Суриков. путь успеха

Посещение царевной женского монастыря

Картина «Посещение царевной женского монастыря» писалась с 1908 по 1912 годы. Сюжеты для ее создания возникли в голове художника после прочтения книги «Домашний быт русских цариц в XVI-XVII веках».

Русские царевны воспитывались строго, в теремах, под присмотром няней и другой прислуги женского рода.

Выйти замуж они могли только за жениха из царского рода, простые люди или иностранные вельможи не годились для роли мужа русской царевны, поэтому многие из них отправлялись в монастыри.

На своем полотне живописец изобразил юную царевну, посещающую монастырь, послушницей которого она скоро станет. За ней пристально следит настоятельница и монахини, большинство которых также были девушками из знатного рода, но не сумели выйти замуж и отправились в стены монастыря.

Царевна

Художник знал, что судьба царских дочек может на самом деле оказаться не такой радужной, какой себе ее представлял обычный человек.

С детства царевн воспитывали в строгости, не разрешали выходить за пределы дворцовых палат, редко обучали грамоте. Большую часть времени царские дочки отдавали молитвам и вышиванию, вырастая, часто уходили в монастырь.

Портрет «Царевна» Суриков написал в 1911 году, исследователи считают, что он писал его с 12-летней девочки.

На картине изображена юная девушка, несмотря на богатые одежды и украшения, ее лицо имеет скорбное выражение, глаза подернуты влагой, губы сжаты, как будто девочка изо всех сил сдерживает слезы. Во всем образе сквозит печаль и серьезность, которые редко свойственны детям ее возраста.

Детство

В 1854 году семья по причине служебного перевода отца переехала в Сухой Бузим в той же губернии. Через два года Василий идёт учиться: сначала в приходскую школу, в 1858-м – в окружное училище (только после 1879 года округа стали именоваться уездами).

В 1859 году умер отец Василия (от туберкулёза). Мать с пятью детьми, сёстрами будущего художника и его младшим братом Александром, возвращается в семейный дом в Красноярске. Нужда заставляет сдавать собственный 2-этажный дом, а самим ютиться во флигеле. В целом живут сносно (мать рукодельничала, чтобы заработать «копейку»), а, главное, дружно, проводя вечера по традиции все вместе за столом.

Семья и воспитание

«Любование Сурикова «могучими» предками было беспредельно. Он любил даже самый казацкий тип, лицо казака, его одежду, походку, тот или иной горделивый поворот головы. Когда созревали творческие замыслы, Суриков, не находя «натуры» в многолюдном городе, бросал свою московскую квартиру, семью и мчался на этюды в любимые края».
Иван Евдокимов. «Суриков». 1940 г.
Для Василия Сурикова его казачье происхождение было предметом настоящей гордости. В течение всего XVIII века Суриковы остаются простыми казаками и только в первой половине XIX века доходят до офицерских чинов — между ними появляются сотники, хорунжие, а один из них — Александр Степанович — становится полковым атаманом Енисейского казачьего конного полка.
В раннем возрасте Василий Суриков потерял отца, но он помнил, что отец был музыкален, прекрасно играл на гитаре и научил этому сына. Мать художника из казачьего рода Торгашиных. Торгашины сопровождали торговые обозы из Китая с чаем. Воспитание детей легло на плечи Прасковьи Фёдоровны, которая рано осталась вдовой. Она была незаурядным человеком – сильная, смелая, проницательная. Прасковья Фёдоровна несколько раз теряла своих детей. Кроме Екатерины, Василия и Александра ею были рождены ещё трое детей. Сыновья Николай, Александр и Николай, которые умерли в раннем возрасте. Возможно смерть маленьких братьев тоже наложила отпечаток на характер будущего художника. Василий Иванович с огромным уважением относился к матери. Суриков рано взял на себя тяготы взрослой жизни, старался помогать ей. Прасковья Фёдоровна, видя его невероятное желание стать художником, была готова отдать ему накопленные 30 рублей и отпустить в Петербург пешком, с обозами.
Многие из членов семьи Сурикова были не чужды искусству. «Братья отца, дяди Марк Васильевич и Иван, — рассказывал Суриков. — образованные были, много книг выписывали. Журналы «Современник» и «Новоселье» получали. Дядя Иван Васильевич на Кавказ одного из декабристов сопровождал. Так оттуда в восторге от Лермонтова вернулся. В семье Суриковых о декабристах говорили с уважением. Имена декабристов и петрашевцев были известны Васе Сурикову ещё в детстве. Однажды, гуляя по улицам родного города, он встретился с Буташевичем-Петрашевским: «Полный, в цилиндре шел. Борода с проседью. Глаза выпуклые — огненные… Я спросил: «кто это?» — «Политический…» — вспоминал Суриков.
Мать Сурикова Прасковья Федоровна рассказывала детям о том, какое впечатление произвели на нее декабристы Бобрищев-Пушкин и Давыдов, виденные ею в церкви: «Они впереди всех… стояли. Шинели с одного плеча спущены. И никогда не крестились. А во время ектеньи, когда Николая I поминали, демонстративно уходили из церкви…».
Он помнил, как отец говорил: «Вот Исаакиевский собор открыли… Вот картину Иванова в Петербург привезли…». Дяди Марк Васильевич и Иван Васильевич оба молодыми умерли от чахотки. Суриков вспоминал, что оба они богатыри были, непокорные.
Воспитывали Васю родители по-казацки — сурово и просто. Семи лет он научился ездить верхом. У отца были две лошади— Соловый и Рыжий. Вася участвовал в скачках и конных состязаниях, затеваемых деревенскими ребятишками; случалось, падал со скачущей лошади. А однажды вместе с конем упал зимой в воду (на реке была наледь). Как многие сибирские ребята, Вася рано научился стрелять из ружья и в ту пору, когда еще с трудом мог нести тяжелое охотничье снаряжение, уже стал ходить с отцом на охоту

Природа и путешествия

«…Сегодня по Енисею плавали на пароходе. Чудная, большая, светлая и многоводная река. Быстрая и величественная. Кругом горы, покрытые лесом. Вот если бы Вы видели! Такого простора нет за границей…». В. Суриков. Красноярск. 18 июня 1914 г. Письмо Н. Ф. Матвеевой.
Детство Василия, проведённое в Сухом Бузиме, сделало его человеком близким к природе, понимающим её первозданную красоту. «Енисей чистый, холодный, быстрый: бросить в воду полено, а его уже бог весть куда унесло. Мальчиками мы, купаясь, чего только не делали. Под плоты пыряли: нырнешь, а тебя водой внизу несет. Помню, раз вынырнул раньше времени — под балками меня волочило. Балки скользкие, несло быстро, только небо в щели мелькало синее. Вынесло-таки.» — рассказывал Суриков Максимилиану Волошину.
Александр Иванович Суриков вспоминал, что брат любил ездить по окрестностям Красноярска, часто, бывая дома, ездил к часовне на Караульном бугре, по Енисейскому тракту по направлению к Сухому Бузиму. Любил ездить и к сопке, иногда заходил на нее и зарисовывал виды. Выезжая в поле, Суриков всегда почти говаривал: «Дышите, девочки, сильнее, здесь воздух — рубль фунт. Это не в Москве, что дышать нечем». Вот почему он с детьми всегда уезжал на лето из Москвы, да и для собирания этюдов для своих картин. другой раз и скажешь ему, к чему это краски, ведь едем не надолго? (ужасно надоедало ждать его, как мне, так и девочкам, пока он зарисует себе что-нибудь в альбом), но он всегда говорил нам одно: «Ни один хороший охотник не пойдет в поле без ружья, так и художник — без красок и альбома».
Осенью 1883 года Суриков с женой и двумя дочерьми уехал за границу. В дорожном альбоме записан маршрут поездки: Берлин, Дрезден, Париж, Рим, Вена, Варшава. Всю зиму этого года Суриков провёл в Париже, неустанно посещая музеи и картинные галереи. Весной 1884 года Суриков приехал в Италию, посетил Венецию, Милан, Рим, Неаполь, Помпею и летом через Вену возвратился в Москву.
Он привёз из заграничного путешествия столько солнечных, великолепных по краскам и глубине передачи акварелей, что, собранные вместе на выставке в Третьяковской галерее в 1937 году, они всё вокруг заливали светом.
Русская живопись может гордиться памятниками этого путешествия Сурикова. Впечатления великого художника расширились и обогатились. Ничего не видать и не помнить, кроме красноярского варварского и сурового «домостроя», и вдруг оказаться в совершенно иных условиях, — это не могло не поразить и не растревожить глубоко.
Суриков любил Хакасию. В Минусинскую степь молодой художник Василий Суриков приехал в 1873 году по приглашению своего покровителя, красноярского золотопромышленника Петра Ивановича Кузнецова. Сурикову было необходимо поправить здоровье, слегка подорванное сырым климатом Санкт-Петербурга в период учебы в Академии художеств. По совету врачей и друзей Суриков согласился поехать «на кумыс», прихватив с собой краски и этюдник.
Каждый день верхом на лошади он ездил в табун к хакасам пить кумыс — кислый на вкус, целебный напиток. И каждый раз брал свой альбом, краски и уезжал в степь на целый день. Встречался и общался с хакасами, наблюдал за их характерными движениями, позой, выражением лица и делал натурные зарисовки.
Василий Иванович часто посещал Крым и поправлял там здоровье. Южный берег произвёл на сурового сибирского художника неизгладимое впечатление, прежде всего ласковым климатом, пленительными морскими и горными пейзажами. Солнце, вольные просторы, затяжные прогулки оказали чудодейственное влияние на палитру мастера, которая обогатилась яркими красками, а сам живописец отнюдь не предавался праздному отдыху, а усердно работал, написав множество акварелей с видами Гурзуфа и Симеиза.

Суриков – портретист

  С 1887 г мастер начал рисовать портреты: появляются образы матери, брата, дочки Ольги в детстве. Используя максимально насыщенные цвета, художнику удалось передать теплое отношение к ним. Зрители увидели живые портреты.

  В картине «Сибирячка» живописец демонстрирует зрителю идеал русской женской красоты.

  При создании портретов Василий Иванович ориентировался на главные принципы: определенная поза (ее задавал автор) и нейтральный фон.

  Эти принципы он раскрыл в «Княгине Кропоткиной»: художник решил «дать» в руки героини гитару, а «Доктора А. Е. Езерского» снабдил книгой. Суриков был великолепным портретистом.

Боярыня Морозова (1884-1887)

На создание этого огромного полотна (а размер действительно внушительный: 304×587,5 см) у Сурикова ушло три года. Титаническая подготовительная работа над картиной принесла потрясающие плоды. Созданные Суриковым этюды стали самостоятельными законченными картинами.

Эта картина воистину величайший шедевр живописи. Тяжёлые розвальни тащат сквозь толпу мятежную боярыню-раскольницу. Она подняла над толпой руку с двуперстием — символом старой веры. Как говорил художник, его долго мучил вопрос, как создать видимость движения саней. Находка была потрясающей.

Бегущий мальчик «сдвинул» с места тяжёлые сани, которые в рыхлом снегу оставляли глубокий след. Об этом снеге написано много. Он потрясающий, живой и холодный. Босой юродивый, сидящий в снегу, от холода судорожно сжал пальцы ног. Он отвечает боярыне двуперстным крестным знамением. Толпа провожающих боярыню Морозову полна эмоций. Мальчишки дразнят опальную боярыню, женщины сочувствуют. Многие провожают её молчанием. Церковный раскол был одной из страшных страниц русской истории.

4

Детство и юность

     Будущий живописец родился в Красноярске 24 января 1848 года. Отец Сурикова служил регистратором, мать была домохозяйкой.

   Из Красноярска семья перебралась в село Сухой Бузим. Начальное образование Василий получил в приходской школе. После завершения учебы в уездном училище краевого центра поступил на работу в управление губернии. Получение дальнейшего образования оказалось парню недосягаемо: отец умер, жизнь стала тяжелой.

  С раннего детства у мальчика проявился интерес к рисованию. Его наставником по живописи стал учитель Н.Гребнев.

  Картина «Плоты на Енисее» – его первая осознанная работа. Написал ее подросток в 1862 году.

  Рисунки будущей знаменитости случайно заметил военный губернатор Красноярска П.Н. Замятнин. Он нашел покровителя, согласившегося оплатить обучение Василия в художественной Академии. С первого раза сюда он не попал, поступил на курс рисования в Санкт-Петербурге.

  Следующей осенью стал вольным слушателем Академии. В группе П.П.Чистякова, куда перевели его через год, талантливый юноша успешно проучился 6 лет. Здесь Суриков осваивал сложнейший вид изобразительного искусства – композицию.

Посещение царевной женского монастыря (1912)

Эта картина Сурикова — его последняя крупная живописная работа. Она рассказывает о незавидной доле русских царевен, которым суждено было всю жизнь томиться в заточении своих девичьих покоев.

Царевны не могли выйти замуж, так как царственных православных женихов не было, заморские женихи считались еретиками, а отдавать царскую дочь за русских бояр и князей было недопустимо — они ей не ровня. Редким разнообразием в их жизни был выход в сопровождении нянек и мамок на поклон в женский монастырь.

Трогательное лицо молодой царевны покорно и печально. Её судьба в лучшем случае — терем, а в худшем — келья монастыря, и жадные монастырские управительницы не упустят момента поживиться приданым такой «божьей невесты».
Образ царевны Суриков писал с дочери своих знакомых, которая собиралась постричься в монастырь, и со своей внучки.

10

Личная жизнь

Портрет Матери

В начале 1878 года Суриков женился на Елизавете Шаре (Шарэ), француженке-дворянке. Это был союз по большой любви. Василий всегда подсознательно стремился к семейственности – искренне любя мать, сестёр, брата, и здесь, вдали от них, вспоминая вечера в отчем доме, в далёкой Сибири с родными людьми, он хотел создать свою семью и свой очаг, подобный родному.

Елизавета родила двух дочерей, Ольгу и Елену. Уклад был замечательный: отец самозабвенно и продуктивно работал, мать занималась детьми.

Летом 1887 года всей семьёй вместе съездили в Красноярск. На родине художник написал портрет матери (он в Третьяковке).

Зимой 1888 года Елизавета, здоровье которой с рождения не было крепким, заболела, в апреле умерла.

Ранний сибирский период жизни Сурикова

Церковь

В 1861 году Суриков блестяще окончил училище. Материальное положение семьи заставляет его поступить на канцелярскую службу. Всё свободное время Василий усердно занимается рисованием. Картин Сурикова этого периода не сохранилось, лишь несколько рисунков с гравюр Боровиковского и Неффора.

В 1866 году Катя, одна из сестёр, вышла замуж и переехала в Тесинское (село, южнее Красноярска). Художник приезжал сюда несколько раз, много рисовал. Известно, что сохранился один рисунок с изображением церкви.

Работа писарем в губернском управлении оказалась полезной близостью к сильным мира сего

Так, рисунки Сурикова попали на глаза губернатора Замятнина, тот, восхищаясь в обществе, привлёк внимание золотопромышленника Кузнецова, который изъявил желание помочь молодому таланту и оплатить его учёбу в столице

Москва

Окончившему в 1875 году Академию Сурикову через некоторое время пришлось переехать в Москву – здесь строился храм Христа Спасителя, художник получил заказ на фрески. Начал работу в Петербурге, продолжил с 1877 года непосредственно на месте строительства. Покончив с этой работой, решил больше не брать заказов, а посвятить свою жизнь творчеству, подчинившись собственным стремлениям и интересам.

Здесь, в Москве, мировоззрение Сурикова окончательно сформировалось и определился стиль его живописи, главный предмет которой русская история. Повлиявшим на начальных этапах своего творчества сам Суриков считал художника Александра Иванова.

Жил по квартирам и меблированным комнатам, заводил знакомства и друзей, с которыми посещал оперу – очень любил музыку, пение, сам учился играть на гитаре. Летом выезжал на родину.

Творчество

  С работы «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге» начинается творческий путь живописца. Он написал ее, будучи студентом, в 22 года.   Даже для зрелых мастеров кисти полотно могло быть сложным для изображения. Молодой художник удачно смог передать эмоции от холодной и влажной ночи северной столицы.

  Образцом исторической живописи стало «Утро стрелецкой казни». Автор писал ее 3 года. Суриков был сильно впечатлен подавлением бунта стрельцов. Через их переживания на фоне Москвы эпохи Петра I он смог показать трагическую судьбу народа. Эта картина позволила автору стать членом Товарищества передвижных выставок художников.

  Этюды, зарисовки, исправления… Каждая работа мастера начиналась с эскиза. Образцовая зарисовка создавалась несколько лет. Над гениальной  «Боярыней Морозовой» он работал 4 года.  В 1887 г впервые мастерское творение было представлено на суд зрителей Передвижной выставки.

  В 1888 году скоропостижно умирает супруга. Горе в семье привело живописца к депрессии. Близкие зовут его в Красноярск, и он с дочками едет на родину. Суриков много гуляет на природе, общается с сибиряками, ездит по селам края. Оправившись от негативных мыслей, мастер кисти снова вернулся к жизни, начал рисовать «Взятие снежного городка». Забавы сибиряков Суриков знал с детства. Особенно он любил зимние игры. Для своей работы художник специально попросил молодежь села соорудить снежный городок и устроить его взятие. За 2 года во время создания картины  он сделал тысячи портретных набросков с натуры. Элементы праздничной одежды крестьян, утварь и различные атрибуты народного быта зарисовывал отдельно. Лица людей писал со своих знакомых, рисовал этюды маслом и акварелью, а потом использовал эти наброски при создании персонажей.

  К сожалению, на выставке передвижников публика не оценила грандиозное полотно мастера. Критики и зрители посчитали, что «картина перегружена пестрыми и яркими цветами». Зато спустя 9 лет на Всемирной выставке в Париже она получила медаль.

  Через несколько лет снова из рук мастера кисти выходит гениальная работа «Покорение Сибири Ермаком». Тема была очень близка Сурикову. Суровая природа Сибири, люди, помнящие смелость предков и хранящие старинные обычаи – места, где прошло его детство. Перед написанием картины автор провел большую работу: ездил по местам, связанным с темой, встречался со стариками, изучал исторические документы. Он гордился пришедшими сюда вместе с Ермаком своими предками. Зритель высоко оценил работу, был потрясен воображением автора.

  В творчестве живописца полотну «Переход Суворова через Альпы» отведено особое место. Автор впервые применил композиционные приемы в историческом жанре: цвет меняется с теплого на холодный, формат – с горизонтального на вертикальный. Идея написания ее появляется у Василия Ивановича к столетию похода. Для правдивого изображения эскизов Суриков уезжает в Швейцарию, посещает хребет Паникс. Художник сумел показать охвативший массы людей единый порыв. На призыв командира воины совершали беззаветную храбрость.

  Полотном «Степан Разин», написанным в 1900 году, живописец приглашает совершить еще одну экскурсию в прошлое Руси. Представление на холсте далекой истории страны имело огромный успех у публики.

  В 1901 году мастер работает над произведением «Красноярский бунт 1865 года». Эта тема была близка автору: в восстание внесли свой вклад его предки.

У живописца зарождается мысль о написании работы «Посещение царевной женского монастыря».

Живописец-историк

Свою репутацию выдающегося живописца-историка Суриков закрепляет в картинах «Меншиков в Березове» (1883) и «Боярыня Морозова» (1887; обе — Третьяковская галерея). Обе композиции — об опале и сибирской ссылке самого могущественного из «птенцов гнезда Петрова», об увозе в острог старообрядческой подвижницы во время церковного раскола — тоже «читаются» как визуальные романы. Тесный, как тюремная камера, интерьер избы в первой картине, ее пластическая статика, и, напротив, широкий пространственный размах второй, где доминирует мотив движения, но движения в неволю, в равной мере знаменуют неодолимость исторических судеб, которые могут быть поняты и понимаются художником лишь в их диалоге или конфликте, но в любом случае в их актуальной, — суровой и красочной — разноречивости. Для художника Россия всегда многолика, в его полотнах всегда минимум две России (даже простая крестьянская изба в «Меншикове…» воспринимается как особый одухотворенный символ старины, в итоге как бы одолевшей некогда всесильного царедворца).

Картина «Боярыня Морозова», Суриков

«Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова» составляют вершину суриковского творчества. Почти адекватно им «Взятие снежного городка» (1891, Русский музей). Художник подчеркивал, что не мыслит «исторических деятелей без народа, без толпы». Нарушив этот принцип в картине «Меншиков в Березове», он в «Снежном городке», вспомнив забавы своего сибирского детства, напротив, изображает безымянную веселую толпу в старинной казацкой игре. Народ, казалось бы, здесь (впервые у Сурикова) представлен как единое, не расколотое целое, но его удаль безудержна как разрушительный и грозный, несмотря на мажорную яркость красок солнечного зимнего дня, вихрь.

Последующие «хоровые» картины художника («Покорение Сибири Ермаком», 1895; «Переход Суворова через Альпы», 1899; «Степан Разин», 1903-07, все — Русский музей), несмотря на все мастерство режиссуры многофигурных сцен, представляют определенного рода спад. В эпических сценах колониальной экспансии России в Сибирь, антифранцузской кампании России в швейцарских Альпах, наконец, разбойничьей вольницы 17 в. отсутствует та драматургическая сложность, которая придает особое пластическое и психологическое богатство трем великим картинам Сурикова (так, противостоящие Ермаку татаро-монголы и сибирские аборигены смотрятся пусть как яркий и характерный, но отнюдь не равноправный исторический фон).

Картина «Боярская дочь», Суриков

В процессе работы над большими картинами, ревностно подбирая натуру, Суриков пишет массу замечательных портретов, пейзажей, натюрмортных и интерьерных композиций, имеющих и вполне самоценный эстетический смысл. Он создает и целый ряд самостоятельных портретов, обычно близких ему людей, — простых по композиции, но чрезвычайно сильных и целостных по красочной лепке . Его замечательный дар колориста, который не красит, а строит форму цветом, пользуясь открытыми, звучными тонами, с особой непосредственностью проявляется в акварельных этюдах. Этапной в цветовых поисках художника явилась поездка в 1910 в Испанию (вместе с зятем П. П. Кончаловским), откуда он привозит едва ли не лучшие свои акварели.

Картина «Переход Суворова через Альпы», Суриков

Широта его эстетических взглядов проявляется в одобрительном отзыве о кубизме П. Пикассо, а также в дружеском общении с представителем совсем другого поколения, символистом и поэтом-«декадентом» М. Волошиным, создавшим большой очерк о творчестве мастера (впервые опубликован в 1916 в журнале «Аполлон»), который М. В. Нестеров назвал «быть может лучшим, что когда-либо было написано о русских художниках» (в письме А. А. Турыгину, 1927).Среди поздних картин Су рикова следует в первую очередь отметить «Посещение царевной женского монастыря» (1912, Русский музей) и «Благовещение» (1914, Красноярская художественная галерея), где он стремится к более емкой выразительности форм и цвета.

Большой маскарад в 1722 году на улицах Москвы с участием Петра I и князя-кесаря И. Ф. Ромодановского, Василий Иванович Суриков

Биография Василия Сурикова

Суриков родился 12 (24) января 1848 года в Красноярске, он принадлежал к роду казаков, которые пришли в Сибирь с Дона с Ермаком еще в 16 веке. Крещён 13 января во Всех-Святской церкви. Дед — Василий Иванович Суриков (умер в 1854 году), двоюродный брат деда — Александр Степанович Суриков (1794—1854), был атаманом Енисейского Казачьего полка. Был он силы непомерной. Как-то в бурю оторвался от берега казачий плот, атаман бросился в реку, схватил бечеву и, как в былине богатырь, вытащил плот на берег. В его честь назван остров Атаманский на Енисее. Дед Василий Иванович Торгошин служил сотником в Туруханске.

Отец — коллежский регистратор Иван Васильевич Суриков. Мать — Прасковья Фёдоровна Торгошина — родилась 14 октября 1818 года в казачьей станице Торгошино под Красноярском (современное название Торгашино). В 1854 году отца перевели на службу в акцизное управление в село Сухой Бузим (в настоящее время Сухобузимское, Сухобузимский район Красноярского края).

Дочь Сурикова Ольга была замужем за художником Петром Петровичем Кончаловским. Его внучка Наталья Кончаловская была писателем, среди её работ — биография деда «Дар бесценный». Её дети — правнуки Василия Сурикова: Никита Михалков и Андрей Кончаловский. Правнучка — Ольга Семёнова.

Последние годы жизни

Произведения Василия Ивановича Сурикова в годы зрелости – это портреты родных и исторические картины, героями которых стали Суворов и Степан Разин. История России давалась мастеру не легко, о чём свидетельствует множество эскизов с разными композициями и идеями. В 1911 году художник направил свою пытливость на образ Емельяна Пугачёва. Эскиз с вождём крестьянского восстания, заключённым в клетке, остался единственным свидетельством мыслей Сурикова на эту тему. Сохранилось множество рисунков на разные исторические темы, но картинами они не стали.

В 1910 году Суриков открыл в Красноярске рисовальную школу – способствовал этому, обеспечив её материалами и наглядными пособиями. Здесь же, в родных местах, в 1914-м пишет пейзажи и акварели. Последняя работа, «Благовещение», так и осталась на родине художника (экспонат Красноярского художественного музея имени Сурикова).

Хроническая ишемия сердца отнимала последние силы. Лечение в Крыму в 1915 году ненадолго улучшило состояние художника. Его не стало 19 марта 1916 года – почти накануне революционной мясорубки и Гражданской войны, глобальных исторических событий многострадальной Родины, так волновавших Василия Сурикова, весь творческий путь которого это пытливый взгляд на историю России.

Самые знаменитые картины Василия Сурикова

Картина Сурикова «Утро стрелецкой казни»

После окончания Академии художеств Василий Суриков поселился в Москве и с восторгом гулял по его улочкам, рассматривал дома, храмы, прохожих… Во время одной из таких прогулок вблизи Кремля в его воображении внезапно так отчетливо представилась казнь стрельцов, что этот образ больше уже не мог выйти из его головы. Хотя реальные казни проходили в 1689 году, то есть за два века до этого, Суриков словно бы вместе со стрельцами переживал их. Он так погрузился в изучение истории стрельцов, что каждую ночь ему снились казни, он переживал сильный страх и с облегчением просыпался по утрам.

Утро стрелецкой казни (1881)

Откроет наш список на most-beauty самое первое масштабное историческое полотно художника размером 218×379 см. Сейчас оно находится в одном из центральных залов Третьяковской галереи. Вокруг этой картины всегда много зрителей. И не зря, ведь события, изображённые В. И. Суриковым, относятся к одному из самых трагических моментов истории государства Российского.

Эпоха царствования Петра Великого была окрашена не только яркими красками побед и великих свершений. Стрелецкий бунт под началом царевны Софьи, сёстры царя, был жестоко подавлен, а тысячи стрельцов отправлены на плаху. Момент прощания стрельцов со своими семьями настолько реалистичен, что создаётся впечатление присутствия. Зритель становится участником и свидетелем происходящего.

На картине диагональю пересекаются два взгляда: первый взгляд молодого Петра I — гневный, величественный, испепеляющий, а второй взгляд принадлежит рыжему стрельцу, скованному в колодки. Стрелец не подчинился царской воле, и готов к смерти. Центральная фигура стрельца демонстрирует покорность приговору. Казнь происходит на Красной площади у Кремля, и она окончательно закрепляет царствование Петра на российском троне. Трагизм картины подчёркивают мрачные тона и серость осеннего утра.

Самые знаменитые картины Брюллова.

2

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: