«будёновка»

42 трюка и горящий мост

Кадр из художественного фильма Эдмонда Кеосаяна «Неуловимые мстители» (1966)

Кадр из художественного фильма Эдмонда Кеосаяна «Неуловимые мстители» (1966)

Кадр из художественного фильма Эдмонда Кеосаяна «Неуловимые мстители» (1966)

Для съемок нужны были игровые лошади, которые обучены выполнять команды каскадеров, но найти их было сложно. В Подмосковье свирепствовал в то время ящур, часть обученных животных в столице пострадала, многие уже были заняты на съемках эпопеи Сергея Бондарчука «Война и мир». Эдмонд Кеосаян решил начать работу в студиях «Мосфильма». За месяц здесь сняли основные сцены: в сельском домике, у колокольни, у бани. Лошадей позже арендовали у московского спортивного общества «Урожай». В середине июня команда фильма отправилась в «каховскую экспедицию» — в Херсонскую область, где начались натурные съемки.

На съемках художественного фильма Эдмонда Кеосаяна «Новые приключения неуловимых» (1968). Фотография: homsk.com

На съемках художественного фильма Эдмонда Кеосаяна «Новые приключения неуловимых» (1968). Фотография: kinoistoria.ru

На съемках художественного фильма Эдмонда Кеосаяна «Новые приключения неуловимых» (1968). Фотография: homsk.com

Всего для картины поставили 43 трюка. Руководили подготовкой профессиональные каскадеры — Петр Тимофеев и Олег Роге. Они же снимались в сложных сценах: прыгали с вагона на вагон во время движения, «падали» с крыши поезда и со скачущих лошадей. Кеосаян решил задействовать не только каскадеров, но и самих артистов, в том числе главных героев. Их научили всему — ездить на лошадях, стрелять и плавать.

Сложности возникли, когда снимали погоню за поездом. Деревянный мост, по которому проезжал состав со «мстителями», по сценарию должен был загореться и обрушиться. Но режиссер опасался, что конструкция сгорит слишком быстро и актеры пострадают. Поэтому Кеосаян решил построить второй мост, поджечь его и проверить, как долго он будет гореть. На съемках всех участников сцены одели в огнеупорные костюмы, а Ивана Каширина, который играл машиниста поезда, подменил сам Эдмонд Кеосаян. Обошлось без жертв.

Но в другой сцене погибла лошадь: каскадер ошибся в трюке с падением животного — «подсечке». А на съемках фрагмента, где Данька останавливает мчащихся коней, травму получил исполнитель роли Виктор Косых.

Все сцены сняли за полгода. Картину смонтировали и озвучили к декабрю 1966-го. 29 декабря Главное управление художественной кинематографии вынесло вердикт: «По мнению коллегии авторам фильма в целом удалось справиться с задачей. Ключевые эпизоды картины решены динамично, изобретательно, в соответствии с духом избранного авторами жанра. Образы многих основных персонажей, в первую очередь Яшки, Даньки и Валерки, получились в картине достаточно выразительными и живыми».

От летнего шлема к зимнему варианту

Буденовка образца 1918 года предназначалась для холодного времени года. У нее был длинный назатыльник, который складывался вдвое и пристегивался по бокам на 2 пуговицы. При необходимости его разворачивали, чтобы закрыть уши и шею.
С апреля 1919 года по февраль 1922 года буденовка стала всесезонным убором. А 31 января 1922 года ввели полотняную буденовку без назатыльника и с двумя козырьками, которые располагались у шлема сзади и спереди. За это в народе головной убор прозвали «Здравствуй-прощай». Кроме того, он очень сильно напоминал германскую каску из-за острого наконечника. Это нередко приводило в замешательство белогвардейцев. Например, летом 1920-го года был случай в Северной Таврии (в Крыму), когда белый офицер, воевавший в свое время в Первой мировой войне, принял красноармейцев за немцев.
Поэтому напоминавший германскую каску шлем заменили фуражкой в мае 1924 года. Что касается буденовки, одобренной еще в 1918 году, она снова вернулась в Армию в феврале 1922 года, став зимним головным убором. При этом ее форма приобрела округлость, а навершие перестало быть таким острым и сильно выдающимся. В данном варианте буденовка просуществовала до 1927 года. Правда, с лета 1926 года до весны 1927 года эта буденовка была «лишена» звезды, потому что никак не удавалось ее пристрочить.
В войну с Финляндией шлем показал себя не лучшим образом. Поэтому его упразднили в июле 1940 года, заменив простой шапкой-ушанкой. Но поскольку ушанок требовалось огромное количество, буденовку пришлось носить вплоть до 1942 г. А в отдельных случаях буденовка выдавалась солдатам даже до марта 1943 года.

Высказывания из русской классики со словом «будёновка»

Чтобы достоверно описать военное время, писатели должны изучать историю, документы и те элементы одежды, которые соответствовали духу военного времени. Таких свидетельств в классической литературе немало. Например, в произведениях Светланы Алексиевич:

И ещё у этого же автора:

А в произведениях у других авторов читатель знакомится с подробностями пошива этих головных уборов. У В. Крапивина:

Борис Васильев в произведении «Завтра была война» почти полностью описал обмундирование военного человека:

Буденовка из сукна в Музее «Россия в Великой войне»

Военный человек у всех на виду: во что одет, какая у него выправка, как он себя ведёт с мирным населением. По этой причине будёновка запомнилась многим. А то, что не сохранились многие документы, подтверждающие её появление по одной из версий исследователей, так этому причина – военное время: до того ли всем было?!

Военный путь

Поступив на обмундирование армии Семена Буденного, головной убор стал называться буденовкой. Новое имя прижилось, стало нарицательным и вошло в словари русского языка. Правда, в дивизии Василия Чапаева и армии Михаила Фрунзе буденовка называлась по-своему – фрунзевкой.

Летом 1922 года появился облегченный вариант колпака из светло-серого хлопчатобумажного полотна. Через несколько лет это шлем был вытеснен фуражками и пилотками, а зимние буденовки остались, приняв округлую форму. В милиции модификации буденовки существовали до 40-х годов.

Серые шлемы чекистов были отмечены краповыми звездами. Пройдя лихие годы Гражданской войны, буденовка сохранилась в Красной армии вплоть до начала Великой Отечественной войны.

Совместно с названием головного убора, бытовали его шутливые прозвища:

  • «громоотвод» или «умоотвод» – из-за вытянутого вверх подобно антенне острого шпиля;
  • «здравствуй-прощай» – модель легкого шлема с двумя козырьками (надо лбом и в затылочной части).

На Дальнем Востоке часто острую вершину шапки сравнивали с камчатскими вулканами. «Кипит наш разум возмущенный», – шутили командиры над солдатами, приговаривая, что из суконного шпиля входит пар при пении «Интернациоанала».

С этим читают

История появления предмета

Красная Армия появилась, а форменную одежду для красноармейцев и командирского состава ещё сшить не успели, так как всё, что долго готовилось, стало чрезвычайно стремительно развиваться. Новой армии пришлось облачиться в одежду, которую носили царские офицеры.

Известному художнику Василию Васнецову было поручено разработать новую форму. Группа художников использовала прежние эскизы для создания формы, отличающейся от царской. Головной убор был остроконечный и напоминал шлем древнерусских богатырей. Первое название говорило само за себя: «шапка-богатырка».

Первое название буденовки – «шапка-богатырка»

Как появилась знаменитая шапка-будёновка?

Помните замечательный фильм Эдмонда Кеосаяна «Неуловимые мстители»? Как залихватски носили в кино молодые герои свой головной убор? Именно эта своеобразная солдатская шапка, официально имевшая название «зимний шлем», а неофициально звавшаяся «богатырка», «фрунзевка» или «будёновка», сформировала характерный облик красноармейца, став визитной карточкой Рабоче-крестьянской Красной Армии.

Сегодня приоритетными являются две версии возникновения этого головного убора. Первая гласит, что в 1918 году нарком по военным и морским делам Л. Троцкий объявил своим указом конкурс на новую форму для новой Красной Армии. В конкурсе приняли участие самые именитые русские художники, в том числе Борис Кустодиев и Виктор Васнецов. В 1919 году этот головной убор был принят и на длительное время стал важным предметом одежды личного состава Красной Армии.

По второй версии, разработка этого шлема была проведена ещё до революции. Русская армия готовилась пройти в новой форме победным маршем по улицам Берлина. Форма вроде бы хранилась на складах царской России и уже была использована новой советской властью. Эта версия не опровергалась и не подтверждалась, ибо приказы о проведении конкурса и введении новой формы подписывал товарищ Троцкий, а о нём после его высылки 1927 года из СССР даже вспоминать было опасно.

Первые будёновки шились из сукна защитного цвета, они состояли из колпака, козырька, назатыльника и внутреннего утеплителя. Спереди нашивалась суконная пятиконечная звезда цветом по роду войск: в артиллерии приоритетным стал оранжевый цвет (с 31 января 1922 года – чёрный), инженерные войска получили чёрный, пехота – малиновый, кавалерия – синий, пограничная охрана – зелёный, авиационные части – голубой.

Будёновка просуществовала до 1940 года, когда она была заменена шапкой. Очень здорово будёновку подвела Советско-финская война 1939–1940 годов. Тогда знаменитый головной убор не выдержал лютых морозов, и от него пришлось отказаться.

Подбор актёров

Во время подбора актёров на главные роли режиссёр планировал использовать студентов ВГИКа, выглядевших, как подростки. Однако, от этой идеи пришлось отказаться — на кинопробах выяснилось, что все претенденты выглядели старше, чем по сюжету фильма.

Кадр из фильма «Неуловимые мстители», режиссёр Эдмонд Кеосаян, 1966 год

Актёра на роль Даньки нашли на Мосфильме — его сыграл Виктор Косых. На счету актёра к этому времени было уже несколько фильмов, в том числе «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён», «Звонят, откройте дверь», «Мимо окон идут поезда». Его отец, так же являющийся актёром Мосфильма, сыграл в «Неуловимых мстителях» одного из «бурнашей».

Несмотря на довольно успешное начало актёрской карьеры и впечатляющую фильмографию — Виктор Косых стал после завершения серии «Неуловимых мстителей» эпизодическим актёром, в чём-то повторив судьбу своего отца.

Кадр из фильма «Неуловимые мстители», режиссёр Эдмонд Кеосаян, 1966 год

По задумке авторов Ксанка должна была показаться зрителю мальчиком и лишь потом раскрывалась бы её истинная половая принадлежность. Исходя из этой установки проводились и поиски актрисы, которая была бы красивой девочкой, но похожей на мальчика.

Как утверждал оператор фильма Федор Добронравов:

В обычных школах кандидатур не нашлось и было решено искать претендентку на роль в спортивных секциях. В клубе «Локомотив» они и заметили Валю Курдюкову, которая занималась многоборьем. На дежурный вопрос ко всем претенденткам, умеют ли они драться, Валя сдержанно ответила: «Да, могу».

А вот как Добронравов описал её утверждение на роль:

После утверждения на роль, будущая актриса согласилась и на то, что ей отрежут волосы, и на участие в откровенной сцене купания в реке —последнюю не удалось отстоять перед цензорами, которым не понравился эпизод с подсматриванием Яшки-цыгана за купающейся Ксанкой.

К сожалению, после съёмок в трилогии о приключениях «Неуловимых мстителей» Валентина Курдюкова не стала продолжать карьеру актрисы.

Кадр из фильма «Неуловимые мстители», режиссёр Эдмонд Кеосаян, 1966 год

Для Михаила Метёлкина роль Валерки не стала первой в кино — до этого вместе с Виктором Косых он снимался в фильмах «Звонят, откройте дверь» (1965) и «Мимо окон идут поезда» (1965). Кроме Метёлкина на роль пробовался актер Валерий Носик, но создателям показалось, что он выглядит слишком взрослым для этого персонажа.

Благодаря «Неуловимым мстителям» Михаил Метёлкин получил всесоюзную славу и признание, но в целом актёрская карьера у него не сложилась. Конечно, он снялся во всех следующих фильмах серии о приключении ребят, но после этого были всего две незначительные роли в кино.

Кадр из фильма «Неуловимые мстители», режиссёр Эдмонд Кеосаян, 1966 год

А вот о поиске актёра на роль Яшки-цыгана ходят настоящие легенды. Есть даже миф о том, что на роль пробовалось более 8000 ребят. Но всё на самом деле было несколько иначе. Да, при поиске актёра были определенные трудности и режиссёр ни в какую не хотел менять национальность персонажа ни на китайца, ни на грузина. Съёмочной группе даже пришлось ездить по цыганским таборам и дать объявление в городскую газету, но подходящего актёра не попадалось.

Но именно благодаря объявлению в газете актёра и удалось найти — двое мальчишек 15-ти и 6-ти лет попали на тщательно охраняемую киностудию через никому не известную дырку в заборе и были задержаны охраной. Они показали обрывок газеты с объявлением, найденный на железнодорожных путях.

Из воспоминаний Ф. Добронравова:

Именно так на роль Яшки-цыгана был утвержден Вася Васильев. Впрочем, вся его кинокарьера началась и закончилась именно этим персонажем.

Кадр из фильма «Неуловимые мстители», режиссёр Эдмонд Кеосаян, 1966 год

Но фильм был бы совсем другим без атмосферы, которую создали второстепенные персонажи в исполнении великих актёров импровизации: Инны Чуриковой, Глеба Стриженова, Ефима Копеляна, Сергея Филиппова, Эммануила Геллера, Савелия Крамарова и Бориса Сичкина.

Посадка томатов сорта Буденовка

Посев семян зависит от того, куда вы собираетесь высаживать рассаду на постоянное место и безусловно, от ваших климатических условий. Обычный срок для этого, середина марта-апрель. В открытый грунт и в теплицы без обогрева высаживание производится только спустя полтора месяца после последних заморозков, и при установлении стабильных средних температур + 16 – 17 С. Срок высадки рассады в постоянное место 60-65 дней.

Подготовка семян и земли

Плодоношение сорта Будёновка зависит от качества семян, поэтому перед посевом их проверяют. Просматривают весь посевной материал и визуально определяют его качество.

Кроме того, для его проверки используют солевой раствор (1,5 %). Семена погружают в жидкость – всплывшие на поверхность непригодны для посева, а опустившиеся на дно можно применять на протяжении 5-6 лет.

Урожайность зависит не только от грамотно подобранного семенного материала, но и правильно сформированного грунта. На грядках почву начинают подготавливать с осени путем внесения органических и минеральных удобрений под перекопку почвы. Для рассады берут специальный грунт, который обладает всеми питательными веществами, или создают его самостоятельно, смешивая чернозем, торф и песок.

Посев на рассаду

Семена перед посевом проходят процесс дезинфицирования, для чего их погружают в раствор марганцовки. Посев подготовленного материала проводят в первом месяце весны в контейнеры с землей (с отверстием для дренажа). Увлажняют ее через поддон, после чего формируют бороздки глубиной 1,5 см и высевают семена.

Контейнеры закрывают пленкой до появления первых всходов, после чего ее убирают. Дальнейший уход состоит из систематического полива и обязательного рыхления почвы, чтобы улучшить циркуляцию воздуха.

Помидоры пикируют в отдельные емкости после формирования 2 настоящих листьев. Это поможет улучшить состояние сеянцев, выделить сильные и убрать слабые растения. Пересаживать сеянцы лучше в торфяные стаканы, которые не удаляют при посадке в открытый грунт. Это убережет нежную корневую систему помидоров от повреждений и ускорит адаптационный период.

При кассетном способе выращивания рассада в процессе роста полностью оплетает корнями ком земли в ячейке, легко извлекается из него, не разрушая комок, при посадке на постоянное место быстро приживается.

Высадка рассады в грунт

При посадке рассады на постоянное место важно сделать это вовремя, чтобы растения не погибли и не заболели. В открытый грунт рассаду высаживают только тогда, когда не будет заморозков по ночам, время зависит от региона и климата, например, в южных районах страны рассаду высаживают уже в апреле. В открытый грунт рассаду высаживают только тогда, когда не будет заморозков по ночам, время зависит от региона и климата, например, в южных районах страны рассаду высаживают уже в апреле

В открытый грунт рассаду высаживают только тогда, когда не будет заморозков по ночам, время зависит от региона и климата, например, в южных районах страны рассаду высаживают уже в апреле.

Почву для помидоров готовят с весны. Участок под посадку перекапывается вместе с перегноем или компостом. Садоводы советуют высаживать сорт Буденовка туда, где ранее росли кабачки, петрушка, морковь, так как почва после этих культур плодородная. Такие растения называются сидератами, они обеспечивают севооборот томатов и позволяют не менять каждый год место под посадку помидоров.

Зелень сидератов используют в качестве мульчи. Мульча – это растительная органика: стебли, листья растений, которые выкладывают на почву, чтобы обогатить ее перегноем. Мульчирующий покров обеспечивает почвенному слою необходимое снабжение полезными микроорганизмами. В процессе разложения такого слоя происходит ускорение минерализации питательных элементов и повышается эффективность их освоения растениями.

На выбранном участке или в теплице почва перекапывается, рыхлится, делаются лунки, в каждую из которых кладется компост и зола. Лунки выкапываются на расстоянии 30 см друг от друга. Между рядами делают промежуток 50 см.

В каждую лунку налейте воду. После того, как вода впитается, поместите в каждую лунку куст рассады. Куст следует опускать до первых листьев, сверху присыпьте почву. На почву рекомендуется положить солому, которая будет удерживать влагу вокруг куста.

Около каждого куста воткните колышек, к которому по мере роста привязывайте растение.

Схема посадки

Лучшим вариантом схемы высадки считается шахматка. Расстояние между кустами около 50 см. Каждый из них потребует подвязки. Для этого используются индивидуальные опоры либо шпалеры.

Перед посадкой каждую лунку необходимо удобрить. С этим прекрасно справляются органические удобрения.

След в истории

Буденовка была не просто головным убором воинов Красной армии. Она стала эмблемой новой социалистической жизни, символом доблестной армии, несущей свободу рабочим и крестьянам. Особое значение придавала головному убору красная звезда. Она также присутствовала на флаге и гербе страны, была опознавательным знаком на аэропланах и самолетах. Пятиконечная звезда символизировала единство пролетариата всех стран. Красный цвет являлся символом пролетарской освободительной революции, несущей свободу человечеству.

Головной убор стал непременным сувениром для иностранцев и предметом коллекционирования. Ни одна театральная постановка о событиях Гражданской войны не обходилась без красноармейского атрибута. Буденовка мелькала на киноэкранах в популярных фильмах о революции и военных событиях 20-х годов.

Приключения фуражки в СССР и Российской Федерации

В истории советской и современной российской фуражки можно выделить несколько этапов. Сначала головной убор долгое время довольно точно воспроизводилстарорежимную» версию с низкой тульёй. Затем с 1970-х годов появилась мода на тулью всё большего размера, что в итоге привело к появлению совершенно фантастических образцов, называемыхаэродромы», которым могли позавидовать многие лидеры латиноамериканских стран. Сейчас принято обвинять в распространении таких уродливых фуражек ельцинского министра обороны П. Грачёва, но на самом деле эта мода появилась гораздо раньше, когда будущий генерал ещё служил младшим офицером.

Менялся и фасон козырька — от угловатого в 1930-х к полукруглому после войны. Со временем изменился и материал, из которого его делали, — сначала это была красивая лакированная фибра, но затем с целью удешевления козырёк стал изготавливаться из чёрной пластмассы.

В 1990-е годы в армии провалилась попытка ввестиамериканский» тип фуражной шапки с околышем из тесьмы, а в 2010-е годы тулья немного уменьшилась под влиянием стиля головных уборов МЧС, откуда в армию пришёл министр обороны РФ С. Шойгу.

В наши дни, несмотря на появление множества альтернативных головных уборов, все военные к парадной или выходной форме продолжают надевать именно фуражку.

Что это за шапка?

Основу суконного шлема буденовки составлял колпак из 6 соединенных сужающихся сферических треугольников. Он утеплялся ватной подкладкой. Впереди пришивался отстроченный овальный козырек. Сзади располагался назатыльник. Если было тепло, то он был подвернут, поднят и зафиксирован пуговицами на задней части шлема. При необходимости он отстегивался и удлиненными концами защищал от ветра, дождя и холода шею со всех сторон. Застегивался впереди под подбородком.

Обязательным элементом была пятиугольная звезда как символ принадлежности к РККА. Она пришивалась впереди по центру, над козырьком. Изначально звезды не были красными. Они имели синий цвет, а потом цвет ее изменялся в зависимости от принадлежности красноармейца к какому-либо роду войск. Пехота удостоилась малиновых звезд, артиллерия нашивала оранжевые, которые потом заменили на черные, кавалеристам достался синий вариант.

Броневые войска (впоследствии – бронетанковые) получили красную звезду, авиаторам присвоили голубой цвет, а инженерные войска тоже присоединились к черной версии, пограничники остановились на зеленых звездах на сером фоне головного убора. И только на плакатах или картинах красноармейцы изображались всегда в буденовках с красными звездами.

Такую же шапку с 1922 года носили чекисты. Их вариант был темно-синего цвета с темно-зеленой суконной звездой. Через год цвет буденовки изменили на черный, звезды – на малиновый. В следующем году шлем стал темного серого оттенка с краповой звездой.

Несколько версий буденовки

За свою четверть вековую историю этот головной убор претерпел несколько изменений:

  • менялась версия красноармейской звезды — с суконной она стала металлической, в виде значка, потом снова суконной;
  • размер звезды тоже претерпел изменения, то увеличиваясь, то уменьшаясь;
  • вводилась полотняная буденовка вместо суконной, которую стали носить только в зимнее время. Летний головной убор был лишен назатыльника, но имел два козырька – один спереди, другой сзади. В народе эту версию окрестили «здравствуй-прощай». Острым наконечником он был похож на каску германцев;
  • вскоре вместо полотняной версии была введена фуражка для лета, а зимний вариант сохранен за буденовкой;
  • сферические клинья головного убора в середине 20-х годов стали заканчивались более пологим, а не острым окончанием. Шлем стал округлым, навершие – не таким выступающим. Общая высота его снизилась.

Немного из истории появления буденовки

На вопрос, как появилась буденовка, нет единого ответа, потому что существует две версии этих событий: советская и имперская.

Советские историки объясняют факт появления этого головного убора необходимостью в 1918 году быстро обмундировать бойцов молодой Красной Армии и придумать для них вариант для ношения в жару и в холод. В состав комиссии, разрабатывающей новую военную форму, были включены художники Кустодиев, Васнецов и другие.

Вскоре в действующие подразделения отправились первые образцы: длиннополые шинели со сложными боковыми застежками, гимнастерки, штаны-галифе и шапки-шлемы, которые изначально называли «богатырками».

Буденовка состояла из нескольких клиньев, которые образовывали остроконечную верхушку. Формой головной убор напоминал шлемы былинных богатырей, потому и получил такое название. В армии под командованием Фрунзе его постепенно переименовали в «фрунзевку». Когда новая форма дошла до кавалеристов Семена Буденого, название переродилось в буденовку, и других вариантов в дальнейшем уже не было.

Имперская версия гласит, что в этой форме, пошитой еще при царе в 1915 году, русские войска должны были участвовать в параде Победы над Германией в Берлине. Создавалась она также по эскизам Васнецова. В этом случае можно объяснить ее «богатырскую» стилистику. Шлемы-шапки, шинели с «разговорами», свободные гимнастерки, застежки на них и на шинелях – все полно древнерусскими мотивами, что было чуждо молодой республике, захлебывавшейся в крови.

Советуем
Что такое пилотка?

Основные узоры, которые понадобятся для вязания будёновки

Шапочка проста тем, что необходимых узоров для её создания очень мало. Для того чтобы она была близка оригиналу потребуется 2–3 узора.

Лицевая гладь.

Изнаночная гладь.

Платочная вязка.

Встречаются модели с резинкой 2*2 — это в основном для детей младшего возраста.

Вязать звёздочку для такой шапочки — это освоить целое искусство.

На самом деле тут очень пригодится крючок. Спицами можно создать эту звезду, но времени на неё уйдёт больше, чем на всю шапку. Тут точно вспомнишь изречение «всё гениальное просто». Поэтому крючок, крючок и ещё раз крючок. Или, как альтернатива, вырезка из ткани. Хорошо смотрится ферт, при желании флис.

Вязание традиционной будёновки для мальчика

Это модель близка к настоящим будёновкам. Она выполняется в зелёном цвете и украшается красной звёздочкой. Мальчишки любят её за красоту, мамы — за теплоту.

Для работы потребуется:

  • пряжа зелёная детская 200–300 гр;
  • спицы номер 3.

Этап: ушки

Начинает изделие ушко. Для него нужно набрать 10 петель и вязать резинкой 1*1. Получится очень похожий узор с лицевой гладью. Провязать с прибавлениями 50 рядов, прибавления делать через 2 ряда по 2 петли в начале и конце ряда. Сделать второе ушко симметрично.

Этап: козырёк

Для козырька также применяется узор резинки 1*1. Для него нужно будет набрать 20 петель и делать небольшие прибавления по 2–3 петли. Провязать 2–3 см и соединить ушки, козырёк и недостающие петли (при помощи нового набора сзади).

Этап: основа

Вязать круговые ряды без изменений лицевой гладью на высоту 16 рядов.

Этап: макушка

Далее вязать также по кругу, но в 4 местах делать убавления, чтобы получались глубокие борозды и клинья. Делать в каждом месте так: дважды провязывать по две петли вместе. Вязать пока петли не закончатся. Останется 4 петли и закрыть их. В итоге получится небольшой хвостик.

Этап: украшение

Шапка почти готова, она не нуждается в сборке, но украсить её нужно. Для этого необходимо будет вырезать звёздочку из красной ткани. Фетр, флис или что-то не менее плотное и красивое.

Описание аксессуара

Шапка-буденовка как военный головной убор имеет интересную историю. Впервые ее надели красноармейцы Иваново-Вознесенска осенью 1918 года. По своей форме буденовка напоминает древнерусский остроконечный богатырский шлем конической формы. Основа шапки – 6 сферических треугольников, сшитых вместе. Вершина колпака заканчивается круглой суконной накладкой диаметром 2 см. Материалом служило плотное сукно на ватной прокладке для утепления. С передней стороны к буденовке крепился простроченный козырек овальной формы, а с задней части пришивался назатыльник с треугольным вырезом. Зимой он отстегивался и защищал шею солдат от ветра, осадков и холода, а летом – поднимался и закреплялся специальными пуговицами к затылочной части шапки.

Знаком отличия головного убора красноармейца от военнослужащих других стран стала эмблема: алая звезда, выделенная по контуру черным кантом. Первоначально диаметр окружности вокруг пятиконечной звезды составлял 8,8 см, а после увеличился до 10,5 см. Не все звезды были красными: цвет эмблемы зависел от принадлежности к роду войск.

Название войск Расцветка
Пехотные войска Малиновый
Артиллерия Оранжевый
Кавалерийские дивизии Синий
Бронетанковые войска Красный
Авиаторы Небесно-голубой
Пограничные войска Зеленый
Саперные подразделения Стальной
Инженерные части Черный

Определение шапки буденовки

Шапка буденовка — это головной убор, который имеет форму обрезанного конуса с плоским верхом. Он является частью военной формы и был широко распространен во Второй мировой войне.

Внешний вид шапки буденовки характеризуется следующими особенностями:

  1. Форма: обрезанный конус с плоским верхом.
  2. Материал: обычно шапка изготавливалась из плотной ткани, такой как лен или хлопок.
  3. Цвет: часто шапка была зеленой или серой, но могла иметь различные оттенки в зависимости от типа войск.

Шапка буденовка была разработана в Советской Армии в 1920-х годах и названа в честь Семена Михайловича Будёнова, российского командира и политического деятеля. В 1935 году буденовка стала частью официальной формы Красной Армии и затем была принята во многих странах социалистического блока.

Сегодня шапка буденовка используется в основном как элемент военной формы и могут быть найдены в коллекциях и военных музеях. Однако иногда она становится популярной среди модных людей, которые привлекаются ее историческим значением и уникальным стилем.

Описание характерных черт

Шапка буденовка — это уникальная военная головная убор, которая получила свое название от имени ее создателя, русского генерала Петра Буденного. Эта шапка стала символом Советской армии во время Гражданской войны и Великой Отечественной войны.

Шапка буденовка имеет ряд особенностей, которые делают ее неповторимой:

  • Форма: Шапка имеет форму полушария с прямыми боковыми стенками и плоским верхом.
  • Материал: Основная версия изготавливается из плотной шерсти, что обеспечивает тепло и комфорт в холодную погоду. Также существуют модели из искусственных материалов для более легкого использования в теплом климате.
  • Цвет: Традиционная буденовка имеет светло-коричневый цвет. Однако существуют и другие вариации цветов, такие как серый и зеленый, которые используются для различных служб и подразделений.
  • Орнамент: Обычно буденовка не имеет каких-либо украшений или орнаментов, чтобы сохранить свою строгость и практичность. Однако существует модель, которая имеет несколько металлических звезд, которые указывают на звание военного.

Шапка буденовка является важным элементом военной формы, который не только выполняет функцию защиты головы от холода, но и является символом службы и дисциплины. Она олицетворяет силу и мужество военных и продолжает быть популярной у коллекционеров и любителей военной истории.

Шлем былинных русских героев или головной убор борцов за мировую революцию

Есть ещё один аргумент, который нельзя сбрасывать со счетов. Стилистика новой формы ни коим образом не вписывается в революционную идеологию – уж очень явно в шапках-«богатырках» прослеживаются древнерусские мотивы. И конечно, Троцкий не мог пропустить это ужасное идеологическое несоответствие.

Интересный факт: первоначально звёзды на будёновках были синие, но их закрывали красными накладками с молотом и плугом – разноцветными в зависимости от рода войск. Звёзды на будёновках появились гораздо позже.

При этом в стиль Василия Васнецова новая форма вписывается идеально. Художник, который воспевал древнерусских витязей использовал свою концепцию в новом обмундировании. К тому же документальных свидетельств того, что он занимался разработкой военной формы достаточно. И даже советские историки не отвергали его авторства, хотя называли более поздние даты.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: