Архиерейский корпус русской церкви в 1598-1619 гг состав и динамика

Роль Церкви и русского духовенства в период Смуты не раз привлекала внимание исследователей В большинстве обобщающих трудов по истории Смуты можно обнаружить более или менее подробные заметки о деятельности биографиях участии представителей русско

Сложность толкования Смуты

Смутное время было очень неудобным для советских историков. Дореволюционная историография не создала строгую концепцию смуты. Есть схемы Ключевского и Платонова (мы позже поговорим о них) — они эмпирически очень неплохо отражают реальность, но концепции Смуты они не дают. Потому что для того чтобы разработать концепцию Смутного времени в России нужно сначала разработать концепцию русской истории и концепцию самодержавия. Но этого не было. У советских историков совсем дела плохо обстояло с концепцией Смуты. Собственно никакой Смуты советские историки не изучали. Пример профессора Андрея Фурсова:

когда сдавал русскую историю, вернее историю СССР, в билетах не было вопроса «Смутное время». В билетах было два совершенно разных вопроса: «Восстание под руководством Ивана Болотникова» и «Иностранная интервенция в начале 17 века».

То есть Смуту рассеяли, словно ее и не было. И понятно почему. Дело в том, что в Смутном времени для советских историков в противоречие пришло буквально все. С классовой точки зрения советский историк должен был стоять на стороне Ивана Болотникова, потому что он боролся против эксплуататоров. Но дело в том, что Иван Болотников был человеком Лжедмитрия 1 (об этом мы ниже будем говорить), а Лжедмитрий был связан с поляками и шведами. И получается, что восстание Болотникова это элемент деятельности Лжедмитрия по предательству страны. То есть, это то, что бьет по государственному строю России. С патриотической точки зрения советскому историку никак нельзя было быть на стороне Болотникова. Поэтому решили сделать очень просто. Смутное время интегрально рассекли: восстание Болотникова это одно, а интервенция — другое. Лжедмитрий вообще третье. Но это была абсолютная фальшивка. Всё было намного сложнее. И Все это было очень тесно связано, и никакого Болотникова бы не было без Лжедмитрия и Смуты.

Чем фактически была Смута в истории России

Смута, безусловно, была революционным событием. Чем принципиально революция отличается от восстания? Кто знает, кстати, когда термин «революция» появился, как политический? Подсказка — есть какая-то связь между словом «революция» и «револьвер»? Помимо того что в революциях используются револьверы… Есть какая-то связь в названиях «революция» и «револьвер»? Дело касается того, что барабан «крутится». Сначала революция появился в 1688 году во время, так называемой, «Славной революции» в Англии, когда как бы все вернулось на круги своя. То есть изначально революцией назывался поворот на 360 градусов. Совершили оборот и вернулись на свои места с некоторыми изменениями. Но со времен французской революции 1789-1799 годов революциями стали называть поворот не на 360 градусов, а на 180. То есть повернулись, но не вернулась в предыдущую точку.

Любые народные движения можно разделить на 3 категории:

  1. дворцовые перевороты. Это разборки элиты.
  2. восстания и бунты. Активное участие принимает население.
  3. революции. Когда происходят революции, происходит следующее — часть элиты входит в союз с частью населения, и бросает его против другой части элиты. Так что на какой-то момент верхушка самая начинает выражать интересы общества, а не только свои. Поэтому на короткий момент революции происходит единение. Потом в большинстве случаев элита обманывает общество.

И в Смутном времени начала 17 века, безусловно, видны некоторые революционные черты, тем более что после Смуты окончательно встал на ноги самодержавно-крепостнический строй, которого до этого на Руси не было.

Учебные заведения Русской Православной Церкви

  • Общецерковная аспирантура и докторантура им. свв. Кирилла и Мефодия
  • Московская духовная академия
  • Санкт-Петербургская духовная академия
  • Киевская духовная академия
  • Свято-Сергиевская православная богословская академия
  • Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет
  • Российский православный университет
  • Российский православный институт святого Иоанна Богослова
  • Рязанская духовная семинария
  • Свято-Сергиевский православный богословский институт
  • Поволжский православный институт
  • Санкт-Петербургский православный институт религиоведения и церковных искусств
  • Царицынский православный университет преподобного Сергия Радонежского

Московский Патриархат, сайт: http://www.patriarchia.ru/

Адрес: Даниловский вал, 22, Москва 115191, Россия

Роль Патриарха Гермогена в событиях Смутного времени

Патриарх Гермоген – знаковая фигура в русской истории, человек сумевший своей волей и авторитетом дать обществу отправную точку для борьбы с польско-литовскими оккупантами. Патриаршество Гермогена (1606-1612) приходится на период Смуты. Страна тогда была элементарна разорена, нарушены экономические и социальные связи и устои, государственность фактически уничтожена. Слои и сословия вели бесконечную войну по принципу – все против всех.

К концу 1610 г. обстановка в стране была очень сложной. Шуйский низложен, в стране польские интервенты, королевич Владислав не выполняет условий, король Сигизмунд требует сдачи Смоленска и Московского престола для себя, регионы страны открыто не подчиняются центру. Группа бояр составила договор, по которому Россия должна подчиниться польскому государю. Эта бумага была подана Патриарху, как высшему духовному лицу страны, для подписи. Гермоген категорически отказался ее подписать.

6 декабря 1610 года на Соборной площади Кремля Патриарх обратился с проповедью к москвичам, где уговаривал стоять за православную веру, но после ее окончания был помещен под стражу. Во второй половине декабря этого же года Гермоген стал рассылать по городам страны грамоты, в которых говорил об измене короля и освобождал жителей от присяги королевичу, требуя идти в столицу для ее освобождения от польского гарнизона.

Русское общество и государство того времени было очень религиозно. В тех условиях требования Патриарха фактически имели силу царского указа, если не более. В юридическом плане эти грамоты были законным основанием для организации вооруженного сопротивления.

Историк Д. Иловайский, считает, что «Призывные грамоты» Патриарха Гермогена стали основанием для:

  • начала диалога между земскими людьми и чиновниками, назначаемыми из Москвы, в результате которого общество смогло осознать необходимость единства и совместных действий;
  • формирования Первого и Второго ополчения, освободившего столицу в 1612 г.

Когда Первое ополчение подошло к Москве, гетман Гонсевский и члены «Семибоярщины» потребовали от Патриарха написать новую грамоту к руководителям ополчения с требованием отойти от города. Патриарх отказался. После чего Гермогена заключили в Чудов монастырь.

В августе 1611 года Гермоген передает последнюю грамоту. Следует отметить важные аспекты этой грамоты:

  • Организационный аспект. Исходя из сложившихся условий Патриарх назначает Нижний Новгород основой вокруг, которого будет формироваться Второе ополчение. Жители Нижнего получают право пользоваться правом патриаршего имени для решения вопросов обеспечения деятельности по освобождению страны. Фактически впервые гражданское общество наделено полномочиями высшего должностного лица страны;
  • Династический аспект. Как ярый государственник, сторонник избрания царя из числа русских родов, Патриарх запрещает избирать на царство сына Марии Мнишек;
  • Религиозный аспект. Предчувствуя собственную смерть (ему уже был восемьдесят один год, и он находился под стражей) призывал служить своей стране.

В феврале 1612 Патриарх погибает, приняв мученическую смерть от голода.

На примере Патриарха Гермогена, хорошо видно, что и одна историческая личность, обладающая волей и характером способна решать глобальные проблемы. Своей волей и решимостью он спас страну от уничтожения.

Концепции Смуты

В русской историографии было 2 схемы Смуты: Ключевского и Платонова. Вот что писал Ключевский —  «В Смуте последовательно выступают все классы русского общества и выступают они в том самом порядке, в каком они лежали в тогдашнем составе русского общества, как были размещены на социальной лестнице. На вершине этой лестницы стояло боярство, оно и начало смуту. Поэтому первая фаза боярская, затем дворянская и потом общенародное».

Кстати, абсолютно по этой же схеме развивалась и Смута начала 20 века, приведшая к падению Империи. Также начиналась и Смута, первой фазой которой была Перестройка. То есть, первая фаза всех трех русских Смут это боярская фаза, когда элита начинает делить власть.

Вторая схема Смутного времени в России принадлежит историку Платонову, который выделял три периода в истории смуты: династический, дворянский и социально-религиозный. Но по сути дела это тоже самое, что и у Ключевского:

  1. Династический. Бояре и знать борются за власть.
  2. Дворянский. Менее богатые и влиятельные люди подключаются к этим разборкам.
  3. Национально-религиозный. В Смуту включается народ

Выдержка из текста

Итоги смуты для Российской империи очень плачевны. В результате беспорядка государство потеряла важную часть собственной земли, понесла немаловажные издержки в численности населения. В хозяйстве наблюдался страшный кризис, люд обессилел и потерял надежду. Впрочем то, что не убивает, делает сильнее. Так и российский люд смог отыскать в себе силы, дабы снова возобновить собственные права и сказать о себе всему миру. Пережив томные времена, Русь ожила. Стали развиваться ремесла, культура, люд возвратился к земледелию и скотоводству, прекратив разбои на большущий дороге.

Цель данной работы – рассмотреть основные события смутного времени через призму религиозного конфликта двух систем ценностей (Католицизм и Православие), сформировавшихся у основных участников Смуты.

Возросшее военное могущество позволило государству приступить к решению важных внешнеполитических задач. Освободившись от татарского ига, русский народ смел осколки ненавистной Золотой Орды и проложил себе путь в Нижнее Поволжье, на Урал и в Сибирь. Вооруженные силы государства нанесли сокрушительное поражение Крымской Орде. Историческое значение этих выдающихся побед определялось тем, что турецкие завоеватели уже стали твердой ногой в Причерноморье и над всей Восточной Европой нависла угроза новой экспансии.

Для решения поставленных задач я использовала следующие материалы. В книге «Тайны русской веры. От язычества к империи» С.В. Перевезенцев популярно излагает историю формирования «загадки» русской души в ее неудержимом порыве к Богу. С его точки зрения, огненное крещение, которым испытывается Россия вот уже на протяжении тысячелетий, можно было принять только благодаря удивительному феномену русского национального самосознания, позволившему выстоять в битвах и тяготах.

Христианизация Древней Руси не только проливает свет на далекое прошлое, но и высвечивает немало современных проблем, непосредственно соотносимых с оценкой религии в целом, ее роли в общественной жизни для каждой конкретной исторической эпохи.Цель: исследовать особенности принятия христианства на Руси, а также определить роль церкви в жизни древнерусского государства.

Вера вносила новые, животворные начала в русское воспитание, определяла нравственный характер народной жизни.Первые русские школы ставили перед собой две цели: готовить для церкви сведущих служителей и учить русских людей основам веры и христианской нравственности. С принятием христианства на Руси в таких школах учились дети не только духовных лиц, даже без званий, пленники; наравне с детьми могли обучаться и взрослые.

Стоит обратить внимание на развитие методов познания в эпоху Нового времени. Этим подчеркивается актуальность темы исследования, поскольку роль метода познания Бэкона неоценима

Охарактеризовать становление науки в эпоху Нового времени.

Однако исследований, полностью посвященных данной эпохе в контексте ее историко-философского значения, недостаточно. В связи с этим цель работы можно определить как выявление особенностей развития техники в эпоху Нового времени, определение сущности и природы техники в философской мысли.

Принято выделять два периода правления Иоанна Грозного. Период «до опричнины» первый. Политика первого периода улучшила аппараты центрального и местного управления, чем укрепила государство в целом. В этот период начала создаваться сословно-представительная монархия. Вторым периодом царствования стала «опричнина». Такая политика привела к падению экономики государства, принесла беды и голод народу и стала началом смутного времени для Руси

Философ А. Ильин думал так же, он писал, что «… государство, пытающееся присвоить себе силу и достоинство церкви, творит кощунство, грех и пошлость. Церковь же, пытающаяся присвоить себе власть и меч государства, утрачивает свое достоинство и изменяет своему предназначению…»

Со времен Ивана IV власть в Московском государстве в лице царя носила священный характер, так как ее источником был Бог, а ограничивалась она только христианскими заповедями, церковными уложениями и традициями.- изучить особенности отношений государства и церкви в XV веке;

Борьба всегда шла за власть в Москве, а не за государственно-политическое отделение тех или иных регионов. Столица, а в ней Кремль олицетворяли для всей страны законное место пребывания законного монарха и соправительствующих с ним лиц, законное местопребывание главы православной церкви и главных ее святынь. В Смутное время страна оказалась втянутой в жестокую борьбу общественных сил за выбор пути развития.

Тема недели: Православие, психология и психиатрия

Статья

К учению свт. Василия Великого о динамике психической жизни человека

Статья

О необходимости разработки целостной концепции человека на основе христианской антропологии и современной психологии

Статья

Актуальность богословского взгляда на современную психологию

Статья

Опыт теологического анализа места религиозности в структуре психического

Статья

Психоаналитические трактовки личности, религии и культуры в свете православной этики

Статья

Пастырская помощь членам семьи паллиативного больного в психологических стадиях переживания горя

Статья

О вере, психологии и научном подходе к пастырскому служению

Статья

Шаманы, духовники и психотерапевты: проблемы покаяния и исповеди в свете современного постмодернистского перехода к«психологическому» обществу

Статья

Психология для священника: польза или вред?

Статья

Какая психология полезна пастырям?

Статья

Духовничество и психотерапия. Беседа с профессором-психотерапевтом Федором Василюком

Статья

Феномен безответственности как форма психической патологии в светских и религиозных сообществах

Статья

Аналитическая психология К. Г. Юнга как религиозная система

Статья

Христианская и светская психология — точки соотнесения

Статья

К вопросу об исследовании социально-психологических особенностей современных монашествующих

Статья

Влияние виртуальной реальности на сознание человека с позиций христианской антропологии и современной психологии

Подготовка

В конце августа года гражданская власть СССР предложила местоблюстителю патриаршего престола Московского митрополиту Сергию возвратиться в Москву из Ульяновска, куда митрополит был эвакуирован в октябре года. Вскоре последовала беседа Иосифа Сталина с полковником НКВД Г. Г. Карповым, в ходе которой, согласно записи Карпова, Сталин задал ему следующие вопросы:

а) Что из себя представляет митрополит Сергий (возраст, физическое состояние, его авторитет в Церкви, его отношение к властям);

б) краткая характеристика митрополитов Алексия и Николая;

в) когда и как был избран в Патриархи Тихон;

г) какие связи Русская Православная Церковь имеет за границей;

д) кто является Патриархами Вселенским, Иерусалимским и другими;

е) что я знаю о руководстве Православных Церквей Болгарии, Югославии и Румынии;

ж) в каких материальных условиях находятся сейчас митрополиты Сергий, Алексий и Николай;

з) количество приходов православной Церкви в СССР и количество епископата .

Митрополит Сергий сказал, что самый главный вопрос — о центральном руководстве Русской Церкви, что он почти 18 лет является патриаршим местоблюстителем и думает, что едва ли где-то еще возможна такая ситуация, при которой с года в Церкви нет Синода. Он просил разрешения собрать Архиерейский Собор, который изберет патриарха и образует при главе Церкви Священный Синод как совещательный орган в составе 5-6 архиереев.

Согласившись с предложением митрополита Сергия, Сталин спросил о возможном сроке созыва Собора. Митрополит ответил, что Собор можно созвать через месяц. Тогда Сталин спросил: «А нельзя ли проявить большевистские темпы?«, поинтересовавшись мнением Карпова на этот счет. Карпов ответил, что если помочь митрополиту Сергию транспортом, предоставить самолеты, то Собор можно созвать через 3-4 дня. Договорились, что Архиерейский Собор соберётся в Москве 8 сентября.

Последствия Смуты для России

Смутное время это всегда тяжелая фаза, которая очень сильно бьет по стране, и из которой потом очень долго нужно выходить. Так было и в России. Смута формально прекратилась с воцарением Романовых, но по факту это было не так. Еще долгие годы русские цари активно боролись с пассивными, но все же с элементами Смуты, в стране.

Если говорить про последствия Смутного времени в России, то можно выделить следующие основные последствия:

  1. Россия сохранила свою независимость и право быть государством.
  2. Создание новой правящей династии Романовых.
  3. Страшное экономическое разорение и истощение страны. Простые люди массово бежали на окраины.
  4. Падение авторитета церкви. Люди не могли понять, как церковь могла допустить такую пассивность в борьбе с интервентами.
  5. Произошло полное закрепощение крестьян, чего раньше не было.
  6. Россия потеряла часть своей территории (Смоленск, Балтику (выход к которой потом так настойчиво будет добиваться Петр 1) и Северные регионы страны).
  7. Военный потенциал страны был фактически уничтожен.

Это основные последствия, которые были крайне важны для страны, но самое главное — Россия сохранила свою государственность и продолжила развиваться. Попытки Польши и Швеции захватить власть в России закончились ничем.

Последствия Смуты

История Русской Православной Церкви

Историки связывают возникновение РПЦ с моментом крещения Руси в 988 году, когда митрополит Михаил был переведен Константинопольским патриархом Николаем II Хрисовергом в епархию Константинопольского патриархата, основанного в Киеве, создание которого признал и поддержал киевский князь Владимир Святославич.

После упадка Киева, последовавшего за вторжением татаро-монголов в 1299 году, митрополия переместилась в Москву.

С 1488 года РПЦ получила статус автокефалии, когда русской митрополией управлял епископ Ион без консультаций с Константинополем.

Более того, Московская митрополия управлялась независимыми епископами на протяжении более чем столетия.

В середине XVII века, при патриархе Николае, были исправлены богослужебные книги и приняты другие меры для унификации литургической практики в Москве с греческой. Некоторые обряды, ранее принятые в Московской церкви, начиная с диптиха, были объявлены еретическими; те, кто их применял, были анафематствованы на Синоде 1656 года и Большом Синоде в Москве. В результате в Русской Церкви произошел раскол; тех, кто продолжал использовать старые обряды, официально называли «еретиками», позже «раскольниками», а еще позже «старообрядцами».

В 1686 году автономная Киевская епархия была вновь подчинена Москве, как это было согласовано с Константинополем.

В 1700 году царь Петр I запретил избирать нового патриарха (после смерти предыдущего), а 20 лет спустя учредил Святейший правительственный Синод, который, как один из органов государства, выполнял функции общего церковного управления с 1721 по январь 1918 года — с царем (до 2 марта 1917 года) в качестве «окончательного судьи этого союза».

Патриаршество в Русской Православной Церкви было восстановлено только после падения абсолютизма Всероссийским Поместным Собором 28 октября (10 ноября) 1917 года; первым Патриархом в советский период был избран святитель Тихон (Белавин), митрополит Московский.

После Октябрьской революции 1917 года РПЦ была отчуждена от государства и оказалась во власти преследований и унижений. Финансирование духовенства и церковного образования из государственной казны прекратилось. Кроме того, церковь пережила ряд разделений, вызванных властями и периодом гонений.

После смерти патриарха в 1925 году власти сами поставили священника, который вскоре был изгнан и подвергнут пыткам.

По некоторым данным, за первые пять лет после большевистской революции были казнены 28 епископов и 1200 священников.

Главной мишенью антирелигиозной кампании партийно-государственной власти в 1920-х и 1930-х годах была Патриаршая церковь, имевшая наибольшее число последователей. Почти все епископы, большое количество священников и активных мирян были казнены или сосланы в концентрационные лагеря; теологические школы и другие формы религиозного образования, за исключением частного обучения, были запрещены.

В тяжелые годы Великой Отечественной войны в политике советского государства по отношению к Патриаршей Церкви произошли заметные изменения, и Московский Патриархат был признан единственной легитимной православной церковью в СССР, за исключением Грузии.

В 1943 году Архиерейский Синод избрал на Патриарший престол митрополита Сергия (Страгородского).

Во время правления Хрущева вновь возникло жесткое отношение к Церкви, которое продолжалось до 1980-х годов. В то время Патриархия контролировалась спецслужбами, и в то же время Церковь шла на компромиссы с советским правительством.

Новые материалы

Книги

Проблема зла и теодицеи: метафизика, этика, феноменология / отв. ред. К. В. Карпов, научн. ред. И. И. Ремезова. – М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2023. – 264 с. (Серия «Humanitas»)

Книги

Вариации на тему любви и милости / Ж.-Кл. Ларше; пер. с фр. М. С. Степановой. — Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2024. — 352 с. — (Православное богословие).

Книги

Религия в цифровом обществе. Под ред. Алексея Бодрова и Михаила Толстолуженко. М.: Издательство ББИ, 2024. viii + 248 с. (Серия «Современное богословие»). ISBN 978-5-89647-430-2

Книги

Образ, икона, экономия. Византийские истоки современного воображаемого. М.: V—А—С Press, 2022. — 328 с. ISBN 978-5-907183-49-0

Книги

Обратная сторона новых медиа / Жан-Клод Ларше; пер. с фр. С. А. Кузнецовой. – Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2023. – 304 с. – (Православное богословие).

Книги

Владимир Соловьев / Пер. с нем. (Серия «Современное богословие»). – М.: Издательство ББИ, 2023. – 143 с. ISBN 978-5-89647-412-8

Книги

Идея Бога и образ теологии в философских дискурсах зрелого модерна и постмодерна: коллективная монография / Под общ. ред. Д. В. Масленникова. — СПб.: Издательство РХГА, 2023. — 682 с. ISBN 978-5-907613-50-8

Книги

Единство добра, истины и красоты в русской религиозно-философской традиции: сборник статей / Сост. Н. К. Сюндюков. — СПб.: Изд-во РХГА, 2023. — 144 с. ISBN 978-5-907613-78-2

Книги

Введение в библейское пророчество. — М.: Издательство ББИ, 2023. — 691 с. — (Серия «Современная библеистика»). — ISBN 978-5-89647-427-2.

Книги

Красота сквозь века. Очерки христианского искусства. — М.: Издательство ББИ, 2023. — 365 с. — (Серия «Богословие и культура»). — ISBN 978-5-89647-420-3.

Книги

По ту сторону секулярного порядка. Репрезентация бытия и репрезентация народа / Пер. А. Кырлежева под редакцией А. Гагинского. — М.: Издательство ББИ, 2023. — 360 с.

Книги

Русская икона середины XVII – начала XX века. Коллекция Олега Кушнирского. М.: Эксмо, 2023.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: