Преображенский, евгений николаевич

Как летчики балтфлота бомбили берлин в августе 1941 года

Бомбардировки Берлина в 1941-м

В состав группы вошли 15 экипажей морской авиации на бомбардировщиках ДБ-3. 7 августа в 21:00 самолеты поднялись в воздух и взяли курс на Берлин. Маршрут длиной 1756 км, из которых 1400 км — над морем, проходил по прямой: остров Эзель (Сааремаа) – Свинемюнде – Штеттин – Берлин. Полет предстояло совершить над территорией, занятой немцами, — задача и так сложная, к тому же для соблюдения строжайшей секретности истребители авиагруппу не сопровождали.

Северной границы Германии летчики достигли через три часа. Пролетая над ее территорией, наши самолеты неоднократно обнаруживали с немецких наблюдательных постов, но гитлеровская ПВО огня не открывала.

Смелость и разумный риск, основанный на точном расчете, оправдали себя. Немцы не ожидали такой дерзости. Во время подхода наших самолетов к цели они сигналами с земли запрашивали: что за машины, куда летят? Считая, что сбились с пути свои, летчикам предлагали сесть на один из ближайших аэродромов.

Загипнотизированные геббельсовской пропагандой, дежурные наблюдательных постов не допускали даже мысли, что над их головой могут появиться советские самолеты.

Из книги Николая Кузнецова «Курсом к победе»

В ту ночь над Берлином побывало пять из 15 самолетов во главе с Евгением Преображенским. Остальные отбомбились по берлинскому предместью и городу-порту Штеттину.

На рассвете 8 августа авиагруппа в полном составе вернулась на базу. В дальнейшем для вылетов использовался аэродром города Пушкин под Ленинградом, а вылеты совершали в том числе и летчики Дальней авиации. Однако давшая слабину во время первой бомбардировки вражеская ПВО теперь была готова к новым ударам.

Теперь противник встречал наши самолеты ожесточенным огнем, едва они пересекали береговую черту, а вокруг Берлина действовала сложная система противовоздушной обороны. Каждый раз приходилось разрабатывать особую тактику. Выручала по-прежнему большая высота. Выше 7 тысяч метров нашим бомбардировщикам уже не так были страшны ночные истребители со специальными мощными фарами, не так был страшен и огонь зениток.

Из книги Николая Кузнецова «Курсом к победе»

Несмотря на мощную защиту, никто из пилотов не спасовал перед лицом смертельной опасности. Летчик Алексей Цыкин в своей книге «Краткий очерк истории Дальней Авиации» вспоминал об августовских вылетах: «Зенитные орудия молчали, но прощупывали небо прожекторы. Ярко светила луна. Когда с первых самолетов посыпались тяжелые бомбы, ПВО пришла в движение. Зенитки вели ураганный огонь, разрывы снарядов испятнали небо на различных высотах, кругом шарили лучи сотен прожекторов. Но ни один советский экипаж не свернул с курса. Бомбы сброшены в цель».

Последний в 1941 году авиабросок на столицу рейха советские летчики совершили 5 сентября. После того, как немцы заняли Таллинн, использовать аэродром на острове стало невозможно. За десять налетов на Берлин было сброшено 311 бомб и зарегистрировано 32 пожара.

Налеты советской авиации в 1942-м

Почти через год Сталин вновь поставил задачу нанести удар по Берлину, приурочив операцию к годовщине нападения Германии на Советский Союз, 22 июня 1942-го. Командующий авиацией дальнего действия (АДД) Александр Голованов сумел перенести задачу на конец августа. Причины были весомые: в двадцатых числах июня самые короткие и светлые ночи, то есть значительные расстояния летчикам предстоит преодолевать в светлое время суток – а это дополнительный риск. Сталин согласился. Операция началась в конце августа 1942-го и продолжалась до середины сентября.

В ту тяжкую пору почти все воздушные силы были брошены на Сталинградскую оборонительную операцию

(…) Казалось, не было задачи более важной, чем это. Но командующий АДД, помня требования Сталина и свою перед ним «задолженность», отсек от сталинградских задач немногим более двухсот отборных экипажей и направил их на Берлин, Будапешт, Бухарест, Варшаву, Штеттин, Кенигсберг, Данциг

Из книги Василия Решетникова «Что было – то было»

Использовали базовые аэродромы, а для наиболее дальних целей – прифронтовые аэродромы подскока.

Первый удар АДД нанесла в ночь на 27 августа 1942 года. Действуя в сложных метеоусловиях по военно-промышленным объектам в Берлине, сообщали наши газеты, там было вызвано 9 очагов пожара, а Данциге – также 9, в Кенигсберге 10 очагов, сопровождавшихся взрывами.

Из книги Василия Решетникова «Что было – то было»

Ноты Чайковского под немецким сапогом

Несколько фронтовых эпизодов врезались в память Бориса Викторовича на всю жизнь.

Когда освобождали Клин, он своими глазами видел, во что превратили немцы усадьбу П. И. Чайковского. Разорванные, затоптанные немецкими сапогами ноты, разгромленные интерьеры, в личных комнатах композитора  — грязная уборная… Он уже прошёл немало разорённых городов и сёл, но картина варварства в музее великого композитора потрясла его. Три недели фашисты хозяйничали здесь, перед отступлением заминировали дом, но взорвать его помешали наши войска.

Очень сильное потрясение пережил он в Краснодоне. Так получилось, что при них вытаскивали из шахты расстрелянных и заживо сброшенных молодогвардейцев. За 8 дней вытащили всех, 71 труп. Обезображенные тела молодых парней и девушек навсегда врезались в память.

Шурф шахты № 5, куда сбросили тела молодогвардейцев

Тяжело и яростно уступали немцы южные районы страны. Однажды наши позиции плотно накрыла вражеская авиация. Сильной взрывной волной Преображенского отбросило в сторону, на время он потерял сознание. Когда открыл глаза, рядом лежала оторванная рука немецкого летчика — возможно, того, кто только что нажимал на гашетку. На руке тикали часы…

Освободили Одессу, Херсон, Николаев. Из одесских катакомб выходили измученные, но непобеждённые бойцы неприступной подземной крепости.

Неожиданно он попал на «катакомбную» свадьбу. Как он там плясал, как не жалел своих сапог! Через много лет его пригласят в Херсон на встречу с однополчанами в школу имени 49­-й гвардейской дивизии и объявят почётным пионером.

Молдавия, Болгария, Румыния, Венгрия, Чехословакия, Австрия  — по этим дорогам прошёл радиотехник, гвардии лейтенант Борис Преображенский. В конце войны фашисты бежали от советских войск так стремительно, что не успевали забрать награбленное. В одной деревне под Будапештом зашли в дом, а там ящики штабелями стоят! Вскрыли, а в них драгоценности, золото, редкий фарфор.

Он многое пережил: угрозу плена и смерти, потерю друзей. Долгожданный День Победы Преображенский встретил в австрийских Альпах, в Тироле. В полку «катюш» требовались опытные специалисты, поэтому домой вернулся только через год.

Снова пришёл в Кудринскую школу под Хотьковом, где директорствовал ещё 19 лет. Выйдя на пенсию, попросился на Оптико-­механический завод техническим контролёром. А потом ещё несколько лет работал с детьми и подростками по месту жительства. Я помню его, он часто ходил в военной гимнастёрке, высокий, спокойный, с внимательным и добрым взглядом.

Борис Викторович Преображенский был человеком активным, неравнодушным. Его знали во всех городских службах, куда он приходил с замечаниями и предложениями. Отказать фронтовику было трудно, потому что в разговорах с начальством он проявлял мудрость педагога и твёрдость бывалого солдата.

Музей П. И. Чайковского после немцев

Валентина Алексеева

Удар «разгромленной авиации»

В июне–июле 1941 года советские силы с огромными потерями отступали вглубь страны.

В эйфории побед Германия обещала закончить «блицкриг» на востоке в считанные недели, а Геббельс и Геринг на фоне больших потерь военно-воздушных сил Красной армии заявляли, что советская авиация разгромлена, и на столицу рейха никогда не упадет ни одна бомба.

Английская же пресса в ответ на «интересное и загадочное сообщение о бомбежке Берлина» писала, что английская авиация в ночь с 7 на 8 августа налета на столицу Германии не совершала.

Немцам пришлось признать, что в ту ночь именно самолеты «разгромленной советской авиации» заставили содрогнуться многомиллионный город.

Сельский учитель

Борис Преображенский вырос в учительской семье и продолжил дело родителей: в конце 1920-­х годов окончил сергиевский педагогический техникум им. Октябрьской революции. Он тянулся к знаниям, поэтому кроме техникума окончил радиотехнические курсы в Институте связи и заочно — политехникум связи.

Работал директором Алферьевской, потом Кудринской начальных школ в Загорском районе. С женой Галиной Анатольевной, тоже учительницей, они познали все тяготы деревенских просветителей. Однако ни материальная бедность школ, неграмотность населения, ни скромные условия бытия  их не смущали.

Кем только ни приходилось им быть: санитарами, лекторами, судьями. Часто после работы Борис Викторович шёл по избам и устанавливал детекторные приёмники, причём делал это на свои средства. Хоть молодой директор и получал с женой всего по 39 руб­лей в месяц, от личного плана радиофикации он не отступал. Как смотрели на него мальчишки!

Учитель стал своим в деревне, мужики приглашали его на завалинки и обсуждали уже не только местные новости. Верующие, перестав креститься на приёмники, слушали радио.

Наладили супруги занятия и по ликвидации неграмотности. Поначалу неохотно, но взрослые всё же потянулись в кружок, начали писать и читать.

Ученики выросли благодарными людьми, в квартире Преображенских можно было увидеть немало изделий резчиков по дереву и других подарков Х Подарки в Сергиевом Посаде и районеВсе материалы и статьи, где упоминается подарки. Памятные подарки ветеранам и юбилярам, подарки жителям города и района, подарки на день рождения и новогодние подарки.Читать далее….

Радиостанция военных лет «Север»

ОНИ УЧАСТВОВАЛИ В БОМБЕЖКЕ БЕРЛИНА

Не вернулся с боевого задания ГАЙНУТДИНОВ Аглям Гайнутдинович, 1911 года рождения, уроженец Менделеевского района Татарстана. Мобилизован Бондюжским РВК. Он был старшим бортовым техником, бортинженером, воентехником I ранга 432 авиаполка 81 авиационной дивизии. Его бомбардировщик сбросив смертоносный груз на Берлин, 10 августа 1941 г. не дотянул до родного аэродрома, потерял ориентировку и упал на территории Финляндии. При падении погиб Аглям и трое членов его экипажа. Пятеро летчиков ранеными попали в плен к финнам. Вернулись живыми лишь трое…

Финляндия. Здесь погиб А.Гайнутдинов
Источник фото: предоставлено автором

БУРГАНОВ ГАЛИ АМИНОВИЧ (однополчане звали его Борис Александрович или просто Бурхан), родился 5 мая 1912 г. в с. Курмаевка Николаевского района Пензенской обл. Мобилизован Мелекесским РВК Ульяновской обл. 1 ноября 1932 г. Член ВКП(б). В конце 30-х годов служил в Маньчжурии. Всю войну пролетал на тяжелых штурмовиках. 
С 22 июня 1941 г. служил на Западном и Северо-Западном фронтах. С октября 1941 г. — на Ленинградском и Волховском фронтах. С 10 июля по 1 ноября 1943 г. – на Брянском фронте, с ноября 1943 г. – на II Прибалтийском фронте. В сентябре 1941 г. был ранен и контужен. 

БУРГАНОВ ГАЛИ АМИНОВИЧ
Источник фото: предоставлено автором

Был штурманом эскадрильи сначала 22 учебного авиационного полка 1 Рязанской высшей офицерской школы ночных экипажей, потом — 696 смешанного авиационного полка 15 воздушной армии, 313 ночной ближне-бомбардировочной авиационной дивизии, 22 дальне-бомбардировочного авиационного полка.
За участие в трех вылетах с целью бомбометания по Берлину награжден орденом Ленина.
После награждения произвел еще 51 боевой вылет на объекты в Германии и Румынии – Берлин, Кенигсберг, Данциг, Плоешти с налетом 300 часов.
Награжден 18 февраля 1942 г. орденом Красного Знамени за то, что «имел 54 боевых вылета. Участвовал в 11 боевых ночных вылетах с отличными результатами. Летал в любую погоду.»
Будучи старшим лейтенантом, штурманом эскадрильи 696 авиационного полка ночных бомбардировщиков совершил 35 боевых вылетов при боях по прорыву блокады Ленинграда. За что 20 апреля 1942 г. награжден вторым орденом Красного Знамени.
С 11 июля по 25 сентября 1943 г. Бурганов сделал еще 59 полетов, выполняя оперативные задания по налаживанию связи и контролю за эффективностью бомбометания. Добился высокой эффективности ночных ударов. 
Лично произвел 143 боевых вылета в Орловской и Брянской операциях. Им уничтожено 2 автомашины, 2 точки зенитной артиллерии, минометная батарея, прожектор, артиллерийское орудие, шестиствольный миномет, 3 дома с огневыми позициями. 12 ноября 1943 г. награжден орденом Отечественной войны I степени.

БУРГАНОВ ГАЛИ АМИНОВИЧ
Источник фото: предоставлено автором

С 1 января 1944 г. по май 1945 г. произвел 37 успешных боевых вылетов на бомбардировку и контроль эффективности бомбометания. Его боевой налет составил 50 часов. Сбросил 6350 кг бомб. Уничтожил 10 автомашин с воинскими грузами, 6 минометных точек, 10 повозок, подавил огонь 2 батарей и 8 огневых точек.
Вторым орденом Красного Знамени награжден 9 мая 1945 г. за то, что, будучи майором, начальником штурманского отдела, заместителем главного штурмана 15 воздушной Армии произвел 216 успешных боевых вылетов.
Продолжал службу в ВВС и после войны.
Имел боевые награды: 2 ордена Ленина, 3 ордена Красного Знамени, ордена Отечественной войны I и II степеней, орден Красной Звезды, медали: «За оборону Ленинграда», «За взятие Кенигсберга», «За боевые заслуги».
В звании полковника вышел в отставку 31 декабря 1958 г.
Умер в 1988 г., похоронен в г. Самаре.

ВАЛЕЕВ Абдулла Атауллович, воентехник 2 ранга за участие в налетах на Берлин награжден орденом Красного Знамени 16 сентября 1941 г. 
В 412 бомбардировочном авиаполку служил лейтенант ХАМИДУЛЛИН Наиль Мутыгуллович, родившийся 5 сентября 1926 в г. Тулун Иркутской обл. Мобилизован в ноябре 1939 г. Дюртюлинским РВК Башкирии. Прослужил до 22 декабря 1945 г.
Среди участников бомбежки Берлина в 1941 г. были ГАЛИУЛЛИН Габдулхак и САДРИЕВ Жаудат. Но детали об их судьбе пока автору этих строк найти не удалось… 
Работа продолжается.

Память

  • Именем Е. Н. Преображенского названы улицы в городах Вологда , Кириллов Вологодской области, поселке Сафоново Мурманской области.
  • В селе Волкославинское Кирилловского района Вологодской области установлен бюст Е. Н. Преображенского.
  • Имя Е. Н. Преображенского присвоено самолету Ту-142М Авиабазы Кипелово.
  • Именем Е. Н. Преображенского назван 33 ЦБП и ПЛС авиации ВМФ СССР в г. Николаеве. .

Преображенский
Евгений Николаевич

Первым выполнил удар возмездия по Берлину в августе 1941 г.

Статистика

Только к весне 1942 г. группа Преображенского выполнила 214 боевых вылетов по защите Ленинграда, сам командир совершил 10 боевых вылетов днем и 33 ночью. Продолжал лично выполнять задания и на генеральских должностях, имел одно ранение и одну контузию.

Биография

Родился 22 июня 1909 г. в селе Волокославинское Новгородской губернии (ныне в Вологодской области) в семье сельских учителей. Окончил Череповецкий педагогический техникум, а в 1927 г. был призван в морскую авиацию. В 1930 г. окончил Севастопольское военно-морское авиационное училище. Служил летчиком, затем командиром эскадрильи и командиром Перед войной прошел путь от рядового летчика до командира 1-го минно-торпедного полка бомбардировочной бригады ВВС Балтийского флота.

Кем был

Во время советско-финляндской войны авиачасть Преображенского вела бомбардировки коммуникаций противника, его береговых баз, портов и аэродромов. За боевые заслуги, мужество и героизм в январе 1940 г. был награжден орденом Ленина. 22 июня 1941 г. командир 1-го мтап полковник Преображенский встретил на своем аэродроме в Прибалтике. Полк нанес несколько бомбовых ударов по Финляндии, а с конца июня 1941 г. бомбил немецкие танковые и моторизованные колонны в районе Даугавпилса, другие цели на пути к Ленинграду.

Чем знаменит

Прошел всю войну на командных или штабных должностях, проводил большую и плодотворную работу по организации боевой деятельности вверенных соединений, непосредственно руководил оперативно-тактической подготовкой личного состава, следил за вводом в строй молодых экипажей. С февраля 1946 г. командовал ВВС Тихоокеанского флота, а с февраля 1950 г. возглавил всю авиацию Военно-Морского флота СССР. В 1962 г. Преображенский назначен военным консультантом Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.

Места сражений

С августа 1942 г. Евгений Николаевич командовал авиабригадой Балтийского флота, которая бомбила войска и корабли противника в ходе битвы за Ленинград. Весной 1943 г. соединение Преображенского участвовало в налетах на Кенигсберг, Тильзит, Инстенбург. Торпедоносные авиаполки разрушили сетевую преграду и проделали выходы в Балтийское море для подводных лодок. Одновременно самолеты наносили удары по морским транспортам в Рижском заливе. В апреле 1943 г. назначен начальником штаба ВВС Северного флота, с апреля 1945 г. — зам. командующего ВВС Тихоокеанского флота, участвовал в войне с Японией, лично руководил высадкой воздушных десантов в Порт-Артуре.

Случаи проявления наивысшей степени героизма

В ночь на 8 августа 1941 г. авиационная группа под командованием Преображенского в составе шести машин ДБ-3 сбросила по 750 кг бомб на военно-промышленные объекты фашистской столицы. 13 августа 1941 г. Преображенскому среди первых морских летчиков в период Великой Отечественной было присвоено звание Героя Советского Союза.

Государственные награды

Герой Советского Союза награжден двумя орденами Ленина, четырьмя Красного Знамени, орденами Суворова 2 степени, Красной Звезды. Именем Е.Н. Преображенского названы улицы в Вологде, Череповце, Кириллове, Вологодской области, поселке Сафоново Мурманской области. В его честь назван 33-й Центр боевой подготовки авиации ВМФ СССР в г. Николаеве и пассажирский теплоход.

Награды[править | править код]

  • медаль «Золотая звезда» Героя Советского Союза (13.8.1941)
  • Три ордена Ленина (7.2.1940, 13.08.1941, 21.08.1953)
  • Пять орденов Красного Знамени (15.6.1942, 25.3.1943, 3.11.1944, 14.9.1945, 24.06.1948)
  • орден Суворова 2-й степени (31.3.1943)
  • орден Красной Звезды (3.11.1944)
  • Медаль «За оборону Ленинграда» (1943)
  • Медаль «За оборону Советского Заполярья»
  • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • Медаль «За победу над Японией»
  • Медаль «30 лет Советской Армии и Флота»
  • Медаль «40 лет Вооруженных Сил СССР»
  • Медаль «В память 250-летия Ленинграда»

иностранные награды:

  • Орден Государственного флага 1 степени (КНДР) (1948)
  • Медаль «За освобождение Кореи» (КНДР)
  • Медаль «Китайско-советской дружбы» (КНР)

Последующие полёты[править | править код]

Всего до 5 сентября 1941 года советские лётчики выполнили девять налётов на Берлин, совершив в общей сложности 86 самолёто-вылетов. 33 самолёта бомбили Берлин, сбросив на него 21 тонну бомб и вызвав в городе 32 пожара. 37 самолётов не смогли выйти к столице Германии и нанесли удары по другим городам. В общей сложности было израсходовано 311 фугасных и зажигательных бомб общим весом 36 050 кг. Были сброшены 34 агитбомбы с листовками. 16 самолётов по разным причинам были вынуждены прервать полёт и вернуться на аэродром. Во время осуществления налётов было потеряно 17 самолётов и 7 экипажей, причём два самолёта и один экипаж погибли на аэродроме при попытках взлететь с 1000-килограммовой и двумя 500-килограммовыми бомбами на внешних подвесках.

Бомбёжки Берлина в течение месяца сильно озаботили немцев. Гитлер требовал от своего командования:

6 сентября 28 самолётов люфтваффе дважды бомбили аэродром «Кагул». Шесть советских ДБ-3, один Ил-2 и один МиГ-3, а также весь бензин и часть боезапаса сгорели на земле. Полк Е.Н. Преображенского решили отправить на защиту Ленинграда.

После оставления Таллина и Моонзундского архипелага полёты на Берлин пришлось прекратить.

Приказ наркома обороны СССР И. В. Сталина № 0265 с объявлением благодарности личному составу самолетов, участвовавших в разведывательном полете и бомбардировке Берлина. 8 августа 1941 года

Уже 8 августа Сталин подписал специальный приказ № 0265 «О поощрении участников бомбардировки Берлина», в котором, помимо благодарности, объявлялось о выдаче каждому члену экипажа по 2 тысячи рублей.

13 августа вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении награды первым четырём летчикам: полковнику Преображенскому Е. Н., капитанам Гречишникову В. А., Плоткину М. Н., Ефремову А. Я. и штурману флагманского экипажа капитану Хохлову П. И. званий Героя Советского Союза.

В приказе Сталина «О порядке награждения лётного состава ВВС за хорошую боевую работу» от 19 августа 1941 года было специально установлено: «При действиях по политическому центру (столице) противника за каждую бомбардировку каждое лицо экипажа получает денежную награду в размере 2000 рублей» (за обычную успешную бомбардировку лётчики ДБ получали 500 рублей).

Всего в августе-сентябре Орденами Ленина были награждены 13 человек, Красного Знамени и Красной Звезды — 55 человек. В сентябре Героями Советского Союза стали ещё 5 человек, многие получили ордена и медали.

Примечания[править | править код]

Комментарии

  1. По другим данным — 2 августа
  2. Аэродром Кагул предназначался для действий истребителей и имел земляную взлётно-посадочную полосу протяжённостью 1300 метров, чего было недостаточно для тяжёлых бомбардировщиков ДБ-3Ф
  3. По другим данным — в первом вылете участвовало 13 самолётов
  4. Мощности М-105 не хватало для взлёта перегруженных Ер-2, и машины имели слишком большую длину разбега.
  5. По некоторым источникам — 18 самолётов

Источники

  1. . Дата обращения: 17 января 2013.
  2. . Дата обращения: 17 января 2013.
  3. Elayne Grant Archer. Crossing Troubled Waters: The Memoir of an English War Widow, p. 141.
  4. ↑ ОЦВМА, ф. 255, д. 34134
  5. gazeta.ru. Дата обращения: 28 февраля 2021.
  6. aviator.guru. Дата обращения: 28 февраля 2021.
  7. . 10otb.ru. Дата обращения: 28 февраля 2021.
  8. Михаил Бирин. . «Бизнес Online». Дата обращения: 28 февраля 2021.
  9. ↑ .
  10. ↑ .
  11. Лашков А. Ю. «Обязать 81-ю авиадивизию произвести налёт на Берлин». Первый воздушный налёт дальнебомбардировочной авиации на Берлин в ночь с 10 на 11 августа 1941 года. // Военно-исторический журнал. — 2016. — № 8. — С.19—23.
  12. А. Н. Медведь, А. Г. Седловский. Обязать товарища Водопьянова… // Авиация и время. — 1996. — № 1. — С. 39.
  13. Коллектив авторов. Великая Отечественная: Комдивы. Военный биографический словарь / В. П. Горемыкин. — М.: Кучково поле, 2014. — Т. 2. — С. 461, 483. — 1000 экз. — ISBN 978-5-9950-0341-0.
  14. Приказ НКО СССР № 0299 от 19 августа 1941 г.

Планирование и подготовка[править | править код]


Полковник П. Н. Преображенский с экипажем своего корабля


Подготовка бомбардировщика к боевому вылету


Схема полета самолетов на Берлин от о. Сааремаа (бывший Эзель)

27 июля 1941 года 1-му минно-торпедному авиационному полку 8-й авиабригады ВВС Балтийского флота под командованием полковника Преображенского Е. Н. был отдан личный приказ Сталина: произвести бомбовый удар по Берлину и его военно-промышленным объектам. Командование операцией было поручено Жаворонкову С. Ф., ответственным за исход был назначен Кузнецов Н. Г.

Для нанесения удара планировалось использовать дальние бомбардировщики ДБ-3, ДБ-ЗФ (Ил-4), а также новые ТБ-7 и Ер-2 ВВС и ВВС ВМФ, которые с учётом предельного радиуса действия могли достигнуть Берлина и вернуться обратно. Учитывая дальность полёта (около 900 км в одну сторону, 1765 км в обе стороны, из них над морем 1400 км) и мощную ПВО противника, успех операции был возможен лишь при выполнении нескольких условий: полёт необходимо было осуществлять на большой высоте, возвращаться назад по прямому курсу и иметь на борту лишь одну бомбу весом 500 кг или две бомбы по 250 кг.

28 июля генерал Жаворонков прилетел в посёлок Беззаботное под Ленинградом, где базировался 1-й минно-торпедный авиационный полк ВВС Балтийского флота. Операция готовилась в режиме повышенной секретности, в курс дела были поставлены лишь командующий Балтийским флотом вице-адмирал Трибуц В. Ф. и командующий ВВС Балтийского флота генерал-майор авиации Самохин М. И.. Для нанесения удара по Берлину были отобраны 15 экипажей полка. Командиром особой ударной группы назначили командира полка полковника Преображенского Е. Н., флаг-штурманом — капитана Хохлова П. И.

2 августа из Кронштадта в условиях повышенной секретности и под сильной охраной вышел морской караван, состоящий из тральщиков и самоходных барж с запасом бомб и авиационного топлива, стальных пластин для удлинения взлётно-посадочной полосы, двумя тракторами, бульдозером, трамбовочным асфальтовым катком, камбузным хозяйством и койками для лётного и технического состава особой ударной группы. Пройдя через заминированный Финский залив и зайдя в уже осаждённый немцами Таллин, утром 3 августа караван подошёл к причалам острова Эзель и выгрузил груз.

В ночь на 3 августа с аэродрома Кагул был осуществлён пробный полёт — несколько экипажей, имея запас горючего до Берлина и полный боекомплект, слетали на разведку погоды и сбросили бомбы на Свинемюнде.

4 августа особая ударная группа перелетела на расположенный на острове аэродром Кагул. С 4 по 7 августа производилась подготовка к полёту, бытовое устройство лётного и техсостава, удлинение взлётно-посадочной полосы.

В ночь на 6 августа 5 экипажей отправились в разведывательный полёт на Берлин. Было установлено, что зенитная оборона расположена кольцом вокруг города в радиусе 100 км и имеет много прожекторов, способных действовать на расстоянии до 6000 м. Вечером 6 августа экипажи первой группы бомбардировщиков получили боевую задачу.

Реакция[править | править код]

Несмотря на то, что бомбовый удар не нанёс существенного военного урона нацистской Германии, он имел важный психологический эффект.

8 августа немецкое радио передало сообщение:

В ответ на это Би-би-си сообщило:

В свою очередь, 10 августа в газете «Правда» было опубликовано посвящённое этому обмену юмористическое стихотворение С. Я. Маршака, иллюстрированное рисунками Кукрыниксов.

Совинформбюро 8 августа известило, что советская авиация успешно бомбила Берлин. Сообщение в «Известиях» завершалось словами:

Заметки с аналогичным содержанием публиковались в «Известиях» в течение всего августа. В дальнейшем боевые вылеты были менее успешными.

Вместо портфеля — сумка связиста

В августе 1941 года Борис Викторович ушёл на фронт, почти всю войну был радиотехником-­связистом. Он защищал Москву и уже в первых боях понял, что вой­на будет страшной и долгой. Ближайшие недели подтвердили эти предположения.

Фронтовая судьба Бориса Преображенского оказалась накрепко связана с 49­-й гвардейской стрелковой орденов Суворова и Красного Знамени Херсонской дивизией. Она участвовала в тяжёлых боях Ржевско-­Вяземской операции, где встретила сильное сопротивление немцев. Дивизия понесла огромные потери. В сражениях погибало так много народу, что у убитых не успевали вытаскивать личные документы. Поэтому десятки тысяч остались в истории Х Се́ргиев Поса́д — город (с 1782 года) в Московской области России, административный центр Сергиево-Посадского района Московской области, крупнейший населённый пункт муниципального образования «Городское поселение Сергиев Посад», является центром Сергиево-Посадской городской агломерации, имеющей население свыше 220 тысяч человек (2014 год).Сергиев Посад был назван в честь Преподобного Сергия, основавшего крупнейший в России монастырь. В 1919 г. город был переименован в Сергиев, а в 1930г. — в Загорск, в честь революционера В. М. Загорского. Но в 1991 г. городу было возвращено историческое название.Читать далее… войны без вести пропавшими.

Бойцы дивизии сражались на северо-­восточной окраине Ржева и смогли выбить немцев из жилых кварталов. Осенью 1942 года в районе станции Лев Толстой (прежняя Астапово, где умер великий писатель) дивизию укомплектовали и войска пошли в наступление.

Борис Преображенский чудом выжил в тех боях. Среди оставшихся в живых была и комсорг связистов Ольга Кривошеина, которая потом станет директором Центрального музея им. В. И. Ленина.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: