Беспокойная обитель

Московский высоко-петровский монастырь - древо

История создания монастыря

Монастырь основали XIV веке. Его создание связано с историей о знамении князю Ивану Калите. Ему было видение, в котором он охотился и увидел огромную заснеженную гору на месте обители. Как только князь приблизился к ней, снег моментально растаял. Спустя мгновение чудесным образом пропала и сама гора.

Иван попросил растолковать видение митрополита Петра. Тот объяснил его так: «Гора, государь – это ты. Снег же — я. Господь меня раньше заберет к себе, а ты почишь после». Толкование сна оказалось верным – Калита прожил на 14 лет больше иерарха церкви. Когда в 1326 году митрополит ушел из жизни и князь убедился в правильности его слов, он решил основать монастырь. Калита заложил обитель на том самом месте, где ему привиделась гора.

У монастыря была сложная судьба. Средневековая Москва была почти вся из дерева и часто страдала от масштабных пожаров. Они не щадили и обитель – она несколько раз сгорала и восстанавливалась. А в 1611 году монастырь был разграблен польско-литовскими оккупантами.

Расцвет обители начался в царствование Петра Великого. Молодой государь сразу после восшествия на престол начал там масштабное строительство. Первым возвели Боголюбский храм, который стал усыпальницей Нарышкиных – родственников Петра по материнской линии. Затем построили церкви Покрова, Сергия Радонежского и ряд административных зданий. Обитель стала почти полностью каменной.

После застройки Петра монастырь начал расширяться. В него приходили новые насельники, ему даровали земли с крестьянами. Но все изменилось после начала Отечественной войны 1812 года и прихода наполеоновских солдат. В обители квартировали кавалеристы, в храмах хранили туши скота, а во дворе расстреливали партизан. После окончания войны монастырь восстановили. Заодно в нем открыли духовное училище, где стали готовить кадры для церкви.

https://www.youtube.com/watch?v=nOaNWMDSn1s

После революции 1917 года обитель формально закрыли. Но де-факто здесь действовала одна из крупнейших подпольных монашеских общин в стране. Часть монахов, живших тогда там, ныне причислена Русской православной церковью к лику святых. В 1929 году общину распустили по инициативе властей.

После Великой отечественной войны в обители был музей. За время его существования весь архитектурный комплекс отреставрировали. В 1994 году монастырь полностью передали церкви. С 2009 года в нем вновь стали жить монахи.

Спас у стен Кремля

Так что, если быть точными, историю свою Новоспасский монастырь ведёт не с XIII, а с XIV века — с 1330 года, когда в Кремле возвели белокаменную церковь Спаса Преображения.

Историки говорят, что Спасо-Преображенская обитель, разросшаяся внутри Кремля, стала любимым местом Ивана Калиты и его потомков. Князь и его семья были её ктиторами (то есть финансировали строительство), архимандриты монастыря становились духовниками великих князей, здесь князья принимали монашеский постриг перед кончиной. 

Однако монастырю предстоял ещё один переезд. При Иване III он попал, как мы сказали бы сегодня, «под реновацию». В 1488 году в Москве случился крупный пожар, после которого Кремль перестроили. Великокняжеский дворец расширили, и он «поглотил» монастырь. Решено было его перенести, но не слишком далеко. Новое место нашлось на Васильевском, или Васильцовом стане, что на берегу Москвы-реки. Расположенная теперь на Крутицком холме, обитель возвышалась над Москвой, служа и её украшением, и оборонительным рубежом. Так как монастырь оказался на новом месте, его и стали называть «Спас на Новом», или Новоспасский.

Конечно, сегодня мы видим совсем не тот Новоспасский монастырь, каким он был в конце XV века (о точной дате его окончательного переезда учёные всё ещё спорят, вероятнее всего, это был 1490 год). Совершим же короткое путешествие хотя бы по старейшим его строениям.

Особенности архитектуры и интерьера Ипатьевского монастыря

Уникальный комплекс стал типичным образцом древнерусской архитектуры XIV века. Все сооружения надёжно защищены высокой каменной крепостью, имеющей множество переходов. Белая каменная ограда монастыря выполнена в виде многоугольника, имеющего 5 углов, в каждом из которых находится башня с зелёным шпилем. Вход в святую обитель предусмотрен через Екатерининские ворота, выстроенные в стиле барокко.

В самом центре монастыря был возведён уникальный Троицкий собор, украшенный пятью куполами. Отличительное особенностью его стало крыльцо под крышей, выполненной в виде шатра, которую поддерживают 4 мощных столба. Храмовая звонница разделена на две части. Старая построена в виде аркады, более новая имеет форму колокольни и увенчана зелёным шпилем, покрытым черепицей.

Интерьер Троицкого собора нарядно украшен фресками талантливого живописца Гурия Никитина, которые датируются второй половиной XVII века. Их более 400. В самом верху изображено явление ангелов Аврааму и Лоту, часть изображений посвящена жизни Христа, в нижнем ярусе расположились фрески, изображающие святых апостолов. Здесь же стоит уникальный иконостас, подаренный Елизаветой Петровной.

Великолепный иконостас датирован серединой XVIII века и украшен ажурными виноградными ветвями, покрытыми чистым сусальным золотом, они были изготовлены талантливыми костромскими резчиками в популярном тогда стиле барокко. Все иконы, предназначенные для соборного иконостаса, писали известные царские иконописцы. Уникальная настенная роспись мастеров XVII века выделяет искусно выполненные православные иконы.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы представляет собой просторное здание из камня, украшенное пятью куполами, выполненными в русско-византийском стиле. Внутри церковь украшает великолепный иконостас с позолоченными иконами, написанными известными палехскими мастерами иконописи. На звоннице колокольни были расположены 18 колоколов, самый большой из которых весил 600 пудов.

Надвратная церковь в честь Хрисанфа и Дарии возведена над Святыми воротами в самом конце XIX века. Православный храм не имеет столпов, уникальная крыша его представляет 12-гранный шатёр, покрытый черепицей. Фасад выполнен переплетением двух стилей — древнерусского и традиционной классики. Внутри церковь украшена многочисленными масляными росписями

Привлекает внимание уникальный иконостас с позолоченными иконами

Палаты Романовых служили местом, в котором останавливались известнейшие и богатые посетители монастыря. Изначально левое крыло занимал царь Михаил Романов, правое крыло было отдано его матери. Здание возведено в классическом стиле с добавлением отдельных элементов эклектики. Стены первого этажа окрашены в коричневый цвет, отделка второго этажа выполнена декорациями с шахматным орнаментом.

Архиерейский корпус включает в себя Святые ворота с устроенной над ними надвратной церковью, помещения казначея и эконома. Часть здания выполнена в крепостном стиле, оставшаяся часть разбавлена элементами классики. Наместнический корпус имеет три различных этажа. Первый был построен в древнерусском стиле, для второго характерны наличники с резьбой, популярные в XVII веке. Верхний этаж выполнен в стиле барокко.

Основание монастыря: от легенды — к истории

Легенда первая. XIV век. До Куликовской битвы — пятьдесят лет. Влиятельный вельможа, татарский мурза Чет направляется из Золотой Орды в Москву на службу к великому князю Ивану Калите. Держит путь по Волге, по дороге тяжело заболевает. Кораблям приходится причалить к берегу. Место удобное и красивое: дубовая роща, место впадения реки Костромы в Волгу. Мурза — при смерти. Но тут ему в чудесном явлении предстают Пресвятая Богородица, святой апостол Филипп и священномученик Ипатий Гангрский. Чет усердно молится Божией Матери и святым, получает исцеление от недуга и принимает крещение с именем Захарии. На месте видения он основывает монастырь, строит в нем каменную церковь во имя Живоначальной Троицы, а в память своего чудесного исцеления повелевает написать икону, изображающую удивительное явление. До революции это была широко распространенная версия (см. Описание Костромского Ипатьевского монастыря. М., 1832).

Явление Богоматери с предстоящими апостолом Филиппом и Ипатием Гангрским боярину Захарию Чету. Икона XVI века

Легенда вторая представляет основание обители немного иначе. Тот же Чет, знатный мурза, принял крещение еще в Орде от рук митрополита Петра (впоследствии причисленного к лику святых) и уже потом, прознав, что великий князь Московский собирает в свое княжество на службу именитых людей, отправился по рекам в Москву к Ивану Калите. Не доезжая до Костромы, очарованный пейзажами, причалил к берегу передохнуть. Место его остановки — Мерский стан (от названия местных племён — «меря»). Здесь случилось Чету-Захарии видение Богородицы и святых Филиппа и Ипатия, и, желая просветить светом Христовой веры местных язычников, он основал здесь обитель.

Существуют и другие версии, например, что мурза получил крещение и благословение на основание монастыря уже в Москве. И даже такое: не был Чет никаким мурзой, а был или одним из местных — костромским мерянином, или русским боярским сыном, прибывшим на Кострому из галицких земель.

В 40-х годах прошлого века известный историк, академик С. Б. Веселовский подверг сомнению эти легенды. Он утверждал, что Чет — фигура мифическая, а основан монастырь был в конце XIII века — скорее всего, костромским князем Василием Ярославичем, братом князя Александра Невского (см. Веселовский С. Б. Из истории древнерусского землевладения. Род Дмитрия Александровича Зернова (Сабуровы, Годуновы и Вельяминовы-Зерновы) // Исторические записки. Т.18. М., 1946).

Ипатьевский монастырь, вид около 1613 г. Реконструкция XIX века

Некоторые современные историки полагают, что монастырь основали новгородцы и еще раньше — в первой половине XIII века. Обосновывают это, в частности, тем, что на тот момент нигде на Руси, кроме Великого Новгорода, не было храмов в честь святого Ипатия Гангрского, значит, считают они, монастырь, скорее всего, основал какой-то богомольный новгородский боярин.

Как бы то ни было, в первой половине XIV века у впадения Костромы в Волгу уже стояли бревенчатые строения, в том числе первая деревянная церковь Живоначальной Троицы, их обнесли дубовыми стенами, а от основателя Ипатьевского монастыря пошли несколько значимых для истории Российского государства боярских и даже царских родов. В пятом поколении рода Чета-Захарии (один Бог знает, существовавшего в действительности или нет) родились два брата, принявшие разные фамилии — по прозвищам: Федор Иванович Сабур и Иван Иванович Годун. От них пошли знаменитые роды — Сабуровы и Годуновы. Многие их представители погребены в стенах Ипатьевского монастыря, некоторые приняли здесь монашеский постриг. Кроме того, от того же костромского корня пошли знатные русские фамилии Зерновы, Шеины, Вельяминовы… Потомки Захарии-Чета дали России двух царей — Бориса и Федора Годуновых, царицу Ирину Годунову, великую княгиню Соломонию Сабурову и царевну Евдокию Сабурову.

2

Монастырские храмы и строения

Обнесенный невысокой стеной, монастырский комплекс очень красив и возвышаясь над крышами Переславля, словно парит над городом. Самые старые его постройки сохранились с XVI-XVII века. Это белокаменная крепостная стена с бойницами и караульными переходами, служившая для защиты обители от неприятеля, три башни и двое ворот, Палаты привратника, церкви Николая и Всех Святых, а также трапезная палата.

Вид на восточные (Проездные) ворота

Святые ворота с возведенной над ними одноглавой Никольской церковью являются выдающимся памятником древнерусского зодчества. И специалисты многократно описывали их в различных изданиях, как образец слияния двух существовавших в те времена стилей — узорочья и очень популярного московского барокко.

Проездные ворота также считают настоящим архитектурным шедевром. Они сделаны в восточной монастырской стене и служили для хозяйственных целей

По сравнению с простыми и гладкими стенами, их нарядное убранство нельзя обойти вниманием. Ворота обрамляют большие арки, над которыми установлены фигурки вставших на дыбы коней

Надстройку над этими воротами сделали позже — ближе к концу XIX века.

Слева направо: церковь Всех Святых, собор Успения Пресвятой Богородицы

Главный монастырский храм – пятиглавый Успенский собор возводили в 50-60-е годы XVIII века по проекту архитектора И.Я. Яковлева. Однако, в связи с упразднением Переславской епархии, он так и не был достроен. Замысел архитектора лучше всего виден на восточном фасаде этой церкви. Композиционно храм представляет собой пирамиду, устремляющуюся вверх.

Скупое наружное оформление контрастирует с богатым барочным внутренним убранством — пышной белой лепниной на голубом фоне, роскошными паникадилами и живописными настенными панно. Над этой красотой трудились лучшие мастера из Ново-Иерусалимского монастыря. Многоярусный покрытый позолотой иконостас сделан руками мастера из Москвы Якова Жукова. А иконы для него изготовлены живописцами из Нового Иерусалима.

Собор Успения Пресвятой Богородицы Горицкого монастыря

Самой высокой на монастырской территории является Богоявленская церковь с четырехъярусной колокольней. Со смотровой площадки на верхнем ярусе колокольни виден весь Переславль-Залесский. Она, как и главный собор, с XVIII века не была достроена. После того как епархию упразднили, колокола с этого храма сняли и перевезли в тогдашнюю столицу, на колокольню в Петропавловской крепости.

С XIX века осталось здание, которое занимало Духовное училище, баня и звонница. В качестве строительного материала при возведении Духовного училища использовались кирпичи обветшавшей церкви Гефсимания.

Церковь Всех Святых Горицкого монастыря

Колонну этого разобранного древнего храма поместили в музейную экспозицию. А как домовый храм Духовное училище использовало пятиглавую отремонтированную церковь Всех Святых, возведенную в XVI веке.

На монастырской территории стоят также деревянные часовни (XIX в.), которые перевезли сюда в 80-х годах прошлого века из окрестных деревень Фонинское и Старово. Такие часовни назывались «обыденскими». Их возводили всей деревней, или, как тогда говорили, «миром».

Слева направо: собор Успения Пресвятой Богородицы, церковь Богоявления Господня

В времена архиерейский резиденции, на ее территории выкопали пруд, чтобы в случае пожара вода для тушения была рядом. А в 20-е годы прошлого века вокруг этого пруда разбили фруктовый сад.

Осенью 2014 года в судьбе монастыря произошли новые перемены. Его исторические помещения получила в пользование Ярославская епархия Русской православной церкви. И сейчас ведутся работы по освобождению помещений от музейных коллекций и восстановлению его как монашеской обители, которые планируется завершить за 4 года.

Звонница Горицкого монастыря

Роль в истории

Успенский собор повидал на своем веку немало важных исторических событий. Именно здесь венчали на царство Ивана IV в 1547-м. Начиная с Петра II здесь также короновали всех российских императоров. Отдельно проводилась также коронация императорской жены — императрица вставала на колени, и муж возлагал ей на голову меньшую по размерам корону. Исключение составила Елизавета Алексеевна, жена Александра I, которая приняла корону стоя. В 1613 году в здании храма проходил Земский собор, на котором царем были избран Михаил Федорович Романов. Здесь же хранились несколько важных документов, например, Акт о престолонаследии, изданный Павлом I, а также манифест Александра I, согласно которому Николай Павлович мог стать императором в случае отказа от престола Константина Павловича. Кроме того, в храме были погребены некоторые главы Русской церкви.

Нарышкинское, или московское, барокко

А дальше уже другой стиль и другие архитекторы. Ктиторами, то есть вкладчиками древнего монастыря были Димитрий Донской, Иоанн Калита, великий князь Василий III, царь Алексей Романов, император Петр I — для всех них этот монастырь очень много значил, поэтому и посещался часто. А для Петра конкретно монастырь был символом победы в борьбе с Софьей и со стрельцами:

«цари государи и великие князья Иоанн Алексеевич и Петр Алексеевич» были в Высоко-Петровском монастыре на торжестве по поводу освящения церкви Петра Митрополита, слушали в ней литургию, а затем Петр жаловал ближних людей и угощался в кельях архимандрита».

Боголюбский собор монастыря — родовая усыпальница бояр Нарышкиных, родственников императора Петра I. Там и дед, и бабушка Петра, и его дядья, убитые во время стрелецкого бунта, и еще два десятка Нарышкиных.

Стиль этих зданий определяется уже именно как «нарышкинское барокко». Сергиевская церковь с трапезной — следующая по постройке. Дальше уже построили Надвратную церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Церковь Толгской иконы Божией Матери, Казанской иконы Божией Матери. Так монастырь стал большим религиозным, культурным и архитектурным комплексом.

Во время Отечественной войны 1812 года в монастыре остановилась на постой французская конница, потом это была резиденция маршала Мортье, назначенного Наполеоном военным губернатором Москвы. Пишут, что прямо здесь расстреливали и хоронили москвичей, которых подозревали в поджогах.

Другое тяжелое испытание монастырю выпало после революции 1917 года. И именно здесь было церковное «подполье», так называемые «безгрешные катакомбы», были тайные общины, было старчество. Здесь уже были сплошные тайны. Однако на эту тему интересующиеся уже могут найти серьезные научные труды.

Сейчас монастырь почти полностью восстановлен. Не во все храмы есть постоянный доступ, но погулять и подышать уже ничего не мешает. А фотографии, пусть сделанные и не этой зимой, возможно, смогут проиллюстрировать то, что здесь написано.

Московское барокко, нарышкинский стиль в архитектуре уже полностью определяется как русский стиль. Многие здания, к сожалению, полностью разрушены, многие — охраняются ЮНЕСКО. Часть Высоко-Петровского монастыря выстроена именно в этом стиле, здесь же покоятся и многие Нарышкины, сыгравшие большую роль в непростой истории России.

«Советская» обитель: от танцевальной площадки — к музею

В 1919 году Ипатьевский монастырь закрыли. Епископа Филарета (Никольского) и монахов изгнали, имущество национализировали. Ценности вывезли в Москву, часть отдали в губернский музей, под который выделили некоторые монастырские помещения. Одни монастырские постройки уничтожили, другие отдали Советскому поселку, поселив в них рабочих костромских мануфактур. Служба в соборах, получивших приходской статус, продолжалась до 1922 года, потом прекратилась. На территории обители разместили военные казармы, организовали детский дом, позже — стадион, танцевальную площадку… В церкви Рождества Богородицы выставлялись экспонаты антирелигиозного музея, а в начале 30-х годов ее и вовсе разрушили. Собирались разрушить и монастырские стены, но, к счастью, не успели…

В середине 50-х годов на территорию бывшего Ипатьевского монастыря из зоны затопления Горьковского водохранилища перевезли деревянный Спасо-Преображенский храм из села Спас-Вежи — уникальное творение русских зодчих, собранное без единого гвоздя.

У стен монастыря, 1958 год. Фото Сергея Зябликова/pastvu.com

В 1958 году «монастырские» квартиры начинают расселять, Ипатьевскую обитель отдают под Костромской государственный историко-архитектурный заповедник. Сотрудники нового музея, понимая значимость и ценность памятника для истории всего государства, невосполнимость утрат, берутся за реставрацию, начинают кампанию в защиту того, что еще осталось, — исторических построек, документов, экспонатов…

8

Архитектурный комплекс монастыря

После войны 1812 года обитель восстановили. В первой половине XIX века здесь открыли духовное училище и Московскую епархиальную библиотеку.

В архитектурный комплекс входят храмы:

  • Собор святителя Петра, митрополита Московского;
  • Собор Боголюбской иконы Божьей Матери с усыпальницей Нарышкиных;
  • Храм преподобного Сергея Радонежского с трапезной;
  • Надвратный храм Покрова Пресвятой Богородицы;
  • Храм Толгской иконы Божьей Матери;
  • Храм святых апостолов Петра и Павла;
  • Часовня Казанской иконы Божьей Матери.

Собор святителя Петра, митрополита Московского

Деревянную церковь, построенную во имя апостолов Петра и Павла, перестроил в камне архитектор Алевиз Новый. Собор – в виде восьмигранной башни, увенчан шлемовидной главой, которая возвышается над восьмилепесковым нижним ярусом. Уникальная форма, получившая название «нарышкинское барокко». Собор невелик.

Большие «лепестки» нижнего яруса расположены по сторонам света, по диагонали – меньшие «лепестки». В северном, южном и западном «лепестках» – входы в собор, в остальных прорезаны окна.

Декорация фасадов проста: пилястры по углам завершены поясом кирпичного карниза. Округлые формы нижнего яруса объединены высоким цоколем. Плоскость стен украшена живописными наличниками и пояском под карнизом. С трех сторон собор окружен крыльцами и белокаменной открытой галереей-папертью.

Собор Боголюбской иконы Божьей Матери

Собор возведен в 1685 году по велению Петра I на месте деревянного храма над могилами убитых в 1682 году во время стрелецкого бунта Ивана и Афанасия Нарышкиных. Царица Наталья Кирилловна и Петр привезли из Боголюбского монастыря список с древней чудотворной Боголюбской иконы.

Собор – усыпальница Нарышкиных до 1771 года, где похоронено 18 представителей рода. В декоре фасада – узорочье и спаренные колонки, многопрофильный карниз и килевидные кокошники в обрамлении окон и оснований барабанов.

Внутри храма просторно, в южной аспиде – антресоль, где размещается ризница. После революции 1917 года иконы в храме сожгли. Богослужения возобновились в 2013 году.

Церковь преподобного Сергея Радонежского

Храм построен как трапезная церковь в 1702 году и соединен с братскими кельями арочным переходом. Над центральной главой – изображение царской короны.

Церковь стоит в середине монастырского комплекса, разделяя территорию надвое, и представляет собой четверик с пятиглавым завершением, украшенный кокошниками с раковинами.

В декоре здания использован белый камень, из которого выложены сложные обрамления окон и порталов, а также раковины в кокошниках.

Надвратная церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Церковь построена в 1696 году по указу Петра I над западными воротами монастыря с духъярусной колокольней в память Ивана и Афанасия Нарышкиных, убитых во время стрелецкого бунта.

Квадратное здание покрыто сомкнутым сводом с тройными колоннами по углам. Окна с наличниками в виде колонок, с разорванными фронтонами.

Колокольня – из двух восьмериков с арочными проемами, декорирована пилястрами и увенчана небольшой главкой. Церковь келейная, настоятельская, сообщается проходом с резиденцией настоятеля монастыря.

Храм Толгской иконы Божьей Матери

Между колокольней и Братским корпусом возвели одноглавую прямоугольную церковь на подклете. Стены декорированы сдвоенными пилястрами, главка прорезана узкими окнами.

Церковь построена на средства А. Нарышкиной, родственницы Петра I в 1750 году, в день празднования Толгской иконы Божьей Матери, так как 8 августа по старому стилю Петр I спасся в стенах Троице-Сергиевой Лавры от стрелецкого бунта 1689 года.

Храм святых апостолов Петра и Павла

Храм построен в середине XVIII века по настоянию архимандрита Пахомия. Основанием для постройки послужили белокаменные ворота усадьбы Нарышкиных. Кирпичное здание в стиле барокко – одноглавый храм, окруженный гульбищем, которое соединяет его с
кельями.

Здание пострадало в 1812 году от наполеоновской армии, восстановлено и освящено 13 сентября 1914 года.

Часовня Казанской иконы Божьей Матери

В Южной арке Святых врат монастыря, под колокольней, в 1873 году устроили часовню в честь Казанской иконы Божьей Матери, где поместили чтимый образ Казанской Божьей Матери, от которой происходили чудеса исцеления.

До 1924 года перед иконой служили молебен с акафистом. После закрытия часовни икону утеряли. В 2000 году часовню открыли вновь и специально по этому случаю написали новый образ Казанской иконы, которую вскоре богомольцы начали почитать как чудотворную. Традиция ежедневного чтения акафиста перед святым образом возобновлена.

Настоятели, наместники

  • Петр (между 1437 — 1461)
  • Иов (между 1437 — 1461)
  • Сергий I (1506)
  • Иона (1535 — 1544)
  • Петр (1597 — 1600)
  • Александр (1634 — 1637)
  • Евфимий (1641 — 1642)
  • Пафнутий (1644 — 1645)
  • Галактион (1647 — 1648)
  • N… N… (1654) (Дв. Зап., II, 219)
  • Моисей I (1655)
  • Феодорит (1666 — 1668)
  • Сергий II (1673 — 1675)
  • Моисей II (1676 — 1682)
  • Иосиф (1685 — 1688)
  • Иов (1690 — 2 мая 1694)
  • Иосиф (Римский-Корсаков) (1694 — 1699)
  • Иоасаф (2 февраля 1699 — 22 сентября 1708)
  • Пахомий (1735 — 1757)
  • Иосиф (Золотой) (18 июня 1758 — 17 декабря 1761)
  • Феофилакт (май 1775 — 17 сентября 1776)
  • Сергий IV (15 сентября 1776 — 1787)
  • Лаврентий (Бакшевский) (26 июня 1816 — 19 января 1819)
  • Никанор (Клементьевский) (19 апреля 1819 — 28 марта 1826)
  • Смарагд (Крыжановский) (8 мая — 23 августа 1828)
  • Гавриил (28 марта 1830 — 22 сентября 1845)
  • Евсевий (Орлинский) (31 августа 1845 — 1847)
  • Филофей (Успенский) (22 мая 1847 — 18 декабря 1849)
  • Евгений (Сахаров-Платонов) (20 декабря 1849 — 6 октября 1857)
  • Сергий (Ляпидевский) (18 апреля 1858 — 8 августа 1859)
  • Савва (Тихомиров) (4 ноября 1862 — 17 июня 1866)
  • Игнатий (Рождественский) (7 августа 1866 — 1873)
  • Григорий (Воинов) (1873 — ?)
  • Никифор (Бажанов) (25 ноября 1887 — 1890)
  • Виктор (Соловьев) (1890 — 26 сентября 1897)
  • Павел (Доброхотов) (21 октября 1897 — 23 апреля 1900)
  • Серафим (Голубятников) (11 мая 1900 — 1904)
  • Иннокентий (Кременский) (1904 — 1908)
  • Лаврентий (Некрасов) (1908)
  • Макарий (Гневушев) (11 февраля 1908 — 1909)
  • Никодим (Шатунов) (1909 — 1918)
  • Варфоломей (Ремов) (1923 — 1929)

    закрытие монастыря

  • Иоанн (Экономцев) (1991 — 2009)
  • Меркурий (Иванов) (10 октября 2009 — 26 июля 2012)
  • Исидор (Тупикин) (26 июля 2012 — 12 марта 2013)
  • Петр (Еремеев) (12 марта 2013 — 29 декабря 2021)
  • Евфимий (Моисеев) (с 29 декабря 2021)

История Горицкого монастыря в XVIII – начале XX века

В 1744 году в жизни монастыря наступили большие перемены. На 44 года город стал центром отдельной Переславской епархии, которой подчинялись 600 храмов и 20 монашеских обителей в Дмитрове, Александрове, Можайске и Волоколамске.

И Горицкий монастырь, как самый богатый на тот момент, перестал служить пристанещем для монахов, а сделался архирейской резиденцией – местом постоянного проживания главы епархии.

Вид церкви Николая Чудотворца и восточные (Проездные) ворота

В 1788 году епархию упразднили, поделив ее территорию между соседними – Владимирской, Ярославской и Московской. Позже, в XIX веке в бывшем монастыре построили духовное училище. К началу XX века монастырь находился в упадке и запустении – пруд зарос, территория была полна мусора, а строения значительно обветшали. После 1917 года его здания были национализированы, и в 1919 году в них разместили первые музейные коллекции.

Цари и монастырь: от переплавки колоколов — к реставрации келий

Молодому царю нужно было вооружать армию и чеканить медную монету. Требовался металл. В самом конце XVII века по приказу Петра с колоколен Ипатьевского монастыря сняли часть колоколов и отправили в Москву на переплавку. Деньги состоятельных вельмож государь тоже предпочитал направлять не на монастырские, а на государственные нужды, потому повелел доходы и пожертвования свыше шести рублей в год из расчета на одного монаха изымать в казну. Процветание сменилось упадком, монастырь постепенно ветшал и разорялся. Его стали использовать как место ссылки…

Bundesarchiv, Bild 183-H26751 / Onbekend / CC-BY-SA 3.0

Лишь в середине XVIII века, после того как Ипатьевский монастырь стал резиденцией архиерея Костромской епархии, на обитель вновь обратили внимание. Начались перестройка и расширение старых зданий, строительство новых… Троицкий собор стал кафедральным, в нем устроили архиерейскую усыпальницу

С 1747 года в обители разместили Костромскую духовную семинарию, в 1764 закончили строительство храма Рождества Богородицы, в Троицком соборе установили новый иконостас, который сохранился до наших дней. В 1767 году на Божественной литургии в Троицком соборе молилась императрица Екатерина II, посетившая Кострому во время своего путешествия по Волге. В «романовском» монастыре бывали и другие российские монархи. Николай I в 1834 году, осмотрев ризницу обители и келью, где жили Михаил Федорович с матерью, приказал Романовские палаты реставрировать, монастырь обновить и возвести в степень первоклассного. Что это значит? Согласно «Духовным штатам», изданным Екатериной II в 1764 году, все монастыри, владевшие вотчинами и не упраздненные, за исключением лавр и тех из них, что были сделаны кафедральными (то есть являлись архиерейскими резиденциями), разделили на три класса. В них была установлена норма штатных монахов и монахинь, из казны выплачивалось содержание. Ипатьевскому монастырю, как первоклассному, полагалось 33 монаха.

В Ипатьевском монастыре побывали Александр II в 1837 и 1858 годах, Александр III — в 1866 и 1881, Николай II — в 1881 и в 1913 годах.

6

Царская усыпальница

Мы уже несколько раз упомянули, что Новоспасский монастырь стал усыпальницей Романовых и других именитых семей. Основатели Новоспасского монастыря — Даниил Александрович и его сын Иван Калита — особенно благосклонно относились к этой обители. Так, Даниил Московский, по одной из версий, похоронен в Даниловом монастыре (начавшемся с той же церкви, что и Новоспасский). Иван Калита похоронен в Архангельском соборе Кремля, но в Спасо-Преображенской обители, как пишет её историк Иван Дмитриев, он принял предсмертный постриг.

По данным того же Дмитриева, в самом конце XV века, когда Новоспасский монастырь уже обосновался на своём нынешнем месте, в нём похоронили одного из предков Романовых — Василия Юрьевича Захарьина. В царствование Лжедмитрия сюда же были перевезены тела бояр Романовых, скончавшихся вне Москвы. А после того как здесь похоронили Ирину Михайловну, любимую тётку царя Фёдора Алексеевича, монастырь и вовсе стал пользоваться особой милостью монарха. Он приезжал сюда почти каждую неделю, чтобы поклониться могилам предков, делал щедрые пожертвования, и монастырь стали причислять к дворцовым.

Уже в конце XVII столетия по описи здесь насчитывалось 70 гробниц. Но во время нашествия Наполеона усыпальница была варварски (и здесь это слово вполне уместно) разграблена: искали сокровища. Из всех захоронений сохранилось только 28, и три остались неразграбленными в Знаменском соборе. Восстановление гробниц активно начали при Александре II.

***

Судьба монастыря в советские годы незавидна: в 1918 году практически все храмы, кроме церкви Николая Чудотворца, были закрыты, в монастыре открылись женская тюрьма, лагерь, проводились расстрелы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: