Александр пересвет

Скандинавы в династических распрях сыновей Святослава

Со смертью Святослава прежнее
единство среди представителей династии Рюриковичей заканчивается.

Мы не знаем, был ли, например, Игорь единственным сыном Рюрика. Тем не менее не заметно, чтобы при
нём шла какая-то борьба за власть. По поводу сыновей Святослава сведений больше: он имел трёх сыновей — Ярополка, Олега и Владимира.

Первым погиб Олег. Он выступил
против старшего брата Ярополка, но был им разбит и пал в битве. Младший брат,
Владимир, оказался дальновиднее среднего. Для противостояния со старшим братом
он набрал за морем большую варяжскую дружину. В 979 году он разбил войска
соперника и завоевал Киев.

Помощь варягов обошлась Владимиру
дорого. Как обычно, долги князя легли бременем на богатый Новгород, получавший
большую прибыль от торговли. Впрочем, основная масса викингов оказалась
недовольна добычей и отправилась в Византию.

Известно, что варяги принимали
непосредственное участие в убийстве Владимиром своего брата Ярополка, который
пришёл к нему на переговоры. Это говорит о том, что наёмники не гнушались самой
грязной работой, если она хорошо оплачивалась.

В 997 году норвежский конунг
(ярл) Эйрик, сын Хакона Хлада-ярла, напал на Гардарик (Русь) и разрушил город
Ладогу. Это, пожалуй, первый известный случай масштабного похода викингов на
русские земли. Впрочем, практика набегов не стала перманентной, в последующем
варяги опять вернулись к наёмничеству.

Из саг нам известны некоторые
названия, которые использовали скандинавы в отношении Руси. Так, в целом они
называли русские земли Гардарики (Страной городов), а города —  Хольмгард (Holmgarðr) — Новгород, Кэнугард
(Kœnugarðr) — Киев, Палтескья (Pallteskja) — Полоцк, Альдейгьюборг
(Aldeigjuborg) — Ладога, Сурсдалар (Súrsdalar) — Суздаль и т. д.

Вадим Новгородский. Первый борец за свободу?

#историяроссии#история#народ#война#общество#Вадимновгородский

В отечественной истории сколько-нибудь известных людей с именем Вадим нет вообще. Но во втором десятилетии XIX в. образ Вадима Новгородского был очень популярен. У декабристов, например. Вадимом интересовались и Екатерина II, и Я. Княжнин, написавший трагедию «Вадим», и А. С. Пушкин, и М. Ю. Лермонтов, оба в юном возрасте, когда тяга к романтике особенно велика.

Фигура эта действительно овеяна романтической легендой. По преданию, легендарный Вадим Храбрый возглавил восстание новгородцев против не менее легендарного Рюрика и его людей. Пришлые варяги, или кто они там были, своевольничали, Рюрик их покрывал и пытался руководить самовластно. Вольнолюбивым новгородцам показалось, что возникла угроза их былой вольности, и под руководством Вадима они выступили против правителя, который перестал им нравиться.

История вполне распространенная и четко укладывается в теорию «общественного договора», разработанную в конце XVII—XVIII вв. Варягов пригласили (или избрали), с ними заключили «договор», некие «правила игры», которые одной из сторон стали нарушаться. Обиженная сторона воспротивилась и решила ликвидировать «договор». «Того же лета (836) оскорбишася Новгородцы глаголюще, яко быти нам рабом и много зла всячески пострадати от Рюрика и от раба его», – передает летопись ход событий. Однако в русской истории, как и во всей российской жизни, особенно в армии, на протяжении тысячи лет преобладает другой принцип: «Не тот прав, кто прав, а тот прав, у кого больше прав». В соответствии с этим замечательным, как его еще называют в народе, «принципом курятника» (это когда петух в отношении кур всегда прав) «того же лета уби Рюрик В. Храброго и иных многих изби Новгородцев советников его».

Не может не привлечь внимания версия историка XVIII в. В. В. Татищева, который считал, что на самом деле речь шла о заурядных «разборках» между своими. Вадим был внуком новгородского старейшины Гостомысла от старшей дочери, а Рюрик – внучок всего лишь от средней дочери, но узурпировал власть в Новгороде в обход Вадима, обладавшего большими правами на власть.

С. М. Соловьев, столп отечественной истории, подверг версию Татищева критике и высказал мнение, что никакого Вадима не существовало и словом «водим» в местных наречиях обозначали «коновода, передового, проводника», или, как бы мы сегодня сказали, заводилу сопротивления в связи с каким-то недовольством. Составители сказаний могли просто воспользоваться легендой и выдумать имена действующих лиц. Стоит вспомнить, что новгородцы добились особого статуса, особых договорных отношений с приглашаемым князем через полторы сотни лет после «выступления Вадима» и такой, пусть и полулегендарный, прецедент был очень важен при ведении переговоров с Ярославом Мудрым.

Кстати, трагедию Я. Княжнина «Вадим» по приговору Сената следовало сжечь публично «за дерзкие против самодержавной власти выражения», но приговор не был приведен в исполнение.

О Вадиме Храбром, или Вадиме Новгородском, стоило написать по одной причине. Власть, даже самая самодержавная, должна знать: на каждого Рюрика найдется свой Вадим. И не всегда победа может оказаться на стороне первого.

Владимир Валентинович Фортунатов
Российская история в лицах

Другие новости и статьи

« «Мертвые сраму не имут»: жизненный путь Святослава

Самый памятный день войны »

Новости

метки: история, Вадим, борец

Темы Обозника:

COVID-19В.В. ГоловинскийВМФПервая мировая войнаР.А. ДорофеевРоссияСССРТранспортШойгуармияархиввойнавооружениевыплатыгорючееденежное довольствиеденьгижильезащитаздоровьеимуществоисторияквартирыкоррупциямедикаментымедицинаминоборонынаукаобеспечениеобмундированиеоборонаобразованиеобучениеоружиеохранапатриотизмпенсииподготовкапомощьправопризывпродовольствиерасквартированиереформарусьсердюковслужбаспецоперациясталинстроительствоуправлениефинансыфлотэвакуация

Киевская Русь в IX веке

Другие регионы: |

Византия | Британия |
Испания |
Ср.Аз. | Китай | Б.Вост. | Весь мир |
   
800~. Установились прямые связи между Хазарским каганатом
(столица в г. Итиль близ дельты Волги) и
скандинавами по речному пути
Волхов-Ильмень-Мста-Волга.
838. Первое русское посольство
появилось в Константинополе
.
839.05.18 (6347 от сотворения мира) При дворе
Людовика I
Благочестивого
(сына Карла
Великого
) в
столице империи франков Ингельгейме появился византийский посол от
императора Феофила. В составе посольства
находились представители руссов.
18 мая состоялся прием у Людовика.
840 — 842 Нападения русских на
византийские владения в Херсонесе Таврическом (в
Крыму) — на г. Амастриду и на г. Сурож (Судак). В
обоих случаях дело закончилось заключением
местного «полевого мира» — с прекращением
боевых действий.
860.06.18 (6368 от сотворения мира) Русы (варяги и славяне) совершили морской
поход и нападение на Константинополь (Царьград) —
первый Аскольдов поход (двинулись в поход еще в 859
году). Разыгравшаяся буря вынудила нападавших
отступить, что было объяснено вмешательством
Богородицы и послужило основанием для
возникновения праздника Покрова.   (См. Повесть временных лет ) К
этому времени относится первый Договор любви и дружбы с
Византией, заключение которого (25.06.860 г.) и было
целью войны, наряду с военной добычей.  
862. (6370 от сотворения мира) Началось
княжение Рюрика. (с 862
по 879 г) Новгород призвал Рюрика: «Приходите
княжить и владеть нами». До этого отряды
варягов часто грабили Северную Русь. Горожане,
видимо, надеялись, что призванные князья
оборонят новгородские земли от своих
соплеменников. (см ст. Призвание
варягов
)
863. (6371 от сотворения мира) Восстание
новгородцев под руководством Вадима.Горожане недовольные
проваряжской политикой Рюрика решили призвать
себе другого князя. Рюрик
со своей дружинойжестоко
подавил восставших, а Вадима казнил.
863. Изобретение славянской
письменности.Византийские
монахи Кирилл и Мефодий создают для славяназбуку (кириллицу ) на основе
греческого алфавита и переводят на славянский
Священное писание.
864. (6372 от сотворения мира) Захват
Аскольдом и Диром Киева.
864. Борьба киевских князей с Рюриком
за Полоцк.Рюрик прислал в
Полоцк из Новгорода сборщиков дани.

Аскольд
и Дир,
узнав об этом, пришли к Полоцку и разорилигород.
864. Начиная с 864 года Рюрик
присоединяет к Новгороду соседние племена: весь,
мерю и мурому, заставив их принять славянскую
религию. Новгородское княжество значительно
усилилось и увеличилось.
866.   (6374 от сотворения мира)
Аскольд и Дир предприняли неудачный поход
(второй) на Константинополь. Целью похода было
стремление наказать Византию за нарушение
договорных условий мира 860 года, неуплату
ежегодной дани с 865 года.
867. (6375 от сотворения мира)
Возобновилось действие договора 860 года (или был
составлен новый). Достигнуто соглашение о
постепенном крещении Руси. Византия обязуется
ежегодно уплачивать дань. Русь поставляет войска
для военных операций Византии, предусмотрена и
служба русов в войсках империи. Урегулированы
торговые отношения.
867. (6375 от сотворения мира) Патриарх
Фотий (в Константинополе) учредил первую епархию
для славян и варягов,
принявших христианство.
879. (6387 от сотворения мира) Умер Рюрик. Началось княжение Олега (с 879 по 912 г.)
882.(?) (от 878 по 882 гг.) Олег
взял Киев и объединил Северную и Южную Русь в
одно государство. Дань в этом государстве
собиралась с территории от Новгорода до бассейна
Припяти и до Днепра на юго-западе. Сначала Олег,
приплыв с дружиной из Новгорода, захватил верхнеднепровские города. Выманил безоружных киевских
князей на берег и убил их. Объявил Игоря
наследником престола.
883. Олег подчинил
древлян, северян и радимичей — славянские племена,
жившие к северу от Киева.
884. Началась русско-хазарская
война (с 884 по 885 г). Поход Олега
на северян и радимичей, покорение их и обложение
данью.
898.
Мадьяры
(угры, венгры), пришедшие
с северо-востока, встали вежами под Киевом.
Предположительно их мирный уход из-под Киева
связан с заключением долгосрочного договора
«о любви и дружбе», по которому позже
совершались совместные или скоординированные
военные походы на Византию.
 

Здесь читайте: 

Н.М. Карамзин. История
государства Российского:

        Глава IV Рюрик, Синеус и Трувор. г.
862-879

        Глава V Олег Правитель. г. 879-912

А. В. Лубский Периодизация
истории России

А. В. Лубский Россия
как цивилизация

С.В. Дёмин К вопросу об истории
возникновения древнерусского государства

Ход событий

Активная фаза восстания в Пскове началась с ареста посланника Швеции Нумменса Логина и разорения домовладения, в котором проживал представитель правительства Фёдор Емельянов. Дворы некоторых богатых горожан, в том числе и представителей духовенства, также были разграблены. Воеводу Собакина и его сменщика, присланного из столицы воеводу Львова, посадили под стражу. Справиться с восставшими не сумел и князь Волконский.

Новгородцы поступили аналогичным образом. Дома богатых горожан, выступавших за продажу хлеба или ей не препятствующих, были разорены, арестован датский посланник и воевода Хилков.

После проведённых арестов:

  • вся власть сосредоточилась в земских избах, в руках земских старост и «выборных» людей;
  • конфисковали имущество некоторых богатых людей.

Непосредственно после передачи власти земским старостам в адрес царя направляется челобитная, содержащая:

  • опасения горожан по поводу возможного нападения Швеции на Новгород и Псков;
  • просьбу о запрете на вывоз денег и зерна;
  • требование о замене воеводы Ф. Хилкова, обвиняемого горожанами в сотрудничестве со шведами;
  • требование не вызывать в Москву местных жителей до суда;
  • жалобу на митрополита Никона.

Челобитные были приняты, но требования восставших не учтены и бунт продолжился.

Выбор деда

Логично, коли нет наследников-сыновей, пусть власть наследуют внуки. В древности и в средние века повсеместно действовало право первородства, право старшинства. Власть на Руси передавалась, согласно заимствованному в Византии, лествичному праву, то есть: сначала княжили дяди по очереди, затем их дети и тоже по очереди.

Сын старшего дяди имел первую очередь править и не допускалось, чтобы прежде взошел на княжение сын среднего или младшего дяди. Не дошла очередь? Что ж, судьба!

Вот Гостомысл и повелел призвать править Русью внуков. Сыновей дочери Умилы. Но ведь она была средней дочкой! А по правилу надлежало отдать предпочтение сыновьям старшей сестры Умилы, тем более, что как свидетельствуют некоторые источники, они у первой «Гостомысловны» имелись.

И тут в дело вмешался пророческий дедов сон: из чрева средней дочери Умилы старику привиделось выросшее раскидистое древо с мощными корнями и сильными ветвями. Для славян, веривших в духов и вещие сны — это был знак. Быть роду правителей от Умилы, сильному, крепкому, долгому. Так Рюрик с братьями приехал на Русь, принимать дедово наследство.

Биография

Становление Рюрика

К сожалению, время рождения Рюрика не известно. Но известно, что он родился в Померании, на землях западных славян. Его имя происходит от вянского «Рарог» — сокол. В 808 году его отец, Готлиб, был убит на переговорах с германцами. По легенде, германцы казнили Готлиба на виду у защитников города Рерика (столица славянской Померании). Мать Рюрика, славянка Умила, закрыла его младшим братьям глаза, а Рюрик всё видел. И затаил он злость на германцев. Умиле с детьми: Рюриком, Синеусом и Труваром удалось бежать на остров Рюген. Там уже существовал город Аркона. Сведения о этом периоде его жизни очень неоднозначны, но известно, что он стал начальником варягов. Они воевали с германцами, датчанами и норманнами.

Вскоре после этого правитель восточных славян, словенский князь Гостомысл, начал подумывать о наследовании престола.

Призвание варягов

Основная статья: Призвание варягов

Призвание варягов Гостомыслом

Вскоре перед Гостомыслом встал вопрос о наследовании престола. Так как наследников у него не было, то в 862 году он отправил своему племяннику послание, в котором говорил:

«Земля наша велика, а наряду в ней нет» (слово наряд нужно толковать, как государственность)

Однако добиться решения отдать престол Рюрику на Вече было нелегко. Тем более, что зять ничего не отвечал на послание Гостомысла. Но вдруг ему приснился сон, в котором на Восточную Русь пришёл княжить Рюрик и «разрослась земля русская до огромных размеров и покрыло державное дерево по всему миру». Вече согласилось призвать Рюрика. Последний долго думал но всё же согласился, приехав к умирающему Гостомыслу со своими братьями, Синеусом и Трувором. Так Восточная Русь поделилась на Новгородское (во главе с Рюриком), Белоозерское (во главе с Синеусом) и Кривичское княжество (во главе с Трувором).

Восстание Вадима Храброго

Основная статья: Новгородское восстание (864)

Обосновавшись в Новгороде, Рюрик разослал по городам Новгородской земли своих мужей, которые стали строить там крепости, однако уже через два года после его вокняжение в Новгороде вспыхнуло восстание. Между новгородцами оказалось много недовольных самовластием Рюрика и действиями его дружины.

Восстание Вадима Храброго. Скриншот из анимационного телесериала «История Государства Российского»

Новгородский воевода, Вадим Храбрый, использовал недовольных, чтобы поднять восстание. Также им движило нарушениями условий договора о приглашении варягов новгородцами и формальная утраченная независимость. Однако восстание было подавлено варягами, сам он был убит Рюриком. В восстании не принимали участия «лучшие новгородские люди», что стало одной из причин его поражения. Восстание продлилось недолго — дружины Рюрика быстро разгромили армию восставшего воеводы и, судя по летописи, Вадим был убит.

Единовластие

По наиболее популярной версии, братья Рюрика, Синеус и Трувор, погибли при восстании Вадима Храброго. После их гибели Рюрик объединил Новгород с землями братьев и положил начало единовластию на Руси.

При Рюрике также началось завоевание свободных славянских и финно-угорских племён. Так в 865 году к Новгородской Руси присоединилась территория некоторых финских племён, которые добровольно переняли славянскую веру, язык и обычаи.

Поход на Царьград

Основная статья: Русско-византийская война (860)

Были у Рюрика недовольные и в своем окружении. Недовольные князем Аскольд и Дир в поисках богатства отправились они из Новгорода в Константинополь и основали свою самодержавную область на Руси, которая в будущем станет оплотом Русского государства: Киевское княжество.

Собрав многочисленную дружину, Аскольд и Дир решили напасть на Византию. Греческий император с войском был в Азии, нападение было неожиданным. По словам византийцев, ужас охватил всех. Такого не видел еще никто. Пощады не было никому — ни старым, ни малым. Константинополь был в критическом положении, но греков спасло чудо: «опущенная в воду патриархом Фотием риза Богоматери вызвала бурю, рассеявшую русские лодки». Оставшиеся из дружины со своими князьями вернулись в Киев.

Русские язычники, напуганные Небесным гневом, обратились с просьбой о святом крещении к духовенству Константинополя. По данным историков, случаи принятия христианства были известны и до нападения Аскольда и Дира.

Наследник

Согласно обычаям язычников Рюрик мог иметь несколько жен и наложниц. По преданию одна из его жен, Эфанда, родила ему сына Игоря, но также известно, что у Рюрика была дочь и пасынок Аскольд.

Согласно летописи «Повесть Временных лет» Рюрик после смерти своих братьев в Новгороде княжил еще 15 лет и скончался в 879 году, оставив правление и сына Игоря своему воеводе Олегу.

Бегство Аскольда и Дира и неподкупная археология

В летописи есть упоминание, что от Рюрика, утвердившегося княжить на Старой Ладоге, отъехала часть дружины во главе с Аскольдом и Диром Это случилось между 862-м и 867-м годом.

Вероятно, это была та самая часть дружины, которая поддерживала убитого Вадима Храброго, старшего внука Гостомысла. Они отъехали в Киев, заняв город, и правили там независимо от Рюрика до тех самых пор, пока Олег Вещий не взял Киев под свою руку, ликвидировав самозванных правителей Киева и объединив две столицы Руси.

Вадим Храбрый с легкостью вошел и в народные предания, и в литературу. Почва благодатная для сочинительства, ведь письменных источников крайне мало и они не отличаются полнотой (а многие и достоверностью).

Клад древней Руси

Но вот незадача: именно к описываемому промежутку времени 862-867 годы, археологи относят множество найденных на севере Руси кладов. Клады эти разного размера и ценности, только датировка общая. А когда наши предки прятали добро в землю? В лихую годину!

По тем же свидетельствам археологов, торговля в это время переживала явный упадок, а когда власть меняется или не спокойно в верхах, купцы первыми это понимают и торговлю откладывают до лучших времен.

Значит восстание и война кузенов вполне могли быть реальностью, от которой до нас дошли лишь отголоски. Игра престолов по-славянски.

Источник — 

Историография

Историк В. Н. Татищев, комментируя данные повествования и ссылаясь на текст сомнительной Иоакимовской летописи, известной только по его собственным выпискам, пишет:

Никоновская летопись включает большое число дополнений к древнейшей части «Повести временных лет», источники которых не установлены. При подготовке Никоновской летописи составитель использовал летописные своды, восходящие к . Однако значительная часть оригинальных сведений по древнейшей истории, не имеет параллелей в сохранившихся летописях. Предполагается, что составитель Никоновской летописи во многих местах стремился пояснить и прояснить используемый им текст и вводил мотивировки действий, дополнял действие возможными в данных условиях обстоятельствами, а также мог приукрашивать сухие сообщения. По этим причинам в исторической литературе преобладает скептическое восприятие оригинальных сведений этой летописи. Среди этих оригинальных известий и находится рассказ о Вадиме.

Многие русские историки считали сказание о Вадиме вымышленным. По мнению историка С. М. Соловьёва, лучше всего оно объясняется рассказом летописи о неудовольствии новгородцев варягами, нанятыми князем Ярославом Мудрым, об убийстве последних и о княжеской мести убийцам. Тот же учёный, по-видимому, склонен объяснить имя Вадима словом «водим», что в областных наречиях означает «коновод», «передовой», «проводник». Восстание не могло произойти в Новгороде в летописном 864 году, так как по археологическим данным в то время Новгорода ещё не существовало. Однако существовала Ладога, где Рюрик мог начать своё княжение в 862 году.

По мнению академика Б. А. Рыбакова, составитель Никоновской летописи вернулся к Несторовой редакции «Повести временных лет», которая, по мнению исследователя, имела антиваряжскую направленность и содержала подробный рассказ о борьбе новгородцев против Рюрика и его скандинавской дружины. Создатели второй и третьей редакций «Повести временных лет», по заказу Мстислава Владимировича проводили проскандинавскую тенденцию и опустили все подробности, свидетельствующие не в пользу Рюрика. Достоверным рассказ о Вадиме считали также А. Н. Кирпичников, И. В. Дубов и Г. С. Лебедев.

Согласно историку и лингвисту Е. А. Мельниковой, достоверность этого сюжета не поддаётся верификации. Составитель Никоновской летописи мог стремиться продемонстрировать исконно присущую новгородцам склонность к неповиновению власти. Этот сюжет, предположительно, перекликается с характеристикой новгородцев, «звериного обычая и нрава» которых, согласно Никоновской летописи, испугались варяги.

В «Повести временных лет» и Никоновской летописи рассказывается, что часть руси покинула Рюрика и обосновалась в Киеве, где утвердились летописные русские князья Аскольд и Дир. Татищев писал: «В сии времяна словяне бежали от Рюрика из Новагорода в Киев, зане убил Вадима храброго князя словенского». Все описываемые летописями события укладываются в промежуток между 860 и 867 годами. В этот же период, археологами отмечена закладка монетных кладов на севере Руси, что говорит о нестабильной для торговли обстановке и смене власти.

По мнению ряда исследователей, имя Вадим имеет неславянское происхождение, и появилось на Руси лишь с распространением христианства, войдя в обиход из святцев (святой Вадим Персидский).

Рюриковичи были не единственными князьями на Руси

История домоногольской Руси современному человеку видится в несколько «рюрикоцентричной» перспективе, на самом же деле ближайшие потомки мифического Рюрика — далеко не единственная семья, которая некогда претендовала на то, чтобы стать династией на Руси.

Олав II Святой. Фрагмент фрески церкви Тусе. Зеландия, Дания. XV век

Четыре короля на Руси

Скандинавы и после Рюрика были частыми гостями на Руси. Приезжали не только будущие жены князей, их окружение, купцы и наемники, но и короли, которые скрывались при дворе Рюриковичей от гражданских смут и неурядиц у себя в стране. По меньшей мере четыре норвежских правителя побывали на Руси до или во время своего правления (Олав Трюггвасон, Олав Харальдссон, Харальд Сигурдссон и Магнус Олавссон). Один из них — Олав Толстый, сын Харальда Гренландца, — стал святым и пользовался особым почитанием на Руси.

О князях домонгольской Руси известно прежде всего из летописей и других письменных источников, но летописи порой не лишены известной тенденциозности. У их составителей было вполне объяснимое желание, например, выделить, сделать доминирующей лишь одну ветвь из всей огромной семьи Рюриковичей — с определенного момента вполне заметно, скажем, что Мономашичи изображаются куда более положительно, чем другие ветви рода, будь то полоцкие князья или князья черниговские. В каком-то смысле сходная тенденция просматривается и в отношении династии Рюриковичей как таковой, дело излагается так, будто Рюриковичи — это с самого начала единственная правящая семья на Руси.

Тем не менее, согласно обрывочным, разрозненным и весьма лаконичным свидетельствам, на Руси были и другие князья. Основываясь на летописном рассказе, мы можем утверждать, например, что Полоцком в Х веке правил некий человек «из заморья» по имени Рогволод, судя по всему — варяг, поскольку его имя явно северного происхождения, из скандинавского Ragnvaldr. В летописи он именуется князем, и нам известно, что тогда еще язычник Владимир Святославич сватался за его дочь, а значит, скорее всего, они не состояли в прямом родстве. Неслучайно первое, что делает Владимир, насильно овладев Рогнедой и взяв ее в жены, — он истребляет всю ее семью, то есть, говоря современным языком, полностью устраняет конкурирующую организацию.

Варяги Аскольд (Höskuldr) и Дир (Dýri) княжат в Киеве, но изгоняются Олегом Вещим, опекавшим малолетнего Игоря Рюриковича, именно на том основании, что они не принадлежат к княжескому роду. После умерщвления Аскольда и Дира сам Олег, претендовавший на княжеское происхождение, хотя он не был, по-видимому, связан тесными родовыми узами с Рюриком, садится правителем в Киеве. В договорах Руси с греками 945 года наряду с Игорем Рюриковичем, княгиней Ольгой и таинственной правительницей со славянским именем П(е)редслава упоминается и загадочное «всякое княжьё», причем речь, по-видимому, идет отнюдь не о Рюриковичах, а о неких представителях других властных родов — упомянуты их послы, которые должны были договариваться с греками о мире и условиях торговли примерно на тех же основаниях, что послы Рюриковичей.

Объясняется ли скупость источников на сей счет тем, что Рюриковичи были крайне суровы со своими конкурентами и много пеклись, так сказать, о выравнивании династической ситуации на Руси? В точности мы этого не знаем, но от князя древлян, сватавшегося к княгине Ольге, в конечном итоге осталось в источниках только имя — Мал. Как известно, правительница жестоко отомстила за убийство своего мужа, князя Игоря, уничтожив практически всю древлянскую верхушку. К концу X века мы застаем Рюриковичей в качестве единственной полноправной династии, не имеющих себе равных, а следовательно, и находящихся в каком-то смысле вне конкуренции.

Византийский флот отражает нападение Руси на Константинополь в 941 году. Миниатюра из «Хроники» Иоанна Скилицы. XII–XIII века

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: