Воины Севера
Прежде чем перейти к описанию
истории русских варягов, необходимо определиться, кем же были эти суровые воины
Севера и почему они появились на Руси.
Этимология слова «викинг» (дат.
vikinger, швед. vikingar, норв. vikingene, исл. Víkingar) достаточно проста.
Этим термином называли людей, которые отправлялись в летние военные экспедиции
за добычей под предводительством конунгов.
Связано это было прежде всего с
природными условиями, в которых приходилось жить скандинавам. Земля
Скандинавского полуострова не слишком плодородна, чтобы прокормить большое
количество людей. Кроме того, жизнь у моря накладывала свой отпечаток на образ
жизни воинов, которые с детства привыкали к странствиям.
Чаще всего отряды викингов
формировались из безземельных членов общины, для которых война была едва ли
единственным финансовым подспорьем. Перед походом воины устраивали собрания, на
которых определяли направление экспедиции, а также то, сколько кому причитается
от общего количества добычи. Позже подобная практика станет обычной у пиратов.
Обладая отличными мореходными
качествами, викинги могли не опасаться конкуренции со стороны соседних народов,
а также за свои семьи, оставленные без защиты. Военные набеги всегда носили
односторонний характер, материковые жители лишь защищались или откупались от
захватчиков, имевших больший военный опыт, чем они.
Помимо военных походов,
скандинавы сегодня известны своей интересной религией, подробно описанной
исследователями. Её изучение позволяет лучше понять мировоззрение средневековых
воинов, их ценности и представления об окружающем мире.
Путешествия в окружающий мир
викинги совершали на драккарах — деревянных и узких кораблях, построенных из
дуба, сосны или ясеня.
Главным оружием их были копья,
мечи и секиры, при этом любой воин носил кольчугу или полноценные доспехи.
В совокупности, как читатель
может видеть, викинги были полностью подготовлены к тому, чтобы быть
первоклассными разбойниками.
Силы противостоящих сторон
Самые продуманные немецкие, датские, а также польские и моравские (тоже славяне, но уже ассимилированные) рыцари поняли, что здесь можно нагреть руки гораздо приличнее, чем на Ближнем Востоке. Против полабских славян (проживавших по берегам реки Лаба, ныне Эльба) ободритов, лютичей и поморян, было сформировано три армии.
Первая (северная) под началом Генриха Льва, насчитывала около 100 тысяч немецких и датских воинов, вторая (южная) под началом Альбрехта Медведя, состояла из германских и моравских воинов, численностью также 100 тысяч, а в дополнение ко всему, с востока на пруссов (по другим данным ятвагов) нападали 20 тысяч поляков и по некоторым данным, русских. В истории этот план известен как .
Для сравнения: во Втором крестовом походе на Ближний Восток участвовали (усреднённые данные) 30 тысяч воинов, а против славян выставили 220 тысяч. Что называется, почувствуйте разницу! Это лишний раз красноречиво говорит о приоритетах римской церкви и алчных аппетитах европейской знати. Ведь речь шла о захвате земель полабских славян.
Как я уже упоминал, славяне были традиционно разобщены и даже нависшая опасность не заставила бОльшую их часть объединиться для отпора завоевателям. Некоторая часть племён в то время, была под началом ободритского князя Никлота, именно они смогли оказать самое яростное сопротивление северной армии крестоносцев.
Данных о численности славянских войск нет, но все летописцы едины в утверждении, что и на севере, и на юге, разрозненные славяне могли выставить лишь слабые отряды объединенных дружин и ополчения. Разве что на востоке, поморяне имели примерный паритет, но это направление было не главным, а отвлекающим.
статуя князя Никлота в Шверинском соборе
Ассимиляция или исход — выбор для славян
Как и было обещано, сразу после падения храмового города, князья руян низвергли идолов Святовита у себя в городах, преклонили колена перед королём данов и приняли католичество. Как всегда это бывает, на этом их предательство не закончилось и князь Теслав вместе со своими хозяевами данами, в 1170-ом году принимал участие в осаде поморского города-порта Штеттина.
Разъярённые поморяне потребовали от данов отстранить предателя от власти и казнить. Доподлинно неизвестно чем дело закончилось, но после 1170-го года о предателе нет упоминаний в летописях, а его брат Яромар правил островом Рюген (Руян) уже один. На сакральном для славян острове быстро построили аж 12 католических церквей, в том числе и временную на месте сожженного Храма Святовита в Арконе.
Однако она не простояла там долго. Через некоторое время произошло не виданное доселе в тех местах землетрясение и большая часть мыса, на котором ранее стоял храмовый город, погрузилась в море.
К 1184-му году всё Поморье стало либо немецким, либо датским. Повсюду организовывались поселения колонистов, оставшихся в живых славян изгоняли с лучших земель в своего рода резервации, запрещали заниматься ремеслами, облагали непосильными налогами. Многие родовые славянские князья приняли католичество и онемечились. Самое печальное то, что их потомки впоследствии не раз принимали участие в военных экспедициях на востоке — в землях Руси/России.
остатки мыса после обрушения — наше время
Те же кто не принял рабского образа жизни и остался верен старым Богам, уходили на Восток, через земли пруссов, ятвагов — на Русь/Гардарику. В земли восточных прибалтийских племён, в скором времени тоже доберутся рыцари — крестоносцы, загорятся костры пожарищ и там. Папы Римские нацелят их и на Русь, но об этом рассказ в уже следующей статье серии: Крестовые походы на Русь. Первый удар.
Моё сообщество ВКонтакте — «Великая Евразия». Немного другая история…
Рекомендую к прочтению мою первую книгу «Вера наших предков. Неизвестные страницы«. Она издана в электронном виде изданием Ridero, поступила в продажу в магазины Ozon / Wildberries и AliExpress, где возможна услуга «печать по заказу».
СВЕНЕЛЬД (ВОЕВОДА)
СВЕНЕЛЬД — воевода варяжского происхождения X века в Древнерусском государстве, соправитель Святослава Игоревича.
Возможно, имя Свенельда содержит в себе указание на его скандинавское или балтское происхождение. В новгородских летописях имя передано в виде Свентельд, варианты записи имени в разных летописях всегда зависят от формы, в которой имя представлено в летописном тексте русско-византийского договора 971 года.
Начал карьеру при князе Игоре. В русско-византийском договоре 944 года он не назван, но Новгородская летопись младшего извода говорит о его участии в завоевании уличей и сборе дани с подвластных славянских племен. Он имел личную дружину, обладал значительными богатствами. Некоторые историки считают, что Свенельд контролировал часть территории Руси на западе (древляне) и юго-западе (уличи). Зависть дружины великого киевского князя Игоря к дружине Свенельда заставила князя в 945 году дважды собрать дань с древлян, что привело к восстанию и убийству Игоря.
Свенельд возглавил карательный поход по подавлению восстания древлян, поддержав вдову Игоря, княгиню Ольгу. Летопись называет Свенельда воспитателем сына Игоря, князя Святослава, наряду с боярином Асмудом.
При Святославе Свенельд был одним из наиболее приближенных воевод, участвовал в походах князя на Болгарию и Византию. Некоторые его отождествляют со Сфенкелом из «Истории» Льва Диакона, названным «третьим по достоинству после Сфендослава» (вторым был Икмор), он же Свангел Скилицы, считавшийся им, однако, вторым в войске русов. В 971 году Сфенкел/Свангел, возглавляя семитысячную дружину, защищал Преслав, а после его падения прорвался в Доростол к Святославу. Однако под Доростолом по византийским источникам он был убит, а Свенельд ещё не раз встречается на страницах русских летописей. Свенельд упомянут наряду со Святославом в договоре Руси и Византии 971 года, который был заключён после гибели Сфенкела/Свангела.
В 972 году он отговаривал Святослава идти в Киев через днепровские пороги, зная, что там устроили засаду печенеги, предлагал путь «на конях». Свенельд отправился конным путем через юго-восточные земли Руси и благополучно вернулся в Киев, а князь отправился по Днепру и в битве на порогах с печенежским ханом Курей погиб.
При сыне Святослава Ярополке Свенельд сохраняет свою ведущую роль в политической жизни Руси. В это время возникает конфликт между Свенельдом и братом Ярополка Олегом, который правил древлянской землей. В 975 году, охотясь в древлянских землях, сын Свенельда Лют был убит Олегом. В ответ Свенельд начал подстрекать Ярополка начать войну с братом, что тот и сделал. К 978-980 годам Свенельд (уже бывший пожилым человеком), по всей видимости, умер, поскольку больше не фигурирует в описании войны Владимира и Ярополка.
Трактовки события
Историки начали споры вокруг варягов еще в середине XVIII века. В историю это вошло как дискуссия между норманистами и антинорманистами. К первым относились немецкие историки XVIII века, которые работали в Российской империи, Миллер, Байер и Шлёцер, а ко вторым — Михаил Ломоносов. Последний предположил, что предводитель варягов Рюрик происходил из полабских славян.
Некоторые историки XX века, например, Борис Рыбаков, полагали, что новгородцы внесли легенду о варягах в свою «Остромирову летопись», а потом она попала в киевскую.
Сами варяги, очевидно, были скандинавами. На это указывают многочисленные археологические находки и захоронения VIII-XI веков между Смоленском и Ладогой. Последний город был построен около 750 года. Рюрик вполне мог успеть покняжить и в Ладоге, и потом в Великом Новгороде, где есть Рюриково городище с интересным для археологов культурным слоем. К 879 году под контролем этого князя была территория от Западной Двины на юге и до Ладоги на севере, от Чудского озера на западе и до Клязьмы на востоке.
Похожие сюжеты о происхождении государственности и правящей династии встречаются и у других народов. Например, бритты в сочинении «Деяния саксов» обратились к трем братьям-саксам с просьбой взять власть над собой. Таким образом, легендарные личности и их действия у разных народов похожи.
Рис. 3. Русь при Рюрике.
Что мы узнали?
Варяги были призваны на княжение в Новгород в 862 году, что стало поворотной точкой в истории Руси. Во главе варягов — Рюрик и его братья Синеус и Трувор. Рюрик княжил в городе Ладога, а после смерти братьев правил единолично и в остальных городах. Многочисленные археологические находки и захоронения указывают, что варяги, очевидно, были скандинавами.
-
/5
Вопрос 1 из 5
Общественный строй восточных славян
Традиционно общественный строй восточных славян называют родоплеменным. Что это значит?
Сам термин «родоплеменной», как вы могли заметить, состоит из двух частей — «род» и «племя», в которых и кроется вся суть этого понятия.
Исходным кирпичиком в основе общественного строя восточных славян являлся род, то есть союз кровных родственников, ведущих свое происхождение от общего предка и отличающихся особым родовым именем. Со временем род расширялся, все родственники «под крышей одного дома» не помещались, так появилась община.
Община — объединение людей на основе родства и/или совместной территории, которые вели совместный быт и несли групповую ответственность за деяния членов общины.
Со временем община изменялась и преобразовывалась, так что принято выделять два ее вида:
- Родовая община — объединение людей на принципе родства. В процессе развития этот вид общины сменился соседской общиной.
- Соседская община (вервь) — объединение людей на принципе общей территории и хозяйственной жизни.
В общине существовало две формы собственности: личная и общественная. Личной управлял один человек, общественной — община.
Община играла важную роль в жизни людей, так как поодиночке выжить было невозможно. Со временем и общины стали расширяться и объединяться в более крупные единицы — племена, а те, в свою очередь, в племенные союзы, о которых мы уже говорили выше. Это было необходимо для более удобного ведения хозяйства и защиты своих территорий.
Кто управлял племенными союзами?Еще на начальном этапе развития у восточных славян стали выделяться «местные» князья, которые были почти в каждом племенном союзе. Данные князья были своего рода управленцами, в их подчинении была часть общинных земель (феод), которая обязана была платить дань (современные налоги) князю.
У восточных славян дань называлась полюдьем (объезд князя «по людям»), а единица обложения именовалась дым (по аналогии с дымом, который шел из печей дома).
Князь командовал дружиной и ополченцами.
Что такое дружина? В подчинении у князя имелось две дружины: старшая и младшая.
Дружина – княжеское войско, которое осуществляло грабительские набеги на соседние земли, следило за общественным порядком на своих землях, а также иногда участвовало в управлении государством.
Старшая дружина формировалась из богатых и влиятельных людей, военачальников, знатных воинов. А младшая дружина состояла из мальчиков 10—12 лет, которые сначала были прислужниками, а потом становились воинами.
Дружина выполняла различные функции, например:
- Осуществление грабительских набегов на соседние земли.
- Защита своих земель.
- Надзор за общественным порядком.
- Управление государством и др.
Что такое ополчение? Давайте разбираться. Есть такое понятие, как военное время, то есть период, когда на земли восточных славян совершались военные походы, или же сами восточные славяне совершали военные походы на своих соседей. В данный период формировалось ополчение — войско из обычного народа, во главе которого стояли тысяцкие (сотские). Ополчение представляло собой определенное войско, главной задачей которого являлась оборона славянских земель.
Помимо князя важную роль у восточных славян играло вече, представляющее собой народное собрание, на котором решались различные важные вопросы. Поговорим о нем подробнее.
Основные понятия
- Князь — вождь племени, с развитием феодальных отношений — руководитель государства либо государственного образования. На Руси старший из князей назывался великим, остальные — удельными.
- Дружина — вооружённые отряды в Древней Руси, которые были постоянной военной силой князя. Дружина принимала участие в управлении княжеством и личным хозяйством князя. Возглавлялась князем. Состояла из двух частей — старшей дружины — бояр и младшей дружины — ядра княжеского войска.
- Бояре — наиболее родовитые, богатые, приближённые к князю представители Древнерусского общества.
- Вече — народное собрание у восточных славян. Его истоки в племенных собраниях славян. Впервые упоминается в летописях в Новгороде (1016 г.). В компетенции вече находились вопросы войны и мира, оно призывало к власти и лишало власти князей, принимало законы, заключало соглашения с другими землями. Часто использовалось феодальной верхушкой для ограничения княжеской власти.
- Вотчина — одна из форм феодального землевладения, родовая собственность, которую передавали по наследству. Возникла в процессе формирования частной феодальной собственности на землю в X-XI вв. В пределах вотчины её собственник, наделённый правом иммунитета, имел административную и судебную власть, а также право сбора налогов.
- Дань — натуральный или денежный побор с покорённых племён и народов. Налагалась не индивидуально, а на село, город, целое племя или государство.
- Половцы (кипчаки, куманы) — тюркоязычные племена, господствовавшие в XI-XII вв. в южнорусских степях. Основное занятие — кочевое скотоводство и ремесло. Степные просторы от Дуная до Иртыша, которые контролировали половцы, стали называть Дешт-и-Кипчак, или Половецкое поле.
Полоцк, Новгород и Балтийский регион: отношения с язычниками
Ещё до начала государственности славянские и финно-угорские племена северо-запада постоянно взаимодействовали друг с другом. Вполне вероятно, что некоторые из неславянских этносов в результате вошли в состав основанного Рюриком государства. Что же происходило с приграничными чудью, ижорой и другими племенными союзами?
Новгородцы ещё в X веке подчинили себе племена на южном побережье Финского залива. Известно, что в 947 году княгиня Ольга начала ставить на территориях этих этносов «погосты и дани». Позднее в правление Ярослава Мудрого для укрепления позиций Древней Руси в этом регионе была заложена крепость Юрьев (нынешний город Тарту). Действуя с помощью «мягкой силы», новгородцы не распространяли среди предков эстонцев православную веру, не держали гарнизонов непосредственно в их землях. Вместо этого они сотрудничали с верхушкой местной племенной знати — те сами собирали дань и отправляли её в Новгород.
Однако не всегда всё было гладко. Летописи сообщали об актах неповиновения эстонских племён. Например, после смерти Ярослава Мудрого население восточной Прибалтики восстало, разорило Юрьев и направилось осаждать Псков — ближайшую по дороге на Новгород крупную крепость. Около 50-ти лет русские князья не могли восстановить контроль над этой территорией — лишь Мстислав Владимирович в 1116 году вновь подчинил эстов в результате похода на Оденпе, что на юге современной Эстонии.
Активную внешнюю политику в Прибалтике проводило и Полоцкое княжество — «изгой земли Русской». Потомки Рогволда распространяли своё влияние на территории современной Латвии: дань платили племена ливов, латгалов, селов и земгалов. Тем не менее, не все латышские племена оказались в зависимом положении от Полоцка — воинственные курши вплоть до прихода немецких рыцарей оставались независимыми. В отличие от эстов, живших ещё по заветам предков и не знавших «феодализма», полоцкие князья в Латвии имели два полузависимых от себя опорных пункта: Герицке и Кукенойс. Археологические данные свидетельствую о том, что на этих территориях было широко распространено православие, а возводить каменные сооружения помогали русские мастера. Тем не менее, полоцкие князья ограничивались номинальным главенством над Герицке и Кукенойсом — во многом именно это послужило причиной их падения в начале XIII века.
Новгородская республика проводила похожую политику на Карельском перешейке и в Финляндии. Племена корел, проживавшие на перешейке между Финским заливом и Ладожским озером, довольно рано попали под влияние русских князей, к XII веку между ними установились союзнические отношения, которые некоторые исследователи называют «конфедеративными». В то же время финское племя емь сопротивлялось новгородской экспансии — летописи сообщают о походах, которые проводили русские и корелы, например, в 1191 году. Именно тогда набирает обороты шведский натиск на восток — в середине XII века рыцари во главе с королём Эриком IX проникают на территорию Финляндии и присоединяют её к своему государству. Начинается долгое соперничество между скандинавами и Новгородом.
Северная армия
Князь Никлот с сыновьями провёл серию упреждающих ударов по местам возможных баз снабжения северной армии — колониям на Южной Лабе, саксонским приграничным посёлкам и разорил портовый город Любек. Одновременно с этим, укреплялись некоторые крепости, в которых было решено оставить гарнизоны, в особенности город Добин на Шверинском озере. Остальные города и поселки население должно было покинуть.
С началом вторжения немецких и датских рыцарей, разразилась партизанская война на измор, в болотистом краю такие возможности имелись в достатке. Небольшие племенные отряды славян, прекрасно использовали знание местности и ландшафта. Дружина князя Никлота тоже уклонялась от прямых боев, предпочитая беспокоящие фланговые удары и арьергардные засады. В итоге, основные силы крестоносцев осадили Добин, где и находился Никлот — лидер сопротивления.
А в это время флот моряков с острова Руян напал на флотилии данов, стоящие на якоре у порта Росток и пользуясь преимуществом внезапности разбил их. Сыграло на руку также и то, что папский епископ оставшийся (как он полагал) в тылу боевых действий и считавшийся адмиралом, попросту сбежал на торговое судно позорно спрятавшись в трюме. Объединённые, продуманные и скоординированные действия славян, дали в итоге нужный результат.
Трудности с продовольствием, потери от засадной войны и отход данов, узнавших о гибели своих кораблей, заставили Генриха Льва заключить перемирие с князем Никлотом.
Литература
- Александр Доманин. Монгольская империя Чингизидов. Чингисхан и его преемники
- Чарлз Патрик Фицджералд. История Китая
- Борис Александрович Гиленсон. История античной литературы. Книга 2. Древний Рим
- Борис Александрович Гиленсон. История античной литературы. Книга 1. Древняя Греция
- Сергей Алексеев. Славянская Европа V–VIII веков
- Алексей Гудзь-Марков. Индоевропейцы Евразии и славяне
- А.Н. Боханов, М.М. Горинов. История России с начала XVIII до конца XIX века
- А.Н. Боханов, М.М. Горинов. История России с древнейших времен до конца XVII века
- Игорь Коломийцев. Тайны Великой Скифии
- В.Я. Петрухин, Д.С. Раевский. Очерки истории народов России в древности и раннем Средневековье
- Э. Бикерман. Государство Селевкидов
- Э. А. Менабде. Хеттское общество
- А. Кравчук. Закат Птолемеев
- Владимир Миронов. Древние цивилизации
- Николай Непомнящий, Андрей Низовский. 100 великих кладов
- Константин Рыжов. 100 великих библейских персонажей
- Андрей Низовский. 100 великих археологических открытий
- Валерий Гуляев. Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории
- Майкл Эдвардс. Древняя Индия. Быт, религия, культура
- Ян Марек. По следам султанов и раджей
- Роман Светлов. Великие сражения Востока
- Малькольм Тодд. Варвары. Древние германцы. Быт, религия, культура
- коллектив авторов. Тамерлан. Эпоха. Личность. Деяния
- Жорж Дюби. Трехчастная модель, или Представления средневекового общества о себе самом
- А. А. Сванидзе. Средневековый город и рынок в Швеции XIII-XV веков
- М. А. Заборов. Введение в историографию крестовых походов (Латинская историография XI—XIII веков)
- Т.Д. Златковская. Возникновение государства у фракийцев VII—V вв. до н.э.
- Ян Буриан, Богумила Моухова. Загадочные этруски
- Вадим Егоров. Историческая география Золотой Орды в XIII—XIV вв.
- Р.Ю. Почекаев. Батый. Хан, который не был ханом
- В. М. Запорожец. Сельджуки
- М. В. Крюков, М. В. Софронов, Н.Н. Чебоксаров. Древние китайцы: проблемы этногенеза
- М.А. Дандамаев. Политическая история Ахеменидской державы
- Э. О. Берзин. Юго-Восточная Азия в XIII — XVI веках
- Д. Ч. Садаев. История древней Ассирии
- Л.C. Васильев. Древний Китай. Том 3. Период Чжаньго (V-III вв. до н.э.)
- Алексей Горбылев. Ниндзя: боевое искусство
- Джеймс Веллард. Вавилон. Расцвет и гибель города Чудес
- Карл Блеген. Троя и троянцы. Боги и герои города-призрака
- Гордон Чайлд. Арийцы. Основатели европейской цивилизации
- Пьер-Ролан Жио. Бретонцы. Романтики моря
- Эммануэль Анати. Палестина до древних евреев
- Уильям Куликан. Персы и мидяне. Подданные империи Ахеменидов
- Малькольм Колледж. Парфяне. Последователи пророка Заратустры
- Хильда Эллис Дэвидсон. Древние скандинавы. Сыны северных богов
- Э.А. Томпсон. Гунны. Грозные воины степей
- Дэвид Лэнг. Армяне. Народ-созидатель
- Изабель Хендерсон. Пикты. Таинственные воины древней Шотландии
- Дэвид М. Вильсон. Англосаксы. Покорители кельтской Британии
- Дональд Харден. Финикийцы. Основатели Карфагена
- Теренс Пауэлл. Кельты. Воины и маги
- Н.Н. Непомнящий. 100 великих загадок Индии
- Эрик Шредер. Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации
- Лев Гумилёв. Конец и вновь начало. Популярные лекции по народоведению
- Александр Александрович Ханников. Техника: от древности до наших дней
Подготовка и планирование
Бернар Клервоский указал дату сбора — 29 июня 1147 и место сбора — Магдебург. Папа Евгений III в своём послании от 11 апреля 1147 назначил только одного легата, Ансельма Хафельбергского. Это свидетельствует, что на тот момент планировалось единое войско рыцарей-крестоносцев. Фактически же против вендов выступило два войска: одно возглавлял Генрих Лев, а другое — Альбрехт Медведь, и они вторглись на славянские земли с разных сторон. Для подготовки крестового похода против вендов 23 апреля 1147 был созван рейхстаг в Нюрнберге, на котором Генрих Лев предположительно заявил о своём решении вести войско на земли бодричей. Для дальнейшей подготовки похода саксонские рыцари собрались в начале июня 1147 в Гермерслебене близ Магдебурга.
В Магдебурге, где по воззванию Бернара Клервоского должны были собраться войска, появилась лишь часть крестоносцев. Это соединение с Альбрехтом Медведем во главе двинулось во второй половине июля 1147 в путь к землям гевелов и лютичей. Одновременно против бодричей выступило второе войско, во главе с Генрихом Львом. Где оно формировалось, осталось неизвестным.
В первоначальный план похода на славян, предусматривавшего только один удар по землям лютичей и поморян, были внесены изменения. Об этом говорит и несоразмерность двух войск: войско Альбрехта было значительно больше войска Генриха Льва. Князь Никлот в спешке занялся обороной от Генриха лишь после рейхстага в Нюрнберге. Ситуация выглядит так, как если бы Никлот не видел поначалу в крестовом походе опасности для себя.
Роль Генриха Льва и Альбрехта Медведя
Саксонские князья на Франкфуртском рейхстаге все до одного претендовали на славянские земли. Основную роль сыграли два могущественных князя Саксонии, имевшие особый интерес к земле вендов. Генрих Лев претендовал на территории к северу от Эльбы, а Альбрехт Медведь — на земли южнее. Для них обоих поход против славян являл больше интереса, чем крестовый поход на Восток. В особенности Генриху в свете проблем его рода Вельфов с царствующим домом Штауфенов удобнее было не участвовать в походе совместно с императором Конрадом. Однако в планировании и подготовке похода на славян Альбрехт принял более активное участие.
Реакция славян
Масштабная подготовка столь крупных военных действий как крестовый поход и призывы к участию в нём не могли остаться незамеченными для славян. Известно о реакции со стороны бодричей и их правителя Никлота.
Никлот, на территории которого вторгся Генрих Лев, распорядился о возведении крепостных укреплений и в частности укрепления крепости Добин. С саксонским графом Адольфом II Гольштейнским Никлота связывал союзнический договор: на вендской территории имелись поселения графа Адольфа, зависевшие от расположения Никлота. Поэтому Никлот обратился к Адольфу с просьбой о заступничестве перед Генрихом, но Адольф отказал, проявив лояльность к немецкому князю. Никлот обвинил его в вероломстве и заявил о расторжении союза, пообещав тем не менее при этом предупреждать о возможных нападениях на его селения.
В конце июня 1147 года Никлот совершил внезапный удар по колонистам на южной Эльбе, захватив их имущество и взяв пленных. Начало военным действиям было положено утром 26 июня 1147 года, когда военный флот бодричей напал на Любек. Держа слово, данное графу Адольфу, Никлот сообщил ему о нападении на Любек за день до этого. Гельмольд из Бозау сообщает, что погибло 300 человек. Поселение было разгромлено, а осада любекской крепости продолжалась в течение трёх дней. Конница бодричей громила саксонские посёлки и ушла с территории только после того, как получила известие о том, что граф Адольф собирает войска. Крестоносцев в это время там не было, и графу Адольфу понадобилось несколько дней, чтобы собрать войско. Нападение бодричей стало ещё одним оправданием для крестового похода с целью защиты христианских земель. Новость о том, что славяне первыми начали войну, быстро распространилась и ускорила начало крестового похода.
Полоцкое княжество: как гости отобрали земли
В конце XII века ко двору полоцкого князя Владимира прибывает католический проповедник Мейнард фон Зегерберг и с согласия правителя начинает проповедовать свою веру среди язычников-ливов. Он строит церковь и каменные крепости, ссылаясь на постоянные набеги литовских племён — князь соглашается с доводами иноземца и разрешает ему свою деятельность. Однако местные были не совсем довольны развернувшейся активности немецкого клирика. Они сожгли церковь, а самого Мейнарда посадили под домашний арест. Информация об этих событиях достигла Рима, и папа Целестин III объявил о начале крестового похода против язычников. Сам Мейнард был против насильственного обращения ливов в католичество, но из-за своей смерти не смог препятствовать решению понтифика.
В 1198 году новый ливонский епископ, Бертольд Шульте, при поддержке немецких рыцарей высадился в устье Даугавы и встретил ожесточённое сопротивление местных племён. Во время битвы он был убит, а обозлённые немцы огнём и мечом прошлись по сёлам непокорных язычников. Через 4 года на месте сражения была основана Рига, ставшая опорным пунктом для немецких завоевателей в регионе.
Первое время Владимир Полоцкий не уделял достаточного внимания происходящим на зависимых от него территориях событиям. Но основание Риги и активизация крестоносцев заставили его принимать решительные меры. В 1203 году он захватил замок Икскюль — бывшую резиденцию проповедника Мейнарда, но дальше этого успеха дело не пошло: крестоносцы оказали князю сопротивление во время осады Гольма. В 1206 году Владимир попытался взять Ригу, но попытка не увенчалась успехом.
Крестоносцы были более удачливыми. С 1207 по 1209 годы они смогли захватить зависимые от Полоцка княжества Кукейнос и Герсике, обосноваться на побережье Даугавы и заложить Венденский замок. Владимир Полоцкий стремился заручиться поддержкой Новгородской Республики, в это время тоже столкнувшейся с агрессией крестоносцев против племён эстов, но договор так и остался в планах — в 1210 году рижский епископ и князь Мстислав Удатный заключили мир и договорились о разделении сфер влияния в Восточной Прибалтике. Новгородцы признавали немецкие завоевания в Ливонии в обмен на привилегии в торговле.
Рыцарь Ордена Меченосцев. (onhistory.ru)
Владимир Полоцкий остался в одиночестве. В 1210 году он тоже был вынужден пойти на перемирие с немцами, но оно продлилось недолго — в 1212 году вспыхнул конфликт с рижским епископом, причиной которому было прекращение выплаты дани ливами в Полоцк. Фактически это означало полную утрату контроля над землями, куда пришли немцы. Владимир планировал очередной военный поход против крестоносцев, но этим планам помешала смерть князя в 1215 году.
Печальный итог
Организованное сопротивление славян, возглавляемое сыновьями Никлота, продолжалось ещё несколько лет после смерти князя, их отца. В 1163-ем году в плен к немцам попал один из братьев — Вартислав. Второй же брат Прибыслав, продолжил борьбу и в 1164-ом году ему удалось освободить город Мекленбург от оккупантов. Но на этом его успехи закончились.
На помощь немецким колонистам пришел Генрих Лев с армией крестоносцев и остатки славянских дружин проигрывали одно сражение за другим. Чтобы лишить мужества лидера сопротивления, Генрих казнил пленного Вартислава и его расчет оправдался: после долгих переговоров, второй сын князя Никлота Прибыслав принял вассальную присягу и крестился по католическому обряду.
На этом его предательство не закончилось, всего через год ему пришлось исполняя данную клятву, стать проводником войска данов при нападении на остров Руян. А ещё несколько лет спустя, жена Прибыслава в обмен на деньги и драгоценности, три дня скрывала смерть мужа, давая немецкому отряду возможность проникнуть в крепость для захвата управления твердыней.