Появление письменности на руси кратко. возникновение и распространение

Откуда пошло славянское письменное слово

Почта как дань

Создателем почтовой системы следует считать сменившего Чингизхана Угедея. Курьеры в то время проходили до 400 километров, что обеспечивало достаточно быструю систему доставки сообщений. Ям стал видом дани для покорённых народов, в том числе и для Руси. Так крестьяне и посадские люди отбывали повинность возить гонцов и посыльных.

Почтовые дороги разделялись на участки, в рамках которых были назначены особые губернаторы, имеющие всю полноту власти. Имелись при них службы регистрации проезжающих гонцов и провозимых товаров. У ханские депеши и приказы имели первоочередной характер для обслуживания в ямах.

Почтовая служба монголо-татар, по сведениям путешественника Марко Поло, имела до 300 000 лошадей, а у почтальонов было специальное удостоверение “пайцза”, обеспечивающее их поддержку со стороны местных властей и населения. Использовались ямщиками и повозки со специальными колокольчиками, позволяющие услышать на почтовых станциях приближение гонцов.

Развитие ямской системы на Руси продолжалась и позднее. В XV-XVI веках она распространилась на всю территорию русских земель. Был создан специализированный Ямской приказ. Среднее расстояние между станциями составляло 40-100 верст.

Иван III, Иван IV и Борис Годунов ещё более усилили доставшуюся от монголов почтовую систему.

« Какой слух Александр Пушкин пустил о Дантесе

Письменность до Владимира

Такой вопрос возник в сознании историков давно, ведь у них перед глазами были свидетельства восточнославянской грамотности до 988 года. Упомянем лишь важнейшие из них. Прежде всего это русско-византииские договоры X века. До нас дошли тексты трех таких договоров, помещенных в летописи под 911, 945 и 971 годами. К сожалению, у нас нет автографа ни одного из этих документов.

Но в Византии был твердый обычай, имевший характер юридически утвержденной процедуры: все договоры, заключаемые с другими народами, составлялись в двух вариантах — на греческом языке и на языке той страны, с которой договаривались. Нет сомнений, что и в данном случае было именно так — в самих текстах договоров говорится об этих двух вариантах (писаны «на двою харатью»); кроме того, в договоре 945 года есть фраза; «написахом на харатью сию, на сей же суть имена наша (то есть киевских послов) написана».

В тексте отдельных статей упоминаются документы, связанные с деловой перепиской и делопроизводством наших предков. В договоре 911 года упомянуты письменные завещания, известные на Руси. Договор 945 года говорит о грамотах, которые русские князья должны были давать купцам, отправлявшимся в Царьград. Там же речь идет о переписке византийцев с киевскими князьями, что, известно, в 862 году, и значит, после изобретения ими славянской письменности. Эти материалы отвергают традиционное представление о времени появления письменности на Руси, но оставляют непоколебленным другое общепринятое убеждение — о приоритете культурной деятельности моравских просветителей.

Есть, однако, одно сообщение, которое и сюда вносит принципиальную поправку. За два года до того, как отбыть в Моравию по приглашению князя Ростислава, Кирилл получил от императора Михаила и патриарха Фотия поручение отправиться в Хазарию, чтобы проповедовать там христианское учение.

Путь Кирилла пролегал через Черное море; Херсонес Таврический был одним из пунктов относительно длительной его остановки. И вот там Кирилл обрел богослужебные книги, писанные русскими письменами. Об этом поразительном эпизоде рассказывает так называемая Паннонская легенда — пространное житие Кирилла, созданное вскоре после его смерти, как полагают, его братом и сподвижником — Мефодием. Здесь читаем дословно следующее: «… обрате же ту Евангеліе и Псалтирь русьскыми писмены писано, и человека обрете глаголюща тою беседою, и бесдова с ним и силу речи пріим, своей бееде прикладаа различнаа писмена, гласнаа съгласнаа, и к Богу молитву творя, въскор начят чести и сказати, и мнознся ему днвляху, Бо хваляще». Это сообщение подтверждает естественно, предполагает грамотность не только у греков, но и на Руси.

Несколько важных свидетельств есть в иноземных источниках X века, прежде всего в восточных (арабские писатели X века Ибн-Фадлан, Ибн-Якуб ал-Недим и другие). Ал-Недим, говоря о русской письменности, даже воспроизвел в своей рукописи одну из славянских надписей, выполненную неизвестными литерами.

Сейчас на помощь историку приходит археология. Имеется ряд интересных находок: медные бляхи с буквами из Тверских курганов IX—X веков, горшок, найденный близ Рязани, с загадочными знаками и другое. Наиболее сенсационная находка — глиняная корчага в одном из погребений Гнездовского могильника, под Смоленском. Погребение это имеет твердую дату — середина X века; этим же временем датируется и сама корчага (глиняный горшок). Надпись состоит из одного лишь слова («гороухща» или, по другому варианту расшифровки, «гороушна»), но это одно слово стоит многих других. Впервые ученые получили бесспорный и поддающийся расшифровке древнерусский автограф довладимирского времени.

Подписи к слайдам:

1 « История письма и почты » Электронное образовательное пособие для детей старшего дошкольного возраста

2 Кто стучится в дверь ко мне, С толстой сумкой на ремне? Это он, это он, Ленинградский почтальон!

3 Письмо – это написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.

4 Почта – это учреждение, которое занимается пересылкой почтовых отправлений – писем, газет, журналов, денежных переводов, бандеролей, посылок. Вся пересылка происходит при помощи транспорта.

5 Почтальон – это работник почты, доставляющий корреспонденцию (письма, газеты, журналы, извещения на посылки) по адресам.

6 Необходимость разговаривать друг с другом появилась у людей в древности. Но как поговоришь, если нужный тебе человек находится очень далеко? В каменном веке информация передавалась дымом костров, ударами в сигнальный барабан, звуками труб. Позже стали посылать гонцов с устными сообщениями. Такой вестник заучивал «письмо» со слов отправителя, а затем пересказывал его адресату.

8 Почтовые перевозки осуществлялись и по морю — на кораблях.

9 Затем почту стали перевозить на машинах, по железной дороге. Позже количество почты увеличилось и ее стали перевозить самолетом.

10 С изобретением телеграфа, телефона, почтовая связь не утратила своей важной роли, и всё также остаётся одним из важных средств связи между людьми. Каждый день миллионы людей отправляют и получают по почте письма, посылки и бандероли, денежные переводы, газеты и журналы

Телеграф – система связи для передачи сообщений при помощи электрических сигналов

11 В наше время, когда у каждого дома есть компьютер, письма и послания можно пересылать с помощью электронной почты.

12 Что можно переслать по почте?

13 Для чего нужны письма? Помогают людям общаться на расстоянии Являются хранителями истории человека и его семьи

Конверт (по Ушакову) – сложенный с четырех сторон углами пакетик из бумаги, в который вкладывают письмо для отправки. 14 АДРЕС ОТПРАВИТЕЛЯ АДРЕС ПОЛУЧАТЕЛЯ Индекс.

Дощечки и писчие планки: ранние формы письменности

В Древней Руси люди использовали различные материалы для письма. Одной из самых ранних форм письма были деревянные дощечки, на которых записывали тексты.

Дощечки были изготовлены из дерева и имели прямоугольную форму. Они обычно были покрыты слоем воска или смолы, чтобы текст был легко стираемым и изменялся по мере необходимости. Для записи текста на дощечках использовали резцы или ручки.

Важной особенностью дощечек была их мобильность. Человек мог легко переносить несколько дощечек с собой, что позволяло вести переписку в разных местах

Также дощечки быстро изнашивались, поэтому их легко было заменить новыми.

Позднее, с появлением пергамента, деревянные дощечки были заменены на писчие планки. Писчие планки были изготовлены из пергамента и имели более прочную и долговечную структуру. Тексты на писчих планках записывались кистями, используя чернила из растительных или животных красителей. Писчие планки также были покрыты слоем воска для защиты текста.

Дощечки и писчие планки были важной частью письменности на Руси, пока не появились более совершенные и удобные способы письма, такие как пергаментные свитки и книги

Как возник и изменялся русский язык

В самом начале для общения люди использовали жесты и простые, похожие на крики животных, звуки. Даже сейчас в процессе беседы люди много и часто жестикулируют. Существует даже азбука жестов, особенно необходимая для людей со слабым слухом. Еще при разговоре человек интуитивно выделяет важную информацию голосом, делает паузы, чтобы собеседник смог понять его и запомнить главное. Потом появились первые слова, они были разные у разных групп людей, проживающих не на одной территории. Вот так в глубокой древности возник язык. Он был необходим людям для общения, труда, жизни.

Примечательно, что у каждого народа была своя речь. Потом похожие по звучанию языки объединялись в один. В современном мире насчитывается более семи тысяч разных языков. Некоторые из них безвозвратно исчезли. Сегодня также происходит их стремительное сокращение. В основном это касается исчезающих малочисленных народностей. Русский язык является государственным для нашей страны Российской Федерации. Он входит в состав индоевропейской языковой семьи. Это один из славянских языков. По численности говорящих на нем людей он занимает пятое место.

Основу русской речи, это почти 90%, составляют исконно русские слова. Остальные слова заимствованы из других диалектов. Любой язык непостоянен. Его формирование происходит под влиянием социальных и политических событий. Среди слов происходит естественный отбор. Это значит, что одни слова приходят и становятся распространенными в обществе, другие, наоборот, уходят из речи и мало используются людьми в обиходе.

Реформы Петра Первого. Ликвидация ямской повинности.

Правление Петра Первого сильно сказалось на деятельности почтовых служб. С 1714 г. открываются почтамты и почтовые конторы. Тогда же начали использовать морской и речной флот для транспортировки корреспонденции. Создана также и военно-полевая почта. С 1728 года почтовые отделения имели строгую иерархическую структуру (в порядке убывания значимости):

  • почтамты;
  • губернские почтмейстеры;
  • уездные почтмейстеры;
  • низшей ступенью локального почтового управления были почтовые станции.

После ликвидации ямской повинности в 1781 году был создан самостоятельный почтовый департамент, который установил единый весовой тариф, напрямую зависевший от дальности транспортировки. Такой тариф очень дорого обходился людям, поэтому в 1844 году был установлен новый тариф, согласно которому оплата почтовых товаров (кроме посылок) осуществлялась исключительно исходя из веса.

Существуют сведения, что почтой пересылались не только посылки и корреспонденция, но и деньги, что свидетельствует о высоком доверии людей к почтовым службам. До 1850-х гг. письма от граждан принимались исключительно в почтовых отделениях. Вскоре корреспонденцию разрешили принимать в торговых заведениях, именуемых «мелочными лавками».

В начале XIX в. (20-е годы) появляются почтовые дилижансы, в конце 60-х годов они уступают место железнодорожному транспорту. Темп учреждения почтовых организаций стремительно растет. Если в начале века таких заведений было около 460 шт. с 5-ю тыс. служащих, то в конце века число занятых обслуживанием почтово-телеграфного хозяйства превышало 33,8 тысяч человек.

Известно, что до 1860-х годов почтовыми дорогами курсировала в основном служебная корреспонденция. Потом же количество частной пересылки резко увеличилось в объеме и стало преобладать над пересылкой казенной, что принесло дополнительную прибыль почтовым учреждениям.

Старославянские памятники

Считается, что старославянский язык сохранился в виде небольшого количества памятников. Они были созданы в пределах 10-11 в. По содержанию это чаще всего тексты богословского содержания, написанные кириллицей или глаголицей на пергаментах.

Кириллические памятники

  1. Добруджанская надпись. Древнейшая из найденных надписей — однозначно датируется 943 г, найдена в Румынии. Намогильная надпись предположительно выполнена на древнеболгарском.
  2. Надпись царя Самуила. Датирована 993 г. Плита с надгробной надписью в 11 строк, найдена в Македонии в 1894 г. На основании начертания букв в этой надписи можно делать выводы о приблизительной датировке других памятников.
  3. Енинский апостол. Найдена в болгарском селе Енино. 39 листов пергамента апостола-апракоса на староболгарском. Документ плохо сохранился.
  4. Зографские листки. Найдены в Афонском монастыре, где хранятся в настоящее время — 2 листа пергамента с «Правилами» Василия Великого.
  5. Листки Ундольского. Отрывок служебного евангелия-апракоса на 2 листах. Названы в честь первого владельца — В.М.Ундольского. Хранится в Российской государственной библиотеке в Москве.
  6. Саввина книга. Служебное евангелие на 166 страницах. Создано в Восточной Болгарии, начертания букв совпадают с надписью царя Самуила. Хранится в Российском государственном архиве древних актов.
  7. Супрасльская рукопись. Содержит мартовскую минею на 285 пергаментных листах. Найдена в монастыре около Белостока.
  8. Остромирово Евангелие. Рукопись на 294 листах, написана в начале 11 в. в Новгороде. Хранится в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге.
  9. Хиландарские листки. Отрывки поучения Кирилла Иерусалимского. Датируется 11 в, найдены на Афоне, где и хранится.

Глаголические памятники:

  1. Киевские листки. Древнейший глаголический памятник на 7 листах, отрывок католической мессы.
  2. Зографское Евангелие. Найдено на Афоне, написано в Македонии. 304 пергаментных листа, часть которых была переписана в 12 веке.
  3. Мариинское Евангелие. Четвероевангелие из Афонского монастыря, 173 листа, часть страниц отсутствует.
  4. Сборник Клоца. Сборник поучений и похвальных слов, на 14 листах.
  5. Ассеманиево (или Ватиканское) Евангелие. Создано в Македонии, содержит 158 листов.
  6. Синайская псалтырь. 177 листов. Найдено на Синае.
  7. Синайский требник. Сборник молитв, 106 листов. Находится на Синае в монастыре Св.Екатерины.
  8. Охридские листки. 2 листа.
  9. Македонский глаголический листок. Отрывок из слова Ефрема Сирина.

Славянская азбука была создана братьями Кириллом и Мефодием на основе греческого языка. Распространение славянской письменности способствовало усилению христианства. До наших дней сохранилось небольшое количество текстов старославянской письменности на кириллице и глаголице — это церковные тексты 9-11 веков.

Также существуют версии, что до создания славянского алфавита на кириллице славяне имели свою руническую письменность. 24 мая в России отмечают день славянской письменности и культуры и проводят праздничные мероприятия в честь святых Кирилла и Мефодия.

Письменность на Руси до Кирилла и Мефодия

Существует теория о письменности в Древней Руси, существовавшей до Кирилла и Мефодия, но эта теория не имеет доказательств. Упоминания о подобной древнерусской письменности есть, причём в разных источниках, но эти источники трактуются по разному, ни одного письменного памятника той эпохи не сохранилось. Некоторые исследователи полагают, что первая славянская письменность могла представлять собой рунический алфавит. Современная наука ведёт отсчёт славянской письменности от Кирилла и Мефодия, а её первые сохранившиеся памятники относит к X—XI векам.

Возможно, славянская письменность до Кирилла и Мефодия была рунической, но никаких неопровержимых доказательств самого факта её существования нет

Известны также «черты и резы», знаки, использовавшиеся славянами-язычниками, вероятно, для счёта и гаданий. Черты и резы обнаружены на различных археологических находках, но их нельзя назвать полноценной письменность. Схожие знаки существовали у разных народов на ранних этапах их развития – это лишь разновидность пиктографического письма.

Кириллица и глаголица

Кириллица была создана Кириллом и Мефодием, глаголица – Кириллом. В прошлом считалось, что кириллица старше, но позднее были обнаружены свидетельства того, что глаголица появилась первой. Однако, глаголица, созданная для перевода богослужебных текстов с греческого языка на церковнославянский, не получила в итоге широкого распространения, и её вытеснила кириллица. Впрочем, до наших дней в том или ином виде дошли литературные памятники Древней Руси, написанные на обоих этих алфавитах. У них обоих есть много общего, просто в кириллице глаголические символы были заменены на греческие.

Значение Карибского кризиса 1962 года для СССР и мира кратко. История, 9 класс.
15 интересных фактов об учреждении патриаршества в России

Пергаментные свитки: основной носитель информации

В Древней Руси основным носителем информации при переписке людей были пергаментные свитки. Пергамент представлял собой материал, получаемый из кожи животных путем специальной обработки. Сухой и прочный, пергамент обладал отличными писательными качествами, позволяя сохранять тексты на длительное время.

Для создания пергаментных свитков использовалась кожа различных животных: козы, овцы, телят и других. Кожа очищалась от шерсти и других нежелательных элементов, затем проходила обработку растворами известковой пасты или аммиака с солью. После этого кожа освежалась, растягивалась и смачивалась для дальнейшей прокладки.

Пергаментные свитки имели форму длинной полосы, которую можно было свернуть или развернуть по мере необходимости. Тексты на пергаменте обычно писались чернилами, получаемыми из растений или минералов. Символы выгравировывались на специальном острие, называемом «стволом». Для удобства чтения и носки свитка на поясе, его концы складывались и закреплялись с помощью шнурка или ленты.

Пергаментные свитки служили одной из наиболее устойчивых форм хранения информации в Древней Руси. Они были долговечными и позволяли сохранить ценные тексты и архивы на протяжении многих лет. Пергаментные свитки использовались для переписки по самым разным темам: от юридических документов до литературных произведений.

Сильвестровская женщина

Слово «Домострой» вызывает не самые лучшие ассоциации и сплошь и рядом используется как символ дремучих патриархальных нравов на Руси.

Бытует версия, что эта книга, написанная воспитателем Ивана Грозного, была призвана нормировать семейные отношения в беспокойный век. Стоит упомянуть о том, что в те времена замуж выдавали очень рано, и нередко, муж становился почти отцом своей молодой супруге. Соответственно, в равной мере он был главой для всех в своём доме и имел право «учить» плетью, кого считал нужным.

Вместе с тем, осуждалось битьё домочадцев деревянными и металлическими предметами, при свидетелях, и главное – наказание без любви и справедливости. Церковь склонна была защищать права женщин, когда дело доходило до открытого неуважения, и могла даже пригрозить нерадивым сыновьям, не проявляющим уважения к матери, ссылаясь на то, что святые жёны и Богородица, между прочим, кое-что значат.

Скорее всего, домашнее насилие не имеет отношения ни к языческим пережиткам, ни к православию, а лишь к человеческой агрессии и безответственности.

Возможно, был у этого и свой катализатор – то самое пространственное разделение, страх перед неведомой силой, которой женщины всё ещё владели, ведь мужьям строго воспрещалось присутствие при родах, нежелательно было заходить на чужую половину избы, нелюбимый супруг мог быть отравлен или оклеветан, помешать этому было крайне трудно. В семье была масса тайн, а значит, не было полного доверия.

Переписка на Древней Руси: Важность источников

Переписка на Древней Руси была неотъемлемой частью жизни образованных людей. Письма, послания и документы позволяли передвигаться информацию, вести деловую и личную переписку. Основным средством коммуникации были письма, записанные на берестяные или пергаментные свитки, а также на глиняные таблички. Такие письма и документы доставлялись через специальные службы или приезжали с послами.

Примеры документов, способных подтвердить существование переписки на Древней Руси, включают такие документы, как письма князей, законы и указы правителей, регистри и записи о событиях, отчеты и донесения купцов и бояр, а также личные письма, адресованные родственникам или друзьям.

Эти источники предоставляют бесценную информацию о социальной, политической и культурной жизни древнерусской общины. Они позволяют узнать о взаимодействии между разными социальными слоями, о торговле и экономике, а также о событиях и конфликтах того времени.

Переписка на Древней Руси оставила след в культуре и литературе

Многие письма стали источником важной информации для писателей и историков, а также вошли в сборники и летописи. Они помогают нам понять не только историческую прошлость, но и обычаи, мораль и духовные ценности того времени

Таким образом, хотя источники переписки на Древней Руси могут быть немногочисленными, они играют важную роль в понимании истории и культуры того времени. Эти документы позволяют выяснить, как общество коммуницировало и какие социальные и культурные изменения происходили в течение эпохи Древней Руси.

Руническое письмо

Первые гипотезы о существовании рунического письма у древних славян были сделаны в начале 20 в. Часть приводимых свидетельств сейчас относятся к глаголическому письму, однако ряд аргументов в пользу существования славянских рун сохраняется.

Руническая письменность использовалось славянами до создания кириллической азбуки.

Титмар, описывая храм Ретры, указывает, что на идолы нанесены руны, отличные от германских, однако их точное происхождение установлено. Похожие знаки описывает и Массуди. В своих заметках о славянах Ибн Фодлан рассказывает, что они наносят рунические надписи на намогильные столбы. Ибн Эль Недим приводит рисунок славянской надписи, вырезанной на дереве.

В скандинавских источниках славянские руны известны под названием «вендские руны». Письмо состояло из рунических знаков — «черт и рез» — которые наносились на дерево или глиняные изделия. Ими пользовались для кратких надписей на:

  • пограничных столбах;
  • могильных камнях;
  • монетах;
  • украшениях.

Славянские руны подразделяют на западнославянские — руны из храма Ретры, или вендские руны, и восточнославянские — надписи, найденные на территории Восточной Европы — на территории от Днепра и Кавказа до Поволжья.

Славянская письменность до кириллицы

hostingkartinok

Сейчас все говорит о том, что  письменность на Руси до Кирилла и Мефодия  уже существовала, игнорировать это уже не получается. Предположительно старорусской письменностью была глаголица. Доказательства более раннего ее появления:

  1.  На пергаментных рукописях (кожа специальной выделки), дошедших до нас, мы можем видеть, что текст, нанесенный первоначально, был соскоблен, а другой наложен сверху. В те времена часто прибегали к такому приему, потому что обработка кожи была не легким занятием. Текст, который был соскоблен, написан глаголицей. Текст же, который нанесен сверху, являлся кириллицей. И до сегодняшнего дня не нашли ни одного пергамента, где глаголица была бы нанесена поверх кириллицы.
  2.  Самый древний славянский текст, дошедший до нас, написан глаголицей.
  3.  Имеется много свидетельств, дотируемых разными веками, и в них говорится, что славяне имели письменность и счет еще в языческие времена.

Существует и несколько мнений по поводу, когда же все-таки появилась глаголица. Самое известное мнение – это, что создателем глаголицы был Кирилл, а кириллицу создал, уже позднее, после смерти Кирилла, его ученик. Кто именно из его учеников тут тоже мнения расходятся.

Но если проанализировать всю историю Древней Руси, то все-таки более правдоподобным кажется мнение о том, что глаголица значительно старше, и была создана еще до Кирилла и Мефодия. Ну а, что касается более конкретного времени ее происхождения, то тут все очень запутано. По некоторым неофициальным данным это приблизительно 3-5 века, а некоторые пытаются утверждать, что глаголица создана значительно раньше.

Так же непонятно к какой из языковых групп отнести глаголицу. Как возникла древнерусская письменность ? Все более древние языки в своем происхождении отталкивались от еще более древних, поэтому каждый язык входит в какую-то языковую группу. Глаголица же не похожа ни на одну из письменностей и не входит ни в одну из языковых групп. Ее происхождение до сих пор не понятно.

Внимание

Есть предположение, что она, от части, похожа на руны, но 100 % доказательств от лингвистов этому не имеется.

Но также в исторических кругах есть иное мнение. В дохристианской Руси была своя письменность, но это не глаголица и не кириллица. Славяне издревле имели письменность, возможно даже, что и за несколько тысяч лет. И она действительно была похожа на руны. Иногда при раскопках находят странные письмена-символы. Но это случается крайне редко. Почему мы имеем много письменных свидетельств уже христианской эпохи, и крайне редко дохристианской эпохи? Да потому, что для искоренения древнерусской письменности сжигали книги, летописи, берестяные грамоты. Точно также как искореняли язычество.

Открытие уклада жизни простых людей на Руси до XV века

На самом деле переоценить историческую важность находок берестяных грамот практически невозможно. Ведь до этого ученые могли представлять речь и лексику наших далеких предков лишь по церковно-славянским книгам и летописным материалам

Последние же более популярно повествовали не о жизни и быте простого народа, а о более «актуальных» темах – войнах, болезнях и эпидемиях, строительстве городов и христианских храмов, житии святых людей и князей.

Берестяная грамота и «писало» (стилос) / Фото: medievalists.net

Изучив берестяные грамоты, историки смогли максимально точно восстановить тогдашний уклад жизни в государстве, общественные и личностные отношения между людьми, а также особенности лексики того времени. Значимым открытием стал и тот факт, что как отправители, так и получатели берестяных грамот были людьми разных социальных групп и сословий. Ведь до этого общепринятым было мнение, что писать и читать в средневековой Руси умели только бояре и священники.Писали послания на бересте не только мужчины, но и женщины. Причем довольно часто «месседжи», адресованные женами своим мужьям, имели повелительный или приказной характер. Это развенчало миф о том, что в древнем славянском мире женщина не имела никаких прав, и была полностью подчинена своему супругу.

Берестяные грамоты Онфима / Фото: was.media.com

С каждой новой находкой берестяных грамот для историков открывалось все больше уникальных подробностей уклада жизни на Руси в X-XV веках. После обнаружения грамот мальчика Онфима, который жил в середине XIII в., исследователи пришли к выводу, что простолюдины не просто умели писать и читать, но и пытались с малых лет обучать грамоты своих детей. Графологи, изучив рисунки и письмена Онфима, пришли к заключению, что мальчику в то время было от 4 до 6 лет.

«Я относилась к тебе как к брату…»

Удивительными находками наградила нас археология. Скорее всего, в средневековой Руси и не думали о том, что берестяные грамоты смогут пролежать в земле чуть ли не тысячу лет, сохраняя не только текст, но и чувства, детали образа мысли.

«Буде даже я тебя по своему неразумению задела, если ты начнёшь надо мной насмехаться, то судит тебя Бог и моя худость», — пишет в XII веке неизвестная к своему поклоннику. Ни слов-паразитов, ни ругани, ни речевых ошибок в довольно длинной записке. Уместнее даже представить, как перо выводит эти слова на бумаге, но нет, это ещё только выцарапанные на ровной поверхности бересты буквы. Грамота №752 — одно из самых известных в мире любовных писем.

Не менее знаменит «Приказ от попадьи к попу», написанный в конце XIV столетия, в котором говорится о некоем происшествии, которое получило нежелательную огласку, заканчивается послание деловитой фразой «Позаботься об этом». А в сообщении «От Петра к Марье» содержится просьба прислать копию документа о покупке пожни. Это означает, что и юридической грамотностью женщины обделены не были.

А вот грамота «От Гостяты к Василю» содержит жалобу на то, что муж Гостяты присвоил себе её приданое, женщину выгнал, и завёл себе новую пассию. Видимо, Василь приходился братом авторше, который был в своём праве защитить сестру от такого демарша.

Изучая эти письменные источники о нравах в древней Руси, можно сделать вывод о том, что женщина была мужу верной помощницей, не уступающей ему в образовании и умении управлять хозяйством, имела право на защиту со стороны родственников. Но, к сожалению, учёные отмечают, что этот взлёт культуры и нравственности был временным.

Возникновение письменности и алфавита на Руси

Письменность неразрывно связана с речью. Поэтому каждый период развития русского языка характеризуется произведениями своей эпохи. Сведения о древней письменности сохранились на старинных берестяных грамотах, древних летописях. Большой вклад в становление письменности на Руси внесли два проповедника Кирилл и Мефодий. Именно они создали азбуку в том виде, в котором она существует сейчас.

История становления русского языка в произведениях кратко:

  • IX- XI вв. Эпос «Слово о полку Игореве». Рукопись со слов очевидцев. Авторство произведения не установлено до сих пор.
  • Середина XVI века. Справочник «Домострой». Свод применимых к жизни семейных правил и рекомендаций.
  • Вторая половина XVIII века. Труды Михаила Ломоносова. В их числе первая «Российская грамматика».
  • XIX век. Работы выдающихся поэтов и писателей: Пушкина А.С., Лермонтова М.Ю., Гоголя Н.В., Карамзина Н.М., Тургенева И.С. и других.
  • XX-XXI века. Реформа и стандартизация русского языка. Изменения в речи за счет СМИ, телевидения и Интернета.

Архив блога

  • ► 

    2024

    (66)

    ► 

    февраля 2024

    (21)

    ► 

    января 2024

    (45)

  • ► 

    2023

    (809)

    ► 

    декабря 2023

    (66)

    ► 

    ноября 2023

    (48)

    ► 

    октября 2023

    (75)

    ► 

    сентября 2023

    (15)

    ► 

    августа 2023

    (72)

    ► 

    июля 2023

    (72)

    ► 

    мая 2023

    (1)

    ► 

    апреля 2023

    (177)

    ► 

    марта 2023

    (129)

    ► 

    января 2023

    (154)

  • ► 

    2022

    (1350)

    ► 

    декабря 2022

    (72)

    ► 

    сентября 2022

    (52)

    ► 

    августа 2022

    (300)

    ► 

    июля 2022

    (229)

    ► 

    июня 2022

    (123)

    ► 

    апреля 2022

    (161)

    ► 

    марта 2022

    (102)

    ► 

    февраля 2022

    (202)

    ► 

    января 2022

    (109)

  • ▼ 

    2021

    (1628)

    ► 

    декабря 2021

    (156)

    ► 

    ноября 2021

    (286)

    ► 

    октября 2021

    (174)

    ► 

    сентября 2021

    (5)

    • ▼ 

      августа 2021

      (122)

    ► 

    июля 2021

    (151)

    ► 

    июня 2021

    (222)

    ► 

    мая 2021

    (115)

    ► 

    апреля 2021

    (107)

    ► 

    марта 2021

    (129)

    ► 

    февраля 2021

    (98)

    ► 

    января 2021

    (63)

  • ► 

    2020

    (51)

    ► 

    декабря 2020

    (51)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: