С чего начинается родина? или патриотизм патриотизму рознь. «патриотизм» как средство обогащения. 5 мифов патриотической пропаганды

11.2. понятие материи. диалектико-материалистическая картина мироздания.

Кто автор фразы «бытие определяет сознание»?

Цитата принадлежит теоретику исторического материализма Карлу Марксу. В предисловии к труду 1828 года «К критике политической экономии» философ пишет: общественная среда влияет на мысли, чувства, мировоззрение человека.

Учение Маркса строится вокруг идеи, что нематериальные процессы зависят от условий, в которых живут люди. К таким процессам мыслитель относит:

  • Религиозные верования;
  • Политический строй;
  • Взаимодействия внутри общества;
  • Культурное развитие.

В основе этих аспектов лежит быт, занятия членов общества, добыча ресурсов для выживания.

Соответственно, чтобы изменить способ мышления, нужно поменять среду жизни, труда. Если внедрить на фабрике станки или конвейер – рабочим, которые раньше выполняли простые механические действия, придется переучиться на новые задачи. Для этого потребуются дополнительные навыки, курсы повышения квалификации.

Идея того, что для работы важно образование, передастся следующим поколениям

Тезисы материализма

Описанный выше подход в философии относится к материализму, от латинского слова «materialis» – «вещественный». Бытие в контексте учения Маркса – это мир вещей. Сознание человека – продукт взаимодействия с внешней действительностью.

Основные идеи материализма:

  1. Материя первична;
  2. Законам физического мира подчиняются как неодушевленные предметы и животные, так и человек, общество, культура и религия;
  3. Сознание является результатом взаимодействия материальных субстанций, например гормонов, нейромедиаторов.

Исторический материализм основывается на влиянии орудий производства на жизнь социума и описывает последовательное развитие стран.

Что первично: бытие или сознание?

В философии существует вопрос о первичности материи и сознания. Два основополагающих течения спорят, что является первоосновой всего. Материалисты уверены, что реальный мир и законы физики определяют духовную составляющую жизни.

Последователи идеалистического направления считают, что наше мышление, чувства, душа влияют на окружающую действительность. Главный аргумент идеалистов: человек развивается, потому что испытывает тягу к познанию. Если бы мысли людей ограничивали условия быта, исследователи, ученые и философы не совершали бы открытий. Человечество развивается благодаря стремлению разума узнавать новое.

Видео про зависимость сознания от бытия

В данном ролике Анна Макарова наглядно и доступно продемонстрирует, как бытие человека определяет сознание, опишет процесс простыми словами:

Современное состояние ОВФ в России[править]

Разложение философии марксизма-ленинизма, превратившегося ещё в середине 30-х гг. ХХ века из философской теории в квазирелигиозную догму, началось ещё в последнее десятилетие существование СССР. С распадом СССР чиновники от философии, в угоду политической конъюнктуре, практически элиминировали марксизм из университетских курсов, а практикующие философы шарахнулись от марксизма-ленинизма в предельно противоположную сторону к постпозитивизму и постмодернизму, от которых уже отказалось большинство западных философов.

В результате сущность ОВФ в российской институтизированной философии оказалась выхолощенной, а неофитам ОВФ с лёгкой руки последователей логического позитивизма Венской школы начал преподноситься как некий историко-философский кунштюк.

«Разброд и шатания» российских философов и специалистов в истории философии объяснимы и понятны, но только зачем было «выплёскивать из купели грязную воду вместе с ребёнком»?

ОВФ сконцентрировал в себе не только всю историю философии (а только зная её, можно с необходимой глубиной понять смысл ОВФ), но и весь клубок современных философских проблем, которые совсем не являются изобретением ХХ века, а своими корнями уходят в метафилософские и металогические дискуссии, продолжающиеся уже 2500 лет…

В этом смысле постнеклассическая философия суть, в первую очередь, преемственность, а, во вторую очередь, новация… Что же касается разрешения ОВФ, то бóльшая часть мирового научного сообщества заняло в этом вопросе в ХХ веке совершенно определённую позицию — позицию научного реализма, но при этом реализм в его медиевальном (средневековом, схоластическом) понимании трансформировался в различные оттенки математического платонизма ().

ОВФ и движение КОБправить

Отдельный взгляд на основной вопрос философии в постсоветскую эпоху существует в движении «Концепция общественной безопасности». В философской модели, развиваемой в рамках КОБ, не стоит вопрос о первичности материи либо сознания (информации), поскольку кроме двух категорий, материи и информации, называемых предельными обобщениями, вводится третья философская категория «мера», при этом время уже не предполагается как предельное обобщение того же уровня, что и материя, информация или мера. Поскольку первичность (примат) материи или сознания является функцией времени, то введением категории «мера» снимается проблема примата (первичности) как такового. Вместо этого основной вопрос философии формулируется как вопрос о предсказуемости последствий практической деятельности (вопрос о предсказуемости и, следовательно, устойчивости процессов управления).

Постановка задачи в ее историческом развитии[править]

Когда родился ОВФ — родилось философское познание: это вопрос о достаточном основании для начала философских рассуждений:

 — познаваема ли реальность (всё сущее, мироздание)?
 — и, если реальность познаваема, то тогда из чего всё произошло:
какова логическая (предельно абстрактная) первооснова всего сущего —
единственна ли она, или первооснов две, а быть может их много и в чём сущность, природа этой первоосновы?

Философ, выяснив сущность первоосновы, может путём дальнейших рассуждений реконструировать весь остальной путь развития реальности и, следовательно, построить логическую философскую модель реальности.

Ответ на ОВФ является не результатом логического вывода по правилам логики, а результатом мировоззренческого выбора философа и не может быть научно обоснован, то есть ответ на ОВФ суть часть системы аксиом (постулатов, принципов), лежащих (явно или не явно) в основании строящейся философии, ядро любой философской системы, которое фундирует всё её дальнейшее развитие. Если конкретная философская теория не фундируется базисными принципами, определяющими её сущность, то это не теория, а бесплодная риторика.

Проблематика ОВФ ясно эксплицирует основной клубок философских проблем и, прежде всего, с одной стороны, кантовский перманентный «Скандал в философии» (см.ниже), предвосхитивший современную ситуацию постмодернизма в философии, а, с другой стороны, проблему политической ангажированности философии, сформулированную Паулем Карлом Фейерабендом: «Знание всегда идеологически нагружено!», «Государство! Руки прочь от науки!» и т. д.

Путь становления ОВФправить

1. Если реальность не познаваема, то все остальные вопросы отпадают сами собой и о природе первоосновы нечего и говорить, так как это ни при каких обстоятельствах выяснить не удастся. Вывод: реальность сотворена высшей силой и либо статична (уже понятно, что это не так), либо развивается по непознаваемым высшим законам (что также сомнительно, так как познание непрерывно углубляется). Такого рода философские системы получили название агностицизм.

2. Если реальность познаваема, то встаёт вопрос о природе, сущности первоосновы всего сущего, первоосновы реальности и механизмах её развития:

а) первооснова реальности — одна, единственная — принцип монизма и такого рода философские системы получили название монистических.
б) первооснов реальности — две — принцип дуализма и такого рода философские системы получили название дуалистических. Если первооснов реальности больше двух — плюрализм и такого рода философские системы получили название плюралистических. Пример дуализма — картезианство.

3. Однако и монизм и дуализм в чистом виде не позволяет разрешить дилемму между материей и духом (идеей, сознанием). Любые умозрительные метафизические (то есть исключающие развитие) рассуждения при отсутствии фактического материала либо приводят к необходимости привлечения высшей силы для объяснения факта рождения Вселенной, либо не объясняют ничего.

Напротив вся историческая практика подсказывает, что реальность, скорее всего, одновременно и материальна и идеальна, точнее состоит и из того и из другого, как электрон, который одновременно и частица и волна.
ПЕРВООСНОВА
/                       \
МАТЕРИЯ                         ИДЕЯ

4. В ходе попыток ответить на ОВФ вырабатывался собственно проблемно-ориентированный язык философии, его категориальный аппарат. Именно по этой причине в разные эпохи ОВФ звучал не одинаково: состав противопоставляемых категориальных пар многократно менялся: материя и идея, дух и материя, мышление и протяжение, бытие и мышление, материя и сознание и т. п.

Первооснову реальности исторически принято называть субстанцией от греч. гипостазис (ипостась). В Новое время и Декарт и Спиноза так и интерпретировали категорию субстанция. Однако для Декарта материя и сознание это были две равноправные субстанции (принцип дуализма — картезианство), а для Спинозы материя и сознание (точнее мышление и протяжение) суть всего лишь атрибуты, составные части единой субстанции.

«…Вся история философии вращается вокруг вопроса… об отношении духовного к материальному» (Фейербах).
«Философы, — писал Ф. Энгельс, — разделились на два больших лагеря сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос. Те, которые утверждали что дух существовал прежде природы…, — составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 21, с. 283).

Теория о формациях

Наследием Маркса стала теория о смене исторических формаций. Общество состоит из двух уровней:

  1. Базиса. Экономическое бытие включает способы производства и классы эксплуататоров и рабочей силы, на которые естественно делятся все жители;
  2. Надстройки. Институты власти и идеологические инструменты служат для контроля высшими сословиями низших.

Государство развивается согласно материальным законам и проходит через пять формаций:

  1. Первобытно-общинный строй. Коллектив людей живет на одной территории, пользуется общими простыми орудиями и не делится на классы;
  2. Рабовладение. Рабы – зависимая группа, не имеют личных средств производства. Хозяева владеют частной собственностью;
  3. Феодализм. Феодал владеет землей и зависимым населением, которое занимается сельским хозяйством;
  4. Капитализм. Буржуазия – собственник орудий труда. Пролетариат работает по найму;
  5. Коммунизм. Высшая ступень развития общества. Классовое неравенство и разделение труда исчезают.

Пирамида Маслоу

Вопрос того, насколько важны материальные аспекты жизни, исследует как философия, так и психология. В 1943 году американский ученый Абрахама Маслоу сформулировал иерархическую модель, которая описывает приоритетность потребностей человека:

  1. В основании «пирамиды» находятся физиологические нужды в еде, тепле, отдыхе – базовые вещи, без которых люди теряют здоровье или умирают;
  2. Следующие три уровня описывают взаимодействие с социумом через необходимость в безопасности, принятия и уважения;
  3. Когнитивные и творческие цели лежат на вершине иерархии. Высшие потребности людей – познание, эстетика и самовыражение.

Как считает Маслоу, человек не перескакивает на верхние ступени, пока не удовлетворил потребности на низких уровнях. Таким образом, голодному и бездомному жителю города не будет дела до того, есть ли жизнь на Марсе или как доказать теорему Ферма.

Литература[править]

  • ОВФ в Новейшем философском словаре, Минск, 1999 г., М. А. Можейко.
  • ОВФ в Философской энциклопедии, Т. И. Ойэерман.
  • «СКАНДАЛ В ФИЛОСОФИИ» в Философская энциклопедия, 2010.
  • «СКАНДАЛ В ФИЛОСОФИИ» в История философии, 2008.
  • «СКАНДАЛ В ФИЛОСОФИИ» в Новейшем философском словаре, Минск, 2009 г., В. Л. Абушенко, A. A. Грицанов, М. А. Можейко.

Аристотельправить

*) Аристотель — Метафизика:
Досократики. — Мн.: Харвест, 1999. — 784 (Классическая философская мысль).
66
«Аристотель Metapbys. А 3 — 983 b 6.
Большинство самых ранних философов держалось того взгляда, что принципами всего являются исключительно материальные начала. А именно, то, из чего все сущее состоит, из чего оно первоначально возникает и во что оно в конце концов разрешается, та сущность (гипостазис, субстанция), которая, оставаясь сама неизменной, изменяется в своих
67
свойствах (акциденциях), это, говорят они, есть стихия (элемент — стойхейон) и начало (принцип, архе) сущего. И поэтому они думают, что ничто не возникает и ничто не уничтожается, так как такая сущность (всего) пребывает всегда…» {то есть стойхейон и архе суть акциденции гипостазиса}
Аристотель. Метафизика. Глава 3 (другой перевод того же куска текста)
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: