Почему архангельск

В архангельске открылась выставка к 325-летию российского судостроения

Шойгу назвал состав участников парада Победы 9 мая

18:36, 20.03.2024 / от: _markov_72_ / в: Главные новости / 47 прсм.

Министр обороны России Сергей Шойгу перечислил состав участников парада Победы. По его словам, в параде 9 мая на Красной площади в Москве будут задействованы свыше девяти тысяч человек, больше 75 единиц военной техники, а также авиация. Генерал российский армии уточнил, что в состав пешей колонны войдут участники специальной военной операции, полки, батальоны и роты по видам и родам войск, участники кадетских и музыкальных училищ, юнармейцы, казаки, женщины-военнослужащие, а также сводный военный оркестр. В 2024 году Парады Победы пройдут в 28 городах России. Участие в них смогут принять свыше…
Читать сейчас

Имена Архангельска

Изначально город назывался «Новохолмогоры».

Имя «Архангельский город», а затем «Архангельск», он официально получил позднее — по Михайло-Архангельскому монастырю, неподалеку от которого располагалась пристань. Ведь по большому счету, огромный город — порождение скромной иноческой обители…

Но если всей России от нового города достались удобства и прибыли большой торговли, то бедному монастырю — сплошные убытки и беспокойство. Настоятели его жаловались царю на творившийся произвол: порт собирал вокруг своей веселой и богатой торговой жизни множество «лихих людей». Тут случались грабежи, драки, посягательство на монастырское имущество со стороны работников и стрельцов; приказчики выгоняли монахов из келий и селились в них со своими женами; в монастыре даже устраивались питейные заведения, что уж совсем ни в какие ворота не лезло.

Не было бы счастья, да несчастье помогло: после большого пожара обитель отстроилась на новом месте, удаленном от городской суеты. Иноки наконец-то вздохнули спокойно…

3

Рождение купеческого судостроения

Государственное судостроение в Архангельске на ­какое-то время затихает, зато начинает развиваться купеческое. Еще в 1693 году Петр посетил братьев Бажениных в Вавчуге, осмотрел их пильные мельницы и дал им привилегию на право массового лесопильного производства и продажи леса на экспорт. Баженины этим прекрасно воспользовались, и к 1695 году у них возникает кризис перепроизводства. Они обращаются к Петру с просьбой о строительстве судов для экспорта леса. Петр фактически переписывает на Бажениных привилегию Тиммермана, который ею не воспользовался. В 1700 году закладываются первые кораблики, а в 1704‑м под русскими коммерческими флагами они уходят с грузами в Европу. И это рождение российского регулярного купеческого судостроения.

Строительство морских судов Баженины переносят в Архангельск, первоначально — на место нынешней «Красной Кузницы». Примерно в 1734 году они перебираются на бывшее Архангельское адмиралтейство.

От папирусной лодки до драккара

Прогресс в судостроении в древние времена шёл медленно. Человечество предпочитало пользоваться проверенными временем изобретениями. Но военные нужды, стремление к освоению новых земель, торговые интересы подстёгивали инженерную мысль кораблестроителей. Главным изобретением стало создание судна с килем и шпангоутами в Древней Финикии. Килевое судно обладало колоссальными преимуществами перед египетской баркой – дощаником и шумерскими лодками из папируса. Судно было прочным и мореходным, вместительным и грузоподъёмным, в движение приводилось парусами, поднимаемыми на мачтах, и вёслами.

Минойский боевой корабль (Древний Крит). Гребцы, сидящие в два ряда, располагаются на нижней палубе, командир и лучники – на лёгком навесе над ними

Греки и римляне совершенствовали вёсельный движитель, изобретя корабли с двумя, тремя и четырьмя рядами вёсел – бирему, трирему и кинкирему. Это были громадные по тем временам, быстроходные и хорошо вооружённые боевые корабли, не зависящие от прихотей ветра. Но прямоугольный, или прямой, парус имел недостаток: его можно было использовать только при попутном ветре. Для того чтобы «ловить» боковой ветер, арабы и индусы, независимо друг от друга, придумали треугольный, или косой парус, который поднимался на наклонной рее или на оттяжке – фале. Корабль, оснащённый косыми парусами, использовал для движения даже встречный ветер! Но для этого мореходы должны были обладать незаурядным искусством лавирования, то есть движения против ветра зигзагом, причём из встречного ветер превращался в боковой, и корабль, хоть и медленно, продвигался вперёд. Врагом мореплавателей теперь стало безветрие, или штиль.

Европейцы переняли у арабов косой парус лишь в раннем Средневековье. С тех пор треугольный парус стал зваться латинским, хотя народ, обитавший в Италии, не имел отношения к его изобретению. В свою очередь китайцы за тысячелетия придумали несколько новшеств в судостроении, до которых европейцам ещё предстояло додуматься.

Основным типом судна в Китае, Японии и некоторых других странах Востока была джонка – дощаник, лишённый киля и шпангоутов, с приподнятыми носом и кормой. В качестве парусов использовались циновки, поднимаемые на бамбуковых реях – латах. Такие паруса меняли форму, становясь прямыми или косыми в зависимости от направления ветра. В Средиземноморье корабли управлялись рулевыми вёслами, а китайцы уже использовали руль-перо. И наконец, они первыми задумались над проблемой живучести и непотопляемости кораблей, научившись разделять их корпуса на водонепроницаемые отсеки поперечными стенками – переборками. Если судно получало пробоину, то вода затапливала один отсек, а не весь корпус.

Джонка

Вооружение кораблей

В древние времена деревянные парусно-гребные корабли были уязвимы и хрупки, однако их с успехом использовали для ведения войн. Как же корабли воевали друг с другом? Основным оружием древнего боевого корабля служил расположенный в носовой части, под ватерлинией, таран – мощный бивень, окованный металлом. Он предназначался для пробивания корпусов вражеских кораблей. Хорошо разогнавшись, боевой корабль наносил противнику удар в борт и проделывал в нём пробоину, через которую корпус атакованного корабля быстро заполнялся водой. Вместе с кораблём гибли и гребцы, прикованные к вёслам цепями. Но беда могла подстеречь и атакующий корабль: если не удавалось выдернуть таран из пробоины, он мог отломиться, и на его месте открывалась пробоина. А что делать, если корабль противника нужно захватить? В этом случае нужно было убрать вёсла и пройти под парусом вдоль борта неприятеля, обломав ему вёсла. Тогда корабль обездвиживался, начинал беспомощно крутиться на месте.

Основным оружием египетского боевого корабля был таран

На лёгких площадках, приподнятых над палубой, размещались лучники, в бою обстреливавшие неприятеля стрелами, обмотанными горящей паклей. Пожар на борту был так же страшен, как и пробоина. Спастись от огня на деревянном судне было невозможно, оставалось только прыгать за борт. А если на спасающемся были надеты панцирь и шлем, он не успевал их скинуть и шёл ко дну. Для захвата неприятельского корабля использовали абордаж – вооружённую высадку на его борт. На римских боевых триремах ставился опускающийся мостик – корвус («ворон»), снабжённый острыми когтями, впивавшимися в неприятельскую палубу. Корвус можно было перекинуть на вражеский корабль и пропустить по нему отряд морской пехоты. На абордаж брались суда с ценным грузом. Этот боевой приём используется и в наши дни.

В 480 г. до н. э. вблизи острова Саламин, неподалёку от г. Афин, состоялось одно из крупнейших морских сражений древности. Греческому флоту под предводительством талантливого флотоводца Фемистокла противостоял втрое превосходящий его флот персидского царя Ксеркса. Вынудив корабли персов с войсками десанта проходить сквозь узкий пролив, Фемистокл бил их мощными боевыми триерами. Персидские корабли не могли повернуть – за ними двигались другие суда. Большие корабли перегородили фарватер (безопасный проход). Боевые порядки персов смешались, и Ксеркс отступил, потеряв пятую часть своего флота! Греки потеряли сорок триер. Кстати, гребцами у Фемистокла были не рабы, а добровольцы – жители Афин.

Саламинский бой. Греческая триера таранит персидский корабль

Первая серия

И тут нельзя не вспомнить Елизария Избранта — бывшего немецкого купца голландского происхождения. Он жил в Архангельске, потом перебрался в Москву, возглавил российское посольство в Китае, вернувшись, занялся оружейным производством, а затем переехал в Воронеж строить суда. Понимая бесперспективность строительства судов в Воронеже, он перебирается в Архангельск.

В 1700 году он закладывает в Соломбале шесть флейтов — морских транспортных (торговых) судов. По приказу Избрант должен был построить серию из 4–5 судов, но леса оказалось заготовлено больше — и он построил больше. Это была первая серия в российском судостроении. В мае 1701 года первые пять судов были спущены на воду. Шестое — на полтора месяца позже. Качество судов было на высочайшем уровне.

Избрант сформировал полноценную верфь, подробное описание которой было сделано уже в 1701 году. Благодаря этому мы знаем, какие здания, с каким функционалом были там построены. Это первые документальные подтверждения наличия полноценной верфи в Архангельске. Верфь, ведущая строительство по госзаказу, должна быть защищена. По идее, вокруг нее нужно строить крепость. Но параллельно с Новодвинской строить еще одну крепость — накладно. Решили перенести производство подальше с глаз — выше по течению, в деревню Сийский Бык, которая располагалась в районе нынешнего водозабора и магазина «Мега». И там оборудуется полноценное адмиралтейство: еще одна вервь с доками строится в Архангельске.

К приезду царя в 1702 году там были построены малые фрегаты «Святой Дух» и «Курьер», которые Петр спустил на воду. А уезжая из Архангельска, Петр лично закладывает еще один малый фрегат — «Святой Илья», который проявит себя во второй половине Северной войны и окажется одним из самых эффективных в составе русской эскадры на Балтике. Он сможет захватить шведский военный корабль.

И дальше военное судостроение в Архангельске выходит на плавные рельсы: здесь регулярно строятся суда как для Севера, так и большая серия одномачтовых буеров — яхт, которые отправляются на Балтику. Их предназначение — действия в прибрежных зонах и реках.

Норманны идут в викинг

В раннем Средневековье в Скандинавии жил бесстрашный и сильный народ – норманны («северные люди»). В холодных гористых местах, где они обитали, невозможно было заниматься земледелием и разведением скота. Норманны вынуждены были заниматься «вольным промыслом» – ходить в набеги за военной добычей в ближние и дальние страны. Норманны селились на берегах фьордов – глубоко вдающихся в сушу заливов. Их боевой поход именовался викингом. Именно викингами прозвали норманнов в Европе.

В IX–XII вв. норманны держали в страхе Европу. Храбрые воины, бесстрашные мореходы, норманны на своих ладьях – драккарах («драконах») «отметились» на всём побережье Европы. Для того чтобы пересечь небольшие участки суши, норманны ставили свои драккары на колёса или тащили их волоком, подкладывая под киль брёвна.

Драккар

Норманны разорили многие города. Ежедневно жители Европы молили Господа об избавлении от злых норманнов. В 870 г. норманнские драккары достигли Исландии – «Ледяной земли». Этот далёкий северный остров был заселён кельтами, христианами – выходцами из Ирландии. Норманны начали с кельтами войну за обладание островом и вышли в ней победителями. На побережье Исландии были образованы поселения норманнов, а самое большое – Рейкьявик – стало столицей. В Рейкьявике с VIII в. стал собираться Большой Совет острова – альтинг: он считается самым старым парламентом Европы.

Столетие спустя, в 983 г., норманн Эрик Рауди (Рыжий) отплыл из Исландии на запад. Там он обнаружил огромную, покрытую густыми лесами землю, названную им Зелёной – Гренландией. Трудно поверить, что ныне покрытая ледниками Гренландия была некогда цветущей землёй. Норманны основали несколько поселений на её берегах.

В 1000 г. сын Эрика Рауди Лейф Эрикссон достиг берегов Северной Америки. Открытую им страну назвали Виннланд – «Виноградная»: на её побережье рос дикий виноград. В походах и путешествиях в распоряжении норманнских навигаторов имелся компас – лодстоун. Это был кусок магнитной руды. Для определения направления на север использовалась маленькая железная стрелка с отверстием посередине. Её намагничивали, проводя ею несколько раз по поверхности лодстоуна, затем в отверстие продевали соломинку и опускали стрелочку в воду. Плавая на поверхности, она разворачивалась и становилась в направлении «север – юг».

Норманны наладили прочные торговые связи с юго-восточными соседями, русскими княжествами. На Руси норманны покупали оружие (мечи, луки, наконечники для копий и стрел), а также щиты и доспехи. Многие пришельцы с Севера нанимались воинами в дружины русских князей. На Руси норманнских наёмников именовали варягами. Варягов ценили за боевые качества и дисциплину.

Неисправная розетка спровоцировала пожар в смоленском райцентре

18:36, 20.03.2024 / от: ER}{NT(BLR) / в: Происшествия / 43 прсм.

Фатальных последствий удалось избежать благодаря бдительности хозяина квартиры. Житель Вязьмы Смоленской области сумел предотвратить распространение огня по собственной квартире. Мужчина мог лишиться жилища из-за электротехнических неполадок, сообщает пресс-служба регионального ГУ МЧС. Пожар произошел в среду, 4 января, в пятиэтажке на улице Московской. Вязьмич смотрел телевизор, как вдруг погас свет, а по квартире стал распространяться едкий запах дыма — в соседней комнате уже вовсю горели обои вокруг розетки, а также постельные принадлежности. Погорелец тут же попросил соседе…
Читать сейчас

Пионеры путешествий

Река превратилась из препятствия в друга, источник воды и пищи. Именно вдоль рек возникали большие человеческие поселения, деревни и города. Особенно неплохим местом для поселения была так называемая «стрелка» – полоска суши возле места слияния двух рек: здесь вода давала и естественную защиту от нападения недругов. В тех местах, где весеннее половодье затапливало огромные площади, а уровень воды в реке поднимался на пару метров (например, в Амазонии), люди строили деревни на больших плотах.

Люди осознали ещё одну выгоду от соседства с рекой: по воде было легко путешествовать, куда проще, чем по земле. Ведь дорог тогда не строили, а по пустыне, лесной чащобе, джунглям, болотам, пешком далеко не уйдёшь. То ли дело – по реке: столкнул на воду бревно, уселся на него верхом, взял в руки шест – и плыви себе. Хочешь – на другой берег, выменять у соседей вкусного мёду на несколько волчьих шкур, а хочешь – вниз по реке, вдоль берегов, медленно, не затрачивая никаких усилий. Плавание по воде оказалось в древности самым простым и дешёвым способом путешествовать на большие расстояния.

К такому причалу швартуют лодки

Вскоре побережья больших рек на всех континентах (кроме, возможно, Антарктиды, хотя кто знает, какой климат был там в глубокой древности?) были заселены. Благодаря появившейся у людей новой возможности преодолевать большие расстояния по воде человечество обретало новые знания и умения. Различные племена, в том числе и живущие на разных концах материка, стали налаживать торговые связи.

Предпринимались попытки поспорить с морем или даже с океаном. Народы, населявшие, к примеру, крохотные коралловые островки – атоллы в Тихом океане, всю свою жизнь связывали с большой водой. Иначе им было попросту не выжить: на коралловом песке островков росли лишь пальмы, мякотью кокосового ореха сыт не будешь.

Тихоокеанские островитяне – полинезийцы, маори и другие народности, – возможно, гораздо раньше европейцев освоили премудрости кораблестроения, мореплавания, рыбной ловли, навигации (в переводе с латыни – «плыву на судне») по Солнцу и звёздам. Существуют многочисленные свидетельства того, что эти отважные люди ещё задолго до средиземноморских жителей пускались в дальние путешествия с атолла на атолл длительностью в несколько дней, без видимых ориентиров, определяя направление по небесным светилам.

Рождение флота

Затем Петр приказывает построить фрегат «Святой Павел». Он назначает воеводой Федора Апраксина и посылает в Архангельск новых кораблестроителей. Во время очередного визита в город в 1694 году он подрубает канаты и торжественно спускает фрегат — второй свой корабль — на воду и вооружает его, установив 24 пушки, привезенные из Москвы.

Какова была к тому моменту структура верфи — неизвестно. Факты говорят о том, что Петр не мог заложить верфь и корабль, но он отдал приказ. Документы об этом событии не сохранились, поэтому сложилась легенда, что «Святой Павел» был торговым судном. Однако по приказу это был фрегат, получивший 24 пушки. Торговые суда подобным образом не вооружались: самое большое число орудий, которое мне встречалось в документах, — 14. Больше пушек — меньше груза.

Кроме того, путаница связана и с названиями: «Святой Павел» и «Святой апостол Павел». Тогда не существовало системы названий кораблей. И в Архангельске было как минимум три судна с аналогичными названиями: фрегат «Святой Павел» и два торговых корабля «Святой апостол Павел» — государственный и частный.

Пока «Святой Павел» достраивался, из Голландии пришло закупленное 44‑пушечное «Святое пророчество». А это либо большой фрегат, либо корабль, который по типу позже стали относить к линкорам. Тогда же царь отправляется на Соловки на яхте «Святой Петр» в знаменитый поход, когда он чуть не погиб, чудом спасся и поставил крест в районе Пертоминского монастыря.

После прихода «Святого пророчества» Петр назначает на каждое судно командира. Три боевых корабля составляют первую российскую военно-­морскую эскадру, которой командует сам царь. Эскадра отправляется из Архангельска в поход с выходом дальше мыса Святой Нос, то есть в океан. Это первая военно-­морская конвойная операция русского флота. Вот оно — рождение российского Военно-­морского флота.

Корабли норманнов

Норманны никогда не смогли бы добиться успехов в морских набегах и дальних плаваниях без надёжных и мореходных судов. Секрет конструкции драккаров долгое время считался утраченным, ведь умершего или погибшего в бою норманнского вождя – ярла было принято хоронить вместе с его драккаром, превращая верный корабль в погребальный костёр. Для норманнов драккар был домом. У каждого из них было своё место на корабле и своя скамья для отдыха. В походах на драккарах перевозили до 100–150 воинов-викингов, однако в этом случае корабли ходили в основном в прибрежных водах, а на ночь отряды высаживались на берег. По древним рисункам и гобеленам было известно, что драккары имели острые, высоко поднятые нос и корму и несли одну мачту с прямым парусом.

В 1880 г. на берегу норвежского фьорда неподалёку от г. Гокстада археологи раскопали погребальный курган, в котором обнаружили целёхонький драккар! Судно длиной 24 м оказалось построенным из цельноструганых изогнутых дубовых досок, сшитых между собой «внахлёст» – нижний край доски, располагавшейся сверху, накрывал собой верхний край следующей доски. В промежутки между досками, чтобы избежать течи, набивали мох, смешанный с жиром. Благодаря прочной и удивительно лёгкой конструкции корпус драккара получался гибким, не ломался на волнах даже в самый сильный шторм. Драккар не «вонзался» во встречную волну, а легко взбегал на неё. При попутном ветре драккары ходили под прямым парусом, в безветрие или встречный ветер мачта снималась, и поход продолжался на вёслах. В бою, если нужно было резко изменить направление движения, гребцы просто поворачивались на своих скамьях – банках, а рулевой с веслом перебегал с одной оконечности драккара на другую, и судно было готово идти кормой вперёд.

Гокстадский драккар

 Доски обшивки драккара и изящно изогнутые в виде лебединых шей штевни (оконечности) были покрыты искусной резьбой, изображениями богов и зверей, а также письменами – рунами. На носу драккара перед походом для устрашения врагов помещали украшение в виде головы дракона, вепря или медведя. Для защиты от волн и брызг норманны укрепляли по верхней кромке борта свои щиты. В непогоду в средней части корпуса ставился шатёр – палатка из паруса. Если норманны подходили к чужому берегу с враждебными намерениями, на мачте драккара поднимали щит красного цвета, если с миром – то белый щит. При необходимости команда драккара, составлявшая от 20 до 40 человек, могла за несколько минут вытащить своё судно на пологий песчаный берег. Благодаря небольшой осадке норманнским судам были доступны не только морские и океанские просторы, но даже узкие мелкие речки. Драккар можно смело считать лучшим средством передвижения своего времени.

Драккар

Не только меха

Часто говорят, что Россия немногое могла предложить Европе за ее товары — оружие, доспехи, вина, бумагу, ткани. Главным образом, сибирскую пушнину.

Это не соответствует действительности.

На самом деле англичане, голландцы, немцы и купцы из иных европейских держав вывозили из России через Архангельск великое множество разнообразных товаров. Среди них строевой лес, хлеб, ворвань, мед, воск, сало, смола, пенька, кожа, лён.

Меха, ценившиеся, конечно, очень высоко, в этом перечислении далеко не на первом месте.

Архангельск в XVII веке

А вот собственных товаров у иноземцев далеко не всегда хватало на то, чтобы расплатиться за русские. Поэтому в России они чаще всего оставляли свой главный «товар» — большие серебряные монеты «талеры». Такие же полновесные талеры брала с европейских торговцев Архангельская таможня, сказочно обогащая казну. Местные жители именовали их «ефимками». А правительство чеканило из талеров собственную монету, поскольку в ту пору Россия не имела серебряных приисков.

Вот и выходит, что Архангельск… зарабатывал России на чеканку национальных денег.

4

Северные морские ворота России

500 лет назад Поморье не знало городов. Да и населения тут было… совсем чуть-чуть. Хлеб не родился, поэтому для русского помора рыба стала хлебом. Немногочисленные жители ловили рыбу, били морского зверя, варили соль и… молились. Сюда, в места пустынные, дикие, глухие, стекались со всей России люди, искавшие молитвенного уединения. Вокруг иноков-одиночек вырастали монастыри, впоследствии этими монастырями порождались целые города.

Но в ту тихую пору города еще не успели появиться на свет.

В 1550-х годах шторма забросили на Белое море английскую экспедицию Хью Уиллоуби и Ричарда Ченслера. Англичанам приходилось туго: море крепко потрепало их корабли. Уиллоуби погиб, а Ченслер едва выжил. Англичанин выдал себя за дипломата. Его доставили в Москву, и там сам царь Иван Грозный принял его дружественно. Англия и Россия на долгое время сделались союзницами.

Приём Ченслора в Москве Иваном IV. Миниатюра Лицевого летописного свода

Британцы искали морской путь в Индию и Китай, а нашли дорогу в Россию. Но совершенная ими ошибка оказалась поистине счастливой. Скоро на Русском Севере закипела оживленная торговля. Вслед за англичанами, по пути, ими проложенному, туда устремились голландцы, немцы, датчане…

Одна беда: Московское царство вовсе не имело крупных морских портов на Белом море. Разве что каменная гавань, построенная игуменом Филиппом на Соловецких островах… однако от Соловков до материка путь неблизкий. В устье Северной Двины стоял небольшой деревянный монастырь, Николо-Корельский. Его основали выходцы из Новгорода Великого. Маленькая гавань рядом с обителью долгое время принимала иностранных гостей. Но она оказалась явно тесновата для мощного потока кораблей, грузов и торговцев, устремившихся Северным морским путем в Россию.

Первые строения Новохолмогорского городка

В 1584 году по указу Ивана Грозного началось строительство крепости и большой пристани на другом, более удобном месте. Правда, это место… опять оказалось под боком у монастыря, точно так же давным-давно основанного тут новгородцами, — Михайло-Архангельской обители.

Так родился Архангельск.

Удобное расположение нового русского порта иноземные купцы поняли моментально. В конце XVI и XVII веках товары из Западной Европы шли, шли и шли в Архангельск, а оттуда расходились по всей России. Более века город играл роль северных морских ворот Московского царства.

2

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: