Глава i

Глава i

Свадьба и переезд в Москву

Переговоры о свадьбе длились 3 года. В 1469 году грек Юрий приехал в Москву с предложением князю взять в жены Софью. При этом было указано, что она является православной христианкой, хотя на самом деле девушка принадлежала на тот момент к католической вере. Иван III посовещался с матерью, боярами и митрополитом и принял положительное решение.

В том же году в Рим для сватовства был отправлен Иван Фрязин (выходец из Италии Джан Батиста делла Вольпе). Папа хорошо принял его, но просил прислать за Софьей бояр. Как гласит летопись города Софии, русскому жениху прислали портрет невесты, что изрядно удивило двор.

Внешность Софьи Палеолог была приятной, хоть она и была полной по итальянским меркам красоты: невысокого роста (160 см) девушка обладала красивыми глазами, белой кожей и типичными чертами жительницы Средиземноморья. Позднее сходство черт лица Софьи и Ивана Грозного станет доказательством их родства.

Второй раз Иван Фрязин поехал в 1472 году за 17-летней Софьей. Через несколько дней после его прибытия состоялось заочное обручение молодых в базилике святых апостолов Петра и Павла. Менее чем через месяц процессия собралась обратно. Среди приданого невесты значились книги, которые впоследствии станут основой библиотеки Ивана IV. Также девушка привезла некоторые мощи святых, для которых в России создали драгоценные мощевики.

Борьба за престол

18 апреля года София родила первую (быстро умершую) дочь Анну, затем еще одну дочь (также умершую столь быстро, что ее не успели окрестить).

В году у Софии родился первый сын Василий . За годы своего 30-летнего брака Софья родила 5 сыновей и 4 дочери.

в году старший сын Ивана III, Иван Молодой , разболелся ломотою в ногах («камчюгом») и умер 32-х лет. Он последний оставил малолетнего сына Димитрия (+ 1509) от брака своего на Елене, дочери Стефана, господаря молдавского, и потому теперь встал вопрос, кому наследовать великое княжение — сыну или внуку. Началась борьба за престол, двор разделился на две стороны.

Князья и бояре поддерживали Елену, вдову Ивана Молодого, и ее сына Дмитрия; на стороне Софии с сыном Василием были только дети боярские и дьяки. Они начали советовать молодому князю Василию выехать из Москвы, захватить казну в Вологде и на Белоозере и погубить Димитрия. Но заговор был открыт в декабре года. Кроме того, недруги наговорили великому князю, будто София хочет отравить его внука, чтобы посадить на престол собственного сына, что ее тайно посещают ворожеи, готовящие ядовитое зелье, и что сам Василий участвует в этом заговоре. Иван III принял сторону внука и арестовал Василия.

Однако София сумела добиться падения Елены Волошанки, обвинив ее в приверженности ереси жидовствующих . Тогда великий князь наложил на невестку и внука опалу и в году нарек Василия законным наследником престола.

Ересь или заговор?

Но был еще один человек вокруг которого собирались еретики и вольнодумцы — невестка Ивана III и мать престолонаследника Дмитрия княгиня тверская Елена Волошанка. Она имела влияние на государя и свое преимущество, по мнению историков, старалась использовать в политических целях.

Ей это удалось, хотя победа была не долгой. В 1497 году Курицын печатью скрепил грамоту Ивана III на великокняжение Дмитрия. Интересно, что на этой печати впервые появляется двуглавый орел — будущий герб Русского государства.

Коронация Дмитрия как соправителя Ивана III прошла 4 февраля 1498 года. На нее не были приглашены София Палеолог и ее сын Василий. Незадолго до назначенного события государь раскрыл заговор, в котором его супруга пыталась сорвать законное престолонаследие. Часть заговорщиков была казнена, а София и Василий оказались в опале. Впрочем, историки утверждают, что некоторые обвинения, в том числе в попытке отравить Дмитрия, были надуманы.

Но придворные интриги между Софией Палеолог и Елены Волошанки на этом не закончились. На политическую арену, не без участия Софьи, снова вступают Геннадий Гонзов и Иосиф Волоцкий, которые принуждают Ивана III заняться делом «жидовствующих еретиков». В 1503 и 1504 годах созываются Соборы против ереси, на которых решается судьба партии Курицына.

Семья будущей царицы

Греческий вариант имени Софьи Фоминичны Палеолог — Зоя Палеологиня. Она родилась примерно в 1455 году в династии Палеологов — византийских императоров. Ее семья была достаточно знатной для того времени:

  1. Отец Фома был младшим сыном византийского императора и деспотом (управляющим) провинции Мореи (полуострова Пелопоннес — автономного греческого образования в составе Византии) в 1428—1460 годах. Являлся законным наследником старшего брата и мог занять византийский трон.
  2. Брат отца (дядя Софьи) Константин XI был старшим сыном императора и правил Византией в 1449—1453 годах. Он умер во время захвата Константинополя турецкими войнами. Его племяннице было тогда около 8 лет.
  3. Матерью была Екатерина Цаккариа — дочь последнего царя Ахайи.
  4. Отцом матери (дедом Софьи) был Чентурионе II Цаккариа, принадлежавший известному купеческому роду. Престол Ахайи перешел к нему от отца, которого туда определил неаполитанский король. В 1430 году княжество Ахайю захватил Фома Палеолог. Чентурионе вынужден был заключить с врагом мирный договор, условия которого вынуждали его дочь Екатерину выйти за Фому замуж. После смерти Чентурионе его земли перешли Фоме.

Влияние на политику и культуру

Современники отмечали, что Иван III после брака на племяннице императора византийского явился грозным государем на московском великокняжеском столе. Византийская принцесса принесла мужу державные права и, по словам историка-византиста Ф.И. Успенского , право на трон Византии , с чем пришлось считаться боярам. Прежде Иван III любил «против себя встречу», то есть возражения и споры, но при Софии изменил обращение с придворными, стал держать себя недоступно, требовал особого почтения и легко впадал в гнев, то и дело налагая опалу. Эти напасти тоже приписали пагубному влиянию Софьи Палеолог.

Внимательный наблюдатель московской жизни барон Герберштейн, два раза приезжавший в Москву послом германского императора в княжение Василия III , наслушавшись боярских толков, замечает о Софие в своих записках, что это была женщина необыкновенно хитрая, имевшая большое влияние на великого князя, который по ее внушению сделал многое. Наконец, летописцы подтверждают это, говоря, например, что по внушениям Софии Иван III окончательно разорвал с Ордою. Будто бы однажды молвила она мужу: «Я отказала в руке своей богатым, сильным князьям и королям, для веры вышла за тебя, а ты теперь хочешь меня и детей моих сделать данниками; разве у тебя мало войска?
»

Как царевна, София, пользовалась в Москве правом принимать иноземные посольства. Согласно легенде, приведенной не только русскими летописями, но и английским поэтом Джоном Милтоном, в году София смогла перехитрить татарского хана, объявив, что имела знак свыше о строительстве храма святому Николаю на том месте в Кремле , где стоял дом ханских наместников, контролировавших сборы ясака и действия Кремля. Этот рассказ представляет Софью решительной натурой («выставила их из Кремля, дом снесла, хотя храм не построила
»). Иван III действительно отказался платить дань и растоптал ханскую грамоту прямо на ордынском дворе в Замоскворечье , Русь фактически прекратила выплату дани Орде.

Софья сумела привлечь в Москву врачей, деятелей культуры и особенно архитекторов. Творения последних могли сделать Москву равной по красоте и величественности европейским столицам и поддержать престиж московского государя, а также подчеркнуть преемственность Москвы не только Второму, но и Первому Риму. Прибывшие архитекторы Аристотель Фиораванти , Марко Руффо, Алевиз Фрязин, Антонио и Петро Солари возвели в Кремле Грановитую палату , Успенский и Благовещенский соборы на Соборной площади Кремля ; завершилось строительство

Софья Палеолог: греческая интриганка, которая изменила Россию

12 ноября 1472 года Иван III второй раз вступает в брак. На этот раз его избранницей становится греческая принцесса Софья, племянница последнего византийского императора Константина XI Палеолога.

Происхождение Софьи Палеолог

Достоверно не известна дата рождения царевны. По сей день историки ведут споры о времени появления на свет второй дочери в семье Палеолог.  По одной версии царевна родилась до падения Константинополя (примерно, до 1453 года), а по второй – после его падения (примерно, с 1456 года). Такая временная разбежка связана с тем, что первое упоминание о девушке появилось всего лишь в середине 60-х годов 15 века.

Девушка имела знатное происхождение. Ее отец относился к знаменитому константинопольскому царскому роду, а мать была представительницей  Итальянского рода герцога Ферарского.

В некоторых источниках можно встретить ориентировочную дату рождения Зои: 1443-1448 гг. Данная дата аргументирована тем, что незадолго до своей кончины Георгий Франдзис начал писать Хронику, в который были указаны точные даты рождения младших братьев принцессы. Один из них родился в середине января 1453 года.

Еще одним аргументов в пользу того, что девушка появилась на свет в промежутке между 1440 и 1450 годами стали записи послов о помолвке Ивана 3 и принцессы Византии. В них говорилось, что Софье Палеолог на вид около 24 лет.

Новые порядки

Внешняя атрибутика играла существенную роль в возвышении царя в глазах народа. Софья Фоминична об этом знала на примере византийских императоров. Пышный дворцовый церемониал, роскошные царские одеяния, богатое убранство двора — всего это не было в Москве. Иван III, будучи уже могучим государем, жил не намного шире и богаче бояр. В речах ближайших подданных слышалась простота — некоторые из них происходили так же, как и великий князь, от Рюрика. Муж много слышал о придворном обиходе византийских самодержцев от жены и от людей, которые приехали с ней. Вероятно, ему хотелось и здесь стать «настоящим». Постепенно стали появляться новые обычаи: Иван Васильевич «стал держать себя величаво», перед послами титуловался «царем», иностранных гостей принимал с особенной пышностью и торжественностью, в знак особенной милости повелел целовать царскую руку. Чуть позже появятся придворные чины — постельничий, ясельничий, конюший, а государь станет жаловать в бояре за заслуги.Спустя время, Софью Палеолог назовут интриганкой, ее обвинят в смерти пасынка Ивана Молодого и будут оправдывать «нестроения» в государстве ее колдовством. Однако, этот брак по расчету продлится 30 лет и станет, пожалуй, одним из самых значимых супружеских союзов за всю историю.

Игра престолов: София Палеолог против Елены Волошанки и «жидовствующих»

«Ересь жидовствующих», — религиозно-политическое движение, существовавшее на Руси в конце XV века, до сих пор таит массу загадок. В истории нашего государства ему суждено было стать знаковым явлением.

Хула на Церковь

Все началось с того, что призванный на архиепископское служение в Новгороде игумен Геннадий Гонзов, называемый современниками «кровожадным устрашителем преступников против церкви», вдруг обнаружил в пастве брожение умов. Многие священники перестали причащаться, а другие и вовсе бранными словами оскверняли иконы. Также были замечены увлекающиеся иудейскими обрядами и каббалой.

Более того, местный игумен Захария обвинил архиепископа в том, что поставлен он был на должность за взятку. Гонзов решил наказать строптивого игумена и отравил его в ссылку. Однако в дело вмешался Великий князь Иван III и защитил Захарию.Архиепископ Геннадий, встревоженный еретическим разгулом, обратился за поддержкой к иерархам Русской Церкви, но реальной помощи так и не получил. Тут свою роль сыграл Иван III, который по политическим соображениям явно не желал терять связей с новгородской и московской знатью, многие из которой были причислены к «сектантам».

Однако у архиепископа появился сильный союзник в лице Иосифа Санина (Волоцкого) — религиозного деятеля, отстаивавшего позиции усиления церковной власти. Он не побоялся обвинять самого Ивана III, допуская возможность неповиновения «неправедному государю», ибо «таковый царь не Божий слуга, но диавол, и не царь есть, но мучитель».

Личность, внешность и характер Софьи Палеолог

Бояре, князья и знать всех городов, которые посещала Софья на своем пути, направляясь в Москву, описывали будущую жену государя в своих заметках. В них указывалось, что византийская принцесса обладала нежной кожей, с легкой матовостью. Несмотря на немолодой возраст, девушка привлекательная с выразительным взглядом.

Перед тем, как князь согласился на свадьбу – ему привезли портрет Софьи. Один из русских летописцев назвал девушку с портрета иконой.

По приезду в Москву она очаровала окружающих своим умом и статью. По характеру Софья была сильной представительницей Византийского престола. На ее фоне женщины Древней Руси выглядели слабыми и безвольными.

Новое название

Иван, женившись на знатной жене, наследнице византийских императоров, нашел прежнюю кремлевскую обстановку скучной и безобразной. «После царевны из Италии были выписаны мастера, которые построили Ивану новый Успенский собор, Грановитую палату и новый каменный двор на месте бывшего деревянного хора. В то же время в Кремле при дворе начал складываться тот сложный и строгий церемониал, который сообщал такую чопорную и напряженную придворную жизнь в Москве. Как и дома, в Кремле, среди своих придворных слуг, Иван стал действовать более торжественным шагом во внешних сношениях, тем более что ордынское иго, тяготевшее над северо-восточной Русью в течение двух с половиной веков (1238-1480), было снято с его плеч без боя, с помощью татар.» С тех пор в московских правительственных бумагах, особенно дипломатических, стал употребляться новый, более торжественный язык, образовалась великолепная терминология, незнакомая московским чиновникам удельных веков. Она основана на двух взглядах: это идея московского государя, национального правителя всей русской земли, и идея политического и церковного преемника византийских императоров. В отношениях с западными дворами, в том числе и с Литвой, Иван III отважился показать европейскому политическому миру претенциозный титул «Царя всея Руси», сначала употреблявшийся только в бытовых целях, в актах внутреннего потребления, а в Договоре 1494 г. После падения татарского ига с Москвы, в отношениях с малозначительными иноземными правителями, например, с ливонским магистром, Иван III называет себя царем всея Руси. Этот термин, как известно, является сокращенной южнославянской и русской формой латинского слова цезарь.

«Слово Цезарь пришло к праславянам через готское «кайсар». В праславянском языке оно звучало как «смсаг», затем сокращалось до «царь», а затем «царь» (аналоги этой аббревиатуры известны в немецких названиях, например, швед. кунг и английский король Кунин)».

«Титул царя в актах внутреннего управления при Иване III иногда, при Иване IV, обычно сочетался с аналогичным титулом самодержца-это славянский перевод византийского императорского титула автократор. Оба термина в Древней Руси не означали того, что стали обозначать позже, они выражали понятие не государя с неограниченной внутренней властью, а правителя, не зависящего ни от какой внешней власти, никому не платящего дани. В политическом языке того времени оба этих термина противопоставлялись тому, что мы подразумеваем под словом «вассал». Русские письменные памятники до татарского ига иногда называют русских князей царями, давая им этот титул в знак уважения, а не в смысле политического термина. До середины XV века Древняя Русь называла византийских императоров и ханов Золотой Орды самыми известными самостоятельными правителями-царями, и Иван III мог принять этот титул, только перестав быть данником хана.» Свержение ига устранило политическое препятствие к этому, а брак с Софьей дал историческое оправдание этому: Иван III мог теперь считать себя единственным оставшимся православным и независимым государем в мире, каким были византийские императоры, и верховным правителем Руси, находившейся под властью ордынских ханов. «Приобретя эти новые пышные титулы, Иван нашел, что теперь ему не подобает именоваться в правительственных актах просто по-русски Иван, государь великий князь, и стал писать в церковной книжной форме: «К этому титулу, как историческому обоснованию, прилагается длинный ряд географических эпитетов, обозначавших новые пределы Московского государства: «Государь всея Руси и великий князь Владимирский, и Московский, и Новгородский, и Псковский, и Тверской, и Пермский, и Угорский, и Болгарский, и прочие», т. е. Почувствовав себя преемником павшего дома византийских императоров и в политической власти, и в православии, и, наконец, в брачном родстве, московский государь также нашел ясное выражение своей династической связи с ними: московский герб с Георгием Победоносцем был соединен с двуглавым орлом — древним гербом Византии. При этом подчеркивалось, что Москва-наследница Византийской империи, Иван III — «царь всего православия», а Русская Церковь-преемница Греческой.

Борьба за трон для своих детей с Иваном молодым и боярами

Жизнь Софьи в браке с Иваном III нельзя назвать спокойной и безоблачной: вместе со статусом государыни она получила и немало проблем.

Только прибыв в Москву, она столкнулась с недоверием и нелюбовью со стороны местной знати. Бояре не жаловали иноземную принцессу, которая к тому же оказывала значительное влияние на супруга и открыто вмешивалась в государственные дела.

Ещё одной проблемой для Софьи стала конфронтация с сыном Ивана III от первого брака – Иваном Молодым, который на тот момент был женат и считался главным наследником престола. К тому же на его стороне были бояре.

Фото @madamelamarquys

Однако Софью такой расклад не устраивал – она мечтала, чтобы её дети заполучили московский трон. В 1490 году юный наследник внезапно заболел и скончался несмотря на все усилия лекарей. Насколько к этому была причастна Софья, остаётся только догадываться.

Но факт остаётся фактом: вскоре после этого маленький сын Ивана Молодого Дмитрий и его овдовевшая супруга Елена впали в немилость и были отправлены в заточение, где и скончались. Таким образом, иных наследников, кроме детей самой Софьи, не осталось.

Но кто знает, как бы сложилась история нашей страны, если бы не опасная игра государыни, в результате которой спустя много лет на трон взойдёт её внук – Иван Грозный, завоевавший Казанское и Астраханское ханства и значительно расширивший границы Московского государства.

Сама же Софья скончалась в 1503 году и была похоронена в усыпальнице Вознесенского собора, там же где и первая жена Ивана III.

Фото @wikipedia.org

Сватовство и замужество

В 1469-м вдовствующий Иван III посватал Софью. Назвать её завидной невестой было трудно. Слава византийской принцессы вряд ли могла помочь её будущему мужу улучшить отношения с османами.

До московского князя Софью сватали дважды. Сперва её руку предложили королю Кипра де Лузиньяну, но тот отказался. Тогда папа Павел II попытался выдать девушку за князя Караччоло, но тот умер. В 1469 папа предложил Ивану III жениться на Палеолог, умолчав при этом про католическую веру Софьи. Павел II надеялся укрепить позиции католичества на Руси. Московский князь, вероятнее всего, польстился громким именем невесты.

«Встреча царевны Софьи Палеолог псковскими посадниками и боярами в устье Эмбаха на Чудском озере», 1883 г. Ф. А. Бронников. (wikipedia.org)

Три года велись переговоры, и в итоге в 1472-м Софью вместе с приданым отправили в Московию. По дороге в разных городах в её честь устраивали праздники. Во главе обоза шествовал представитель папы с большим католическим крестом. Понтифик надеялся, что греческая принцесса привезёт с собой на Русь католичество.

Но планам папства не суждено было сбыться: весть об этом вызвала в Москве настоящий скандал. Митрополит Филипп заявил, что немедленно уедет из города, если католический крест привезут в столицу. Иван III во избежание конфликтов отправил своего посла встретить обоз за 15 вёрст до Москвы. Тот, недолго думая, силой отнял крест у папского священника. Заморская невеста прибыла в город, приняла православную веру, и 22 ноября венчание состоялось в Успенском соборе.

Выгодный брак

Великий князь взял эти слова в мысль, говорит летописец. Укреплявший великокняжескую власть Иван III рассчитывал, что родство с византийским домом поможет Московскому государству повысить международный престиж, заметно пошатнувшийся за два столетия ордынского ига, и способствовать повышению авторитета великокняжеской власти внутри страны, и в следующем месяце отправил в Рим своего посла (Ивана Фрязина.

Посол Иван Фрязин вручает Ивану III портрет его невесты Софьи Палеолог.Муйжель В.

А царевну на иконе написану принесе

Однако сватовство затянулось, потому что московский митрополит Филипп долго возражал против брака государя с униаткой, к тому же воспитанницей папского престола, боясь распространения католического влияния на Руси. Только в январе года, получив согласие иерарха, Иван III отправил посольство в Рим за невестой.

Узнав о том, что впереди шествия несут латинский крест митрополит Филипп пригрозил великому князю: «Буде позволишь в благоверной Москве нести крест перед латинским епископом, то он внидет в единые врата, а я, отец твой, изыду другими вон из града».

Иван III немедленно выслал боярина навстречу процессии с приказом убрать крест в сани, и легату пришлось с великим неудовольствием подчиниться.

12 ноября года София въехала в Москву. В тот же день в Кремле во временной деревянной церкви, поставленной около строящегося Успенского собора, государь обвенчался с ней.

На другой день легат правил посольство и поднес дары от папы. Разумеется, он должен был немедленно же обратиться к делу о соединении церквей; но скоро испугался, говорит летописец, потому что митрополит выставил против него на спор книжника Никиту Поповича: иное, спросив у Никиты, сам митрополит говорил легату, о другом заставлял спорить Никиту; кардинал не нашелся, что отвечать, и кончил спор, сказав: «Нет книг со мною!» Так неудачно кончилась попытка римского двора восстановить Флорентийское соединение посредством брака князя московского на Софии Палеолог.

Заключение

Софья умерла 7 августа 1503 года в Москве за два года до Ивана III, добившись многих почестей. Похоронена в Московском Вознесенском девичьем монастыре Кремля.

В декабре 1994 года в связи с переносом останков княжеских и царских жен в подвальную палату Архангельского собора хорошо сохранившийся череп Софьи был восстановлен учеником М. М. Герасимова С. А. Никитиным.

С приходом Софьи московский двор приобрел черты византийского великолепия, и в этом была несомненная заслуга Софьи и ее окружения. Брак Ивана III и Софьи Палеолог несомненно укрепил московское государство, способствовав его превращению в великий Третий Рим. Основное влияние Софьи на ход русской истории определялось также тем, что она родила человека, ставшего отцом Ивана Грозного.

Русский народ мог гордиться тем, что было сделано в те славные десятилетия конца XV — начала XVI веков. Летописец отразил эти чувства современников: «Наша великая русская земля освободилась от ига… и стала обновляться, как будто перешла от зимы к тихой весне. Она опять достигла своего величия, благочестия и спокойствия, как при первом князе Владимире.»

Процесс объединения земель, образования единого государства способствовал консолидации русских земель, формированию великорусской нации из народа. Его территориальной базой были земли Владимиро-Суздальского княжества, некогда населенные вятичами и Кривичами, и Новгородско-Псковская земля, где жили новгородские славяне и Кривичи. Рост экономических и политических связей, общие задачи в борьбе за национальную независимость с Ордой, Литвой и другими противниками, исторические традиции, восходящие ко временам домонгольской Руси, стремление к единству стали движущими факторами их объединения в рамках одного народа-великороссов. В то же время от нее отделяются и другие части бывшей древнерусской нации — на западе и юго-западе в результате ордынских нашествий и захватов литовских, польских и венгерских правителей формируются украинская (малороссийская) и белорусская национальности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: