Материалы:
http://literature.area7.ru/?m=1688
http://www.maximonline.ru/longreads/get-smart/_article/lermontov-200/
Прецедентными называют тексты, значимые для той или иной личности в познавательном и эмоциональном отношениях, имеющие сверхличностный характер, т. е. хорошо известные и окружению данной личности, включая и предшественников и современников (по Ю.Караулову).
К прецедентным текстам относятся не только цитаты из художественных текстов, отвечающие требованиям, но и мифы, предания, устно-поэтические произведения, притчи, легенды, сказки, анекдоты и т. п. Прецедентным текстом может быть и имя собственное.
Прецедентные тексты активно используются всеми носителями данного языка и данной культуры, но далеко не все из них достаточно точно и адекватно понимают их. Иногда мы понимаем значение, даже если не читали исходный текст, откуда взято выражение.
Владимир Елистратов, профессор МГУ, считает: «У любого народа существуют свои сакральные тексты. «Махабхарата» и «Бхагавадгита» есть у индусов, дальше по списку. У нас есть русская классическая литература, это та скрепа, которая соединяет поколения. Любой человек в России знает «Мой дядя самых честных правил», даже если он не может продолжить. Так же, как
любой американец знает одну строчку из национального гимна и одну строчку из конституции. Нас соединяет именно то, что мы знаем эти отдельно взятые строчки».
Судя по тому, как было выполнено это задание, нас (пока еще!) многое объединяет.
Приводим текст задания:
Какие крылатые выражения (фразеологизмы, часто повторяемые цитаты из литературных произведений, кинофильмов, анекдотов и т.п.) послужили основой для преобразованных из них следующих предложений?
1) Рожденный ползать, куда ты лезешь?
2) Ей жить хотелось бы иначе, носить бы красивый наряд, а кони все скачут и скачут, а избы горят и горят.
3) Хороший английский до Кембриджа доведет.
4) И один в поле воин.
5) Ученье свет, а неученых тьма.
6) Кляча истории, куда везешь ты, дай ответ!
7) Князь Юрий Близорукий.
Партитуры не горят.
9) Не хочу учиться, учиться и учиться.
10) Служить бы рад, прислуживаться тоже.
(задание Милославского И.Г.)
Дадим 2 комментария: во-первых, не стоит относиться к этому заданию как к «не имеющему отношения к ЕГЭ». Да, именно такой формулировки нет (а жаль, мне кажется). Но задание А30, например, требует определения лексического значения слова, проверяет знание деления лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами, а задание В8 – требует анализа средств выразительности.
Во-вторых, прецедентные тексты объединяют поколения, важно чувствовать свою причастность культуре. . Разгадывать эти литературные загадки было интересно, мы увидели, как известные выражения «переплавлялись» в новые уникальные произведения
Многие хорошо справились с заданием:
Разгадывать эти литературные загадки было интересно, мы увидели, как известные выражения «переплавлялись» в новые уникальные произведения. Многие хорошо справились с заданием:
Гармс Екатерина (г.Омск), Попова Юлия (г.Томск), Андриенко Артем (г.Крымск), Зуевская Анна (г.Мурманск), Чекменев Кирилл (Орудьево), Деревенских Антонида (Евгащево), Царев Евгений (Булгаково), Даничева Дарья (Конышевка), Екатерина М. (Санкт-Петербург).
Екатерина М (Санкт-Петербург) дала очень подробные комментарии. Приводим ее работу с небольшими изменениями и дополнениями:
1)Рожденный ползать, куда ты лезешь?
Фраза «учение – свет, а неученье – тьма» в литературе
И. С. Тургенев цитирует пословицу в своих «Заметках» и рассуждает, что вместе со знаниями приходит и свобода. А поэт В.С. Курочкин даже выражает этой пословицей свое завещание сыну. М. Н. Загоскин вложил ее в уста купца, спорящего со стрельцом в романе «Юрий Милославский». Хомяков, Фонвизин, Суворов ссылались на нее.
Отсутствие элементарных знаний приводит к неверным решениям. Вспоминается рассказ М.С. Булгакова о знаменитом доме Эльпита, где после революции устроили коммуналку. Дом отапливался своей котельной, в каждой комнате были вентиляционные продухи, выложенные войлоком.
Но инженеру, создавшему проект, не пришло в голову, что в отсутствии угля жильцы поставят буржуйки и выставят трубы в вентиляцию. Комендант дома не смог уследить за порядком, и в одночасье вспыхнул чудо-дом, созданный с такой любовью.
Аннушка пронесла печечку и радовалась, глядя на хорошую тягу. Почти вскипел чайничек, когда пожар охватил дом. Все девятьсот тридцать жильцов разом выскочили из громадного костра. и Аннушка бежала по зимней Москве, пока не свалилась на какие-то ступеньки отдышаться.
Грамотными не рождаются, грамотными становятся
Новая советская власть прекрасно понимала, что с неграмотными людьми новое государство не построишь. Прежде всего созданная в июле 1920 года чрезвычайная комиссия взяла под свой контроль всю имеющуюся систему обучения (организацию курсов, подготовку учителей и издание специальной литературы). К работе по ликвидации неграмотности, название которой вошло в русский язык в сокращённом виде как «ликбез», подключились и известные писатели и поэты – Владимир Маяковский, Валерий Брюсов, Демьян Бедный, Максим Горький.
Крестьянки учатся грамоте
Программа предусматривала, что в каждой деревне или селе, где неграмотных насчитывалось больше 15 человек, должны были создать специальную школу грамоты (ликпункт), где учили чтению, письму и счёту. Чуть позже обучение получило некоторое дополнение: отныне обучающиеся должны были делать краткие записи, читать и записывать целые и дробные числа. Выпускники таких школ должны были разбираться в диаграммах и схемах, а самое главное – понимать основы строительства советского государства.
Школы для неграмотных бесплатно снабжались учебными пособиями и письменными принадлежностями. А те, кто учился в таких школах, имели сокращённый рабочий день с сохранением заработной платы. Вскоре был напечатан первый советский букварь для взрослых, а также налажено издание массовых букварей и учебных пособий для взрослых на национальных языках. Русские, украинцы, белорусы, башкиры, татары, узбеки осваивали грамоту на своих языках. Всего букварей на национальных языках было выпущено 40 разновидностей.
Результаты внедрения ликбеза впечатляют. За первые 10 лет кропотливой работы с неграмотностью расстались 10 миллионов человек, но даже и после этого СССР занимал только 19-е место в Европе по уровню грамотности.
Смысл пословицы
Нежелание простого обывателя узнавать новое, меняться всегда было предметом обсуждения и боли истинных русских интеллигентов. А. П. Чехов писал о преступной неграмотности крестьян в вопросах элементарной гигиены, уносящей жизни детей.
Много людей с горячими сердцами, сознающих необходимость обучения людей, поехало в свое время из городов в глубинку. Это были учителя, врачи, инженеры. Они помнили: «Ученье – свет, а неученье – тьма». Смысл пословицы они видели в первой ее части. Но были и есть другие, видящие его во второй.
Есть такое понятие – обскурантизм. Производное от латинского «obscurans», или «затемняющий». Означает отрицательное, порой агрессивное отношение к просвещению и прогрессу. Существует немного устаревший аналог этого слова – мракобесие. Но в свете разбора нашей пословицы он больше подходит.
По сути, идет постоянная борьба двух начал – света (просвещения) и тьмы (мракобесия). И у каждого человека есть право выбора, на какую сторону встать.
Выражение «учение — свет, а неученье — тьма» и грамотность
В школе часто звучат эти слова. Так педагог старается мотивировать учащихся стремиться к знаниям. Это напоминает первые годы советской власти: поголовное обучение грамотности, плакаты «От мрака к свету, от битвы к книге, от горя к счастью».
Смысл здесь в том, что неграмотный похож на слепого, который бродит во тьме. Кстати, и такой плакат существовал: человек с завязанными глазами и вытянутыми вперед руками заносит ногу над обрывом. Надпись на плакате сулила ему всюду неудачи и несчастья.
Наркомпрос Луначарский признавал, что в стране царит безграмотность и невежество. Народ был не в состоянии понять идеологию строителя коммунизма. Декрет Совнаркома обязывает всех грамотных читать прессу неграмотным и разъяснять прочитанное. В 1919 году ставится цель — достичь всеобщей грамотности.
Популярные сочинения
- Примеры силы духа из жизни — сочинение Сила духа — это одна из самых важных черт характера человека, по-другому это самообладание, умение преодолевать все преграды. Человек, который силен духом, никогда не сломается
- Сочинение Тема любви в творчестве Тютчева В мире с каждым днем что-то меняется, появляется новое, например, мода, времена года, но единственное, что никогда не меняется и остается на своем месте – это творчества Тютчева.
- Сочинение НЛО Я не очень в курсе НЛО, так как не читаю ни «желтых» газет, ни секретные документы. Но всё-таки я хотел бы верить в НЛО. Нельзя думать, что мы одни во Вселенной! Ведь она такая огромная, может и бесконечная
Наше второе всё!
Про Лермонтова говорили, что у него яростный талант. Когда Лермонтову было 23 года, убили Пушкина. Убийство было некрасивым, скандальным, смешным, замешенным на адюльтерном (супружеская неверность, измена) бульоне. После первого шока пошли анекдоты, хихиканья и рассудительные рассуждения светских бабёнок о том, что «вольно же было такому уроду на красавице жениться, какое право он имел её ревновать, а Дантес — такой интересный господин». Каждому было приятно макнуть в родную грязь гения, чьё интеллектуальное и творческое превосходство так долго подавляло почтенную публику. А гений — он такой же, как все, и кишки у него в дыру на пузе, как у всех, лезли, и морошки он перед смертью просил…
Человек может жить в окружении мелкой пошлости, ежедневно примиряясь с ней, но при виде пошлости, читающей самодовольные нотации над телом мертвого льва, ярость может сорвать паровой клапан.
Источник
Спустя несколько дней Лермонтов написал стихотворение «На смерть поэта». Ну, то самое, всем известное:
Стихотворение было сочтено очаровательным, разошлось в списках, но многие, однако, поругивали Лермонтова за то, что тот в таких жёстких выражениях порицал Дантеса: «пустое сердце», «ловец чинов» — к чему такое неуважение? Да и светское общество тоже слегка обиделось на «свет завистливый и душный», «клеветников ничтожных», «коварный шепот насмешливых невежд». Когда Лермонтову донесли эти мнения, он дописал к своему стихотворению ещё 16 строк. Вот этих.
Трон отреагировал моментально. И Лермонтова сослали на фронт военных действий, на Кавказ, где в 1841 году, на дуэли, в 26 лет, в самом начале творческого пути, Россию покинул, пожалуй, самый талантливый поэт и писатель, потенциальный гений всепланетного и всесовременного уровня вроде Шекспира и Данте. Скорость и сила, с которыми ежегодно раскрывалось новыми сторонами его дарование, не позволяют в этом сомневаться даже самым горячим критикам лермонтовского творчества — они могут лишь порицать его мысли, но не могут усомниться в его мощи.
(http://www.maximonline.ru/longreads/get-smart/_article/lermontov-200/)
Если книг читать не будешь, скоро грамоту забудешь
В 1928 году комсомол начал так называемый культпоход. К обучению неграмотных подключилась общественность. В 1930 году армия культ-армейцев объединяла 1 миллион человек, а их подопечных было 10 миллионов. Главными опорными центрами стали Москва, Саратов, Самара, Воронеж. Важнейшим фактором для повсеместного распространения грамотности стало и то, что в 1930 году было введено всеобщее начальное образование. Теперь ликвидация неграмотности возлагалась и на местные Советы. В этот период была пересмотрена программа школ ликбеза: теперь она составляла 330 учебных часов. В городе обучение длилось 10 месяцев, а в деревне – 7 месяцев. С изменением общей ситуации в лучшую сторону менялись и акценты в этой работе. Теперь на первое место выходила работа с малограмотностью.
В стране шло массовое обучение
За 16 лет после начала деятельности чрезвычайной комиссии грамоте было обучено 40 миллионов человек. С 1933 по 1937 год только в официальных школах занималось 20 миллионов неграмотных и около 20 миллионов малограмотных. К 1939 году в СССР был достигнут показатель в 90% населения, владеющего грамотой. Одной большой проблемой стало меньше: неграмотные по итогам осуществления массовой программы ликбеза оказались уже в подавляющем меньшинстве.
Способности у всех разные, закладываются природой, «выше головы не прыгнешь». Гениальность, талант даны не всем, не все могут «летать».
2) Ей жить хотелось бы иначе, носить бы красивый наряд, а кони все скачут и скачут, а избы горят и горят.
Может быть, автор хотел сказать, что женщине хотелось бы побыть слабой, подумать о себе, удовлетворении своих желаний, но у неё столько обязанностей, проблем, на ней ответственность за дом, семью, детей, близких, при этом необходимость работать и т.д. (а кони все скачут и скачут, а избы горят и горят).
В игре ее конный не словит,
В беде — не сробеет, — спасет:
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!
(И. А. Некрасов «Мороз, Красный нос»)
«Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет» — о русской женщине, сильной духовно и физически, решительной, отважной. Эти строчки переосмысливает и поэт 20 века Наум Коржавин:
Эти строчки переосмысливает и поэт 20 века Наум Коржавин:
…Столетье промчалось. И снова,
Как в тот незапамятный год —
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет.
Ей жить бы хотелось иначе,
Носить драгоценный наряд…
Но кони — всё скачут и скачут.
А избы — горят и горят.
3)Хороший английский до Кембриджа доведет.
Язык до Киева доведёт. (Пословица.)
Историк Ключевский О.В. в своем «Курсе русской истории» указывает, что «эта народная поговорка значит не то, что неведома дорога к Киеву, а то, что везде всякий укажет вам туда дорогу, потому что по всем дорогам идут люди в Киев; она говорит то же, что средневековая западная поговорка: все дороги ведут в Рим». (http://dslov.narod.ru/pos/p83)
4) И один в поле воин.
Важно мнение каждого, нужно бороться, отстаивая его; роль личности в истории. Один в поле не воин – пословица
В одиночку сложно что-то сделать, сила – в коллективе
Один в поле не воин – пословица. В одиночку сложно что-то сделать, сила – в коллективе.
Гончаров в статье «Мильон терзаний»: «один в поле не воин, даже если он Чацкий».
5) Ученье свет, а неученых тьма.
Учение – свет, а неучение – тьма. (Пословица.)
О пользе знаний, образования, которое открывает новые возможности, противопоставляется «неучению» как тупиковому пути.
— Вот, Егор Иваныч, что значит ученье: ученье свет, а неученье тьма. (Салтыков-Щедрин, «Орел-меценат».)
6) Кляча истории, куда везешь ты, дай ответ!
Разворачивайтесь в марше!
Словесной не место кляузе.
Тише, ораторы!
Ваше
слово,
товарищ маузер.
Довольно жить законом,
данным Адамом и Евой.
Клячу историю загоним,
Левой!
Левой!
Левой!
Вл. Маяковский, «Левый марш».
Здесь угадываем и строки Н.В.Гоголя:
Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная Богом!.. Русь, куда ж несешься ты? дай ответ.
7) Князь Юрий Близорукий.
Не видит то, что происходит перед носом, искажённое Юрий Долгорукий.
Партитуры не горят.
«Партитуры не горят» — так называется цикл передач, в которых рассказывается о жизни и творчестве композиторов. Автор и ведущий Артем Варгафтик
Конечно, явная перекличка с известным выражением «рукописи не горят».
Из романа (гл. 24 «Извлечение мастера») «Мастер и Маргарита» (1928- 1940) Михаила Афанасьевича Булгакова (1891 — 1940). Воланд заинтересовался романом о Понтии Пилате:
— Дайте-ка посмотреть, — Воланд протянул руку ладонью кверху.
— Я, к сожалению, не могу этого сделать, — ответил мастер, — потому что я сжег его в печке.
— Простите, не поверю, — ответил Воланд, — этого быть не может. Рукописи не горят. — Он повернулся к Бегемоту и сказал:
— Ну-ка, Бегемот, дай сюда роман.
Кот моментально вскочил со стула, и все увидели, что он сидел на толстой пачке рукописей.
Хорошие литературные произведения, написанные талантливыми авторами, не погибнут и станут известны. Настоящее искусство завоюет себе признание.
9) Не хочу учиться, учиться и учиться.
«Не хочу учиться, хочу жениться» — слова Митрофанушки из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».
Глупость, примитивность желаний, непонимание ценности образования, апатия к событиям жизни.
«Заветы Ильича»:
«…находят в себе столько характера и силы воли, чтобы учиться, учиться и учиться и вырабатывать из себя сознательных социал-демократов, «рабочую интеллигенцию»…
«…во-первых — учиться, во-вторых — учиться и в-третьих — учиться…»
Необходимость получения образования, первостепенная задача каждого человека – учиться.
10)Служить бы рад, прислуживаться тоже.
«Служить бы рад, прислуживаться тошно» — слова Чацкого из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Что такое Ликбез?
Финансы: ликбез может применяться в банковской сфере для объяснения сложных финансовых терминов и принципов функционирования банковской системы. Технологии: ликбез может быть использован для разъяснения принципов работы различных технологий и устройств, таких как компьютеры, смартфоны, интернет и другие. Экология: ликбез может помочь повысить осведомленность общества о проблемах экологии и способствовать принятию мер по ее сохранению и улучшению. Это лишь некоторые примеры, в которых можно использовать ликбез для популяризации и упрощения сложной информации по различным областям знаний.
Организация процесса ликбеза Ликбез — это специально организованная деятельность, направленная на общественное просвещение и распространение базовой информации по определенной теме. Целью ликбеза является повышение уровня образования и осведомленности населения в конкретной области. Организация процесса ликбеза осуществляется с помощью различных методов и средств, в зависимости от целевой аудитории и темы.
Она должна отвечать на наиболее востребованные вопросы и проблемы, связанные с данной областью знаний. Содержание информации: информация, предоставляемая в рамках ликбеза, должна быть простой, понятной и доступной для каждого участника. Она должна быть структурирована и организована логически, чтобы обеспечить наилучшее усвоение и запоминание.
Выбор методов и средств: для проведения ликбеза можно использовать различные методы и средства, такие как лекции, презентации, дискуссии, интерактивные игры, видео и многое другое
Важно выбирать такие методы, которые будут наиболее эффективными и удобными для целевой аудитории. Оценка эффективности: после проведения ликбеза необходимо провести оценку его эффективности
Для этого можно использовать различные инструменты, такие как анкеты, тесты, обратная связь от участников и др. Это поможет определить, насколько хорошо информация была усвоена и какие дополнительные меры можно принять для улучшения
Важно отметить, что организация процесса ликбеза требует тщательной подготовки и планирования
Она должна быть адаптирована под нужды целевой аудитории и иметь четкие цели и задачи. Проведение ликбеза способствует общественной информированности и образованности, что в свою очередь положительно влияет на развитие общества в целом. Эффективность ликбеза в обществе Ликбез, или ликвидация безграмотности, является важным инструментом образования и просвещения в обществе.
Его целью является распространение основных знаний и навыков среди населения для повышения общей грамотности и развития общества в целом. Эффективность ликбеза в обществе проявляется в нескольких аспектах: Повышение грамотности и осведомленности. Ликбез помогает людям освоить основные навыки чтения, письма и математики, что позволяет им стать более грамотными и уверенными в себе.
Это важно как для повседневных дел, так и для трудоустройства и развития карьеры. Развитие критического мышления
Сокращение: ликвидация безграмотности, обучение неграмотных взрослых и подростков, а также разг. Работники ликбеза в первые годы революции. Учился грамоте в ликбезе. Ходил в ликбез.
Ликвидация неграмотности.
Именно в этот день в 1920 году Совнарком РСФСР создал при Народном комиссариате просвещения Всероссийскую чрезвычайную комиссию по ликвидации безграмотности. Была объявлена всеобщая мобилизация сил на обучение неграмотных и малограмотных. Новой организации предстояло выполнить декрет от 26 декабря 1919 года о ликвидации неграмотности населения. По декрету обязательному охвату подлежали все жители страны от восьми до пятидесяти лет, не умеющие читать или писать. Попавшие в эту возрастную группу должны были обучаться в обязательном порядке, а вот на каком языке учиться, они могли определить для себя добровольно. Без грамоты, как в потемках Появлению письменности и, соответственно, грамотности мы обязаны двум замечательным славянским просветителям — Кириллу и Мефодию. Они начали это благое дело, а другие с честью его продолжили.
В период НЭПа взрослое население было занято на производстве. Люди боялись потерять свою работу, предпочитая ее обучению. Поэтому темпы ликбеза значительно замедлились. Также одной из главных проблем был яркий контраст в образованности между городом и селом. Сельские жители по прежнему были малообразованны. Поэтому СССР, по итогам 20-х годов занял 19 место по уровню образования населения.
Буквальное значение
Существует множество ситуаций, имеющих неприятные последствия, которых с лёгкостью можно было бы избежать, обладая при этом элементарным набором знаний. Ярким примером является невероятное количество больных глаукомой россиян. Это около миллиона человек. А ещё больше не знает о своей болезни.
Врачи же, освещая тему этого заболевания, говорят: «Большинство этих людей могло избежать всех неприятностей, если бы они вовремя обратили внимание на происходящие изменения и соблюдали бы определённые правила здорового образа жизни». Невежественное отношение человека проявляется не только к своему здоровью
Необразованные люди мусорят, загрязняют планету. Но стали бы они это делать, зная, какой непоправимый урон экологии наносит одна пластиковая крышка или выброшенная на улице палочка от мороженого? Наверное, нет. Вот и выходит, что если бы люди сильнее стремились к знаниям, то и многих проблем удалось избежать.
Слова этой фразы нам стоит помнить всегда, ведь они никогда не потеряют своей актуальности и не устареют. Непрерывное образование и познание сделает лучше не только вас, но и окружающий мир.
Как объяснить смысл, значение пословицы «Ученье — свет, а неученье — тьма» для детей 1 класса школы?
- Человек, обладающий скудными знаниями, словно находится в темной незнакомой комнате. Передвигаясь, он натыкается на предметы, спотыкается, ему тяжело найти выход, не может точно определить, что ему делать и куда идти. В освещенной же комнате передвигаться легко и просто, как и образованному человеку по жизни.
- Люди, обладающие большим багажом знаний, могут быстро найти выход в любых ситуациях. Они видят больше вариантов решений вопросов и выбирают наилучший. К тому же, они не так боятся решать сложные вопросы, поскольку знают, как поступить правильно. Именно поэтому образованные люди чаще реализуют свои мечты и становятся космонавтами, врачами, исследователями, летчиками, бизнесменами.
- Раньше малообразованных людей называли «темными», «бредущими во тьме».
Спасительный луч
Ученье — свет, а неученье — тьма: кто сказал, чьи слова, кто автор?
Крылатое выражение принадлежит Суворову Александру Васильевичу, русскому полководцу. Будущий основоположник военного искусства обладал хилым телосложением в детстве, поэтому родители ориентировали его на гражданскую службу. Он тянулся к знаниям, получил хорошее разностороннее образование, которое постоянно совершенствовал.
Благодаря своим знаниям и умениям князь Италийский, граф Рымникский и Священной Римской империи смог стать генералиссимусом русской армии, генерал-фельдмаршалом австрийской армии, оказывать существенное влияние на исход войн, обучать войска. Видя, какое огромное влияние оказывает научный подход, разработка стратегии и совокупность знаний из разных областей, А.В. Суворов питал глубокое уважение к знаниям.
Происхождение пословицы – «Ученье — свет, а неученье — тьма»: описание
- Автором пословицы является Суворов А.В. Но впервые ее опубликовал в 1862 году в своем сборнике «Пословицы русского народа» В.И.Даль. В дальнейшем пословицу в своих творениях использовали многие русские писатели.
- Но впервые идею о ценности знаний высказали значительно раньше. В ветхозаветной книге Библии «Екклесиаст», написанной 1000 лет назад, большое значение уделяется мудрости и ее познанию: «И я увидел, что мудрость лучше глупости, как и свет лучше тьмы». И добавляется, что мудрый человек — видит ясно, глупый же окружен тьмой.
- Книга «Екклесиаст» была популярной, переводилась на много языков, поэтому она сохранилась не только на древнееврейском языке. Аналогичные пословицы имеют различные страны по всему миру.
«На ощупь» жить сложнее
Заключение
Без полноценных знаний по литературе и русскому языку вырастают поколения людей, которые не могут связно выразить свои мысли.
Сегодня истинность и ценность — понятия мифологические, как сказал по радио один современный философ. Существуют только цели и способы их достижения. Деньги стали вершиной ценностной шкалы, и это уже никто не скрывает. Между тем в русской литературе тема денег всегда была трагической и немножко стыдноватой.
Рынок существовал всегда. Но рыночной идеологии на Руси никогда не было. Были корыстные люди — почитаем Александра Островского. Но в голове человека русской культуры сидело, что деньги — это не самое главное. Если русский переставал так думать, он сразу превращался в преступника. Для нашего человека очень опасно нарушение ценностной шкалы, потому что тогда он обязательно рухнет в самую бездну.
Почему мальчики и девочки должны сами выбирать профильные предметы? Это воспитание потребительского подхода к собственному образованию. Культура всегда строилась на том, что она тянет человека вверх.
У писателя Азарова есть замечательные слова
Не борись с тьмой. Чтобы победить тьму, надо зажечь свет.
Этим светом является наша объединяющая множество народов русская культура, её духовные истоки.
Зажигая на уроках литературы огоньки веры и любви в сердцах учеников, учителя стремятся научить их жить по законам добра. Настойчиво формируют систему ценностей, относящихся к лучшим традициям отечественной культуры. Именно они, эти традиции, должны являться прочной основной духовной высоты личностей будущих школьников.
Ведь, как известно, люди «не рождаются, а становятся теми, кто они есть».