61–летние ‘ак–47’ у танков: российские т–54 и т–55 продолжают сражаться

Модернизация танка Т-55

Появление нового советского танка на долгие годы определило пути развития не только отечественного танкостроения, но и оказало влияние на строительство танков за рубежом. Машина получилась с огромным технологическим ресурсом, который позволял осуществлять уже в процессе серийного выпуска безболезненные модернизации изделия. Наиболее успешная модернизация танка Т-55 была произведена в 1983 году. Свет увидела новая машина Т-55 АМ. За счет незначительных капиталовложений на танке удалось существенно увеличить стойкость броневой защиты, сохранив при этом основную подвижность машины на прежнем уровне. Модернизированный танк получил новый дизельный двигатель В-46-5МСВ, мощность которого была выше прежней двигательной установки на 100 л.с.

Основная цель, которую преследовала модернизация танков Т-55, стало приведение серийных изделий в соответствие с новыми стандартами. На машину устанавливалось новое оборудование, благодаря которому повышались огневые характеристики танка, улучшалась система управления боевой машиной. Основные изменения в конструкции были внесены уже по результатам боевого применения танков в Афганистане, где танковые части входили в составе ограниченного контингента Советских войск в ДРА.

Советский средний танк Т-55 надолго стал одним из основных танков Советских Вооруженных Сил. Машина стала базовой платформой для последующих разработок в области танкостроения. Высокие характеристики танка обозначили его широкую сферу применения и географию эксплуатации. Советская машина успешно зарекомендовала себя и в песках пустыни, и в горах. Недаром во многих странах мира танк Т-55 продолжает оставаться на вооружении. Несмотря на то, что модернизация машины Т-55 существенно приблизила ее к уровню основных бронированных машин нового поколения, советский танк на сегодняшний день имеет статус ветерана. Его боевое применение и эксплуатация имеет ограниченный характер.

Т-90 «Владимир»: международный хит

Танк третьего поколения Т-90 «Владимир», разработанный в 1989 году, назван в честь его главного конструктора Владимира Поткина. Т-90 принят на вооружение в 1992 году и является глубокой модернизацией танка Т-72Б. В первое десятилетие 2000-х он вышел в лидеры продаж на мировом рынке. Крупнейшим покупателем Т-90 стала Индия, где также было налажено лицензионное производство. Благодаря поставкам Уралвагонзавода вооруженные силы Индии практически с нуля выстроили современные бронетанковые войска.

Танк Т-90

Танк оснащен реактивной броней и оптико-электронной системой подавления огня. Основное вооружение Т-90 – 125-мм пушка 48 калибра. Также имеется спаренный пулемет, зенитная установка и возможность стрельбы из основной пушки управляемыми ракетами. Т-90 обладает исключительной неприхотливостью, надежностью и при этом – более выгодной ценой. Танк отлично показал себя в боевых условиях на территории Сирийской Арабской Республики.

Модификация Т-90М «Прорыв-3» получила новый уровень защиты, что помогает противостоять современным противотанковым средствам. В рамках модернизации серьезные изменения претерпели системы управления огнем, навигационно-поисковое оборудование и другие элементы, имеющие отношение к повышению эффективности и боевой мощи.

Т-14: непобедимая «Армата»

Перспективный танк Т-14 на универсальной гусеничной платформе «Армата» − новейшая разработка уральских конструкторов. Впервые танк был представлен на Параде Победы 2015 года. Это первый серийный танк, разработанный для применения в составе автоматизированной системы управления войсками (АСУВ). Т-14 снабжен современными средствами обнаружения противника и может использоваться как машина разведки, целеуказания и корректировки огня.

Танк Т-14 «Армата»

Кроме того, в Т-14 впервые реализована схема необитаемой башни. Экипаж машины надежно защищен бронекапсулой. Танк малозаметен в различных диапазонах, а также оснащен активной защитой «Афганит», которая перехватывает снаряды противника. Комплекс защиты «Малахит» способен отражать ракеты РПГ и ПТРК. Снаряды Т-14 способны пробивать броню толщиной в 1 метр.

До конца 2021 года в российскую армию будут поставлены 132 единицы танков Т-14, а первые машины поступят уже в этом году. Уралвагонзавод ведет дальнейшую работу по развитию семейства «Армата», результаты которой на десятилетия зададут тон в мировом танкостроении.

Тактико-технические характеристики

  • Разработчик: ХКБМ (Харьков, СССР).
  • Изготовители: ХЗТМ (Харьков), Уралвагонзавод (Нижний Тагил), Завод № 174 (с 2000 года «Омсктрансмаш»). Также Т-55 выпускались в Чехословакии, Польше, Румынии. Многие страны выпускали свои модификации этого танка и спецтехнику на его основе.
  • Боевая масса, т: 36.
  • Экипаж, чел: 4.
  • ДхШхВ, мм: 6200* х 3270 х 2350. *Без пушки.
  • База, мм: 3840.
  • Лоб корпуса (верхняя и нижняя часть), мм/град.: 100/60 и 100/55.
  • Дальнобойность, м: до 14500.
  • Борт (верхняя и нижняя часть), мм/град.: 60/60 и 80/0.
  • Пушка: нарезная танковая Д-10Т2С 100 мм, 56 калибров.
  • БК, выстрелов/патронов (2 СГМТ/ДШКМТ): 43/3500/500.
  • Пулеметное вооружение: ДШКМТ + 2 СГМТ (танковая версия пулемета Горюнова СГ-43).
  • Силовая установка: дизель В-55 мощностью 580 л.с.
  • Скорость по асфальту/пересеченной местности, км/ч: до 55/25.
  • Запас хода по шоссе, км: до 500.
  • Преодоление водных преград, глубина в м: 5 с ОПВТ, 1,4 без ОПВТ.

Конструкция и основные модификации

Поскольку Т-55 был, по сути, модификацией Т-54, сварной корпус из катаной брони и литая башня остались неизменными. Толщина лобовой брони корпуса достигала 100мм, башни – 200мм. Вертикальные борта имели толщину брони 80мм, а вот низ кормового листа сделали тоньше – 20мм вместо 45. Основные изменения были внутри корпуса. Поперечно расположенный двигатель заменили на форсированный до 580 л.с. агрегат В-55.

В пневматической системе танка появился приводимый от мотора компрессор, постоянно пополняющий ёмкость баллонов, а это позволило сделать штатным средством запуска мотора пневматический стартёр.

Усовершенствованная система пожаротушения использовала не углекислоту, а специальный состав «3,5». Боеукладку «пятьдесят пятого» разместили в баках-стеллажах в отделении управления – за счёт этого от бака перед перегородкой моторного отсека отказались, разместив на его месте дополнительные снаряды. В целом же увеличились и боекомплект, и ёмкость топлива.

Главным отличием Т-55 стала противоатомная защита, в случае облучения герметизирующая корпус и не допускающая попадание внутрь радиоактивной пыли. Помимо этого, для плавности передвижения ход катков увеличили, крышку МТО для удобства обслуживания изменили, а трансмиссию «пятьдесят пятого» дополнили планетарными редукторами бортовых передач.

Уже в 1962 году начали выпускать модификацию Т-55А. Противорадиационная защита танка была дополнительно усилена с помощью специального покрытия корпуса и внутреннего подбоя. По ходу производства танки этой версии получили также новые гусеницы, гирокомпас для удобства вождения, а с середины 70-х годов – лазерный дальномер в коробе над пушкой. Как базовый «пятьдесят пятый», так и Т-55А выпускались в командирском исполнении «К» с уменьшенным боекомплектом и дополнительными радиостанциями.

Несмотря на то, что параллельно с «пятьдесят пятым» был освоен выпуск танка Т-62 с более современным орудием, а в течение 70-х годов в серию пошли основные боевые танки Т-64 и Т-72, Т-55 с вооружения не сняли. Наоборот – в начале 80-х годов стартовала масштабная программа по модернизации этих танков. Т-55М и Т-55АМ получили дополнительную комбинированную броню, усиленное днище, противокумулятивные экраны.

Позже модернизированные Т-55 оснастили и мотором В-46 с нагнетателем, мощностью в 690 л.с. Другие модернизации предусматривали установку динамической защиты вместо комбинированной брони, либо систему активной защиты «Дрозд».

Как играть на Т-54

Если технику волей рандома забросило в топ, необходимо приложить все усилия, чтобы максимально реализовать ДПМ. Для этого не стоит бросаться вглубь сражения, а развернув корпус под правильным углом методично расстреливать противников. Примечательно, что при постановке ромбом, низкоуровневые враги не смогут пробить НЛД и борта. При этом зависать на одном месте надолго не стоит: крыша хорошо принимает попадания от арты. Поэтому тактика может выглядеть так: засвет противника, 2-3 прицельных выстрела и смена позиции с пропаданием из засвета.
При бодании с тяжами, можно использовать два эффективных приёма:

  1. «Змейка» — движение зигзагом при сближении с противником, когда Т-54 сходится с тяжем, последний обычно отправляется в ангар.
  2. «Варежка» — прямолинейное движение к одному борту. Когда противник сводится и берёт нужное упреждение, резкая смена курса на другой борт. Тяжи медленно перезаряжаются и меняют вектор обстрела. Поэтому есть время откровенно потрепать неповоротливого тяжеловеса.

Умения экипажа (навыки) Т-54

К выбору навыков экипажа тоже стоит подходить с максимальной ответственностью. Рекомендуемый набор умений для четырёх членов экипажа следующий:
Командиру – навык «Шестого чувства».
Наводчику – навык «Плавного вращения башни».
Механику-водителю – навык «Плавного вождения».
Радисту (заряжающему) – навык «Радиоперехвата».
Помимо индивидуальных перков, стоит выкачать «Боевое братство», «Маскировку», «Ремонт».
При выборе расходников можно не отклоняться от стандартного комплекта снаряжения: огнетушитель, ремкомплект, аптечка. Кстати, горит танк крайне редко, поэтому огнетушитель можно заменить доппайком
, чтобы ещё накрутить процент к умениям экипажа.

На фронтах войны: служба и боевое применение БА-64

БА-64 находились в составе танковых корпусов (по 31 единице), мотоциклетных полков (по 10 единиц) и разведывательных батальонов, которые получали по 12 машин соответственно. В ходе боевых действий БА-64 активно использовался для разведки и связи, охраны колонн во время движения. Но бывали и исключения.

Так, в марте 1945 г. в Венгрии командир БА-64 гвардии сержант А. М. Старков, ворвавшись на вражеские позиции, из пулемета уничтожил 7 солдат противника, обеспечив успешную атаку пехоты и пленение нескольких десятков немецких солдат. Хотя бронеавтомобили с легким бронированием и пулеметным вооружением не часто применялись для атаки вражеских позиций, потери легких бронеавтомобилей все же оказались весьма значительными — более половины выпущенных машин. При этом к концу войны подавляющую часть советских бронеавтомобилей составляли именно БА-64. Так, на середину мая 1945 г. в Красной Армии находилось 3314 бронеавтомобилей, из которых около 3 тыс. были как раз легкие БА-64.

БА-64 на Параде Победы 24 июня 1945 года. (bronetehnika.narod.ru)

В августе 1945 г. БА-64 применялись и в ходе стремительной кампании Красной Армии на Дальнем Востоке против Японии. После завершения Второй мировой войны БА-64 до начала 1950-х годов оставались на вооружении Советской Армии. Помимо советских частей БА-64 были на вооружении иностранных соединений, сформированных на территории Советского Союза. Так, 10 бронеавтомобилей находилось в чехословацких частях, а 81 машина была передана в состав Войска Польского. В послевоенный период БА-64 в качестве полицейских машин использовались в ГДР. В послевоенный период БА-64 поставлялись в Китай, Корею и целый ряд других стран. До нашего времени сохранилось достаточно много БА-64 в качестве музейных экспонатов.

Выбор пушки для Т-54

В плане вооружения СТ-шки тоже всё выглядит весьма неординарно. На усмотрение игроков предлагается две вариации башенного орудия, обладающих схожими техническими характеристиками. Однако если внимательно изучить все параметры, первое орудие является проходным: здесь имеет незначительное преимущество в плане бронепробития, но заметна существенная просадка точности и ДПМ.
Поэтому очевидным выбором является установка Д-10 Т2С, которое поможет полностью раскрыть все прелести игры на Т-54. Здесь заметна лёгкая нехватка бронепробития, но недостаток можно нивелировать загрузкой голдовых боеприпасов. К слову, нанесением запредельного разового урона Д-10 Т2С похвастать не может, но эта особенность с лихвой компенсироваться отличной скорострельностью. В базовой комплектации, Т-54 без проблем может надомажить до 2 500 урона за единицу времени.

Точность и минимальный разброс позволяют уверенно наносить урон в движении. Кроме этого, эти показатели можно довести до идеала, установив соответствующее оборудование и прокачав правильные навыки экипажа. Однако в этой бочке мёда, имеется небольшая ложка дёгтя: углы вертикального наведения далеки от совершенства. Орудие имеет угол склонения в 5 градусов, что отрицательно влияет на уровень комфорта в игре.

Т 54 тактико-технические характеристики

По своим техническим параметрам, характеристики Т-54 выглядит вполне стандартными на фоне своих одноклассников. Здесь присутствует неплохой запас прочности и вполне приличный радиус обзора, который можно увеличить до максимума. В плане бронирования т-54, всё выглядит вполне пристойно. Особого внимания заслуживает достаточно прочная башня рикошетной формы, что при выборе правильной позиции гарантированно обеспечит противнику кучу не пробитий и рикошетов.
Корпус выглядит помягче, однако, верхняя лобовая деталь расположена под правильными углами, что позволяет неплохо вытанковывать урон в определённых ситуациях. Нижнюю лобовую деталь, картонные борта и корму лучше скрывать: танковать этими местами можно только под очень хорошими углами, поэтому лучше не рисковать. Необходимо отметить и хорошие скоростные показатели – машина неплохо разгоняется с места и уверенно держит крейсерскую скорость. Эти характеристики достигаются за счёт мощного двигателя. Кстати, динамика и манёвренность у Т-54 находятся на высшем уровне.
Нужно уточнить, что советский Т-54 имеет и приятные бонусы: башня, двигатель и орудие устанавливаются без прокачки и покупки ходовой части.

Бронеавтомобиль БА-64Б: испытания и эксплуатация

Испытания и эксплуатация выявили ряд недостатков бронеавтомобиля. Наиболее значительным являлись опрокидывания броневика при поворотах, что повлекло создание новой модификации с более широкой колеей. Бронеавтомобиль получил более мощный двигатель мощностью 54 л. с. Новый бронеавтомобиль получил обозначение БА-64Б. В конце мая 1943 г. было принято решение о запуске БА-64Б в производство и в Горьком должен был начаться выпуск модернизированного бронеавтомобиля. Но в июне 1943 г. немецкая авиация подвергла Горьковский автозавод серии массированных бомбардировок, в результате которых предприятию был нанесен серьезный урон.

БА-64 на переправе через Одер. (warbook.ru)

Все это отразилась на производстве новой бронемашины, выпуск которой удалось наладить лишь в августе 1943 г. Производство БА-64 продолжалось до 1946 г. Всего было выпущено 3903 БА-64 и 5160 БА-64Б. Таким образом, БА-64 и его модификации стал самым массовым советским бронеавтомобилем и одновременно последним — в дальнейшем наметился переход к созданию бронетранспортеров.

Помимо массово выпускавшихся БА-64 и БА-64Б, существовал ряд опытных модификаций. Была предпринята попытка усилить вооружение бронеавтомобиля, установив вместо ДТ-29 12,7 мм. крупнокалиберный пулемет ДШК. Но для этого серьезных изменений потребовала башня, кроме того, военных не устраивала небольшая емкость магазина на 30 патронов, а переработать бронеавтомобиль под ДШК с ленточным питанием на Горьковском автозаводе, сославшись на загруженность, отказались. В результате БА-64 с крупнокалиберным пулеметом так и остался в единственном экземпляре.

Другим вариантом была попытка в 1944 г. перевооружить бронеавтомобиль пулеметом Горюнова, но в силу отсутствия у данного образца плечевого упора эта идея также не получила развития. Предпринималась попытка превращения БА-64 в бронетранспортер, способный осуществлять транспортировку пяти бойцов. Некоторые машина во фронтовых условиях получали импровизированное вооружение — есть примеры оснащения БА-64 противотанковым ружьем

Т-62: первый с гладкоствольным орудием

Следующим танком, созданным конструкторами УВЗ, стал Т-62 – первый в мире серийный танк с гладкоствольной пушкой. Он был призван заменить модель Т-54/55, так как несмотря на постоянные обновления танка, его 100-мм орудие уже не выдерживало конкуренции. Снаряды новой гладкоствольной пушки Т-62 обладали большей пробивной способностью.

Танк Т-62

Танк был оборудован защитой от радиации и системой автоматического пожаротушения. Т-62 выпускались в СССР вплоть до 1975 года, а также в Чехословакии и в Китае. Всего было произведено около 20 000 машин различных модификаций. Т-62 хорошо показал себя в боевых действиях в Афганистане, в результате чего мировой спрос на него возрос. Этот надежный и неприхотливый танк используется и сегодня в танковых армиях некоторых государств.
 

Модификации

В базовом варианте Т-55 изготавливался до 1962 года, но модификации этого танка и специализированная техника на его базе производятся до сих пор в разных странах. Модификаций очень много, поэтому кратко рассмотрим только основные.

Основные модификации

Огнеметная модификация базового варианта. От «Объекта 155» отличался малым запасом хода – 375 км. Максимальный объем зажигательной смеси – 460 л (25 выстрелов). Спаренный СГМТ отсутствует, боекомплект курсового пулемета снижен с 2000 патронов до 750. Снят с вооружения в 1993-ем.

ТО-55 / «объект 482»

Командирская версия. Отличия от базового танка невелики. БК уменьшен до 37 выстрелов. Нет пулемета в лобовом листе корпуса. Дополнительно оснащен р/c Р-112, работающей в КВ-диапазоне.

Т-55К / «объект 155К»

Пришел на смену базового варианта в 1962-ом. Боекомплект пулеметного вооружения снижен суммарно на 750 патронов. СГМТ заменен на ПКТ. Модернизировано оборудование противоатомной защиты. Несколько раз модернизировался. Серийное производство Т-55А свернуто в 1977 году.

Т-55А

Модификации Т-55А 1983-го года. Защита усилена экранами из комбинированной брони на лбу и башне. Дополнительно бронировано днище под мехводом. Оснащен ПТРК «Бастион», использовавшим для ведения огня основное орудие. На пушке стабилизатор «Циклон» заменен на «Циклон М1». Доработан двигатель, внесены другие улучшения. Начиная с этой модификации, на танки семейства Т-55 начали ставить ТДА для постановки дымовых завес.

Т-55АМ / Т-55М

Усиление бронирования днища под мехводом и лба корпуса. Оснащение комплексом активной защиты «Дрозд» (отсюда и «Д» в обозначении). Модификация разрабатывалась с 1977 года, пошла в серию в 1983-ем. Первый образец Т-55АД экспонируется в Кубинке.

Т-55АД

Принят на вооружение в 1985-ом. Оснащен СУО «Волна». Усилена защита бортов и корпуса, доработана силовая установка. Внесены другие изменения.

Т-55МВ

Другие танки и спецтехника на шасси Т-55

МТУ-20 создавался на «Омсктрансмаше». МТУ-55 – совместная разработка СССР, Чехословакии и ГДР. МТУ-20 используется в наши дни в Северной Корее и Сирии. У МТУ-55 более десятка операторов, включая бывшие страны СЭВ, Индию и Шри-Ланку, Сирию и Ирак.

МТУ-20

Универсальный тягач ГТУ-1. Использовался при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

ГТУ-1.

Машина разграждения ИМР-1. Применялась в войне в Афганистане и при ликвидации последствий аварии в Чернобыле. Производство свернуто в 1991 году. До этого было изготовлено 1270 единиц на НКМЗ (Краматорск, УССР).

ИМР-1

Зарубежная техника на базе Т-55

VT-55A, ZS-55A – БРЭМ, стоявшие на вооружении чехословацкой армии.

VT-55A

BLG-67 – бронированный мостоукладчик (Польша).

BLG-67

WZT-2 – универсальный тягач (Польша).

WZT-2

TBHA – индийский БТР с израильским дизелем на 850 л.с. и американской трансмиссией «Allison» XTG-411-5).

TBHA

ВИУ-55 «Молния» – гибрид ремонтно-эвакуационной машины и тяжелого БТР.

ВИУ-55 «Молния»

ЗСУ Т-55 Маркони-Марксман (Финляндия)

ЗСУ Т-55

Интересные зарубежные модификации

  • «Рамзес-2» – египетская модификация конца 1980-ых – начала 1990-ых гг. Оснащена американской пушкой М68 (105 мм) и системой управления огнем «Титан» (Бельгия). Также заменена силовая установка (на AVDQ-1790-5A производства США), установлена трансмиссия собственной разработки (TCM-304). Часть работ по модернизации проводилась в США. Внести свой вклад пыталась и Германия, но ее проект «зарубили» после создания двух прототипов.
  • БТР Achzarit, танк Ti-67 – израильская бронетехника на базе трофейных Т-54 и Т-55. Переоснащено и принято на вооружение до полутысячи единиц.
  • Tifon-2 – совместная разработка Перу и Украины 2010-го года. До трехсот танков Т-55 оснащено пушками КБМ-1М (125 мм) с АЗ на 18 выстрелов, силовыми установками 5ТДФМА (1050 л.с.), относительно современной СУО.
  • «Бизон» (Bizonul) – румынская модификация 1995 года. Интересна тем, что над ней работали чуть ли не все страны-члены НАТО Западной Европы. Оборудование использовано преимущественно французское. Переоснащено три сотни Т-55 разных модификаций. Модернизация обошлась Румынии в треть миллиарда долларов.
  • ItPsv.90 – финская ЗСУ на шасси польских Т-55АМ. Установлен боевой модуль «Марксмен» с двумя английскими зенитными пулеметами «Орликон» 35 мм.

Основные задачи, которые решали конструкторы танка Т-55

Средний танк Т-55 имел основное вооружение аналогичное своему предшественнику. Не отличался у новой машины и уровень броневой защиты. Схожесть основных боевых параметров двух танков привела к тому, что на Западе советская машина получила индекс Т-54/55. Не имея представления об основных технических особенностях отличить оба танка на поле боя было практически невозможно. Новый танк имел стандартную для советских машин массу, 36 тонн. Многие детали, узлы и агрегаты на новой машине были унифицированы с деталями танка Т-54Б, который уже достаточно долго находился в серии. Это обеспечило быстрое налаживание массового производства изделия и освоение танка в войсках. Новая техника обладала огромным ремонтным ресурсом. На советском танке впервые были установлены стабилизаторы орудийного ствола в горизонтальной плоскости, что дало возможность экипажу вести огонь на ходу.

Выигрывал Т-55 и в сравнении со своими прямыми конкурентами, машинами иностранных армий. Советская машина была на метр ниже американских танков «Першинг». Нарезная пушка Д-10Т2С и толщина брони советской машины по своей мощи и устойчивости не шли ни в какое сравнение с американскими и английскими бронированными машинами. Западные эксперты, получив первые разведданные о новом советском танке, сделали вывод: советский Т-55, танк в полтора раза превосходит по огневой мощи  и по защищенности западные образцы. Неприятно удивила западных военных подвижность танка на поле боя. По своим маневренным качествам советский Т-55 долгое время не имел равных.

Однако главной фишкой новой машины стала установка на ней системы противоатомной защиты. В эпоху ядерного оружия этот аспект являлся едва ли не ключевым, определяющим боеспособность войсковых соединений в условиях применения атомного оружия. К другим знаковым новшествам можно отнести следующие аспекты:

мощность основного двигателя В-54 увеличена на 60 л.с.;увеличена емкость топливных баков и соответственно запас хода;для пуска двигателя установлен воздушный компрессор;машина оборудована противопожарной системой «Роса»;боекомплект танка увеличен до 43 выстрелов;оптические приборы управления танком имели систему пневмогидроочистки.

На боевой машине впервые установили новый тип дымовой аппаратуры. Дымовая завеса создавалась путем впрыскивания топлива в коллектор выхлопных газов.

https://youtube.com/watch?v=bqgK4u1VhR0

Существенным отличием от танка Т-54 стало отсутствие на башне новой машины зенитного пулемета. Конструкторы пришли к выводу, что при возросших скоростях самолетов, бороться подобным способом с низколетящими целями нецелесообразно. Только в конце 60-х годов, конструкторы учли опыт военных конфликтов и вернули ДШКМ, установив его на башне танка Т-55.

Историческая справка

Основная статья: История Т-54

Т-54 обр. 1946 г. (Т-54-1)

Принят на вооружение Советской Армии в 1946 году, серийно выпускался, постоянно модернизируясь, с 1947 года. С 1958 года выпускалась его модификация под названием Т-55, приспособленная к боевым действиям в условиях применения ядерного оружия. В 1962—1967 годах он в основном был сменён в производстве танком Т-62, созданным на его базе, но на ОЗТМ его выпуск продолжался вплоть до 1979 года. Также в ряде стран выпускался сам Т-54/55, либо его модернизированные или приспособленные к местным условиям варианты. Всего, с учётом производившихся в других странах вариантов, было выпущено до 100 000 Т-54/55, что сделало его наиболее многочисленным танком в истории. Т-54/55 экспортировался во многие страны, использовался в большинстве послевоенных локальных конфликтов. Танк стал известен своей высочайшей надёжностью и простотой, высоко оценивавшимися многими экспертами. Хотя на вооружении Советской, а позже Российской Армии, Т-54/55 был полностью заменён более современными образцами, он, по состоянию на 2008 год, всё ещё состоит на вооружении многих стран и по оценкам специалистов, продолжит оставаться в строю в течение десятилетий.

Танк Т-54/55 представляет собой дальнейшее развитие танка Т-44, он имеет такую же компоновку. Отделение управления расположено в передней части корпуса, боевое отделение — в средней, под башней, а силовое — в задней части корпуса. Экипаж танка состоит из четырёх человек — механика-водителя, располагавшегося в отделении управления, наводчика, заряжающего и командира, которые находились в трехместной башне. Броневой корпус Т-54/55 — сварной, собиравшийся из катаных плит и листов гомогенной стали. Броневая защита танка противоснарядная, дифференцированная, выполненная с рациональными углами наклона. Башня обтекаемой формы изготавливалась литьём. Верхняя часть башни имела толщину почти 200 мм. Ходовая часть. Танк получил независимую, торсионную подвеску катков, что позволило снизить вес, уменьшить высоту (на 30 см), улучшить ходовые качества. Ходовая часть каждого борта состояла из 5 опорных литых металлических катков с обрезинеными ободами и гидравлическими амортизаторами на первом и последнем катках. Ведущие колёса задние, зацепление гусениц цевочное. Основным вооружением Т-54 являлась 100-мм пушка Д-10Т. Длина ствола орудия — 56 калибров. Это орудие было разработано в конструкторском бюро артиллерийского завода № 9 под руководством Ф. Ф. Петрова для СУ-100. Бронебойный снаряд этой пушки был способен пробить вертикальный лист брони толщиной 125 мм на расстоянии 2000 м. Дополнительное вооружение танка состоит из спаренного с пушкой 7,62 мм пулемета расположенного справа от пушки.

См. также: История создания Т-54

Т-44: на смену танку Победы

Разработка нового Т-44, который должен был на фронте заменить Т-34, пришлась на 1943-1944 годы. Созданием танка на УВЗ занимался главный конструктор Александр Морозов, один из авторов Т-34. Возможно, поэтому внешне оба танка похожи. Но конструктивно это совершенно разные машины.

Танк Т-44 форсирует водную преграду

Основной задачей конструкторов в создании Т-44 стало наращивание броневой защиты. Параллельно с этим были внесены и другие изменения. Дизельный двигатель расположили поперек машины, что позволило сократить длину корпуса, уменьшить общий вес и улучшить ходовые качества танка. Изменилась башня, увеличилось боевое отделение, были улучшены условия для экипажа. Несмотря на то, что Т-44 выпускался серийно, полноценно заменить Т-34 ему не удалось, так как уже в 1947 году была разработана более совершенная модель Т-54.
 

История Т-55

На завершающей стадии Великой Отечественной войны у ГАБТУ с каждым днем становилось все больше материалов для изучения. Так, только у озера Балатон специалисты автобронетанкового управления сфотографировали со всех ракурсов и тщательно изучили более 700 единиц подбитой и уничтоженной бронетехники Вермахта.

По результатам анализа встречных боев легендарных «тридцатьчетверок» с вражеским «зверинцем» выводы были неутешительны: в противостоянии с «Тиграми» и «Пантерами» у Т-34 слишком мало шансов на победу. Отсюда родились требования к новому танку: усиление лобового бронирования и установка более мощной пушки.

Так в 1943-45 гг. появились Т-44 и его модификация Т-54, первоначально носившая название Т-44В. Но после ВОВ на горизонте замаячила новая напасть. И куда более серьезная, чем бронетехника уровня «Тигров» и «Пантер».

Разгоралась Холодная война, и по обеим сторонам Атлантики дяди в погонах с большими звездами всерьез верили, что она в любой момент может перерасти в очень горячую, ядерную.

Мнение эксперта
Андрей Васильевич Корнилов

Неудивительно, что в техзадании на разработку нового танка одним из основных требований была установка на боевую машину системы противоатомной защиты (ПАЗ). В 1957 году на Уралвагонзаводе начали разворачивать производство Т-54Б. Одновременно на базе этого танка конструировали будущий Т-55 («Объект 155»).

В этом же году были созданы первые прототипы и выпущена первая опытная партия. А уже весной 1958-го Т-55 был в экстренном порядке принят на вооружение.

За годы производства, с 1958 по 1979 г. советскими заводами было выпущено почти 13,5 тысяч танков Т-55 различных модификаций. Еще порядка 3,5 тысяч изготовили в других странах СЭВ: Польше, Чехословакии, Румынии.

В 1990-ых появилось множество глубоких и не очень модификаций Т-55 в СССР и странах Восточной Европы. В 2017 году в России танк переведен на хранение, но Т-55 и его модификации все еще остаются на вооружении более трех десятков стран в разных уголках планеты.

Свыше двадцати государств сняли Т-55 с вооружения, но используют специальную технику на его базе (мостоукладчики, БРЭМ, ИМР, тягачи и так далее).

История создания, хронология

  • 1943-45 гг.: Разработка Т-44 и Т-54 на смену легендарной «тридцатьчетверке».
  • 1957 г.: В «темпе вальса» в течение нескольких месяцев на базе среднего танка Т-54 разработан «Объект 155», созданы прототипы, проведены заводские испытания, выпущена опытная партия новых машин.
  • Конец 1957 – начало 1958: В том же темпе танк «допиливается», проходит ГСИ и к преддверию Дня Победы, 8 мая, принимается на вооружение советской армии под названием Т-55.
  • 1958 г.: Не сбавляя оборотов, в экстренном порядке запускают Т-55 в серийное производство сразу на трех заводах в Харькове (ХЗТМ), Нижнем Тагиле (УВЗ) и в Омске (будущий «Омсктрансмаш»).
  • 1960 г.: Годовое производство Т-55 и его модификаций перевалило за 2000 единиц – недостижимый показатель для современных российских ОБТ Т-72Б3 и Т-90М «Прорыв».
  • 1970 г.: Начали устанавливать зенитные пулеметы ДШКМТ на Т-55, ТО-55, Т-55К, Т-55А

Танк Т-120М

Производство данных танков ведётся на заводе «ОмскТрансМаш», разрабатывалась машина там же. Т-120М — модернизированный танк Т-55, предназначенный для прорыва хорошо укрепленных позиций противника, уничтожения фортификационных сооружений, выполнения центральной роли в наступательных операциях. Борта танка прикрыты дополнительной противокумулятивной бронёй, в наиболее уязвимых местах на корпусе установлены блоки активно защиты.

Компьютерная тактико-оперативная система контроля боя «Глаз битвы» объединяет в единую сеть все боевые единицы на поле боя: наземные, воздушные, морские, пехотные. Система ежесекундно оценивает оборонительный и наступательный потенциал союзных и вражеских сил, оперативно предоставляет командирам подразделений рекомендации к действиям, способна брать управление отдельными машинами, превращая их в боевых дронов.

ТТХ танка:

  • Год принятия на вооружение – 2029
  • Экипаж, чел. – 4
  • Боевая масса, т. – 68,1
  • Двигатель ДРВ-11СМ, газотурбинный, мощность, л.с. – 1600
  • Максимальная скорость по шоссе, км/ч – 65
  • Максимальная скорость по пересеченной местности, км/ч – 55
  • Запас хода, км – 650
  • Пушка А12М, калибр 130 мм, боезапас – 60
  • Дальность стрельбы ПТУР, км – 15
  • Дальность стрельбы БОПС, км – 5
  • Пушка ПТ-1 Б, калибр 20 мм, боезапас – 800
  • Пулемёт ПП-12С, калибр 7.62 мм, боезапас – 2×1200
  • Гранатомёт ТГ «Лава», калибр до 100 мм, боезапас – 4×9

Большинства систем на машине пока ещё нет, но, по мнению автора проекта они должны появиться в будущем. Так:

130 мм пушка А12М

Является гладкоствольным орудием. Это абсолютно самостоятельная разработка. Кроме автомата заряжания пушка оснащена системой которая позволяет совершать 2 выстрела подряд, с задержкой в 1,49 секунды.

20 мм пушка ПТ-1Б

Является скорострельной артсистемой, способной вести огонь с темпом 120 выстрелов минуту. Предназначена для борьбы как с живой силой и легкобронированной техникой, так и с воздушными целями.

100 мм гранатомёт «Лава»

Является специальным гранатомётом, главной задачей которого является постановка дымовой завесы. Однако кроме этого он способен бороться ещё и с живой силой противника, для этого он имеет осколочно-фугасные гранаты способные стрелять на дальность до 400 метров.

Кустарная броня для Т-55

Продолжительная война всех со всеми в Ираке и Сирии породила множество кустарных и полукустарных машин, в том числе на базе танка Т-55. Для защиты старых машин с гомогенной бронёй от расплодившихся гранатомётов и ПТРК местныелевши» все свои таланты пускают на изобретение дополнительной защиты.

Самый распространённый вариант — обрешёчивание. Такими экранами обзавелась большая часть бронетехники в Сирии, хотя среди экспертов идут горячие дискуссии об эффективности подобных конструкций.

Этот Т-55 оснастили противокумулятивными экранами. От ПТУРа вряд ли поможет, но гранату РПГ-7 такая резиновая мантия вполне способна отразить. Пространство между экранами и бортами дополнительно набито всяким железным мусором. Защиту изящно дополняет пара тактических брёвен — сзади и спереди корпуса.

На такую модернизацию Т-55 оружейников запрещённой в России террористической организации явно вдохновили металлополимерныеброви Ильича» танка Т-62М. Их поставилСирийский экспресс» для пополнения танкового парка асадовской армии.

Деревянной бронёй увлекаются больше в Юго-Восточной Азии, а первыми брёвна для усиления защиты самоходок применили финны в ходе Второй мировой. На этом танке мы видим трогательное сочетание металлических экранов на башне и деревянных — на бортах.

Снарядные гильзы в хозяйстве пригодятся и от противотанковых гранат спасут. Может быть.

В этом Т-55 прекрасно всё — и гильзы на лобовом листе, и бронеэкраны, искворечник» на башне.

Мешки с песком на рынке дополнительной брони с 1944 года! Ещё американские танкисты пытались защитить своишерманы» отфаустпатронов» ипанцершреков» с помощью набитых землёй или песком мешков.

Лучший способ защитить танк — спрятать его. По крайней мере так считают террористы. Подтверждением тому стал прославившийся в сетичугун-сарай-арба».Я — не танк Т-55 террористов, я — просто мирный хлев», — пытается сказать авиации антиигиловской коалиции в Ираке этот танк.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: