О творчестве художников кукрыниксы

Три богатыря советской сатиры

Наша героическая история

Очень важный вопрос: как преподавать историю детям? Фактическая история всегда содержит и предательство, и вероломство, и море крови… Однако, чтобы дети захотели быть частью народа, идентифицировали себя с ним, надо показывать самые героические страницы истории, которые вызывают настоящую гордость за своих предков. Именно так и делают в разных странах мира, и даже если гордиться нечем, то придумывают легенды. В одном герое концентрируют все самое лучшее.

История русского народа и государства — по-настоящему героическая. Однако сегодня, когда отсутствует государственная идеология, а против нашей страны ведется непрекращающаяся информационная война, нам пытаются преподнести совсем другую версию нашей истории… Такое положение дел продолжается уже третье десятилетие и в результате привело к тому, что даже в школе детям рассказывают не о героизме наших предков, а о самых слабых и трудных моментах истории: о тяжелейших потерях и бездарном военном руководстве в первые дни и месяцы войны, о заградотрядах, гнавших солдат в атаку под страхом смерти и т. п.

Такая неправильная подача информации, когда факты истории порой искажаются до неузнаваемости — об одних важных вещах и событиях умалчивается, а другие, напротив, преподносятся в излишне утрированной форме, — в итоге приводит к тому, что у детей возникает не гордость за Победу народа, а желание оправдаться. В худшем случае школьники вообще не идентифицируют себя с народом-победителем и готовы отречься от Родины и покинуть страну.

Поэтому воспитание наших детей в духе любви к Родине, передача им исторической памяти русского народа — это вопрос «Быть или не быть?» для всего русского мира! Сегодня всем нам необходимо приложить все усилия для того, чтобы не потерять целое поколение, ведь сегодня это дети, а завтра — русский народ. Как помочь им ощутить всем своим существом гордость за подвиги героических предков? Знанием настоящей неискаженной истории, формированием исторической памяти о подвигах нашего народа.

Корин

   Павел Дмитриевич Корин – российский и советский монументалист, живописец, мастер портрета, реставратор и педагог, профессор, академик Академии художеств СССР, Лауреат Ленинской и Сталинской премий второй степени.

 Художник родился 25 июня 1892 года в Палехе в семье потомственных иконописцев. В 1903—1907 годах учился в Палехской иконописной школе, после окончания которой был принят учеником в московскую иконописную палату Донского монастыря. Позже расписывал монастыри по приглашению художника Михаила Нестерова. В 1912 году Корин поступил в Училище живописи ваяния и зодчества, учился у Константина Коровина и Леонида Пастернака.

 «Коринский» стиль в портретном жанре, по мнению искусствоведов, это не документальное повествование, а передача характера человека. Сегодня некоторые работы художника находятся в экспозиции Третьяковской галереи, некоторые — в запасниках музея.

Кукрыниксы

 Для современного поколения слово «Кукрыниксы» прежде всего ассоциируется с российской рок-группой. Когда готовила материал, на просторах интернета отыскала сообщение, как одного блогера привлекли к суду за то, что она опубликовала на своей страничке в соцсетях карикатуры Кукрыниксов: вроде как реклама фашистской символики. Более того, следователь сказал, что если надо и Кукрыниксов привлечёт. Будем надеяться, что это фейк, ибо если это случилось на самом деле, то приходится грустить о забвении гениальных мастеров советской сатиры.

  Для людей постарше, особенно тех, кто любил и ждал каждый выпуск журнала «Крокодил» или получал по подписке газету «Правда», слово Кукрыниксы, правильнее будет писать КуКрыНикСы, говорит многое. Эту периодику начинали читать только после просмотра их рисунков. Художники были любимы всеми, а их работы вызывали смех, пусть порой и с примесью грусти. Скажу более, их работы, особенно на тему НАТО, актуальны и по сей день.

Рассказ, оставшийся в сердце

Эту историю-быль о событиях времен Великой Отечественной войны рассказала мне моя бабушка — единственный раз в жизни и только мне.

На территории оккупированного Донбасса обосновались нацистские военные формирования, состоявшие в том числе из итальянцев и румын. Обустраиваясь на захваченной территории, они выгнали мирных жителей из их домов. Никто с местными не церемонился — жилища захватывались, а скромные пожитки хозяев просто вышвыривались в окна. В результате люди вынуждены были ютиться по несколько семей в одной комнате, разделенной занавесками, — такое жилье называлось «угол».

Дедушка ушел на фронт в начале войны, бабушка осталась единственной кормилицей семьи. Семья была бедная, и вскоре все мало-мальски приличные вещи в доме были обменяны на продукты, потому что начался голод. Ели лебеду и картофельные очистки… Моей маме было три года, когда началась война, а ее младшая сестренка недавно родилась. Дожив до середины войны, она так и не научилась ходить из-за систематического недоедания… Однажды, уйдя на поиски хоть какой-нибудь еды, бабушка не смогла вернуться: во время облавы ее поймали полицаи и отправили в концлагерь. Дети остались на попечении старушки свекрови.

Через три месяца работы в концлагере в нечеловеческих условиях была назначена отправка в Германию. Бабушка умоляла оставить ее, жестами объясняя, что у нее двое детей. И над ней сжалились (а ее младший брат, который был вместе с ней в концлагере, был отправлен в Германию, где сгинул без следа). Вот только когда она вернулась домой, оказалось, что детей уже не двое — младшая дочка умерла от голода, не дождавшись всего трех дней до возвращения мамы…

Раздавленная горем мать отправилась на кладбище и стала рыть мерзлую землю могилы. Она достала гроб, открыла его и стала оплакивать своего погибшего ребенка. Пережить боль от потери ребенка почти невозможно. Еще горше было оттого, что, уходя, бабушка обещала скоро вернуться и малышка ждала маму долгие дни, вздрагивая от каждого хлопка входной двери. Но так и не дождалась…

История не для слабонервных, не правда ли? А теперь представьте, что историю эту я услышала маленькой девочкой. Я родилась под мирным небом, посмотрела немалое количество героических фильмов о войне, и эта, рассказанная бабушкой история моей семьи казалась мне такой странной и страшной… Но, став взрослой, я обнаружила, что бабушкин рассказ навсегда остался в моей памяти в виде шрама на сердце, который начинает болеть всякий раз, когда речь заходит о той страшной войне.

Сегодня, когда я смотрю, как едят мои дети, я думаю о том, какой это ужас для матери, когда твой голодный ребенок просит кушать, а дать ему нечего. И мне внутри очень больно, хотя я родилась после войны и голода не знала. А еще порой всплывают в памяти фото замученных во время войны детей — и я содрогаюсь от ужаса.

Кто-то может сказать: «Ну и зачем все эти отрицательные эмоции в нашей, сегодня мирной жизни?»

Восприятие боли войны как своей собственной — это прививка против искажений истории. Пусть на сердце будут шрамы от пережитой боли, зато это не позволит никому сбить ваш внутренний нравственный компас, никогда не заставит сомневаться в героизме бабушек и дедушек! Пропустив боль войны через себя, начинаешь единственно верно воспринимать историю своего народа и идентифицируешь себя с ним. И исчезает желание уехать за тридевять земель в поисках счастья, а наоборот, появляется желание отдать все свои таланты и умения на благо родной страны и русского народа.

Работа понравилась

  Следует обратить внимание на задний план портрета, написанного в мастерской Курыниксов. На первом эскизе фоном был изображён один большой сатирический плакат Кукрыниксов

Однако на окончательном варианте работы видно, что Корин поместил сразу три разных фрагмента политической карикатуры военного времени, тем самым по одному адресовав каждому из сидящих художников.

  Как потом вспоминал один из героев картины: «Павел Дмитриевич посмотрел пачку наших плакатов «Окна ТАСС» и отобрал то, что его устраивало. Надо сказать, что он с самого начала задумал наш портрет на фоне сатирических плакатов военного времени. “Ведь вы, — сказал он нам, — в первую очередь художники сатиры. Такими я и хочу вас показать”».

  Своей динамикой, яркостью красок картина понравилась сразу всем — как моделям, которые прекрасно разбирались в живописи, так и руководству. В итоге «Портрет художников Кукрыниксов» Павла Корина поступил в Государственную Третьяковскую галерею в 1959 году из Центрального выставочного зала, где эта картина претендовала на Ленинскую премию

И не важно, что премия была получена несколько позднее — в 1963 году. Главное, что в общем списке, выставленном на суд комиссии, значилась и эта работа, на которой были изображены три богатыря советской политической сатиры

Успеть не опоздать

Пока ребенок мал, мы оберегаем его от слишком жестокой информации о мире и людях. Но надо помнить, что база воспитания человека — возраст до пубертата. Вступив в сложный переходный возраст, ребенок перестает быть ребенком — он постепенно превращается во взрослого и отрывается от родителей. У подростков формируется своя «стая», в которой мнение сверстников, а тем более вожака, становится на порядки значимее, чем мнение взрослых — родителей дома, учителей в школе.

Кажется, что вот наконец-то с подросшим ребенком можно говорить на равных. Но может оказаться, что он откажется вас слушать, более того, выскажет свое мнение, которое может оказаться диаметрально противоположным вашему. Подростки могут быть упрямы и трудны в общении, поэтому фундамент воспитания необходимо создавать до вступления в сложный возрастной период. Конечно, сам воспитатель должен обладать всеми теми прекрасными качествами, которые стремится привить своему воспитаннику.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: