1905 года появился манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», в котором были намечены основы новой конституционной формы управления Россией: 1) населению дарованы незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов; 2) установлено как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы; 3) обещано привлечь теперь же по мере возможности к участию в выборах в Государственную думу те классы, которые лишены были вовсе избирательных прав.

В развитие начал манифеста 17 октября были изданы 11 декабря 1905 года дополнительные правила о выборах, понизившие имущественный избирательный ценз и предоставившие избирательные права чиновникам и рабочим.

Однако, преобразование 20 февраля 1906 года Государственного совета в верхнюю законодательную палату и издание 8 марта 1906 года Правил о порядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов (сужавших контроль Государственной Думы над бюджетом) и Основных законов (23 апреля 1906 года) сократили круг вопросов, находившихся в ведении Государственной думы.

Деятельность

Работа III Государственной Думы была очень плодотворной. Депутаты приняли ряд законов, оказавших большое влияние на политическое и социально-экономическое развитие России.

В 1908 году был подготовлен закон о создании государственной кредитной кассы. Она должна была заниматься выпуском кредитных билетов и обеспечением государственных займов.

В 1910 году был предложен закон о 6%-ном налоге на доходы, которые превышали 500 рублей в год. Однако таких доходов в то время почти никто не имел.

В 1912 году депутаты разработали закон о муниципальной реформе. Предлагалось увеличить количество городских и сельских самоуправлений и наделить их большими компетенциями.

В том же 1912 году депутаты выступили с инициативой ограничить продолжительность рабочего дня женщин и детей, а также ввести запрет на тяжелый и вредный труд для этих категорий населения.

Закон о реформе судебной системы (1912 год) предусматривал создание новых судебных учреждений, а также улучшение квалификации судей и прокуроров.

Кроме разработки этих законопроектов, депутаты занимались вопросами, связанными с образованием, здравоохранением, культурой и т.д.

Но новой Думе не удалось наладить отношения с правительством. Между двумя ветвями власти назревал конфликт. В результате депутаты стали специально затягивать рассмотрение спорных законопроектов ил вообще отклонять их без указания причин.

Деятельность Думы

Правительство с первых же дней завалила избранный орган «законодательной вермишелью». За первые 2 довоенные сессии было внесено более 2 тысяч мелких и несущественных законопроектов.

В атмосфере растущего напряжения в России в марте 1914 года прошло совещание, на котором обсуждалось взаимодействие либеральных и левых партий с целью подготовки внедумских выступлений. Оппозицию временно «усмирила» начавшаяся война. Госдума во главе с председателем Родзянко поддержала правительство, принявшее решение о вступлении России в военный конфликт.

С началом I Мировой войны сессии Госдумы созывались нерегулярно. Стало практиковаться подписание законов в обход Думы. Неудачный ход военных действий вызвал критику правительства со стороны парламента. Большинство фракций требовало создания Кабинета министров и передачи ему власти. В августе 1915 году ими был создан «Прогрессивный блок», который состоял из 236 депутатов и представителей Государственного совета.

Жесткая критика оппозиционного блока действующей власти привела государство к политическому кризису 1916 года. Он являлся одной из главных причин Февральской революции. 27 февраля 1917 года по итогам частного совещания членов парламента был создан Временный комитет Госдумы. 02 марта по соглашению этого органа и исполкома Петросовета сформировалось Временное правительство.

В период с мая по июль 1917 года состоялось еще 8 частных, не имеющих правового значения, совещаний Госдумы. 06 октября 1917 года по указу правительства Государственная Дума IV созыва была окончательно распущена.

Выбери ответ

Предметы

  • Русский
  • Общество
  • История
  • Математика
  • Физика
  • Литература
  • Английский
  • Информатика
  • Химия
  • Биология
  • География

Классы

  • 11 класс
  • 10 класс
  • 9 класс
  • 8 класс
  • 7 класс
  • 6 класс
  • 5 класс
  • 4 класс
  • 3 класс
  • 2 класс
  • 1 класс
  • Список императоров России по порядку и годы их правления
  • Территории, входившие в состав Российской империи
  • Деятельность Госдумы 1906-1917 гг.
  • Табель о рангах. Главное
  • Первая всеобщая перепись Российской империи
  • Революция 1905-1907 гг.: причины, цели, итоги
  • Россия в Первой мировой. Самое главное
  • Коротко об эпохе дворцовых переворотов
  • История герба России

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Коалиции [ править ]

В Госдуме третьего созыва две коалиции функционировали в разное время как большинство. В обоих случаях инициаторами коалиций выступила фракция «Единство».

Первая коалиция была сформирована сразу после объявления результатов выборов, во время подготовки к первому заседанию нового парламента. Фракция «Единство» и Партия коммунистов (крупнейшая в Госдуме) подписали пакетное соглашение, согласно которому они разделили руководящие должности в Думе и председательство в парламентских комитетах. Что касается «Единства», то в основном оно заключалось в том, чтобы удержать рычаги контроля Госдумы от ее главных конкурентов на тот момент — «Отечество-Вся Россия». Коммунисты заключили договор на выгодных условиях. Позже была сформирована вторая коалиция, так называемая «Коалиция четырех», в которую вошли «Единство», «Отечество-Вся Россия», народный депутат и регионы России, и в нее вошли ровно половина Думы. Последние две из этих групп не были партиями сами по себе,

В ходе заседания парламент консолидировал проправительственные силы вокруг президента Владимира Путина : было объявлено об объединении общественных движений «Единство» и «Батькивщина» , что привело к соответствующим изменениям в Государственной Думе. В апреле 2002 года новообразованное большинство в Государственной Думе очистило дом и лишило коммунистов тех льгот, которые они получали вначале. Они были лишены большинства руководящих должностей. Это вызвало кризис внутри фракции КПРФ — председатель Госдумы Геннадий Селезнев , а также главы двух комитетов ( Светлана Горячева и Николай Губенко ) предпочли выйти из фракции и сохранить свои позиции.

История

До 1905 г. в Российской империи отсутствовал какой-либо представительный законодательный орган. Его появление стало результатом революции 1905 года.

6 августа 1905 года Манифестом Николая II была учреждена Государственная дума как «особое законосовещательное установление, коему предоставляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предположений и рассмотрение росписи государственных доходов и расходов». Разработка положения о выборах возлагалась на министра внутренних дел Булыгина, срок созыва был установлен — не позднее половины января 1906 года. Однако разработанные комиссией во главе с Булыгиным и утвержденные царским манифестом от 6 августа 1905 года положения о выборах в Думу (правом голоса наделялись лишь ограниченные категории лиц: крупные собственники недвижимых имуществ, крупные плательщики промыслового и квартирного налога, и — на особых основаниях — крестьяне) вызвали сильное недовольство в обществе, многочисленные митинги протеста и забастовки в конце концов вылились во Всероссийскую октябрьскую политическую стачку, и выборы в «Булыгинскую думу» не состоялись.

Новой основой законодательной компетенции Государственной думы стал п. 3 Манифеста 17 октября 1905 г, установивший «как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы». Эта норма была закреплена в ст. 86 Основных законов Российской империи в редакции 23 апреля 1906: «Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы и восприять силу без утверждения Государя Императора». Из совещательного органа, как устанавливалось Манифестом * от 6 августа 1905, Дума становилась законодательным органом.

Первое заседание Государственной думы состоялось 27 апреля 1906 года в Таврическом дворце Санкт-Петербурга.

Распределение депутатов Государственной думы по партиям

Партия

I Дума

II дума

III Дума

IV Дума

РСДРП

(10)

65

19

14

Эсеры

37

Народные социалисты

16

Трудовики

107 (97)

104

13

10

Прогрессивная партия

60

28

48

Кадеты

161

98

54

59

Автономисты

70

76

26

21

Октябристы

13

54

154

98

Националисты

97

120

Левые

50

65

Беспартийные

100

50

7

Комитеты

В Государственной Думе третьего созыва действовало 28 комитетов.

  • Юридический комитет
  • Комитет по делам ветеранов
  • Комитет труда и социальной политики
  • Бюджетно-налоговый комитет
  • Комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам
  • Комитет по экономической политике и предпринимательству
  • Комитет по имущественным вопросам
  • Комитет по информационной политике
  • Комитет по энергетике, транспорту и связи
  • Комитет по промышленности, строительству и высоким технологиям
  • Комитет по образованию и науке
  • Комитет по культуре и туризму
  • Комитет по охране здоровья и спорта
  • Комитет по охране здоровья
  • Комитет по делам женщин, семьи и детей
  • Комитет по аграрным вопросам
  • Комитет Обороны
  • Комитет по безопасности
  • Комитет по международным делам
  • Комитет по делам Содружества Независимых Государств и отношениям с соотечественниками
  • Комитет по регламенту и организации Государственной Думы
  • Комитет по проблемам Севера и Дальнего Востока
  • Комитет по делам Федерации и региональной политике
  • Комитет по местному самоуправлению
  • Комитет по окружающей среде
  • Комитет по природным ресурсам и окружающей среде
  • Комитет общественных объединений и религиозных организаций
  • Комитет по делам национальностей

Состав и председатель

Состав третьей государственной думы был более консервативным, чем предыдущие думы, и отражал настроения традиционалистских сил в России. Среди депутатов было много представителей крестьянства, купечества, церкви и армии. В то же время, большинство представителей рабочего класса и революционных партий были исключены из третьей думы.Некоторые партии, например, эсеры, сами бойкотировали выборы в Думу во многом из-за несогласия с избирательной системой, дававшей большинство землевладельцам.

Председателем третьей государственной думы стал князь Георгий Львов, который был избран на эту должность в 1907 году. Он ранее был членом первой и второй думы, а также министром внутренних дел в правительстве и временно исполняющего обязанности императора после Февральской революции 1917 года.

Князь Георгий Евгеньевич Львов

Численный состав Думы был представлен следующими партиями:

  • Октябристы — 148 человек.
  • Черносотенцы (правые) — 144 человека.
  • Кадеты — 54 человека.
  • Прогрессисты — 28 человек.
  • Буржуа — 26 человек.
  • Социал-демократы — 19 человек.
  • Трудовики — 14 человек.

Итого 442 депутата, большинство из которых относились к помещикам. По сравнению с предыдущими двумя Думами, третья была более предсказуемой, менее пестрой по своему партийному составу, и менее левой по взглядам.

Состав третьей государственной думы (в разрезе партий)

Состав

3 июня 1907 года Николай II объявил о роспуске II Думы и назначил срок созыва новой Думы на 1 ноября. В этот же день были внесены изменения в избирательное законодательство: сужен круг избирателей, перераспределено число избирателей в пользу землевладельцев и состоятельных граждан, сокращено количество депутатов от национальных окраин и прочее.

Предпринятые меры позволили сформировать «дееспособную» с точки зрения правительства Думу. В ее состав вошли:

  • октябристы – 154 места,
  • националисты – 97,
  • кадеты – 54,
  • правые – 51,
  • прогрессисты – 28,
  • социал-демократическая фракция – 19,
  • трудовики — 14 и другие.

Таким образом, III Государственная дума оказалась гораздо правее, чем ее 2 предшественницы. Такая «расстановка сил» волне устраивала правительство. Оно при проведении своей политики могло рассчитывать поддержку на правооктябристского или кадетско-октябристского большинства.

Госдума работала под председательством октябристов. Первым ее председателем стал Николай Хомяков. В 1910 году его сменил Александр Гучков, а в 1911 году – Михаил Родзянко.

Должностные лицаIII Государственной Думы:

Председатели:

  • Николай Алексеевич Хомяков (октябрист, 1907 – 1910),
  • Александр Иванович Гучков (октябрист, 1910 – 1911),
  • Михаил Владимирович Родзянко (октябрист, 1911 – 1912).

Товарищи председателя:

  • Владимир Михайлович Волконский (умеренно правый; 1907 – 12);
  • Александр Феликсович Мейендорф (октябрист; 1907 – 09);
  • Сергей Илиодорович Шидловский (октябрист; 1909 – 10);
  • Михаил Яковлевич Капустин (октябрист; 1910 – 12).

Секретарь — Иван Петрович Созонович (правый; 1907 – 12).

Основные события работы Государственной думы :

  • В 1912 октябристы поддержали правых, проголосовав за предоставление правительству полумиллиардного кредита для выполнения военно-морской программы реформы.
  • 14.06.1910 Государственная дума приняла аграрный закон, в основе которого лежал указ 6.11.1906 с изменениями и дополнениями, 29.05.1911 в его развитие издано положение о землеустройстве.
  • В 1909 правые в Государственном совете предприняли кампанию против принятого Государственной думой законопроекта о штатах Морского генштаба на том основании, что Государственная дума вторглась в прерогативы верховной власти. П.А. Столыпин и Государственная дума были обвинены в стремлении захватить управление армией и флотом в свои руки. В результате законопроект не был утверждён императором Николаем II .
  • В январе 1910 произошло объединение умеренно-правых и националистов фракции в партию и думскую фракцию «русских националистов».
  • В 1910-11 Государственная дума приняла ряд законов, ограничивавших автономию Великого княжества Финляндского, в том числе внесенный П.А. Столыпиным в марте 1910 законопроект «О порядке издания касающихся Финляндии законов и постановлений общегосударственного значения» (закон 17.06.1910).
  • В мае 1910 Государственная дума приняла правительственный законопроект о введении земства в 6 западных губерний: Витебская, Минская, Могилёвская, Киевская, Волынская и Подольская.

Окончание работы Государственной думы: Государственная дума отработала весь положенный по закону срок в 5 лет.

Принятых законов: Всего за 1907 – 1912 Государственная дума рассмотрела 2432 законопроекта.

Статус депутата Государственной думы

Члены Государственной думы пользовались свободой суждений и мнений по делам, обсуждавшимся в Государственной думе, не несли ответственности перед избирателями.

Они могли быть подвергнуты лишению или ограничению свободы лишь по распоряжению судебных властей, не подлежали задержанию за долги.

Для лишения свободы члена Государственной думы во время её сессии необходимо было разрешение Государственной думы.

Члены Государственной думы выбывали из её состава по личному заявлению, в случае утраты российского подданства, ценза, поступления на действительную военную службу, при назначении на высокооплачиваемую гражданскую должность (за исключением должностей министров и главноуправляющих), а также, если член Государственной думы не посещал в год ни одного заседания без уважительной причины.

II созыв

Государственная дума II созыва работала с 20 февраля по 2 июня 1907 года (одну сессию).

По своему составу она была в целом левее первой, так как в выборах участвовали социал-демократы и эсеры. Созвана согласно избирательному закону от 11 декабря 1905 г. Из 518 депутатов было: социал-демократов — 65, эсеров — 37, народных социалистов — 16, трудовиков — 104, кадетов — 98 (почти вдвое меньше, чем в первой думе), правых и октябристов — 54, автономистов — 76, беспартийных — 50, казачья группа насчитывала 17, партия демократических реформ представлена одним депутатом. Председателем был избран кадет Ф. А. Головин. Товарищами председателя — Н. Н. Познанский (беспартийный левый) и М. Е. Березин (трудовик). Секретарем — М. В. Челноков (кадет). Кадеты продолжали выступать за отчуждение части помещичьей земли и передачу её крестьянам за выкуп. Крестьянские депутаты настаивали на национализации земли.

1 июня 1907 премьер-министр Столыпин обвинил 55 депутатов в заговоре против царской семьи. Дума была распущена указом Николая II от 3 июня (Третьеиюньский переворот).

Нарастание революционных настроений

К 1907 г. общество устало от революционных настроений и потому мирно отреагировало на Третьеиюньский переворот. Однако ситуация снова стала накаляться к 1910 г. 7 ноября 1910 г. умер Л. Н. Толстой, знаменитый писатель, который был противником смертной казни и яростно критиковал деятельность военно-полевых и военно-окружных судов. Массовые акции протеста против правительства прошли в крупных городах. Общество чувствовало, что те политические преобразования, которые произошли после Первой русской революции, не смогли разрешить проблем России, а только заморозили их.

17 апреля 1912 г. произошла знаковая трагедия, известная как Ленский расстрел. На золотом прииске на одном из притоков Лены проходила забастовка против тяжелых условий труда. Солдаты расстреляли бастовавших, в итоге погибло от 150 до 270 рабочих (точная цифра неизвестна). В ответ в стране стали проходить манифестации, собиравшие сотни тысяч человек.

Жертвы Ленского расстрела 

На этом фоне в сентябре-октябре 1912 г. проходят выборы в четвертую Государственную Думу. Октябристы потеряли почти треть мандатов по сравнению с предыдущим созывов парламента. При этом возросла численность депутатов, представлявших как крайне правые, националистические партии, так и либеральную партию кадетов.

Сегодня мы рассмотрели внутреннюю политику России в период думской монархии. Важнейшим политическим деятелем этого времени был П. А. Столыпин. В итоге реформы Столыпина принесли пользу стране, но их было недостаточно для успокоения население. Важнейшей причиной экономического и политического неравенства в России являлось сословное деление общества. В начале XX в. такое деление представлялось атавизмом прошлых лет, однако реформы Столыпина почти не затрагивали этот вопрос. Широкое недовольство народа своим экономическим и социальным положением грозило государству новой революцией…

Словарь

1. Сепаратизм – политическое движение, ставящее своей задачей отделение от государства часть его территории.

2. Мандат – полномочия, предоставленные человеку или организации с помощью выборов. В данном случае – синоним места в парламенте. Например, если в состав партии входят 150 депутатов, то говорят, что у партии 150 мандатов.

Деятельность

Первое заседание Государственной думы состоялось 27 апреля 1906 года в Таврическом дворце Санкт-Петербурга (после приёма у Николая II в Зимнем).

С самого начала работы большинство Государственной думы было настроено на резкую борьбу с правительством И. Л. Горемыкина. За 72 дня Дума приняла 391 запрос о незаконных действиях правительства.

С началом работы кадеты поставили вопрос об амнистии всех политических заключённых, отмене смертной казни, упразднении Государственного Совета, установлении ответственности Совета министров перед Думой. Большинство депутатов поддержало эти требования, и 5 мая 1906 года они были направлены председателю Совета министров И. Л. Горемыкину, который 13 мая ответил отказом на все требования Думы.

Политическая карикатура по басне И. А. Крылова «Лебедь, рак и щука» («Искры», 1906, № 23, С. 274.)

Заседание аграрной комиссии I Государственной Думы, Санкт-Петербург, май 1906

Главным вопросом в работе I Государственной думы был земельный вопрос. 7 мая кадетская фракция за подписью 42 депутатов выдвинула законопроект, предусматривавший дополнительное наделение крестьян землёй за счёт казённых, монастырских, церковных, удельных и кабинетских земель, а также частичный принудительный выкуп помещичьих земель.

23 мая фракция трудовиков (104 человека) предложила свой законопроект, предусматривавший образование «общественного земельного фонда», из которого предполагалось выделять землю в пользование безземельным и малоземельным крестьянам, а также конфискацию земель у помещиков сверх «трудовой нормы» с выплатой последним установленного вознаграждения. Реализацию проекта предлагалось осуществить через выборные местные земельные комитеты.

6 июня 33 депутатами был подан законопроект, разработанный эсерами о немедленной национализации всех природных богатств и отмене частной собственности на землю. Большинством голосов Дума отказалась рассматривать столь радикальный проект. Также 8 июня Совет министров принял решение о роспуске Государственной думы в случае продолжения нагнетания обстановки вокруг аграрного вопроса, так как его широкое обсуждение в Думе вызвало рост общественной полемики и усиление революционного движения.

Билет для входа в Государственную Думу, 1906 год

Фракция кадетов также вносила законопроект о неприкосновенности депутатов Думы, который предусматривал, что уголовное преследование депутата во время сессии возможно лишь с согласия Думы (кроме задержания при совершении преступления или сразу после него, однако и в этом случае Дума могла отменить задержание), а если дело возбуждено между сессиями, то все процессуальные действия и задержания приостанавливались до открытия сессии и решения данного вопроса Думой. Парламент, однако, отказался рассматривать данный законопроект.

Ряд либеральных членов Совета министров предложил ввести представителей кадетов в состав правительства. Это предложение не получило поддержки большинства министров. Государственная Дума выразила недоверие правительству, после чего ряд министров стали бойкотировать Думу и её заседания. В знак своего презрительного отношения к Думе туда был внесён первый правительственный законопроект об ассигновании 40 000 рублей на постройку пальмовой оранжереи и сооружение прачечной при Юрьевском университете. За всё время работы депутатами было одобрено 2 законопроекта — об отмене смертной казни (инициирован депутатами с нарушением процедуры) и об ассигновании 15 млн рублей в помощь пострадавшим от неурожая, внесённый правительством. При этом изначально правительство предлагало кредит в размере 50 млн рублей, однако Дума, желая выразить ему свое недоверие, сократила сумму. Вот что писал по этому поводу русский историк С. С. Ольденбург:

Итоги

Результаты деятельности III Госдумы неоднозначны и противоречивы. На бумаге Дума активно работала: рассматривала законопроекты, готовила запросы, создавала комиссии и прочее. Однако более 95 % документов, проходивших через этот орган, были малозначимыми, а важные законопроекты и инициативы годами пылились на столах у депутатов.

Главной проблемой было то, что Дума уже не представляла широкие народные массы и не выполняла свои прямые обязанности. Большинство депутатов, опасаясь за свою политическую судьбу, не вступали в «бой» с правительством и обходили «острые углы». В результате народные избранники, разочаровав население, окончательно утратили свой авторитет.

Благодаря «осторожному» поведению III Дума отработала весь положенный законом срок – 5 лет. Сразу же после ее роспуска начались выборы в IV Думу

Итоги выборов:

Наименование партии Кол.мест
1 кадеты (конституционно-демократическая партия) 53
2 беспартийные 15
3 трудовики (трудовая народно-социалистическая партия) 13
4 социал-демократы (российская социал-демократическая рабочая партия) 19
5 националисты 90
6 правые 51
7 прогрессисты и мирнообновленцы ( партия мирного обновления, прогрессивная партия ) 39
8 октябристы ( «союз 17 октября» ) 125
9 правые октябристы 11
10 национальные группы :(польское коло, мусульманская группа)мусульманская группа польско-литовско-белорусская группа 11 87

В работе Государственной думы участвовало 442 депутата. По ходу работы Государственной думы были изменения в составе фракций.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: