Основные проблемы xvii века. сословия российского общества презентация

Тема урока: презентация, доклад

6. Герой «Анны Карениной» Стива Облонский знал толк и в еде, и в выпивке:

Мгновенно разостлав свежую скатерть на покрытый уже скатертью круглый стол под бронзовым бра, он пододвинул бархатные стулья и остановился перед Степаном Аркадьичем с салфеткой и карточкой в руках, ожидая приказаний.


Устрицы. (wikipedia.org)

— Если прикажете, ваше сиятельство, отдельный кабинет сейчас опростается: князь Голицын с дамой. Устрицы свежие получены.
— А! устрицы.
Степан Аркадьич задумался.
— Не изменить ли план, Левин? — сказал он, остановив палец на карте. И лицо его выражало серьезное недоумение.
— Хороши ли устрицы? Ты смотри!
— Фленсбургские, ваше сиятельство, остендских нет.
— Фленсбургские-то фленсбургские, да свежи ли?
— Вчера получены-с.
— Так что ж, не начать ли с устриц, а потом уж и весь план изменить? А?
— Мне все равно. Мне лучше всего щи и каша; но ведь здесь этого нет.
— Каша, а ла рюсс, прикажете? — сказал татарин, как няня над ребенком, нагибаясь над Левиным.
— Нет, без шуток, что ты выберешь, то и хорошо. Я побегал на коньках, и есть хочется. И не думай, — прибавил он, заметив на лице Облонского недовольное выражение, — чтоб я не оценил твоего выбора. Я с удовольствием поем хорошо.
— Еще бы! Что ни говори, это одно из удовольствий жизни, — оказал Степан Аркадьич. — Ну, так дай ты нам, братец ты мой, устриц два, или мало — три десятка, суп с кореньями…
— Прентаньер, — подхватил татарин. Но Степан Аркадьич, видно, не хотел ему доставлять удовольствие называть по-французски кушанья.
— С кореньями, знаешь? Потом тюрбо под густым соусом, потом… ростбифу; да смотри, чтобы хорош был. Да каплунов, что ли, ну и консервов.

Татарин, вспомнив манеру Степана Аркадьича не называть кушанья по французской карте, не повторял за ним, но доставил себе удовольствие повторить весь заказ по карте: «Суп прентаньер, тюрбо сос Бомарше, пулард, а лестрагон, маседуан де фрюи…» — и тотчас, как на пружинах, положив одну переплетенную карту и подхватив другую, карту вин, поднес ее Степану Аркадьичу.

— Что же пить будем?
— Я что хочешь, только немного, шампанское, — сказал Левин.
— Как? сначала? А впрочем, правда, пожалуй. Ты любишь с белою печатью?
— Каше блан, — подхватил татарин.
— Ну, так этой марки к устрицам подай, а там видно будет.
— Слушаю-с. Столового какого прикажете?
— Нюи подай. Нет, уж лучше классический шабли.
— Слушаю-с. Сыру вашего прикажете?
— Ну да, пармезану. Или ты другой любишь?
— Нет, мне все равно, — не в силах удерживать улыбки, говорил Левин.

9. Еще один мастер описывать пиршества — Михаил Булгаков. В «Мастере и Маргарите» Воланд и компания — истинные ценители:

— Нет, нет, нет! Ни слова больше! Ни в каком случае и никогда! В рот ничего не возьму в вашем буфете! Я, почтеннейший, проходил вчера мимо вашей стойки и до сих пор не могу забыть ни осетрины, ни брынзы. Драгоценный мой! Брынза не бывает зеленого цвета, это вас кто-то обманул. Ей полагается быть белой. Да, а чай? Ведь это же помои! Я своими глазами видел, как какая-то неопрятная девушка подливала из ведра в ваш громадный самовар сырую воду, а чай между тем продолжали разливать. Нет, милейший, так невозможно!
— Я извиняюсь, — заговорил ошеломленный этим внезапным нападением Андрей Фокич, — я не по этому делу, и осетрина здесь ни при чем.
— То есть как это ни при чем, если она испорчена!
— Осетрину прислали второй свежести, — сообщил буфетчик.

— Голубчик, это вздор!
— Чего вздор?
— Вторая свежесть — вот что вздор! Свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!


Кадр из фильма. (YouTube)

— Дорогой Степан Богданович, — заговорил посетитель, проницательно улыбаясь, — никакой пирамидон вам не поможет. Следуйте старому мудрому правилу, — лечить подобное подобным. Единственно, что вернет вас к жизни, это две стопки водки с острой и горячей закуской.

Степа был хитрым человеком и, как ни был болен, сообразил, что раз уж его застали в таком виде, нужно признаваться во всем.

— Откровенно сказать… — начал он, еле ворочая языком, — вчера я немножко…
— Ни слова больше! — ответил визитер и отъехал с креслом в сторону. Степа, тараща глаза, увидел, что на маленьком столике сервирован поднос, на коем имеется нарезанный белый хлеб, паюсная икра в вазочке, белые маринованные грибы на тарелочке, что-то в кастрюльке и, наконец, водка в объемистом ювелиршином графинчике. Особенно поразило Степу то, что графин запотел от холода. Впрочем, это было понятно — он помещался в полоскательнице, набитой льдом. Накрыто, словом, было чисто, умело.

Ну, и, конечно, золотая фраза Бегемота:

— Ноблесс оближ, — заметил кот и налил Маргарите какой-то прозрачной жидкости в лафитный стакан.
— Это водка? — слабо спросила Маргарита.
Кот подпрыгнул на стуле от обиды.
— Помилуйте, королева, — прохрипел он, — разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!

Дворянство, духовенство и горожане

Первым из привилегированных сословий было дворянство, которое делилось на потомственное и личное.

Рис. 1. Дворянское сословие.

Обязанностью дворян было несение воинской службы. В XVII веке они представляли собой поместную кавалерию, а в XVIII веке, после реформы армии Петра I, служили как сухопутные и морские офицеры. Частью аристократии стали и представители старых боярских родов допетровской России.

Выходцы из дворянской среды составляли элиту общества, они занимали ключевые должности в сфере государственного управления, образовании и дипломатии. Военные, гражданские и придворные чины Российской империи были сведены в Табель о рангах, утверждённую Петром I в 1722 году. Выходцы из других сословий могли претендовать на дворянство, получив должность XIV класса Табели о рангах.

Следующим сословием было духовенство, в первую очередь православное, хотя в Российской империи после разделов Речи Посполитой к 1795 году оказалось значительное количество католических священников.

Духовенство делилось на белое и чёрное. К первым относились священники, а ко вторым — монашество. В России существовали крупные монастыри, даже после секуляризации церковных земель, проведённой в 1764 году императрицей Екатериной II. Со времён Петра I и до 1917 года церковью управлял не патриарх, а Синод во главе с обер-прокурором.

В 1785 году были изданы Жалованные грамоты дворянству и городам. Следствием последней стало оформление в России городского сословия, включавшего в себя купцов трёх гильдий, ремесленников, посадских людей.

В 1832 году появилось сословие почётных граждан, то есть привилегированных городских обывателей, освобождённых от телесных наказаний, а также имевших право ездить в каретах и иметь загородные сады и фабрики. Появлению этой категории предшествовало сословие именитых граждан, появившихся согласно Жалованной грамоте 1785 года.

Рис. 2. Сословия Российской империи.

2. Пожалуй, самые сочные описания провизии можно найти в произведениях Гоголя:

«Мертвые души»

«Покамест ему подавались разные обычные в трактирах блюда, как то: щи с слоеным пирожком, нарочно сберегаемым для проезжающих в течение нескольких неделей, мозги с горошком, сосиски с капустой, пулярку жареную, огурец соленый и вечный слоеный сладкий пирожок, всегда готовый к услугам; покамест ему всё это подавалось, и разогретое и просто холодное, он заставил слугу или полового рассказывать всякий вздор о том, кто содержал прежде трактир и кто теперь, и много ли дает дохода, и большой ли подлец их хозяин».


Кадр из фильма. (YouTube)

— Поросенок есть? — с таким вопросом обратился Чичиков к стоявшей бабе.
— Есть.
— С хреном и со сметаною?
— С хреном и со сметаною.
— Давай его сюда!

«Это было у места, потому что Фемистоклюс укусил за ухо Алкида, и Алкид, зажмурив глаза и открыв рот, готов был зарыдать самым жалким образом, но, почувствовав, что за это легко можно было лишиться блюда, привел рот в прежнее положение и начал со слезами грызть баранью кость, от которой у него обе щеки лоснились жиром. Хозяйка очень часто обращалась к Чичикову с словами: «Вы ничего не кушаете, вы очень мало взяли». На что Чичиков отвечал всякий раз: «Покорнейше благодарю, я сыт, приятный разговор лучше всякого блюда».

«Он наливал очень усердно в оба стакана, и направо, и налево, и зятю, и Чичикову; Чичиков заметил, однако же, как-то вскользь, что самому себе он не много прибавлял. Это заставило его быть осторожным, и как только Ноздрев как-нибудь заговаривался или наливал зятю, он опрокидывал в ту же минуту свой стакан в тарелку. В непродолжительном времени была принесена на стол рябиновка, имевшая, по словам Ноздрева, совершенный вкус сливок, но в которой, к изумлению, слышна была сивушища во всей своей силе. Потом пили какой-то бальзам, носивший такое имя, какое даже трудно было припомнить, да и сам хозяин в другой раз назвал его уже другим именем».

«Ночь перед Рождеством»

«Тут заметил Вакула, что ни галушек, ни кадушки перед ним не было; но вместо того на полу стояли две деревянные миски: одна была наполнена варениками, другая сметаною. Мысли его и глаза невольно устремились на эти кушанья. «Посмотрим, — говорил он сам себе, — как будет есть Пацюк вареники. Наклоняться он, верно, не захочет, чтобы хлебать, как галушки, да и нельзя: нужно вареник сперва обмакнуть в сметану».

Только что он успел это подумать, Пацюк разинул рот, поглядел на вареники и еще сильнее разинул рот. В это время вареник выплеснул из миски, шлепнул в сметану, перевернулся на другую сторону, подскочил вверх и как раз попал ему в рот. Пацюк съел и снова разинул рот, и вареник таким же порядком отправился снова. На себя только принимал он труд жевать и проглатывать. «Вишь, какое диво!» — подумал кузнец, разинув от удивления рот, и тот же час заметил, что вареник лезет и к нему в рот и уже вымазал губы сметаною».

8. В «Хождении по мукам» главные герои, которые ведут весьма богемный образ жизни, то и дело потягивают вино и шампанское в ожидании скорой революции:

«Да, еще новость, — встретила Акундина, уверяет, что в самом ближайшем времени у нас будет революция. Понимаешь, на заводах, в деревнях — повсюду брожение. Ах, поскорее бы. Николай Иванович до того обрадовался, что повел меня к Пивато, и мы выпили бутылку шампанского, ни с того ни с сего, за будущую революцию».

«Даша, потягивая через соломинку шампанское, наблюдала за столиками. Вот перед запотевшим ведром и кожурой от лангуста сидит бритый человек с напудренными щеками. Глаза его полузакрыты, рот презрительно сжат. Очевидно, сидит и думает о том, что в конце концов электричество потухнет и все люди умрут, — стоит ли радоваться чему-нибудь».


Кадр из фильма. (YouTube)

«Он снял с нее пальто и шляпу и положил на сломанное креслице. Половой принес бутылку шампанского, мелких яблочков и кисть винограда с пробковыми опилками, заглянул в рукомойник и скрылся все так же хмуро. Елизавета Киевна отогнула штору на окне, — там среди мокрого пустыря горел газовый фонарь и ехали огромные бочки с согнувшимися под рогожами людьми на козлах. Она усмехнулась, подошла к зеркалу и стала поправлять себе волосы какими-то новыми, незнакомыми самой себе движениями. «Завтра опомнюсь, — сойду с ума», — подумала она спокойно и расправила полосатый бант.
Бессонов спросил:
— Вина хотите?
— Да, хочу».
«Иван Ильич велел вынести столик на палубу и, глядя на карточку, озабоченно стал скрести чисто выбритый подбородок.
— Что вы думаете, Дарья Дмитриевна, относительно бутылки легкого белого вина?
— Немного выпью с удовольствием.
— Белого или красного?
Даша так же деловито ответила:
— Или то, или другое.
— В таком случае — выпьем шипучего».
Но иногда герои попадают и на простецкие кухни:
«Даша подумала, что доставит ему удовольствие, если согласится, поднялась и пошла в столовую. Там на столе стояло блюдо с бутербродами и помятый самовар. Телегин сейчас же собрал грязные тарелки и поставил их прямо на пол в угол комнаты, оглянулся, ища тряпку, вытер стол носовым платком, налил Даше чаю и выбрал бутерброд наиболее «деликатный». Все это он делал не спеша, большими сильными руками, и приговаривал, словно особенно стараясь, чтобы Даше было уютно среди этого мусора: «Хозяйство у нас в беспорядке, это верно, но чай и колбаса первоклассные, от Елисеева. Были конфеты, но съедены, хотя, — он поджал губы и поглядел на Дашу, в синих глазах его появился испуг, затем решимость, — если позволите?» — и вытащил из жилетного кармана две карамельки в бумажках.

«С таким не пропадешь», — подумала Даша и тоже, чтобы ему было приятно, сказала:

— Как раз мои любимые карамельки».

А в революцию радости еды и вовсе редкость:

«Иван Ильич очень уважал свою печку, смазывал щели ее глиной, подвешивал под трубы жестянки, чтобы деготь не капал на пол. Когда вскипел чайник, он вытащил из кармана пакет и насыпал сахару в стакан, послаще. Из другого кармана вытащил лимон, чудом попавший ему в руки сегодня (выменял за варежки у инвалида на Невском), приготовил сладкий чай с лимоном и поставил перед Дашей.

— Дашенька, тут с лимончиком… А сейчас я спроворю моргалку. Так называлось приспособление из железной баночки, где в подсолнечном масле плавал фитилек. Иван Ильич принес моргалку, и комната кое-как осветилась. Даша уже по-человечески сидела в кресле, кушала чай. Телегин, очень довольный, сел поблизости».

Труд

Крестьянин мог заниматься:

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

  • земледелием;
  • скотоводством:
  • промыслами: борничество, охота;
  • ремеслами: металлургическое, столярное дело и пр.

Главным занятием крестьянина во все времена было земледелие. Земледельческие работы велись с апреля по октябрь. Способы обработки земли, приемы выращивания урожая, типы сельскохозяйственного инвентаря, формируясь в течение долгого времени, передавались из поколения в поколение. Естественно, что в каждой области имелись отличия, которые зависели от климатических условий, однако, в целом технология оставалась одинаковой.

Главными сельскохозяйственными культурами были зерновые – просо, рожь, гречиха, пшеница, овес сажались во всех регионах. Горох, вика, клевер выращивались для откармливая скота, а конопля лен служили хозяйственным и техническим нуждам. В XVIII в. появились новые культуры, принесенные в Россию Петром I – это картофель, кукуруза, табак и подсолнечник. Несмотря на то, что поначалу они были деликатесами, через некоторое время крестьяне привыкли к обработке картофеля и сейчас нам он кажется исконно русской едой.

Кроме земледелия занимались скотоводством, так как от наличия и состояния скота во многом зависело состояние крестьянского быта и хозяйства. Главными животными были корова и лошадь. Животные в деревне выполняли такие функции как:

  • снабжение продовольствием;
  • средство передвижения;
  • снабжение другими материалами (кожа, шерсть).

На скотном дворе среднего крестьянина могли находиться коровы, куры, козы, овцы, гуси, свиньи. Коровы и козы давали молоко, куры – яйца, с остальных можно было получать мясо. Овец вычесывали и получали шерсть, из которой потом делалась ткань на одежду. Для изготовления костюма могли использовать и кожу животных. Лошадь имела громадное значение для крестьян, так как ее использовали и как транспорт (верхом либо запрягая в телегу), и как средство для обработки земли (чтобы тянуть сельхозорудия). В хозяйстве крестьян среднего достатка могло быть одна-две лошади.

Мясо и шкуры животных также можно было добыть на охоте, что было особо распространено в лесистой местности. Рыболовство было наиболее развито в Сибири и на Севере: даже появлялись деревушки, которые специализировались только на этом виде промысла. В силу традиционной постройки русских городов и сел около озер и рек, в остальных деревнях это также было, но не поставлено «на поток».

Питание европейцев в XVII-XVIII веках

Рацион людей, проживающих восточной части Европы, определялся тремя основными видами продуктов.  Чаще всего на столах простых обывателей можно было увидеть хлеб, мясо и вино. Конечно, спиртные напитки у бедняков появлялись только на праздники, но не упомянуть о них нельзя.

Хлебобулочные изделия значительно отличались о современных продуктов. Не нужно думать, что горячий румяный каравай, изображенный на картинках детских книг о крестьянстве, действительно был очень вкусным. Для того чтобы получать хороший урожай, пшеницу приходилось чередовать с посадкой трав, идущих на корм скоту и дающих отдых земле.

В Европе бедняцкий хлеб готовился не только из муки. В него добавлялись отруби, сорняки и даже ядовитые растения. В книгах известных историков встречается описание изделий из муки грубого помола, которые, в прямом смысле слова, горели синеватым пламенем.

Отдельно нужно упомянуть о таких заменителях главного продукта, как рис, гречка, чечевица, бобы и даже каштаны. Эти пища крестьян помогала выжить в голодные годы или во время войн. Белый хлеб присутствовал в рационе только богатых знатных людей и стоил больших денег.

Изменения рациона европейцев 16-18 веков коснулись в первую очередь мяса. Изначально потребление этого высококалорийного продукта составляло около 100 кг на человека в год. Во второй половине XVII доля этого элемента питания в повседневном рационе значительно уменьшилась. По причине перенаселения в Германии или Франции количество мясных блюд снизилось до рекордного показателя в 20 килограмм.

Во второй половине 18 века широкое распространение получила солонина. Соль значительно продлевала срок хранения продуктов, и поэтому стала незаменимой приправой на столах бедняков. Использование белых кристаллов также сделало доступным морепродукты и рыбу.

Крестьянство

От свободных работников к бесправным крепостным

История крестьянства начинается в XI-XII веках. Тогда бояре (приближенные к князю члены его дружины) получают имения, которые могут передавать по наследству. На этих имениях трудился люд. 

«Люд» — первое название крестьян, которое было законодательно закреплено в Русской Правде. Рядом с ними в имениях трудились смерды и холопы. И если о смердах историки до сих пор ведут споры, то статус холопов и люда не подвергается сомнению. Холопы были рабами. Люд — свободными людьми, они были обязаны платить оброк (деньгами или продуктами) или барщину (работать на хозяина имения) за жизнь во владениях боярина и обработку его земли. 

Положение люда начинает меняться в XV веке. Тогда получает распространение название «крестьянство», а работники лишаются права свободно переходить от одного землевладельца к другому. Теперь они могут сделать это только раз в году и обязаны заплатить долги предыдущему владельцу. В конце XVI – первой половине XVII века они теряют и это право, а в XVIII веке становятся отдельным сословием, и разница между людом и холопами пропадает.

Крестьяне делятся на крепостных (принадлежащих помещикам) и государственных (работающих на государственных землях). У крепостных крестьян пропадает право отправляться на заработки, владеть имуществом, переходить в другие сословия без разрешения помещика. Их могли наказывать телесно, ссылать в Сибирь или на каторгу, продавать другим хозяевам, разлучая семьи. Государственные крестьяне были лично свободны, однако должны были платить оброк за то, что пользовались государственными землями. При этом покинуть место жительства без разрешения общины и властей государственные крестьяне тоже не могли.

Реформы Петра I окончательно определяют положение крестьянства: теперь все крестьяне — и крепостные, и государственные — были обязаны платить подушную подать и поставлять рекрутов в армию. Для учета населения проводятся переписи, материалы которых называются ревизскими сказками.

В конце XVIII – начале XIX века крепостные крестьяне в Российской империи составляли в среднем 45% от всего населения. В XIX веке положение крепостных улучшилось, но незначительно. Даже отмена крепостного права не сделала их экономически независимыми: освобожденные крестьяне оказались обязанными выплатить государству огромную сумму за землю, которая им причиталась, а до оформления этой сделки продолжать работать на своего хозяина. Государство тоже брало свое — вновь освобожденное сословие платило 70% всех налогов, поступавших в имперскую казну. 

Тем не менее к концу века крестьян в деревнях становилось все меньше — часть из них уходила на заработки в город или на фабрики, другая поступала в учебные заведения или на духовную службу. Правда, их сословный статус обычно не менялся: многие, живя десятилетиями в городе, так и писались в документах крестьянами. Некоторые крестьяне записывалась в мещане или, окончив учебные заведения, становились представителями других сословий.

Формально крестьян как сословия не стало в 1917 году — сразу после Февральской революции. Однако уже в конце двадцатых годов, вместе с коллективизацией, сельское население снова оказалось закреплено на земле и до 1974 года не имело права свободно перемещаться по стране и получать паспорта.

Вопросы и задания

  1. Какие изменения в повседневной жизни и быте россиян произошли в XVIII в.? Какие слои населения они затронули?
  2. Опишите образ жизни российских помещиков во второй половине XVIII в. Чем он определялся?
  3. Охарактеризуйте основные правила дворянского этикета. Какие ценности ставились на первое место?
  4. Что собой представляла дворянская усадьба в «золотой век» правления Екатерины II? Используйте при ответе иллюстративный материал учебника, художественных изданий, ресурсы Интернета.
  5. *Как соотносились во второй половине XVIII в. традиции и черты нового в жизни: 1) верхушки российского общества; 2) поместного дворянства; 3) горожан — купцов и мещан; 4) крестьян?
  6. *Составьте описание городской или загородной усадьбы XVIII в., сохранившейся в вашем городе, крае. О каких сторонах жизни её обитателей можно судить по имеющимся постройкам, интерьерам (внутреннему виду помещений), убранству?

Одежда

Одежда крестьян на протяжении долгого времени также не подвергалась изменениям. Крой почти во всех областях был один, менялись лишь декор и некоторые детали в зависимости от региона. Мужчины носили кафтаны из толстого сукна в холодное время года, а в теплое – ситцевые рубахи и холщовые штаны. Самым универсальным видом обуви были лапти, а по праздникам надевали сапоги.

Женщины носили холщовые, ситцевые, шерстяные юбки, сарафаны, кофты. Одежда шилась из домашних тканей, украшалась вышивкой, бисером, шнурками и поясами.

Неотъемлемой частью крестьянского быта были праздники и гуляния. В почете были и православные, и некоторые языческие праздники – например, Масленица. В праздничные дни не работали, а катались с гор, на качелях и каруселях, водили хороводы, пели песни; устраивались ярмарки, где были сконцентрированы все развлечения.

Таким был быт русского крестьянина эпохи Петра I, сохранивший в основе своей традиционность и приверженность старым обычаям.

«Нет плохих продуктов — есть плохие повара»

Житель средневековой деревни не был гурманом и следил за своим питанием только во время поста. Но далеко не все строго выполняли церковные предписания и с удовольствием поедали калорийные блюда и запивали их хмельными напитками.

Неурожаи, эпидемии, войны и плохие погодные условия влияли на количество продуктов питания в деревенских домах, но главным врагом крестьян оставался грех чревоугодия. Несовершенные кулинарные навыки в приготовлении тяжёлой и калорийной пищи также сыграли свою негативную роль. Следить за фигурой не было времени, да и церковь особенно не позволяла. Набив желудок питательной массой из хлеба, сыра, каши или супа, простой сельский житель шёл трудиться в поле или пасти скот. Ведь основа его бытия — это труд.

Сколько лет жили раньше люди? Сколько жили люди в Средневековье?

Сколько жили раньше люди? 
Многие из нас уверены, что до 20 века люди редко, когда доживали до 59,
а иногда и до 30 лет. Это действительно правда.

Множество примеров сколько раньше в России жили люди можно
подчеркнуть из классической литературы, так Гоголь написал: «дверь нам
открыла старуха лет сорока». У Толстого про «княгиню мариванну,
старуху 36 лет». Анне Карениной на момент гибели было 28 лет, старику мужу
Анны Карениной — 48 лет. Старухе процентщице из романа Достоевского
«Преступление и наказание» было 42 года. А вот немножко из Пушкина
«В комнату вошел старик лет 30». Марья Гавриловна из
«Метели» Пушкина была уже немолода: «Ей шел 20-й год». Тынянов:
«Николай Михайлович Карамзин был старше всех собравшихся. Ему было 34
года, возраст угасания».


Срок жизни первых людей по данным Ветхого Завета

Одежда более низших слоев населения

Представители подлых, так называемых сословий, то есть простые люди, крестьяне, носили, конечно, куда как более скромную одежду. Как правило, она была домотканой, основу составляли льняные ткани, обязательно был какой-нибудь головной убор. Женщины носили платки. На праздник, на какое-то торжество одевали кокошник.

Вот эти кокошники, праздничную одежду, конечно, как-то пытались украсить, но никаких драгоценных камней тут никто не использовал, только представители западной Сибири иногда украшали свою праздничную одежду какими-то самоцветами. И то это было признаком достаточно высокого достатка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: