«граждане! при артобстреле…». история бомбоубежищ

Бронедрезина

Лет через десять после англо-бурской, когда бронепоезда начали производиться всеми европейскими державами, задумались и об отдельных, малых бронеединицах для передвижения по рельсам.

Так появились бронедрезины: по сути своей это рельсовые танки. Танк гусеничный к тому моменту еще только изобретался и настоящей своей мощи еще не узнал, а вот на рельсовом ходу уже получалось строить самые разнообразные машины: от легкой и компактной бронированной машинки с пулеметом до здоровенного агрегата на три орудия и шесть пулеметов, совмещенного с паровозом. Со своими бортовыми турелями он уже напоминал внешне не столько танк, сколько броненосец «Цесаревич».

 
Бронедрезины.

Впоследствии появились бронедрезины-универсалы, способные на своих колесах прокатиться немного по дороге, — близкие родственники бронеавтомобилей; правда, это не настолько добавило маневренности, с танком им было все равно не тягаться.

Золотой век бронепоезда

Период наибольшей славы бронепоезда был недолог: от англо-бурской войны и до Гражданской. После этого он еще неплохо повоевал, но с появлением танков и самоходной артиллерии его уникальность как мобильной сухопутной системы с тяжелым вооружением резко поубавилась.

Утром деньги, вечером нефть

Стратегический режим в «Стальных монстрах» мог порядком
напугать неподготовленного игрока. Представьте себя — метрополия, десятки баз — и все нужно обеспечить горюче-смазочными
материалами, боеприпасами, людьми (военные, инженеры, летчики, моряки). Флоты бороздят океан, и о каждом надо позаботиться, выдать под расписку
топливо, снабдить оружием, отслюнить торпеды и ракеты, пополнить команду и,
если надо, отремонтировать.

Несмотря на то, что интерфейс был сделан так, чтобы все было
по возможности понятно, стратег-снабженец мог быстро и безнадежно потеряться в
цифрах уже в первый год войны. В «Союзниках» дышать стало заметно легче — игра готова послушно остановиться по сигналу, а на карте теперь можно рассылать
караваны снабжения по упрощенным правилам. Теперь не придется везти из
метрополии радары, береговые батареи и радиостанции, что заметно облегчает
развитие баз. Превращать необстрелянных юнцов в опытных солдат, летчиков,
моряков и инженеров можно не только в бою. Училища помогут избавиться от
излишней зелени в рядах нашей армии и флота.

Даже с этими улучшенными моментами стратегия все еще набита микроуправлением. Утешает одно — ошибки и неизбежные
перебои с поставками не станут смертельными для военной кампании из-за так и не
исправленной пассивности ИИ. Если прибавить к этому очень и очень странные, а
местами и вовсе дикие результаты автоматического расчета сражений, то
стратегическая часть остается такой же слабой. Но ошибкой было бы думать, что
«Союзники» — игра про дипломатию. Новые страны со своими кораблями и самолетами,
новые образцы вооружения — все эти нововведения раскрывают свой смысл в
тактических битвах. Только теперь можно столкнуть в небе над Хиросимой звено
«ишачков» и «Мессершмитов» — прямо над головами
слегка ошалевших японских зенитчиков.

Крейсер «Лазарь Каганович» в порту Перл-Харбор…
Стая подводных лодок «Щука» на страже атолла Мидуэй…
Да, разработчики побросили нам пищу для размышлений
об альтернативных вариантах истории. Вдобавок нам предложили много чудных
вещей — от камикадзе-торпед «Кайтен» и
уникальных японских подводных авианосцев «И-400» (крупнейшая подводная лодка
войны) до летающего блинчика, американского НЛО-подобного самолета XF5U-1 (V-173).

Оценка проекта

Наибольшее распространение картечницы Nordenfelt получили в военно-морском флоте. Благодаря компактным размерам их было легко установить на боевых марсах, надстройках, спонсонах и прочих местах, где установка более крупногабаритного вооружения была проблематична. По сравнению с митральезами картечницы имели увеличенный калибр, а от более точных револьверных пушек они отличались возможностью ведения залпового огня. Таким образом картечницы вплоть до появления пулемётов и скорострельных пушек являлись уникальным и порой единственным видом противоторпедного вооружения.

Есть спасение в бою

В тихоокеанских небесах вылупились чайки и альбатросы. Вообще, графика изменилась очень незначительно — в основном, за счет мощных эффектов постобработки и улучшенных текстур, при том, что ядерный взрыв остался таким же грязненьким облачком.

Куда интереснее другие «мелкие» добавления. Например, возможность полноценно сохранять игру в тактическом режиме — на радость тем, кто хочет поэкспериментировать с тактикой или побаивается неожиданных падений. Или переработанная система сохранения стратегической части — теперь состояние сохраняется и загружается на порядки быстрее.

С «Союзниками» в игру пришел полноценный многопользовательский режим, в котором есть место не только сражениям в тактике, но и совместному прохождению миссий. Стратегической части мультиплеер не коснулся — запутанный интерфейс и потенциальные сложности со скоростью течения времени не оставили разработчикам выбора.

Наконец, «Леста» предоставила всем желающим инструменты для модификации игры — теперь можно править игровые параметры, модифицировать ТТХ и внешний вид техники и даже создавать собственные миссии.

Иногда подбитые японские летчики без подсказки роняют обломки своих машин на американские самолеты: «Сакаи я зовусь недаром — семерых одним ударом!».

Бронепоезда Гражданской войны

Общеизвестно, что бронепоезд железнодорожный стал одним из символов Гражданской войны. Это не случайно, так как именно в этот период он приобрёл особое значение в виду острой борьбы за контроль над путями снабжения фронта. Закованные в броню и ощетинившиеся пушками составы находились на вооружении практически у всех воюющих сторон. Но столь интенсивное применение сделало вскоре очевидными и их главные недостатки.

Ввиду своей громоздкости бронепоезда являлись удобной мишенью для артиллерии противника, а с развитием военной техники — и для авиации. Кроме того, их подвижность всецело зависела от состояния железнодорожных путей, так что для полной остановки поезда было достаточно их разрушить спереди и сзади состава.

В связи с этим каждый бронепоезд железнодорожный, применение которого неизбежно провоцировало неприятеля на принятие подобных мер, укомплектовывался платформой с запасными рельсами, шпалами и необходимым крепежом, а в состав команды включались рабочие-путейцы. Сохранились любопытные данные: ремонтным бригадам практически вручную удавалось восстанавливать до сорока метров пути в течение часа. Такая производительность труда позволяла возобновить движение состава с минимальными задержками.

«Илья Муромец» против «Адольфа Гитлера»

Следует отметить, что бронепоездами располагала не только Красная армия, но и вермахт. Поэтому бронепоездам воющих сторон хоть и редко, но все же приходилось встречаться друг с другом на поле боя. В результате происходили дуэли бронепоездов. Весной 1944 года Красная армия с упорными боями освобождала территорию Волынской области Украины. Тяжелые бои разгорелись за город Ковель, которым овладеть сходу советские войска не смогли. В помощь наступающим советским пехотинцам был направлен 31-й отдельный особый Горьковский дивизион бронепоездов под командованием майора В.М. Морозова.

Однажды утром разведчики засекли немецкую артиллерийскую батарею. В течение трех минут она вела огонь, а затем прекратила стрельбу. Узнать ее точное месторасположение мешала местность и кроны высоких деревьев. Пехотинцы связались с воздушной разведкой, но получили ответ, что никакой батареи не обнаружено. На следующее утро в 9 часов неизвестная батарея вновь открыла трехминутный огонь. И снова засечь ее советским бойцам не удалось. Так продолжалось в течение нескольких дней, пока немцев не подвела присущая им педантичность. Сидевшие на заранее подготовленном наблюдательном пункте в кроне дерева разведчики ровно в 9 часов заметили клубы дыма. Их осенило — это действовал вражеский бронепоезд. Штабом 31-го дивизиона был разработан план по уничтожению вражеского бронепоезда. Основную задачу должен был выполнить бронепоезд «Илья Муромец»: найти подходящее место для засады, артиллерийским огнем своих пушек разрушить железнодорожное полотно и тем самым отрезать пути отхода для противника, а затем уничтожить немецкий бронепоезд.

4 июня 1944 года ровно в 9 часов утра состоялась дуэль бронепоездов. Бой был скоротечен. Выстрелы с обеих сторон раздались почти одновременно. Артиллеристы «Ильи Муромца» проявили высокое мастерство. Немецкий бронепоезд был накрыт первыми же выстрелами. Однако он успел повернуть дула орудий в сторону «Ильи Муромца» и произвести ответный залп. Но снаряды легли мимо советского бронепоезда. Залп «Катюши» с бронеплощадок «Ильи Муромца» завершил разгром вражеского бронепоезда. Вскоре для него все было кончено. Символично, что уничтоженный немецкий бронепоезд носил имя «Адольф Гитлер».

Камбуз под обстрелом

Раньше-то оно как было — встретятся корабли, и давай отстреливать друг другу кусочки полоски здоровья. А сверху самолеты пикируют, и торпеды веселыми пингвинами плавают — все, чтобы быстрее свести здоровье корабля к нулю. Изредка всплывет надпись «Попали в артиллерийский погреб» для какого-нибудь танкера — чтобы при удачном, так сказать, выстреле, можно было утопить корабль сразу. Невесело было смотреть, как на определенном этапе стрельбы с плывущего корабля сметало пушки. Полное отсутствие модели повреждений огромных и сложных кораблей вызывало больше всего справедливых нареканий.

Американский самолет XF5U-1 так и остался лишь в виде прототипа. Но здесь его можно противопоставить японским реактивным машинам.

Теперь в игре работает великолепная система точечных повреждений. Дело, конечно, не дошло до переломанных корпусов и взрывов, разносящих корабли на куски. Но отныне каждый кораблик — от маленького скромного эсминца или подводной лодки до линкоров — подвержен десяткам самых разнообразных проблем. У него может заклинить руль, выйти из строя пушка. Отсеки затапливаются. Обычным делом стали пожары. Могут погибнуть моряки или взорваться погреб. Корабли теперь, набрав воды, вполне естественно дают крен или дифферент.

Привычная полоска HP осталась, но теперь она мало что значит. Нужно открыть новое меню повреждений, чтобы увидеть, где именно у корабля случилось поломка. При этом виртуальная команда ведет незримую борьбу за живучесть корабля — пожар может быть потушен, а корабль, который, накренившись, уже почти черпает палубой воду, может внезапно вернуться в «исходное положение» — это команда откачала воду или провела контрзатопление.

У самолетов тоже появилась модель повреждений — правда, довольно простенькая. Но она успешно работает. Попадания могут повредить двигатель, топливный бак, управление, плоскости или хвост. И куда же без пожара — он тоже случается.

Иногда новая модель повреждений слегка удивляет — так, эсминец может легко выдержать пару торпед и сверху кучку бомб. Самолеты без всяких проблем взлетают с горящей палубы авианосца, который, к тому же, дал изрядный крен. Не стоит ожидать и эффектных внешних повреждений вроде снесенных рубок. «Убитые» пушки на модели темнеют, пылают пожары на ключевых местах, стелется на полнеба дым — и только.

В сражении с тяжелыми линкорами (например, в бою с «Ямато» или немецким «Бисмарком») модель повреждений проявляет себя во всей красе — кораблю можно разнести все на свете, вплоть до тарелок на камбузе, а он будет плыть спокойно и невозмутимо. Нарисовались и новые возможности — стоит «отбить» линкору орудия главного калибра, как он становится беспомощным в морском бою. Это хорошая новость для тех, кто не прочь лично забраться в самолет и сбросить бомбу-другую на палубу корабля или на бронированную пушку.

Отныне, к слову, можно занимать не только самолеты, но и корабли — это тоже одно из нововведений «по заявкам». Правда, лично покомандовать линкором с мостика не получится — но возможность указать, куда палить из главного калибра, а куда отправить торпеды, в сражении пригодится.

Бронепоезд «Балтиец»

3 июля 1941 года на митинге в Лениград-Балтийском электродепо было принято решение построить своими силами бронепоезд, использовав для этого паровоз Оп-7599 и 2 четырехосные платформы грузоподъемностью 60 тонн. Стальной прокат для обшивки паровоза поставил Ижорский завод.

Бронепоезд был вооружен шестью 76-мм орудиями, двумя 120-мм минометами и 16 пулеметами. 4 из них крупнокалиберные. Название бронепоезду – «Балтиец» — дали сами рабочие. Команда бронепоезда была сформирована из добровольцев-железнодорожников электродепо и кадровых артиллеристов.

С осени 1941 года бронепоезд «Балтиец» стоял на защите рубежей Ленинграда. Он мог вести огонь с пятнадцати огневых позиций в различных секторах фронта. С позиции Мяглово-Горы — по Мге; из Угольной гавани — по Сосновой Поляне и Стрельне; из Предпортовой – по Урицку, Красному Селу, Вороньей Горе; с позиций Левашово, Белоостров, Осельки, Васкелово – в район за Лемболово – Орехово.

Бронепоезда на вооружении Красной армии

В Красной армии бронепоезда нашли столь же широкое применение, как и у их противников. В начале военных действий это были в основном составы, оставшиеся после Первой мировой войны, но поскольку для нужд фронта их недоставало, было начато производство так называемых «суррогатных» моделей, которые представляли собой обычные пассажирские или товарные поезда с навешенными на них броневыми листами и укомплектованные орудиями. Создание такого бронепоезда не требовало дополнительных чертежей и занимало крайне мало времени. Лишь в 1919 году удалось наладить выпуск настоящих боевых составов. К концу Гражданской войны на вооружении Красной армии их уже имелось сто двадцать единиц.

По окончании войны многие из них были вновь переоборудованы для мирных целей, что привело к значительному сокращению подвижного парка железнодорожных войск. Однако в тридцатые годы продолжились работы по их выпуску, но уже с учётом изменившихся требований. В частности, большое распространение получили отдельные бронеплощадки и броневагоны, а также бронедрезины. В период Великой Отечественной войны они часто оборудовались зенитными орудиями и пулемётами и предназначались для защиты эшелонов от воздушных атак противника.

Как добраться (доехать)?

Добираться до монумента проще простого – как мы говорили уже, он стоит около Автовокзала, где есть одноименная остановка, по которой проходит сразу несколько троллейбусных и автобусных маршрутов Севастополя.

От центра, площади Нахимова, доехать до достопримечательности проще всего так:

Туристу на заметку

  • Адрес: улица Вокзальная, Севастополь, Крым, Россия.
  • Координаты GPS: 44.595373, 33.531614.

Большинство туристов сегодня в курсе, что памятник поезду в Севастополе историческим не является. Но их отзывы все равно получаются уважительными – большинство мемориалов изображают не конкретных победителей фашизма, а символических. Бронепоезд «Железняков» — яркий того пример. В заключение – видео о нем, приятного просмотра!

Первые опыты использования бронепоездов

Идея использовать железнодорожный состав в качестве подвижной артиллерийской батареи появилась во Франции в 1826 году, когда по миру разнеслась весть о создании в Англии первой железной дороги. Но никто к ней серьёзно не отнёсся, и первый бронепоезд железнодорожный вступил в бой лишь в 1848 году, когда австрийской армии пришлось защищать свою столицу от венгров.

Однако этот опыт, хотя и успешный, не имел продолжения, и в полной мере идея была реализована уже за океаном во время гражданской войны в США (1861-1865). Её инициатором стал американский генерал русского происхождения Иван Васильевич Турчанинов, больше известный под своим американским именем Джон Бэзил Турчин.

Установив на железнодорожные платформы орудия и основательно блиндировав (прикрыв) их мешками с песком, он неожиданно атаковал расположенные вблизи железнодорожных путей позиции враждебной ему армии северян. Эффект был столь ошеломляющ, что использование артиллерийских платформ вошло в постоянную практику, а впоследствии, когда бронепоезд железнодорожный был принят на вооружение многих они стали его неотъемлемой частью.

Составляющие бронепоезда

Из чего же состоял классический бронепоезд железнодорожный? Фото, представленные в статье, демонстрируют довольно мощные конструкции. Прежде всего, такой состав снабжался локомотивом, функцию которого выполнял обшитый бронёй паровоз, а впоследствии тепловоз. Кроме того, обязательным было наличие нескольких бронированных вагонов или платформ с размещённым на них вооружением. Это могли быть артиллерийские системы, усиленные пулемётными расчётами, а позже и ракетные установки. Очень часто бронепоезд железнодорожный имел в своём составе десантные платформы, на которых размещалась живая сила для переброски её в район военных действий.

Несмотря на своё название, бронепоезда не всегда были защищены исключительно бронёй. Иногда использовалось блиндирование вагонов, то есть обеспечение их защиты с помощью плотно уложенных мешков с песком и листового железа. Подобным же образом изготавливались защитные брустверы для орудийных и десантных платформ. В период Второй мировой войны в состав немецких бронепоездов включались также платформы с танками, задачей которых была поддержка десанта.

Убежища и две мировые

Первая мировая во многом стала «школой» (в плохом смысле) для структур гражданской обороны враждующих стран. К примеру, Лондон испытал на себе и авианалеты, и артиллерийские обстрелы. Если в начале войны немцы применяли тихоходные и несущие небольшую бомбовую нагрузку цеппелины, то к концу войны их сменили тяжелые бомбардировщики. Мало того, применялись и монструозные железнодорожные орудия, бившие прямо по кварталам города с территории материковой Европы.

Наземное убежище Лео Винкеля

Уже тогда в качестве бомбоубежища стали использовать метрополитен и укрепленные подвалы домов. Конечно, прямое попадание тяжелого снаряда или 500-килограммовой бомбы они не выдерживали, зато защищали от всего остального. Представьте себе рушащийся дом, разлетающиеся острые осколки стекол, камня и кирпича, убивающие и калечащие не хуже шрапнели. И это ещё по городам не применялся газ. Можно только гадать о возможном количестве жертв в случае газовых атак на города. В это время стали создавать и правительственные бункеры для военного и гражданского руководства стран. Вот эти сооружения уже были солидно укреплены, имели фильтры и вентиляцию, что защищало от газа, электричество, запасы еды и воды. Такие же сооружения создавались для важных узлов связи и организаций.

Первая мировая хоть и принесла немало горя мирным жителям всех стран-участниц конфликта, но всё же не стала войной против городов в полном смысле этого слова. Но приближался новый мировой конфликт, и, готовясь к нему, будущие противники всё глубже зарывались в землю.

Московское метро в 1941 году

Значительно возросшие боевые возможности бомбардировочной авиации, артиллерии и появление баллистических и крылатых ракет представляли большую угрозу для городов.

Возросли и оборонительные возможности бомбоубежищ. Опыт Ленинграда говорит нам о том, что укрепленные подвалы и «блиндированные» мешками с землей дома давали отличную защиту. Бомбы и снаряды взрывались на уровне 1-2 этажа, не добивая до людей.

Создавались разветвленные и специализированные укрытия для населения. Особенно в этом преуспели в СССР, Англии и той же Германии. Метрополитен отныне стал полноценным объектом гражданской обороны. В крупных городах создавались многоуровневые подземные бомбоубежища, которые позволяли находиться в них по нескольку дней в случае необходимости.

Личное убежище в частном доме

В Германии строили специальные железобетонные башни-убежища конусообразной формы, чтобы бомба рикошетировала при прямом попадании. А про различные партийные и «фюрербункеры» до сих пор ходят легенды. Тогда же появилась практика прятать под землю не только важных персон и граждан городов, но и целые военные заводы, к примеру, «Нибелунгверке». В разветвленной сети туннелей и подземных цехов находились целые производственные линии.

Однако разрушительная сила зажигательных бомб (на примере Дрездена) или атомного оружия (как в Хиросиме и Нагасаки) выдвинула к бомбоубежищам новые требования.

Состояние железных дорог в XIX веке

Основной каркас железнодорожной сети России был сформирован во второй половине XIX века. Железные дороги строились в первую очередь для обеспечения транспортно-экономических связей Центра с основными сырьевыми и продовольственными базами страны, а также морскими портами, что определило их радиальную конфигурацию. До середины 19 века все перевозки в России осуществлялись водным и гужевым транспортом. Реки были основными транспортными артериями страны. Многие речные бассейны были соединены каналами (Мариинская, Тихвинская, Березинский, Августовский, Днепробугский каналы). Особенно большое значение имела Волга, связывавшая наиболее развитые и заселенные районы России. Внешние торговые связи осуществлялись морским транспортом.

Строительство железнодорожных путей

Транспортные связи Центра обеспечили дороги на всех направлениях. Первые железные дороги в России появились на горных заводах Алтая и Урала в начале 19 века. В 1810 году на Колыванском заводе на Алтае Петр Фролов проложил железную дорогу длинной в два километра с конной тягой. В 1834 году на Нижнетагильском заводе крепостные механики Ефим и Мирон Черепановы построили железную дорогу с паровой тягой. В первый период железнодорожного строительства в России строились, прежде всего, дороги, обеспечивавшие стратегические интересы Российской Империи и интересы государственного управления.

В 1843-1851 годах были построены крупнейшие в Европе железные дороги Петербург – Москва и Петербург – Псков – Варшава – Вена, соединявшие главный центр торговли и промышленности страны Московский район с Петербургским морским портом, а столичный Петербургский район с сетью железных дорог Западной Европы. Во второй период строительства были обеспечены связи Москвы с её сырьевыми и продовольственными базами и основных хлебопроизводящих районов России с морскими портами.

Железная дорога Москва – Нижний Новгород соединила Москву с главной речной магистралью – Волгой, а через неё и с более отдаленными районами России. Линии Москва – Рязань – Воронеж – Зверово, Козлов – Тамбов – Саратов, Москва – Тула – Орел – Курск –Харьков, продолженные затем до Севастополя, Ростова-на-Дону и Владикавказа, связывали старую столицу России с Черноземным центром, Украиной, Донбассом, Поволжьем и Северным Кавказом. Затем были заложены основы железнодорожной сети европейской части России, напоминающей паутину, исходящую из одного центра – Москвы. Важным достижением этого периода был выход железных дорог к Волге, Балтийскому и Черному морям.

К началу 90-х годов XIX века сеть железных дорог России составляла около 30000 км. Специализация Средней Азии на хлопке потребовала завоза сюда в большом количестве хлеба. В связи с этим Закаспийская дорога была проложена до Ташкента.

Основные направления:

I. Центр – Запад:

  • Москва – Смоленск – Минск – Брест (1871);
  • Москва – Ржев – Великие Луки – Вентспилс;

II. Центр – Север:

Москва – Ярославль – Вологда (1872), продолженная в 1898 году до Архангельска;

III. Центр – Юг:

  • Москва – Рязань – Козлов (Мичуринец – Воронеж – Ростов-на-Дону – Владикавказ (1875) с ответвлением от Козлова на Тамбов – Саратов (1871), продолженная в 1894 году. От Владикавказа на Петровск (Махачкала) и Баку (что обеспечило первый транспортный выход на Закавказье);
  • Москва – Тула – Орел – Курск – Харьков – Севастополь (1875) с ответвлением от Курска на Киев (1869);

VI. Центр – Восток:

  • Москва – Нижний Новгород (1862);
  • Москва – Сызрань – Самара – Оренбург (1877)) с ответвлением от ст. Кинель на Уфу – Челябинск (1892) – Екатеринбург (1896).

Отдельные железные дороги были построены для обеспечения экспортных поставок зерна через морские порты Балтийского и Черноморского бассейнов и имели соответственно хордовую направленность, например Риго-Орловская дорога: Царицын (Волгоград) – Орел – Смоленск – Витебск. Рига (1871). В 1878 г. было начато железнодорожное строительство на Урале, где Горнозаводская дорога Пермь – Нижний Тагил – Екатеринбург соединила основные металлургические заводы с Волго-Камским водным путем. В 1885г. она была продолжена до Тюмени.

Отдельно следует обратить внимание на то, что после отмены крепостного права в 1861 году произошли изменения в экономике страны, способствовавшие разработке системы финансовых и административных мер, которые были положены в основу новой железнодорожной политики. В те годы был учрежден формально обособленный от госбюджета «железнодорожный фонд», что способствовало развитию железнодорожного строительства

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: