Вечер на Украине
Произведение было создано в 1878 году, но дорабатывалось в 1901 году.
Зритель видит на полотне хутор, белую украинскую хату под лучами заходящего южного солнца. При написании картины живописец активно использовал оттенки малинового цвета, который придает пейзажу неподвижность, особый покой.
Художественные критики считают, что основная сила этого произведения заключается в попытке мастера понять тайны и особые детали освещения, передать игру света и тени.
Некоторые исследователи творчества художника отмечают, что в этой работе декоративизм автора проявился наиболее зрело и четко.
Личная жизнь
Первой и последней любовью в биографии Куинджи была купеческая дочь Вера Кетчеджи-Шаповалова, которую он полюбил еще в 17-летнем возрасте. Молодые люди мечтали быть вместе, но отец девушки не хотел выдавать дочь за бедняка.
Отец согласился дать свое благословение на брак, если Куинджи представит ему 100 золотых монет. Чтобы заработать столько денег, художник отправился в Петербург. В результате ему удалось насобирать оговоренную сумму и привести ее будущему тестю.
Однако отец девушки заявил, что хочет больше денег. Куинджи ничего не оставалось, как вновь ехать в Петербург. Там он много работал и часто не доедал, однако смог накопить нужную сумму.
В 1875 г. молодые люди узаконили свои отношения и отправились в свадебное путешествие на Валаам. Во время поездки на море начался шторм, вследствие чего супругам только чудом удалось выжить. После этого эпизода они заключили, что раз Бог не допустил их смерти, им следует направить свою жизнь на добрые дела.
Архип Куинджи и его жена Вера Кетчерджи–Шаповалова
После свадьбы Куинджи испытывал невероятный творческий подъем. Его картины быстро раскупались, благодаря чему молодожены жили в достатке. Тем не менее, они вели простой образ жизни и не стремились к роскоши.
Архип вместе с женой нередко помогал перспективным художникам и нищим, и даже купил в Петербурге 3 дома, в которых поживали их знакомые.
Супруга живописца никогда не требовала от мужа дорогих подарков, а также не нуждалась в прислуге. Женщина самостоятельно занималась уборкой дома и готовила еду. Детей в семействе Куинджи не было.
История жизни Архипа Ивановича Куинджи
Дальнейшим шагом в этом направлении явились картины Куинджи 1879 года «После грозы», «Север» и особенно знаменитая «Березовая роща».
«Лунная ночь на Днепре» (1880) — едва ли не самая прославленная картина Куинджи. Живописец настоял на том, чтобы зрители заходили в темный зал, а картину высвечивало несколько определенно направленных ламп. Такое неординарное решение создавало впечатление светящейся реки.
«Радуга»(1900—1905)
«Его «Ночь на Днепре» вся наполнена действительным светом и воздухом, его река действительно совершает величественное свое течение, небо — настоящее, бездонное и глубокое», — писал Крамской. Отсюда и небывалый, сенсационный успех этой картины у современников, когда она была экспонирована на индивидуальной выставке художника в 1880 году.
«Лунную ночь на Днепре» хотел купить Солдатенков, но оказалось, что она уже не принадлежала Архипу Ивановичу, была продана еще пахнущей свежей краской, прямо в мастерской. В одно из воскресений об ее цене осведомился какой-то морской офицер. «Да зачем вам — пожал плечами Куинджи.- Ведь все равно не купите она дорогая». — «А все-таки» — «Да тысяч пять», — назвал Архип Иванович невероятную по тем временам, почти фантастическую сумму. И неожиданно услышал в ответ «Хорошо. Оставляю за собой». И только после ухода офицера художник узнал, что у него побывал великий князь Константин.
«Лунная ночь на Днепре»(1880)
Репин смеялся «Разругав громко, на все корки Куинджи, противники не могли удержаться от подражания и наперерыв, с азартом, старались выскочить вперед со своими подделками, выдавая их за свои личные картины». Не удержался и такой известный пейзажист, как Лагорио. Он воссоздал «эффект Куинджи» в пейзаже «Ночь на Неве». Но вместо славы дождался только того, что на него стали указывать пальцем.
В 1881 году художник создал картину «Днепр утром». В ней нет игры света, яркой декоративности, она привлекает спокойной величавостью. Ничего «картинного» в привычном, старом смысле этого слова здесь не было, писал Репин о подобных работах Куинджи, была только «живая правда, которая с глубокой поэзией ложилась в душу зрителя и не забывалась».
С 1882 года начинается так называемый «молчаливый период» в творчестве художника. Куинджи на протяжении почти тридцати лет не выступает перед публикой с новыми произведениями. Друзья не понимали причин, волновались. Куинджи объяснял «Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. А как только голос спадет, надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. Вот я стал Архипом Ивановичем, всем известным, ну это хорошо, а потом увидел, что больше так не сумею сделать, что голос как будто стал спадать. Ну вот и скажут был Куинджи, и не стало Куинджи! Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи».
«Эльбрус. Лунная ночь»(1890—1895)
Однако художник продолжал работать. Он возглавляет в реформированной Академии художеств пейзажную мастерскую (1894-1897), воспитывает таких интересных художников, как Рылов, Богаевский, Рерих, Борисов, Пурвит.
Э.В. Кузнецова рассказывает:
«В 1897 году за участие в студенческой забастовке Куинджи был заключен на два дня под домашний арест и отстранен от профессорства. Но не заниматься с учениками художник не мог. Он продолжал давать частные уроки, помогал готовить конкурсные работы. В 1898 году Куинджи на свои средства организовал для молодых художников поездку за границу и пожертвовал для этой цели в Академию сто тысяч рублей. Когда ученики задумали создать Общество имени А.И. Куинджи, художник передал в его собственность все имеющиеся у него картины и денежные средства, а также принадлежащие ему земли в Крыму».
«Дарьяльское ущелье. Лунная ночь»(1890—1895)
Из работ «молчаливых десятилетий» Куинджи стоит отметить «Дубы» (1880-1882), «Облако», «Закат в степи», «Ночное» (1905-1908).
Но как бы ни были многообразны произведения последних лет, как бы ни отражалось на творчестве Куинджи общее направление, в котором развивалось русское искусство, художник, очевидно, был прав, медля с выставкой новых произведений, имеющих значение итога всего творчества. Они не могли уже вызвать прежнего отклика у широкой публики и не были бы приняты художниками.
Могила А. И. Куинджи на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре (Санкт-Петербург)
Куинджи много путешествовал. После поездок в Крым и на Кавказ появились многочисленные этюды «Эльбрус», «Лунная ночь», «Казбек вечером», «Пятна лунного света» и другие.
Он просто устал от суеты
Устроив ещё пару выставок своих картин в 1881 и 1882 годах, Куинджи на двадцать лет ушел от всеобщего лицезрения и уединился для спокойной работы в своей мастерской. В 81-м году художник выставлял «Берёзовую рощу», также в моноформате, как и «Ночь на Днепре». Про «Берёзовую рощу» Иван Шишкин сказал однажды:
Об этой картине восхищенно отзывался непревзойденный мастер пейзажа И.И.ШишкинА.И.Куинджи «Берёзовая роща», 1879 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
В адрес Архипа Ивановича, вместе с большим количеством похвалы, поступало и множество критических оценок его творчества. Некоторые коллеги и критики считали, что его великолепная техника – это как пыль в глаза, напускное и пишет он свои картины не ради глубины искусства, а чтобы шокировать публику, нравиться, быть особенным.
Куинджи тяготился негативными отзывами о своих творениях, он устал от суеты выставок и внимания к своей персоне, поэтому просто закрылся от общества и продолжил творить в уединении, в мастерскую он больше никого не пускал.
В Академии художеств, которую так и не окончил мастер ночного пейзажа, он вел теперь свой класс пейзажной живописи. Куинджи к тому времени стал достаточно обеспеченным человеком, теперь он мог помогать другим и с радостью это делал. Архип Иванович материально поддерживал студентов, которые испытывали нужду. При этом сам художник живет просто и скромно, всё хозяйство ведет жена, прислуги в семье никогда не было.
А.И.Куинджи «Горы», между 1890 и 1895 годамиМестонахождение: Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань, Россия
Живописец кормил птиц на крыше своего дома каждый день, когда птице нужна была помощь, Куинджи сам лечил её, за это художника даже прозвали «птичий доктор». Не бросает в беде он и своих учеников, его лишают звания профессора за поддержку студенческой забастовки.
Архип Иванович продолжает заниматься с юными художниками и даже возит их на свою дачу в Крыму, именно там появилась картина «Радуга».В конце 19-го века Куинджи напишет ряд картин, изображающих горные пейзажи. Этому поспособствовала поездка на Кавказ с приятелем-художником Ярошенко.
Среди гор они увидели Брокенского призрака – редкое и удивительное природное явление. Говорят, что эти горные картины Куинджи вдохновили Николая Константиновича Рериха на создание его гималайской серии. Кисти трех замечательных живописцев – современников Куинджи, принадлежат его портреты. Васнецов Виктор Михайлович, Крамской Иван Николаевич и Репин Илья Ефимович запечатлели Архипа Ивановича для будущих поколений.
В 1910 году художник заболел воспалением легких, к сожалению, из-за больного сердца живописец не пережил болезни и скончался 11 июля.
Архип Куинджи стал признанным мастером ночного пейзажа
Осенняя распутица
Картина была создана в 1872 году.
Поздняя картина живописца «Осень. Туман» служит своеобразным отражением полотна «Осенняя распутица». Место, где написано произведение, неизвестно.
В годы его создания автор примыкал к обществу художников-передвижников, поэтому в целом картина писалась по принципам, которые они использовали в живописи.
Искусствоведы называют пейзаж жанровым, именно он принес Куинджи звание классного художника.
На нем изображена повозка, запряженная лошадью, которая пытается преодолеть размытую дождем дорогу, одиноко стоящее дерево, люди, вдали виднеется поселение.
Рисуя пейзаж, автор использовал серые холодные тона, чтобы как можно реалистичнее передать ощущение осенней непогоды.
Выставки с единственным экспонатом
Следующие полгода художник работал над самым известным своим полотном «Лунная ночь на Днепре». В процессе работы над этим уникальным произведением художник Куинджи проявил себя и как химик: подбирал новые составы красок, добавлял в них химические элементы. Целью были поиски эффектных тонов и оттенков, дающих глубину и иллюзию свечения. И это мастеру удалось. Осенью 1880 года состоялось небывалое событие: выставка, на которой было представлено одно-единственное полотно. Причём, автор уникальным образом представил картину: в тёмном зале с единственным источником света – лампой, направленной на картину. Это была сенсация! Улица, где располагалось Общество поощрения художников (в этом здании проходила выставка), в течение октября-ноября была запружена каретами, пролётками и толпами народа. Многие приходили полюбоваться чудом не раз.
В 1881 году живописец повторил успех прошлого года: на этот раз единственным экземпляром выставки стало произведение «Берёзовая роща». Представленная в 1882 году картина «Днепр утром» на удивление не имела такого ажиотажа.
Творчество Куинджи
С ранних лет проявилось у него влечение к живописи; он рисовал, где только мог, на стенах, заборах и обрывках бумаги.
Побывав ретушером у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге, он пишет большую картину: «Татарская сакля в Крыму», которую выставляет на академической выставке в 1868 году, и становится вольнослушателем академии.
В 1873 Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину «Снег», за которую в 1874 году на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль.
В том же 1873 году он выставляет в Вене свою картину «Вид на остров Валаам», в Петербурге — «Ладожское озеро». В 1874 на выставке товарищества передвижных выставок Куинджи выставляет «Забытую деревню», в 1875 году — две: «Степи» и «Чумацкий тракт», в 1876 — знаменитую «Украинскую ночь». Критики единодушно оценивают выдающиеся достоинства его работ.
В 1878 году «Украинская ночь», вместе с «Видом на остров Валаам» и «Чумацким трактом», появляется на всемирной выставке в Париже.
В 1878 выставляет «Лес» и «Вечер в Малороссии», возбудивший массу споров и создавший много подражателей. В 1879 году Куинджи выставляет «Север», «Березовую рощу», «После грозы»; в том же году Куинджи покинул выставки товарищества передвижников. В 1880 он устраивает в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины: «Ночь на Днепре»; выставка эта имела успех небывалый, о ней писали не только обычные художественные критики, но и Полонский, Страхов, Менделеев, Тургенев.
В том же году картина была выставлена в Париже. В 1881 году, также отдельно, Куинджи выставил «Березовую рощу», имевшую столь же крупный успех, а в 1882 «Днепр утром» вместе с «Березовой рощей» и «Ночью на Днепре».
После этой выставки до самой смерти своей Куинджи нигде больше картин своих не выставлял, а до 1900-х годов никому и не показывал. С 1894 по 1897 год Куинджи был профессором-руководителем высшего художественного училища при Академии Художеств.
В академии Куинджи сошелся с Репиным , В. Васнецовым и другими и вместе с ними примкнул к группе передвижников; для этого периода наиболее характерны его «Осенняя распутица», «Забытая деревня» и «Чумацкий тракт», хотя в последней уже замечается уклонение от тщательного выписывания деталей и стремление к обобщению.
Куинджи смело пролагал путь к импрессионизму; он сам говорил, что художник — тот, кто умеет уловить и воссоздать внутреннее единство. Его увлекал прежде всего световой эффект, его целью была передача впечатления от света; он изучал законы сочетания дополнительных тонов для передачи силы света. Иной раз погоня за силой света приводила его к излишне театральным эффектам; манера его была иногда груба, рисунок примитивен, но его роль в русской живописи громадна; он был первым вполне самобытным русским импрессионистом.
Несмотря на то, что с 1882 года Куинджи ничего не выставлял, он много работал в своей мастерской и глубоко интересовался искусством; близкое участие принимал он и в выработке нового устава Академии Художеств; вступив в руководство пейзажным классом, он, пробыв профессором всего три года, создал целую школу художников.
Человек исключительной доброты, он стремился помочь своим ученикам и товарищам и советом и материально; его мечтой было освободить художника от власти рынка, дать ему возможность развить свой талант вне тяжелых материальных забот. Таким частичным избавлением представлялись ему и учрежденные им премии; той же цели должно было служить и общество его имени, обеспеченное им крупным капиталом, распорядителями которого являлись сами художники.
Разрыв с передвижниками
Товарищество во многом сдерживало талант и ограничивало творчество Куинджи, уверенного в своих силах мастера с безупречной репутацией, осознающего степень популярности своего имени среди русских и европейских живописцев. Поэтому выход его из организации был предрешён и являлся делом времени. К решительному шагу художника подтолкнула анонимная газетная статья, в которой критиковались Товарищество передвижников и творчество Куинджи. Впоследствии автором статьи оказался друг по Товариществу Клодт М.К.
Тем не менее дружба со многими художниками, членами Товарищества, не прекращалась и после выхода Куинджи из состава к концу 1879 года.
Из фондов Центральной городской библиотеки им. А. Грина
Алексеева, Адель. Куинджи / А. Алексеева // Смена. — 1997. — № 3. — С. 154-163 : ил.
Архип Иванович Куинджи : / . — Ленинград ; Москва : Советский художник, . — с. : ил.
Вагнер, Лев Арнольдович. В мастерской Куинджи / Л. А. Вагнер, Н. С. Вагнер // И. К. Айвазовский. — Москва : Искусство, 1970. — С. 238-242.
Русские художники. Живопись // Барсамов Н. С. Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского : К 75-летию со дня основания \ Н. С. Барсамов,С. А. Барсамова. — Симферополь : Крымиздат, 1955. — С. 214.
Воронова, Ольга Порфирьевна. Куинджи в Петербурге / О. П. Воронова. — Ленинград : Лениздат, 1986. — 238 с. : ил. ; 17 см. — (Выдающиеся деятели науки и культуры в Петербурге — Петрограде — Ленинграде).
Коняхин, Григорий Петрович. А. И. Куинджи. — Москва : Искусство, 1966. — 103 с., 4 л. ил.
Куинджи, Архип Иванович. Альбом репродукций / Сост. и авт. предисл. Н. Н. Новоуспенский. — Москва ; Ленинград : Изогиз, 1961. — с., 13 л. ил.; — (Мастера русского искусства).
Манин, Виталий Серафимович). Куинджи / В. Манин. — Москва : Изобразит. искусство, 1976. — 207 с. : ил., цв. ил.
Миркин, Яков. Блаженный свет Куинджи / Я. Миркин // Родина. — 2021. — № 1. — С. 52-57 : ил.
Неведомский, М. П. А.И. Куинджи / М.П. Неведомский, И.Е. Репин. — Ростов-на-Дону : Феникс, 1997. — 320 с. : ил.
Обуховская, Людмила Анатольевна. «С нами Куинджи и вся сила его!» / Л. А. Обуховская // Достояние республики. — Симферополь : Бизнес-Информ, 2014. — С. 177-181 : ил.
Зал IХ. Куинджи // Путеводитель по Феодосийской Картинной галерее имени И. К. Айвазовского \ сост. С. Барсамова, Н. Барсамов. — Киев, 1959. — С. 98.
Художественная галерея : полное собрание работ всемирно известных художников. Т. 48. Куинджи / гл. ред. А. Жаркова. — Москва : Де Агостини, 2008. — 41 с. : ил.
Издания из свободного доступа в Интернете
Атрощенко Ольга. Художник беспримерной самобытности // Третьяковская галерея. — 2018. — № 3. – URL: https://www.tg-m.ru/articles/3-2018-60/khudozhnik-besprimernoi-samobytnosti (дата обращения 19.01.2022)
Ефимова Алина. Малоизвестные страницы из жизни и творчества А. И. Куинджи // Третьяковская галерея. — 2018. — № 3. – URL: https://www.tg-m.ru/articles/3-2018-60/maloizvestnye-stranitsy-iz-zhizni-i-tvorchestva-ai-kuindzhi (дата обращения 19.01.2022)
Колузаков С. Надгробный памятник А.И. Куинджи. Проект А. В. Щусева // // Третьяковская галерея. — 2018. — № 3. – URL: https://www.tg-m.ru/articles/3-2018-60/nadgrobnyi-pamyatnik-ai-kuindzhi-proekt-av-shchuseva (дата обращения 19.01.2022).
Неведомский, М. П. А.И. Куинджи / М.П. Неведомский, И.Е. Репин. — Ростов-на-Дону : Феникс, 1997. — 320 с. : ил. — с издания Санкт-Петербург : О-во имени А.И. Куинджи, 1913. — 189 с. – URL: http://kuinji.ru/kuindji/ (дата обращения 19.01.2022)
Тарасенко, Дмитрий Николаевич. Очарованные Крымом : / Д. Тарасенко. — Симферополь : Терра-АйТи, 2016. — 368 с., л. цв. ил. ; 21 см. — Библиогр.: с. 363-364.
Охапкина, Ксения. Повесть о Куинджи / Ксения Охапкина. — Москва : Советский писатель, 1953. — 241, с
Сыркин Владимир. Художественная практика учеников А.И. Куинджи в Крыму // Третьяковская галерея. — 2018. — № 3. URL: https://www.tg-m.ru/articles/3-2018-60/khudozhestvennaya-praktika-uchenikov-ai-kuindzhi-v-krymu (дата обращения 19.01.2022)
Т. Гурьева, главный библиограф ЦГБ им. А. ГРина
Детство
Архип Куинджи – четвёртый, последний, ребёнок в семье обрусевшего грека, предки которого по решению Екатерины II в конце XVIII века в числе прочих христиан переселились с Крымского полуострова на северное побережье Азовского моря. Дата рождения будущего художника 27 января 1842 года (некоторые исследователи сомневаются относительно года, вероятны также 1841 и 1843). Семья жила в греческом селе под Мариуполем. Отец в сапожной мастерской шил-починял обувь. Трудились много, жили бедно. В раннем возрасте Архип лишился родителей, которых ему заменила сестра отца с мужем. Став старше, жил в семье старшего брата Спиридона. Происхождение и условия жизни приучили браться за любую работу: пастуха, помощника на стройке, разносчика у хлеботорговца.
Снежные вершины
Данная работа художника находится в Чувашском государственном художественном музее в городе Чебоксары.
Исследователи творчества Куинджи часто говорили о том, что живописец способен был придать любому пейзажу чувство красоты и необычайности мира, эта способность отразилась в его произведении «Снежные вершины».
Картина отличается от работ художников-передвижников, в ней автор отказывается от всякого намерения исследовать, он меняет его на простое желание наслаждаться открывшимися видами.
Природа в этом произведении осмысливается художником как часть сил космоса, несущих красоту и величие.
Единственная любовь на всю жизнь
С Верой Шаповаловой художник встретился в родном для обоих Мариуполе. Молодые люди полюбили друг друга. Но Вера была из богатой купеческой семьи, и отец её поставил условие: заработаешь – Вера твоя. Трудно было, но целеустремлённым и терпеливым Архип был не только в деле овладения профессией. Все годы (12 лет с момента знакомства до венчания) его вдохновляли и поддерживали слова Веры о любви и обещании ждать, сколько надо.
В 1875 году наконец-то состоялась свадьба. В свадебное путешествие молодые отправились в живописные Ладожские места. По пути на Валаам корабль напоролся на подводную скалу. Пассажирам пришлось прыгать с борта в шлюпки. К счастью, всё обошлось, и супруги решили, что раз им удалось спастись, теперь они всю жизнь будут творить благие дела.
Болезнь и смерть
Состояние здоровья знаменитого художника стало ухудшаться с 1907 года. Вдруг появилась тяжелая отдышка. Весной 1909 года он и вовсе был на грани. Рентген показал необратимые изменения сердечной мышцы. Недуг был запущен основательно. Тем не менее, на этот раз Куинджи смог вернуться к жизни.
Через год, во время поездки в Крым Архип Иванович слег с сильнейшим воспалением легких. Возраст гения был уже внушительным. Коварная болезнь потихоньку убивала художника.
Архип Куинджи фото
Доктор прописал полный покой. Вера сильно забеспокоилась отсутствием известий от супруга и отправилась следом. Наступило некоторое улучшение, и было решено вернуться домой. Куинджи решил продолжить лечение на курорте Сестрорецка. Однако было уже поздно. Болезнь прогрессировала. Мучения больного продолжались два месяца. Родные и близкие были рядом. Это было желание Архипа Ивановича.
На рассвете 11 июля 1910 года сердце выдающегося пейзажиста перестало биться. Покоится гений на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Добавить биографию
` reviewsOverall ` / 10
ОЦЕНКА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
( голосов)
Привлекательность
Харизма
Обаяние
Целеустремленность
Внешний вид
Речь
ЧТО ГОВОРЯТ ЛЮДИ…
Сортировать:
Самые последниеНаивысший баллНаиболее полезноХудшая оценка
Ваш отзыв будет первым.
Проверенный
/ 10
Показать больше
{{ pageNumber+1 }}
Личная жизнь
Архип впервые влюбился в 17 лет. Это была любовь на всю жизнь. Со своей избранницей, Верой Кетчерджи-Шаповаловой Архип познакомился в доме ее отца. Тот был зажиточным купцом. Брать в зятья босяка никак не планировал. Однако дочь стояла на своем. Сказала, как отрезала: «Если не за Архипа, то только в монастырь».
Влюбленный Архип на это согласился. Чтобы заработать требуемую сумму, художник направился опять в Северную столицу. Прошло время, жених вернулся с деньгами. Отец Веры такой вариант не предугадал, отдавать дочь за Архипа не хотел и потребовал увеличить выкуп. Молодой человек был вынужден опять податься на заработки. Огромным усилием к 1875 году нужная сумма была собрана. Наконец Архип и Вера связали свои судьбы. После бракосочетания, художник написал портрет суженой.
Свадебный вояж молодожены совершили на остров Валаам. Поездка молодых чуть не закончилось трагедией. Разразился жуткий шторм, но молодые остались живы. Они посчитали это знамением неба: если Господь оставил им жизни, следует использовать их во имя добра.
Архип очень много трудился. Из-под кисти пейзажиста выходили произведения непрерывно. Работа была востребована. Достаток семьи стал более чем приличным. Однако молодые жили скромно. Почти все деньги раздавали неимущим. В трех квартирах, принадлежащих супругам, проживали нуждающиеся друзья.
Кстати, Вера была талантливой пианисткой, однако посвятила себя мужу. Не жалея рук, самостоятельно вела хозяйство: готовила, убирала только сама. К драгоценностям женщина была равнодушна. Господь супругам детей не дал. Жена пережила художника на десять лет.
Самые дорогие полотна Куинджи
При жизни Куинджи получал за свои работы внушительные суммы, в том числе от царских особ и мецената П. Третьякова. Не снизилась их ценность и сегодня. Самой дорогой картиной, ушедшей с официальных торгов, считается одна из версий описанного выше полотна «Березовая роща». Этот вариант мастер написал специально для промышленника П. Демидова, но по неизвестной причине их сделка не состоялась, как и еще одна попытка продать холст предпринимателю К. Солдатенкову. В итоге его приобрел коллекционер Ф. Терещенко, а спустя годы картина была обнаружена у одного из коллекционеров в Нью-Йорке. В 2008 году ее выставили на известный аукцион Sotheby`s с оценкой 2-3 млн долларов. С молотка творение Куинджи ушло за 3,1 млн долларов.
Другие известные картины мастера также могли бы претендовать на сумму в миллион долларов и более, но большинство коллекционеров не торопятся расставаться со своими картинами Куинджи. Зато мошенники уже много раз делали попытки похитить дорогие полотна художника из музеев. Так, в начале 2019 года один из посетителей Третьяковской картины, под видом работника музея просто подошел, снял со стены картину «Ай-Петри. Крым», вытащил ее из рамы и спокойно вынес из музея. Прямо как в фильме «Старики-разбойники»! Как и в кино, ее пропажу могли не заметить не только на следующий день, но и до конца проходящей выставки. Но по стечению обстоятельств, в это же время в музее находилась полиция, вызванная по поводу украденной шубы. При просмотре камер пропажу сразу заметили, а картину уже на следующий день удалось вернуть в музей.
Интересно, что страховая стоимость похищенной картины составляет около 12 млн рублей (около 180 тысяч долларов). Судебная экспертиза определила стоимость картины в 20 млн рублей, которые пришлось выплатить похитителю. В то же время эксперты полагают, что на аукционах картину могли бы выставить с оценкой 1-2 млн долларов.
Среди других похищений назовем кражу в 1980 году в Куйбышевском художественном музее картин «Море» и «Облако», похищение в 2001 году из Челябинской галереи работы «Развалины в степи» и «На закате», пропажу в 2017 году этюда «Днепр» и другие.
Что касается других уходов картин Куинджи, то среди них назовем такие. Это произведение «Русский пейзаж», проданное за 392 тысячи долларов, картина «Перед грозой» (цена продажи 221 тыс. долларов), холст «Украинская ночь» (цена продажи 213 тыс. долларов), полотно «Поместье у озера лунной ночью» (продана за 90 тыс. долларов).
Мастер дивного света Архип Куинджи не всегда был принят публикой, но это не отвратило его от дела жизни. Благодаря такой стойкости духа и верности своим взглядам, художник оставил потомкам большое наследие удивительных картин. Эти полотна и сегодня заставляют зрителей подолгу всматриваться в них, а ценителей искусства мечтать заполучить их в свои коллекции.
Первые попытки учиться рисованию
С ранних лет Архипа влекло искусство рисования. При любой возможности он пробовал изобразить увиденное и это у него неплохо получалось
Один из его старших знакомых, обратив внимание на очевидные способности мальчика, подал идею ехать в Крым, где жил и работал знаменитый Айвазовский. Показать мастеру свои рисунки, проявить себя и поступить в ученики – мечты юного Куинджи
И летом 1855 года он, полный надежд, прибыл в Феодосию. Но обычно внимательный к молодым талантам, Айвазовский на этот раз упустил явное дарование. Попытка пробиться на уроки хотя бы к ученикам мастера также принесла жалкие плоды: горячего и решительного подростка допустили только красить заборы и размешивать краски. После 2-месячных мытарств он вернулся на родину.
Биография Куинджи
Архип Иванович Куинджи (при рождении Куюмджи) родился 15 (27) января 1842 года в Мариуполе. Он рос в семье сапожника Ивана Христофоровича, который получил прозвище Еменджи, то есть «трудовой человек».
Мальчик осиротел, когда ему едва исполнилось 6 лет. После этого его воспитывали близкие родственники.
Детство и юность
Куинджи с самого детства много трудился. Довольно рано он успел поработать пастухом, помощником хлеботорговца и принять участие в церковной стройке.
Архип Куинджи любил животных, часто защищая их от издевательств хулиганов. Кроме этого он всегда приходил на помощь слабым товарищам. Первым учителем будущего художника был преподаватель-грек, который обучил его основам греческой грамматики.
Портрет работы В.М. Васнецова, 1869 г.
После этого Куинджи недолго обучался в местном училище. Стоит отметить, что его мало интересовали какие-либо дисциплины кроме рисования. Талантливый подросток рисовал при каждом удобном случае и использовал для этого все, что только мог.
Когда 11-летний Куинджи работал на стройке храма, он не переставал думать о художественном искусстве. После рабочего дня Архип шел в комнату, где проживал на тот момент, и до глубокой ночи расписывал ее стены.
Когда окружающие заметили в юноше творческие задатки, они посоветовали ему стать учеником Ивана Айвазовского.
В результате Куинджи пошел пешком в Феодосию, где проживал знаменитый маринист. Интересен факт, что Айвазовский не увидел в парне никакого таланта. И хотя он отказался обучать его живописи, художник не стал прогонять мальчика из мастерской.
Иван Константинович Айвазовский поручил Архипу красить забор и подготавливать краски. Через 2 месяца юноша решил вернуться домой, где начал трудиться в фотостудии. Позже Куинджи поехал в Петербург, мечтая стать студентом Академии художеств.
Благотворительность и доброта как образ жизни
Действительно, Архип Иванович и во всём поддерживающая мужа Вера Леонтьевна сами жили очень скромно, при этом владели в Петербурге доходными домами и сдавали квартиры. Основную часть всех своих доходов, в том числе гонорары за картины, чета отдавала на благотворительность. Десятки и сотни тысяч рублей жертвовал живописец Академии, а также различным обществам на поощрение и поддержку художников.
По воспоминаниям Николая Рериха, ученика А.И Куинджи, великий мастер был необычайно хорошим, добрым человеком, чутко относящимся к природе и всяким пташкам и букашкам. Улыбающийся и совершенно счастливый седой мастер в минуты кормления бесчисленных налетевших птиц, знающих эти добрые руки, – одно из самых дорогих воспоминаний Рериха о своём учителе.
Одно только обстоятельство омрачало жизнь: в семье не было детей. Но и здесь Вера Леонтьевна проявляла себя как мудрая женщина: по-матерински заботилась об учениках мужа, который, со своей стороны, относился к ним по-отцовски.
Первая работа по душе
В Мариуполе Куинджи удалось устроиться в салон местного фотографа ретушёром. Эта работа приближала его к заветной мечте и давала опыт в приобретении художественных навыков. Оставалось и достаточно времени для самостоятельных занятий. В Одессе, куда он уехал через несколько месяцев, целеустремлённый юноша продолжил заниматься ретушированием. Спустя три года, переехав в Таганрог, этой же работе посвятил следующие 5 лет жизни: в центральном фотосалоне С.С. Исаковича с 1860 по 1865 год Куинджи Архип, амбициозный и трудолюбивый, увлечённо и терпеливо работает, учится и оттачивает своё мастерство.