Как короновались русские цари?5 (1)

Коронация царей в россии: история и обряды

Роль коронации в политической системе

Коронация царей в России играла важную роль в политической системе страны. Она была символом утверждения монаршей власти и легитимности правления. Каждая коронация говорила о новом этапе в истории России и обозначала начало правления нового монарха.

Политическое значение коронации было связано с тем, что она добавляла силы и легитимности монарху, а также укрепляла его авторитет перед народом и дворянством. Всецарствующий монарх получал корону и жезл во время церемонии коронации, что символизировало его власть и превосходство. Более того, коронация была также возможностью для монарха показать свою власть и богатство, а также укрепить свое положение перед другими европейскими монархами.

Коронация также имела важное значение в отношениях между монархом и церковью. Церковь играла особую роль в российском обществе, и коронация была связана с религиозными обрядами, в которых участвовали представители церкви

Это укрепляло связь между царем и церковью и показывало, что монарх получает власть от Бога.

Также коронация имела практическую сторону. В ходе церемонии коронации монарх получал право на следующие события: назначение министров, введение новых законов, решение проблем военного и внутреннего порядка, а также подписание договоров. Это позволяло монарху активно участвовать в управлении государством и принимать важные политические решения.

Важно отметить, что коронация не всегда проводилась сразу после вступления монарха на престол. Некоторые цари вступали на престол в молодом возрасте или приходили к власти в условиях политической нестабильности, поэтому коронация могла быть отложена до более подходящего времени

В таком случае, отсутствие коронации могло вызвать недовольство у дворянства и церкви, а также подорвать легитимность правления.

Таким образом, коронация играла важную роль в политической системе России. Она показывала легитимность и силу монарха, укрепляла его положение в обществе и устанавливала его отношения с церковью. Коронация также давала монарху возможность активно участвовать в управлении государством и принимать важные политические решения.

Властный патриархат

Почему после 1619 года, когда из польского плена вернулся будущий патриарх Филарет, отец царя Михаила Федоровича, Земские соборы перестали регулярно собираться?

Нет, на самом деле Земские соборы с 1613-го по 1622 год собирались ежегодно, практически превратившись в постоянно действующий орган власти наподобие парламента.

Выход из Смуты оказался долгим и болезненным процессом

Казна была пуста, и для восстановления разоренной страны приходилось вводить новые чрезвычайные налоги — пятинные и запросные деньги. Чтобы обеспечить их сбор, правительство Михаила Федоровича в первые годы его правления не могло обойтись без одобрения и поддержки русского общества, чьими представителями были делегаты Земских соборов.

После возвращения из польского плена Филарета в 1619 году и поставления его патриархом в России установился необычный властный тандем: государь-отец на патриаршем престоле и государь-сын на царском троне. С 1622 года Земские соборы не созывались десять лет вплоть до Смоленской войны с Речью Посполитой. Потом в течение всего XVII века они будут регулярно собираться для обсуждения насущных вопросов внутренней и внешней политики. Последний Земский собор в русской истории состоялся при царе Петре.

Такую политическую конструкцию с соправительством отца и сына можно назвать семейным двоевластием?

Можно, но доминирующую роль в ней, бесспорно, играл патриарх Филарет. С точки зрения русского семейного права по-другому и быть не могло: отец в любом случае был главнее неженатого сына. Но даже после первой женитьбы Михаила Федоровича в 1624 году реальным правителем России вплоть до своей кончины в 1633 году считался патриарх Филарет. Эта странная ситуация, когда государь царствовал при живом отце, оказалась уникальным явлением в русской истории.

Удалось ли в царствование Михаила Федоровича вывести Россию из глубокого системного кризиса начала XVII века?

Удалось, но ценой долгих и упорных усилий как верховной власти, так и русского общества. Постепенно возобновилась полноценная деятельность государственного аппарата, восстановился контроль центральной власти над всей страной (за исключением территорий, потерянных во время Смуты), воссоздались финансовая система государства и международные связи. В конце концов, удалось установить элементарный порядок в центральных уездах страны, в том числе в окрестностях Москвы, которые во время Смуты терроризировали многочисленные разбойничьи банды.

Картина Андрея Рябушкина «Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате»

Приведу показательный пример. Когда весной 1613 года молодой Михаил Романов получил известие о своем избрании царем, его путешествие из Костромы через Ярославль в Москву заняло два месяца, поскольку дорога была небезопасна. Вряд ли тогда кто-нибудь мог представить, что этот юноша станет родоначальником новой правящей династии, просуществовавшей затем в течение трехсот лет. После своей смерти в 1645 году Михаил Федорович оставил сыну Алексею Михайловичу государство, которое не только в целом преодолело последствия Смуты, но активно и динамично развивалось.

Первые «цари» – кто они?

Детство правителя, получившего впоследствии прозвище «Грозный», трудно назвать беззаботным. Отец Ивана Васильевича – Великий князь Василий III – скончался, когда ребенку было всего три года. Мать – Елена Глинская – внезапно ушла из жизни еще через пять лет. Иван Грозный был уверен, что ее отравили. С 1538 года монарх-сирота вынужден пребывать в постоянном противоборстве с боярами и по мере сил защищаться от их нападок и притязаний. Пытаясь найти внутреннюю опору в трудные времена, Иван Васильевич начинает живо интересоваться всем, что связано с происхождением царской власти. Одну за другой он «проглатывает» книги Священного писания, русские летописи, историю Римской империи. Идея о том, что государева власть дана свыше, греет юноше душу. В декабре 1546 года достигший совершеннолетия Иван IV заявляет о своем желании жениться, но сначала – исполнить «древний обряд предков» и венчаться на царство. Таким образом он собирался упрочить свое положение как внутри страны, так и за рубежом. По западноевропейской системе титулов Великий князь был кем-то вроде герцога или принца. Царский титул, в свою очередь, поставил бы русского правителя в один ряд с королями. К тому же быть «первым среди равных» Иван Васильевич не хотел. За годы боярского правления, последовавшие после кончины Елены Глинской, он решил, что не потерпит ни малейшего намека на конкуренцию.

Но что имел в виду Иван Грозный, когда говорил о «древнем обряде предков»? Дело в том, что на Руси царями уже именовали некоторых правителей. Впервые этот термин встречается в XI веке. В записи о смерти Киевского князя Ярослава Мудрого на стене Софийского собора его именуют царем в знак уважения и признания достижений. В годы княжения Ярослава Древняя Русь достигла вершины могущества, которое в дальнейшем будет подорвано усобицами. Титул царя был данью византийской традиции. В период татаро-монгольского владычества на Руси царями называли ордынских ханов. К середине XV века царственного от Золотой Орды осталось немного: некогда могущественное государство вступило в полосу раздробленности и распалось на несколько отдельных ханств. Печальная судьба ждала и Византийскую империю, павшую в 1453 году под ударами турок. Русские земли, наоборот, находились в процессе объединения. Московские князья включили в свою титулатуру слово «царь», но прибегали к нему лишь при составлении внешнеполитических документов. Иван III и Василий III стремились к диалогу «на равных» с зарубежными правителями – королями и императорами. На золотой печати, прикрепленной к тексту мирного договора с Данией в 1516 году, отец Ивана Грозного уже именуется как «царь и государь». Первое венчание на царство состоялось, впрочем, еще раньше. В 1489 году Иван III возложил бармы и шапку Мономаха на своего внука Дмитрия, который являлся его соправителем. В 1509 году первый венчанный на царство правитель скончался, и традиция почти на сорок лет была забыта.

Венчание Ивана IV (Грозного) на царство

Событие произошло в январе 1547 г. По официальной версии, за месяц до этого великий князь Иван Васильевич объявил о своем желании венчаться на царство митрополиту, после чего и начали готовить церемонию. У историков еще XIX в. были определенные сомнения по поводу того, что с инициативой венчания выступил именно Иван Васильевич.

В каком возрасте венчался первый русский царь?

Ему было только 17 лет. К этому времени его правление как великого князя продолжалось уже 14 лет – ведь он стал правителем после кончины отца, всего на 4 году жизни. Более 10 лет страной руководили сначала регент, мать великого князя, Елена Глинская, затем (когда она умерла при невыясненных обстоятельствах) – бояре, ни во что не ставившие юного Ивана.

Хотел ли он стать царем?

Потеря родителей, тяжелое детство – все это привело к душевным травмам, несовместимым не только с царской властью, но вообще с нормальной жизнью. Иван слыл нервным, гневным, грубым, жестоким до крайности. И лишь митрополит, по сути, заменивший мальчику потерянного отца, умел укрощать его гнев. Считается, что именно свт. Макарий и был тем, кто выступил инициатором венчания на Ивана – хотя официальная версия события и говорит, что « желание великого князя поддержал Макарий».

Костяной трон Иоанна IV выполнен в ренессансном стиле и украшен резными пластинами с изображениями эпизодов из жизни библейского царя Давида.Оружейная палата Московского Кремля.

Что значило венчание царя?

Что в Русском государстве появляется богоданный монарх, так что:

  • страна позиционирует себя как великая мировая держава;
  • внутри страны устанавливается единовластие, будут уничтожены остатки былой раздробленности; ведь абсолютная ответственность царя предполагает, разумеется, и такую же власть.

Сочетание того и другого образует самодержавие: суверенитет страны внешний и внутреннее полное подчинение ее царю, поставленному от Бога.

Как проходила церемония

Согласно историческим источникам, описывавшим священнодействие, она состояла из двух частей:

  • во время первой, на которой будущий царь стоял на особом возвышенном месте, свт. Макарий возложил на него знаки царского достоинства; кроме так называемой «шапки Мономаха», которую обычно возлагали и на великих князей, Иван получил скипетр – жезл, знак власти, и «крест от животворящего древа» (вероятно, с частицей Креста Христова); затем митрополит посадил его на особое «царское место» и сказал краткое поучение;
  • вторая часть чина открылась литургией; после «Херувимской песни» на Ивана была возложена золотая цепь; а после того, как во алтаре причастились митрополит и сослужащие ему священники, Иоанна пригласили к Миропомазанию; подобно тому, как это совершается после Таинства Крещения, свт. Макарий помазал освященным миром его лоб, уши, щеки, плечи, руки со словами: «Печать Дара Духа Святого»; затем Иван причастился Св. Таин – и с этого-то момента стал именоваться царем.

В Оружейной палате можно увидеть «свидетелей» этого события. Один из них – золотой крест с частицей Животворящего древа. Частица подлинного креста Распятия была прислана, вероятно, с Афона, а крест для её хранения был выполнен в Москве в середине XVI века ко дню возведения на престол царя Ивана Грозного. Золотой ковчег в виде иконы появился немного позднее. Венчание на царство всегда начиналось с возложения на будущего царя креста. Затем возлагалось оплечье – бармы, и только потом – Шапка Мономаха.

Икона c крестом с частицей Животворящего древа и изображением святых Константина и Елены. Россия, Москва, середина XVI — начало XVII вв. Музеи Московского Кремля

Христианский государь?

Духовная радость владыки Макария была, вероятно, велика: казалось, что родилась новая христианская держава и ее богоданная власть. Увы –уже через несколько лет многие в России не раз вспомнили, вероятно, прав. Иова, говорившего о принятии от руки Божией не только доброго, но и злого. Царь воспринял идею своей абсолютной власти – но не идею ответственности за людей.

Единственный прижизненный портрет Ивана Грозного на переплёте подносного экземпляра Апостола Ивана Фёдорова (1564) из фонда Государственного исторического музея. Изображение визуализировано благодаря фотосъёмке в узкополосном диапазоне спектра (длина волны 730 нм) с последующей обработкой

Одержимый своими амбициями, он безжалостно уничтожал «крамолу», «измену», казня не согласных с ним бояр во время печально знаменитой «опричнины». А жизнь самого первого русского царя оказалась такова, что ему не было дано оставить по себе наследника, который бы правил многие годы.

Первый коронованный царь

Первым коронованным царем на Руси был Иван Грозный. Он был коронован 16 января 1547 года. Однако сама церемония была не первой. Её фундамент был заложен в 1498 году при Иване III. Тогда при коронации своего внука Дмитрия (1483-1509) он надел на него свою барму (или орнаментированный лорос) и шапку Мономаха на голову, но тот не стал первым царем.

В это время Дмитрий был благословлен митрополитом, а затем Иваном III. Иван Грозный, первый царь в истории России, был коронован аналогичным образом, но церемония была более сложной: знак отличия включал Живой Крест Христа, который, как полагают, содержал часть креста, на котором был распят Иисус Христос. Этот крест висел вокруг царя как символ его царской миссии: он отвечал перед Богом за грехи своего народа.

Самая ужасающая коронация

Случалось и так, что коронация оказывалась событием трагическим. Петр III, находившийся у власти чуть более шести месяцев, не успел пройти торжественную церемонию. В 1762 году его жена, будущая императрица Екатерина Великая, при поддержке гвардии совершила дворцовый переворот, после которого через несколько дней Петр погиб.

Через тридцать четыре года править Россией начал Павел Первый: он боготворил отца и винил мать в его гибели. Сразу после вступления на престол, эксцентричный император приказал доставить из Александро-Невской лавры в Зимний дворец останки Петра III и провести церемонию венчания на царство. Когда гроб вскрыли, к останкам отца (говорят, что к тому времени уцелели только предметы одежды – шляпа, перчатки и ботфорты) приложился Павел Петрович. Но и этого ему показалось мало: император потребовал, чтобы его примеру последовали дети и таким же образом почтили память царственного деда. После возложения короны на гроб Павел I повелел перезахоронить отца в Петропавловском соборе рядом с Екатериной. Шествие растянулось на несколько верст, и, несмотря на ужасный холод, государь и великие князья неспешно следовали за колесницей с гробом Петра Третьего. Желая унизить предполагаемых участников убийства своего отца, император приказал им нести царские регалии. Графу А.Г. Орлову, гофмаршалу Ф.С. Барятинскому и генералу П.Б. Пассеку оставалось лишь повиноваться. Сам Павел с маршальским жезлом в одной руке и тростью – в другой шел рядом с гробом. Впоследствии император повелел отовсюду изъять страницы манифеста Екатерины II о внезапной гибели мужа и сжечь их. Так, не зная истории, можно было бы предположить, что Петр Федорович и Екатерина Алексеевна не расставались всю жизнь и умерли в один день.

Так была нарушена вековая традиция: венчание на царство не проходило в Санкт-Петербурге ни до, ни после запоздалой коронации Петра III.

Перезахоронение Петра III

Источник : https://uploads.wikimedia.org

Возрождение церемонии коронации

В 2000 году, после прекращения использования монархической символики и традиций во времена советской власти, возникла идея возродить церемонию коронации в России. Для этого было принято решение создать новые коронационные атрибуты и разработать современную версию церемонии.

В 2001 году в Московском Кремле прошла первая церемония коронации новой эпохи. Она была проведена по обновленному сценарию, и сопровождалась использованием новых коронационных атрибутов. Царь был коронован золотой короной, его супруга – царица, надевала корону с жемчугом и бриллиантами. Коронация сопровождалась обрядами и ритуалами, которые воссоздавались по описанию исторических источников.

Возрождение церемонии коронации не только символизировало возвращение России к своим монархическим традициям, но и служило особым событием для избранного монарха и всей страны. Это был важный момент в истории России, который подчеркивал величие и непрерывность российского государства.

С тех пор церемония коронации проводится для каждого нового царя, чтобы отметить его восшествие к власти и официальное становление главой государства. Коронация стала одним из самых важных и запоминающихся событий в современной истории России.

Время Романовых

С приходом новой династии традиции венчания на царство, заложенные еще при Рюриковичах, практически не изменились. В 1613 году, когда Земский собор выбрал правителем юного Михаила Федоровича Романова, о предстоящем торжестве народ в столице извещали заранее. На рассвете в день венчания царь вышел из Постельных хором в Золотую палату. Там он пожаловал в бояре князя Черкасского и знаменитого князя Дмитрия Пожарского, героя народного ополчения 1612 года. После этого Михаил Федорович послал за царскими регалиями, находившимися в Казенном дворе. Приложившись к кресту, государь «отпустил» их на шествие в Успенский собор.

Венчание на царство Михаила Федоровича Романова

Посреди собора был установлен помост – обитая красным сукном возвышенность, получившая название «великое чертожное место», или просто «чертог». По обеим сторонам от нее стояли скамьи для духовенства, а возле царского места находился стул с бархатной подушкой для митрополита. Из-за отсутствия патриарха (отец нового царя Филарет вернется в Москву из плена лишь в 1619 году) обряд венчания на царство совершил митрополит Казанский Ефрем. Во время церемонии Михаил Федорович обратился к нему с речью, упомянув о венчании на царство прежних русских государей. Затем он перешел к обстоятельствам собственного избрания на престол «всем народным множеством» и закончил свою речь просьбой благословить и «венчать его царским венцом».

Так началась история власти новой российской династии. Сын Михаила Федоровича Алексей Михайлович «Тишайший» станет первым наследником среди Романовых, которому, как в былые времена, власть перешла от отца, а не в результате всенародных выборов. Оттого и положение второго правителя династии было прочнее: царь смог принять новый свод законов, расширить границы Российского государства далеко на восток и отвоевать территории, утраченные в годы Смуты.

Короны русских государей. 1 – Мономаховская, 2 – Царства Казанского, 3 – Михаила Федоровича, 4 – Петра Алексеевича, 5 – Ивана Алексеевича, 6 – Елизаветы Петровны, 7 – Екатерины Первой, 8 – Анны Иоанновны, 9 – Большая императорская корона, 10 – корона императрицы

Коронации в эпоху Петра I и последующие изменения

В эпоху правления Петра I, известного как Петр Великий, произошли значительные изменения в традициях коронации российских царей. Петр I считал, что старые обряды и символы коронации уже устарели и не соответствуют современным реалиям. Он стремился укрепить централизованную власть и внедрить западные обычаи в России.

В 1700 году Петр I ввел новый обряд коронации, который отличался от предыдущей традиции установления короны на голове царя. Теперь Петр I не просто носил на голове корону, а самостоятельно устанавливал ее с помощью особой палатки, называемой «каноэ». Это символизировало его силу и самостоятельность, а также отражало его стремление к реформам.

Кроме изменения самого обряда, Петр I также внес изменения в символику коронации. Он создал новые регалии, основанные на западноевропейских примерах. Так, вместо старых корон была создана новая, более современная корона, которая имела форму обруча, украшенного драгоценными камнями.

Многие изменения, внесенные Петром I, остались в силе вплоть до 1917 года. Впоследствии, после Февральской революции и установления режима советской власти, коронации в России было полностью отменены.

Факт Описание
Введение нового обряда коронации Петр I ввел новый обряд, который отличался от предыдущей традиции установления короны на голове царя.
Создание новых регалий Петр I создал новые регалии, основанные на западноевропейских примерах, включая новую форму короны.
Отмена коронаций после 1917 года После установления советской власти коронации в России были полностью отменены.

Обряды коронации царей

Обряды коронации царей в России являлись одним из самых значимых событий в истории страны. Каждая коронация была проводима с особым великолепием и торжественностью, символизировала важный исторический период и приход новой власти.

Коронация начиналась с процессии, в которой участвовали высшие духовные и светские власти, а также представители захваченных земель и приглашенные гости

Процессия шла до дворца и привлекала внимание всего города

Во время коронации царь проходил через ряд ритуалов и обрядов, каждый из которых имел свое символическое значение. Одним из главных моментов было помазание царя святым миром, которое производилось архиепископом или патриархом. Это ритуал олицетворял передачу духовной силы новому царю и его освящение для служения народу.

Далее следовало возложение на царя императорской короны. Корона, обращенная к Богу, символизировала власть и достоинство царя, а также его ответственность перед Богом и народом. Коронация также включала принятие других царских атрибутов, таких как жезл и орлы, которые увенчивали царскую тиару. Все эти символы являлись олицетворением царской власти и ее различных аспектов.

После завершения церемоний царь проводил аудиенцию для высших должностных лиц и приглашенных гостей, где каждый мог поздравить и пожелать успеха новому правителю. После аудиенции следовал обильный банкет и праздничный бал, который продолжался до поздней ночи.

Амбиции Ивана Грозного

В декабре 1546 года молодой правитель Иван IV объявил митрополиту Макарию и боярам о своем желании торжественно венчаться на царство. 16 января 1547 года государь был приглашен в Успенский собор и прошел такой же обряд, как и его предшественники. Однако число регалий на сей раз было большим: появился крест от животворящего древа, возложенный на Ивана IV прежде барм, и скипетр, врученный ему после шапки Мономаха.

Первую половину венчания Иван Васильевич стоял, а после вручения жезла митрополит торжественно посадил его на царское место. Макарий произнес поучение, провел литургию и возложил на государя золотую цепь. После причащения он пригласил Ивана IV к миропомазанию и с этого момента впервые в истории назвал его царем, а не великим князем.

Кадр из фильма «Иван Грозный» С.М. Эйзенштейна. 1944 год

Источник фото: https://museikino.ru

В 1561 году Константинопольский патриарх прислал Ивану Грозному грамоту. В ней был подробно изложен порядок священного действа во время венчания на царство по примеру византийских императоров, а также официально утвержден титул царя на Руси. Правда, впервые «греческому» порядку следовал уже не Иван Васильевич, а его сын Федор в 1584 году. Тогда же последнему царю из династии Рюриковичей впервые была присвоена держава с крестом – один из символов власти.

Увы, царь, стремившийся укрепить положение Российского государства на международной арене с помощью нового статуса, поверг страну в хаос. Опричная политика Ивана Грозного, поражение в изнурительной Ливонской войне, пресечение династии – все эти события стали предвестниками Смутного времени.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: