10 интересных научно-фантастических книг 2023 года

Как сложились судьбы «неуловимых»

Неуловимые мстители. Фото: kp.ru

В конце 60-х «неуловимые» были самыми популярными актерами в стране. У них просили автографы, их наперебой приглашали на различные встречи и интервью, девчонки влюблялись в Даньку, Валерку и Яшку-цыгана, а у Ксанки не было отбоя от ухажеров.
По-разному сложились судьбы юных актеров. Невероятная популярность в 60-х мало помогла им в жизни. Из них только Виктор Косых и Михаил Метелкин окончили ВГИК и стали профессиональными актерами. Хотя Метелкин мало снимался в кино, предпочитая работу на телевидении.
Василий Васильев после «Неуловимых» был приглашен играть в цыганском театре «Ромэн», а позднее стал заведовать культурным центром в Твери.
Валя Курдюкова вышла замуж за певца Бориса Сандуленко, родила двоих детей и больше в кино не снималась. Работала буфетчицей в издательстве «Правда».

«Небо зовет»

Александр Козырь, Михаил Корюков, 1959

Фильм «Небо зовет» рассказывал о первом полете на Марс и наглядно демонстрировал превосходство советской системой над капиталистической, которая превращает в смертельно опасную погоню за чистоганом даже прекрасную мечту о покорении космоса.

На советскую орбитальную станцию прилетает американский космический корабль «Тайфун» с экипажем из опытного астронавта Роберта Кларка и журналиста Эрвина Верста. Тепло поприветствовав заграничных гостей, хозяева рассказывают им о том, что уже на следующий день со станции запланирован первый в истории полет людей к Марсу.

Кларк и Верст получают от владельцев «Тайфуна» из синдиката «Космос» приказ стартовать к Марсу немедленно, чтобы любой ценой обогнать советских космонавтов. «Тайфун» летит по неудачному маршруту, быстро сбивается с курса и начинает падать на Солнце. Советские космолетчики получают сигнал бедствия и, невзирая на метеоритный дождь и нехватку топлива, отправляются на спасение американского корабля.

Наши астронавты показаны в фильме как открытые, мужественные и самоотверженные люди. Они без лишних раздумий идут на героическое самопожертвование, чтобы спасти товарищей, и с легкостью прощают американцам их подлость. Эрвин Верст, оказавшись в опасности, напротив, кричит о том, что не хочет умирать и устраивает отвратительную истерику.

В фильме есть короткий эпизод, в котором действие переносится на территорию Соединенных Штатов. В американских городах даже ночью светло от люминесцентных рекламных огней, обещающих каждому нищему, что завтра он сможет стать миллионером: для этого достаточно вовремя купить участок на Марсе. Директора «Космоса» интересуются только деньгами, а работодатели Верста — сенсациями, и ради них они без всяких угрызений совести готовы рисковать жизнями экипажа «Тайфуна».

Большое количество сцен в космосе и напряженный сюжет делали «Небо зовет» крайне увлекательным зрелищем для пятидесятых годов, и американцы поступили с советским фильмом о необходимости космической кооперации как и подобает капиталистическим хищникам.

Деннис Тэйлор — Все эти миры

Автор. Деннис Тэйлор — бывший программист, который начал писать фантастику от скуки. В 2015 году его роман Outland отказались печатать все издательства, куда он послал рукопись, поэтому он издал его самостоятельно. Через время писатель решил написать цикл романов «Вселенная Боба».

Его первая книга из цикла называлась «Мы — Легион. Мы — Боб», и она вышла сразу в аудиоформате от издательства Audible, став лучшей аудиокнигой 2017 года. Его следующие романы из серии были объявлены бестселлерами по версии New York Times, и сейчас книга «Все эти миры» — долгожданное для многих продолжение приключений Боба. Сразу оговоримся, что она была написана в 2017 году, но только в 2023 году она вышла на русском языке.  

Глубоко технически проработанная вселенная, временами — весьма смешная и ненапряжная, напоминающая бесконечный сериал. 

Аннотация. Канва всего цикла «Вселенной Боба» такова: главный герой — успешный бизнесмен и этакий Илон Маск будущего. Но внезапно он погибает в дорожной аварии, чтобы спустя 100 лет, благодаря криогенным технологиям, вновь вернуться к жизни. Правда, в виде программы, живущей на борту космического зонда.

На тот момент Земля пережила несколько ужасных войн, и теперь единственный путь человечества на выживание — это переселиться на другую планету. И главный герой берет на себя задачу отыскать такую планету, при этом сопротивляясь пришельцам и космическому флоту стран, преследующих свои аморальные цели…

Издательство. fanzon, 270 с.

Переводчик. М. Головкин

Юлия Идлис — Гарторикс. Перенос

Автор. Юлия Идлис больше известна, как журналист, поэтесса и сценарист. Например, она написала сценарий для сериала «Фарца», участвовала в передаче «Школа злословия» и много чего еще. В том числе получила известность благодаря книге «Рунет: сотворенные кумиры», написанную на основе интервью с восемью самыми популярными русскоязычными блогерами.  

Хотя она занималась очень много чем еще с 2001 года, жанр научной фантастики для нее совсем новый. Поэтому сразу оговоримся — по задумке роман интересный, но в плане проработки героев автору еще есть куда расти. 

Аннотация. Как водится, дело происходит в будущем — 2241 год. Человечество научилось переносить сознание людей в тело странных существ, больше напоминающие рептилоидов и живущих на далекой планете Гарторикс. После переноса человеческое тело умирает, но сознание продолжает жить, пусть и в теле монстра. 

Однако такое право на бессмертие получить непросто: например, его можно выиграть в лотерею или купить на черном рынке. Вокруг этого разворачивается настоящая детективная история, с убийствами и предательствами. Но что стоит за этой призрачной мечтой? Может быть, вечная жизнь в теле зверя — не привилегия, а проклятие?

Издательство. «Редакция Елены Шубиной», 576 с. 

Подбор актёров

Во время подбора актёров на главные роли режиссёр планировал использовать студентов ВГИКа, выглядевших, как подростки. Однако, от этой идеи пришлось отказаться — на кинопробах выяснилось, что все претенденты выглядели старше, чем по сюжету фильма.

Кадр из фильма «Неуловимые мстители», режиссёр Эдмонд Кеосаян, 1966 год

Актёра на роль Даньки нашли на Мосфильме — его сыграл Виктор Косых. На счету актёра к этому времени было уже несколько фильмов, в том числе «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён», «Звонят, откройте дверь», «Мимо окон идут поезда». Его отец, так же являющийся актёром Мосфильма, сыграл в «Неуловимых мстителях» одного из «бурнашей».

Несмотря на довольно успешное начало актёрской карьеры и впечатляющую фильмографию — Виктор Косых стал после завершения серии «Неуловимых мстителей» эпизодическим актёром, в чём-то повторив судьбу своего отца.

Кадр из фильма «Неуловимые мстители», режиссёр Эдмонд Кеосаян, 1966 год

По задумке авторов Ксанка должна была показаться зрителю мальчиком и лишь потом раскрывалась бы её истинная половая принадлежность. Исходя из этой установки проводились и поиски актрисы, которая была бы красивой девочкой, но похожей на мальчика.

Как утверждал оператор фильма Федор Добронравов:

В обычных школах кандидатур не нашлось и было решено искать претендентку на роль в спортивных секциях. В клубе «Локомотив» они и заметили Валю Курдюкову, которая занималась многоборьем. На дежурный вопрос ко всем претенденткам, умеют ли они драться, Валя сдержанно ответила: «Да, могу».

А вот как Добронравов описал её утверждение на роль:

После утверждения на роль, будущая актриса согласилась и на то, что ей отрежут волосы, и на участие в откровенной сцене купания в реке —последнюю не удалось отстоять перед цензорами, которым не понравился эпизод с подсматриванием Яшки-цыгана за купающейся Ксанкой.

К сожалению, после съёмок в трилогии о приключениях «Неуловимых мстителей» Валентина Курдюкова не стала продолжать карьеру актрисы.

Кадр из фильма «Неуловимые мстители», режиссёр Эдмонд Кеосаян, 1966 год

Для Михаила Метёлкина роль Валерки не стала первой в кино — до этого вместе с Виктором Косых он снимался в фильмах «Звонят, откройте дверь» (1965) и «Мимо окон идут поезда» (1965). Кроме Метёлкина на роль пробовался актер Валерий Носик, но создателям показалось, что он выглядит слишком взрослым для этого персонажа.

Благодаря «Неуловимым мстителям» Михаил Метёлкин получил всесоюзную славу и признание, но в целом актёрская карьера у него не сложилась. Конечно, он снялся во всех следующих фильмах серии о приключении ребят, но после этого были всего две незначительные роли в кино.

Кадр из фильма «Неуловимые мстители», режиссёр Эдмонд Кеосаян, 1966 год

А вот о поиске актёра на роль Яшки-цыгана ходят настоящие легенды. Есть даже миф о том, что на роль пробовалось более 8000 ребят. Но всё на самом деле было несколько иначе. Да, при поиске актёра были определенные трудности и режиссёр ни в какую не хотел менять национальность персонажа ни на китайца, ни на грузина. Съёмочной группе даже пришлось ездить по цыганским таборам и дать объявление в городскую газету, но подходящего актёра не попадалось.

Но именно благодаря объявлению в газете актёра и удалось найти — двое мальчишек 15-ти и 6-ти лет попали на тщательно охраняемую киностудию через никому не известную дырку в заборе и были задержаны охраной. Они показали обрывок газеты с объявлением, найденный на железнодорожных путях.

Из воспоминаний Ф. Добронравова:

Именно так на роль Яшки-цыгана был утвержден Вася Васильев. Впрочем, вся его кинокарьера началась и закончилась именно этим персонажем.

Кадр из фильма «Неуловимые мстители», режиссёр Эдмонд Кеосаян, 1966 год

Но фильм был бы совсем другим без атмосферы, которую создали второстепенные персонажи в исполнении великих актёров импровизации: Инны Чуриковой, Глеба Стриженова, Ефима Копеляна, Сергея Филиппова, Эммануила Геллера, Савелия Крамарова и Бориса Сичкина.

Ким Чхоёп — Оранжерея на краю света

Автор. Ким Чхоёп — южнокорейская писательница, которая начала свой путь совсем недавно, в 2017 году. Ее дебютные рассказы «Безвозвратный» и «Если мы не можем двигаться со скоростью света» получили премию Korean SF Awards. В произведениях Ким делает упор скорее не на подробном описании и проработке технологий, а на их влиянии на общество. 

До этого девушка закончила Пхонанский университет науки и технологии, став магистром в области биохимии. Помогала разрабатывать датчики для выявления редких инфекционных заболеваний, параллельно увлекаясь научно-фантастической литературой. 

Аннотация. Для азиатских стран проблема пыли стоит очень остро. А теперь представьте, что в XXII веке пылевое облако накрывает всю планету. Теперь нельзя просто выйти на улицу с респиратором: люди живут в городах, накрытых куполами, с мощнейшей системой фильтрации. Природа уничтожена, а для разведки и сообщения между городами используют дронов и роботов, которым мешают приспособившиеся к жизни за пределами купола мародеры. 

Но в какой-то момент, когда судьба человечества кажется незавидной, в далекой деревушке Илим появляется загадочная лиана, выращенная в оранжерее молодой девушкой-экологом. У мира появляется надежда — якобы сок этого растения может спасти человечество. Но не все так однозначно… 

Издательство. «АСТ», 320 с. 

Перевод. Д. Мавлеева, Е. Похолкова

Съёмки «Неуловимых мстителей»

Где снимали фильм «Неуловимые мстители» 1? Первая кинокартина была отснята в 1966 году в мосфильмовских павильонах и в херсонском городе Новая Каховка. Что касается «Новых приключений неуловимых» 68-го года, то практически все съёмки проходили в Крыму, если не считать сцену с подбитым лётчиком. В кинокартине большое количество ялтинских пейзажей и именно этот город захватили белогвардейцы. Подавляющее количество сцен, учитывая стрельбу и другой экшн, происходило в центральном районе города Ялты — это основное место, где снимали фильм «Новые приключения неуловимых».

Ялта — это город, где снимали фильм «Неуловимые мстители» в Крыму

Фильм снимали даже в летнее время, когда уже стартовал курортный сезон и по этой причине вокруг съёмочной группы крутилось очень много зевак. Большая часть из туристов вообще ни разу в жизни не видела, как проходят съёмки фильмов, поэтому предпочитали пляжному отдыху наблюдение за киносъёмками. Они тщательно следили за расписанием съёмочной группы и с самого утра дежурили, чтобы не пропустить ничего интересного. Помощники режиссера иногда прикрикивали на толпу, чтобы те замолчали и оператор начал снимать, но в целом такое соседство не мешало съемочной группе.

Небольшое количество ялтинских жителей даже взяли на роли в массовке. Их заработная плата в день составляла полтора рубля. Народ разгуливал по ялтинским улочкам в одежде начала двадцатого века. Работа над фильмом велась в парке города, рядом с морским побережьем и прямо у центральной крымской гостиницы, где находился штаб. Город Ялта, где снимали фильм «Неуловимые мстители 2», оказался отличным местом для создания кино.

Ялтинский парк, где проходили съёмки

Нужно отметить, что второй фильм про неуловимых мстителей, вышедший через два года после первой части, в 1968 году, стал наиболее удачным. Эта часть о подростках-красногвардейцах собрала в кинотеатрах около 66 миллионов зрителей. С подобными сборами необходимо было в срочном порядке выпускать третью часть киноэпопеи.

Когда был снят фильм «Неуловимые мстители» третья часть? Декабрь 71-го года ознаменовался тем, что свет увидела новая картина, называющаяся «Корона Российской империи или Снова неуловимые». Эта кинолента не смогла повторить успех второй, но в итоге собрала похожее количество зрителей — ближе к 61 миллиону. Здесь уже фигурировала Одесса со своими подземельями и круизной яхтой под названием «Глория». Создатели фильма готовились вновь снимать новые эпизоды в Херсонской области, но из-за эпидемии холеры, вспыхнувшей в регионе, пришлось отказаться от этой идеи. Разгар болезни пришёлся как раз на время, когда был снят фильм «Неуловимые мстители».

Новые «Неуловимые»

Кадр из художественного фильма Эдмонда Кеосаяна «Корона Российской империи, или Снова неуловимые» (1971)
Кадр из художественного фильма Эдмонда Кеосаяна «Корона Российской империи, или Снова неуловимые» (1971)
Кадр из художественного фильма Эдмонда Кеосаяна «Корона Российской империи, или Снова неуловимые» (1971)

Премьера «Неуловимых мстителей» прошла 29 апреля 1967 года, а первую награду — приз фестиваля детского кино «Алая гвоздика» — фильм получил уже через две недели. Вскоре создателям картины вручили специальную премию ЦК ВЛКСМ «За глубокое воплощение темы патриотизма и преемственности революционных традиций в фильмах для детей и юношества».

В год выхода фильм стал одним из самых обсуждаемых и популярных — о нем написали почти все советские журналы и газеты.

Вспомним американский фильм «Великолепная семерка». Если освободить его от трюков, получится фильм «ни о чем». В этом отношении лента о красных дьяволятах вступает в некотором роде в полемику с зарубежным фильмом. Кроме того, она, кажется, не собирается уступать и в количестве трюков, становясь воистину доброй ласточкой полузабытого трюкового кинематографа… Рецензия на «Неуловимых мстителей» в «Учительской газете»

За 1967 год картину посмотрели 54 миллиона человек — по числу зрителей «Неуловимые мстители» обошли вторую часть оскароносной эпопеи Сергея Бондарчука «Война и мир». Василий Васильев, Виктор Косых, Валентина Курдюкова и Михаил Метелкин стали известными на всю страну. «Мосфильм» засыпали письма от зрителей. Некоторые поклонники писали, что смотрели фильм больше 50 раз. Дети во дворах играли в «неуловимых», в домах культуры проходили творческие встречи с актерами.

Успех подтолкнул кинематографистов к созданию новых серий. В 1968 году зрители увидели «Новые приключения неуловимых», которые также стали одним из самых кассовых фильмов в истории советского кино. А в 1971 году на экраны вышла и третья часть — «Корона Российской империи, или Снова неуловимые» с теми же актерами. Однако фильм не стал таким же успешным, а журнал «Советская культура» даже назвал «Корону Российской империи» худшей кинокартиной года. Третья часть стала заключительной в трилогии о неуловимых мстителях.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Антон Лазарев — Комната Бога

Автор. Антон Лазарев — малоизвестный в широких кругах автор, который сам тихонечко пишет довольно-таки интересную фантастику. Мы уже рассказывали выше про самиздатовского писателя-музыковеда Ларису Кириллину. Хотелось бы поддержать и Антона, первый рассказ которого «Наша цель — звезды», а теперь и «Комната бога» нам очень понравились. Надеемся, и хабровчане оценят его по достоинству. 

Аннотация. Роман начинается в далеком прошлом, около девяти тысяч лет до нашей эры. Главный герой — первобытный охотник по имени Гуло пытается доплыть до странного острова, виднеющегося на горизонте. Но построенная им лодка из-за несовершенства конструкции тонет, а Гуло погибает. 

Спустя время главный герой внезапно приходит в себя и обнаруживает, что он — Роберт Матти, тестировщик новой, запредельно реалистичной и жестокой игры проекта «Земной мир». Но что-то во всем этом не дает ему покоя, и Роберт принимается за расследование.

Издательство. Самиздат, 290 с.

НЛО прилетело и оставило здесь промокод для читателей нашего блога:

-15% на заказ любого VDS (кроме тарифа Прогрев) — HABRFIRSTVDS.

История появления сценария

В начале 60-х годов в прокате с успехом прошел вестерн под названием «Великолепная семерка». Советское кинематографическое руководство озадачилось тем, чтобы создать собственный приключенческий фильм

Кто-то из мосфильмовского начальства обратил внимание на «Красных дьяволят» — повесть П. Бляхина, рассказывающую о Гражданской войне и борьбе подростков с махновцами

В 1963-м за 1 тысячу рублей авторские права на литературное произведение были выкуплены у вдовы писателя и переданы Николаю Эрдману, известному сценаристу.

Однако сделать из приключений подростков отечественный вестерн у него не получилось. Тогда за дело взялся будущий режиссер «Неуловимых мстителей» в соавторстве с Сергеем Ермолинским. К осени 1964-го они готовят сценарий под рабочим названием «Знак четырех». Им пришлось всерьез изучить историю махновского движения и придумать увлекательный сюжет, в котором вместо брата и сестры, мечтающих отомстить бандитам за смерть отца, действуют уже четверо подростков. К ребятам присоединяется сын рабочего из Питера и Яшка-цыган. В начале 1965-го сценарий был практически готов, и можно было приступать к съемкам. Кто же был назначен режиссером?

«Аэлита»

Яков Протазанов, 1924

«Аэлита», вольная экранизация одноименного фантастического романа Алексея Толстого, считается первым в истории мирового кинематографа полнометражным фильмом о космических полетах. Время и место действия — нэповская Россия, обледенелый Петроград двадцатых, головы жителей которого кружатся от голода и предчувствия мировой революции. Взятки здесь дают салом, а шоколадные конфеты считаются неземным деликатесом.

Изможденного вида инженер Лось получает радиосигнал с таинственной абракадаброй («АНТА… ОДЭЛИ… УТА…»). Что если это обрывки фраз на неизвестном нам языке? Воображение Лося рисует ему картины мира марсиан, откуда и пришел сигнал: жестокой древней цивилизации, где правит совет Старших, а люди хранятся в огромных рефрижераторах и размораживаются по мере нужды в рабочей силе. Лось начинает работать над проектом космического корабля, названного им интерпланетонефом, хотя его бытовые условия располагают к полету научной мысли все меньше и меньше: в квартиру к инженеру подселяют типичного нэповского прощелыгу Эрлиха, который принимается флиртовать с его супругой.

После множества перипетий Лосю удается отправить интерпланетонеф на Марс. Там он встречает королеву марсианского народа Аэлиту, влюбляется в нее и помогает рабам поднять восстание против Старших и самими стать хозяевами собственной жизни.

Марсианские декорации для фильма выполнил в духе конструктивизма Виктор Сомов, которого Станиславский называл «родоначальником нового типа художников-декораторов», а над костюмами героев работала одна из основоположниц стиля ар-деко Александра Экстер.

Несмотря на впечатляющую визуальную часть, фильм был холодно принят советской критикой.

Не помог даже финал, явно снятый для ригористов, в котором все произошедшее оказывается только фантазией Лося, а сам он понимает, что не в мечтах надо витать, а настоящей работой заниматься. Протазанова все равно обвинили в том, что ему чужды интересы рабочего класса, и он снял старомодную развлекательную картину, бесполезную для пролетарской культуры.

Сюжет картины

Действие картины происходило в степях Херсонщины в мае 1920-го, где бесчинствовала банда Бурнаша. Именно на территории Херсонской области и проводились съемки. У деревенских ребят, Ксанки и Даньки, атаман Лютый расстреливает отца. Четверо друзей (к брату с сестрой присоединяется гимназист Валера и Яшка-цыган) дают клятву отомстить банде и начинают самую настоящую партизанскую войну. Под видом казачка Грини Даньке удается пробраться в банду Бурнаша и даже втереться к нему в доверие.

Но обман раскрывается, и Даньку ждет мучительная казнь. Друзья спасают товарища, сумев скрыться от преследования на поезде, который в последний момент преодолевает горящий мост. Убив Лютого, героическая четверка попадает к войскам С. Буденного, который принимает их в Красную армию. Напомним, что к сценарию «Неуловимых мстителей» режиссер имел непосредственное отношение.

История создания

Павел Бляхин в 1921 году написал повесть «Красные дьяволята», главной целью которой было распространение среди молодежи социалистической идеологии и романтизации борьбы за власть Советов. Автор был активным участником революционного движения и гражданской войны, впоследствии стал одним из главных пропагандистов ЦК ВКП(б), придерживался идеологии классового содержания и политических установок в искусстве.

Уже в 1923 году по книге был снят одноименный художественный фильм по первой части повести «Красные дьяволята», и, после невероятного успеха в прокате, книга стала невероятно популярной у читателей.

Кадр из фильма «Красные дьяволята», режиссёр Иван Перестиани, 1923 год

Впоследствии книга неоднократно переиздавалась, были и театральные постановки: в 1961 году в Московском драматическом театре имени Н.В. Гоголя и в 1963 году в Государственном театре юного зрителя Латвийской ССР имени Ленинского комсомола (Рижский ТЮЗ).

А в 1965 году свое внимание на данное произведение обратил Эдмонд Кеосаян. Вместе с Сергеем Ермолинским он адаптировал повесть под новую экранизацию и, вероятно, вдохновившись вестернами придумал для фильма и новое название — «Неуловимые мстители»

Кстати, влияние западного кинематографа видно во многих эпизодах и поворотах сюжета советского фильма.

Подбор актеров

Кеосаян полагал, что главных героев картины легко найдет во ВГИКе, выбрав среди студентов самых юных ребят. Но этого не случилось, все казались гораздо старше экранных персонажей. Взгляд режиссера пал на приемного сына актера Ивана Косых, который в свои 15 лет уже имел несколько удачных киноработ, в том числе сыграл легендарного Костю Иночкина в «Добро пожаловать». Так, Виктор Косых попал на роль Даньки, отца которого расстреляли махновцы. Правда, в фильме имя Нестора Махно не упоминается. В картине действует банда Бурнаша.

На роль Валерки, сына питерского рабочего, идеально подошел 13-летний Михаил Метелкин, которого порекомендовал Виктор Косых. Подростки накануне вместе снимались в одной из картин. Теперь же они встретились в «Неуловимых мстителях». Актеры ждали своих партнеров довольно долго. Ксанку и Яшку-цыгана нашли не сразу.

Кто исполнял опасные трюки в фильме

Опасные трбки в фильме Неуловимые мстители. Фото: dubikvit.livejournal.com

Когда начались съемки, ребята отказались от помощи каскадеров в опасных трюках, а по сценарию фильма их было предусмотрено более сорока. Режиссер и директор картины взяли на себя ответственность, разрешив юным актерам тренироваться под руководством опытных мастеров по борьбе, прыжкам в воду, метанию ножей.

Опасные трюки в фильме Неуловимые мстители. Фото: dubikvit.livejournal.com

Виктор Косых также пострадал во время съемок. В эпизоде, когда он останавливает мчащихся на детей лошадей, он неудачно выскочил на дорогу и получил удар оглоблей в грудь. Лошади сбили его с ног и он оказался под тачанкой, но отделался только синяками.
Юные актеры не думали об опасности, они играли с полной отдачей сил, наслаждаясь свободой, атмосферой фильма, и своим мастерством.
Одной из самых сложных и опасных сцен был эпизод с горящим мостом, через который проходит поезд с «мстителями». Режиссер опасался, что специально построенная для этого декорация сгорит и рухнет быстрее, чем по мосту проедет состав. Участники съемки были одеты в огнеупорные костюмы, Кеосаян находился рядом с ребятами, понимая, как они рискуют. Но все прошло благополучно.

«Звездный инспектор»

Марк Ковалев, Владимир Полин, 1980

«Звездный инспектор» — один из самых интересных советских фантастических фильмов, оказавшийся при этом совершенно забытым. Его сюжет представляет собой воспоминания капитана космического корабля «Вайгач» Сергея Лазарева о необычном деле, которое ему поручили расследовать вместе с двумя членами экипажа. Пропавший несколько лет назад истребитель «Антарес», принадлежавший западной корпорации «Майнтхаус», неожиданно появился в пределах обитаемого космоса и уничтожил станцию Межзвездной космической инспекции вместе со всеми ее обитателями. Глава «Майнтхауса» заявил, что корабль похитили космические пираты, но вскоре по неизвестной причине покончил с собой.

Лазарев и его коллеги в пиратов не верят и отправляются к звезде, неподалеку от которой несколько лет назад и исчез «Антарес» вместе со всей командой, состоявшей из ученых с мировыми именами. Там экипажу космического корабля «Вайгач» предстоит столкнуться с плодами вышедшего из-под контроля эксперимента по созданию искусственного разума. Ученые с «Антареса» превратились в обслуживающих его зомби, которые выряжены в странные костюмы, отдаленно напоминающие древнеегипетские, и только случайно найденный одним из них ключ от двери собственного земного дома иногда пробуждает в нем смутные воспоминания о настоящей жизни и оставленной семье.

«Звездный инспектор» обличал буржуазную науку, готовую ради погони за прибылью на проведение безответственных и опасных исследований, но делал это крайне занимательно. В фильме были вполне неплохие для 1980 года спецэффекты, эксцентричные костюмы, сюровые декорации и даже сцены боев в космическом пространстве, от которых наверняка должно было захватывать дух у не привыкших к такому зрителей.

«День гнева»

Суламбек Мамилов, 1985

Считающийся первым советским фильмом в жанре фантастических ужасов «День гнева» был экранизацией одноименной повести фантаста Севера Гансовского. Как и сценаристов «Звездного инспектора», Гансовского интересовала проблема аморального использования высоких технологий. Его метафорой стали отарки — человекообразные существа, которые появились в результате экспериментов по искусственной эволюции медведей, проведенных профессором по фамилии Фидлер (никого не напоминает?). Умственные способности отарков значительно превосходят человеческие, но, в отличие от людей, они полностью лишены эмоций, а следовательно и морали.

Эксперимент по выведению отарков проходил на территории заповедника, где с незапамятных времен сохранялась замкнутая отрогами горных хребтов чаша, почти не имеющая сообщения с внешним миром. В этот медвежий «остров доктора Моро» и прибывает главный герой «Дня гнева», циничный журналист Бетти (его роль исполнил Юозас Будрайтис), который ничего об эксперименте не знает и просто хочет снять очередной документальный фильм о дикой природе.

Год выпуска фильма «Неуловимые мстители»

Съемки велись весь 1966-й. Чиновникам «Мосфильма» не терпелось увидеть патриотический ответ «Великолепной семерке». Именно эту роль они отводили «Неуловимым мстителям». В каком году вышел фильм? Премьера состоялась в апреле 1967-го. И это стало триумфом. Очевидцы рассказывают, что появление на сцене легендарной четверки вызвало овацию зала, а затем восторженные зрители просто подняли актеров на руки.

Люди устремились в кинотеатры. Только за первые два месяца 30 млн человек побывали на кинопоказе

Всего же за год картину удостоили вниманием 54 млн зрителей, что вывело киноленту на 28-е место по посещаемости всех фильмов, созданных в советские времена. На волне успеха Госкино решило заказать продолжение «Неуловимых»

Заключение

Эдмонд Кеосаян снимал картину, основываясь на сюжете повести Бляхина, которая называлась «Красные дьяволята». У кинорежиссёра получилась действительно эпичная трилогия, которая была как глоток свежего воздуха в СССР. Она смогла значительно повлиять на весь советский кинематограф, жанрово разбавив своим появлением былую эпоху. Тогда зритель смог отвлечься от картин Гайдая и насладиться чем-то принципиально новым.

Есть желание тоже снимать эпичные киноленты? В таком случае вам понадобится видеоредактор. Мы советуем вам скачать нашу программу для монтажа видео. С её помощью вы значительно повысите качество записей, создадите красивые титры и сделаете плавные переходы. Устанавливайте ВидеоМОНТАЖ и погружайтесь в мир создания кино!

Подпишитесь:

Cохраните себе статью, чтобы не потерять:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: