Как поменялось понятие о красивом макияже за 100 лет: посмотрите, что было в моде

Гарантия успеха

Выделяться из толпы сейчас желают все большее количество девушек. Именно поэтому все большую популярность набирают оригинальные прически.

Специалисты парикмахерских услуг могут создать очень креативные прически, которые способны поразить своей красотой и оригинальностью. Это своего рода шедевры, основанные на фантазии специалиста. Используются всевозможные инструменты и приборы: проволока, ленты, парики различных цветов и фасонов.

Оригинальные прически – фантазийный полет, полное отступление от принятых норм, эксперименты, которые поражают своей смелостью. Но фантазийные прически под силу не только парикмахеру, но и лично вам. Достаточно только подключить собственную смекалку и создание превратится в занимательный процесс в домашних условиях.

Прощайте, 1950-е!

1950-е требовали от женщин безупречности: макияж должен быть ежедневным ритуалом, делай его, пока муж спит; никогда не распускайся, всегда улыбайся и радуй глаз, носи каблуки и укладку даже дома. Но в 1960-х эта безупречность стала раздражать. Помните этот момент из сериала Mad Men: Бетти Дрейпер хочет вернуться из домохозяйского болота в модельный бизнес и приходит на кастинг для рекламы Coca-Cola? Она, живое воплощение 1950-х, клон Грейс Келли — многослойные юбки, тщательно уложенные светлые локоны, — на фоне стильных конкуренток с короткими стрижками выглядит глубоко несовременной и очень несчастной.

Макияж 20х годов

Это именно то время, когда появился тот самый образ дерзкой, сексуальной и независимой женщины-вамп. В эти годы вся прекрасная половина  Америки, символизируя эмансипированность, отстригла себе волосы. Было принято декорировать прическу эффектными повязками и ободками, тем самым создавать неповторимый, роскошный образ.

Макияж в 20е годы так же приобрел краски и стал более насыщенным. Одновременно делали акцент на глаза и на губы:

Глаза подводили подводкой интенсивного цвета (черная, ярко-синяя, фиолетовая или изумрудная) и интенсивно накладывали тушь;

Помада наносилась  ярких красных оттенков, губы приобретали форму знакомого нам «лука купидона». Помада наносится не на все губы, а только на центральную их часть, придавая губам форму сердца. Брови превращаются в тонкую линию, покрашенную в черный цвет с опущенными вниз  кончиками.

Яркие представительницы этой эпохи: Глория Свенсон (звезда Голливуда), Пола Негри (актрисса), Клара Боу (актрисса и секс-символ 1920х годов).

Консилер — 1954

Макс Фактор пошел дальше и спустя 18 лет после создания тонального крема выпустил консилер — концентрированное тональное средство, которое маскирует недостатки точечно. И тут его снова ждал ошеломляющий коммерческий успех.

Но стоит упомянуть, что прообраз консилера появился еще в 1928 году (то есть даже до изобретения тональника!), когда американская художница и химик Лидия О’Лири создала тональное средство, чтобы скрыть большое родимое пятно на лице. А 14 лет спустя, в 1942-м, Хелена Рубинштейн подошла к проблеме с другой стороны и придумала крем для маскировки ожогов.

Фото: Getty Images

Связанные вопросы и ответы:

1. Каким образом использовался макияж в Древнем Египте

В Древнем Египте макияж использовался не только для красоты, но и имел религиозное значение. Женщины и мужчины наносили на лицо черные и зеленые краски, чтобы защитить кожу от солнца и демонов. Кроме того, макияж символизировал богатство и социальный статус носителя. Чем толще слой макияжа, тем выше было положение человека в обществе.

2. Какие материалы использовались для макияжа в Древнем Китае

В Древнем Китае для макияжа использовались такие материалы, как красная охра, сукно и минеральные порошки. Женщины наносили на лицо белый порошок, чтобы создать бледный оттенок кожи, который считался символом красоты и изысканности. Также популярны были темно-коричневые тени для глаз, которые подчеркивали их форму.

3. Как изменился макияж в средние века

В средние века макияж стал ассоциироваться с негативными чертами, такими как грех и порочность. Женщины старались скрывать недостатки кожи под толстым слоем белого порошка, что часто приводило к образу белоснежной кожи без каких-либо признаков жизни. Губы красились темными оттенками, а веки подчеркивались тяжелыми черными стрелками.

4. Какие изменения претерпел макияж в эпоху Возрождения

В эпоху Возрождения макияж стал символом красоты и изящества. Женщины стремились к естественности и использовали мягкие оттенки для создания нежного образа. Глаза подчеркивались тонкими линиями и тенями, а губы красились натуральными оттенками. Важным элементом макияжа в это время было также использование парфюма.

5. Какие новые тенденции появились в макияже в XIX веке

В XIX веке в макияже стали активно использовать тушь для ресниц и румяна. Тушь для ресниц помогала создать выразительный взгляд, а румяна добавляли лицу свежести и здорового оттенка. Женщины также начали использовать помаду для губ, придавая им яркие оттенки. Макияж стал более доступным и широко распространился среди женщин.

6. Какие изменения произошли в макияже во времена «блестящих» 20-х годов

В 20-е годы прошлого века макияж стал ярче и более выразительным. Женщины активно использовали тушь для ресниц, чтобы создать «кошачий» взгляд, а также румяна и помаду ярких оттенков. Глаза подчеркивались стрелками и тенями, а губы — тонкими крашеными дугами. Танцовщицы, актрисы и модели стали яркими и выразительными символами того времени.

7. Какие новые тенденции в макияже появились в послевоенные годы

В послевоенные годы в макияже стали использовать более натуральные оттенки и текстуры. Женщины предпочитали мягкие тона и деликатный макияж, подчеркивающий естественную красоту лица. На передний план вышла естественность и свежесть в образе. Тушь для ресниц и помада стали основными продуктами в макияже.

8. Каковы современные тенденции в макияже

Современные тенденции в макияже включают разнообразие стилей и техник. От натурального дневного макияжа до яркого вечернего образа — каждая женщина может подобрать подходящий вариант. Выразительный макияж глаз, контурирование лица, использование матовых помад и блестящих теней — все это актуально в современном макияже. Креативность и индивидуальность становятся ключевыми принципами в создании макияжа.

Виды макияжа

Чтобы выглядеть красиво и эффектно на вечеринке лучше сделать вечерний макияж, а не свадебный, например. Существуют такие виды мэйк апа:

  • Вечерний 
  • Свадебный
  • Перманентный
  • Дневной( повседневный)
  • Деловой
  • Сценический 
  • Романтический 
  • Лифтинг 

Если у вас в планах сходить на вечеринку, в ресторан или на какой-то праздник, к вашему образу идеально подойдет вечерний мейк ап. Вечерний макияж – это яркий и выразительный образ. Этот вид Make up позволит любой девушке выделиться из окружающих. Так как «хвастаться» своим прекрасно накрашенным лицом девушка будет вечером, стоит учесть что свет везде будет приглушенный. Поэтому макияж должен быть ярким и броским, он должен гармонировать с вашей прической и образом. Тени лучше использовать яркие или блестящие, с помощью подводки можно дорисовать небольшие стрелки. Если же глаза у вас получились выразительные, то губы не стоит красить в яркие цвета. Можно воспользоваться блеском или светлых тонов помадой.

Европейское Средневековье

Эпоха, которую ознаменовало множество болезней, не прошла без «модных изменений». Причем, именно характерные патологии зачастую влекли за собой бьюти-тенденции.

  1. Например, после пандемии рахита, в европейскую моду внедрились темные зубы, поэтому сурьму теперь использовали не только для подведения бровей, но и для окрашивания зубной эмали.
  2. Историю макияжа и косметики в Европе не могла не затронуть христианская церковь. В Средние Века она строго-настрого запрещала такие тенденции, однако так и не смогла остановить «вошедших во вкус» модниц.
  3. Причем мужчины не отставали от своих спутниц – использование лосьонов, кремов, пудры, румян и парфюма были в свободном пользовании среди представителей сильного пола.
  4. В 16 веке популярностью в Европе пользовалась исключительно бледная кожа, поэтому женщины и мужчины шли на довольно опасные трюки, чтобы сохранить ее таковой. Они наносили на кожу опасные маски, включавшие в состав сулему, свинец, мел и даже мышьяк.
  5. Во времена правления Карла II, когда Европа оправлялась от эпидемии «черной смерти», бледность перестала считаться красивой и привлекательной. Теперь женщины стали наносить на лицо румяна, чтобы скрыть следы перенесенной оспы и придать облику здоровый, свежий вид.

Все в том же 18 веке, медики начали подозревать, что макияж сильно вредит здоровью.

Например, белила не только высушивали кожу до неузнаваемости, но и доводила почки до токсичных поражений. Тогда британский парламент пошел на решительные меры.

В начале века был издан закон, согласно которому, всякая барышня, соблазнившая подданного Его Величества при помощи парфюмов и красок, фальшивых зубов и высоких каблуков, будет приравнена к ведьме и сожжена на костре.

К концу века все снова перевернулось с ног на голову. Косметическое производство было налажено, а продукция стала впервые рекламироваться на улицах, в газетах и журналах. Европейская мода не утрачивала классических тенденций: в тренде по-прежнему была аристократичная бледная кожа, легкий румянец, контрастные губы ярко-розовых или кроваво-алых оттенков, и черные брови. Историю возникновения европейского макияжа завершила инновация – появление накладных бровей из мышиных шкурок. Начало 19 века полностью изменило моду, и тяготение к контрастным акцентам сменилось стремлением к натуральности облика.

История развития макияжа на Руси была более «безопасной»: наши соотечественницы использовали пшеничную муку вместо белил, сок свеклы вместо румян, угольки вместо сурьмы.

Не правда ли, занимателен факт, что макияж всегда имел место в истории и культуре?

Благо, до наших времен дошли только усовершенствованные его версии, и сегодня все так же в тренде естественная, аккуратная, безукоризненная красота.

Вечерний мейк ап

Вариантами вечернего макияжа является классический дымчатый и ретро стиль со стрелками. Оба они делают внешность выразительной. Для создания smokyeyes губы практически не красят, а вот образ из пятидесятых годов невозможно представить без яркой помады красного цвета.

Мейк ап в стиле ретро представляет собой объемные стрелки и губы красного оттенка

Замечательного эффекта в стрелках можно добиться с помощью лайнера с жидкой текстурой. Подчеркивать глаза необходимо только сверху на протяжении всего разреза, немного выходя за пределы контура, примерно на сантиметр, и уводя кончик вверх. Ресницы стоит закрутить, и нанести тушь с удлиняющим эффектом. На губах будет шикарно смотреться красная помада или блеск того же тона.

Макияж древнего мира: как делали в древности

Макияж Древнего Египта

В Египте всегда ценилась выразительность глаз и их красота. Артефакты Египта в виде статуй и фресок говорят нам об этом. Идеалом косметического искусства даже для современниц является Клеопатра, жившая в 1 в. до нашей эры. Она купалась в молоке ослиц с медом, чтобы придать своей коже красоту и здоровье. В виде скраба она использовала свежие сливки соединенные с солью. Для отбеливания кожи — смесь из светлой глины, выжатого сока лимона и меда, смешанного , а для сияния кожи использовались такие экзотические ингредиенты как мазь из жира медведя. Для улучшения состояния волос Клеопатра пользовалась львиным жиром.

Египетские женщины бальзаковского возраста боролись с появлением седых волос, смазывая свои волосы смесью из крови черных быков и яиц вороны. В качестве моющего средства для волос они пользовались куриными желтками и медом с маслом миндаля. Юлий Цезарь, любовник Клеопатры, по ее совету смазывал голову снадобьем в состав которого входили измельченные зубы лошади, жир медведя, прожаренные мыши, толченные в ступке с рогами оленя.

Измельченный в порошок малахит применялся в качестве зеленых теней. Для синих теней использовался порошок ляпис-глазури. Из сурьмы со свинцовой рудой серые тени.

Римлянки, которым позволяло состояние финансов, купались в ослином молоке с добавлением . Вместо молока иногда использовали сок из фруктов. Много усилий они прилагали в борьбе с загаром, признаком низкого положения в обществе. Это достигалось с помощью белил из свинца и мела, наносимых на лицо и спину. А для окраски губ использовали киноварь и сурик. Они не могли показать в свете без наклеенных бровей из шкурок мыши и наложенных на кожу лица белил. Глаза подводились углем, а ресницы наклеивались. На лице клеились «мушки» для маскировки прыщей и угрей.

Древний Китай: макияж

Огромное значение древними китайцами в 111 тыс. до н.э. придавалось красоте ногтей. По ним судили о статусе человека. У императоров в Китае всегда были ухоженные ногти и длинные ногти. Другие представители сильного пола отращивали их на 2-3 пальцах. Женские ногти могли достигать четверть метра в длину. Китаянкам приходилось носить футлярчики из серебра или золота, чтобы сохранить их в целостности. Лак для ногтей изготавливали из сока лакового дерева, перемешанного с желатином и белками куриных яиц. Затем на ногтях начали рисовать птиц или наносить иероглифы.

Макияж в Древней Руси

Русские женщины во все времена пользовались самой популярной у них процедурой – парились в русской бане с применением банных веников. Для умывания они использовали воду, настоянную на ягодах калины, клюква, брусники. Для удаления веснушек использовали талую воду из мартовского снега. Большим успехом пользовались медовые маски, из кислого молока и молочнокислых продуктов.

Исторические факты о макияже

Первой декоративной косметикой считается белая пудра, придуманная древними греками. Так называемые, белила были чрезвычайно опасны для жизни, ведь основным их компонентом являлся свинец. Этим же элементом травились матроны в эпоху Римской империи и даже аристократки в конце XIX столетия. Что поделать, красота требовала жертв.

Современное искусство макияжа опирается на принципы, зародившиеся ещё в Древнем Египте. Первооткрывательницей декоративной косметики считается царица Нефертити. А что самое интересное, многие сегодняшние рецепты средств и направления в сфере макияжа базируются на тех же самых постулатах. Например, у египетских фараонов было принято густо подводить очи хной, покрывать веки бирюзовым пигментом, румянить скулы и красить губы в терракотовый цвет. Причём, мужской макияж был таким же ярким, как и женский. Представители сильного пола очень любили покрывать рисунками не только лицо, но и ногти, ладони и стопы.

Во времена английской королевы Елизаветы I в моду вошла бледная до синевы кожа. Такой был макияж. Достигался подобный эффект путём накладывание нескольких слоёв яичного белка, алебастрового раствора и всё того же свинца. Подобная засохшая маска требовала хмурого выражения лица, ведь во время улыбки эта «красотища» непременно трескалась, шелушилась и осыпалась. Но представители аристократии терпели всё, так как считали бледность признаком высокого рождения, тогда как румяные щёки – чисто плебейским качеством. К тому же, помимо отбеливания кожи, требовалось прорисовывать синие прожилки на лбу и шее. Немудрено, что мужской макияж той эпохи делал лицо похожим на утопленника.

Для распутных аристократов XVII- XVIII столетий декоративная косметика казалась спасением от раннего старения. Как и прежде, искусство макияжа подразумевало использование толстого слоя свинцовых белил. А если учесть, что мыться тогда совсем не любили, зато обожали жирную пищу и, скорее всего, косметика просто отваливалась сама собой, то состояние кожи оставляло желать лучшего. Чтобы замаскировать прыщи и глубокие оспины, изобрели мушки – круглые кусочки бархата, наклеивающиеся на повреждённое место. Поредевшие брови компенсировали накладками из шкурок мышей. Но самым гротескным атрибутом образа того времени были защёчные подушечки, призванные «подтянуть» обвисшие щёки. Как вы понимаете, разговаривать, перекатывая во рту подобный «аксессуар», было почти невозможно.

Естественность вернулась лишь эпоху Регентства, женщины смыли многочисленные слои косметики и засияли чистыми личиками. Строгая королева Виктория не признавала никакого мейкапа, считая его уделом представительниц древнейшей профессии. Естественно, утратил свою актуальность и мужской макияж. Зато в будуарах прочно поселились травяные настойки. Наконец-то, вместо раскрашивания дамы принялись ухаживать за лицом, не маскируя морщинки, а заботясь об их предупреждении.

В эпоху немого кино женщины кинулись рьяно подражать актрисам. Как понимаете, их профессиональный грим были очень ярким – жирно подведённые глаза, «свекольные» щёки и почти чёрные губы. Всё это эффектно выглядело на экране, но при дневном свете сегодня показалось бы смешным. Но тогда ни одна женщина не могла счесть себя одетой, не наложив на уста густой слой помады кричащего оттенка.

В период Первой и Второй мировых войн женщины избавились практически от всех атрибутов мейкапа, остригли волосы, но уста по прежнему красили ярко.

Тенденция делать упор на глаза пришла из 60-х годов прошлого столетия. Губы же должны были быть бледными, практически незаметными. Предпочтение отдавалось пастельной помаде.

Современная история макияжа началась в 80-х, когда женщины стали переходить на органическую косметику

История возникновения макияжа

Мода и красота, как и всё на этом свете, имеют свою историю и тенденции развития. И если наши современницы еще помнят законы макияжа и правила стрижки 90-х годов 20 века, то беззаботные восьмидесятые уже теряются в дымке прошлого. Что уж говорить о традициях более ранних эпох. А между тем традиции эти были очень разнообразны, интересны и подчас даже опасны для жизни.

Люди хотят сделать себя более красивыми и изящными, чем они есть на самом деле, на протяжении не то что нескольких обозримых прошлых веков, но в течение многих тысячелетий. Именно в такую глубь времен уходит история косметики.

Древние греки создание причесок превратили в настоящее искусство, расчерчивая их золотыми и серебряными полосами.

Греки же придумали и такое популярное ныне средство макияжа, как белая пудра. Только тогда и много столетий спустя пудру делали на основе такого чудовищно вредного компонента, как свинец. Накладывали свинцовую белую пудру очень толстым слоем, что придавало лицам томный и заманчивый вид, одновременно скрывая последствия различных кожных заболеваний и проблем. Это было непоправимо опасно, поскольку свинец в течение определенного промежутка времени только усугублял разрушения ткани, причиненные недугами. Но, несмотря ни на что, знать продолжала использовать это средство вплоть до 19 века. Поскольку бледность была в почете, гречанки старались использовать минимальный макияж, чтобы выглядеть максимально естественно и неярко. Помады известны такие: паста из глины, красного оксида железа и охры или оливковое масло плюс пчелиный воск. В качестве теней была популярна такая смесь: оливковое масло, смешанное с землей или углем. Кроме того, гречанки любили соединять брови в одну линию, для этого также использовался угольный порошок.

Инклюзия и отказ от идеальности

До недавних пор не белым женщинам было непросто подобрать подходящее тональное средство — пока бренд певицы Рианны Fenty Beauty не предложил пятьдесят оттенков тона, заявляя, что красота должна быть инклюзивной. Но вместе с тем сейчас на повестке дня другой тренд — абсолютно прямые, блестящие волосы, которых темнокожим женщинам сложно добиться из-за природной структуры волос. Многие из них стали открыто рассказывать об опыте длительного и вредящего волосам выпрямления жесткими химическими средствами, а также призывать носить натуральные кудри — несмотря на то, что такие прически до сих пор могут стать поводом для дискриминации.

Также споры вызвал тренд на «голую кожу», или clean makeup — он подразумевает отказ от тональных средств, а значит, требует тщательного и дорогостоящего ухода и не учитывает особенности кожи.

В ответ на него девушки в TikTok запустили свой тренд, где наносили декоративную косметику на кожу с акне, следами недосыпа, морщинками и порами, бунтуя против стереотипа об идеальной коже «без усилий».

Жидкий шампунь — 1927

В 1903 году немецкий химик Ханс Шварцкопф впервые изготовил порошковый фиалковый шампунь, который стали продавать в упаковке с тем самым логотипом в виде черной головы. Этот шампунь стал первым марочным продуктом в области косметики для волос. Ассортимент шампуней довольно быстро расширялся, и появлялись все новые виды, например желтковый, ромашковый и травяной.

Над формулами тоже активно работали — качество становилось все лучше и лучше. Но настоящий прорыв случился в 1927 году, когда компания Schwarzkopf выпустила первый жидкий шампунь — его разработал сын Ханса (его тоже звали Ханс — в честь отца). Он был намного удобнее, чем порошковый, хорошо пенился, отлично очищал волосы и был разлит в удобную упаковку, поэтому продажи буквально с первого дня взлетели до небес.

Линейка включала два вида средств: для темных и светлых волос. В 1931 году в шампуни начали добавлять ухаживающие компоненты, а в 1933 году был выпущен первый бесщелочной шампунь для волос, формула которого стала основой многих современных шампуней.

Эмансипация

Первая мировая война обеспечила многих женщин работой в тылу и, как следствие, собственными деньгами, движение суфражисток — избирательным правом, чувством свободы и красной помадой (именно с ней на губах они выходили на демонстрации).

В «ревущие двадцатые» появился новый типаж эмансипированной девушки — флэппер. Она отвергла викторианские идеалы, стала курить, слушать джаз, вызывающе одеваться и ярко краситься. У неё были тонкие брови (часто сбритые и нарисованные), чёрные смоки, тёмные губы с ярко выраженным «луком Купидона» или накрашенные «сердечком». Наравне с типажом флэппер в кинематографе стал эксплуатироваться образ женщины-вамп с чёрными губами и плотным макияжем глаз.


Теда Бара, женщина-вамп. (pinterest.com)

Популяризации макияжа способствовало развитие индустрии красоты. В 1917 году Джордж Вестмор обустроил первое гримёрное подразделение в киностудии; в 1920-м Макс Фактор выпустил первую коллекцию декоративной косметики, в это же время он запустил в широкие массы понятие make-up. Массовым явлением макияж стал к концу 1920-х.

В 1930-е годы появился первые кёрлер для ресниц и недорогая тушь, а Елена Рубинштейн ввела понятие типов кожи — жирной, сухой и комбинированной. Образ флэппер трансформировался в сильную и мрачную женщину в мужском костюме, с высокими драматичными скулами, длинными загнутыми ресницами и чётко обрисованными за границами естественной линии губами. Трансформации, как и раньше, способствовал Голливуд, выпуская новую породу звёзд — уверенных в себе взрослых женщин.


Марлен Дитрих. (livelib.ru)

Макияж на Руси до правления Петра Первого

Косметика, которой пользовались женщины в допетровские времена была сделана на основе свинца и ртути. О накоплении в организме этих тяжелых металлов в те времена не слыхивали.

Долгое время модным макияж на Руси считался следующий: белое лицо, черные брови, яркий румянец на щеках.

Бледное лицо

Поскольку наряды того времени предполагали многослойную одежду, когда на виду были только лицо и немного руки, то для отбеливания лица использовались белила. Поэтому забеленное лицо смотрелось органично.

Правда часто покрытое толстым слоем краски лицо смотрелось маской. Некоторые современники отмечают, что «женское лицо, покрытое толстым слоем белил, напоминало окрашенную краской стену».

Царевна Ксения Годунова, макияж на Руси на картинах русских художников

Яркий румянец

Эффектно выделяться на бледном лице яркому румянцу помогали дорогие покупные румяна. Такую коробочку румян каждая городская модница стремилась иметь на туалетном столике.

У крестьянок же постоянный контакт с печкой, длительные трудовые работы, которые неизбежно покрывали лицо загаром, делали лицо смуглым и сморщенным. Им хотелось быть красивыми, поэтому и наносили на лицо муку и толченый мел.

Румяна заменяли толчеными лесными ягодами, а чаще всего свеклой. Яркий румянец считался признаком здоровой и полнокровной женщины. Поэтому часто шли на хитрости: натирали лицо грубой тканью.

Несмотря на безопасность натуральных средств, деревенские
женщины мечтали получить в подарок с ярмарки кусочек белил или маленькую
коробочку румян.

Брови и ресницы

Брови были отдельным достоянием каждой женщины. Черные и густые брови городским модницам помогала получить сурьма, которую наносили специальной палочкой.

Утрированный классический макияж на Руси в экранизации сказки «Морозко»

Для придания бровям красивого блеска, в сурьму примешивали жир и масло. Брови становились яркими и блестящими, но ядовитая сурьма влияла на здоровье не самым лучшим образом.

В деревне сажа, которая всегда была в печи, помогала
поддерживать брови в «модном состоянии».

Зубы

Отдельным пунктом у каждой красотки стояли белоснежные зубы. Чистили зубы кореньями, толченым мелом, жевали гвоздику и мяту. Получить же кратковременный эффект «белоснежных зубов» для торжественного события помогала ртуть. Женщин не останавливало даже то, что через несколько месяцев вся эмаль слезет, и зубы станут черными. Со временем даже стало модным.

У крестьянских девушек зубы были в прекрасном состоянии, этому способствовало простое деревенское питание.

Хотя следуя городской моде, некоторое время углем мазали зубы, чтобы придать им черный цвет.

Художник Аргунов «Портрет крестьянки в русском костюме» 1784 год. (взято из Яндекс Картинки)

Таким образом, каждая девочка с малолетства приобщалась к
нанесению макияжа, смотря на своих теток, маму и сестер. В наши дни это назвали
бы курсами визажистов, а тогда было элементом воспитания.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: