Секретная взлётно-посадочная

На секретную работу — с секретного аэродрома

Впрочем, в то время секретности уже как будто сталоменьше. Измайлово быстро заселялось, и аэродромстал местной достопримечательностью. Один современник, Александр Березин, вспоминал: «В прозрачномвоздухе носятся звуки летнего утра: за соседнимбаракомпрокричал петух, “дзинькнул” и повис над землёй звонок проезжающего по Первомайской улице трамвая, над домами разнёсся звукмоторов самолёта — через квартал от нашего дома находится Измайловский аэродром. Солнце поднялось выше, по голубому небу плывут облака. Смягкимрокотом невысоко над домами пролетает американский “Дуглас”. Несколько этих самолётов в 1944 году разместили у нас на аэродроме».

История[]

В 1910 году на Ходынском поле, неподалёку от нынешней станции метро, был открыт аэродром Московского общества воздухоплавания. Позднее он получил название «Центральный аэродром имени М. В. Фрунзе». В 1931 году на нём появился первый в СССР аэровокзал.

План строительства линии метро, проходящей около аэродрома, появился в 1932 году. В генеральном плане реконструкции Москвы 1935 года значилось, что линия второй очереди метро соединит центр Москвы с аэродромом. Согласно плану, станция «Аэропорт» должна была стать конечной. Но из-за переноса депо второй очереди в район села Всехсвятского конечной стала станция метро «Сокол». Первоначальный проект станции был разработан в 1935 году Архитектурной мастерской НКТП № 2 (архитектор — Б. С. Виленский, соавторы — Д. Б. Савицкий и В. А. Ершов), позднее в него были внесены некоторые изменения.

Станцию метро «Аэропорт» строили открытым способом. Вестибюли были встроены в два жилых дома, возведённых одновременно со станцией. Открытие станции «Аэропорт» состоялось 11 сентября 1938 года. Станция вошла в состав участка «Сокол» — «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная») второй очереди строительства, после ввода в эксплуатацию которого в Московском метрополитене стало 22 станции.

Во время Великой Отечественной войны станция служила бомбоубежищем, как и другие станции московского метро. Есть версия, что первая немецкая бомба, упавшая на Москву, взорвалась 22 июля 1941 года рядом со станцией «Аэропорт». Конструкция станции метро «Аэропорт» была скопирована архитектором Юлианом Островским для строительства бункера Сталина в Самаре.

Сейчас оформление станции немного отличается от первоначального. Круглые светильники на потолке были заменены люстрами из люминесцентных ламп. В 1979 году из северного аванзала был сделан выход в подземный переход под Ленинградским проспектом. Этот выход был оборудован эскалатором. К началу 1970-х годов пол был выложен серым гранитом (до этого он был частично заасфальтирован и частично покрыт разноцветным мрамором).

В середине 1990-х годов в ближайшем к станции жилом доме значительно возрос уровень шума и вибраций, исходящих от метро. По словам начальника Московского метрополитена Дмитрия Гаева, причиной этому послужили проводимые жильцами дома капитальные перепланировки.

В середине 2000-х годов существовал проект строительства Третьего пересадочного контура метро, где предусматривалась пересадка на станции «Аэропорт». В последующих планах пересадку было решено сделать на станции «Динамо».

После победы Великой Октябрьской Революции

С 01 мая 1922 года — С Центрального аэродрома начали выполняться первые в истории России регулярные международные почтово-пассажирские авиаперелёты по маршруту Москва — Кёнигсберг, организованные советско-германским обществом «Дерулюфт» (в 1925 году воздушная линия была доведена до Берлина).

15 июля 1923 года — Начались и первые регулярные внутригосударственные пассажирские рейсы Москва — Нижний Новгород. Путь в 420 км преодолевался за 2,5 часа. Полёты выполнялись на четырёхместном моноплане АК-1.

На аэродроме совершали свои полёты выдающиеся русские лётчики П.Н. Нестеров,

С.И. Уточкин,

В.В. Коккинаки и

В.П. Чкалов.

03 ноября 1923 года — Приказом Реввоенсовета СССР № 2456, подписанным Э. М. Склянским, Центральному аэродрому было присвоено имя Л. Д. Троцкого.

21 сентября 1920 года — Приказом Реввоенсовета № 1903 здесь был создан научно-опытный аэродром (НОА) Главвоздухфлота республики — первая в стране исследовательская и испытательная в сфере военной авиационной техники.

24 октября 1924 года — НОА при ГУ РККВФ преобразован в Научно-Опытный аэродром ВВС СССР.

26 октября 1926 года — В связи с возросшим объёмом работ опытный аэродром преобразован в Научно-испытательный институт ВВС РККА.

Чудеса маскировки

Аэродром строили на месте сельскохозяйственных угодий, которые широко раскинулись в Измайлове ещё со времён царя Алексея Михайловича. Взлётно-посадочная полоса начиналась недалеко от нынешнего пересечения 13-й Парковой и Первой Первомайской улиц, а оттуда шла на северо-запад. На востоке расположился военный городок, а между 11-й и 13-й Парковыми улицами виднелись антенные поля радиостанций.

Правда, увидеть всё это можно было, лишь подойдя совсем близко, а допускались сюда исключительно военные. Секретный аэродром ощетинился забором из колючей проволоки, никто не мог, даже попав на окрестные улицы, разглядеть военный объект. Ещё больше озаботились о маскировке «сверху». Уже на этапе планирования для аэродрома выбрали такие границы, что в них можно было угадать любое сооружение, кроме аэродрома. Очертаниями он напоминал скорее перевёрнутый башмак. Дорожки его имели вид окружностей, а короткая взлётно-посадочная (всего около 1 км) шла под откос: самолёты очень быстро набирали скорость и взлетали, а когда шли на посадку, то так же быстро тормозили. В качестве дополнительной маскировки на аэродроме высадили яблоневые сады. В результате всех этих усилий получился аэродром-невидимка, который даже в период сильных бомбардировок немцами Москвы в 1941–1942 годах ни разу не был атакован.

65-й отдельный

В июне 1942 года на Измайловском аэродроме развернули авиационно-техническую базу, а на ней дислоцировался 65-й отдельный авиаполк Военно-воздушных сил Военно-морского флота, или, говоря проще, военно-морской авиации. Полк укомплектовали квалифицированными пилотами — он должен был выполнять довольно простые, но всё же ответственные задачи. Когда часть формировали в Саранске осенью 1941 года, её назвали 64-м авиационным полком специального назначения. Лётчики и правда занимались специфическим делом. Своих самолётов у полка почти не было, и летали они на чужих — доставляли их от авиазаводов в действующие армейские эскадрильи.

К лету 1942 года полку начали ставить более разнообразные задачи, тогда и появились в его составе собственные эскадрильи: две истребительные, одна штурмовая, одна транспортная и одна бомбардировочная. Лётчики теперь занимались не только доставкой секретных документов и боевых самолётов, но также грузовыми и пассажирскими перевозками, участвовали в десантных операциях.

500 000 000 рублей

Парк, созданием которого занимается московское архитектурное бюро Kleinewelt Architekten, будет завершен к 2018 году. Планируется, что в парке разместится и , спроектированное ирландцами Heneghan Peng Architects.

Так давайте прочитаем немного информации об истории этого замечательного места.

Сегодня исполняется ровно 10 лет с момента последнего взлета самолета марки Ил с Ходынского поля в Москве.

На Ходынском поле располагался первый московский аэродром. Датой основания которого стало 17 июня 1910 года, когда Общество воздухоплавания объявило о положительном решении штаба Московского военного округа по выделению земли на территории Ходынского поля под лётное поле. В дальнейшем аэродром получил название Центральный аэродром им. Фрунзе.

Вблизи аэродрома были расположены ОКБ Сухого, Микояна, Яковлева, Ильюшина и авиационные заводы: № 30 (ныне ОАО «РСК «МиГ»), № 51 (ныне ОАО «Компания «Сухой»), № 240 (ныне ОАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина»).

В ноябре 1931 года на Центральном аэродроме было открыто первое в СССР здание аэровокзала. В 1936 — 1937 годах аэродром реконструировали, построили бетонную взлётно-посадочную полосу. В 1938 году к аэропорту была подведена линия метро с одноимённой станцией.

В 1947-1948 годах большая часть авиарейсов была переведена с Центрального аэродрома в аэропорты Быково и Внуково, с тех пор и вплоть до закрытия основным назначением Центрального аэродрома стали испытания новых самолётов.

На Ходынском поле проводились испытательные полеты и получили путевку в жизнь самолеты ведущих ОКБ, на которых были установлены сотни мировых рекордов по скорости и дальности полетов, грузоподъемности и другим параметрам, что позволило нашей стране быть лидером в ряде направлений мировой авиации.

ОКБ имени Ильюшина на Ходынке проводило летные испытания новейших пассажирских самолетов Ил-12, Ил-14, Ил-18, Ил-86, Ил-96-300, Ил-114, военных Ил-20, Ил-22, Ил-38, ныне известного и востребованного Ил-76.

С 1960 по 1971 годы на аэродроме функционировала «Центральная вертолётная станция»: отсюда выполнялись по расписанию пассажирские рейсы вертолётов Ми-4П и Ми-8 в аэропорты Внуково, Домодедово и Шереметьево.

Последний самолёт взлетел с Ходынского поля на остатке взлетно-посадочной полосы длиной 1 350 метров 3 июля 2003 года. Это был противолодочный Ил-38SD для ВМС Индии, управляемый В.М. Иринарховым.

В 2003 году аэродром был закрыт и исключён из «Перечня аэродромов совместного базирования РФ», на остатках взлётно-посадочной полосы и рулёжных планировалось организовать «Музей авиации на Ходынском поле». Вместо этого почти не охраняемая экспозиция будущего музея со временем превратилась в авиакладбище. С января 2012 года начался вывоз некоторых самолётов на реставрацию в частный музей техники.

На сегодняшний день взлётно-посадочная полоса и рулёжные дорожки сохранились частично и используются автошколами и школами повышения водительского мастерства. Так же на них проходят репетиции парадов Победы, и временно базируется боевая техника, участвующая в параде.

Как взлетали самолеты с Ходынки можно посмотреть в документальном фильме «Прощание с Ходынкой!»

Информация предоставлена ОАО «Авиационный комплекс им.С.В.Ильюшина»

Отрывок, характеризующий Центральный аэродром имени М. В. Фрунзе

странное явление

Для князя Андрея прошло семь дней с того времени, как он очнулся на перевязочном пункте Бородинского поля. Все это время он находился почти в постояниом беспамятстве. Горячечное состояние и воспаление кишок, которые были повреждены, по мнению доктора, ехавшего с раненым, должны были унести его. Но на седьмой день он с удовольствием съел ломоть хлеба с чаем, и доктор заметил, что общий жар уменьшился. Князь Андрей поутру пришел в сознание. Первую ночь после выезда из Москвы было довольно тепло, и князь Андрей был оставлен для ночлега в коляске; но в Мытищах раненый сам потребовал, чтобы его вынесли и чтобы ему дали чаю. Боль, причиненная ему переноской в избу, заставила князя Андрея громко стонать и потерять опять сознание. Когда его уложили на походной кровати, он долго лежал с закрытыми глазами без движения. Потом он открыл их и тихо прошептал: «Что же чаю?» Памятливость эта к мелким подробностям жизни поразила доктора. Он пощупал пульс и, к удивлению и неудовольствию своему, заметил, что пульс был лучше. К неудовольствию своему это заметил доктор потому, что он по опыту своему был убежден, что жить князь Андрей не может и что ежели он не умрет теперь, то он только с большими страданиями умрет несколько времени после. С князем Андреем везли присоединившегося к ним в Москве майора его полка Тимохина с красным носиком, раненного в ногу в том же Бородинском сражении. При них ехал доктор, камердинер князя, его кучер и два денщика.
Князю Андрею дали чаю. Он жадно пил, лихорадочными глазами глядя вперед себя на дверь, как бы стараясь что то понять и припомнить.
– Не хочу больше. Тимохин тут? – спросил он. Тимохин подполз к нему по лавке.
– Я здесь, ваше сиятельство.
– Как рана?
– Моя то с? Ничего. Вот вы то? – Князь Андрей опять задумался, как будто припоминая что то.
– Нельзя ли достать книгу? – сказал он.
– Какую книгу?
– Евангелие! У меня нет.
Доктор обещался достать и стал расспрашивать князя о том, что он чувствует. Князь Андрей неохотно, но разумно отвечал на все вопросы доктора и потом сказал, что ему надо бы подложить валик, а то неловко и очень больно. Доктор и камердинер подняли шинель, которою он был накрыт, и, морщась от тяжкого запаха гнилого мяса, распространявшегося от раны, стали рассматривать это страшное место. Доктор чем то очень остался недоволен, что то иначе переделал, перевернул раненого так, что тот опять застонал и от боли во время поворачивания опять потерял сознание и стал бредить. Он все говорил о том, чтобы ему достали поскорее эту книгу и подложили бы ее туда.

Аэродром специального назначения

Ответственные задачи ставились перед 65-м отдельным авиаполком и после войны. В частности, в июне 1945 года началась операция по доставке в Измайлово трёх американских тяжёлых бомбардировщиков дальнего действия Boeing B-29, известных также под названием Superfortress, что значит «Суперкрепость». Попали они в СССР не по ленд-лизу, а по случайности. ВВС США громили военные объекты Японии. В случае непредвиденных обстоятельств они по договорённости с СССР имели право совершить экстренную посадку на советской территории. А вот о возвращении «Боингов» договора не было. Фактически Советский Союз интернировал три самолёта. Грабежом это называть нельзя, под таким шагом имелись и правовые основания — договор о ненападении с Японией, подписанный ещё в 1941 году.

Тогда же в США и появилась «Суперкрепость». Этот бомбардировщик разработали специально для войны с Японией. Его характеристики внушают уважение: крейсерская скорость — около 350 км/ч; дальность полёта — более 6 тыс. км; бомбовая нагрузка — до 10 тонн. Всего было собрано примерно четыре тысячи таких «Боингов». Те, что достались СССР, назывались «Весёлый Бродяга», «Генерал Х. Арнольд спешиел» и «Динг Хоа». Их доставили с Дальнего Востока для дальнейшего изучения и воссоздания уже под советским брендом — Ту-4.

На Измайловском Аэродроме работали известные в лётномделе специалисты — авиаконструктор Сергей Ильюшин, лётчик-испытатель Владимир Коккинаки. Иногда с секретного военного аэродрома взлетали абсолютно мирные сельскохозяйственные «кукурузники» — «Аннушки» (они же Ан-2) — и, заложив лихой вираж, мчались обрабатывать подмосковные поля. Выполнялись отсюда и пассажирские рейсы малой авиации. Маленькие самолётики с пропеллерами больше напоминали маршрутное такси. Конечно, никаких удобств — ни туалета, ни стюардесс с напитками и сэндвичами. Иногдамогли раздать конфеты — леденцы «Взлётные» (чтобы в ушах не закладывало). Тряслись и грохотали эти самолётики ужасно. Дверь в кабину лётчиков, как правило, была открыта, иможно было видеть, как пилот, глядя на землю, сверяет свой маршрут с потёртой картой.

Периодически Измайловский аэродром выручал самолёты Тушинского аэродрома Главсевморпути. При дождливой погоде грунтовая взлётно-посадочная полоса раскисала, и полёты полностью прекращались.

Выполнялись здесь и испытательные полёты. Увы, не все они завершались благополучно. Печальное подтверждение тому — большое количество могил лётчиков на соседнем Измайловском кладбище. Трагедии происходили из-за технических недоработок и просто случайностей. Так, весной 1948 года рядом с аэродромом во время испытаний вертолёта Б-11 от винта оторвалась одна лопасть. Машина упала на землю, ещё в воздухе разломавшись на части. Погибли пилот и радист.

Отправлялись с измайловской взлётно-посадочной и научные экспедиции. Некто В. В. Гарнов вспоминал, как группа учёных вылетела из Измайлова на Новую Землю проводить ядерные испытания: «Время подготовки прошло быстро, и вот нам, небольшому коллективу сотрудников, надо было вылетать вслед за аппаратурой, отправленной ранее. В назначенный день собираемся в институте и на автобусе направляемся на окраину Москвы на аэродром Измайлово, который в то время обслуживали военные моряки. Самолёт Ли-2 взлетел в сумерках, а через некоторое время в иллюминаторах огни Москвы сменились темнотой ночи. Первая остановка — военный аэродром Ягодник на острове между протоками Северной Двины под Архангельском, далее — Амдерма, аэродром вдоль береговой полосы Карского моря».

Слухами аэродром полнится

Там, где нет точного знания, появляются мифы. Вокруг секретных военных объектов всегда много легенд. Некоторые из них совсем неправдоподобные. Например, многие ошибочно считают, что в Измайлове начал свой знаменитый полёт на Северный полюс Валерий Чкалов. При этом известно доподлинно, что Валерий Павлович вылетел с Щёлковского (ныне Чкаловского) аэродрома.

Ещё один странный миф лишает аэродрома его военных заслуг: мол, с этого аэродрома за всё время Великой Отечественной никто вообще не взлетал и на него не садился. Зачем тогда вообще нужен был аэродром — непонятно. Гораздо реалистичнее совершенно противоположный слух о том, что в 1941-1942 годах самолёты, защищавшие московское небо от люфтваффе, взлетали в том числе в Измайлове.

Есть у аэродрома и «сталинские» легенды. По одной из них, Сталин вылетал на Тегеранскую конференцию 1943 года с Измайловского аэродрома. Но это, очевидно, лишь слух: Сталин, Молотов, Ворошилов и Берия (последний отвечал за безопасность советской и американской делегаций) добирались через Баку — сначала поездом, а после пересели на самолёт. С Измайловского аэродрома вылетел только борт с многочисленными сопровождающими лицами. Опять-таки из соображений секретности сначала он взял курс на Пензу, потом свернул на Воронеж, затем на Баку и уже в азербайджанской столице соединился со Сталиным и Молотовым.

Другая «сталинская» история звучит более правдоподобно: предполагается, что из Измайлова в случае взятия немцами Москвы планировалась секретная эвакуация Сталина. Такой способ покинуть столицу был бы удобен, поскольку неподалёку располагался сталинский бункер.

Парашютная вышка в Измайлове, 1958-1960 гг.

Здание Центрального аэропорта

Фото: Марина Лысцева, ее телеграм-канал про авиацию

Самый большой из сохранившихся — и недоступный для осмотра — объект. Это — здание бывшего Центрального аэропорта (вот почему ближайшая станция метро — «Аэропорт» — носит такое название). Массивное постконструктивисткое строение было перестроено сразу после войны, когда оно было передано в ведомство управления Военно-Воздушными силами СССР. Впоследствии этот огромный комплекс занимал штаб Объединенных вооруженных сил Организации Варшавского Договор и другие военные организации.Что здесь сейчас: базируется Объединённый штаб Организации Договора о коллективной безопасности.Адрес: Ленинградский просп., 41.

P. S.На этом видео снят последний в авиационной истории Ходынского поля взлет воздушного судна. Это произошло 3 июля 2003 года.

Другие истории Дениса Бычкова о московской архитектуре и малоизвестных достопримечательностях ищите в телеграм-канале «Москва. Детали».

Фото: pastvu.com

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: