Моряки-артиллеристы
18 июля 1941 г. эскадренный миноносец «Стерегущий» под командованием капитан-лейтенанта Е.П. Збрицкого обнаружил в Рижском заливе крупный караван противника: более 20 транспортов с техникой и войсками шли под охраной конвойных кораблей. Командир «Стерегущего» принял решение атаковать. Четыре 130-мм пушки открыли огонь по фашистским кораблям. Артиллерийский огонь «Стерегущего» был точным и эффективным. Вражеские транспорты один за другим выходили из строя – вот задымил и погрузился в воду один, потерял ход другой… За 30 минут эсминец выпустил свыше 300 снарядов и потопил 5 транспортов. Опомнившись после внезапного нападения, 4 вражеских торпедных катера атаковали «Стерегущий». С дистанции 40 кабельтовых (7,5 км) артиллеристы эсминца перенесли огонь на них. Уже третьим залпом два катера были уничтожены. Остальные, прикрывшись дымовой завесой, отошли к конвою. Советский корабль без потерь вернулся в свою базу.
130-мм палубные пушки были установлены в годы Великой Отечественной войны на многих эскадренных миноносцах. Большой урон нанесли эти пушки противнику. В июле 1941 г. в Рижском заливе эсминец «Смелый» отправил на дно два фашистских торпедных катера. Гвардейский эсминец Черноморского флота «Сообразительный» 218 раз выходил в море на боевые задания. Провел 56 артиллерийских стрельб, подавил и уничтожил свыше 10 артиллерийских батарей и до 30 танков врага. Краснознаменный эскадренный миноносец «Бойкий» 80 раз вел огонь по берегу. Уничтожил 9 артбатарей, аэродром и до полка пехоты противника. Гвардейский эсминец Северного флота «Гремящий» потопил фашистскую подводную лодку и двум нанес тяжелые повреждения. Во время Великой Отечественной войны 130-мм орудия широко применялись в береговой обороне. Они вели борьбу с морскими десантами фашистов, противодействовали вражеским перевозкам по прибрежным коммуникациям. Поддерживали огнем наши сухопутные войска.
При обороне острова Эзель в сентябре 1941 г. отличилась 43-я батарея капитана Букоткина. Крупный вражеский десант на 8 транспортных и мелких судах, охраняемый 4 миноносцами и 3 сторожевыми кораблями, подошел к полуострову Кюбассар и после артиллерийской подготовки попытался высадиться в бухте Кейгусте. Шлюпки и катера устремились к берегу. 43-я батарея открыла огонь. Враг вызвал на помощь авиацию. Десятки бомбардировщиков пикировали на наши огневые позиции, обрушив на батарею 550 бомб. Но батарея жила и вела огонь. Фашисты решили захватить батарею с суши. В ее тылу был высажен воздушный десант, но смелыми и решительными действиями наших бойцов он был уничтожен. Весь день воины 43-й береговой батареи вели неравный бой, и победа осталась за ними. Артиллеристы потопили 4 транспорта, 20 катеров и шлюпок с десантниками, повредили миноносец, уничтожив до 4000 гитлеровцев.
Уже в первый день войны артиллеристы 221-й береговой батареи Северного флота пустили на дно фашистский тральщик, открыв счет победам североморцев. Спустя год на их боевом счету было уже 11 уничтоженных кораблей и транспортов противника. Гитлеровское командование неоднократно пыталось бомбардировкой с воздуха и артиллерийским обстрелом заставить замолчать 221-ю, но безуспешно.
За годы войны артиллерия береговой обороны нанесла значительный урон военно-морскому и торговому флотам фашистской Германии. Было потоплено 27 транспортов и 43 боевых корабля. Береговые батареи отлично действовали в боях на приморских направлениях: под Таллином и Ленинградом, Севастополем и Новороссийском, на Севере.
Пушка крепости Орешек
Морская 45-мм пушка № 1357 409-й батареи 302-го отдельного артдивизиона Ладожской военной флотилии, расчет которой под командованием младшего сержанта Николая Васильевича Конюшкина защищал в годы Великой Отечественной войны Шлиссельбургскую крепость Орешек, находится сейчас в Центральном военно-морском музее.
…Там, где воды Ладожского озера вливаются в русло Невы, напротив г. Шлиссельбург находится маленький островок Ореховый. Воды Ладоги обтекают его двумя быстрыми потоками. Сооруженная на островке больше шести с половиной веков назад крепость Орешек не раз служила защите Севера России от иностранных захватчиков.
В сентябрьские дни 1941 г., когда немецко-фашистские войска, заняв Шлиссельбург («Ключ-город»), замкнули кольцо блокады Ленинграда, Орешек стал преградой на пути врага. Южные стены крепости находились всего в 180 – 200 м от северного берега Шлиссельбурга. Орешек, являвшийся ключом к правому берегу Невы, нужно было удержать любой ценой, чтобы не дать фашистам форсировать реку и соединиться с финскими войсками. В крепости находился небольшой гарнизон из пехотинцев Ленинградского фронта и моряков Краснознаменного Балтийского флота, ядром которого были артиллеристы 409-й батареи (четыре 45-мм и два 76,2-мм орудия) под командованием Петра Никитовича Кочаненкова и военкома Алексея Григорьевича Морозова. 490 дней и ночей балтийские артиллеристы огнем своих орудий отстаивали крепость и защищали Ленинград.
Гитлеровцы засыпали Орешек минами, снарядами и бомбами. От непрерывных разрывов тесную цитадель так заволакивало дымом и пылью, что трудно было дышать. Рушились древние стены, крепостные башни и бастионы, выходили из строя орудия, минометы и пулеметы. Но воины маленького гарнизона крепости Орешек продолжали сражаться… Одним из лучших в батарее был расчет младшего сержанта Н.В. Конюшкина. Он уничтожил 36 пулеметных точек, автомашину с фашистами и подавил более 100 артиллерийских и минометных точек, расположенных на переднем крае обороны противника.
Однажды январской ночью 1942 г. на батарею поступил приказ: подавить огневые точки противника на его переднем крае, обеспечить отряду моряков под командованием майора В.Ф. Маргелова прорыв линии обороны северо-восточнее Шлиссельбурга. Комендоры Орешка открыли огонь прямой наводкой по фашистским огневым точкам. В течение получаса расчет Конюшкина (наводчик Н. Перепелкин, заряжающий П. Соков) уничтожил шесть пулеметных точек. Враг перенес всю силу огня на батарею, но моряки, среди которых было много раненых, свою задачу выполнили. В этом бою артиллеристы Орешка уничтожили 26 огневых точек и большое количество живой силы врага. Наблюдатель краснофлотец Василий Коротков обнаружил автомашину с гитлеровцами, следовавшую в сторону Шлиссельбурга. Орудия Конюшкина и Шелепеня открыли огонь, и через несколько минут автомашина загорелась. Большинство фашистов было уничтожено.
Гитлеровцы решили свести счеты с батареей. 17 июня 1942 г. вновь начался жестокий обстрел крепости, продолжавшийся шесть часов и не утихавший ни на минуту. За это время немцы выпустили по крепости 248 снарядов 220-мм калибра, свыше 1000 других снарядов и мин. Все это время комендоры находились на постах наблюдения и под толстыми сводами Королевской башни. Дважды врагу удавалось зажечь боезапас, имевшийся на острове. И дважды, рискуя жизнью, воины тушили пожар. Когда над крепостью развеялись дым и пыль, гитлеровцы увидели, что над Орешком вновь поднимается красный флаг.
Противник вывел-таки из строя всю артиллерию крепости. Разбитая пушка Конюшкина, заваленная обломками кирпича и камня, была найдена лишь летом 1960 г. во время восстановительных работ в крепости Орешек. Шестнадцать месяцев стоял и выстоял гарнизон героического Орешка. За это время фашисты выпустили по островку Ореховый свыше 50 тыс. снарядов и мин. Врагу наш Орешек оказался не по зубам…
Конструкция
Корпус
Судно представляло собой стальной одновинтовой трехмачтовый пароход, с железными мачтами, водоизмещением 2997 тонн. Размеры: длина — 90,0 м, ширина — 12,5 м, осадка кормой — 6,0 м, носом — 4,4 м. Корпус корабля был значительно облегчен, Благодаря преимущественному применению стали при строительстве, что позволило увеличить запас угля до 1000 тонн, что составляло 30 % водоизмещения.
ГЭУ и движитель
Главной энергетической установкой являлась одна трёх цилиндровая горизонтальная паровая машина прямого расширения с шестью котлами высокого давления. Она выдавала мощность в 2450 л. с. (2950 л. с. — на форсаже) и работала на один винт фиксированного шага. Движителем также являлись паруса площадью 1480 м². Они были устроены по схеме барка. Крейсер под парами мог развить скорость при неполной нагрузке в 16,5 узла, а при полном запасе угля — 14 узлов. По расчётам, с максимальной скоростью корабль должен был пройти под парами 6400 — 6700 миль, а со скоростью 10 узлов — 14 800 миль.
Вооружение
С включением парохода в состав Черноморского флота Российской империи, он был вооружён шестью 152-мм (6-дюймов, 28 калибров) дальнобойными пушками ; четырьмя 107-мм (42 линии) пушками Круппа на поворотных станках; одной 44-мм скорострельной пушкой системы Энгстрема; двумя 37-мм револьверными пушками Гочкисса; одной 25,4-мм (26,4-мм) картечницой Пальмкранца; четырьмя 381-мм поворотными однотрубными торпедными аппаратами на станках наподобие пушечных; также в переоборудованных трюмах размещалось до 180 мин заграждения. Данное вооружение было более скорострельным и менее тяжёлым, чем изначально предполагавшееся к установке.
В ходе службы, в разное время, вооружение состояло из:
- 4 × 152-мм/28, 2 × 47-мм, 4 × 37-мм, 2 × 64-мм (дес), 1 × 229-мм мортира, 4 × НТА
- 2 × 178-мм, 4 × 107-мм, 1 × 229-мм мортира, 4 × НТА, 1 × ПТТА
- 4 × 47-мм, 6 × 152-мм, 1 × 203-мм орудий
Проект
В связи с кризисом англо-русских отношений в 1878—1879 годах, для пополнения созданного Добровольного флота было разработано задание на проектирование корабля специальной постройки, который в случае войны должен был стать рейдером (крейсером).
Предполагалось построить судно водоизмещением около 3200 тонн при мощности механизмов 2500 л. с., которое должно было иметь скорость 14 узлов с возможностью форсированния до 15 узлов в течение шести часов. Запас угля рассчитывался на 30-дневный переход полным ходом.
Первоначальный проект предусматривал установку: 152-мм орудия на носу; 203-мм пушки на платформе в средней части корпуса; двух 152-мм мортир на кормовых спонсонах у бизань-мачты; четырёх торпедных аппарата и размещение до 300 мин заграждения. Корпус имел специальные подкрепления в местах установки орудий.
Служба
Памят Меркурия был построен для Доброфлот как торговое судно, которое в военное время можно переоборудовать в крейсер. Она была заложена какЯрославль на Тулон верфь Forges et Chantiers de la Méditerranée в 1879 году, спущен на воду 10 мая 1880 года и вступил в строй 9 сентября того же года. Она была куплена Военно-морское министерство 2 марта 1882 г. и 18 апреля того же года вошел в состав Черноморский флот как крейсер, переименованный Памят Меркурия 9 апреля 1883 года. 1 февраля 1892 года он был реклассифицирован как крейсер 1-го класса, проходивший ремонт между 1893 и 1894 годами.
Устаревший, он был выведен из состава боевого флота, разоружен и 18 марта 1907 г. передан Севастопольскому военному порту на консервацию. 25 марта был выведен из состава Черноморского флота и переименован. Меркурия. 28 октября 1915 г. Первая Мировая Война, корабль вернулся в строй Черноморского флота в качестве громадина, Блокшев № 9. Также она использовалась как штаб торпедной дивизии Черноморского флота.
Взят на себя революционеры 16 декабря 1917 г. она была захвачена в Севастополе немецкими войсками 1 мая 1918 г., затем англо-французскими войсками 24 ноября и передана белый Добровольческая армия. 31 марта 1919 г. он был реклассифицирован как тендер для тральщиков Военно-морских сил Юга России, после чего был отбит силами Красная армия с Украинский фронт 29 апреля. 24 июня корабль снова был захвачен Добровольческой армией, выступая в качестве тендера на подводную лодку без двигателя для Военно-морских сил Юга России. Когда Российская Армия Петр Врангель эвакуированы из Севастополя в Стамбул 14 ноября 1920 г. был заброшен и в декабре включен в состав Черноморских военно-морских сил Российской Федерации. Рабоче-Крестьянский Красный Флот. Корабль был переоборудован в безмоторный транспортно-мастерский 8 августа 1921 года, а 31 октября 1922 года вернулся в подкласс торпедных корпусов и вошел в состав дивизиона патрульных и торпедных катеров. 25 декабря она снова превратилась в громадину, получив новое имя. Меркурий.
1 октября 1929 года корпус был поставлен в резерв, а 9 марта 1932 года исключен из списка кораблей Красного флота до передачи «Рудметаллторгу» на слом. Однако Халк вместо этого использовался как вспомогательное судно. Народный комиссариат водного транспорта. 31 августа 1938 года он был переоборудован в плавучий резервуар-хранилище Одесского морского торгового порта, а 20 сентября 1939 года исключен из списков плавсредств Наркомата морского флота, ожидающих передачи Главвторчермету на слом.