Чем увлекались русские правители?

Занятие высоких государственных постов а уж тем более правление целой страной требует огромного напряжения сил и энергии Каждый день монархов как правило был расписан буквально по часам Приемы смотры заседания все это являлось неотъемлемой ч

Что наша жизнь? Игра!

Иван Грозный, будучи одним из самых неоднозначных русских царей, поражал современников не только методами управления государством, но и своими увлечениями. Известно, что государь всерьез интересовался астрологией, составлял карты звездного неба и верил в то, что небесные светила способны предсказывать судьбу человека. Другим занятием, приносившим неподдельную радость царю, была игра в шахматы.

Любопытно, что еще в первой половине XVI века шахматы на Руси пытались запретить, причем ратовали за это сподвижники Ивана IV митрополит Макарий и автор «Домостроя» протопоп Сильвестр. Последний окрестил игру «бесовским» развлечением и насылал проклятия на всех, кто хотя бы раз в жизни сядет за шахматную доску. Однако Ивана Васильевича не остановили даже угрозы духовника. Царь не только с удовольствием играл в шахматы сам, но и приглашал разделить с ним партию главного опричника Малюту Скуратова, а также Ивана Глинского и Бориса Годунова, которые, впрочем, не смогли превзойти Ивана Грозного в столь интеллектуальной забаве.

Согласно одной из версий гибели Ивана IV, самодержец скончался именно за игрой в шахматы. По словам англичанина Горсея, оставившего воспоминания о Московии, в тот роковой день 28 марта 1584 года Иван Васильевич никак не мог поставить фигуру короля на доску – та все время падала. Когда же царь полностью лишился чувств, остальные фигуры с грохотом повалились на пол. Чем не предзнаменование Смутного времени?

Слайд 26Помимо русско-турецкой и северной войн Петр Великий нагнетал обстановку на востоке.

Благодаря его экспедициям были основаны города Омск, Усть-Каменогорск и Семипалатинск, позднее к России присоединилась Камчатка. Царь хотел осуществить походы в Северную Америку и Индию, но воплотить в жизнь эти задумки не сумел. Зато он провел так называемый Каспийский поход на Персию, в ходе которого завоевал Баку, Решт, Астрабад, Дербент, а также другие иранские и кавказские крепости. Но после смерти Петра Великого большинство этих территорий оказались утерянными, так как новое правление посчитало регион не перспективным, а содержание гарнизона в тех условиях было слишком дорогостоящим.

Военный с душой художника

Известно, что будущего императора Николая I к управлению государством не готовили – он являлся младшим наследником и, если бы не отречение брата Константина в 1825 году, никогда не стал бы монархом. По традиции Николай Павлович получил военное образование, однако было в его жизни увлечение, на первый взгляд не имеющее ничего общего с армией и флотом.

С детских лет Николай любил рисовать. Сначала он просил учителей изобразить что-либо на бумаге, а затем с удовольствием раскрашивал рисунок и дарил его кому-то из близких. В возрасте семи лет Николай Павлович начал брать отдельные уроки живописи, и его первым преподавателем стал художник «на исторические темы» И.А. Акимов, с которым будущий правитель занимался дважды в неделю и делал большие успехи.

Уже в зрелые годы Николай I решит освоить искусство гравюры, и на этот раз будет брать уроки у О.А. Кипренского (создателя знаменитого портрета А.С. Пушкина). Преуспев и в этой технике, Николай Павлович выпустил серию гравюр «Обмундирование российских войск», тщательно вырисовывая каждую деталь военной формы: обшлага, воротники, петлицы. Кроме того, в 1829 году император создал несколько акварельных работ на тему итальянской гвардии и карандашные рисунки, изображающие женщин в парадной кирасирской форме.

Одним из любимых занятий Николая I стало собственноручное создание эскизов обмундирования для российской армии. Энтузиазм императора был так велик, что он мог днями и ночами работать над ними, дорабатывая и совершенствуя. Для этого ему даже пришлось познакомиться с азами швейного дела и участвовать в подборе тканей и фурнитуры для военной формы. Кстати, это увлечение унаследовал и его сын Александр II, в период Великих реформ внесший значительный вклад в изменение обмундирования русских солдат и офицеров.

Ясные соколы Тишайшего царя

Несмотря на закрепившееся прозвище, царь Алексей Михайлович был человеком азартным. Чего стоит одна его любовь к соколиной охоте, о которой еще при жизни государя было известно далеко за пределами царского двора. Сам правитель характеризовал себя как «достоверного охотника», то есть настоящего, искусного и знающего.

Секретарь голштинского посольства Адам Олеарий, оставивший записки о Российском государстве XVII века, отмечал, что охотничьих птиц держал «дядька» Алексея боярин Борис Иванович Морозов. Он и привил своему воспитаннику любовь к соколиной охоте. К тому же молодой царь понимал, что это увлечение в глазах подданных является традиционным для государя и достойным его высокого титула. Правда, в отличие от более привычной звериной охоты, Алексей выбрал нечто более утонченное: здесь мастерство определялось не только добытыми трофеями, но и выучкой хищной птицы, красотой и размахом ее полета.

Обучение и подготовка птиц, а также организация соколиной охоты обходились казне в 75 тысяч рублей в год – по тем временам невероятная сумма! На территорию соколиных дворов никто, кроме самого царя, не мог попасть без особого разрешения, и управление всей охотой Алексей Михайлович передал в ведение Приказа тайных дел. Нередко по воле царя сокольники отправлялись с посольством в дальние страны и преподносили зарубежным правителям дары: русские птицы всегда ценились очень высоко, а потерять сокола считалось страшным преступлением.

В Москве под соколиную охоту выделялись целые районы. Помимо самого главного, справедливо получившего название Сокольники, в середине XVII века Романовым принадлежали села Покровское, Измайлово, Семеновское и Черкизово. В 1661 году Алексей Михайлович приказал построить очередной летний дворец на правом берегу Яузы. Здесь же находилось обширное поле для соколиной охоты, поскольку гордые птицы нуждались в открытом пространстве, а в лесах чувствовали себя беспомощно.

Последний император и его увлечения

Конец XIX века подарил мировой истории множество технических новинок: от телеграфа и телефона до автомобиля. В соседней с Россией Австро-Венгрией правил Франц-Иосиф, “последний монарх старой школы”, как он сам себя любил называть. Франц Габсбург не любил новинки, он не доверял автомобилю и отказывался проводить в свой кабинет телефон. А в это время в России правил Николай II, испытывавший интерес ко всему новому.

Николай увлекался фотографией. Он приглашал к себе знаменитых фотографов и мог часами обсуждать с ними их ремесло. Позже он сам начал пробовать себя в фотографии. Сегодня сохранились фотографии, которые сделал сам Николай II.

Селфи Николая II

Вторым увлечением Николая Романова был большой теннис. Если раньше отечественные монархи отдавали предпочтение конному спорту или бильярду, то Николай во многих своих резиденциях просил создавать корты.

Третьей “страстью” самодержца были “мотоповозки”, или как тогда уже начинали говорить “автомобили”. Первыми его машинами были «Delaunay-Belleville» (лимузин) и немецкий Mercedes. К 1906 году он уже купил шесть моделей немецкой марки.

К 1912 году автопарк императора уже насчитывал более 20 автомобилей. Это был поистине “царский гараж”. Отдельные автомобили имелись в резиденциях, а также целый автопарк имела Дворцовая комендатура.

Делоне-Бельвиль 40HP — один из первых автомобилей Императорского гаража

Изучать хобби и увлечения царей весьма интересно. Порой нас ожидают весьма удивительные открытия. Но главное то, что императоры предстают перед нами простыми людьми, имеющие свои как вкусы, так и странности. Одни вырывали зубы, другие — тратили государственный бюджет на охоту, третьи — рисовали мундиры, а четвертые — коллекционировали автомобили и играли в большой теннис.

Царственный доктор

Посетив европейские страны в годы Великого посольства, Петр I вернулся на родину не только с желанием создать мощный флот и подвергнуть коренным изменениям быт своих подданных, но и с живым интересом к медицине, в особенности – к стоматологии.

Находясь в Голландии, царь посещал лекции по анатомии в Лейденском университете, научился вскрывать нарывы, делать хирургические прорезы и перевязывать раны. По воспоминаниям современников, Петр I со временем стал настолько искусно лечить зубы, что стремился опробовать приобретенный навык буквально на всех – начиная от придворных и заканчивая простыми жителями столицы. Государь даже постоянно носил при себе два набора инструментов: математический и хирургический со щипцами для зубов. В Кунсткамере (первом музее, который основал Петр Великий) до сих пор хранится «Реестр зубам», удаленным лично царем. Количество «экспонатов» превышает 60 штук!

Стоит отметить, что до Петра стоматологии в Российском государстве фактически не существовало. Были лишь так называемые зубоволоки, специалисты, способные удалять зубы и ставить примитивные пломбы. Однако им народ не слишком доверял. Ситуация начала меняться, когда охваченный новым увлечением Петр Первый привез в Россию голландского врача Н.Л. Бидлоо, ставшего первым руководителем Московской госпитальной школы. В 1718 году царь открыл «инструментальную избу» для изготовления хирургических инструментов, среди которых были и зубоврачебные.

Пётр I

Петровская эпоха ознаменовалась появлением смешных указов, один из которых запрещал сенаторам зачитывать заявления, все сообщения необходимо было говорить по памяти, «дабы дурь каждого всем была видна». Другой шутливый декрет повелевал во время торжеств всех напившихся в стельку аристократов аккуратно укладывать спать подальше от танцующих.

Вообще потехи с пьяными были любимой забавой Петра I, учредившего шутовскую ассоциацию «Всешутейший, всепьянейший и сумасброднейший собор», куда входили высокопоставленные чиновники.

Каждый в рамках этого объединения, включая императора, имел прозвище и брал на себя обязательства на всех созывах распутствовать, пить и высмеивать церковь. Надо отметить, что абсолютное большинство шуток носило похабный характер, что тогда не считалось признаком плохого тона.

Большое удовольствие Петр I получал при виде людей с анатомическими аномалиями: из-за этой причуды, и была организована Кунсткамера. Особый интерес императора вызывали карлики, которые прислуживали при дворе шутами.

К числу безобидных розыгрышей Петра I можно отнести случай, когда император желал наладить теплые отношения между русскими и европейцами. Однажды с этой целью был организован бал, на котором и первые, и вторые не хотели долго задерживаться, однако император сначала утомил всех танцами до полуночи, а затем тайно наказал заблокировать выход из дворца.

Когда гости обратились к Петру с просьбой отпереть их, он ответил, что солдаты получили приказ запереть двери от полковника, а поскольку император по военному званию всего лишь капитан артиллерии часовые его слушаться не обязаны.

Николай I

Император Николай I любил праздновать 1 апреля веселыми розыгрышами, на один из которых забавно попался полицмейстер столицы Бутурлин, получивший донесение о краже памятника «Медный всадник». Прибыв на место происшествия, он обнаружил статую на месте и сообщил об этом правителю, который рассмеялся и напомнил ему о дне смеха.

Спустя год произошло обратное событие – забыв о субординации, полицмейстер разыграл императора. Отправившемуся в театр Николаю I доложили, что горит Зимний дворец. В спешке вернувшись домой, император не обнаружил пожара, зато нашел смеявшегося чиновника. Поняв, что произошло, император назвал Бутурлина дураком и уточнил, что это «звание» не первоапрельская шутка, и что на следующий день он удостоится его вновь.

Николаю I приходилось демонстрировать свое чувство юмора и на международной арене, в частности, когда на парижской сцене вознамерились поставить спектакль о фривольной жизни Екатерины II. Когда стало известно, что посланная через посла нота протеста не возымела действие, и французы, прикрываясь либеральными взглядами, не будут отказываться от скандальной пьесы, Николай I вежливо попросил передать правительству Франции, что намерен делегировать на премьерный показ 300 тысяч зрителей в серых военных шинелях. Так вопрос о судьбе постановки был снят.

Николай I.

Этот монарх прекрасно рисовал, причем изображением людей и животных он начал увлекаться ещё в детстве. Его учили лучшие живописцы тех времен и наследник делал успехи в живописи, а особенно графике. Кроме того, принц любил, как и все мальчишки, игру в солдатики.

В более зрелом возрасте эти два увлечения (изобразительное искусство и военное дело) вылились в моделирование военной формы. Да-да — царь занимался этим лично, тщательно вырисовывая мельчайшие детали кителей и брюк.

К. Пиратский. Николай I и цесаревич Александр Николаевич среди офицеров лейб-гвардии Конного полка

Кроме того, Николай продолжил дело Екатерины, скупая по всей Европе предметы искусств. А для того, чтобы все желающие могли ими наслаждаться, велел выстроить новый Эрмитаж.

Александр III. Этот монарх, получивший в народе прозвище Миротворец, увлекался исконно русскими хобби — охотой и особенно рыбалкой. Каждую свободную минуту он предавался любимому делу. Говорят, он даже несколько раз отсылал иностранных послов и других высокопоставленных лиц, не желая прерывать увлекательное занятие.

Как видите и царям не чуждо ничто человеческое.

Людовик 15 интересные факты. Людовик XV Louis XV

Людовик XV родился 15 февраля 1710 года в городе Версаль, Франция. Мальчик вступил на трон в пятилетнем возрасте, его регентом стал принц Филипп Орлеанский, а после его смерти, герцог де Бурбон. В шестнадцать лет король стал мужем польской принцессы Марии Лещинской. Но молодой монарх не желал заниматься государственными делами.

     С 1726 по 1743 годы Францией управлял престарелый кардинал де Флери, являвшийся опытным политиком и сумел укрепить финансовое положение страны, содействуя развитию промышленности и торговли. После смерти Флери в 1743 году Людовик сам стал управлять государством, и для страны наступили тяжелые дни.

     Людовик XV оказался неспособен к управлению страной, проявлял безразличие к делам, уделяя основное время пирам, охоте и любовным развлечениям. Его фаворитки оказывали большое влияние на государственные дела. Среди них наиболее влиятельной выступала маркиза Помпадур. Король щедро награждал своих возлюбленных за счет бюджета страны, налоги росли.

    Войны за Польское и Австрийское наследство, Семилетняя война истощали казну. Англичане разбили французские войска в Северной Америке и в Индии. Французы фактически оказались изгнаны из Индии и потеряли Канаду.

     К началу 1750-х годов король сильно деградировал и морально, и физически. Из красивого юноши превратился в непривлекательного обрюзгшего толстяка, страдавшего одышкой. Обжорство и разврат разрушали его. Будущее страны не волновало монарха. Некоторый подъем Франции связан с деятельностью герцога Шуазеля, который получил большую власть с 1758 года по протекции маркизы Помпадур.

     За годы своего правления Шуазелю удалось изгнать из страны иезуитов, провести реформу в армии, улучшить экономическое положение страны. Также сумел присоединить к Франции Корсику и добиться мира. Но поднять авторитет короля не смог. Парламенты Франции, которые при Людовике XIV являлись покорными, стали выступать против политики короля.

     При Людовике XV резко упала роль королевского двора. В предшествующее царствование двор играл большую роль в культурной жизни страны. В век Людовика XV просвещенные французы иронически воспринимали придворную жизнь. Для читателей Вольтера, Руссо, Дидро, Гельвеция и других двор все более казался анахронизмом. Наступал канун Французской революции.

     Людовик XV скончался 10 мая 1774 года в Версале, заразившись оспой от очередной юной наложницы. В этот день в Париже никто не горевал, а даже наоборот: ликовал.

Семья Людовика XV

Жена — Мария Лещинская ( брак с 4 сентября 1725 года), дочь бывшего короля Польши Станислава. У них было 10 детей, из которых 1 сын и 6 дочерей дожили до взрослого возраста. Лишь одна, самая старшая из дочерей, вышла замуж. Младшие незамужние дочери короля опекали своих осиротевших племянников, детей дофина, и после вступления старшего из них, Людовика XVI, на престол известны как «Госпожи Тетки».

Выкидыш (1726)Мария Луиза Елизавета (14 августа 1727 — 6 декабря 1759) — жена Филиппа, герцога Пармского.Генриетта Анна (14 августа 1727 — 10 февраля 1752) — к которой неудачно сватался внук Регента Луи-Филипп Орлеанский.Мария Луиза (28 июля 1728 — 19 февраля 1733).Людовик Фердинанд (4 сентября 1729 — 20 декабря 1765) — дофин, отец Людовика XVI, Людовика XVIII и Карла X.Филипп (30 августа 1730 — 7 апреля 1733) — герцог Анжуйский.Аделаида (23 марта 1732 — 27 февраля 1800).Виктория (11 мая 1733 — 7 июня 1799).София (27 июля 1734 — 3 марта 1782).Сын (25 марта 1735)Тереза Фелисите (16 мая 1736 — 28 сентября 1744).Мария Луиза (15 июля 1737 — 23 декабря 1787).

Екатерина II.

Эта одарённая правительница в молодости очень любила читать, а затем стала и сама писать сочинения на философские и исторические темы. Она вела дневник, публиковала пьесы, составляла своды законов и описывала принципы государственного устройства.

Ещё одним хобби царицы, за которое и сейчас благодарны её потомки, было коллекционирование предметов искусства. Именно Екатерина основала Эрмитаж и свозила туда разнообразные ценности.

Были у монархини и хобби «для души»: шитье и вышивание. Ну и конечно, нельзя не отметить тот факт, что всю жизнь царица увлекалась красивыми мужчинами.

Слайд 24В конце января 1725 года правитель уже не мог терпеть боли

и слег в своём Зимнем дворце. После того как сил кричать у императора не осталось, он только стонал, а все окружение поняло, что Петр Первый умирает. Смерть Петр Первый принял в страшных муках. Официальной причиной его смерти врачи назвали воспаление легких, но позднее у докторов возникли сильные сомнения на счет такого вердикта. Было проведено вскрытие, которое показало страшное воспаление мочевого пузыря, которое уже переросло в гангрену. Похоронили Петра Великого в соборе при Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге, а наследницей трона стала его супруга, императрица Екатерина I.

Бранденбургско-Прусское государство

Одним из самых поразительных явлений не только германской, но и европейской истории было стремительное возвышение Бранденбурга-Пруссии. Окраинное малозаселённое небольшое государство с неплодородными, часто болотистыми почвами и ничтожным весом на международной арене за считаные десятилетия превратилось в великую европейскую державу.

Успех Пруссии был в первую очередь успехом династии Гогенцоллернов. Получив в начале XV в. ядро будущего королевства — курфюршество Бранденбург, в начале XVII в. они сделали приобретения, которые во многом предопределили последующее развитие страны: владения на нижнем Рейне, на самом западе Империи, а также Пруссию, находившуюся за её пределами на востоке. Герцогство Пруссия, представлявшее собой земли Тевтонского ордена под сюзеренитетом (главенством) польской короны, позднее дало название и всему государству. Таким образом, Бранденбургско-Прусское государство складывалось из трёх территорий, отделённых друг от друга десятками и сотнями километров. Эта исходная ситуация лежала в основе характерных черт прусского государства: раздробленность территории требовала особенной эффективности от государственного аппарата, а также наличия мощной армии. Обе черты — милитаризованность (повышенная роль армии) и эффективный государственный аппарат — станут каркасом прусского государства и сохранятся на следующие три века его существования. Недаром Наполеон впоследствии говорил, что «Пруссия вылупилась из пушечного ядра».

Возвышению Пруссии благоприятствовали и международные обстоятельства. Благом для неё оказался одновременный взлёт России в эпоху Петра I

Подъём России менял соотношение сил на востоке Европы, и Пруссии было легче найти себе там место, поскольку основное внимание местных лидеров — Швеции, Польши и Турции — сосредоточивалось на России

Кроме того, Пруссия, будучи страной скорее бедной, тем не менее выгодно отличалась от многих европейских держав довольно устойчивым положением государственных финансов. Особенностью Пруссии являлось наличие больших королевских владений, доходы от которых составляли не менее четверти государственного бюджета. Большое значение имело и введение системы косвенных налогов, практически неподконтрольных сословным органам.

Чрезвычайно прочной была и социальная структура, важнейшую роль в которой играло прусское дворянство — юнкерство. Юнкеров отличали особое самосознание и характер их связи с государством. Каждый юнкер видел перед собой лишь два возможных жизненных предназначения — хозяйствование на земле либо военная служба. Королевские указы запрещали юнкорам учиться за границей, поступать на иностранную службу и всячески поощряли их обучение в королевском кадетском корпусе. Прусские короли последовательно добивались как можно более тесной увязки общественного устройства и структуры армии, определяя крестьян на роль солдат, а юнкеров — на роль офицеров. В результате государство обрело мощную социальную опору в лице юнкерства, отличавшегося от прочего европейского дворянства необычайно развитым культом долга, верностью королю и массовой вовлечённостью в военную службу.

Подъёму Пруссии способствовали её монархи — целая череда энергичных, целеустремлённых и не стесняющихся в средствах правителей, на протяжении многих поколений преследовавших одну цель — объединить разрозненные территории и приумножить их. Только бранденбургским курфюрстам удалось добиться для себя титула королей, что сразу выделило их из рядов прочих германских монархов.

Значительный шаг на пути к возвышению Пруссии был сделан в правление Фридриха Вильгельма I (1713—1740). На фоне погрязшей в долгах Баварии и огромных трат Августа II на роскошный двор этот монарх взял курс на железную экономию, ограничивая даже самого себя в самом необходимом. В итоге он добился оздоровления государственных финансов. Однако главные свои силы Фридрих Вильгельм I направил на реорганизацию прусской армии, получив прозвище «король-солдат». Учреждалась новая система призыва рекрутов, в массовом порядке привлекалось к службе дворянство. На численно увеличившуюся армию уходило теперь 4/5 государственных доходов. Насаждался дух поклонения перед армией как ядром общества и государства. Армия занимала все мысли «короля-солдата» в буквальном смысле до смертного часа. Когда у постели умирающего короля зазвучало религиозное песнопение «Нагим пришёл я в этот мир, нагим его покину», Фридрих Вильгельм I нашёл в себе силы воскликнуть: «Неправда, меня похоронят в мундире!»

Фридрих II. Австро-прусский дуализм и реформы

Фридрих II (1740—1786), сын «короля-солдата», является одной из самых популярных фигур германской истории. Не чуждый деспотических черт, Фридрих II был одновременно художественно одарённой и духовно развитой натурой — музыкант, художник, писатель, философ. В историю Фридрих Великий вошёл прежде всего как «философ на троне» и великий полководец.

Парадный портрет прусского короля Фридриха II (1712-1786) в треуголке как полководца. Антуан Пэн

В правление Фридриха милитаризованность Пруссии достигла своего апогея — каждый тридцатый житель королевства был солдатом (во Франции это соотношение было 1:145, в Англии — 1:310). Отобрав у Австрии в ходе Войны за австрийское наследство 1740—1748 гг. Силезию, Фридрих приумножил своё королевство более чем на 1 млн чел. и одну из самых экономически развитых территорий самым он положил начало так называемому австро-прусскому дуализму — непримиримой вражде, которая на следующие сто с лишним лет разделила Австрию и Пруссию.

Не менее, чем громкими победами, Фридрих Великий известен и своей деятельностью внутри страны. В качестве обоснования правления Фридрих II использовал просветительскую идею всеобщего блага, утверждая, что государство — это лишь средство его достижения. Отсюда проистекало новое обоснование сильной власти монарха. Фридрих II заявлял о себе как о «первом слуге государства», который отвечает за общее благо. А для того чтобы государственный механизм работал безукоризненно, воля, его связывающая, должна быть абсолютной.

Фридрих способствовал подъёму прусского сельского хозяйства, осушив и сделав пригодными для земледелия тысячи гектаров в низовьях рек, привлекая на новые земли колонистов, получавших материальную помощь и освобождение от налогов и военной службы на много лет. Он всячески содействовал развитию ремесла и торговли, основывал новые мануфактуры. Подобные меры осуществляли и его предшественники, но Фридрих преподносил их как служение общему благу.

Фридрих II отменил пытки и преследование ведьм, фактически ввёл всеобщее начальное образование (1763 г.), закрепил свободу вероисповедания. Одним из самых значительных преобразований стала разработка нового законодательства, использовавшего целый ряд просветительских идей. Прусский король провёл и административную реформу: более чётко разделил компетенции центрального органа — Директории, запретил практику покупки должностей, разграничил юстицию и исполнительную власть.

Однако наряду со всеми этими новшествами Фридрих II оставил практически без изменений старые политические и социальные структуры. Король правил совершенно самовластно путём бесчисленных распоряжений и с помощью армии чиновников, но не доверял даже им, подвергая их постоянному контролю и проводя всю жизнь в бесконечных инспекциях. В социальной сфере он также не покушался на старые порядки. Особенно явно это проявилось в крестьянском вопросе. Несмотря на то что лично Фридрих не одобрял крепостного права, он сохранил его в неприкосновенности, удовлетворившись лишь отдельными указами о запрете сгона крестьян с земли и ограничении барщины. И те осуществлялись непоследовательно. Освободить крестьян значило бы ослабить юнкерство, а вместе с ним и армию, что, в свою очередь, означало бы ослабление страны, которую сам Фридрих однажды назвал «военным государством».

Интересы последнего императора

По количеству увлечений Николай II, очевидно, превзошел всех своих предшественников. Император любил долгие пешие прогулки, езду на велосипеде и плавание, но его фаворитом среди видов спорта стал теннис. На корт Николай Александрович впервые вышел в подмосковном селе Ильинское сразу после собственной коронации в 1896 году. Там находилась резиденция дяди императора, московского генерал-губернатора Сергея Александровича. Когда Николай Второй изъявил желание и дальше совершенствовать мастерство игры, корты установили в императорских резиденциях в Петергофе, Царском селе и Ливадии.

Партнерами царя по игре обычно бывали дежурные флигель-адъютанты или офицеры императорской яхты «Штандарт», однако со временем интерес Николая II разделили даже фрейлины! Анна Вырубова (пожалуй, самая известная из них) с радостью проводила время на корте и составляла компанию государю.

Помимо занятий спортом император всерьез увлекался домашней фотосъемкой, причем любил как фотографироваться сам, так и создавать снимки. И если государственные мероприятия освещались официальными репортерами, то моменты частной жизни своей семьи Николай стремился запечатлеть лично. Императора и его супругу Александру Федоровну даже включили в справочник «Российские фотографы» историка Федора Попова. Свою любовь к фотографии Николай II передал дочери Марии, которая не только занималась фотосъемкой, но и раскрашивала черно-белые фотографии. Вместе с отцом они бережно собирали все снимки, а затем распределяли их по альбомам. Благодаря семейному увлечению царской семьи до наших дней сохранились фотографии, на которых последний российский император изображен в неформальной обстановке: проводит время с близкими, играет в любимый теннис и даже исполняет комические номера вместе с другими монаршими особами Европы.

Обложка: В.Г. Шварц «Сцена из домашней жизни русских царей (Игра в шахматы), 1865 год. @ Государственный Русский Музей

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: