Варяги на руси: не рюриком единым

Варяги на руси: не рюриком единым

Русы

По одной из гипотез, русы были шведским племенем. Финны до сих пор помнят об этом и называют их ruotsi
, а эстонцы – rootsi
. Ruothi
называют себя шведские саамы. Коми и восточные финно-угорские племена называют уже самих русских — rot’
s
, ruts
. Это слово и в финских, и в европейских языках восходит к обозначению красного или рыжего цвета.

Говорим «русы», подразумеваем «шведы». В такой форме они упоминаются в документах Византии и европейских государств. «Русские имена» в документах и договорах IX-X веков оказались на поверку скандинавскими. Обычаи и внешность русов подробно описывались арабскими историками и подозрительно похожи на образ жизни и облик шведских викингов.

Для «людей из бухты» русские земли не представляли широкого простора для морских походов. И все-таки богатства восточных миров притянули к себе самых авантюристичных. Поселения русов раскинулись по главным водным артериям – Волге, Днепру, Западной Двине и Ладоге.

Ладога – первый город скандинавов в России. Сказания упоминают его как крепость Альдейгъюборг. Она была построена примерно в 753 году, расположившись напротив успешной торговой крепости славян. Здесь русы освоили арабскую технологию изготовления денег. Это были глазчатые бусы, первые русские деньги, за которые можно было купить раба или рабыню.

Основными занятиями русов были работорговля, грабежи местных племен и нападения на купцов. Спустя век после основания Ладоги о проделках русов узнали в Арабском халифате и Европе. Первыми начали жаловаться хазары. Набеги русов вредили их традиционному ремеслу — с помощью поборов и пошлин «снимать сливки» с торговли между западом и востоком. В IX веке русы были самым ненавидимым племенем. Они одолевали византийцев на Черном море и грозили устроить «бурю в пустыне» арабам.

Происхождение термина

Термин “варяги” использовался до XII века, пока ему на смену не пришел псевдоэтноним “немцы”, которым восточные славяне обозначали выходцев из Северной Европы и Германии.

Рис. 1. Варяги.

Сведения о варягах содержатся в скандинавских и византийских источниках. В первых их называют “вэрингами”, а во вторых – “варангами”. В летописях Древней Руси это определение встречается с конца XI века и относится к событиям середины IX века, а именно к 862 году.

Из византийских историков о варягах впервые сообщил Иоанн Скилица в своем описании событий 1034 года. В Византии при императоре Михаиле IV Пафлагоне (правил с 1034 по 1041 год) варяги отметились в следующих делах:

  • Боролись с пиратами.
  • Охраняли паломников.
  • Защищали границы империи от печенегов.
  • Подавляли восстание в Болгарии.
  • Принимали участие в походах на Сицилию и в военных действиях на полуострове Малая Азия.

В 1029 году варягов упоминает персидский философ Аль-Бируни из государства Хорезм в Средней Азии. Позже о варягах сообщали Сигизмунд Герберштейн в XVI веке и Василий Татищев в XVIII веке, который предположил, что название происходит от слова “varg”, то есть “разбойник”.

У ряда историков есть предположение, что определение “варяги” произошло от кельтского слова “вар”, то есть “вода”. Не все специалисты склонны отождествлять варангов и варягов. Первый они относятся к франкам на службе византийских императоров, а второй относят к языку крымских готов.

Рис. 2. Варяги картина.

Действительное имя народа варяги[править | править код]

Сегодня мы имеем даже вещественное доказательство существования русской социальной группы по имени варяги. Ныне найден оберег, присваиваемый князю Святославу Игоревичу, где изображен знак вроде камертона, несколько похожий на букву Y, а по краю оберега вокруг символа написано: ONTEC AЛHN~. Прорисовку данного оберега и его фотографии можно найти в любой, видимо, литературе по сфрагистике, скажем в работах В. Л. Янина. В «современной науке» данная надпись «не читается» (увы, в исторических трудах она по данной причине не публикуется), и спорить невозможно: да, прочесть ее совершенно немыслимо, потому что сказано тут не по-русски, а по-гречески. Окончание греческого инфинитива αληναι опущено, скрыто за чертой, но это как раз и указывает на русского автора: равная внешне форма у нас может сокращаться подобным образом: вольнай — вольн (это то же самое слово, но в несколько ином значении). Несколько смущает в надписи столь же русская крючковатая С (‹), которая, возможно, призвана изображать малую концевую сигму вместо заглавной Σ, но тем не менее прочесть несложно: «СТАВШИЕ ГОНИМЫ» (буквально здесь инфинитив, ‘ставшие гнаться’ в страдательном смысле, то есть гонимы).— Это прекрасно соотносится с летописным «изгнанием варягов», причем речь идет именно о русской группе: Святослав не был ни тюрком, ни германцем. Странно, может быть, что написано на греческом, но это свои причуды — «язык образованных людей»…

Если имя русской социальной группы, к которой принадлежал Святослав, связано с именем народа варяги, а иное при буквальном совпадении имен вообразить трудно, то для прояснения недоумений, в частности — возможного перевода действительного имени этого народа на русский язык словом варяги, требуется просто найти в Европе народ, исчезнувший уже в историческое наше время и чрезвычайно близкий историческим славянам, с которыми наши летописцы и связывали исток русских. Такой народ только один — авары, как называли их по-гречески (у греков не было буквы Б), или обры наших летописей. Что любопытно, имя авары созвучно с именем варяги, но это, конечно, может быть случайностью. Также любопытно, что авары жили на Дунае, а в наших былинах воспоминания о Дунае отражены.

Самый вероятный исчезнувший народ, который ближе отождествляется с варягами это вагры или варины, входившие в ободритский союз западных (полабских) славян, подвергшийся атакам саксов. http://pereformat.ru/2012/04/starigard/

Русы, это вероятнее всего ререги стоявшие во главе ободритского союза полабских славян. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BD%D1%8F%D0%B7%D1%8C%D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B2

«И отъ техъ варягъ прозвася Русская земля новугородци, ти суть людье новогородьци отъ рода варяжьска, преже бо беша словени»

«В Афетовѣ же части сѣдять русь, чудь и все языци: меря, мурома, моръдва, заволочьская чудь, пермь, печера, ямь, угра, литва, зимѣгола, корсь, лѣтьегола, любь. Ляхове же, и пруси, чудь пресѣдять к морю Варяжьскому. По сему же морю сѣдять варязи сѣмо ко въстоку до предѣла Симова, по тому же морю сѣдять къ западу до землѣ Агнянски и до Волошьски»

Соседи восточных славян

      ВАРЯГИ — славянское название населения южного побережья Балтийского моря (в IX-X вв.), а также викингов-скандинавов, служивших киевским князьям (в 1-й пол. XI в.).
      «Повесть временных лет» утверждает, что варяги жили по южному побережью Балтийского моря, которое в летописи называется Варяжским морем, «до земли Агнянской и Волошской». Англами в то время называли датчан, а волохами — итальянцев. На востоке границы расселения варягов указаны более расплывчато — «до предела Симова». По мнению некоторых исследователей, в данном случае имеется в виду Волжско-Камская Булгария (варяги контролировали северо-западную часть Волго-Балтийского пути вплоть до Волжской Булгарии).
      Изучение других письменных источников показало, что на южном побережье рядом с датчанами Балтийского моря жили «вагры» («варины», «вары») — племя, принадлежавшее к вандальской группе и к IX в. уже ославянившееся. В восточнославянской огласовке «вагров» стали называть «варягами».
      В кон. VIII — нач. IX вв. на земли вагров-варинов начали наступать франки. Это побудило их искать новые места поселений. В VIII в. во Франции появляется «Варангевилл» (Варяжский город), в 915 г. возник г. Вэрингвик (Варяжская бухта) в Англии, до сих пор сохранилось название Варангерфьорд (Варяжский залив) на севере Скандинавии.
      Основным направлением переселений вагров-варинов стало восточное побережье Балтики. На восток они переселялись вместе с отдельными группами русов, живших по берегам Балтийского моря (на о-ве Рюген, в Прибалтике и др.). Отсюда в «Повести временных лет» и возникло двойное именование переселенцев — варяги-русь: «И пошли за море к варягам, к руси, ибо так звались те варяги — русь». При этом летописец специально оговаривает, что варяги-русь — это не шведы, не норвежцы и не датчане.
      В Восточной Европе варяги появляются в кон. IX в. Варяги-русь пришли сначала в северозападные земли к ильменским словенам, а затем спустились к Среднему Поднепровью. По свидетельствам разных источников и по мнению некоторых ученых, во главе варягов-руси, пришедших к ильменским словенам с берегов Южной Балтики, стоял князь Рюрик. Названия основанных им в IX в. городов (Ладога, Белое озеро, Новгород) говорят о том, что варяги-русь в это время говорили на славянском языке. Главным богом у варяг-руси был Перун. В договоре руси с греками 911 г., который заключил Олег Вещий, говорится: «А Олега с мужами его заставляли присягать по закону русскому: клялись оружием своим и Перуном, их богом».
      В кон. IX-X вв. варяги играли значительную роль в северо-западных славянских землях. В летописи утверждается, что «от рода варяжска» происходили новгородцы. Киевские князья постоянно прибегали к помощи наемных варяжских дружин в борьбе за власть. При Ярославе Мудром, который был женат на шведской принцессе Ингигерд, в варяжских дружинах появились шведы. Поэтому с нач. XI в. на Руси варягами называли и выходцев из Скандинавии. Однако в Новгороде варягами шведов не называли вплоть до XIII в. После смерти Ярослава русские князья перестали набирать наемные дружины из варягов. Само имя варягов переосмысливалось и постепенно распространилось на всех выходцев с католического Запада.


Для более детального просмотра карты дважды «щелкните» по ней мышкой

авторы статьи Ю. Колиненко, С. Перевезенцев

Варяги на Руси

О деятельности варягов в славянских землях, а потом и на Руси, рассказывают такие ранние источники, как

  • Русско-византийские договоры (X век)
  • «Русская правда» Ярослава Мудрого (XI век);
  • Повесть временных лет (XII век);
  • Новгородская первая летопись (XV век);
  • Новгородская четвертная летопись (XV век);
  • Софийская первая летопись (XV век).


Сведения о них также содержаться в более поздних источниках:

  • Радзивиловская летопись (XV век);
  • Иоакимовская летопись (известна только по трудам историка Н.В. Татищева);
  • «Житие Святого князя Владимира» (точная датировка неизвестна, возможно XI или XV век);
  • «Сказание о князья владимирских» (XVI век; на этот источник опирался М.В. Ломоносов, формируя свою антинорманнскую теорию);
  • Ипатьевская летопись (XVI век);
  • Никоновская летопись (XVII век).

В IX веке варягов знали в Гардарике (скандинавское название древнерусского государства) как

  • жителей Южного Приильменья, принадлежащих к «руському» племени, которое занималось добычей и продажей соли на Балтике;
  • выходцев из западнославянских племен ободритов, руян или поморян;
  • балтийских поляков, пруссов, россов или варгов (племя прибалтийских славян)
  • скандинавов, пришедших в славянские земли воевать, грабить и торговать.

В этом же веке, как повествует ПВЛ, союз славянских и угро-финских племен призвал неких варяжских («руських») князей править в Новгород: «пришли Рюрик и братья его Синеус и Трувор с племенем своим русью править в славянские земли, так как не было на них порядка» (862 год). Дальше Нестор повествует о варягах Аскольде и Дире, правивших в Киеве. В это время славяне не отождествляют себя с «варягами-русью», хотя признают их силу, право на управление и заключение договоров с Византией от их имени.


ОлегеОльгеСвятославе

А вот уже при Ярополке, Владимире, Ярославе Мудром ситуация изменилась. Варягов стали воспринимать исключительно как наемников, членов княжеской дружины, которых взяли на службу для исполнения разных поручений, политических (помощь в междоусобных войнах, войнах с соседними странами и племенами) и административных (помощь в сборе дани, охране городов и границ государства).

Варяги в это время – исключительно иностранцы, скандинавы (свеи, урманы, доне, готы), и их положение как отдельной группы регулировалось нормами Русской правды.

Постепенно в XI-XII веках происходит процесс ассимиляции скандинавских наемников, превращающихся в русскую военную аристократию, а сам термин «варяг» либо выходит из употребления, либо используется в качестве обозначения купцов-гостей «из-за моря» – ганзейцев и немцев.

Разные религии

Викинги, без сомнения, считавшие себя воинами, но никак не пиратами, поклонялись богу Одину, как и все скандинавы. Вечными спутниками Одина были вороны — птицы, которых не жаловали на Руси из-за их склонности к пожиранию падали. Кроме того русские издревле считали воронов символами всевозможных темных сил. Но именно ворон был изображен на флаге, украшавшем корабль знаменитого вождя викингов Рагнара Лодброка.

Священной птицей для варягов был сокол, который честно охотился за живой добычей. Сокол являлся птицей самого Перуна – языческого славянского бога, в которого и верили варяги. Издревле сокол почитался как образ мужества, достоинства и чести.

« Царевич Алексей: каким на самом деле был сын Николая II

Гардар и Биармланд

В скандинавских сагах Русь называлась Garðar
, дословно — «ограда», окраина мира людей, за которой располагались чудовища. Место не самое привлекательное, на любителя. По другой версии этим словом обозначались «гарды» – укрепленные базы викингов в России. В поздних текстах (XIV в.) название было переосмыслено как Garðaríki
— «страна городов», что больше отражало реальность.

Городами Гардарики согласно сагам были: Сюрнес, Палтескья, Хольмгард, Кенугард, Ростофа, Сурдалар, Морамар. Не обладая даром провидения, в них можно узнать знакомые нам города Древней Руси: Смоленск (или Чернигов), Полоцк, Новгород, Киев, Ростов, Муром. Смоленск и Чернигов могут поспорить за имя «Сюрнес» вполне законно: недалеко от обоих городов археологи нашли крупнейшие скандинавские поселения.

Арабские писатели знали о русах многое. Они упоминали их главные города — Арсу, Куябу и Салау. К сожалению, поэтичный арабский язык плохо передает названия. Если Куябу можно перевести как «Киев», а Салау как легендарный город «Словенск», то насчет Арсы вообще ничего сказать нельзя. В Арсе убивали всех чужеземцев и ничего не сообщали о своей торговле. Некоторые видят в Арсе Ростов, Русу или Рязань, однако загадка далека от разрешения.

Темная история и с Биармией, которую скандинавские сказания помещали на северо-востоке. Там жили финские племена и загадочные биармы. Они говорили на языке, похожем на финский, и таинственно исчезли в XIII веке, к моменту прихода на эти земли новгородцев. Эти земли по описаниям напоминают Русское Поморье. Скандинавы здесь оставили немного следов: в окрестностях Архангельска нашли лишь вооружения и украшения X-XII веков.

Ярослав Мудрый

Великий князь Ярослав Мудрый

А вот при Ярославе Мудром в XI веке в варяжских дружинах в большом числе появляются шведы-скандинавы. Этому способствовало то, что Ярослав был женат на шведской принцессе Ингигерд. Поэтому в начале XI в. на Руси варягами начинают называть и выходцев из Скандинавии. И не случайно вставка в летопись, в которой «варягами» названы и шведы, появилась только в конце XI в.

Кстати, и скандинавские саги свидетельствуют — сами шведы ничего не знали о Киевской Руси до конца X в. Во всяком случае, первый русский князь, ставший героем скандинавского эпоса, — это Владимир Святославич. Но интересно, что в Новгороде шведов варягами не называли вплоть до XIII в.

После смерти Ярослава русские князья перестали набирать наемные дружины из варягов. В результате, само имя «варяги» переосмысливается и постепенно распространяется на всех выходцев с католического Запада.

Варяги в Византии

В Византийской империи варягов (фарганов) знали с IX века. О них упоминают хронисты времен Константина Багрянородного. Очень часто их отождествляли с русью, так как приходили они в Империю в основном восточным путем, отслужив какое-то время в землях восточных славян. Варяги Аскольд и Дир, по версии Нестора-летописца, ушли от Рюрика наниматься на службу к византийскому императору.

Потом они же осуществили военный поход на Константинополь в 860 году и заключили с греками военно-торговый союз. Их примеру последовал Олег в 907 году, а потом Игорь в 943 году. Владимир отправил варягов-наемников, убивших Ярополка, на службу в Константинополь, написав предварительно византийскому императору письмо, где просил не держать их вместе, а разлучить, отправив по разным местам службы.

После вокняжения тот же Владимир, заключивший мир с Империей, отправлял варягов в походы на Армению, в Малую Азию, выполняя свои союзнические обязательства. А будущий норвежский король Харальд III Суровый сначала служил Ярославу Мудрому, а потом перешел на византийскую службу.

Варяги в Византии либо просто служили в войсках императора («внешние» варанги), либо составляли костяк его гвардии («дворцовые» варанги).

Первых отправляли воевать с арабами (постоянные противники греков) в Малую Азию, на Сицилию, в Грузию. Причем, начиная с XI века, их не отождествляли ни с норманнами, заставляя воевать с ними в Италии, ни с Русью. Отношение к наемникам всегда было подозрительным, высокие военные должности они не занимали.

Вторые же («сикироносная» гвардия – хрисовулы) служили в основном в Константинополе и обеспечивали охрану императора и его семьи. Причем, к XII веку их этнический состав меняется. Это уже не только скандинавы (датчане, шведы), но и англичане. О дворцовой гвардии члены императорской семьи всегда отзывались положительно, считая, что в ее рядах состоят самые смелые и преданные воины. Последний раз они проявили себя в 1204 году во время осады Константинополя рыцарями-крестоносцами.

Таким образом, если кратко, на современном этапе развития исторической науки можно отождествлять варягов как со скандинавами (и следовать традиционной норманнской теории), так и со славянами Поморья. Но оспаривать их влияние на формирование русской государственности и восточнославянского этноса бессмысленно. Воины от рождения, они создали все условия для объединения славянских племен и укрепления позиций Руси на международной арене.

 Источники

  • Татищев В. Н. История Российская, 1768 год.
  • Карамзин Н. М. История государства Российского, 1883 год.
  • Шахматов А. А.Сказание о призвании варягов: (Посвящается памяти А. Н. Пыпина), 1904 год.
  • Рыбаков Б. А. Древняя Русь. Блины. Летописи, 1963 год.
  • Кузьмин А. Г. Варяги и Русь на Балтийском море, 1970 год.
  • Джаксон Т. Н.Исландские королевские саги как источник по истории Древней Руси и ее соседей. X-XIII вв, 1991 год.
  • Кирпичников А. Н.Сказание о призвании варягов. Анализ и возможности источника, 1997 год.
  • Кузенков П. В. Поход 860 г. на Константинополь и первое крещение Руси в средневековых письменных источниках, 2003 год.
  • Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. Первое крещение Киевских Руссо, 2007.
  • Фомин В.В. Варяги и варяжская Русь, 2005 год.
  • Фомин В. В. Варяга – русский вопрос в отечественной историографии, 2005 год.
  • Лебедев Г. А. Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси, 2005 год.
  • Петрухин В. Я.Русь в IX-X веках. От призвания варягов до выбора веры, 2014 год.

Доспехи и оружие варягов

Так как варяги переняли многое от викингов, то их доспехи и оружие, конечно, сопоставимы со скандинавским вооружением этого периода времени.

Варяги использовали в бою:

  • топоры («бородатый», бродекс, датский, метательный);
  • секиры скандинавского типа («визитная карточка» варягов, находящихся на службе у византийского императора);
  • скандинавский меч (обоюдоострый, весом до двух килограммов, восьмидесятисантиметровый в длину);
  • скрамасакс (короткий меч, кинжал);
  • скандинавское метательные копье;
  • лук и стрелы;
  • скандинавский щит миндалевидной формы.

Тяжелые доспехи у варягов не были распространены, они использовали в основном кольчужную защиту – длинную рубаху до колен с короткими рукавами, сплетенную из толстых, но гибких колец. Использовались также капюшоны-подшлемники и рукавицы. Вес кольчуги мог достигать 15-18 килограмм. Под кольчугу надевали поддоспешник (стеганную куртку или кожаную рубаху), который смягчал силу рубящего удара. Шлемы представляли собой каркасные конструкции с полумаской, закрывающей глаза.

Основные аргументы антинорманистов:

— Прибытие варягов из-за моря не означает прибытие из Скандинавии. Направление условное: в смысле с Запада.

— Похожие имена есть и у западных славян: Рарог, Ререг;

— Имена Олег, Ольга – более поздние даже в Скандинавии – появились после принятия христианства, ибо означает «святой»;

— Рёрик Ютландский по времени не совпадает со временем призвания варягов;

— Саги ничего не рассказывают о пути из варяг в греки, а должны бы, если бы варяги были скандинавами;

— В захоронениях скандинавские предметы вперемешку с разными другими – этот аргумент ничего не значит;

— Только некоторые курганы скандинавского типа, а остальные – славянского;

— Рунических скандинавских надписей крайне мало.

Другими словами, варяги – это западнославянский народ с южного побережья Балтики. Может быть термин связан с названием одного из таких племен – ваграми. Или, на худой конец, балтский, близкий славянам народ.

Здесь перечислены далеко не все аргументы, но если их сопоставить беспристрастно, то действительно трудно их истолковать однозначно. Материалы захоронений под Смоленском в Гнездове трудно отнести к чисто скандинавским или славянским, потому что ряд предметов действительно североевропейские, а часть – славянские. Например, мечи самых разных типов в то время очень широко распространялись. Гнездовские материалы – дружинные, а княжеская дружина достаточно космополитична по части предметов, которые получены как военная добыча.

Но, безусловно, более существенное значение имеет система варяжских имен, перечисленных в договоре Олега, которая полностью является скандинавской. Несколько имен антинорманистам удается с оговорками притянуть к славянам, да и то, если этого сильно желать, но подавляющее большинство остальных – скандинавские. Варяги XI века, хорошо знакомые летописцу – однозначно скандинавы. Едва ли они вдруг раньше были кем-то иными. Есть и дополнительные факты: в сочинении Лиутпранда, епископа Кремонского записано: «русь, которых мы называем норманнами», а летописец Нестор называл варягов именно русью.

Подводя итог, можно сказать, что аргументы норманистов по вопросу о происхождении варягов явно более убедительны. И на сегодняшний день даже абсолютное большинство антинорманистов отказались от идеи западнославянского происхождения варягов и признали их скандинавское происхождение. Хотя некоторые упорные еще остаются.

Варяги

варя́ги

Древнерусское название выходцев из Скандинавии.

Энциклопедическая справка

Слово варяги происходит от древнескандинавского varingr из var в значении «верность, порука, обет». Со 2-й половины XII в. было вытеснено конкретными названиями отдельных скандинавских народов. Например, шведы стали называться свей, норвежцы − мурманы.

На Руси IX-X вв. варяги были, в основном, воинами и купцами (см. купец). В русских источниках они впервые упоминаются в легенде о «призвании варягов» из «Повести временных лет», где говорится о том, что в 862 г. для прекращения междоусобиц некоторые племена восточных славян обратились к варягам с предложением занять княжеский (см. князь) престол. Три брата − Рюрик, Синеус и Трувор откликнулись на призыв славян. Рюрик стал править в Великом Новгороде, Синеус − в Белоозере, а Трувор − в Изборске.

Большинство историков считает, что Синеуса и Трувора на самом деле вообще не существовало (в переводе с древнешведского языка слова сине хус трувор означают «с домом и дружиной»). Однако эта легенда послужила исходным пунктом для создания в XVIII в. так называемой норманнской теории происхождения Русского государства, согласно которой варяги были основателями первого государства восточных славян − Киевской Руси.

Противники норманнской теории, среди которых были М.В. Ломоносов, Д.И. Иловайский и др. известные русские учёные, признают только то, что в основе известной легенды лежит исторический факт княжения в Новгороде варяга Рюрика, положившего начало первой правящей династии на Руси − Рюриковичей (см. князь, царь),
но считают преувеличенным значение участия варягов в становлении русского государства.

В культуре

В XIX − начале XX вв. дискуссия между последователями разных концепций происхождения государства на Руси была очень популярна в образованных слоях русского общества, и так как варяги, безусловно, имели репутацию хороших воинов, один из лучших крейсеров Российской империи начала XX в. получил название «Варяг».

Музыкальный образ варяга-воина создан в опере Н.А. Римского-Корсакова «Садко» (1898 г.).

В языке и речи

Представление о варягах как о способных правильно и рассудительно действовать чужаках, не зависимых в своих решениях от уже сложившихся традиций и отношений, отразилось в русской разговорной речи. Варягом и сегодня называют человека, принятого на руководящую работу в какой-либо коллектив со стороны.

Стремление варягов захватить побольше добычи, не заботясь о дальнейшей судьбе тех мест, где они «кормились», также нашло отражение в русском языке. Варягом могут назвать человека, который живёт, «наезжая» в чужие края за лёгким заработком.

Варяги оставили след в некоторых географических наименованиях. Например, торговый путь, соединявший Балтийское море с Чёрным (см. Чёрное море), называли путём из варяг в греки, а само Балтийское море до XVIII столетия именовалось Варяжским.

«Варяжские» (скандинавские по происхождению) имена (см. русские имена) Глеб, Борис, Игорь, Олег и Ольга еще до принятия христианства вошли в русский именник, а позже, освящённые церковной (см. церковь) традицией, были включены в Святцы как имена святых (см. именины).

По данным «Повести временных лет», варяги (племя которых называлось русь) дали своё имя народу и земле, которая стала называться Русской землёй (см. Русь).

Репродукции

  1. Миниатюра «Розные языки (народы) дань дают руси»
  2. В.М. Васнецов. «Призвание варягов»
  3. Н.К. Рерих. «Заморские гости»
  4. Карта «Путь из варяг в греки»

Видеосюжеты

  1. И на камнях растут деревья. Фильм С.И. Ростоцкого и К. Андерсена (фрагмент)
  2. Песня варяжского гостя из оперы «Садко» Н.А. Римского-Корсакова
  3. Повесть временных лет (Путь из варяг в греки). Анимационный фильм

Варяги на русской службе

Все сведения о варягах берутся из летописей, одна из которых является «Повестью временных лет». Это практически единственный русский источник в котором можно почерпнуть некоторые сведения о варягах. Несомненно, интересным вопросом является и существование пути из варягов в греки. Существовал ли он на самом деле, если да, то каким образом перетаскивали суда по суше, так как в то время не было прямого пути из Балтийского моря по рекам до Византии и Греции.

Византийские хроники указывают на варягов, как на народ с севера, но конкретно не называют из какой земли они пришли на службу. Из той же летописи Нестора можно узнать, что русские князья часто прибегали к помощи варягов в борьбе за власть. С помощью наёмников-варягов новгородский князь Владимир захватил киевский престол. После этого он отправил дружину в Византию, а трех князей посадил в городах.

Во времена князя Владимира появились сведения о большом количестве русов на византийской службе. В восточных источниках есть упоминание о том, что князь отправляет русов на помощь императору, а их князьям даёт города. Как предполагает часть историков именно после этого в византийских хрониках появились сведения о варангах – подразделениях наёмников различных национальностей.

В истории много народностей появлялись и исчезали как бы в никуда, в большей части смешивались с более многочисленными народностями и ассимилировались в них, принимая обычаи, язык. Более поздние исторические документы не содержат никаких сведений о варягах. Что стало с ними, куда они ушли. Остались только упоминания о них в сагах, сказаниях, летописях. Сведения в этих документах очень противоречивые, поэтому остаётся гадать, что такое варяг.

Интересные факты о варягах и викингах от Правмира:

  • Легендарные варяги были настолько хорошими воинами, что часто становились наемными дружинами у разборчивых византийских императоров.
  • Согласно летописям, корабли варяжского отряда делались только из дуба. Поэтому они долго служили и славились своей прочностью.
  • Для англичан того времени варяги неразрывно были связано с чистоплотностью и аккуратностью: они мылись целый один раз в неделю!
  • Несмотря на то, что походы норманнов славились воинственностью и жестким напором, многие из них торговали. О торговле норманнов существует много летописных свидетельств. Были и те, кто занимается сельским хозяйством.
  • Многие историки отождествляют варягов с… Изобретением лыж! Ведь они традиционно жили в местности с холодным и снежным климатом, поэтому искали подходящее средство передвижения.
  • Теория происхождения Гренландии основана на открытии этого острова викингами. Они занимались не только завоеваниями.
  • Исландия до появления на ней викингов считалась необитаемой.
  • Поселения викингов встречаются даже в Америке, хотя долгое время ученые не могли поверить, что это возможно. Неужели корабли из дуба на это способны?
  • Загадочные варяги соблюдали обычаи и законы Руси, когда работали наемниками на русских землях. И это, несмотря на их воинственный нрав!
  • Во многих исторических источниках указано, что варяги могли жениться (и женились) на славянских, когда находились на русской земле.
  • Слово «викинг» скандинавского происхождения переводится как «пират».
  • Потомки легендарного Рюрика происходили от варягов.
  • Ярослав побдил Святополка при Любече, благодаря Великому Новгороду, где он нанял варягов своими воинами.
  • Тем не менее, произведение 1072 года «Правда Ярославичей» ничего не говорит об особом отряде варяжских наемников.
  • Ряд историков считает, что роль варягов в становлении Древней Руси преимущественно имеет летописную версию и относится скорее к легендам, чем к реальным историческим фактам.
  • Западноевропейские летописи не имеют ни единого упоминаниях о варягов на территории Руси.
  • Все достоверные источники о загадочном народе на территории Руси, Скандинавии и Византии написаны не ранее, чем в XI веке.
  • В летописи Нестора русские варяги названы славянскими разбойниками. Эту теорию, конечно же, не разделяют норманисты.
  • Восточные славяне именовали Балтийское море «варяжским морем». А путь известный, как «путь из варяг в греки» проходил по славянским рекам.
  • Викинги подчинялись «конунгу». Так называли вождя клана. Конунг был первым, кто шел в бой во время сражения и, если он погибал, бой шел дальше, рядом с его останками.
  • Споры норманистов и антинорманистов продолжаются до сих пор, поэтому мы не знаем наверняка, были ли норманны, варяги и викинги разными народами или относились к одному.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: