Бой в корейском проливе: как «рюрик» стал вторым «варягом»

Русско-японская война. 1904—1905 гг.

3-я эскадра Тихого океана

Морское Министерство 19 декабря 1904 г. сообщило, что к берегам Мадагаскара, где стояла 2-я эскадра, будет послан отряд контр-адмирала Н. И. Небогатова, названный 3-й эскадрой Тихого океана.

Решение о создании этого отряда было принято еще в ноябре, когда большая часть кораблей 1-й эскадры Тихого океана была уничтожена и возникла необходимость срочно усилить 2-ю. Предполагалось отправить на Дальний Восток броненосцы «Слава», «Император Николай I», «Император Александр II», броненосцы береговой обороны «Адмирал Ушаков», «Адмирал Сенявин», «Генерал-адмирал Апраксин», крейсеры «Владимир Мономах», «Память Азова», «Адмирал Корнилов» и более 10 миноносцев. Некоторые корабли оказались слишком старыми, их решили оставить на Балтике, часть же кораблей достроить так и не успели. В результате в Тихий океан вышли «Император Николай I», «Адмирал Ушаков», «Адмирал Сенявин», «Генерал-адмирал Апраксин» и «Владимир Мономах».

Эскадренный броненосец «Император Николай I». 1905. Архив фотографий кораблей русского и советского ВМФ

Подготовка кораблей к предстоящему походу шла спешно: были установлены новое вооружение, дальномеры и прожекторы, улучшена защита от осколков. К февралю 1905 г. ее завершили, и 3-го числа отряд покинул Либаву, 12 февраля он прошел Ла-Манш, 12 марта — Суэцкий канал, после стоянки в Джибути (20-24 марта) успешно минул Индийский океан, 19 апреля вошел в Малаккский пролив, а 24-го числа встретился с эскадрой Рожественского. Эскадра преодолела 12 000 миль за 83 дня.

Стоянка 2-й эскадры Тихого океана на Мадагаскаре продлилась до 3 марта 1905 г. Там экипажи грузили уголь, воду, продовольствие, ремонтировали механизмы и корпуса кораблей. Корабли совершали артиллерийские и торпедные стрельбы, маневры. За это время были получены известия о падении Порт-Артура и полном уничтожении 1-й эскадры Тихого океана, что отрицательно сказалось на моральном духе офицеров и матросов Рожественского. Тем не менее, вскоре они вышли к берегам Индокитая, где предстояла встреча с отрядом Небогатова. Необходимо было прорываться во Владивосток и, встретившись с японским флотом, в генеральном сражении решить судьбу войны.

Броненосец береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин»

Русские корабли вошли в бухту Камрань 1 апреля. Однако французское правительство потребовало покинуть ее. Через 8 дней, закончив погрузку угля, воды и припасов, из бухты ушли все боевые корабли, они 4 дня маневрировали в море. В бухте оставались лишь транспорты под охраной крейсера II ранга «Алмаз». 13 апреля эскадра перешла в бухту Ван-Фонг, в 40 милях севернее Камрани, где стала ожидать отряд Небогатова, но соединилась с ним лишь 26 апреля в 20 милях от названной бухты.

Теперь под флагом Рожественского находилось 34 боевых корабля: 8 эскадренных броненосцев, 3 броненосца береговой обороны, 9 крейсеров, 5 вспомогательных крейсеров, 9 миноносцев, большое количество вспомогательных судов и транспортов. На встрече отрядов Рожественского и Небогатова было решено прорываться во Владивосток самым коротким путем через Корейский пролив. Приняв уголь, воду и припасы, покрасив корабли и исправив повреждения, эскадра 1 мая двинулась дальше.

Восьмой поход (30 июля — 4 августа). Бой в корейском проливе (1 августа 1904 года)

29 июля от адмирала Алексеева пришла телеграмма во Владивосток (который еще не знал о результатах трагического боя 28 июля)гласившая о приказе крейсерам немедленно следовать в Корейский пролив. Цель данного похода для отряда была встреча с эскадрой Витгефта с оказание ему помощи. Но в телеграмме не было указано каким путем пойдет отряд Витгефта, а так же неизвестно и точное время его выхода в море. Поэтому, сообщалось, что предположительно встреча должна произойти к северу от Корейского пролива. Южнее параллели Фузана крейсерам заходить запрещалось. По инструкции, при встрече с Камимурой, крейсера должны отходить во Владивосток, увлекая японцев за собой. Ни на какие другие задачи крейсера, во время похода, отвлекаться не должны.

Ранним утром 30 июля «Россия», «Громобой» и «Рюрик» вышли из Владивостока. Утром 1 августа в южной части Корейского пролива, как и было написано в приказе, отряд крейсеров остановился для ожидания эскадры Витгефта.

Крейсер IJN Iwate

Когда начало светать, в 4 часа 50 минут, сигнальщиками с «России» были замечены четыре корабля, которые шли параллельно с отрядом. Вскоре были опознаны крейсера IJN Izumo, IJN Tokiwa, IJN Azuma и IJN Iwate. Корабли противника отрезали отряду путь к отступлению на Владивосток. Бой был неминуем.

Бой начался в 5 часов 20 минут. Первыми открыли огонь Японские крейсера. Вскоре ответные залпы последовали с «России» и «Громобоя». Тут же прозвучали сильные взрывы на IJN Iwate и на IJN Azuma. Начало боя осталось за Русскими крейсерами. Как стало известно в последствии,попадание тяжелого снаряда в IJN Iwate, разбило три 152-мм и одно 75-мм орудие.

Но в скором времени и Японские артиллеристы пристрелялись и начались попадания в русские корабли, появились убитые и раненые. Примерно на четырнадцатой минуте боя на «Рюрике» начался пожар. Пожар вывел крейсер из строя, но ненадолго. Вскоре пожар потушили. Через минут 40 после начала боя, к японцам на подмогу подошел легкий крейсер IJN Naniwa. Русские крейсера изменили курс движения и пошли на северо-запад; японские корабли, в свою очередь, легли на параллельный курс.

Примерно через час с начала сражения «Рюрика» постигла судьба, которую ему предсказывали эксперты сразу по вступлению на службу, японский снаряд, попав в незащищенное румпельное отделение, вывел из строя рулевое управление. И на крейсере был поднял сигнал: «Руль не действует». Крейсера «Россия» и «Громобой» развернулись, чтобы помочь подбитому «Рюрику». Но исправить повреждение на «Рюрике» не смогли.

Видя, что поврежденному крейсеру помочь нет возможности, а наоборот, можно было потерять и два других крейсера, командующий отрядом крейсеров принял решение прорываться во Владивосток. Камимура, со своим отрядом, преследовал русские крейсера, но легкие крейсера IJN Naniwa и IJN Takachiho остались, чтобы сражаться с обездвиженным «Рюриком».

Сражение закончилось примерно в 10 часов утра, корабли противника прекратили огонь и легли на обратный курс.

На такое решение Камимуры оказали влияние следующие факторы: потери среди личного состава; нехватка снарядов и повреждение кораблей. Кроме того, он не знал о результатах сражения в Желтом море и должен был быть готов в любой момент поспешить на помощь Того или начать бой с прорвавшейся из Порт-Артура Русской эскадрой.

Крейсер «Рюрик»

«Рюрик» продолжал вести бой японскими крейсерами IJN Naniwa и IJN Takachiho, но вскоре все его орудия были подбиты, почти весь командный состав был убит или ранен. Командир крейсера капитан 1 ранга Трусов и старший офицер капитан 2 ранга Хлодовский умерли от ран. Из 22 офицеров остались невредимыми семь человек; почти половина всего экипажа выбыла из строя.

Когда к «Рюрику» начали приближаться возвратившиеся из погони крейсера Камимуры, лейтенант Иванов, вступивший в командование, дабы не допустить захвата корабля, решил его затопить, открыв кингстоны.

Согласно данным с Японских крейсеров в половине одиннадцатого часа крейсер «Рюрик» полностью скрылся под водой. Устарелый и слабо бронированный, он пять часов вел бой с превосходящими его кораблями противника. Поведение его команды было героическим.

По официальным данным японцев, на кораблях Камимуры было 44 убитых и 71 раненый. Но по другим источникам, только на IJN Iwate одним снарядом было убито 40 человек и ранено 37. Флагманский корабль IJN Izuma имел до 20 пробоин; крейсер IJN Azuma получил 10 снарядов, IJN Tokiwa — несколько снарядов.

Новые задачи

Неудачи первых дней войны привели к кадровым ротациям в руководстве флота. Царское правительство назначило командующим адмирала Макарова. Он поставил перед «Рюриком» и его эскадрой новые задачи. Было решено отказаться от стратегии набегов на японское побережье. Вместо этого «Рюрик» теперь должен был препятствовать переброске войск противника в Гензан. Этот корейский порт был японским плацдармом, оттуда начинались сухопутные операции.

Макаров разрешил выходить в море в любом составе (не важно, будет это эскадра или отдельные корабли). Он рассуждал исходя из того, что российские орудия мощнее и эффективнее японских

Адмирал ошибался. Шапкозакидательские настроения в России накануне войны были привычным делом. Японцев не воспринимали за серьезных противников.

Экономика этой азиатской страны долгое время пребывала в изоляции. И только в последние годы в Токио начали форсированные реформы в армии и на флоте. Новые вооруженные силы были построены по западному европейскому образцу. Техника закупалась также зарубежная и только наилучшего качества. На японскую интервенцию на Дальнем Востоке в Москве смотрели свысока, считая японцев выскочками. Именно из-за этого легкомысленного отношения и была проиграна вся война. Но пока что перспективы были неясны, и в штабе надеялись на авось и смелость российских моряков.

Последний бой «Рюрика»

Когда стало очевидно, что русские корабли проигрывают бой, контр-адмирал Иессен отдал приказ «России» и «Громобою» идти на прорыв во Владивосток. Он рассчитывал, что таким маневром ему удастся отвлечь основные силы японцев от сильно поврежденного «Рюрика». И это действительно удалось, но не до конца. В погоню за двумя русскими крейсерами бросились четыре японских броненосца отряда адмирала Камимуры, но два более легких остались и продолжали обстреливать «Рюрик».

Повреждения, полученные японским броненосным крейсером «Ивате» во время боя в Корейском проливе после попадания снаряда с крейсера «Рюрик»

В конце концов сильно поредевший экипаж, командовать которым в этот момент пришлось одному из младших офицеров — лейтенанту Константину Иванову, принял решение затопить «Рюрик». Корабль с открытыми кингстонами отправился ко дну на глазах японских моряков с крейсеров «Нанива» и «Такачихо», которые и подобрали оставшихся в живых членов экипажа русского крейсера. Из-за того, что все шлюпки были разбиты, моряки держались на воде только за счет спасательных жилетов и деревянных обломков судна.

Крейсерам «Россия» и «Громобой» к вечеру того же дня удалось оторваться от японских броненосцев: те повернули назад, чтобы не оставлять без прикрытия Корейский пролив на случай, если кому-то из кораблей порт-артурской эскадры удастся прорваться на север. Несмотря на тяжелые повреждения, 16 августа они дошли своим ходом до Владивостока и встали на ремонт, который затем длился почти до конца войны.

Вид на полуют броненосного крейсера «Россия» после боя в Корейском проливе, Владивосток, 16 (3 ст. ст.) августа 1904 года

Результаты боя в Корейском проливе были неутешительными: Владивостокский отряд потерял один из крейсеров, 329 русских моряков были убиты и 617 ранены, еще около шестисот человек попали в плен. Японские корабли почти не получили тяжелых повреждений (не считая «Ивате»), а человеческие потери японцев были на порядок меньше: 44 убитых и 71 раненый. Такое соотношение определялось тем самым лучшим бронированием японских кораблей и неприспособленностью русских крейсеров к эскадренному бою.

Но поражение в этом бою не умаляет мужества и стойкости русских моряков, которые в течение пяти с лишним часов противостояли гораздо более сильному противнику и сумели достаточно потрепать его. К тому же свою главную задачу — связать боем корабли эскадры адмирала Камимуры — Владивостокский отряд крейсеров выполнил, и не его вина, что это случилось тогда, когда практический смысл такой схватки был невелик.

Повреждения броненосного крейсера «Россия» после боя в Корейском проливе, Владивосток, 16 (3 ст. ст.) августа 1904 года

Океанские крейсеры во Владивостоке

Владивостокский отряд крейсеров был официально образован 17 июня 1903 г. В случае войны с Японией основной целью отряда являлись действия на коммуникациях противника, нападение на порты и отвлечение на себя японских броненосных крейсеров с целью ослабления основных сил врага. К началу боевых действий в январе 1904 г. отряд состоял из 3 броненосных крейсеров «Россия» (флагман), «Громобой» и «Рюрик», бронепалубного крейсера 1-го ранга «Богатырь», вспомогательного крейсера «Лена» и 11 небольших номерных миноносцев.

Броненосные крейсеры Владивостокского отряда отличались неплохой мореходностью, большой автономностью и строились изначально как истребители вражеской торговли с возможностью длительного нахождения в океане. Недостатком серии крейсеров «Рюрик» — «Россия» — «Громобой» было неудачное размещение артиллерии главного калибра, состоявшее из 4 палубных 203-мм орудий. В случае эскадренного боя 3 русских крейсера могли вести огонь из 6 восьмидюймовок, то есть орудий одного борта. В то же время японские броненосные крейсера, имевшие также восьмидюймовые орудия главного калибра, расположенные в башнях, могли задействовать по одной цели все 4 орудия главного калибра. Этот фактор станет одной из причин неудачного для русского отряда боя в Японском море 1 августа 1904 г.


Схема действий Владивостокского отряда крейсеров. (commons.wikimedia.org)

Одновременно японские крейсеры имели преимущество в броневой защите и небольшое превосходство в скорости хода (на 2−3 узла), но проигрывали по крейсерским качествам и с трудом действовали при океанском волнении.

Причины поражения в Цусимском сражении

Карта Цусимского сражения. 14–15.05.1905

В ночь на 14 мая, на 224-й день похода, 2-я эскадра Тихого океана вошла в Корейский пролив. И уже к утру завязалось сражение, длившееся почти сутки и получившее название Цусимского.

Мощнейшее соединение превосходного Балтийского флота после длительного океанского перехода в 14 000 миль, вступив в бой с примерно равными по числу силами японского флота, начисто битву проиграло. Почему? Об этом исследователи спорят до сих пор.

Не вдаваясь в подробности боя, хорошо известного по научной и художественной литературе, остановимся на причинах, по которым русский флот понес самое сокрушительное за свою историю поражение.

Боевым кораблям 2-й эскадры Тихого океана предстояло сражение с японским Соединенным флотом, в состав которого входило 4 броненосца, 8 броненосных крейсеров, 12 крейсеров, 13 вспомогательных крейсеров, 21 эсминец, 43 миноносца. В принципе, силы были примерно равными, даже с некоторым перевесом у русской стороны по причине лучшего бронирования новейших броненосцев и эффективности их бронебойных снарядов.

Японский броненосный крейсер «Ниссин» на якоре. 1905. Этот наиболее совершенный корабль периода Русско-японской войны в Цусимском сражении получил самые серьезные повреждения среди всех японских кораблей

Свои плюсы были и у японцев

Их базы располагались рядом с районом сражения, и, самое важное, русскую эскадру ждал Соединенный флот — 3 эскадры из 6 боевых отрядов, 5 отрядов эсминцев и 8 отрядов миноносцев. Пока русские совершали свой тяжелейший переход, японцы полностью отремонтировали свои корабли, усилили их вооружение, боезапас и защиту с учетом опыта недавних боев, а моряки усиленно занимались боевой подготовкой

Необходимо отметить, что российской эскадре противостоял флот, имевший богатый боевой опыт тяжелого противостояния с 1-й эскадрой Тихого океана.

Однако не это было главное. Талантливый японский адмирал Того Хэйхатиро верно разглядел слабые стороны русской эскадры и обратил мощь своего флота против них. Их было предостаточно. Во-первых, русские моряки устали от тяжелейшего 7-месячного перехода и хотели как можно скорее прийти во Владивосток. Значит, первую фазу боя следует организовать в ночи или ближе к рассвету. Во-вторых, флагманы на российских кораблях находились во главе своих отрядов. Следовательно, при повороте на 180° управление флотом собьется, ибо на концевом корабле, который станет начальным, адмирала не будет. Для того чтобы флагман вновь оказался впереди, русской эскадре придется описать большую циркуляцию.

Того Хэйхатиро все это учел и посадил младшего флагмана на концевой корабль своих отрядов. В итоге при любом повороте во главе японской корабельной колонны стоял адмирал. Стратегический же замысел японского командующего сводился не к уничтожению всего российского флота в линейном и бесперспективном для японцев бою, а к охвату головы противника. Именно это и было, к неожиданности русских адмиралов, совершено у Цусимы.

Наконец, все русские корабли были перегружены больше положенного. Того Хэйхатиро понимал, что худшие по качеству японские бронебойные снаряды будут смертоносными лишь в случае попадания ниже ватерлинии. Шансов на это было крайне мало. Тогда вопреки существующим правилам японцы запланировали стрелять по русским кораблям фугасными снарядами, которые были начинены сверхмощным взрывчатым веществом менилитом, или, как называли его в Японии, шимозой.

Броню такие снаряды не пробивали, но разрушали разнообразные надстройки и заливали вражеские корабли тоннами воды, одновременно осыпая их килограммами осколков. В результате перегрузка усиливалась, и корабли 2-й эскадры Тихого океана уходили на дно или бронированный корабль превращался в небоеспособную бронированную коробку, ибо стрелять прицельно он уже не мог: все наблюдательные, командные и корректировочные посты русских кораблей с их дальномерами были разбиты.

Одним словом, японцы переиграли русских моряков и тактически, и технически, что предопределило их победу. Само Цусимское сражение привело к окончательному проигрышу России в войне с Японией и вызвало в стране первую революцию 1905-1907 гг., в которой флот принял довольно своеобразное участие. Корабли не воевавшего с Японией Черноморского флота — эскадренный броненосец «Князь Потёмкин Таврический» и бронепалубный крейсер «Очаков», на которых вспыхнули восстания моряков, — навсегда вошли в историю.

Поделиться ссылкой

Схватка с японской эскадрой. Гибель «Рюрика»

На рассвете 11 августа 1904 г. крейсера «Россия» (командир капитан 1-го ранга А.Андреев), «Рюрик» (командир капитан 1-го ранга Е.Трусов) и «Громобой» (командир капитан 1-го ранга Н.Дабич) под руководством командира отряда контр-адмирала К.Иессена вышли в море, чтобы в соответствии с полученным приказом поддержать прорыв кораблей Порт-Артурской эскадры во Владивосток. Однако приказ припоздал — эскадра, сильно потрепанная в бою, уже вернулась в Порт-Артур, так и не сумев прорваться. И «Россия», «Рюрик» и «Громобой» шли к Цусиме, не зная, что встречать им было уже некого…

Рано утром 14 августа Владивостокский отряд крейсеров в Корейском проливе в 40 милях от порта Фузан (Пусан) перехватила японская эскадра и всей своей мощью навалилась на русские корабли, отрезая пути отхода. «Россия», «Рюрик» и «Громобой» оказались в западне. Японцы превосходили в численности, артиллерии, скорости и прочности брони. В ожесточенном бою «Рюрику», шедшему концевым, пришлось тяжелее всех. Именно на нем японцы сосредоточили основной огонь. «Россия» и «Громобой», сами получив увечья, пытались облегчить его участь, прикрывая собой, а затем стали отходить на север, надеясь отвлечь от «Рюрика» японцев. Но враг вцепился в него мертвой хваткой.

Справка. «Рюрик» — головной корабль серии океанских броненосных крейсеров-рейдеров. Построен на Балтийском заводе в Петербурге и вступил в строй в 1895 г. Для эскадренного боя малопригоден, т.к. для улучшения мореходных качеств имел неполную броневую защиту корпуса и почти не имел ее у палубных орудий для защиты от осколков комендоров. Водоизмещение 11 690 т, скорость 18 узлов. Дальность плавания 6 700 миль. Вооружение: 4 орудия — 203-мм, 16 — 152-мм, 6 — 120-мм, 6 — 47-мм, 10 — 37-мм орудий и 6 торпедных аппаратов. Экипаж 763 чел.

…Истерзанный в ходе неравного боя, оседающий в море кормой, окутанный паром из разбитых котлов, «Рюрик» казался японцам легкой добычей. Они надеялись захватить его. Однако возглавивший крейсер после гибели командира и старших офицеров младший артиллерийский офицер лейтенант Константин Иванов и оставшиеся в живых офицеры и матросы флаг спускать не собирались. Они стояли насмерть. Когда орудия «Рюрика» вышли из строя, японцы пошли на сближение. Но экипаж русского крейсера внезапно предпринял отчаянную попытку таранить их ближайший корабль, а в крейсер «Идзумо» пошла торпеда…

Отпрянув назад, японские корабли вновь открыли огонь. К концу схватки их было 14 против одного. К 10 час. утра, после пятичасового(!) боя («Варяг», заметим, только час участвовал в бою и смертельных повреждений не имел) «Рюрик» был превращен в груду искореженного железа и только чудом держался на плаву. К неподвижному крейсеру вновь стали приближаться японцы. Дабы «Рюрик» не достался врагу, лейтенант Иванов приказал открыть кингстоны. Адмирал Камимура, поняв, что капитуляции со стороны русских не будет, пришел в ярость и приказал обрушить на крейсер шквал огня. Перед затоплением корабля лейтенант К.Иванов приказал всем покинуть агонизирующий «Рюрик», а раненых сбросить за борт. Такова была суровая необходимость.

В 10 час. 42 мин. 14 августа 1904 г. броненосный крейсер русского флота «Рюрик» с поднятым Андреевским флагом и взвившимся сигналом «Погибаю, но не сдаюсь!» скрылся под водой… На «Рюрике» погибло 204 человека и 305 моряков было ранено (на «Варяге» в бою убиты 22 моряка, 12 умерли от ран). Павшие рюриковцы так и остались навсегда там, где приняли свой последний бой, — на дне Корейского пролива. «Россия» и «Громобой» в той схватке потеряли 129 нижних чинов и офицеров. Историки тогда писали: «Нужно быть железными существами, чтобы выдержать такой адский бой».

С гибелью «Рюрика» легендарные рейды Владивостокского отряда крейсеров практически прекратилась. До осени «Россия» и «Громобой» находились в ремонте. Потом поступил приказ из главного морского штаба: «Корабли Владивостокской крейсерской эскадры следует сохранить для второй эскадры. Крейсерские операции с риском новых повреждений следует избегать». И только наши миноносцы иногда совершали набеги на коммуникации противника, потопив еще несколько японских шхун. 25 апреля 1905 г. «Россия» и «Громобой» совершили свой последний совместный рейд, выйдя к Сангарскому проливу, где потопили несколько японских шхун. 28 апреля они вернулись в базу. А 2 мая «Громобой», выйдя в море для испытания радиотелеграфа, подорвался на мине и встал в ремонт до конца войны. «Россия» осиротела.

Любопытная деталь. После войны 1904-1905 гг. в состав Балтийского флота вошел корабль, нареченный «Рюрик II». Имя же «Варяг» ни при царе, ни в сталинскую эпоху не было присвоено ни одному военному кораблю…

Строительство

Знаменитый броненосный крейсер «Рюрик» стал детищем Балтийского завода. Это судно создавалось в пылу военной гонки с британским флотом. Корабль должен был стать достойным аналогом английских быстроходных крейсеров «Блейк». В 1888 году инженеры Балтийского завода предложили черновик проекта адмиралу Чихачеву и Морскому техническому комитету (МТК).

Эскизный проект был переработан. В МТК будущий крейсер «Рюрик» избавили от некоторых недостатков конструкции и технического оснащения. Чертежи были одобрены императором Александром III. Строительство началось 19 мая 1890 года. После двухлетней работы Балтийский завод подготовил крейсер «Рюрик». Он был спущен на воду в 1892 году, а в 1895-м судно ввели в эксплуатацию.

Предполагалось, что корабль станет первым в серии однотипных крейсеров. Построенные после него «Громобой» и «Россия» стали не братьями-близнецами, а модификациями (с увеличенным водоизмещением). Интересно, что крейсер «Рюрик» создавался как потенциальный перехватчик английских торговых судов. Предполагалось, что он будет так использоваться в случае войны с Великобританией. Кроме того, в техническом задании было требование создать корабль, способный переходить из Балтийского моря на Дальний Восток, не прибегая к дозаправке углем. Для того чтобы пройти этот маршрут, экипажу было необходимо проплыть южные моря и обогнуть почти всю Евразию.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: