Гражданская казнь чернышевского: возможные причины и краткая история революционера

Политическая идеология: крестьянский вопрос

В нескольких своих публикациях Чернышевский затрагивал идею освобождения крестьян с землей без выкупа. В этом случае должно было сохраниться общинное владение, что привело бы в дальнейшем к социалистическому землепользованию. Но по мнению Ленина, это могло бы привести к наиболее быстрому и прогрессивному распространению капитализма. Когда пресса печатала «Манифест» царя Александра II, на первой странице «Современника» поместили только выдержки. В этом же номере были напечатаны слова «Песни о неграх» и статья о рабстве в Соединенных Штатах. Читатели понимали, что именно хочет сказать этим редакция.

Бородовая пошлина

Перу Петра I принадлежит еще один резонансный закон, изменивший не только внешний вид, но и сознание русского человека, для которого окладистая борода испокон веков являлась признаком чести и знатности. Длина бороды была мерилом уважения и аристократичности, поэтому ее старательно отращивали и берегли как зеницу ока. Иногда она передавалась как наследство из одного поколения в другое, а о величавости рода судили по сложению длин всех бород в родословной.

Плевок в бороду расценивался как личное оскорбление, а потому за ним тут же следовал увесистый удар, восстанавливавший попранную честь бородача. Не ввязавшийся в драку боярин считался стерпевшим обиду и тут же лишался уважения сограждан. Каждый правивший на Руси князь в своем судебном кодексе, который именовался «Правдой», отдельной строкой отмечал наказание, предусмотренное за покушение на бороду.

Ярослав Мудрый за нанесение урона чести путем порчи бороды ввел штраф в размере 12 гривен, а в «Псковском судебнике» XIV столетия за подобное правонарушение взималась вира в 2 рубля, хотя за убийство человека нужно было уплатить всего 1 рубль. Царь Иван Грозный унижал неугодных бояр тасканием за бороду, а также ее стрижкой. Повелев боярам устранить на лице растительность, император Петр I посягнул на нечто священное, на значение которого указывает поговорка: «Режь наши головы, не тронь наши бороды». Именно поэтому на начальном этапе «реформы» многие бояре согласились платить в казну увесистую «бородовую пошлину», только бы не потерять этот символ достоинства и почета рода.

Гражданская казнь

Накануне отъезда в Сибирь состоялась гражданская казнь Чернышевского на Мытнинской площади в Петербурге.

Это было 19 мая 1864 года. Всю ночь ставили помост, выкрасили его черной краской. На этом эшафоте возвышался столб, от которого тянулись цепи. С раннего утра сюда бежала толпа. Было много учащейся молодежи. Студенты института инженеров путей сообщения, переодетые в штатское платье, привели с собой маленькую девушку Марию Петровну Михаэлис. Юноши окружили ее и скрыли от глаз полиции, чтобы не было видно, что в руках у девушки большой букет красных роз.

Подъехала черная карета, окруженная жандармами с саблями наголо. Появились два палача в красных рубахах, вывели из кареты под руки бледного человека в черном пальто. Повесили ему на грудь доску с надписью «Государственный преступник». Возвели по ступеням на эшафот. Царский чиновник прочитал приговор. После этого палач поставил Чернышевского на колени и переломил шпагу над его головой в знак лишения всех прав. Только в этот момент судорога прошла по спокойному лицу Чернышевского, а в толпе воцарилось мертвое молчание. Затем «государственный преступник» был подведен к позорному столбу и привязан к нему цепями.

Таков был обряд, шедший из глубины средневековья и предназначенный для устрашения народа. Только просчиталось царское правительство. Совершенно неожиданно для полиции к ногам Чернышевского были брошены красные розы. В этот момент лицо Николая Гавриловича просветлело, и он с улыбкой кивнул в ту сторону, откуда был брошен букет. Позорный обряд превратился в публичное торжество. Толпа заволновалась, к эшафоту стали пробираться люди, желавшие проститься с Чернышевским. Жандармы схватили девушку, бросившую цветы. Она была выслана из Петербурга. Чернышевский не простоял у столба положенного времени. Его поспешили свести с эшафота, посадили в карету, и, вопреки правилам, по которым арестованного везли шагом, жандармский офицер скомандовал: «Рысью!»

Лошади помчались. А люди бежали за каретой, кричали: «Прощай, Чернышевский!»

И в окна кареты летели новые цветы. Они остались лежать на мостовой, заливаемые весенним дождем, такие же свежие и прекрасные, как чувства, побудившие дать Чернышевскому вместе с последним «Прости!» обещание никогда не забывать его заветов.

В этот день преподаватель технологического института А. Н. Моригеровский вместе со своей женой бережно вел под руки едва ступавшую после бессонной ночи Ольгу Сократовну. С бесконечной любовью принял Моригеровский, находившийся под негласным надзором полиции, из рук жены Чернышевского дорогой подарок — медную дощечку от двери последней квартиры Чернышевских с надписью: «Николай Гавриловичь Чернышевскiй»*.

* ()

Ольга Сократовна! Вы видели: никакого позора! Чествование получилось,- говорил он.- Сколько цветов!.. Вернется Николай Гаврилович!

Обезглавливание — удел королей и дворян

Этот вид смертной казни применялся повсеместно на протяжении многих тысячелетий. В средневековой Европе такое наказание считалось «благородным» или «почетным». Отрубали голову в основном аристократам. Когда представитель знатно рода клал голову на плаху, он проявлял смирение.

Обезглавливание мечом, топором или секирой считалось наименее мучительной смертью

Быстрая кончина позволяла избежать прилюдной агонии, что было важно представителям благородных семейств. Толпа, жаждущая зрелищ, не должна была видеть низкие предсмертные проявления.

Также считалось, что аристократы, будучи смелыми и самоотверженными воинами, подготовлены именно к смерти от холодного оружия.

Многое в этом деле зависело от умений палача. Поэтому часто сам осужденный или его родственники платили большие деньги, чтобы он сделал свое дело с одного удара.

Обезглавливание приводит к моментальной смерти, а значит, избавляет от неистовых мучений. Приговор в исполнение приводился быстро. Осужденный клал голову на бревно, которое должно было быть не более шести дюймов толщиной. Это значительно упрощало казнь.

Аристократический оттенок этого вида наказания нашел свое отражение и в книгах, посвященных эпохе Средневековья, увековечив тем самым его избирательность. В книге «История мастера» (автор Кирилл Синельников) есть цитата: «…казнь благородная — отсечение головы. Это тебе не повешение, казнь черни. Обезглавливание — это удел королей и дворян».

Состоялась гражданская казнь Николая Чернышевского

Гражданская казнь Чернышевского проходила на Мытнинской площади в Петербурге дождливым и туманным утром 31 мая 1864 года. Специально для экзекуции был сооружено возвышение, на котором стоял черный столб с цепями. Вся площадь была оцеплена жандармами и городовыми, в толпе шныряли агенты в штатском. Чернышевского доставили на площадь в тюремной карете и подвели на возвышение. С него сняли фуражку и прочитали обвинение. После прочтения приговора Чернышевский был опущен на колени, а над его головой сломали шпагу.

Дальше процедура предусматривала прикрепление его цепями к столбу. На грудь ему была прикреплена табличка с надписью «государственный преступник». Стояние в цепях продолжалось четверть часа. К ногам Чернышевского одна из присутствующих девушек бросила цветы и тут же была арестована. Казнь была свернута, Чернышевского посадили в карету и увезли. Оставшаяся на площади молодежь, провожала своего учителя криками: «До свидания!». Уже на следующий день его отправили в Сибирь.

Николай Чернышевский начал идти по опасной дороге еще в студенческие годы. Именно тогда началась его революционная деятельность и появились первые литературные работы. Закрытых тем для него не было. Он писал литературно-критические и историко-литературные работы, освещал экономико-политические вопросы. Николай Гаврилович был еще и идейным вдохновителем тайной молодежной революционной организации «Земля и воля».

В 1862 году Чернышевский был арестован, а обвиняли его в составлении прокламации «Братским крестьянам от их доброжелателей поклон». Воззвание попало в руки Всеволода Костомарова, который оказался провокатором.

Но уже до этого в служебной переписке между жандармерией и полицией Чернышевский назывался «врагом империи номер один». А непосредственно поводом для ареста, стало упоминание фамилии Чернышевского в письме эмигранта Герцена в связи с идеей издания «Современника» в случае его запрещения властями в Лондоне.

Следствие по делу Чернышевского затянулось, оно шло полтора года. Во время заключения Николай Гаврилович несколько раз объявлял голодовку и продолжал трудиться. Кроме статей, он завершил в тюрьме роман «Что делать», опубликованный в журнале «Современник».

В феврале 1864 года вынесли приговор: ссылка на каторгу на четырнадцать лет и пожизненное поселение в Сибири. Император Александр II сократил каторгу до семи лет, но в целом Чернышевский провел в царских учреждениях уголовно-исправительной системы более двадцати лет. В мае 1864 года состоялась гражданская казнь.

Первые три года революционер провел на монгольской границе, а после был переведен в Александровский завод. Чернышевскому было разрешено встречаться с женой и малолетним сыном. Он мог общаться с другими заключенными и, главное, он мог работать.

Когда закончился срок каторги, писатель выбрал для своего постоянного места жительства город Вилюйск. В письмах с каторги и из ссылки он никогда не жаловался, был спокоен и бодр. В 1883 году Николаю Гавриловичу разрешили жительство в Астрахани, в 1889 году за несколько месяцев до смерти — в родном Саратове.

Торговая казнь

Обрекая человека на телесные наказания, судьи в лице царей могли преследовать три цели: убить преступника, превратить его в калеку или публично унизить, чтобы поставить провинившегося на место. Утративших доверие правителя представителей высших сословий подвергали самой легкой в физическом отношении порке, которая наносила непоправимый урон их личному достоинству. Обычно публичное наказание, регламентированное Судебником 1497 года, проводилось на торговых площадях прямо на глазах у простолюдинов и поэтому именовалось «торговой казнью».

Если для смертной казни палач пользовался кнутом, то для унижения человека было достаточно применение розга или плети. При этом наказуемый обязательно должен был быть обнажен, иначе эти удары не наносили вреда его чести. В последний раз «торговая казнь» применялась в Российской империи в 1845 году, однако Екатерина II еще раньше запретила.

влияние

Являлся последователем русской революционно-демократической мысли и французских материалистов XVIII в., социал-утопистов Фурье и Фейербаха). В университетские годы переживал недолгое увлечение гегельянством.

Отождествлял себя с Готхольдом Лессингом: «Почти все, что он говорит о характере литературной деятельности Лессинга, применимо к нему самому, и в этом смысле его суждения о Лессинге носят в известной степени и характер автобиографический». «Чернышевский видит в Лессинге не только собрата-просветителя (и создателя „реалистической“ эстетики), но и собрата-разночинца, который достиг высокого положения в обществе».

Революционер Н. Ишутин заявлял, что он знает лишь трех великих людей: Иисуса Христа, апостола Павла и Николая Чернышевского. «Добролюбова мы читали и читали, но Чернышевский имел на нас более сильное и прямое влияние. Его мы знали наизусть, его именем клялись, как правоверный магометанин клянется Магометом, пророком Аллаха», — вспоминал другой народоволец, М. Ашенбреннер.

Федор Достоевский пишет: «Чернышевский никогда не обижал меня своими убеждениями. Можно очень уважать человека, расходясь с ним в мнениях радикально» .

Г. В. Плеханов отмечал: «мое собственное умственное развитие совершилось под огромнейшим влиянием Чернышевского, разбор взглядов которого был целым событием в моей литературной жизни».

Хотя либеральное студенчество кон. XIX века «Чернышевского уж не читало, но его не забыли… В студенческой песне сохранялся куплет:

«Выпьем мы за того,
Кто „Что делать?“ писал,
За героев его,
За его идеал!».

По признанию Владимира Ленина, Чернышевский оказал на него определяющее влияние:

Памятник Чернышевскому создал скульптор В. В. Лишев (открыт на Московском проспекте в Ленинграде 2 февраля года).

Прометей русской революции

Уродующие казни

Не принадлежащие к элите граждане подвергались куда более тягостным процедурам унижения, которые никак нельзя было скрыть, поскольку к ним применялись такие жестокие меры, как вырывание ноздрей и клеймение.

Изначально выступавшее в роли наказания за курение вырывание ноздрей впоследствии превратилось в популярную процедуру для метки каторжников-рецидивистов, о биографии которых красноречиво повествовала их внешность.

Уличенного в воровстве простолюдина немедленно осуждали на каторгу, предварительно выжигая на его лбу и щеках буквы «В», «О» и «Р», чтобы каждый умеющий читать знал, что перед ним стоит мошенник. Избежать этой участи могли только женщины, которых по закону клеймить было не положено.

Утро туманное

Гражданская казнь Чернышевского проходила на Мытнинской площади в Петербурге дождливым и туманным утром 31 мая 1864 года. Специально для экзекуции был сооружено возвышение, на котором стоял чёрный столб с цепями. Были приняты серьёзные меры безопасности. Вся площадь была оцеплена жандармами и городовыми, в толпе шныряли агенты в штатском. Чернышевского доставили на площадь в тюремной карете и подвели на возвышение. С него сняли фуражку и прочитали обвинение. После прочтения приговора Чернышевский был опущен на колени, а над его головой сломали шпагу. Дальше процедура предусматривала прикрепление его цепями к столбу. На грудь ему была прикреплена табличка с надписью «государственный преступник». Герцен откликнулся на это судилище следующими словами: «Это новую Россию Россия подлая показывала народу, выставляя Чернышевского на позор».

ГРАЖДАНСКАЯ КАЗНЬ
ГРАЖДАНСКАЯ КАЗНЬ — в России XVIII-XIX вв. вид позорящего наказания для дворян. Осужденного привязывали к позорному столбу и ломали шпагу над головой в знак лишения всех прав состояния (чинов,сословных привилегий,прав собственности, родительских и т.д.).

Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М
.
А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева
.
2003
.

Смотреть что такое «ГРАЖДАНСКАЯ КАЗНЬ» в других словарях:

В России 18 19 вв. вид позорящего наказания для дворян. Осужденного привязывали к позорному столбу и ломали шпагу над головой в знак лишения всех прав состояния (чинов, сословных привилегий, прав собственности, родительских и т. д.) … Большой Энциклопедический словарь

Гражданская казнь
— в России XVIII XIX вв. вид публичного наказания (обычно для дворян), состоящий в том, что осужденного привязывали к позорному столбу и в знак лишения всех прав состояния (чинов, сословных привилегий, прав собственности и т.п.) ломали над его… … Энциклопедия права

ГРАЖДАНСКАЯ КАЗНЬ
— в России XVIII XIX вв. вид позорящего наказания для дворян. Осужденного привязывали к позорному столбу и ломали шпагу над головой в знак лишения всех прав состояния (чинов, сословных привилегий, прав собственности, родительских и т.д. «…ко… … Юридическая энциклопедия

В Российской империи и других странах один из видов позорящего наказания в XVIII XIX веков. Её обряд состоял в публичном унижении наказуемого с преломлением шпаги над головой в знак лишения всех прав состояния (чинов, сословных привилегий,… … Википедия

В России XVIII XIX вв. вид позорящего наказания для дворян. Осуждённого привязывали к позорному столбу и ломали шпагу над головой в знак лишения всех прав состояния (чинов, сословных привилегий, прав собственности, родительских и т. д.). * * *… … Энциклопедический словарь

В России XVIII XIX вв. вид позорящего наказания для дворян. Осужденного привязывали к позорному столбу и ломали шпагу над головой в знак лишения всех прав состояния (чинов, сословных привилегий, прав собственности, родительских и т.д. …ко… … Энциклопедический словарь экономики и права

гражданская казнь
— в России XVIII XIX вв. вид позорящего наказания для дворян. Осужденного привязывали к позорному столбу и ломали шпагу над головой в знак лишения всех прав состояния (чинов,сословных привилегий,прав собственности, родительских и т.д.). * * * в… … Большой юридический словарь

Гражданская казнь
— в XVIII XIX вв. вид позорящего наказания для дворян. Лишение всех прав состояния … Краткий словарь историко-правовых терминов

гражданская казнь
— В России 18 19 вв.: публичное наказание государственного преступника дворянина, лишение его всех прав состояния (преступника привязывали к позорному столбу и ломали над головой шпагу) … Словарь многих выражений

КАЗНЬ ГРАЖДАНСКАЯ
— ГРАЖДАНСКАЯ КАЗНЬ … Юридическая энциклопедия

Память о Чернышевском

Память о Николае Гавриловиче Чернышевском увековечена различными способами:

Географические названия

В честь писателя назван ряд улиц, площадей и переулков во многих городах бывшего СССР, включая Саратов, Санкт-Петербург, Астрахань и Иркутск, где жил и бывал писатель.

С 1940 по 1992 ул. Покровка в Москве носила имя Чернышевского. На площади Покровских Ворот, через которую проходит улица, был поставлен памятник Н. Г. Чернышевскому.

Поселок городского типа Чернышевский, расположенный на реке Вилюй выше по течению от Вилюйска — места ссылки писателя.

Памятники

Памятник Чернышевскому в Саратове. Скульптор А. П. Кибальников. Открыт в 1953 году.

Памятники Н. Г. Чернышевскому установлены в Саратове (на одноименной площади, а также на могиле писателя), а также в Санкт-Петербурге, Вилюйске, Москве и поселке Чернышевский.

В филателии

Почтовые марки с портретом Н. Г. Чернышевского были выпущены в , , , а также в году. Также в году был издан художественный маркированный конверт, посвященный писателю.

Прочее

Также имя Н. Г. Чернышевского носят:

  • В Санкт-Петербурге: станция метро «Чернышевская» на проспекте Чернышевского
  • Борисоглебский муниципальный драматический театр имени Н. Г. Чернышевского.
  • Государственная республиканская библиотека имени Н. Г. Чернышевского (город Бишкек).
  • Саратовский государственный университет (с октября года).
  • Вилюйское педагогическое училище.
  • Забайкальский государственный университет.
  • С 1928 года имя писателя носит средняя школа № 1 города Семипалатинска (Казахстан).
  • Музеи имени Н. Г. Чернышевского работают в Саратове, Вилюйске, а также в селе Александровский Завод.
  • Чернышевский послужил прототипом Чернова — героя повести С. В. Ковалевской «Нигилист».

Дальнейшая судьба писателя и революционера

Первые три года каторги Чернышевский провел на монгольской границе, а затем был переведен на Александровский завод. Ему было разрешено свидание с супругой и малолетними сыновьями. Жилось Николаю Гавриловичу не слишком тяжело, так как политические заключенные в то время не несли настоящей каторжной работы. Ему можно было общаться с другими заключенными, гулять, какое-то время Чернышевский даже жил в отдельном доме. Одно время на каторге устраивались спектакли, для которых революционер писал небольшие пьесы.

Когда срок каторги закончился, Николай Гаврилович мог сам выбрать место жительства в Сибири. Он перебрался в Вилюйск. В письмах Чернышевский никого не расстраивал жалобами, он был спокоен и бодр. Николай Гаврилович восхищался характером своей супруги, интересовался ее здоровьем. Сыновьям он давал советы, делился своими знаниями и опытом. В это время он продолжал заниматься литературной деятельностью и переводами. На каторге все написанное Николай Гаврилович сразу же уничтожал, на поселении он создал цикл произведений о русской жизни, значительнейшим из которых является роман «Пролог».

Русские революционеры несколько раз пытались освободить Николая Гавриловича, но власти не позволяли. Только к 1873 году ему, больному ревматизмом и цингой, разрешили переехать в Астрахань. В 1874 году Чернышевскому официально предлагают освобождение, но он не подает прошение. Благодаря заботам Михаила (сына Чернышевского) в 1889 году Николай Гаврилович перебирается в Саратов.

Через четыре месяца после переезда и через двадцать пять лет после гражданской казни Чернышевский скончался от кровоизлияния в мозг. До 1905 года работы Николая Гавриловича были в России под запретом.

сочинения

романы

  •  Чернышевский Н. Г. Что делать? Из рассказов о новых людях. — 1862−1863
  •  Чернышевский Н. Г. Повести в повести (незаконч.) — 1863
  •  Чернышевский Н. Г. Пролог. Роман из начала шестидесятых годов. (незаконч.) — 1867−1870

повести

  •  Чернышевский Н. Г. Алферьев  — 1863.
  •  Чернышевский Н. Г. Мелкие рассказы — 1864.
  •  Чернышевский Н. Г. Вечера у княгини Старобельской (не было напечатано) — 1889.

литературная критика

  • 1849 —  Чернышевский Н. Г. О «Бригадире» Фонвизина. Кандидатская работа.
  • 1854 —  Чернышевский Н. Г. Об искренности в критике.
  • 1854 —  Чернышевский Н. Г. Песни разных народов.
  • 1854 —  Чернышевский Н. Г. Бедность не порок. Комедия А. Островского.
  • 1855 —  Чернышевский Н. Г. Сочинения Пушкина.
  • 1855−1856 — Чернышевский Н. Г. Очерки гоголевского периода русской литературы.
  • 1856 —  Чернышевский Н. Г. Александр Сергеевич Пушкин. Его жизнь и сочинения.
  • 1856 —  Чернышевский Н. Г. Стихотворения Кольцова.
  • 1856 —  Чернышевский Н. Г. Стихотворения Н. Огарева.
  • 1856 —  Чернышевский Н. Г. Собрание стихотворений В. Бенедиктова.
  • 1856 —  Чернышевский Н. Г. Детство и отрочество. Военные рассказы графа Л. Н. Толстого.
  • 1856 —  Чернышевский Н. Г. Очерки из крестьянского быта А. Ф. Писемского.
  • 1857 —  Чернышевский Н. Г. Лессинг. Его время, его жизнь и деятельность.
  • 1857 —  Чернышевский Н. Г. «Губернские очерки» Щедрина.
  • 1857 —  Чернышевский Н. Г. Сочинения В. Жуковского.
  • 1857 —  Чернышевский Н. Г. Стихотворения Н. Щербины.
  • 1857 —  Чернышевский Н. Г. «Письма об Испании» В. П. Боткина.
  • 1858 —  Чернышевский Н. Г. Русский человек на rendez-vous. Размышления по прочтении повести г. Тургенева «Ася».
  • 1860 —  Чернышевский Н. Г. Собрание чудес, повести, заимствованные из мифологии.
  • 1861 —  Чернышевский Н. Г. Не начало ли перемены ? Рассказы Н. В. Успенского. Две части.

публицистика

  • 1856 — Обзор исторического развития сельской общины в России Чичерина.
  • 1856 — «Русская беседа» и ее направление.
  • 1857 — «Русская беседа» и славянофильство.
  • 1857 — О поземельной собственности.
  • 1858 — Откупная система.
  • 1858 — Кавеньяк.
  • 1858 — Июльская монархия.
  • 1859 — Материалы для решения крестьянского вопроса.
  • 1859 — Суеверие и правила логики.
  • 1859 — Капитал и труд.
  • 1859−1862 — Политика. Ежемесячные обзоры заграничной политической жизни.
  • 1860 — История цивилизации в Европе от падения Римской империи до Французской революции.
  • 1861 — Политико-экономические письма к президенту Американских Соединенных Штатов Г. К. Кэри.
  • 1861 — О причинах падения Рима.
  • 1861 — Граф Кавур.
  • 1861 — Непочтительность к авторитетам. По поводу ‘Демократии в Америке’ Токвиля.
  • 1861 — Барским крестьянам от их доброжелателей поклон.
  • 1862 — В изъявление признательности Письмо к г. З<ари>ну.
  • 1862 — Письма без адреса.
  • 1878 — Письмо сыновьям А. Н. и М. Н. Чернышевским.

мемуары

  • 1861 — Н. А. Добролюбов. Некролог.
  • 1883 — Заметки о Некрасове.
  • 1884−1888 — Материалы для биографии Н. А. Добролюбова, собранные в 1861—1862.
  • 1884−1888 — Воспоминания об отношениях Тургенева к Добролюбову и о разрыве дружбы между Тургеневым и Некрасовым.

философия и эстетика

  • 1854 — Критический взгляд на современные эстетические понятия.
  • 1855 — Эстетические отношения искусства к действительности. Магистерская диссертация.
  • 1855 — Возвышенное и комическое.
  • 1855 — Характер человеческого знания.
  • 1858 — Критика философских предубеждений против общинного владения.
  • 1860 — Антропологический принцип в философии. «Очерки вопросов практической философии». Сочинение П. Л. Лаврова.
  • 1888 — Происхождение теории благотворности борьбы за жизнь. Предисловие к некоторым трактатам по ботанике, зоологии и наукам о человеческой жизни.

переводы

  • 1858—1860 — «История восемнадцатого столетия и девятнадцатого до падения Французской империи» Ф. К. Шлоссера.
  • 1860 — «Основания политической экономии Д. С. Милля» (со своими примечаниями).
  • 1861—1863 — «Всемирная история» Ф. К. Шлоссера.
  • 1863—1864 — «Исповедь» Ж. Ж. Руссо.
  • 1884−1888 — «Всеобщая история Г. Вебера» (со своими статьями и комментариями успел перевести 12 томов).

Сугубо женские унижения

Унизить русскую женщину можно было, отрезав волосы, что делали муж или родственники дамы в случае уличения ее в измене или блуде. Однако своевольные помещики часто без всякой причины практиковали этот вид оскорбления достоинства, поскольку видели в крепостных крестьянках не людей, а объект для развлечения.

Чтобы опозорить замужнюю женщину, нужно было просто сорвать с нее головной убор, который после свадьбы становился обязательным атрибутом ее одежды. Именно отсюда берет начало слово «опростоволоситься» в значении опозориться.

Самый большой срам могла навлечь на себя девушка, утратившая целомудрие до брака. В этом случае ворота ее дома мазали дегтем, родные имели право избить ее, а шансы выйти замуж резко снижались.

просмотров

Церемония гражданской казни Н. Г. Чернышевского

Утро девятнадцатого мая 1864 года выдалось туманным и дождливым. На Мытнинской площади — на месте гражданской казни Чернышевского — собралось около 200 человек: литераторы, сотрудники издательств, студенты, переодетые сыщики. К моменту оглашения приговора собралось уже около двух с половиной тысяч человек. По периметру площадь была оцеплена городовыми и жандармами.

Подъехала тюремная карета, из которой вышли трое. Это был сам Николай Чернышевский и двое палачей. Посреди площади стоял высокий столб с цепями, к которому и направились вновь прибывшие. Все замерло, когда Чернышевский поднялся на возвышение. Солдатам скомандовали: «На караул!», а один из палачей снял с осужденного фуражку. Началось чтение приговора.

Неграмотный палач читал громко, но с заиканиями. В одном месте он едва не выговорил: «сацалических идей». По лицу Николая Гавриловича пробежала усмешка. В приговоре объявлялось, что своей литературной деятельностью Чернышевский имеет большое влияние на молодежь и что за злой умысел к свержению существующего порядка он лишается прав и ссылается на каторгу на 14 лет, а затем навсегда поселяется в Сибири.

Во время гражданской казни Чернышевский был спокоен, все время отыскивал кого-то в толпе. Когда приговор был прочтен, великого сына русского народа опустили на колени, переломили над его головой шпагу, а затем приковали его к позорному столбу. Четверть часа стоял Николай Гаврилович посреди площади. Толпа затихла и на месте гражданской казни Н.Г. Чернышевского воцарилось гробовое молчание.

Какая-то девушка кинула к столбу букет цветов. Ее тут же арестовали, но этот поступок вдохновил других. И другие букеты упали к ногам Чернышевского. Его спешно освободили от цепей и усадили в ту же тюремную карету. Молодежь, присутствовавшая на гражданской казни Чернышевского, провожала своего друга и учителя криками «До свидания!». На другой день Николая Гавриловича отправили в Сибирь.

псевдофилософ

Философия Чернышевского монистична и направлена против дуализма. В его философии безраздельно господствует «действительность», которая в зависимости от риторических целей принимает форму природы, сознания и научных законов.

За этим мировоззрением стоит гнозис, проникновение в царство свободы от социальных условностей.

Главенство действительности сводится у Чернышевского к свободе действовать, но не к свободе воли, которую Чернышевский категорически отрицал. Чернышевский был строгим детерминистом: «То явление, которое мы называем волею, является звеном в ряду явлений и фактов, соединенных причинной связью». Благодаря свободе выбора (при отрицании свободы воли!) человек двигается по тому или иному пути социального развития, а просвещение людей должно служить тому, что они научатся выбирать новые и прогрессивные пути, то есть становиться «новыми людьми», идеалы которых — «служение народу», «революционный гуманизм», исторический оптимизм.

Монизм Чернышевского — это цепь мнимых антиномий, где всё переходит во всё: действительность в идеал, идеал в искусство, искусство в действительность.

В его системе все доказательства являются мнимыми. Например, Чернышевский дает определение прекрасного:

«Самое общее из того, что мило человеку, и самое милое ему на свете — жизнь; ближайшим образом такая жизнь, какую хоте­лось бы ему вести, какую любит он; потом и всякая жизнь, по­тому что все-таки лучше жить, чем не жить: все живое уже по самой природе своей ужасается погибели, небытия и любит жизнь. И кажется, что определение:
„прекрасное есть жизнь“;
„прекрасно то существо, в котором видим мы жизнь такою, какова должна быть она по нашим понятиям; прекрасен тот предмет, который выказывает в себе жизнь или напоминает нам о жизни“;
кажется, что это определение удовлетворительно объясняет все случаи, возбуждающие в нас чувство прекрасного».

Из такого амбивалентного определения («прекрасно то существо, в котором видим мы жизнь такою, какова должна быть она по нашим понятиям». — Выд. нами. Ред.) вытекает мнимоосмысленное определение искусства:

Он устанавливает свой произвольный закон о второстепенной роли пропаганды по сравнению с «действительностью», но для обожаемого им Лессинга готов «сделать исключение из устанавливаемого им общего социологического закона, говорящего о второстепенной и подчиненной роли литературы». «Правда, говорить он, таких исключений, когда литература является главною двигательницею исторического развитія, очень немного, и эпоха Лессинга как раз является одним из таких исключеній. От начала деятельности Лессинга до смерти Шиллера, в течение 50 лет, развитие одной из величайших европейских наций, будущность стран от Балтийского до
Средиземного моря, от Рейна до Одера, определялась литературным движением». Здесь уверенность Чернышевского «в могуществе разума и силе знания взяла в нем перевес над его материалистическими взглядами в социологии», — отмечает Стеклов.

Ты теперь никто

Для обуздания дерзких вольнодумцев всегда существовали проверенные и действенные средства. В царской России смертная казнь по возможности не применялась, разве что в исключительных случаях. Революционеров ожидали каторжные работы в Сибири. Но перед тем как особо опасный для властей осуждённый отправлялся по Владимирке (в начале этой дороги ныне московское Шоссе Энтузиастов) в далёкий путь, он подвергался унизительной гражданской казни, предполагавшей лишение сословных, политических и гражданских прав. В историю вошли события, связанные с применением этой процедуры к декабристам, а через несколько десятилетий – и к Николаю Гавриловичу Чернышевскому.

Глоток свободы

Тяжёлый климат Вилюйска гибельно отразился на здоровье Чернышевского, лишённого человеческих условий существования. Однако ничто от революционных идей не отвернуло. В 1889 году его сын Михаил добился перевода отца в Саратов, куда Чернышевский вернулся после двадцати с лишним лет пребывания в местах не столь отдалённых, включая годы пребывания в тюрьме, на каторге и в ссылке. Как сказал бы сегодня какой-нибудь старый «сиделец» — солидный срок, авторитетный.

Правда, воздух свободы оказался недолог. Спустя несколько месяцев заболел малярией и все попытки местных медиков поставить на ноги полностью изношенный в суровом климате и суровых условиях организм успехом не увенчались. Ночью 17 (29) октября 1889 года Чернышевский умер от кровоизлияния в мозг, оставив после себя массу произведений и главный вопрос всех времён и народов, на который и спустя более чем сто лет люди всё ещё ищут ответ: «Что делать?».

Говорят, что не судьба выбирает нас, а мы её. Чернышевский сам выбрал свою. У него был шанс остановиться, отказаться от «крамольных» идей ещё на стадии «Петропавловки». Потом – после каторги, когда он мог вернуться в цивилизацию ещё в 74-м. Но он решил по-своему. А на вопрос «что делать?» предложил ответить потомкам…

Позорный столб

С XVIII века представители привилегированных сословий вместо болезненных телесных наказаний стали подвергаться более гуманному, но не менее унизительному стоянию у позорного столба. Устанавливаемый в людном месте на специальном помосте позорный столб иногда был снабжен колодками, в которых зажимались руки и голова «преступника», а порой был оборудован только кандалами и висящим на цепи ошейником. Приговоренного к публичному оскорблению дворянина доставляли к месту всеобщего осмеяния на «позорных» дрогах черного цвета, ставили на колени и приковывали к позорному столбу. Каждому осужденному предстояло простоять оговоренный в приговоре срок, который отсчитывался с того момента, когда палач ломал над головой наказуемого шпагу, символизировавшую дворянскую честь.

Известные личности, подвергнутые гражданской казни

12 ноября 1708 года — в Глухове прошла символическая гражданская казнь гетмана Мазепы (в отсутствие самого Мазепы, который скрылся в Турции)

1768 год — поражена во всех сословных и имущественных правах и лишена фамилии Салтычиха (Да́рья Никола́евна Салтыко́ва)

10 (21) января 1775 года на Болотной площади в Москве палачи провели ритуал гражданской казни Михаила Шванвича

в ночь с 12 на 13 июля 1826 года — декабристы: 97 человек в Санкт-Петербурге и 15 морских офицеров в Кронштадте

Прилюдное попрание чести порой считалось даже более суровым наказанием, нежели смертная казнь, поскольку поруганному гражданину потом приходилось мириться с бесславием, сопровождавшим его на протяжении всего земного пути. Во все времена подвергнуться унижению могли как мужчины, так и женщины, только в зависимости от пола разнились как методы бесчестья, так и причины позора.

Повешение

Если к лишению головы приговаривали дворян, то на виселицу попадали преступники-простолюдины.

Повешение — самая распространенная в мире казнь. Этот вид наказания с древних времен считается позорным. И объяснений тому несколько. Во-первых, считалось, что при повешении душа не может выйти из тела, как бы оставаясь у него в заложниках. Таких покойников называли «заложными».

Во-вторых, умирать на виселице было мучительно и больно. Смерть не наступает моментально, человек испытывает физические страдания и несколько секунд остается в сознании, прекрасно осознавая приближение конца. Все его мучения и проявления агонии при этом наблюдают сотни зевак. В 90% случаев в момент удушения расслабляются все мышцы тела, что приводит к полному опорожнению кишечника и мочевого пузыря.

У многих народов повешение считалось нечистой смертью. Никому не хотелось, чтобы после казни его тело болталось на виду у всех. Поругание выставлением напоказ — обязательная часть этого вида наказаний. Многие считали, что такая смерть — самое худшее, что может случиться, и уготована она только предателям. Люди вспоминали Иуду, который повесился на осине.

Приговоренный к виселице должен был иметь три веревки: первые две толщиной в мизинец (тортузы) были снабжены петлей и предназначались для непосредственного удушения. Третья называлась «жетоном» или «броском» — она служила для сбрасывания приговоренного к виселице. Казнь завершал палач, держась за перекладины виселицы, он коленом бил в живот приговоренного.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: